Что находится в середине цветка
Bio-Lessons
Образовательный сайт по биологии
Строение цветка
К генеративным органам растений относятся цветок, семя, плод. Цветки характерны только для цветковых растений (отсюда и их название). Из цветка образуются плоды с семенами. Цветок развивается из генеративной (цветочной) почки.
Цветок состоит из цветоложа, чашечки, венчика, тычинок и пестика (рис.1). Часть стебля под цветком называется цветоножкой. Цветок без цветоножки называется сидячим (у волчьего лыка). Цветоножка продолжается в цветоложе. Эта стеблевая часть цветка обычно укорочена. На ней расположены все части цветка.
Рис.1 Строение цветка
Чашечка цветка состоит из отдельных или сросшихся чашелистиков, в большинстве случаев зеленого цвета. Чашелистики выполняют защитную функцию.
Венчик состоит из лепестков. У ландыша, колокольчика, незабудки лепестки венчика срастаются между собой, тогда как у тюльпана, мака, шиповника, яблони они остаются раздельными.
Венчик, образованный сросшимися лепестками, называют сростнолепестным. Венчик, состоящий из отдельных лепестков, называют раздельнолепестным.
Лепестки выполняют две главные функции: защита тычинки и пестика и привлечение насекомых-опылителей. Окраска венчика бывает белая — отражает прямые солнечные лучи, предохраняя от перегрева. Или ярко окрашенная для насекомых.
Во время ночной прохлады лепестки венчика обычно закрываются и тем самым защищают тычинки и пестик от переохлаждения и росы.
Чашечка и венчик вместе составляют двойной околоцветник (рис.2) (цветы яблони, урюка, вишни). Простой околоцветник не подразделяется на чашечку и венчик. Он образован либо чашечками (цветки крапивы, лилия). У цветков, приспособленных к опылению ветром, околоцветник отсутствует (ива, ясенец, тополь).
Рис. 2 Виды околоцветников
Тычинка — мужская часть цветка, участвующая в размножении. Любая тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника, прикрепленного к ее верхушке (рис. 3). Когда пыльник полностью созреет, пыльца высыпается из цветка.
Рис.3 Строение тычинки
Пестик — женская часть цветка, из которой развивается плод. Он располагается в центре цветка. Состоит из трех частей. Верхняя часть — рыльце, средняя утонченная часть — столбик, нижняя расширенная часть — завязь (рис.4).
Столбик возвышает рыльце, что облегчает попадание на него пыльцы, а также соединяет его с завязью.
Завязь — важнейшая часть пестика. Она может иметь разное число гнезд, в каждом из которых содержатся от одной (у пшеницы) до нескольких тысяч (у мака) семяпочек. Завязь защищает семяпочки от температурных перепадов и вредных насекомых. Из завязи образуется плод.
Рис.4 Строение пестика
1-рыльце, 2-столбик, 3-завязь
Обоеполые и однополые цветки. Цветок, у которого есть и тычинки, и пестик, называется обоеполым. У большинства растений цветки обоеполые. Если же цветок имеет только тычинки или только пестик, то такой цветок называют однополым, или раздельнополым. Однополый цветок, в котором есть только тычинки, называется тычиночным, или мужским. Если же в цветке имеется только пестик, то его называют пестичным, или женским.
Если однополые цветки, тычиночные и пестичные, располагаются на одном растении (рис. 5), то такое растение называют однодомным (береза, кукуруза, огурец). Все цветки собраны как бы в одном «доме».
Рис.5 Однодомное растение (кукуруза)
У двудомных растений (рис.6) тычиночные цветки находятся на одном растении, а пестичные — на другом (крапива, тополь, ива). То есть мужские и женские цветки у них расположены в разных «домах».
Рис.6 Двудомное растение (ива). Побеги с сережками. Тычиночный цветок слева, пестичный справа
Цветок состоит из цветоложа, чашечки, венчика, тычинок и пестика.
Чашечка состоит из чашелистиков, которые выполняют защитную функцию. Венчик состоит из лепестков, он бывает сростнолепестным и раздельнолепестным. Лепестки выполняют функции защиты и привлечения опылителей. Тычинка — мужская часть цветка, участвующая в размножении. Пестик — женская часть цветка, из которой развивается плод. Обоеполые цветки имеют и пестик, и тычинку. Однополые цветки, в которых только пестики — женские; только тычинки — мужские.
Биологическая роль соцветия
Опыление и оплодотворение растений. Половое размножение
Биологический русско-английский глоссарий
Из каких частей состоит цветок? Названия, описание и схема
Цветы – это отличительная черта цветковых, или покрытосеменных растений, которые составляют большую часть царства растения. Это репродуктивные органы растения, из которых формируются плоды с семенами. Цветки бывают двух видов – обоеполые и однополые. Обоеполые цветы – гермафродиты, то есть у них есть как мужские (тычинки), так и женские (пестики) репродуктивные части.
С другой стороны, однополые цветки имеют либо мужские (тычинки), либо женские (пестики) репродуктивную часть. Растения, которые несут как тычиночные (мужские), так и пестичные (женские) цветки на одной особи, называются однодомными, а те, которые несут только тычиночные (мужские) или только пестичные (женские) цветки, называются двудомными.
В процессе эволюции цветки приобрели яркий и красочный внешний вид (по большей части), который необходим для привлечения опылителей, таких как птицы, бабочки, пчелы и осы.
Основные части цветка
Хотя цветки различаются по форме и размеру, их анатомия обычно одинакова:
Цветок, у которого есть все части, называется полным, а цветок, в котором отсутствует одна или несколько частей, называется неполным.
Части цветка также подразделяют на фертильные, или репродуктивные (тычинки, пестик или пестики), и стерильные (околоцветник).
Давайте рассмотрим основные части цветка более подробно:
Цветоложе
Цветоложе представляет собой расширенную структуру на конце цветоножки, к которой прилеплены все остальные части цветка (чашелистики, лепестки, тычинки, пестики). Цветоложе имеет стеблевое (побеговое) происхождение, в отличие от остальных частей, имеющих листовое происхождение.
Чашелистики
Цветочные бутоны часто покрыты зелеными листовыми структурами, называемыми чашелистиками, которые защищают их на стадии бутонов. Все чашелистики цветка образуют внешний оборот, называемый чашечкой. Хотя чашелистики обычно зеленые, они могут отличаться по цвету в зависимости от вида растения.
Цветы растений, такие как анемоны, не имеют чашелистиков, в то время как у некоторых цветов они видоизменены в прицветники, небольшие листоподобные структуры, расположенные вокруг цветка. Прицветники некоторых растений могут быть больше и ярче, чем лепестки. Цветки без лепестков обычно имеют видоизмененные чашелистики, которые больше и имеют яркий окрас, чтобы привлекать опылителей.
Лепестки
Лепестки являются наиболее заметной частью структуры цветка из-за их яркого окраса (в большинстве случаев) и иногда запаха. Их основная функция – привлекать опылителей, а также защищать внутренние репродуктивные части цветка.
У некоторых цветов лепестки отсутствуют или уменьшены. Мутовка лепестков называется венчиком. Чашечка и венчик вместе образуют околоцветник.
Тычинки
Тычинка – это мужская часть цветка, и вместе все тычинки образуют внутренний третий оборот цветочной структуры – андроцей. Каждая тычинка состоит из длинной трубчатой нити с мешочком наверху, называемый пыльником. Пыльцевые зерна содержат мужские репродуктивные клетки или мужские гаметы и образуются в пыльниках (в каждом пыльнике много пыльцевых зерен).
Одно пыльцевое зерно содержит вегетативную и генеративную клетки. Вегетативная клетка образует пыльцевую трубку, а генеративная клетка оплодотворяет женскую репродуктивную клетку. Когда опылитель касается пыльника, пыльца прилипает к опылителю и переносится к другим цветкам, которые посещает опылитель.
Пестик
Пестик – женский репродуктивный орган цветка, состоящая из трех основных частей: рыльце, столбик и завязь:
Естествознание.ру
Цветок: строение и участие в размножении
Розы прививают любовь к природе, а шипы — уважение.
Царство растений огромно. В него входят мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные и цветковые растения. Все живое способно размножаться, то есть воспроизводить себе подобных особей. Растения — не исключение.
Откуда берутся яблоки, сливы и баклажаны? Сначала появляются цветки и соцветия. Отцветая, они оставляют завязи плодов. Плоды наливаются, в них созревают семена. Под кожурой семени находится зародыш — растительный эмбрион с запасом питательных веществ. Он терпеливо сидит в своей оболочке, ожидая, пока семя окажется во влажной земле или рыхлом дерне. После этого из семени проклевываются корешок и первые нежно-зеленые листики. Так рождается новое растение.
Но как же происходит процесс оплодотворения? На самом деле все гораздо сложнее, чем может показаться. Для чего деревья и травы из года в год радуют нас яркими душистыми соцветиями? Цветок — важный орган растения, орган размножения. Он дает растению возможность оставить после себя потомство.
Деревья могут вегетативно размножаться с помощью укоренения веток. Прижатые к почве, они пускают корни и развиваются в отдельное растение.
Цветок — это видоизмененный укороченный побег растения. Он нужен для семенного размножения. Как любой побег, цветок развивается из почки. Его стеблевая часть представлена цветоножкой, верхнюю часть которой называют цветоложем. Чашечка, венчик, тычинки и пестики — это видоизмененные листья. Цветок снаружи окружает околоцветник. Он защищает внутреннюю часть цветка от внешних воздействий. Кроме того, яркие лепестки привлекают насекомых-опылителей.
Если околоцветник образуют чашелистики и лепестки, то это — двойной околоцветник. У цветов яблони имеются как лепестки, так и ча0елистики — у них двойной околоцветник. Околоцветник, состоящий из более или менее одинаковых лепестков, называют простым. Например, цветок тюльпана состоит из одинаковых лепестков — у него простой околоцветник. Цветки некоторых растений вообще не имеют развитого околоцветника. У цветков ивы он напоминает чешуйки. Такие цветки называют голыми.
В середине цветка находятся репродуктивные части цветка: пестик и тычинки. Именно они играют главную роль в процессе размножения. В них созревают половые клетки — гаметы. Пестик состоит из трех частей: завязи, столбика и рыльца. В пестике образуются женские половые клетки. Тычинка состоит из пыльника и тычиночной нити. В ней образуются мужские половые клетки — пыльца.
Цветки раскрываются и закрываются лишь в определенное время суток:
С полудня и до вечера венчики постепенно начинают никнуть. Цветочное ориентирование во времени обнаружил Карл Линней (1707-1778, шведский ученый и медик). В 1720 году он создал первые в мире цветочные часы. Их циферблат состоял из нескольких секторов, в каждом росли определенные цветы. По ним можно было определять время с погрешностью в полчаса.
Пример цветочных часов
Как известно из вышесказанного, в мире флоры есть растения-мальчики и растения-девочки. У них тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные — на других. Для того чтобы мужские гаметы попали на женское растение и наоборот, такие экземпляры нуждаются в помощи опылителей: ос, пчел, шмелей и мух.
Существуют и однодомные растения. У них однополые мужские тычиночные цветки и женские пестичные находятся на одном и том же растении. К однодомным относятся береза, орешник, дуб, бук, тыквенные и многие виды осоки.
Цветки большинства растений имеют и тычинку, и пестик. Такие цветки называют обоеполыми. Но у некоторых растений одни цветки имеют только пестики — пестичные цветки, а другие — только тычинки — тычиночные цветки. Такие цветки называют раздельнополыми.
Существуют виды, у которых на одном растении есть сразу обоеполые и однополые цветки. Это многобрачные (полигамные) растения. К ним относятся гречиха, ясень, георгина и дыня.
Конспект занятия по ознакомлению с природой «Строение цветка»
Надежда Ручко
Конспект занятия по ознакомлению с природой «Строение цветка»
Цель: познакомить детей со строением цветка
Задачи: ознакомление с различными видами цветов и их строением, приобщение к бережному отношению к цветам и природе в целом, получение новых знаний и закрепление имеющихся знаний по уходу за цветами.
Используемые материалы: мультимедийный проектор, картинки с изображением строения цветка, соль (сахар) в баночке, стакан воды, трубочка для коктейля, кусок сухой (не взрыхленной земли, лоток с рыхлой землей, лейка для полива комнатных растений.
Раздаточный материал: половина альбомного листа, цветные карандаши.
Ход занятия
-Здравствуйте ребята. Хотелось бы начать наше сегодняшнее занятие с вопроса:
Любите ли вы природу?
-Это очень хорошо, что вы любите природу.А скажите мне пожалуйста: А что такое любовь к природе?
-Не ломать ветки, не рвать цветы, не сорить…
-Молодцы, это совершенно верно. А еще очень важно изучать, как устроены и из чего состоят природные объекты, чтобы знать, как к ним правильно относиться, чтобы не навредить и не испортить. У некоторых из вас есть дачи, куда вы с семьей приезжаете отдыхать, но не только отдыхать, но и ухаживать за теми растениями, которые там посажены. Расскажите, пожалуйста, какие растения растут у вас на дачных участках.
-Огурцы, помидоры, яблони, березы, рябина, картошка….
-Видите как много разных растений окружают нас на дачах. А цветы растут на ваших дачных участках?
-Вот видите, цветы растут на дачах у всех. И в наших домах мы выращиваем цветы на подоконниках, и в нашей группе есть цветы. А как вы думаете, почему люди так охотно выращивают цветы?
-Потому, что цветы красивые. Их можно подарить…
-Вы совершенно правы. Люди выращивают цветы потому, что это красиво. И этой красотой можно не только любоваться самому, но и подарить кому-нибудь в праздник. Но за цветами нужен и уход. А для того, чтобы правильно ухаживать за цветами, надо знать, как они устроены, из чего состоят.
Демонстрируется с помощью проектора картинка цветка (одуванчика, на которой изображена надземная часть цветка, а нижняя часть картинки закрыта черным прямоугольником. Детям предлагается рассмотреть одуванчик и назвать те его части, которые они видят и знают.
-Стебель, цветок (бутон, листья.
-Вот видите, как много вы уже знаете о строении цветка. Но под этим черным прямоугольником что-то скрывается. Как вы думаете, что это?
-Конечно. (На изображении убирается черный прямоугольник). Это корень. Но когда мы с вами смотрим на растущий цветок, мы корней не видим, потому что они спрятаны под землей. А сейчас у нас есть возможность посмотреть на полное строение одуванчика. Я попрошу (Имя ребенка) сейчас повторить для нас всех из чего же состоит цветок.
-Стебель, цветок (бутон, листья, корень.
С помощью проектора демонстрируем другие цветы с корнями (розы, ромашки, хризантемы, бархатцы, и т. д.). Дети называет знакомые им цветы, при возникновении затруднений воспитатель помогает.
-Мы с вами увидели, что корни есть у всех цветов. А для чего же нужны цветам корни?
-Чтобы крепко держаться и не упасть, чтобы пить воду из земли….
-Вы большие знатоки, это хорошо. Конечно, в первую очередь корень нужен для питания растения. В земле находится много полезных веществ, которыми растение (цветок) питается. Но для хорошего питания необходимо еще что-то, подскажите мне, пожалуйста. Без чего не можем обойтись ни мы с вами, ни цветы?
-Нужна вода, без воды.
-Правильно. Без воды. Вода нужна для того, чтобы растворять полезные вещества, находящиеся в земле и только тогда цветы своими корнями смогут втянуть в себя эти полезные вещества, как коктейль из трубочки. Представьте себе, что это полезные вещества, находящиеся в земле (демонстрируется баночка с насыпанной на дно солью или сахаром). Смогу ли я сейчас втянуть через трубочку эти полезные вещества?
-Конечно, не смогу, потому, что они сухие и через трубочку не втянутся. А представьте, что я цветок и мне очень нужны эти полезные вещества. Что же делать?
-Надо налить воды, полить водой.
-Да, надо полить водой. (Наливается вода, некоторое время баночку встряхиваем, вращаем. Соль или сахар растворились.) А теперь сможет наш цветок напиться и получить из земли полезные вещества?
-Теперь наше растение не только получит необходимую для него влагу, но и питательные вещества, которые растворены в воде. А что еще нужно делать, чтобы цветы хорошо росли и радовали нас?
-Рыхлить землю, удобрять.
-Верно. Землю нужно удобрять. Потому что в некоторых почвах не хватает питательных веществ для цветов и их нужно туда как-то поместить. Это делает человек. Он так же как мы сейчас растворяет в воде полезные для цветов вещества и поливает ими землю из которой цветок своими корнями эти вещества «выпьет». А для чего же землю рыхлить?
-Чтобы рыхлая была, чтобы дышала лучше…
-Это все верно, когда земля рыхлая в нее проникает кислород, который нужен растениям. А сейчас я вам покажу, для чего еще нужно землю рыхлить. Давайте посмотрим, что у нас есть в лотках.
-Да, у нас с вами есть ком земли и рыхлая земля. (Имя ребенка, полей пожалуйста водой ком земли и рыхлую землю. Что мы замечаем?
-В рыхлую землю вода впитывается лучше.
-Конечно, мы с вами видим, что в рыхлую землю вода впитывается хорошо, а с не разрыхленного комка земли вода даже стекает сначала и впитывается плохо. Значит, нужно рыхлить землю для того, чтобы в нее лучше впитывалась вода и цветам хватало влаги (воды) и питательных веществ.
В землю бросили зерно (дети сидят на ковре, поджав под себя ноги)
Стало прорастать оно (дети садятся на корточки)
Появляется росток (дети встают в полный рост)
А потом уже цветок (поднимают руки на головой)
Несколько повторов, в процессе дети сами произносят по памяти слова.
А сейчас я предлагаю вам на листочках нарисовать цветок. Но уже не так как мы его рисовали всегда, не только ту часть, которую мы видим с вами, но и корень цветка.
Дети выполняют рисунки. Каждый рисунок потом прикрепляется на магнит на доску. Любуемся рисунками. Еще раз повторяем строение цветка, уже используя рисунки детей.
-Мы с вами хорошо поработали. Наше занятие окончено.
Педагогический проект «Бал цветов» В детском саду имеются кадровые ресурсы, материально- технические условия, учебно-методические пособия, использование которых способствуют.
Проект «Мои друзья — комнатные растения» (старшая группа) Мини-проект «Комнатные цветы – наши друзья» Цель проекта: формирование знаний о растительном мире, о лекарственных комнатных цветах, развитие.
Цветок. Строение и функции цветка. Формула и диаграмма цветка
Вы будете перенаправлены на Автор24
Цветок – видоизмененный укороченный побег, приспособленный к образованию микро- и мегаспор, гамет и перекрестного опыления. Учеными в области растений было выдвинуто два направления. В одном направление цветок характеризовался признаками в наличие тычинки, пестика и околоцветника. И был сделан вывод на данном основании о том, что цветок имеют только покрытосеменные растения. В другом направлении признаком цветка является образование спор и гамет. Из цветка развивалось семя или плод. Такое утверждение доказывало то, что цветок есть как у покрытосеменных растений, так и голосеменных.
Цветком, заканчивается боковой или основной побег. Покровным цветком называют, цветок который оканчивается боковым побегом. Ось цветка называется цветоложем. Его можно считать главной частью, в цветке, так как на нем крепятся чашечка, венчик, тычинки, пестик.
Цветоложе индивидуально, для каждого растения. Так у пеона цветоложе плоское, у лютика выпуклое, у вишни, розы вогнутое. У некоторых растений на цветках можно наблюдать цветоножки, это часть стебля несущая цветок. Если цветоножки нет, то такой цветок называется сидячим. На цветоножке в свою очередь можно наблюдать прицветники, у каждого растения их количество варьируется, или вообще отсутствует. Этот факт помогает классифицировать растения на семейства, роды и виды.
Чашечка цветка образуется из чашелистиков, как правило, зеленого цвета. Функция ее защищать цветок, когда он находится в стадии бутона. Чашечки могут срастаться или быть свободными.
Лепестки цветка формируют венчик. Он в отличие от чашечки окрашен в яркий цвет. Каждое растение имеет свой пигмент цветка. В природе встречаются самые разнообразные формы и цвета венчика. Если через ось венчика можно провести не одну ось, такой венчик называется правильным. Правильный венчик встречается в растений семейств крестоцветных, гвоздичных. Если ось одна, то такой венчик неправильный, встречается он губоцветных, мотыльковых семейств растений. У канны и валерьяны вообще не возможно, провести ни одной оси, это тоже неправильные венчики. Как и чашечка, венчик может срастаться или быть свободным. Из-за своей пигментации венчик привлекает насекомых, которые опыляют растение.
Готовые работы на аналогичную тему
Строение тычинки, пыльника и пыльцы
Тычинка состоит из тычиночной нити и прикрепленного к ее верхушечки пыльника, в котором непосредственно развиваются споры, а из них пыльца.
Тычиночная нить бывает узкоцилиндрической формы, плоская, пластичная или мясистая. У некоторых растений нить короткая или вообще не развивается. Тычиночная нить крепится к пыльнику.
Пыльник формируется из двух продольных половинок, соединенные между собой связником. По форме пыльника различают виды растений. Так пыльник чаще у растений неподвижен, но у некоторых он качается, например у лилейных и злаковых. У каждой половинке пыльника различают по два пыльцевых гнезда, где в свою очередь, и развивается микроспоры, превращающиеся в пыльцу.
Микроспоры, прорастая внутри пыльника, дают мужские гаметофиты. Прорастая, микроспора митотически делятся, образуя маленькую репродуктивную клетку и большую вегетативную клетку. Из репродуктивной клеточки развивается спермий, а из вегетативной пыльцевая трубка.
Строение пестика
Срастаясь, плодолистики образуют пестик. В себе пестик хранит семенные зачатки, непосредственно в нижней вздутой части завязи. Столбик пестика несет на себе рыльце, на котором попадает и прорастает пыльца. Столбик у разных растений различен, иногда вообще не развит. Из-за неразвитого столбика, рыльце получило название сидячее. Пестиков у растений может быть несколько, и число их зависит от количества завязей. В свою очередь, завязь верхняя, средняя и нижняя.
В зависимости от количества гнезд в завязи, различают одногнездые, двухгнездые и многогнездые завязи. В гнезде находятся семенные зачатки. Их количество прямо пропорционально зависит от вида растений. На внутренних стенках завязи в виде небольших бугорков закладываются семенные зачатки. Место заложения зачатков называется плацентой. К ней семенной зачаток крепится с помощью семяножкой.
Интегументы семенных зачатков образуют отверстие – микропиле. Нуцеллус, расположенный под интегуметнтами, окружает зародышевый мешок. Нуцеллус – это ядро семенного зачатка. На микропилярном конце зародышевого мешка находятся три клетки – одна большая яйцеклетка и две синергиды. На противоположном конце три клетки антиподы. в результате слияния двух полярных ядер образовалось вторичное ядро. Вторичное ядро находится в центре зародышевого мешка.
Формула и диаграмма цветка
Формула цветка описывается следующими обозначениями:
Примеры формул цветов
Диаграмма – это проекция цветка на плоскости, перпендикулярна оси цветка. Диаграмма составляется по поперечному разрезу нераскрытых цветочных почек. Диаграмма показывает более точное строение цветка нежели формула.
Функции цветка
На первый взгляд кажется, что функция цветка, состоит в эстетическом разнообразии нашей флоры. Цветы радуют наш глаз своей красотой, а их большинство имеют утонченный аромат, который не оставляет равнодушным наше обоняние. Но цветы это не только красота и аромат. Главная функция цветов для самих растений это размножение. Благодаря форме и пигментам окрашивающие цветок, а также эфирным маслам, несущие аромат, цветок привлекает внимание насекомых и птиц-опылителей.
К сожалению не все растения имеют красочные, ароматные и большие цветки, в природе встречаются маленькие, тусклые цветочки не привлекающие внимание опылителей. Такие растения опыляются ветром.
Опыляясь в завязи цветка, формируются и развиваются семена.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 17 06 2021