Что находится в машинном помещении лифта
Для размещения подъемного механизма пассажирских лифтов обустраивается лифтовое машинное помещение. Зонирование отдельного машинного отделения должно выполняться в соответствии нормативным документом. Устройства монтируются в определенном порядке, чтобы механики смогли быстро отреагировать в чрезвычайных ситуациях. Могут устанавливаться современные лифты без машинного помещения, о которых рассказывается в другой статье.
Требования к машинному помещению
Для соблюдения безопасности в процессе использования лифта необходимо знать, каковы требования к устройству технического зала. В отделении монтируется специальное оборудование, обеспечивающее безопасный подъем и опускание платформы. Комната должна вентилироваться и отапливаться в зимний период для предотвращения образования конденсата и поражения деталей ржавчиной.
По технике безопасности возле входных дверей устанавливаются выключатели для возможности быстрого и беспрепятственного доступа с целью оперативного отключения подъемника в экстремальных условиях. Запрещено монтировать устройства другого назначения и коммуникации, не принимающие участие в функционировании лифтового оборудования.
Используемый ГОСТ
Документом, регламентирующим все вопросы обустройства и комплектования машинных помещений, является ГОСТ Р 53770-2010, которым определены размеры и оснащение технических залов для лифтов разного типа.
Основные размеры
Габариты комнаты рассчитываются с учетом функционирования подъемного оборудования и безопасности обслуживающего персонала при ремонте, экспертизе или регламентном обслуживания. Площадь делится на зону монтажа механических модулей и зону обслуживания.
Стандартная высота потолка выбирается с учетом удобного и безопасного перемещения специалистов. Для доступа к зонам установленного оборудования обеспечиваются проходы приблизительно 1,80 м. С целью безаварийной работы лебедки, между вращающимися частями и установленными блоками необходимо предусмотреть пространство более 30 см по высоте.
Расположение относительно шахты
В зависимости от типа подъемного механизма помещение обустраивается над шахтой. Также может размещаться под шахтой и с боку. Если в одном зале предусмотрено несколько грузоподъемных механизмов, то устройства маркируются для информирования механиков.
Применяемое освещение
Осветительная аппаратура должна обеспечивать возможность проводить техническое обслуживание и ремонт подъемного оборудования. Служебное отделение оборудуется стационарными световыми приборами от промышленной электросети со световым потоком 200 лк и более. В блочных отделениях стационарные устройства обеспечивают освещенность 100 лк.
Блочное помещение лифта
С целью размещения технических блоков и устройств, применяемых для обслуживания грузоподъемного механизма, над шахтой обустраивается блочное помещение. Также машинное и блочное помещение используется для размещения пожарной сигнализации, установки средств пожаротушения и монтажа охранных систем. Если позволяет конструкция лифта, устанавливается и подключается система вентиляции, отопитель и кондиционер.
Комната, в которой установлены механизмы, должна иметь надежные стены, пол и плиточное перекрытие. Запрещается прокладывать газовые трубопроводы, а также оборудовать проход на крышу и в другие технические комнаты, не относящиеся к грузоподъемному оборудованию.
Двери машинного помещения
Для входа в отделение обустраиваются двери. Изделия по правилам безопасности открываются наружу для беспрепятственного выхода персонала. Установлены минимальные размеры дверей для машинного цеха ‒ 0,8х1,8 м. В блочные помещения устанавливаются изделия с минимальным размером 0,6х1,4 м. В связи с повышенной опасностью при работе подъемного механизма к обслуживанию, ремонту и диагностике допускается только квалифицированный обслуживающий персонал, посторонним вход воспрещен. С этой целью на вход вывешивается предупредительная табличка. Двери имеют сплошную конструкцию и рассчитаны на нагрузку 300 Н.
Люки машинного помещения
Для обеспечения доступа в блочный отсек оборудуется люк. Он выполняется сплошным и открывается вверх. При использовании выдвижной лестницы допускается открывать люк вниз. Размеры изделия 0,8х0,8 м. Крышка отличается прочностью и выдерживает в закрытом положении нагрузку 2000 Н без деформации.
Люк оборудуется надежным замком, который снаружи открывается ключом. Изнутри конструкцию можно открыть, не используя ключ. При организации доступа в комнату из общего зала на крышке замок не устанавливается, предусматривается запирание изнутри.
Оборудование машинного помещения лифта
В лифтовом отделении монтируется вводное устройство для подачи напряжения и шкафы, в которых крепятся станции управления и контроллеры. Оборудование современных лифтов оснащается дисплеями, отображающими важную информацию. Монтируется:
Установка оборудования выполняется в строгом соответствии нормативным документам. Безаварийное функционирование подъемников зависит от качества и надежности установленных запчасти для лифтов и применяемых расходных материалов.
Машинное и блочное помещения оборудования типовых лифтов
Машинное помещение — это отдельное помещение, предназначенное для размещения оборудования лифтов. В зависимости от конструкции лифта оно может находиться над шахтой лифта (рис. 1.1), под ней (рис. 1.2) или сбоку от нее. Блочное помещение — это отдельное помещение, предназначенное для установки блоков. Оно располагается только над шахтой.
В машинном помещении (см. рис. 1.1) могут устанавливаться:
• лебедка 3 — подъемный механизм лифта;
• ограничитель скорости 1 — устройство, приводящее в действие механизм включения устройств безопасности, называемых ловителями, которые останавливают кабину и удерживают ее на направляющих;
• станция управления — низковольтное комплектное устройство (НКУ) 4, которое управляет работой лифта;
• монорельс 2 — устройство, предназначенное для подвешивания грузоподъемных средств, применяемых при ремонте для перемещения оборудования лифта;
• вводное устройство 16, обеспечивающее подачу и снятие напряжения с лифта;
• выключатели освещения машинного помещения и шахты;
• понижающие трансформаторы 20, преобразователи, выпрямители и другое электрооборудование, не входящее в состав НКУ;
• подвеска тяговых канатов (для лифтов с полиспастной подвеской);
• центральный этажный аппарат (копираппарат);
• отводные блоки и контршкивы, если они не входят в состав лебедки.
В машинном и блочном помещениях не допускается устанавливать оборудование и прокладывать не относящиеся к лифту коммуникации. В машинном и блочном помещениях могут находиться: механизмы и приспособления для обслуживания лифтов; оборудование для вентиляции и кондиционирования или обогрева воздуха, за исключением парового отопления; охранная или пожарная сигнализация; оборудование пожаротушения.
Рис. 1.1. Общий вид пассажирского лифта с верхним расположением машинного помещения:
1 — ограничитель скорости; 2 — монорельс; 3 — лебедка; 4 — низковольтное комплектное устройство управления; 5 — тяговые канаты; 6 — кабина; 7 — подвесной кабель; 8 — клеммная коробка; 9— направляющие противовеса; 10 — направляющие кабины; 11 — индикатор положения кабины; 12— дверь шахты; 13 — вызывной аппарат; 14 — пружинный буфер кабины; 15 — пружинный буфер противовеса; 16— вводное устройство; 17— канат ограничителя скорости; 18— противовес; 19— натяжное устройство каната ограничителя скорости; 20 — понижающие трансформаторы; 21 — шунт датчика замедления кабины; 22 — датчик замедления кабины; 23 — датчик точной остановки кабины; 24 — шунт датчика точной остановки кабины
Рис. 1.2. Общий вид пассажирского лифта с нижним расположением машинного помещения:
1 — ограничитель скорости; 2 — пружинный буфер противовеса; 3 — пружинный буфер кабины; 4 — отклоняющий блок; 5 — лебедка; 6 — подрамник; 7 —
станция управления
Не допускается прокладка в машинном и блочном помещениях паро- и газопроводов.
Не допускается использовать машинное и блочное помещения для прохода на крышу и в другие не относящиеся к лифту помещения.
Машинное и блочное помещения должны иметь сплошное ограждение со всех сторон и на всю высоту, а также верхнее перекрытие и пол.
Потолок блочного помещения может представлять собой плиту с расположенной на ней лебедкой, полностью перекрывающую проем над блочным помещением.
Машинное помещение должно быть оборудовано стационарным электрическим освещением, обеспечивающим освещенность не менее 200 лк на уровне пола, а блочное — стационарной осветительной аппаратурой, обеспечивающей освещенность блока (блоков) не менее 100 лк.
Зоны размещения оборудования и его технического обслуживания должны быть оборудованы стационарной осветительной аппаратурой, обеспечивающей освещенность оборудования не менее 200 лк.
Вход в машинное и блочное помещения должен осуществляться через двери. Допускается вход в блочное помещение из машинного через люк.
Двери для доступа в машинное и блочное помещения, вместе с замками, должны выдерживать нагрузку 300 Н, равномерно распределенную по круглой или квадратной площадке площадью 5 см2 и приложенную к дверной панели под прямым углом в любой ее точке и с любой стороны с упругой деформацией, не превышающей 15 мм, при этом остаточная деформация не допускается.
Двери должны быть сплошными и не открываться вовнутрь. Минимальные размеры двери в машинное помещение 0,8 х 1,8 м, а в блочное — 0,6 х 1,4 м.
Крышка люка, предназначенного для доступа в блочное помещение, должна быть сплошной, не открываться вниз, за исключением случая, когда она связана с выдвижной лестницей. Ее минимальные размеры 0,8 х 0,8 м.
В закрытом положении крышка люка должна выдерживать без остаточной деформации нагрузку в 2000 Н, приложенную на площади 0,2 х 0,4 м в любом месте. Усилие, прилагаемое для открытия крышки должно быть не более 150 Н.
Двери и крышки люков для доступа в машинное и блочное помещения должны быть оборудованы замками, отпираемыми снаружи ключом, а изнутри помещения — без ключа.
Если доступ в блочное помещение осуществляется из машинного, то установка замка на крышке люка не требуется.
К крышке люка для подачи в помещения материалов и оборудования предъявляются те же требования. Ее допускается запирать только изнутри.
В блочном помещении устанавливают следующее оборудование:
• подвеску тяговых канатов для лифтов с полиспастной подвеской;
• выключатели освещения блочного помещения;
• выключатель цепи управления лифтом, предназначенный для отключения лифта во время проведения обслуживания оборудования блочного помещения или ремонтных работ.
Пол машинного и блочного помещений должен иметь нескользкое покрытие, не образующее пыли.
Вокруг отверстий над шахтой лифта должны быть устроены бортики, выступающие не менее чем на 0,05 м над уровнем плиты перекрытия или пола. Минимальное расстояние от края отверстия до проходящих через него подвижных элементов должно быть не менее 0,01 м.
Пол машинного и блочного помещений может иметь несколько уровней. Если разница уровней более 0,35 м, то для перехода с одного уровня на другой должна быть устроена стационарная лестница (ступени) под углом не более 60° к горизонту или оборудован пандус с углом наклона к горизонту не более 20°.
Если разница уровней превышает 0,5 м, то лестница (ступени), пандус и верхняя площадка в зоне перепада уровней должны быть ограждены перилами высотой не менее 0,9 м.
Высота в свету зон обслуживания оборудования в машинном помещении должна быть не менее 2,0 м, а проходов к этим зонам — не менее 1,8 м. Измеряется она от пола прохода или зоны обслуживания до элементов перекрытия.
Над вращающимися частями лебедки и расположенными в блочном помещении блоками должно быть свободное пространство высотой не менее 0,3 м.
Высота в свету блочного помещения, измеренная от пола до элементов перекрытия, должна быть не менее 1,5 м.
Для проведения ремонтных работ под потолком машинного помещения всех лифтов, кроме малого грузового, устанавливают устройства (балки) для подвески грузоподъемных средств, применяемых при этих работах. На них или рядом с ними указывают их грузоподъемность или допустимую нагрузку.
Перед устройствами управления должна быть предусмотрена зона обслуживания (свободная площадка). Ее глубина от наружной поверхности шкафов (панелей) должна быть не менее 0,75 м, а ширина равна полной ширине шкафа (панели), но не менее 0,5 м.
Размеры зоны обслуживания (свободной площадки) для обслуживания подвижных частей расположенного в машинном помещении механического оборудования должны быть не менее
0,5 х 0,6 м. Ширина проходов к зонам обслуживания должна быть не менее 0,5 м. При отсутствии движущихся частей ее можно уменьшить до 0,4 м.
У грузового малого лифта габариты и масса оборудования невелики, в связи с чем устройство машинного и блочного помещений этого лифта имеет некоторые особенности.
Помещение для размещения лебедки и блоков грузового малого лифта допускается располагать под потолком верхнего обслуживаемого лифтом этажа. В этом случае их обслуживание должно осуществляться через проемы, закрываемые дверями, которые открывают специальным ключом.
В случае, если высота от уровня пола верхнего этажа до пола помещения, в котором размещаются лебедка и направляющие блоки, не превышает 3 м, устройство стационарной лестницы для доступа к проемам не обязательно.
При таком размещении лебедки вводное устройство, НКУ и трансформаторы должны располагаться в непосредственной близости от шахты, в запираемом металлическом шкафу.
У грузового малого лифта машинное помещение может отсутствовать. В этом случае подъемный механизм ограждают прочным металлическим кожухом, запираемым на замок, а вводное устройство, НКУ, трансформаторы и выключатель размещают в непосредственной близости от лебедки, в запираемом металлическом шкафу. Перед дверью шкафа предусматривают проход шириной не менее 0,75 м для обслуживания НКУ.
Допускается размещение оборудования лифтов вне машинного помещения. При этом должны быть соблюдены требования ПУБЭЛ. Приведем некоторые из них.
1. Должна быть предусмотрена возможность обслуживающему персоналу самостоятельно покинуть зону обслуживания при заблокированной кабине.
2. Управление устройствами для проведения эвакуации пассажиров из кабины, а также проведения динамических испытаний должно осуществляться снаружи шахты.
3. Обслуживание и проверки оборудования, размещенного в шахте, допускается производить с крыши неподвижной кабины при выполнении следующих требований:
• неконтролируемое или непредвиденное движение кабины при проведении работ по обслуживанию и проверкам должно блокироваться. Для этой цели допускается использование ловителей;
• приведение в действие блокировочного устройства должно контролироваться электрическим устройством безопасности, размыкающим цепь безопасности.
4. Работы в приямке по техническому обслуживанию и проверке оборудования допускается выполнять при соблюдении следующих условий:
• должно быть предусмотрено устройство для остановки кабины. После остановки кабины расстояние между выступающими элементами кабины и полом приямка не менее 2,0 м;
• приведение в действие блокировочного устройства контролируется электрическим устройством безопасности, размыкающим цепь безопасности.
5. При невозможности обслуживания оборудования с крыши кабины или из приямка для этих целей должна применяться стационарная площадка. Она должна выдерживать без остаточной деформации нагрузку в 2000 Н, приложенную на площади 0,2 х 0,4 м в любом месте; должна иметь перила. Положение площадки в исходном (нерабочем) состоянии должно контролироваться электрическим устройством безопасности. Площадка должна быть оборудована устройством для перевода ее в рабочее положение, которое приводится в действие снаружи шахты.
6. Устройства управления должны быть защищены от несанкционированного доступа и обеспечивать:
• режим «Управление из машинного помещения»;
• индикацию о направлении движения кабины и о достижении ею зоны отпирания дверей или возможность наблюдения за работой привода.
Лифтостроительные фирмы, стремясь уменьшить стоимость лифта, повысить его надежность и упростить обслуживание, не только ведут работы по совершенствованию основных функциональных узлов, но и применяют новые компоновочные решения.
Так, финская фирма «КОНЕ» разработала компактную безре-дукторную лебедку с дисковым частотно-регулируемым приводом переменного тока EcoDisc, что позволило создать выжимной пассажирский лифт Monospace (рис. 1.3), у которого отсутствует машинное помещение. Лебедка размещается в шахте и закрепляется на направляющей кабины в зоне верхней этажной площадки. Обслуживание лебедки производится с крыши кабины. Станция управления (НКУ) устанавливается в стене ограждения шахты, рядом с дверью шахты верхней этажной площадки.
Такая конструкция лифта уменьшает капитальные затраты за счет отсутствия машинного помещения и снижает трудоемкость производства, монтажа и технического обслуживания.
Лифтовые машинные и блочные помещения
Машинным помещением называется часть здания, оборудованная электрическим освещением, системой вентиляции и отопления, предназначенная для размещения, лебедки, станции управления, ограничителя скорости, трансформаторов, электрических преобразователей и другого необходимого оборудования (рис.1.3).
Блочным помещением называется специальное помещение, предназначенное для размещения отклоняющих блоков и их технического обслуживания.
Машинное помещение может располагаться в верхней или нижней части шахты лифта.
Машинные и блочные помещения должны иметь сплошное ограждение со всех сторон, верхнее перекрытие и пол. Плита с расположенной над ней лебедкой, полностью перекрывающая блочное помещение, может рассматриваться как потолок блочного помещения.
Размеры машинного помещения определяются количеством установленных в нем лебедок и условиями, гарантирующими удобство и безопасность работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования.
Машинное помещение может состоять из двух и более помещений, между которыми должна быть обеспечена переговорная связь. В этом случае, вводное устройство должно быть установлено в помещении, в котором находится станция управления.
При доступе в блочное помещение через люк, его размеры должны быть не менее чем 800×800 мм. Крышка люка должна быть сплошной, обитой металлическим листом, открываться вверх или задвигаться. Должен устанавливаться замок для запирания люка. В закрытом положении крышка люка должна выдерживать нагрузку не меньше 2000 Н, приложенную в любом месте на площади 0,3×0,5 м. Усилие открывания крышки люка не должно превышать 150 Н.
В полу машинного помещения, расположенного над шахтой, должен быть люк для производства ремонтных работ. Крышка должна открываться только внутрь машинного помещения и запираться замком из машинного помещения. Прочность люка должна быть такой же, как и у блочного помещения.
Машинное помещение всех лифтов, кроме грузового малого, должно быть оборудовано устройство для подвески грузоподъемного механизма с указанием допускаемой нагрузки или грузоподъемности. Расстояние от пола машинного помещения до низа балок, используемых для подвески грузоподъемного механизма, должно быть не менее 2000 мм.
Пол машинного помещения должен иметь ровную гладкую поверхность с покрытием, не образующим пыли. В полу должны быть предусмотрены отверстия для пропуска канатов с буртиками высотой не менее 50 мм и гарантированным зазором между канатами и кромками отверстия не менее 15 мм.
Высота машинного помещения до выступающих частей перекрытия должна быть не менее 2200 мм. Допускается местное уменьшение высоты до 1800 мм, но только не над оборудованием, проходами и зонами обслуживания.
При установке оборудования лифта на балки, преграждающие проходы, через них должны быть оборудованы настилы. Расстояние от настила до выступающих частей потолка должно быть не менее 1500 мм.
В машинном помещении при входе должно быть свободное пространство не менее 1000×1000 мм и высотой не менее 2000 мм. В этой зоне допускается установка выключателей освещения.
Подходы к машинному и блочному помещению должны быть свободными и доступными для обслуживающего персонала.
Высота блочного помещения должна быть не менее 1500 мм (рис.11.2).
Подход к машинному (блочному) помещению по чердаку или техническому этажу должен иметь ширину не менее 650 мм для транспортировки оборудования лифта.
Подход может выполняться в виде трапов или настилов. Высота подхода должна быть не меньше 2000 мм.
При расположении машинного (блочного) помещения и подхода на разных уровнях, перед входом в машинное (блочное) помещение должна быть оборудована стационарная лестница с углом наклона к горизонтали не более 60°.
Перед входной дверью должна оборудоваться площадка такой ширины, чтобы при открытой двери между ступенью лестницы и краем створки было расстояние не менее 500 мм.
При разнице уровней более 500 мм лестница и площадка оборудуются перилами высотой не менее 900 мм.
У лифтов малых грузовых машинное помещение может отсутствовать. В этом случае лебедка должна быть ограждена запираемым на замок металлическим кожухом. Вводное устройство, станция управления, трансформаторы и выключатели освещения шахты должны размещаться в непосредственной близости от лебедки в запираемом металлическом шкафу.
Лебедку и другое оборудование малого грузового лифта допускается размещать под потолком верхнего обслуживаемого этажа при условии доступ к лебедке или блокам через специальные оборудованные проемы, обеспечивающие возможность их обслуживания. Проемы должны закрываться запираемыми дверками. Высота этого помещения должна быть не менее 800 мм. Водное устройство, стация управления и трансформаторы должны располагаться радом с шахтой в запираемом шкафу. Проход перед шкафом должен быть не менее 750 мм.
Машинные и блочные помещения, подходы к ним должны иметь освещение, удовлетворяющие требованиям п.6.6.1 и
6.6.2 ПУБЭЛ. Выключатели цепей освещения машинного помещения и шахты
должны быть установлены в машинном помещении рядом с
входной дверью. Выключатели освещения блочного помещения должны располагаться в непосредственной близости от входа.
В блочных и машинных помещениях не допускается размещение оборудования и коммуникаций, не имеющих отношения к лифту.
Не допускается прокладка газопроводов и паропроводов через машинные и блочные помещения.
Разрешается прокладывать только коммуникации системы отопления и вентиляции машинных и блочных помещений. В этих помещениях допускается прокладка сантехнических коммуникаций, не имеющих отношения к лифту, при условии наличия устройств защищающих от попадания воды в помещения при повреждении трубопровода.
Не допускается использование блочных и машинных помещений для прохода на крышу или в другие, не относящиеся к лифту помещения.
§ 3. Оборудование машинного помещения
Вводное устройство (рис. 2.3) — это электротехническое устройство, предназначенное для подачи и снятия напряжения питающих линий на вводе в лифт. Каждый лифт получает питание от отдельного силового ввода здания (напряжение 380 В).
Вводное устройство устанавливается в непосредственной близости от входа в машинное помещение. Под ним размещают диэлектрический коврик для безопасности персонала.
Подъемный механизм (лебедка) представляет собой электромеханическое устройство с электродвигателем, предназначенное для создания тягового усилия, обеспечивающего движение кабины лифта.
Рис. 2.3. Общий вид вводного устройства:
1 — крышка; 2 — траверса; 3 — изолирующее основание (плата); 4 — кожух; 5 — клеммное соединение; 6 — входной провод; 7 — нож; 8 — контактная стойка; 9 — рукоятка; 10 — шарнирные стойки; 11 — заземляющий провод; 12 — проходные конденсаторы; 13 — заземляющая шина; 14 — выходной провод
По типу привода различают лебедки с электрическим приводом постоянного или переменного тока. Наиболее распространен привод с электродвигателем переменного тока. Привод постоянного тока используют в основном на скоростных лифтах. По характеру кинематической связи между двигателем и канатоведущим органом лебедки подразделяют на безредукторные (рис. 2.4) и редукторные.
По типу применяемого канатоведущего органа различают лебедки барабанного типа и лебедки с канатоведущим шкивом. Наиболее распространены лебедки с канатоведущим шкивом (рис. 2.5), которые состоят из электродвигателя переменного тока 11, червячного редуктора 1, нормально замкнутого колодочного тормоза 12 с растормаживающим электромагнитом постоянного или переменного тока, соединительной муфты 9, канатоведущего шкива 2, штурвала 4, рамы 5, резиновых амортизаторов 7.
Рис. 2.4. Безредукторная лебедка с дисковым электродвигателем переменного тока EcoDisk:
1 — направляющие кабины; 2, 8 — прижимные планки крепления лебедки; 3 — клеммная коробка; 4 — тахогенератор системы управления работой двигателя; 5 — растормаживающий электромагнит; 6 — дисковый ротор с канатоведущим и тормозным шкивами; 7 — тяговые канаты; 9 — корпус лебедки
Электродвигатель служит для создания вращающего или тормозного моментов на червячном валу редуктора. На лифтах со скоростью движения кабины до 1,6 м/с применяются асинхронные двухскоростные электродвигатели, на лифтах с более высокими скоростями используют электрические двигатели постоянного тока.
Редуктор предназначен для уменьшения числа оборотов, совершаемых электродвигателем лебедки, и одновременно для увеличения вращающего момента двигателя.
Рис. 2.5. Лебедка с канатоведущим шкивом:
1 — редуктор; 2 — канатоведущий шкив; 3 — колпак; 4 — штурвал; 5 — рама; 6 — подрамник; 7 — упругий амортизатор; 8 — чашка; 9 — муфта; 10 — клеммная коробка; 11 — электродвигатель переменного тока; 12 — колодочный тормоз
Редукторы представляют собой закрытую червячную передачу, помещенную в чугунный корпус с двумя валами. На быстроходном валу расположена тормозная полумуфта, а на тихоходном — канатоведущий шкив. На лифтах применяются редукторы с червячными передачами, характеризующимися малыми габаритами, сравнительно большими передаточными числами и малой шумностью.
Тормозное устройство состоит из механического нормально замкнутого тормоза и электромагнита, работающего на постоянном токе, и предназначено для остановки кабины и противовеса и удержания их в неподвижном положении при отключенном электродвигателе. Для растормаживания используют усилие, которое создает тормозной электромагнит.
Канатоведущий шкив предназначен для преобразования вращательного движения тихоходного вала редуктора в поступательное движение тяговых канатов кабины и противовеса. Канатоведущий шкив изготавливают из чугуна или стали. На ободе располагают кольцевые канавки (ручьи) для укладки канатов. Для предотвращения проскальзывания канатов во время работы лебедки этим канавкам придают специальный профиль (рис. 2.6). На пассажирских лифтах применяются шкивы с тремя, четырьмя, шестью и более канавками.
Рис. 2.6. Профили канавок канатоведущего шкива:
а — полукруглый; б — полукруглый с подрезом; в — клиновой; г — клиновой с подрезом
Соединительная муфта состоит из двух частей, соединенных между собой пальцами с резиновыми прокладками. Одна часть (тормозная полумуфта) находится на валу электродвигателя, и на нее накладываются колодки тормоза, другая часть находится на валу редуктора.
Штурвал устанавливается на свободный конец быстроходного вала редуктора и предназначен для перемещения кабины вручную. Штурвал может быть закреплен постоянно (в этом случае он создает дополнительный момент инерции на валу редуктора) или может быть съемным, тогда он используется только для перемещения кабины и хранится в машинном помещении.
Рама лебедки служит для размепдения и крепления оборудования лебедки.
Амортизаторы необходимы для снижения шума и вибрации, которые возникают при работе лебедки.
Трансформаторы представляют собой электромагнитный аппарат, способный преобразовывать переменный ток одного напряжения в переменный ток другого напряжения. На лифтах применяются только понижающие трансформаторы (380/220 В, 380/24 В, 380/110 В и др.). Установка трансформаторов показана на рис. 2.7.
Рис 2.7. Установка трансформаторов
Станции управления на современных лифтах выполняют с применением электронных схем, они имеют небольшие габаритные размеры и систему оповещения о неисправности в цепи управления лифта.
Ограничитель скорости представляет собой устройство, предназначенное для приведения в действие ловителей (рис. 2.8).
Ограничитель скорости движения кабины должен приводить в действие механизм ловителей, если скорость движения кабины вниз превысит номинальную не менее чем на 15 % и составит не более чем 0,8 м/с для ловителей резкого торможения и 1,5 м/с для ловителей плавного торможения и ловителей резкого торможения с амортизирующим элементом при номинальных скоростях движения кабины не более 1 м/с.
Рис. 2.8. Схема взаимодействия ограничителя скорости с ловителями:
1 — канат ограничителя скорости; 2 — опорная рама; 3 — концевой выключатель; 4 — рычаг; 5 — отводка ролика; 6, 7 — упоры
Ограничитель скорости противовеса должен срабатывать, если скорость движения противовеса вниз превышает номинальную не менее чем на 15 % и не более чем на величину, превышающую на 10 % верхний предел скорости для срабатывания ограничителя скорости кабины. Ограничитель скорости может быть установлен в машинном или блочном помещении, на кабине, на противовесе, в шахте.
Ограничитель скорости представляет собой механизм центробежного типа. На оси, закрепленной в корпусе, вращается механизм, состоящий из шкива с двумя клиновыми канавками и двух грузов, соединенных между собой пружиной.
Внутри корпуса имеются подвижные и неподвижные упоры, в которые упирается груз при увеличении скорости вращения шкива. В этот момент происходит остановка механизма и, как следствие, остановка каната ограничителя скорости, связанного с рычагом включения механизма ловителей. Поворот рычага приводит к включению ловителей.
Концевой выключатель — это электрическое устройство контроля перехода кабиной крайних этажных площадок, которое служит для размыкания цепи управления лифтом, если кабина проходит свои крайние рабочие положения, но не больше чем на 150 мм.
Концевой выключатель на лифтах с автоматическим приводом дверей устанавливают на раме ограничителя скорости, а на лифтах с распашными дверями — в шахте выше верхнего этажного переключателя и ниже нижнего.