Что находится в пиве
Пивной ликбез: главное, что стоит знать о пиве. Часть 1
С разрешения автора публикую интереснейший материал на тему пива. Читал с упоением, не могу не поделиться.
Опасно ли пить пивной напиток? Есть ли смысл просить в баре налить «какое-нибудь светлое»? Пить теплое пиво — это вообще законно? Отвечаю на эти и другие странные вопросы о пиве, хотя меня никто не просил.
Когда мне было 14 лет, я оказался в Ирландии и при содействии какого-то французского студента впервые в жизни попробовал Guinness. Мне настолько понравилось, что дружбу с пивом я решил продолжать и на родине. Правда, дружить пришлось уже не с ирландским стаутом и французами, а дешевым отечественным пивасом и представителями его целевой аудитории. Потом я повзрослел, немного поумнел и понял, что пора познавать мир за пределами «Туборга». Ну и поехал в Европу: Чехию, Германию, Бельгию. И понеслась!
В течение последующих лет я въезжал в тему: ездил на производства, консультировался с пивоварами, посещал выставки и дегустации, общался с гостями пивных баров и, конечно же, пробовал все сорта, до каких мог дотянуться — в итоге я чуть не спился к чертям, но зато стал разбираться в том, что пью. И вместе с тем расстроился: оказалось, что при наличии в РФ довольно развитого рынка пивной продукции значительная часть её потребителей о пиве знает не больше, чем написано на этикетках. Примерно столько же знают и те, кто наливают его в пивных заведениях. Как следствие, многие просто не раскрывают весь потенциал того, что им доступно. Почему? На мой взгляд, в том числе и потому, что мы окружены кучей стереотипов и заблуждений о пиве. Десять самых часто встречавшихся таких предрассудков я и постараюсь развеять.
Стереотип №1: «Чё там разбираться? Есть пиво светлое, а есть тёмное»
Так исторически сложилось, что у нас в стране пиво принято делить на два вида: светлое и тёмное. Это привычная классификация, которая фигурирует и на этикетках, и в меню баров, и в отечественном ГОСТе. Однако практического смысла в таком разделении нет. Хотя бы потому что светлость и тёмность, как добро и зло, вещи относительные: какой-нибудь английский бледный эль по сравнению с лагером вполне может выглядеть тёмным, хотя технически является светлым сортом. Кроме того, выбирать, какого бы пивка попить, ориентируясь исключительно по его цвету, — чистая лотерея. Сейчас объясню почему.
Цвет пива — важная характеристика, которая может многое рассказать о напитке. Однако такие широкие определения, как «светлое» и «тёмное», не описывают однозначно его свойства, особенно вкусовые: тёмным, например, является и знакомый всем ирландский стаут Guinness, и чешский лагер Krušovice Černé, и бельгийский эль Grimbergen Double. Это три совершенно разных пива с разной плотностью, крепостью, составом, разными ароматами и вкусовыми характеристиками. Не говоря уже о том, что производятся они тоже по-разному. Если вам нравится «Крушовице», вовсе не факт, что зайдет «Гримберген».
То же самое будет с тремя другими сортами: Hoegaarden, Kozel Světlý и La Trappe Tripel — все в той или иной степени светлые, но по вкусу и аромату разные настолько, что их отличит даже тот, кто пиво пробует впервые в жизни. В том числе и потому, что «Ла Трапп» будет вдвое крепче «Козела».
Легкий лагер и английский бледный эль — светлые сорта, но всё относительно
Если попросить в баре налить «чего-нибудь светлого», то могут принести и кислый бельгийский ламбик, и солоноватое немецкое гозе, и чешский пилзнер с явной горечью, и сладковатый легкий американский лагер. В любом из этих случаев желание будет исполнено корректно, хотя чаще всего под просьбой принести светлое пиво подразумевается желание получить привычный евролагер (условные «Балтика 3», Tuborg и всё такое).
Разделение на светлое и тёмное имеет некоторый смысл, если оно происходит, скажем, в рамках определенной группы сортов. Например, зашли вы в таверну:
— Эй, хозяин. А налей-ка мне эля с земель английских!
— Навоз-вопрос, уважаемый. Какого желаете?
— Посветлее, пожалуй, две пинты. Да поживей!
И принесет хозяин какого-нибудь светлого английского эля, который на землях английских зовется pale ale (буквально: бледный эль). А не уточни ты цвет, мог бы и красного притащить, которое вполне сойдёт за тёмное.
Гораздо логичнее делить пиво по видам: эль и лагер.
Стереотип №2: Есть пиво, а есть эль
Я нередко встречаю людей, которые разделяют понятия пиво и эль: «Я попробовал эль — классная штука, гораздо вкуснее пива». Почему они это делают, для меня загадка. Подозреваю, дело в том, что понравившийся напиток фигурировал в меню как «английский эль», а непонравившийся, например, как «пиво из Баварии». Так и запомнили. При этом немецкий продукт вполне мог также оказаться элем, и совершенно точно обе позиции оказались пивом.
При верховом брожении дрожжи поднимаются наверх сусла, при низовом трудятся ближе ко дну.
Пиво — это название напитка. Оно объединяет в себе два крупных вида: эль и лагер. Эль — это пиво верхового брожения, лагер — пиво низового брожения. Элевые сорта сбраживают при сравнительно высоких температурах (+15 — +24 °C), отличаются более выраженными сторонними ароматами и привкусами (фруктовыми, цветочными и другими), чаще имеют тёмный цвет и нередко проходят через более изощрённые процессы производства. Лагеры же сбраживают при низких температурах (+7 — +10 °C), они проще для восприятия, менее разнообразны с точки зрения вкусо-ароматических свойств и занимают примерно 90% мирового рынка пива. В России и некоторых других странах оно также занимает львиную долю рынка.
В общем, и эль, и лагер — это пиво, как хэтчбек и седан — автомобили.
Стереотип №3: Пиво — простой напиток для простых людей
Чаще всего этот стереотип встречается среди девушек. Считается, что пиво — это простой, недорогой и не сильно разнообразный напиток, популярный среди простых, небогатых и не сильно разнообразных людей. То ли дело вино! Или тем более виски. Из-за своеобразного позиционирования пива отечественными производителями (а также стараниями многочисленных магазинчиков-«разливаек») фраза «Я пью вино» у нас звучит куда респектабельнее, чем «Я пью пиво», даже если у тебя в бокале какая-то красная бурда за 89 рублей из продуктового в подвале.
В действительности пиво — очень сложный напиток, и с точки зрения рецептуры, и в плане происходящих во время его производства процессов, и особенно если говорить о вкусо-ароматических качествах конечного продукта. Изготовление пива по сложности сравнимо с производством вина. Например, цикл производства некоторых сортов пива (например, ламбика) составляет от полугода до нескольких лет, не считая периода дозревания пива в бутылке уже на складе или на полке магазина.
Прежде чем попасть в эти бутылки, ламбик томился в дубовых бочках от года до четырёх лет, и готов дозревать в бутылках ещё лет восемь. Такое пиво язык не поворачивается назвать простым Фото Black Sheep Bottle Shop
Возьмите почти любой бельгийский сорт, и он вполне сможет посоревноваться с вином по части ароматов, всяких вкусовых нюансов и послевкусий. Что вовсе неудивительно, если учесть разнообразие используемых ингредиентов: одних только основных сортов хмеля существуют десятки, не говоря уже о солоде и тем более дрожжах.
Стереотип №4: Пивной напиток — это как пиво, только хуже
Ещё одно популярное заблуждение касается так называемых «пивных напитков»: многие уверены в том, что это нечто вроде «творожного продукта», то есть аналог чего-то настоящего, изготовленный из более дешёвого/суррогатного сырья. Видишь надпись «пивной напиток» — сразу возникает недоверие.
На самом деле всему виной Федеральный закон от 18.07.2011 N 218-ФЗ, который ввёл пункты 13.1 и 13.2: грубо говоря, в них указано, что пивом может называться только то, в состав чего входит исключительно вода, солод, хмель и дрожжи. При наличии в пиве любого другого ингредиента продукция переводится в разряд «напитка на основе пива» или «пивного напитка».
По факту пивной напиток — это полноценное, нормальное пиво, в производстве которого использовалось что-то помимо классических ингредиентов: например, цедра цитруса, приправа или фрукты. Самое смешное, что в результате этой вот инициативы под стрёмным названием «пивной напиток» на полках отечественных магазинов оказалось пиво, рецептура которого старше нашего законодательства, а в некоторых случаях и людей, которые его составляли.
Яркий пример — пшеничное пиво Hoegaarden: его прародитель варился в одноимённой фландрийской деревне (ныне Бельгия) аж с 1445 года, и уже тогда в нем использовались кориандр и цедру апельсина. По аналогичному рецепту производится и современный «Хугарден», но то, что 500 с лишним лет называлось пивом, у нас зовётся «пивным напитком».
Любой из этих криков продается у нас как «пивной напиток», хотя рецепту вишневого ламбика десятки лет, а сам сорт является гордостью Бельгии Фото Belgian Beer Factory
Не могу не вспомнить Райнхайтсгебот — знаменитый «закон о чистоте пива», сформированный и до сих пор применяемый в Германии. Он тоже регламентирует состав пива, однако с рядом нюансов:
Закон регламентирует производство пива внутри Германии и не распространяется на импортное пиво;
Закон неоднократно модернизировался. Его начальная версия не включала наличие дрожжей, необходимого ингредиента для производства любого пива — просто в то время о их существовании ещё не знали;
Закон допускает добавление нестандартных ингредиентов, хотя и в рамках определённого списка.
В общем, если вы увидели на ценнике или этикетке слова «пивной напиток» — это или дешёвый коктейль на основе пива (Garage и подобные), или очень интересное пиво, которое стоит как минимум попробовать.
Стереотип №5: Пиво обязательно должно быть холодным
Это моё любимое заблуждение. Предполагаю, что своему появлению оно обязано популярности лагеров. Дело в том, сорта низового брожения рекомендуется пить охлаждёнными, ну а поскольку в наших палестинах всю дорогу пьют именно лагерные сорта, любое пиво без разбора пихается в холодильник/морозильник и пьётся чуть ли не ледяным.
В принципе, употреблять пиво холодным — не преступление, но если речь идёт об элевых сортах (особенно бельгийских), то низкая температура просто не даст пиву раскрыться, а вам — насладиться его сложным ароматом и вкусовыми нюансами. Есть стили пива, рекомендуемая температура потребления которых находится в районе +15 °С.
Крепкие бельгийские эли (например, квадрюпели) стоит пить при температуре содержимого 15 °C Фото CraftBeer.se
Если заморачиваться, то оптимальная температура употребляемого пива — это:
От +1 до +4 °C: массовые легкие лагеры (aka «обычное светлое пиво») или некрепкое пиво;
От +4 до +7 °C: пилзнеры, хеллесы (он же хель, он же баварский лагер), пшеничное пиво, сезонные бельгийские эли;
От +7 до +10 °C: всевозможные IPA и APA, а также стауты и портеры;
От +10 до +16 °C: бельгийские эли, кислые эли (Бельгия, Германия), шотландские эли, барливайны и имперские стауты.
Кстати, в правильном бельгийском баре вам подадут бельгийский эль не только правильной температуры, но и в специальном бокале, предназначенном для данного конкретного сорта. И это не понты, а вполне обоснованная необходимость. Но об этом — в следующий раз. Если, конечно, кому-то кроме меня это будет интересно.
Спасибо, что дочитали до конца и благодарю за внимание. И да, по просьбе автора и не рекламы ради оставляю ссылку на его Telegram-канала: https://t.me/pivamne — это своего рода записная книжка, в которой автор пытается каталогизировать свои знания о пиве. Буду рад, если кому-то это будет интересно.
топ 1, пить можно любой температуры, вкус лучше не станет
в итоге я чуть не спился к чертям, но зато стал разбираться в том, что пью.
Красавчик, полностью отдался своему любимому делу
По факту пивной напиток — это полноценное, нормальное пиво, в производстве которого использовалось что-то помимо классических ингредиентов: например, цедра цитруса, приправа или фрукты. Самое смешное, что в результате этой вот инициативы под стрёмным названием «пивной напиток» на полках отечественных магазинов оказалось пиво, рецептура которого старше нашего законодательства, а в некоторых случаях и людей, которые его составляли.
о эта легенда падиков.
Стереотип №3: Пиво — простой напиток для простых людей
Чаще всего этот стереотип встречается среди девушек.
Вот щас обидно было. )
Я девушка и я очень люблю пиво (хотя и вино сухое люблю). Пила разное и в разных странах.
Позвольте несколько субъективных мнений (все названия в русской транскрипции):
1. Для меня эль очень тяжелый напиток. Пила ирландский эль в пабе «Черная овца» в Дайтона Бич (где подают около 80 сортов пива). После эля жутко болела голова. Больше эль не пью. )
4. Обобщенно: бельгийское пиво нравится в целом, а вот немецкое не очень.
5. Однажды в жутко жаркий день выпила пиво из морозилки. Оно мне показалось сладким. )
У вас с холодным пивом неправильно написано. Холодным у нас Его пьют лишь потому, что в основе своей пойло говеное и холод притупляет вкусовые ощущения. Хорошее пиво и тёплым можно пить. Не знаю как вы, но вот пензенской живое (что продаётся полторашками в бумажном пакете) мне заходит в любом виде, а та же Балтика тройка хорошо пойдёт, если её выкинуть сразу после покупки
Тема «живого» пива не раскрыта, а жаль. По крайней мере, 4ый пункт будет многим полезен.
Молодца, хорошо написано, с форматированием косяк был, но все поправлено.
Повторы в тексте, стереотипы 3,4,5 и далее, все в дубле.
Вы б хоть мельком читали, что постите. Всё по два раза повторяется.
Познавательно написано, но криво выложено
советую попробовать st bernardus abt 12
Пикабу чаще читаю чем телеграмм, пожалуй подпишусь.
на автомате прочитал «ПИВЕТ»
Пиво должно быть холодным.Точка.
>Если вам нравится «Крушовице», вовсе не факт, что зайдет «Гримберген».
сравнили хер с пальцем. А какой Гримберген, их же много сортов.
Кстати Гримберген это балтика. И он очень хорош, все сорта. Бланш прям шикарен. Шах и мат хейтеры балтики.
Ты хотел сказать, что российский закон об изменении техрегламента приведет к тому, что у нас рекой польются эли и трапписты, да? Типа, всё путем, правительство заботится о тебе, гражданин, да?
Про пиво, дешевый маркетинг и бесполезные надписи на этикетках
Чем пивные маркетологи привлекают внимание к своей продукции, почему это чаще всего бессмысленная ерунда и что нужно знать, чтобы не попадаться на подобные разводы.
Привет, меня зовут Александр Савицкий. Я журналист, контрактный пивовар и немного упоротый человек, который вот уже три года почти каждый день пишет что-то интересное про пиво и все, что с ним связано. Обычно я делаю это в телеграм-канале, но иногда в процессе написания тексты становятся настолько объемными, что в телеге им становится тесно. Поэтому в качестве эксперимента я решил публиковать их на Пикабу.
В этом длиннопосте речь пойдет о нескольких типичных и довольно примитивных маркетинговых трюках, которые производители пива используют при оформлении пивных этикеток. В то же время текст не столько про попытки пивных маркетологов привлечь аудиторию, сколько про соответствующие нюансы производства пива и сопровождающих это производство законов. Цель этого поста — не поржать над убогостью приемов и над теми, на кого они рассчитаны, а подробно объяснить, в чем заключаются уловки и почему они на самом деле несостоятельны.
Специально для ЛЛ — краткое содержание всего поста:
Гордые надписи на этикетках про ГОСТ, отсутствие консервантов и прочее подобное — маркетинговые уловки сродни наклейке «Без холестерина» на подсолнечном масле:
Ну а теперь подробно. Внимание! Пост реально большой: на чтение потребуется не меньше 10 минут.
Массовое пиво — напиток довольно простой и, как следствие, от производителя к производителю не особо-то и разный. При этом выделяться на полке все равно как-то надо, и пивоварни вынуждены привлекать внимание хотя бы звучными надписями на этикетке — кто во что горазд. Ну а поскольку горазды у нас в основном во всякую примитивную и однообразную ересь, на выходе имеем кочующие от сорта к сорту «преимущества» в лучших традициях пометок «Без ГМО» и «Не содержит холестерина». Особенно, кстати, этим любят заниматься некоторые региональные пивоварни, которые своих потребителей, похоже, по сей день продолжают держать за доверчивых дурачков. Хочется, конечно, верить, что я ошибаюсь, но как-то иначе объяснить появление на пиве этих бессмысленных (а иногда и вовсе абсурдных) надписей я не могу. Я собрал несколько самых популярных и постараюсь понятным языком объяснить, почему к этим надписям не стоит относиться серьезно.
Особенно пылко пометку про государственные стандарты любят региональщики, эксплуатирующие расхожий среди многих потребителей стереотип: по ГОСТу — значит качественно! О том, что качество пива почти никак не зависит от следования соответствующим стандартам, у меня есть отдельный пост, но речь сейчас не об этом. Речь о том, что пива, сваренного не по ГОСТ, у нас в стране существовать не может в принципе.
Сварено по ГОСТ! Как и абсолютно любое другое пиво, производимое в РФ.
Дело в том, что любое пиво в РФ — как местное, так и ввезенное из зарубежа — де-факто обязано соответствовать одному из двух пока еще действующих стандартов: ГОСТ 31711-2012 (пиво) или ГОСТ Р 55292-2012 (пивные напитки). Других вариантов нет, поскольку этого требует закон. Конечно, производитель может разработать и зарегистрировать так называемые технические условия (ТУ), но ирония в том, что они все равно не могут противоречить требованиям стандартов. Выйти за их пределы, не нарушив законы, нельзя.
Ситуация на самом деле очень курьезная (и грустная), потому что оба отечественных пивных ГОСТ формально носят рекомендательный характер — как, например, госстандарты на чугунную посуду, мебель и кучу всего прочего. Однако попытки проигнорировать эти рекомендации в итоге приведут производителя или импортера пива к нарушению законов, регулирующих производство и оборот алкоголя, в частности, федерального закона 171-ФЗ. То есть сделать сковородку не по ГОСТ можно, а пиво — нельзя. К слову, надпись о соответствии одному из двух стандартов или ТУ можно найти на контрэтикетке абсолютно любого пива, официально продающегося на территории нашего государства. Если этой надписи нет, производитель или импортер напитка серьезно нарушает законодательство. История того, почему так получается, достойная отдельного поста: там довольно забавная и вместе с тем очень печальная ситуация.
В общем, хвастливая пометка «Сварено по ГОСТ!» на самом видном месте фронтальной этикетки и в рекламных материалах равноценна надписи «Сварено на планете земля!» и ориентирована примерно на ту же аудиторию, которая выбирает подсолнечное масло исключительно по наличию стикера «Не содержит холестерин».
«ПО СОВЕТСКИМ / СТАРИННЫМ РЕЦЕПТАМ»
Справедливости ради: с заявлениями о том, что пиво сварено по каким-то там архивным рецептурам, пивоварни выступают нечасто. Но если да, то информацию об этом раскатывают на всю этикетку. И в действительности это если и не вранье, то в существенной степени лукавство. Ну то есть как: в принципе сварить пиво по рецепту даже столетней давности вполне возможно, но есть как минимум две проблемы.
Во-первых, официально продавать такое пиво в номинальном своем виде скорее всего будет нельзя, потому что оно не будет соответствовать требованиям ГОСТ. Так что напиток в любом случае придется подгонять под современные стандарты, которые во многом сильно расходятся со своими старыми версиями, вплоть до противоречий.
«Ностальгическая» линейка пива от воронежской пивоварни «Таркос».
Источник иллюстрации: Youtube-канал «Дилетант об алкоголе»
Контрэтикетки тех же самых сортов, что на картинке выше. Разумеется, по факту все они сварены в соответствии с современным ГОСТ 31711-2012 «Пиво. Общие технические условия», а значит и к своим прообразам имеют лишь условное отношение.
Источник иллюстрации: beerencyclopaedia.com
Можно, конечно, никому ничего не говорить, соврать на этикетке, а в бутылку налить что угодно, но тут мы приходим к «во-вторых»: органолептически — то есть внешне и по вкусоароматике — такое пиво вполне может быть приближено к оригинальным советским сортам, но никогда не будет идентично им. Даже если взять подробнейший рецепт какого-нибудь «Жигулевского» родом из середины прошлого века, добиться «того самого вкуса» уже не получится: как минимум потому, что тогдашние и нынешние характеристики сырья весьма далеки друг от друга. Если авторы заморочились, это будет неплохая имитация, но скорее всего получится современное пиво, в целом схожее с десятками своих соседей по магазинной полке.
Кроме того, есть такой интересный нюанс. При всей неизменности базовых принципов пивоварения, технологии и сырье со временем все равно меняются, следуя прогрессу и требованиям потребителей. Это привело, в частности, к тому, что современное пиво в среднем характеризуется большей степенью выброженности (проще говоря, оно менее сладкое), нежели его советские прототипы. Это я к тому, что пивко, даже прилетевшее к нам на машине времени прямиком из любого периода советской эпохи, будет иметь слишком непривычный вкус и большой популярности на фоне современных сортов скорее всего не получит.
Как итог: надпись про какие-то архивные рецепты в лучшем случае означает, что за этикеткой скрывается напиток, совпадающий со своим прототипом парой-тройкой характеристик. Повторить «то самое пиво» со сколь-либо значительной точностью практически невозможно.
Пожалуй, самая нелепая надпись, которую только можно встретить на пивной этикетке. Правда, для осознания всей глубины ее нелепости нужно быть душнилой не меньше моего.
Надпись «без консервантов», кстати, чаще всего встречается на сортах нижнего ценового диапазона: ЦА такого пива обычно очень боится любой «химии».
Источник иллюстрации: irecommend
Суть в том, что в любом пиве есть целых три разных консерванта: спирт, углекислый газ и хмель. Каждый из них работает немного по-разному и защищает напиток от разных напастей, но в сущности все они являются самыми настоящими консервирующими веществами.
Скажем, если при производстве пива не добавить в него хмель, то напиток с большей вероятностью сможет подхватить бактериальную заразу. Например, некоторые разновидности молочнокислых бактерий не могут размножаться там, где присутствуют хмелевые альфа-кислоты (именно они, кстати, отвечают за горечь). Примерно то же можно сказать и про спирт: в среде с достаточно высоким содержанием этанола некоторым видам бактерий будет тяжеловато. Аналогично и с углекислым газом. Кроме того, этиловый спирт и углекислота имеют собственные обозначения в реестре пищевых добавок, как и многие другие консерванты: Е1510 и Е290 соответственно.
Но это одна сторона вопроса. С другой — суровая реальность, которая в отдельных случаях нет-нет да и вынудит производителей пива использовать дополнительные консервирующие агенты. Прежде всего это касается пива, в котором есть существенное количество остаточных сахаров и живых дрожжей (а то и бактерий): обычно это не проходившие пастеризацию всевозможные фруктовые сорта за авторством малых пивоварен. Если от живых организмов не избавиться, пиво будет дображивать прямо в банке или бутылке, что рано или поздно может привести, как у нас нынче модно выражаться, к хлопку.
Присутствующие в некоторых сортах крафтового пива консерванты собственной персоной. Используются в основном в сортах, склонных к активному дображиванию в таре. В целом безвредны, но при неправильной дозировке могут дать неприятные побочные эффекты.
Источник иллюстрации: Яндекс, Google
Если у производителя есть мембранный фильтр или пастеризатор, то проблем нет: дрожжи или удаляются из пива физически (фильтрация), или умерщвляются краткосрочным нагревом (пастеризация) — вуаля, задача решена! Но увы, большинству малых пивоварен такая роскошь не по карману, да и пастеризация многим полнотелым сортам на самом деле на пользу не пойдет. Вот тут-то на выручку и приходят двое из ларца слегка одинаковых с лица: сорбат калия и метабисульфит калия — консерванты, известные как пищевые добавки E-202 и E-224. Первый вовсю используются в пищевой промышленности (консервы, колбасы, варенья), а второй — в виноделии. Еще есть мнение, что некоторые пивовары не брезгуют бензоатом натрия (Е-211).
Трудиться первые две «ешки» могут по отдельности, а могут и в тандеме: сорбат калия не дает дрожжам и бактериям размножаться, а метабисульфит калия лишает их способности жрать сахара. Ну а бензоат натрия работает сразу за двоих. Добавление этих химических соединений в некоторые сорта пива — практически единственный способ решить задачу с неконтролируемым брожением, не прибегая к фильтрации и пастеризации напитка. Правда, использовать их надо с умом: не доложишь — не сработают; переборщишь — рискуешь придать своему пивку неприятный аромат. Если вы когда-нибудь встречали взрывающуюся или пахнущую серой крафтуху, то знайте: если бы пивовар добавил правильное количество консерванта, то всего этого можно было бы избежать.
И тут было бы неплохо разместить иллюстрацию с этикеткой пива, в составе которого указаны озвученные добавки, но найти такую сложно. Что неудивительно: производители крайне неохотно указывают консерванты в составе, справедливо побаиваясь гневной реакции покупателей. Хотя в какой-нибудь пастиле или газировке наличие тех же консервантов обычно никого не смущает. Такие вот двойные стандарты.
В общем, даже если посчитать, что надпись на этикетке «БЕЗ КОНСЕРВАНТОВ» призвана сообщить об отсутствии в пиве дополнительной «химии», наличие такой пометки на каком-нибудь стандартном лагере (а подобные надписи только там и фигурируют) — совершенно бестолковая информация.
«ТОЛЬКО ИЗ НАТУРАЛЬНЫХ ИНГРЕДИЕНТОВ»
Еще один популярный способ выделить свое пиво на фоне продукции других пивоварен — подчеркнуть натуральность используемых ингредиентов.
Обычно про натуральность любят писать региональные пивоварни, но иногда грешат и федеральные производители. В любом случае, встретить подобную надпись можно в основном на простеньком недорогом пиве.
Как и в случае с другими громкими заявлениями, надпись про натуральность обычно фигурирует на пиве нижнего ценового диапазона, причем преимущественно региональных и локальных производителей. Вложенная в лозунг мысль очевидна: смотрите, у нас все натуральное, не то что у этих бездушных коммерсантов из транснациональных компаний. Впрочем, не исключено, что производитель хочет просто лишний раз успокоить покупателя, который не верит, что пиво стоимостью несколько десятков рублей может быть натуральным. Так или иначе, как и в случае с ГОСТ, иначе быть не может по определению: 100% продающегося пива имеет полностью натуральную основу.
Можно, конечно, сколько угодно парировать это утверждение историями про пивные порошки и прочую чушь, но факт остается фактом: любое законно продающееся пиво, даже самое паршивое, производится из зерна, воды и родственника конопли — хмеля. Да, зерно может быть низкокачественным, вода — плохо подготовленной, а хмель — окисленным, но напиток из всего этого добра все равно получится натуральный.
Надпись «натуральный» у этого ароматизатора не врет: в составе действительно нет ни единого искусственного ингредиента. Канистра, кстати, была сфотографирована прямо на пивоварне, а ее содержимое на самом деле было использовано в производстве пива. В составе на этикетке в итоге так и написали: натуральный ароматизатор «клубника». Никто не жаловался.
Тут, конечно, можно возразить: мол, а как же всякие вкусовые и ароматические добавки, которыми любят баловаться крафтовики и даже некоторые производители массовых сортов? Но и здесь есть чем отбить: даже «идентичные натуральным» ингредиенты по факту все равно являются натуральным сырьем. Потому что надпись «идентичный натуральному» говорит лишь о том, что в составе добавки есть соединения, которые в точности повторяют природные, но были добыты не напрямую из соответствующего фрукта или чего-то еще, а иным образом, в том числе синтезированы вручную. Искусственной добавка будет считаться только в том случае, если она содержит синтезированные человеком соединения, которые в живой природе не встречаются в принципе. И вот такие ингредиенты в пиве встретить как раз таки почти нереально.
Короче, надпись про натуральность ингредиентов бессмысленна и повторяет историю с ГОСТ и утверждением, что пиво сварено на нашей планете: нет нужды это подчеркивать, потому что по-другому просто не бывает.
«СВАРЕНО ПО ЗАКОНУ О ЧИСТОТЕ ПИВА»
Трудно сказать, в какой момент немецкий Райнхайтсгебот стал для отечественного пивоварения референсом, но отсылаться к нему некоторые наши пивоварни очень любят. Особенно, опять же, региональщики, хотя и большие производители иногда не брезгуют.
Пиво с капелькой абсурда: эта пшеничка сварена якобы в соответствии с законом о чистоте 1516 года, который фактически запретил производство пшеничного пива. Пущей пикантности добавляет тот факт, что пиво произведено в Баварии — родине того самого закона.
Так что же не так с упоминанием на нашем пиве пресловутого закона о чистоте пива, который разрешает использовать в пиве только воду, хмель и солод? На самом деле ответ на этот вопрос на «Пикабу» уже был: а именно — в разборе «немецкого закона о чистоте», который в свое время сделал мой коллега по цеху и хороший приятель — пивовар Арсений Виноградов. Часть его поста посвящена как раз моей теме, так что я ограничусь наиболее важными тезисами.
Начнем с того, что со времен появления оригинального Райнхайтсгебота прошло больше 500 лет, и с тех пор этот свод правил успел не только несколько раз поменяться и дополниться, но и сменить название. Сейчас это довольно разнообразный список требований, который не имеет почти ничего общего со своим прототипом из 1516 года. Иными словами, современный «закон о чистоте» не требует от пива быть сделанным исключительно из базовых ингредиентов: хмеля, воды, зерна и дрожжей. Сейчас в списке допустимых ингредиентов есть и сахар, и хмелевые экстракты, и стабилизаторы, и куча всего прочего.
Окей, допустим российские блюстители пивной чистоты ориентируются на первоначальную версию закона или одну из его более свежих модификаций. Что ж, в этом случае они его злостно нарушают, потому что вплоть до относительно недавнего времени «гебот» не разрешал ни использование химических соединений для водоподготовки, ни пресованный хмель. И то, и другое, если что, сегодня используется практически всеми пивоварнями в мире, за редкими и очень специфическими исключениями.
И это я еще не говорю о том, что некоторые пиводелы умудряются гордо написать «сварено в соответствии с законом о чистоте пива 1516 года» на пшеничном пиве. При том, что именно пшеница стала главной причиной появления Райнхайтсгебота и именно ее использование в пиве закон собственно и запрещал. Впрочем, про соответствие закону 1516 года на своих вайценах порой пишут даже сами немцы (см. иллюстрацию выше), так что российские пивные маркетологи могут смело говорить, что делают все «как в Германии».
ВЕЗДЕ ОБМАН! КАКИМ НАДПИСЯМ ТОГДА ВЕРИТЬ?
Что же касается фронтальной части, то там тоже есть свои правила. Например, сейчас законом запрещено упоминать (как графически, так и текстом) на этикетке что-то съестное, если этого нет в составе. Ну разве что с пометкой типа «возможный вариант сервировки». Вкупе с нашим совершенно дебильным пивным законодательством это создает для пивоварен, особенно малых, целый ряд неудобств, но в то же время никак не мешает указывать на этикетке все описанную выше ерунду.
Поэтому если уж и верить чему-то с пивной этикетки, то именно информации с задней ее части: размещать там маркетинговую чепуху не позволяет законодательство.
Разумеется, не все пивоварни святые и честные: производитель может указать некорректный состав, ошибиться в ТТХ, забыть указать какие-то формальности — всякое бывает. Причем если для крупняков даже просто опечатка на этикетке — непозволительная роскошь, то пивоварни поменьше в этом плане ведут себя расхлябаннее и косячат чаще. Правда, иногда они делают это намеренно и тому есть аргументированные объяснения. Но это отдельная история, про которую я уже как-то писал у себя в канале и, возможно, в более развернутом виде напишу здесь. Тем не менее, напечатанной на контрэтикетке информации в целом можно смело доверять.
Такие вот дела. Не исключаю, что многое из написанного вам было известно и без меня, но это и хорошо: значит, культура потребления пива растет. Ну а чтобы она росла пуще прежнего, перешлите эту статью своим менее искушенным знакомым любителям пива — возможно, они узнают для себя много нового. Так или иначе, спасибо за то, что дочитали до конца: надеюсь, часы, проведенные за написанием этого поста, были потрачены не зря.