Что находится в новой голландии
Новая Голландия: история и мифы рукотворного острова
Дельта Невы, где расположен Санкт-Петербург, представляет собой множество островов, разделенных протоками, впадающими в Большую Неву речками и искусственными каналами. Поэтому сколько на территории города островов, сказать сложно. Лет 150 назад их было более сотни, а сейчас по разным данным насчитывается от 33 до 42.
Наряду с естественными островами, имелись и искусственные, образовавшиеся после прокладки каналов. В настоящее время единственный рукотворный остров – Новая Голландия – считается одним из самых загадочных мест в Петербурге.
Рождение Новой Голландии
Если посмотреть на карту города, то можно увидеть треугольный остров в Адмиралтейском районе. Точнее, это даже два острова, разделенных Ново-Голландским каналом. Правильная форма не оставляет сомнения в искусственном происхождении Новой Голландии, хотя она-то как раз, скорее всего, случайность.
В 1719 году бригада подрядчика Семена Крюкова рыла канал от реки Мойки до Невы. Он предназначался для сплава по нему леса на верфи Адмиралтейства и перевозки других строительных материалов. В настоящее время Крюков канал длиннее, но участок от Мойки до Фонтанки появился в 30-х годах XIX века, а в 40-х засыпали часть от Адмиралтейского канала до Невы.
В процессе прокладки Крюкова канала и образовался треугольный кусок суши, на который в 20-х годах XVIII века были перенесены склады Адмиралтейства.
Петру I это место напоминало Голландию, и рукотворный остров получил соответствующее название. Первоначально здесь располагались не только склады и мастерские, но и место отдыха государя. По его приказу в центре острова выкопали пруд и построили небольшой деревянный «дворец» — «Голландский домик», вокруг которого посадили плодовые деревья.
В 1721 году согласно указу Петра I на острове был основан военный порт, первый России. Позднее появились две протоки (от Мойки и от Крюкова канала), заканчивающиеся в «Ковше» — центральном пруду Новой Голландии. Долгое время попасть внутрь острова можно было только по этим водным магистралям, и простых обывателей туда не пускали. Вот и распространялись по городу различные, порой невероятные слухи о тайнах, скрытых за высокими кирпичными стенами пакгаузов.
Архитектура рукотворного острова
Впрочем, при Петре I все постройки Новой Голландии были деревянными, а кирпичные здания здесь начали возводить в середине XVIII века, тогда же появился и канал, разделивший остров на две части.
Новые склады, взамен обветшавших, построили по проекту Саввы Ивановича Чевакинского из красного кирпича без традиционной для того времени отделки штукатуркой. Это придало зданиям мрачный и таинственный вид, что еще больше усилило загадочность острова.
Новая Голландия всегда была территорией военных, даже тюрьма, построенная на острове в 1829 году, принадлежала Военному ведомству. Круглое строение сначала именовали «Башней», а затем за ним закрепилось название «Бутылка».
Среди мрачных и даже зловещих архитектурных сооружений Новой Голландии особое внимание привлекает величественная арка, проект которой сделал архитектор Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот. Арка перекинута через Ново-Голландский канал и обрамляет вход на остров со стороны Мойки. Необычное сочетание красного кирпича и гранита и гигантские серые колонны создают впечатление средневекового замка. Глядя на арку сложно поверить, что за ней вход в обычные армейские склады.
Мистически и романтически настроенные жители Санкт-Петербурга в это и не верили.
Тайна Новой Голландии
Слухи и мифы о Новой Голландии ходили в Петербурге самые разнообразные, причем в равной степени и во времена Российской империи, и в период Советского Союза. Мрачные кирпичные стены острова не могли не хранить зловещие тайны, которые так хотелось узнать. Именно недоступность, закрытость территории чаще всего и рождает легенды.
Довольно долго считалось, что Новая Голландия – сердце масонской организации, и даже на некоторых кирпичах нанесены знаки этого тайного общества. Ну а рассказы о масонах, как правило, сопровождаются слухами о спрятанных сокровищах. Казалось совершенно очевидным, что не может закрытая территория в центре города существовать просто так.
Начиная с 90-х годов прошлого века на остров мог попасть любой желающий, и молодежь, обожающая всякие тайны и старые развалины, там бывала нередко. Однако город неохотно отказывался от одной из своих тайн.
Поэтому, когда в 2000 году Новая Голландия была «открыта» официально в связи с организованной там выставкой современного искусства, многие горожане были разочарованы, увидев только старые здания и склады на фоне зеленой лужайки.
В настоящее время существует проект реконструкции Новой Голландии, подготовленный британским архитектором Норманом Фостером. На территории острова предполагается сохранить все исторические здания, но сделать их культурными объектами. Например, в помещении бывшей Морской тюрьмы оборудовать один из залов Петербургской Филармонии.
Карта острова
ИНФОЦЕНТР
«БУТЫЛКА»
KUZNYAHOUSE
KUZNYA CAFE
ПРОСТРАНСТВО «ДЕТИ ГОВОРЯТ»
«МОЯ ШКОЛА»
COCOCOUTURE
COCOCO BISTRO
ВЕЛОСИПЕДЫ И САМОКАТЫ SHULZ
Сувениры
Сувениры можно купить в инфоцентре и интернет-магазине
Как добраться
190121, Санкт-Петербург
Набережная Адмиралтейского канала, 2
БЛИЖАЙШИЕ СТАНЦИИ МЕТРО
Адмиралтейская — 1,9 км
Сенная Площадь — 2,4 км
Невский проспект — 2,7 км
ОСТАНОВКИ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА
Остановка «Площадь Труда»
Автобусы: 3, 6, 22, 27, 70, 71
Троллейбусы: 5, 22
Маршрутные такси: К-6К, К-62, К-124, К-169, К-186, К-306, К-350
Остановка «Улица Писарева»
Маршрутные такси: К-124, К-186
СХЕМА ПАРКОВКИ И ДВИЖЕНИЯ ВОКРУГ ОСТРОВА
ПОСЕТИТЕЛЯМ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
СОБАКА-ПОВОДЫРЬ
На остров Новая Голландия разрешен вход с собакой-поводырем и специально обученной собакой-помощником человека с инвалидностью
ТУАЛЕТЫ
Туалет, оборудованный для людей с инвалидностью, находится на первом этаже здания «Бутылка»
ДЛЯ ПОСЕТИТЕЛЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ
Здесь вы можете скачать социальную историю о посещении парка — иллюстрированный текст-путеводители, который поможет посетителям с аутизмом освоиться на острове Новая Голландия
КНОПКА ВЫЗОВА СОТРУДНИКА
В арке здания «Бутылка» расположена кнопка вызова сотрудника для оказания помощи людям, использующим инвалидную коляску
Правила посещения
Новая Голландия — публичное и цивилизованное пространство. Мы открыты для всех, но завели на Острове особый порядок. Некоторая торжественность помогает радоваться и мешает безобразничать.
ОТВЕТЫ НА САМЫЕ ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ ОБ ОСТРОВЕ ВЫ НАЙДЁТЕ ЗДЕСЬ.
Чтобы было хорошо
За забором идёт настоящая стройка. Нам самим хочется иногда походить по пакгаузам, но безопасность важнее. В публичной части Острова много всего поинтереснее — осмотритесь.
По Острову ходят люди в форме: они охраняют покой и обеспечивают безопасность. К ним можно обращаться за помощью, а они иногда обращаются с просьбами к тем, кто не на шутку разошелся.
В любой непонятной ситуации обращайтесь к администраторам Острова. Их всегда можно найти в Инфоцентре. Там же висит синий почтовый ящик для писем, признаний и пожеланий.
По газонам можно гулять, на них можно лежать, читать, запускать воздушных змеев — главное не мешать другим посетителям. На детских площадках можно веселиться и играть, соблюдая правила безопасности, написанные на стендах.
Чтобы не было нехорошо
Мы рады, когда вы устраиваете пикники в парке, но, пожалуйста, не приносите на территорию острова напитки в стеклянных бутылках и алкоголь, а также грили и мангалы: разводить огонь на территории парка запрещено.
Мы стараемся сделать так, чтобы летом на Острове можно было без опаски растянуться на траве. Вы нам очень поможете, если будете выбрасывать все, что похоже на мусор, в урны.
По периметру Острова идет живописная и интересная стройка. На каналы приятно любоваться. Важно помнить, что малышам все интересно, а особенно те места, куда не пускают взрослые. Следите за детьми.
В самые солнечные и праздничные дни на вход может быть очередь, потому что мы пока не можем принять всех одновременно.
Если вам повезло, и у вас есть яхта или аквабайк, пришвартуйте их в удобном месте вне Острова — каналы и пруд закрыты на очистку.
Курить и пользоваться электронными сигаретами, а также IQOS, Glo, Juul и любыми другими системами нагревания табака можно в специальных местах. Там не находятся дети и те, кто не любят табачного дыма и пара. Там можно скрыться от суровых взглядов борцов за здоровый образ жизни. Ищите знакомые значки.
Пожалуйста, снимайте фото и видео для себя. Но любые коммерческие, художественные и прочие профессиональные съемки нужно обсуждать с администрацией. Нам бы не хотелось, чтобы Новая Голландия стала фоном для проектов, которые нам не симпатичны.
По парку ходят пешком. Велосипеды, самокаты, гироскутеры и прочие средства передвижения мы просим оставить на велопарковке (кроме самокатов и велосипедов сервисов краткосрочной аренды, их стоит припарковать за пределами парка). Малышам до 6 лет разрешается не соблюдать это правило, но только под присмотром родителей.
Скамейки и столы для пинг-понга не нужно двигать, они стоят на своих местах, лучше не придумаешь.
Если вам повезло и вам меньше 14 лет, то на Остров нужно будет прийти со взрослым.
Мы любим домашних животных, но просим вас не использовать Новую Голландию для того, чтобы их выгуливать. Оставьте собак и кошек за пределами Острова.
Остров Новая Голландия — это исторический объект. Представьте себе, что вы в Эрмитаже, рядом сидит микроскопическая смотрительница в чепце. Следите за тем, чтобы ваша изысканная речь ее не разбудила. Активные игры (например, футбол или фрисби) не должны мешать другим посетителям.
Искусство и творчество — в Павильоне и на мастер-классах: исторические здания и деревянные постройки на Острове не предназначены для самовыражения.
С полным текстом правил можно ознакомиться по ссылке.
Контакты
Остров Новая Голландия
190121, Санкт-Петербург
Набережная Адмиралтейского канала, 2
Рукотворный остров Новая Голландия
Рукотворный остров Новая Голландия в Санкт-Петербурге — это уникальный культурный парк, где любят отдыхать жители и гости города. История острова началась в XVIII веке. С тех пор Новая Голландия превратилась в современный проект, где каждый найдет себе занятие по душе.
Остров Новая Голландия на панораме Google:
Цель проекта «Новая Голландия: культурная урбанизация» превратить памятник архитектуры в удобное место отдыха. Команда проекта предлагает насыщенную культурными событиями афишу. На территории острова регулярно проходят концерты, спектакли, выставки, спортивные мероприятия, лекции, семинары, вечеринки и многое другое.
История создания
Свое название остров получил еще в XVIII веке, когда император Петр I активно занимался развитием кораблестроения. Для работы на верфях были приглашены мастера из Голландии, которые создали обстановку, очень напоминающую иностранный порт. К 30-м годам XVIII века Новая Голландия сформировалась как остров (были обустроены каналы Крюков и Адмиралтейский), после чего здесь стали появляться сперва деревянные, а потом и каменные постройки для хранения корабельного леса.
Над проектом острова трудились несколько архитекторов, особый вклад в разработку внесли архитекторы Савва Чевакинский, Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот и Иоганн Герард, который доработал проекты своих предшественников и воплотил большую их часть. Окончательный план застройки Новой Голландии в Санкт-Петербурге был утвержден в 1767 году. На возведение знаменитой арки ушло семь лет, работы были завершены лишь в 1777 году. Строительство других объектов велось долгие годы, но до конца проект так и не был реализован (не построены вторая арка и часть зданий).
В XIX веке на Новой Голландии стали появляться постройки, не относящиеся к кораблестроению. Самое знаменитое из них — морская тюрьма «Бутылка», построенная по проекту архитектора Александра Штауберта. При участии русского ученого Дмитрия Менделеева на острове были построены лаборатория по разработке бездымного пороха и опытовый бассейн.
В ХХ веке на территории Новой Голландии начала работать радиостанция. В годы Великой Отечественной войны остров сильно пострадал от обстрелов и хотя после был восстановлен, к концу столетия снова пришел в упадок.
Идея дать острову новую жизнь принадлежала архитектору Вениамину Фабрицкому, который призывал использовать Новую Голландию как памятник архитектуры для культурных целей еще в 1977 году. Однако, реконструкция была начата лишь в начале ХХI века.
В ходе многочисленных конкурсов, в ноябре 2010 года, тендер на реставрацию острова выиграла компания ООО «Новая Голландия Девелопмент». Программа обновления и реорганизации, проведенная с 2011 по 2013 годы, была основана на исследованиях аудитории объекта, по результатам которых, были получены восторженные отзывы о новом парке. В 2016 году первый этап реставрации был завершен и парковая зона Новой Голландии начала работать круглый год.
Новая Голландия
Остров Новая Голландия — ровесник самого города Санкт-Петербурга.
Созданный для нужд Адмиралтейства, он всегда использовался морскими ведомствами как хозяйственно-испытательная территория, и был закрытой для публики территорией.
Показать полностью. На острове испытывались новаторские системы хранения корабельного леса, разрабатывались опытовые модели кораблей, здесь появилась первая в России искровая радиостанция и первая морская тюрьма европейского образца. Организацией пространства на острове занимались ведущие архитекторы и инженеры разных эпох, создавая комплекс зданий, который сейчас считается шедевром ранней русской архитектурной классики.
В ХХI веке остров Новая Голландия был передан в ведение городской администрации. После проведения первого тендера, выигранного компанией «СТ Новая Голландия» с проектом Нормана Фостера, уже начатая реконструкция острова остановилась из-за сложностей с инвестированием.
15 ноября 2010 года компания «Новая Голландия Девелопмент» выиграла инвестиционный тендер, организованный администрацией города Санкт-Петербург с целью дальнейшего развития и сохранения памятников архитектуры на территории острова, и с этого момента компания действует как единственный инвестор и девелопер острова Новая Голландия.
Ключевые задачи проекта: восcтановление памятника индустриальной архитектуры, который является современником Санкт-Петербурга, а также — создание многофункционального комплекса, который станет значимым объектом для жителей города.
Новая Голландия в Санкт-Петербурге — популярная культурная площадка города
Остров Новая Голландия в дельте Невы — уникальный памятник промышленной архитектуры раннего классицизма, по сути, это 2 рукотворных острова, появления которых неразрывно связано с историей Адмиралтейства.
Действительно, если посмотреть на карту Санкт-Петербурга, то можно увидеть треугольный остров в Адмиралтейском районе. Точнее, это даже два острова, разделённых Ново-Голландским каналом. Правильная форма не оставляет сомнения в искусственном происхождении Новой Голландии.
Острова в дельте Невы возникли в 1719 году в результате прорытия между Невой и рекой Мойкой 2-х каналов: Крюкова и Адмиралтейского для нужд судостроителей. Авторство современного названия, по преданию, принадлежит самому Петру I.
Название и ранняя история острова
В годы становления города на Неве — царь Пётр I приглашал голландских кораблестроителей для работы на верфях на левом берегу Невы. Первоначально «Голландией» в Санкт-Петербурге называлось место около Адмиралтейства, где были устроены склады корабельного леса.
После прорытия двух каналов склады были перенесены на образовавшийся остров. Петру I эта обстановка настолько напоминала иностранный порт и Голландию, что рукотворный остров получил название «Новая Голландия».
Пруд в центре острова и «Голландский домик»
В 1719 году бригада подрядчика Семёна Крюкова рыла канал от реки Мойки до Невы. Он предназначался для сплава по нему леса на верфи Адмиралтейства и перевозки других строительных материалов. В процессе прокладки Крюкова канала и образовался треугольный кусок суши, на который в 20-х годах XVIII века были перенесены склады Адмиралтейства.
Первоначально в Новой Голландии располагались склады и мастерские, но оставалось место для отдыха царя Петра I. На территории Новой Голландии появился пруд правильной формы. Многие исследователи утверждают, что там был расположен скромный дворец Петра I.
Как гласит предание, по приказу Петра I в центре острова выкопали пруд и построили небольшой деревянный «дворец» — «Голландский домик», вокруг которого посадили плодовые деревья. Этому есть документальные свидетельства, в том числе одна из ранних карт Санкт-Петербурга.
Первый военный порт России
В 1721 году согласно указу Петра I на острове Новая Голландия был основан — первый военный порт России. Позднее появились две протоки — от Мойки и от Крюкова канала, заканчивающиеся в «Ковше» — центральном пруду Новой Голландии.
Окончательно остров сформировался к 1730-м годам. Тогда же Новая Голландия была передана в ведомство Адмиралтейств-коллегии. В 1732 году Адмиралтейство поручило архитектору Ивану Кузьмичу Коробову построить сеть бассейнов и ряд складов по периметру острова для нужд судостроителей и Галерной верфи.
Так, на острове Новая Голландия появились первые деревянные амбары и сараи, в которых хранились корабельные леса, инструменты и различные приспособления для строительства и ремонта судов. Постройки были возведены архитектором Иваном Коробовым.
Архитектурный комплекс и новаторство
С течением времени места стало не хватать на острове, и тогда решили провести комплексную реконструкцию острова с заменой всех построек на каменные. К тому времени на посту главного архитектора Адмиралтейств-коллегии Ивана Коробова сменил его ученик Савва Чевакинский.
К 1753 году на основе планировки Коробова он разработал первый проект перестройки Новой Голландии, который не был осуществлен из-за недостатка средств. Перестройка острова началась спустя 10 лет. 27 октября 1763 года Адмиралтейств-коллегия поручила Савве Ивановичу Чевакинскому возведение на острове Новая Голландия амбаров:
таким же образом расположенных, как прежние сараи были, токмо на каменных столбах с отлогими для удобной таски эленгами.
Архитектурный комплекс острова «Новая Голландия» был возведён в стиле раннего классицизма в 1765—1780 годах. В основу нового складского комплекса был положен проект Саввы Ивановича Чевакинского. Он предложил новаторскую идею сушки леса не в штабелях, а стоймя.
Таким образом удалось увеличить вместимость складских помещений и избежать гниения дерева. Здания были построены из красного кирпича и лишены обычной для того времени штукатурной отделки.
Каменные фасады и редкая Арка
Когда в 1788 было прекращено строительство по предыдущему проекту, разработку фасадов для Новой Голландии поручили новому архитектурному фавориту двора — Жану-Батисту-Мишелю Валлен-Деламоту. Отделку фасадов производили уже в соответствии с его проектом.
Проектируя фасады складов, Деламот задумал подчеркнуть торжественность сооружений аркадным принципом: он акцентировал портиками центры арок и украсил парными колоннами скругленные угловые сараи, создав таким образом впечатление композиционного единства комплекса.
Жану-Батисту-Мишелю Валлен-Деламоту принадлежит знаменитая классицистическая арка, переброшенная через канал, соединяющий внутренний бассейн «Ковш» с Мойкой. Построенная в 1779—1787 годах Арка Новой Голландии — редкое сочетание красного строительного кирпича и тесаного гранита.
Из блоков этого гранита были сложены колонны дорического ордера, несущие мощный антаблемент, придающий этому сооружению гармонию и монументальность. Высота арки составляет — 23 метра, а ширина пролёта — 8 с лишним метров.
Так, благодаря Деламоту появился великолепный портал в классическом стиле, ставший символом острова Новая Голландия в Санкт-Петербурге. Арка перекинута через Ново-Голландский канал и обрамляет вход на остров со стороны Мойки. Необычное сочетание красного кирпича и гранита, а также гигантские серые колонны создают впечатление средневекового замка.
Интересный исторический анекдот
Арка Деламота была рассчитана на другую ширину канала, а корпуса Саввы Чевакинского составляли более острый угол, чем позволяла территория острова. Кроме того, проекты невозможно было совместить.
Позднее Чевакинский пытался исправить ещё одну ошибку: неправильный расчёт места под сваи у Адмиралтейского канала. Эта оплошность повлекла за собой отстранение архитектора от строительства Новой Голландии, и на его место был назначен инженер Иоганн Герард.
До наших времен дошел исторический анекдот. Якобы, главный руководитель строительства складов, подполковник Иоанн Герард, в начале работы потерял чертежи Жана-Батиста-Мишеля Валлен-Деламота и сделал попытку утвердить свой собственный план острова. Не желая признаваться в утрате, Герард якобы, стал строить по памяти, и преуспел.
Осмотрев готовые строения, Валлен-Деламот не имел претензий. По другой версии, в коллегии нашлась копия чертежей, выполненная и исправленная Чевакинским, и Герарду пришлось дорабатывать именно этот план. Он занялся кропотливой переработкой проекта и внёс большое количество конструктивных поправок. Чертежи Герарда были утверждены весной 1767 года.
Арка — символ острова Новая Голландия
Строительство арки затянулось на семь лет и было завершено только в 1777 году. Однако в 1782 году порталу потребовалась реконструкция и переборка антаблемента, которая закончилась к 1784 году. В целом, проект так и не был осуществлён до конца: помешали войны с Турцией и Швецией, которые велись в 1788–1789 годах.
Не были закончены работы по внутреннему бассейну комплекса, не была возведена вторая арка, по Крюкову каналу, и даже стены комплекса остались неоштукатуренными. Однако складские помещения активно использовались, а сам комплекс зданий, декорированный Деламотом, воплощённый Герардом и его преемником Михайлой Ветошниковым, стал одним из лучших образцов раннего классического стиля в российской архитектуре.