Что находится в приямке лифта
Узлы и детали лифта
Оборудование приямка
В приямке расположены буферные устройства кабины и противовеса. На одной из направляющих кабины установлено натяжное устройство каната ограничителя скорости, а также на специальном кронштейне размещены электроаппараты блока приямка, включающие в себя: пост с кнопкой «Стоп» (SA3), звонковую кнопку (ST3), штепсельную розетку телефонной связи (XS3), розетку ремонтного напряжения (XH3) и клеммную коробку со звонком (HA3). Электроаппараты в приямке предназначены для предотвращения движения кабины (противовеса) при нахождении обслуживающего персонала в приямке лифта, а также для подключения ремонтного освещения и переговорной связи. Если расстояние от пола приямка до порога двери для входа в него более 1,55 м в шахте устанавливается дополнительный выключатель приямка (SA3-1) согласно монтажному чертежу.
Шунты и датчики
Шунты и датчики точной остановки предназначены для обеспечения автоматической работы лифта.
Шунты ТО выполнены раздвижными, для регулировки точности остановки при подходе к этажу сверху и снизу.
При вхождении шунта точной остановки, расположенного в шахе, в датчик точной остановки (SQ1), установленный на кабине, происходит изменение местоположения движущейся кабины на единицу. При подходе к этажу назначения кабины замедляется по сигналу замедления и останавливается по достижении очередного шунта точной остановки.
Двигатель лебедки отключается, накладывается тормоз, кабина останавливается (более подробно см. проект электропривода и автоматики).
На крайних остановках установлены датчики коррекции (ДНЭ-SQ4) и (ДВЭ-SQ5), взаимодействующие с шунтом на кабине. Нахождение шунта кабин в любом из этих датчиков вызывает переход на малую скорость и остановку кабины в ближайщей точной остановке независимо от команд счетной системы замедления.
На основном посадочном этаже, если он не является крайним, устанавливается датчик основного посадочного этажа (ДПЭ-SQ6).
На основной посадочный этаж кабина прибывает по сигналу «Пожарная опасность», также в административных зданиях на этом этаже происходит дистанционное отключение лифта.
При оснащении главного привода лифта преобразователем частоты работу лифта и настройки преобразователя см. проект электродвигателя и автоматики.
Канаты
Тяговые канаты, на которых подвешена кабина и противовес, воспринимают нагрузку от них и передают ее через лебедку на строительную часть здания.
Канат ограничителя скорости является связующим звеном между ограничителем скорости и ловителями кабины. Назначение каната – передать ловителям усилие, необходимое для приведения их в действие при срабатывании ограничителя скорости.
Канат привода двери кабины обеспечивает синхронное открывание и закрывание створок двери кабины.
Вводное устройство
Вводное устройство (QB1) с ручным приводом, расположенным сбоку, применяется в качестве входного аппарата, прерывающего электрическое питание всех цепей, за исключением электрических цепей по п.6.1.4 Пб 10-558-03. В конструкции вводного устройства предусмотрена возможность блокировки устройства в отключенном положении посредством запираемого замка.
Также компания «СтройЛифтСервис» занимается установкой диспетчерских для лифтов и полной заменой лифтов.
Монтаж оборудования приямка лифта
Монтаж оборудования приямка выполняется после установки направляющих кабины и противовеса, которые являются для него измерительной базой, а в ряде случаев, оборудование крепится непосредственно на направляющие. В приямке устанавливаются буфера для кабины и противовеса, натяжное устройство каната ограничителя скорости и, сблокированные на щитке, выключатель, звонок, штепсельная розетка телефонной связи и переключатель. Для скоростных лифтов с высотой подъема более 45 м в приямке также устанавливается натяжное устройство уравновешивающих канатов.
Пружинные буфера под кабину для пассажирских лифтов могут устанавливаться на направляющие при монтаже последних или на специальных бетонных тумбах. Пружинный буфер под противовес устанавливается на полу приямка. Если пружинные буфера под кабину закреплены на направляющих, то они надеваются на нижние их отрезки перед установкой последних.
Для грузовых и некоторых типов пассажирских лифтов пружинные буфера под кабину устанавливаются на бетонных тумбах, в которые заделывается анкерный крюк стойки. Стойка буфера противовеса фиксируется заливкой чистого пола. Кроме того, стойки пружин могут привариваться к закладным деталям, если они предусмотрены.
Перед бетонированием тумб и заливкой чистого пола или приваркой стоек к закладным деталям они должны быть выставлены в проектное положение. Для этой операции используются специальные кондукторы (рис. 13.27). В стакан вводится стойка буфера, прижимается фланцем к его нижнему торцу и зажимается проходящим сбоку через стенку стакана болтом. Кондуктор с зажатыми в нем стойками на зажимах крепится к направляющим. При этом проверяется его горизонтальность и проектный размер установки стоек буферов по высоте. В таком положении стойки остаются зафиксированными при бетонировании тумб и заливке чистого пола. Кондукторы снимаются после твердения бетона или после приварки стоек к закладным деталям.
Гидравлические буфера при монтаже скоростных лифтов устанавливаются на специальную раму и монтируются в блоке с ней монтажной лебедкой. Рама выставляется по направляющим с помощью струны и отвесов к центрам буферов и проверяется на горизонтальность. Отклонение буферов от вертикали не должно превышать соотношения 1/1000. После установки буферов следует проверить в них уровень масла и при необходимости долить через воронку с сеткой. Марка масла указывается в заводской инструкции. После монтажа масляные буфера закрываются чехлом.
Натяжное устройство каната ограничителя скорости закрепляют на проектной высоте на одной из направляющих кабины с помощью зажимов. Под его
груз устанавливают подставку таким образом, чтобы рычаг кронштейна оставался в горизонтальном положении. После запасовки каната ограничителя скорости подставка убирается. Натяжное устройство компенсирующих канатов чаще всего устанавливается на отрезках направляющих, закрепленных на раме масляных буферов (рис. 13.28). При монтаже оборудования приямка под его корпус ставится подставка таким образом, чтобы натяжное устройство было в верхнем положении.
Щиток с электроаппаратурой приямка закрепляется зажимами на направляющей, свободной от натяжного устройства.
Приямок. Шахта лифта. Часть 3
Основные требования к шахте лифта
3.12.1 В нижней части шахты лифта должен находиться приямок.
Приямок должен быть защищен от попадания в него грунтовых и сточных вод. При возможности попадания в приямок атмосферных осадков он должен быть оборудован дренажным устройством.
После установки креплений направляющих, буферов, разнообразных решеток и т.д., не должна быть нарушена гидроизоляция приямка.
3.12.2 Приямок глубиной более 2500 мм должен быть оборудован дверью для доступа в приямок.
Эта дверь должна соответствовать требованиям п. 5.1.3.
3.12.3 Приямок глубиной более 0,9 м от уровня порога дверного проема для входа в приямок должен быть оборудован стационарным устройством из негорючего материала (лестница, скобы и т.д.), расположенным в пределах досягаемости из дверного проема. Устройство должно быть оборудовано поручнем, верхний край которого должен находиться на высоте не менее 1,1 м над уровнем порога проема для доступа в приямок.Допускается не оборудовать устройство поручнем, если его верхняя ступень (скоба) находиться на высоте не менее 1,1 м над уровнем порога проема для доступа в приямок
3.12.4 При нахождении кабины на полностью сжатых буферах, одновременно должны выполняться следующие условия:
а) в приямке должно быть предусмотрено свободное пространство, достаточное для размещения «прямоугольного блока» с размерами не менее 0,5 м 0,6 м 1,0 м, лежащего на одной из своих граней;
б) зазор между дном приямка и самыми нижними частями кабины должен быть не менее 0,5м. Зазор может быть уменьшен до 0,1м в пределах измеренного по горизонтали расстояния 0,2м между:
1) фартуком или деталями вертикально-раздвижной двери и примыкающей стеной (стенами) шахты;
2) самыми нижними частями кабины и направляющими;
3.12.5 Для обеспечения безопасного входа в приямок в шахте лифта должно быть установлено электрическое устройство безопасности, соответствующее требованиям п.6.4.31.
Расположение электрического устройства безопасности должно обеспечивать его доступность при открытии двери для входа в приямок и с пола приямка. В зависимости от глубины приямка должно устанавливаться одно или два устройства:
а) если расстояние от пола приямка до порога двери для входа в него не более 1550 мм, то приямок должен быть оборудован одним электрическим устройством безопасности:
расстояние от пола приямка до управляющего элемента электрического устройства безопасности должно быть не более 2,0 м;
расстояние над уровнем порога двери для входа в приямок до управляющего элемента электрического устройства безопасности должно быть не менее 0,45 м;
горизонтальное расстояние от крайних точек порога в зоне проема двери до управляющего элемента электрического устройства безопасности должно быть не более 0,75 м:
б) если расстояние от пола приямка до порога двери для входа в него более 1550 мм, то приямок должен быть оборудован двумя электрическими устройствами безопасности:
расстояние над уровнем порога двери для входа в приямок до управляющего элемента верхнего электрического устройства безопасности должно быть не менее 1,0 м;
горизонтальное расстояние от крайних точек порога в зоне проема двери до управляющего элемента верхнего электрического устройства безопасности должно быть не более 0,75 м:
расстояние от пола приямка до управляющего элемента нижнего электрического устройства безопасности должно быть не более 1,2 м.
3.13 В шахте допускается размещение механического и электрического оборудования лифта при условии выполнения требований п.4.4.
3.14 При нахождении лебедки в машинном помещении в шахте лифта допускается расположение канатоведущего шкива при условии возможности его проверок, испытаний и обслуживания из машинного помещения;
3.15 В шахте лифта не допускается устанавливать оборудование и прокладывать коммуникации, не относящиеся к лифту, за исключением систем пожарной и охранной сигнализации, диспетчерского контроля и систем, предназначенных для отопления и вентиляции шахты. При этом любые устройства управления и регулировки отопительной аппаратуры должны размещаться вне шахты лифта. Запрещается прокладка в шахте газопроводов, парового отопления и водяного отопления высокого давления
3.16 Освещение шахты лифта должно отвечать требованиям п.6.6.6. Включение освещения шахты должно производится из шахты и/или машинного помещения. Установленный в шахте выключатель освещения должен быть доступен при открывании двери шахты: горизонтальное расстояние от крайних точек порога в зоне проема двери до управляющего элемента выключателя должно быть не более 0,75 м:
3.17 Если существует риск, что работающие в шахте люди могут попасть в «ловушку», выход из которой невозможен ни через кабину, ни через шахту, то в местах, где подобный риск существует, должно быть установлено устройство сигнализации.
3.18 В приямке лифта должна быть установлена электрическая розетка, отвечающая требованиям п.6.6.5.
Рабочие зазоры, указанные на рис.3 должны обеспечиваться на всем протяжении срока службы лифта.
Рис.3 Зазоры между кабиной и стеной
3.19.1 Горизонтальное расстояние между внутренней поверхностью шахты лифта и порогом кабины, обрамлением дверного проема шахты и ближней створкой раздвижных дверей кабины должно быть не более 0,15 м.
Указанное расстояние:
а) может быть увеличено до 0,2 м на участке шахты, высота которого, не превышает 0,5 м;
б) может быть увеличено до 0,2 м по всей высоте подъема грузового лифта, оборудованного вертикально-раздвижными дверями;
в) не ограничивается для кабин, оборудованных дверьми с механическим замком, который отпирается только в зоне отпирания дверей. Работа лифта должна автоматически зависеть от запирания соответствующей двери кабины, за исключением случаев, рассмотренных в п. 5.1.13.1. Такое запирание должно контролироваться электрическим устройством безопасности, отвечающим требованиям п. 6.4.15.
3.19.2 Горизонтальное расстояние между порогом кабины и порогом дверей шахты лифта должно быть не более 35 мм.
3.19.3 Горизонтальное расстояние между дверью кабины и дверьми шахты лифта должно быть не более 0,12 м.
3.19.4 При сочетании распашной двери шахты и складчатой двери кабины, в любой из зазоров между этими дверьми не должен проходить шар (цилиндр) диаметром 0,15 м (Рис.4)
3.19.5 Кабина, вместе с относящимися к ней деталями, должна находиться на расстоянии не менее 50 мм от противовеса или уравновешивающего устройства кабины и связанных с ним деталей.
Как устроена шахта лифта?
Конструктивно шахта лифта состоит из ограждения с проемами дверей, потолочного перекрытия, приямка.
Для безопасной эксплуатации лифтового оборудования расстояние между стеной шахты и стенками кабины, со стороны ловителей должно составлять не менее 200 мм. Исключением являются подъемники малой грузоподъемности, где промежуток может быть 150 мм. Зазор между порогом кабины и шахты равняется 15-50 мм. Расстояние между кабиной и противовесом должно составлять не менее 50 мм.
Оснащение и устройство
В шахте перемещаются противовес, кабина лифта и уравновешивающее устройство. В зависимости от типа шахты и выполняемых функций в ней могут располагаться:
Лифтовые шахты бывает глухими, когда ограждение предусмотрено с четырех сторон внутри здания и приставными, когда конструкция крепится к несущей стене кронштейнами (для этих целей используются специальные лифтовые запчасти, рассчитанные на значительные нагрузки) и имеют стеклянное или сплошное ограждение. Первый вид активно используется в многоэтажных жилых домах, офисах, торговых и бизнес центрах. Наружная шахта лифта второго вида зачастую монтируется в зданиях малой этажности и коттеджах.
По форме, пространства для перемещения лифта, бывают:
Конструкция предназначенная для перемещения кабины может быть ненесущая и несущая. Ненесущая играет роль ограждения, нагрузка распределяется на различные элементы постройки. Несущая способна выдержать всю нагрузку возникающую при эксплуатации подъемной машины.
Стенки шахты выполняется из железобетона, металлокаркаса, кирпича.
Кирпичные
Каркасы изготавливаются из полнотелого кирпича. Толщина стенок обязана быть как минимум 25 см. Поверхность шахты лифта из данного материала должна быть без выступов и впадин.
Железобетонные
Монолитные шахты сооружаются методом скользящей опалубки во время строительства здания. Конструктивно, пространство в котором движется лифт состоит из железобетонных тюбингов, размеры которых равняются пролету одного этажа. Монтируются данная конструкция непосредственно на стройплощадке.
Металлокаркасные
При отсутствии возможности возведения глухой шахты, устанавливается металлокаркасная. Она монтируется как снаружи так и внутри строения. Каркас состоит из несущих рам, поясов и стояков, нижняя опора выполняется из углового профиля, смонтированного строго по уровню в фундаменте приямка.
Приямок
Размеры приямка шахты идентичны размеру лифтовой шахты, поскольку кабина опускается в него. В нем располагаются натяжное устройство, противовес, упор. Глубина приямка определяется техническими требованиями и соображениями безопасности персонала и пассажиров. Данная зона должна быть защищена от попадания грунтовых и сточных вод.
При глубине более 0.9 м, для удобства доступа обслуживающего персонала, устанавливается лестница или скобы. Если глубина свыше 2.5 метра, вход оборудуется специальной дверью.
Освещение
Стационарное электрическое освещение шахты монтируется в кирпичные и железобетонные конструкции, обеспечивая освещенность при закрытых дверях не ниже 50 Лк. Использование данного вида освещения позволяет производить ремонтные работы. Металлокаркасные шахты стены которых остеклены триплексом, сетчатым ограждением или ограждены частично, разрешается не оборудовать светильниками.
Огнестойкость
Огнестойкость шахты обеспечивается сплошным ограждением, система отвечающая за безопасность оборудуется датчиками дыма, срабатывающими при возникновении возгорания. Подпор в шату обеспечивает приток свежего воздуха, благодаря задействованию вентилятора.
Размеры
Внутренние размеры пространства для перемещения лифта в жилом доме должны обеспечивать безопасную работу подъемной машины. В расчете величины шахты, ключевую роль играют габариты кабины. Параметры, представленные ниже, могут существенно отличатся, в зависимости от конкретной моделей лифта и носят исключительно ознакомительный характер.
Грузоподъемность | Габариты | Высота последнего этажа | |
Кабина | Шахта | ||
400 | 1080×1380 | 1600×1700 | 3600 |
630 | 1180×1380 1180×2100 | 1600×1900 1800×2400 | 3600 |
1000 | 1180×2100 | 1800×2400 | 3600 |
Требования
Важные требования, позволяющие безопасно эксплуатировать лифта в шахте представлены в ГОСТ Р 53780-2010. В государственном стандарте указано, что шахта лифта должна отделятся от лестниц и площадок, где размещается оборудование и находится люди. Ограждение шахты производится стенами, перекрытием, полом или достаточным для обеспечение безопасности расстоянием.
В ограждении допускаются:
Кроме лифтового оборудования в шахте размещаться отопление, вентиляция, система охранной и пожарной сигнализации, диспетчерское оборудование. Регулирующие систему отопления устройства должны располагаться с внешней стороны.
Частично огражденная шахта лифта должна иметь высоту со стороны двери как минимум равную 350 см. Если в шахте находится несколько лифтов, между ними размещаются перегородки.
Приямок лифта
Постановление Госгортехнадзора РФ от 16.05.2003 N 31 «Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.05.2003 N 4597)
Смотреть что такое «Приямок лифта» в других словарях:
приямок — 3.40 приямок: Часть шахты лифта, расположенная ниже уровня нижней этажной (погрузочной) площадки. Источник: ГОСТ Р 53780 2010: Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
приямок шахты — 3.1.13 приямок шахты: Часть шахты, расположенная ниже уровня пола нижней посадочной (погрузочной) площадки. Источник: ГОСТ 5746 2003: Лифты пассажирские. Основные параметры и размеры оригинал документа 3.1 … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Лифт — У этого термина существуют и другие значения, см. Лифт (значения). Вариант пиктограммы лифта … Википедия
ГОСТ Р 53771-2010: Лифты грузовые. Основные параметры и размеры — Терминология ГОСТ Р 53771 2010: Лифты грузовые. Основные параметры и размеры оригинал документа: 3.25 буфер: Устройство безопасности лифта, предназначенное для замедления и остановки движущейся кабины (противовеса) при переходе крайнего рабочего… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 53780-2010: Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке — Терминология ГОСТ Р 53780 2010: Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке оригинал документа: 3.12 «запорный» клапан: Управляемый вручную двухходовой клапан, который пропускает или перекрывает поток жидкости. Определения… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 53770-2010: Лифты пассажирские. Основные параметры и размеры — Терминология ГОСТ Р 53770 2010: Лифты пассажирские. Основные параметры и размеры оригинал документа: 3.20 внутренние размеры кабины, шахты, машинного помещения: (см. рисунки 1 3). Определения термина из разных документов: внутренние размеры… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Лифт — (от англ. lift поднимать) стационарный Подъёмник обычно прерывного действия с вертикальным движением кабины или платформы по жёстким направляющим, установленным в шахте. Прообразы Л. имелись в Древнем Риме ещё в 1 в. до н. э.,… … Большая советская энциклопедия
ГОСТ 5746-2003: Лифты пассажирские. Основные параметры и размеры — Терминология ГОСТ 5746 2003: Лифты пассажирские. Основные параметры и размеры оригинал документа: 3.1.1 грузоподъемность лифта номинальная: Значение, равное массе груза, на транспортирование которого рассчитан лифт. Определения термина из разных… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ЛИФТ — (от англ. lift поднимать) стационарный подъёмник прерывного действия с вертик. движением кабины или платформы по жёстким направляющим, установл. в ограждённой со всех сторон шахте. Различают Л. пассажирские (обычные, скоростные, больничные)… … Большой энциклопедический политехнический словарь