Что находится в каменноостровском дворце
Каменноостровский дворец — бывшая загородная императорская резиденция в Санкт-Петербурге
Каменноостровский дворец — памятник архитектуры федерального значения. Являет собой выдающийся образец классицизма и представляет в плане с центральным корпусом и флигелями, поставленными к нему под прямым углом, вытянутую букву «П».
Императорская история дворца
Каменный остров был подарком Екатерины II своему сыну Павлу Петровичу. Это событие состоялось в 1765 г. Тогда тут уже стоял деревянный дворец А. П. Бестужева-Рюмина, бывшего владельца острова. Весной 1776 года на этом месте начали возводить дворец по проекту неизвестного автора. Надзор за работами осуществлял архитектор Ю. М. Фельтен.
Но через год работы прервало наводнение. Впоследствии вместо Фельтена курировал этим процессом Дж. Кваренги. Возведение было закончено в 1780 г. Однако декоративная отделка интерьеров велась до 1782 г. Но в 1780 году 18 января в оранжерее дворца был устроен пышный приём в честь императрицы.
На территории дворцового комплекса располагались Инвалидный дом работы архитектора Ивана Кребер. Но он был полностью перестроен под спортивный объект в 1979 г. Также был построен Кухонный корпус в 1785 г. Находились дворы: хозяйственный и дровяной, каменная конюшня, манеж, дом садового мастера, гауптвахта работы архитектора Л. И. Шарлемань.
В 1801 году на престол взошёл Александр I. Дворец стал одной из любимых его резиденций. В начале царствования Александра Павловича во дворце собирался «Негласный комитет». В нём 6 августа 1812 года император поручил командование русской армией М. Кутузову. Именно в этом дворце царь узнал о заговоре декабристов в 1825 г.
После Александра I дворцом владели великий князь Михаил Павлович и его супруга Елена Павловна. В 1834—1836 годах у них в гостях бывал великий русский поэт А. С. Пушкин. Здесь жил А. Рубинштейн в 1852—1854 гг.
Дочь Михаила Павловича и Елены Павловны Екатерина Михайловна вышла замуж за состоявшего на русской службе в чине генерала немецкого герцога Георга Мекленбург-Стрелицкого. Дочь последних владельцев Елена Георгиевна Саксен-Альтенбургская получила Каменноостровский дворец во владение. Благодаря музыкальной одарённости она стала последним председателем Императорского русского музыкального общества и устраивала во дворце музыкальные вечера высокого уровня.
Архитектурные и декоративные изыски
Обращенный на парадный двор и дворцовый сад фасад дворца украшен 6-колонным портиком с фронтоном тосканского ордера. К парадному входу ведет лестница, выполненная из финского гранита. В центре фасада, который выходит на Неву, находится 8-колонный портик, увенчанный аттиком. В центральном корпусе дворца располагались: Аванзал, Большой зал, галерея, Морской салон, Картинный зал и Кабинет. В одном из флигелей были жилые помещения, в другом — дворцовый театр.
Как писали о дворце современники
На юго-восточном мысу Фельтен построил дворец, стиль которого можно определить как переходный от раннего к строгому классицизму. Это интересный пример соединения в одном ансамбле классицистических и романтических сооружений.
В 1797 году, когда дворец готовили к пребыванию в нём свергнутого с польского престола короля Станислава-Августа Понятовского, к отделке интерьеров был привлечён архитектор В. Бренна. В нём произвели перестройки: Морской салон — в Малиновую гостиную, Большой зал — в Зеркальный, в Аванзале появились фрески с видами Рима, выполненные по гравюрам Пиранези самим В. Бренной вместе с Ф. Лабенским.
В 1808—1811 годах в период правления Александра I над 2-м этажом жилого флигеля был надстроен 3-й этаж по проекту архитектора Л. Руска с кабинетом императора. В нём отделка была произведена в 1824 году по проекту В. П. Стасова. В это же время садовый мастер Ф. Ф. Лимин произвёл перепланировку сада по проекту Тома де Томона. Сад из пейзажного превратился в регулярный.
В 1820-х годах многие помещения дворца были заново расписаны художником-декоратором Дж.-Б. Скотти. В 1824—1828 годах архитектор З. Ф. Дильдин перестроил театральный флигель.
В 1845 году архитектор А. И. Штакеншнейдер пристроил к невскому фасаду дворца закрытую террасу. Также он устроил тут вместо Малиновой гостиной Музыкальный салон и заменил водопроводную систему дворца.
Во дворце сохранились 2 парадных зала павловского времени с фресками с изображениями Рима, которые были выполненные по гравюрам Пиранези, а также личные комнаты великокняжеской четы, 2 парадные гостиные середины XIX в.
В 1776—1778 годах у входа во дворец были установлены Парадные ворота, в конце главной аллеи — Церковные, со стороны набережной были установлены Мраморные ворота, перенесенные 1810 году к 1-му Каменноостровскому мосту, а в 1956 году — в Павловский парк.
Дворцовый сад
Сад находился на острове ещё при первом владельце А. П. Бестужеве-Рюмине. Затем на его месте одновременно со строительством Каменноостровского дворца разбили Дворцовый сад. Перепланировкой занимался художник и архитектор Павла Петровича Ф. Виолье.
Вокруг дворца появились овальные и восьмигранные клумбы, выполненные по типу голландских садов, а также центральная аллея. Удаленные участки сада выполнены в пейзажном стиле. С 1810 года благоустройством сада занимался архитектор Ж. Тома де Томон, развивший идеи Ф. Виолье.
Местом притяжения для туристов представляет уникальная православная готическая дворцовая церковь в конце центральной аллеи дворцового сада. Церковь Рождества св. Иоанна Предтечи возвели по проекту Ю. М. Фельтена в честь Чесменской победы в 1776—1778 гг. Его разместили.
В 1809—1811 годах были построены Большие каменные оранжереи по проекту Л. Руска. Декоративная роспись была выполнена выдающимся декоратором П. Гонзаго в 1813 г.
Новая история дворца
До 2007 года тут размещался Военный Санаторий ВВС ЛенВО МО СССР, затем — ФГУ «Ленинградский военный санаторий Военно-воздушных сил». Санаторий был закрыт, здания и парк переданы на баланс города. Сейчас называется — «Каменноостровская резиденция».
В начале 2008 года было сообщено о том, что будет производиться осмотр состояния дворца, после чего будет подготовлен проект реставрации. Предполагалось, что к концу года будет восстановлена гидроизоляция подвала и фундаментов и приведены в порядок фасады. Реставрация дворца затянулась на долгие годы.
В 2015 году во дворце городскими властями была создана «Академия талантов» для школьников Санкт-Петербурга — бюджетное учреждение для дополнительного внешкольного образования. Сегодня в Академии — 12 тематических отделов, центр интеллектуальных игр, детская телевидеостудия, выставочно-концертный зал, студия юных хранителей дворца, 24 зала для занятий, голографический театр, классы для создания электронной музыки и лаборатория физических опытов, кружок робототехники и театральный коллектив.
Сейчас Каменноостровский дворец является одной из самых больших исторических и архитектурных достопримечательностей Аптекарского острова в Санкт-Петербурге. Это ценный памятник культурного наследия России.
Каменноостровский дворец
Каменноостровский дворец – один из старейших в Санкт-Петербурге. Его здание – пример классической застройки города с красивыми интерьерами внутри. В наше время, после реставрации, тут расположили «Академию талантов». В ней каждый школьник может проходить дополнительные занятия для развития своих талантов. Осмотреть достопримечательность возможно снаружи или во время открытых мероприятий. Дворцовый сад открыт в любое время.
Стоимость входа: зависит от мероприятия.
История в датах
1765 год – Екатерина Великая подарила Каменный остров своему сыну Павлу.
1776-1780 года – проходило строительство дворца. Двумя годами позже завершена работа над интерьерами. Также был разбит дворцовый сад с несколькими постройками.
1801 год – Александр I вступил на престол, и это место стало его любимой резиденцией.
В 1808-1811 годах достраивался третий этаж, чуть позже сделан небольшой ремонт.
До 1828 года проходили дополнительные художественные работы в оформлении.
В разные годы здесь гостил А.С.Пушкин и композитор А.Г.Рубинштейн.
С советского периода до 2007 года тут располагался «Ленинградский военный санаторий Военно-воздушных сил».
С 2015 года здесь находится «Академия талантов» Санкт-Петербурга.
Архитектура и интерьер
Здание построено в стиле классицизма П-образной формы с центральным корпусом. Стоит на берегу Невы. Парадный фасад украшен портиком с колоннами. К нему ведёт широкая лестница из гранита. Над ней красуется аттик, т.е. декоративный элемент над входом. Внутри находились все необходимые комнаты: Аванзал, Картинный и Большой зал, Морской салон, Кабинет и галерея. В другом корпусе был дворцовый театр. До наших дней сохранилось две парадных комнаты, в которых остались гравюры и фрески XIX века.
В Аванзале сегодня стоят скульптуры древнегреческих божеств из сада. Пол покрыт гранитом и ковром, а на стенах висят картины. В Парадном зале проходят награждения и мероприятия. Он выполнен в белых цветах с золотыми украшениями. В Малиновой гостиной висят скульптуры с композиторами. На потолках по всей площади полностью восстановлена роспись. В одном из помещений устроен музей истории особняка. Также есть музыкальный зал, устроенный во внутреннем дворике и кабинет с деревянной облицовкой.
«Академия талантов»
Весь дворец отдан под бюджетное учреждение дополнительного образования, а именно «Академию талантов». Здесь проводятся внешкольные уроки разной направленности. Место считается одним из ведущих в России в этой сфере. Создано более 12 отделов, в каждом из которых проводятся постоянные занятия и мероприятия. Например, есть класс электронной музыки, телевидеостудия, центр интеллектуальных игр, театральный центр и т.д. В классических интерьерах установлено всё необходимое оборудование. Туристам сюда возможно попасть в рамках выставки или праздника. Ингода проводятся экскурсионные программы. Их расписание ищите на официальном сайте.
Каменноостровский дворец в Санкт-Петербурге: адрес, фото и история
Каменноостровский дворец – это, пожалуй, одна из самых таинственных и малоизвестных императорских резиденций. И даже не потому, что место, в котором он находится, надежно скрывают вековые деревья и территория дворца огорожена высокой стеной. Дело в том, что после национализации дворца в 1917 году он перешел в ведение военных и принадлежал военным ведомствам до 2007 года. Именно по этой причине доступ в этот красивейший уголок Петербурга был закрыт.
История дворца
Екатерина II подарила в 1765 году Каменный остров сыну – Павлу Петровичу. Каменноостровский дворец начали строить весной 1776 года. Имя автора проекта история не сохранила. Сооружение начали возводить на месте деревянного дворца А. П. Бестужева-Рюмина, которому раньше принадлежал и весь остров.
Руководил строительными работами архитектор Ю. М. Фельтен. Из-за наводнения 1777 года строительство было приостановлено, а затем Фельтена заменил Дж. Кваренги. В 1778 году у входа во дворец были установлены Парадные ворота, в конце главной аллеи появились Церковные, от набережной — Мраморные, которые в 1810 году перенесли к первому Каменноостровскому мосту, а еще позднее (1956) — в Павловский парк.
Возведение здания было завершено в 1780 году, но отделка интерьеров продолжалась до 1782 года. Несмотря на то что работы еще не были завершены, в январе 1780 года во дворце состоялся пышный прием, посвященный императрице.
С 1797 года Каменноостровский дворец начали готовить к пребыванию Станислава-Августа Понятовского – польского короля, свергнутого с престола. Для оформления интерьеров был приглашен архитектор В. Бренн. Морской салон переделали в Малиновую гостиную, стал Зеркальным Большой зал, в Аванзале появились уникальные фрески с видами Рима, выполненные самим В. Бренной и с Ф. Лабенским по старинным гравюрам Пиранези.
В 1801 году, после вступления Александра I на престол, Каменноостровский дворец, фото которого вы можете увидеть в этой статье, стал одной из его любимых резиденций. В начале царствования Александра Павловича в этом дворце собирался «Негласный комитет». В 1812 году император именно здесь поручил М. И. Кутузову командование русской армией.
В 1811 году над вторым этажом флигеля был надстроен третий этаж, в котором был оборудован кабинет Александра I. Отделка помещения по проекту В. П. Спасова была завершена в 1824 году. В 1820-х годах большинство помещений дворца заново расписал известный художник-декоратор Б. Скотти. В 1828 году был перестроен театральный флигель, архитектором З. Ф. Дильдиным.
После Александра I владельцами дворца были князь Михаил Павлович с супругой Еленой Павловной. В 1836 году у них гостил А. С. Пушкин. А с 1852 по 1854 год здесь жил А. Рубинштейн. Дочь Елены Павловны и Михаила Павловича Екатерина Михайловна вышла замуж за немецкого герцога, генерала Георга Мекленбург-Стрелицкого, который состоял на русской службе. Их дочь Елена Георгиевна получила Каменностровский дворец во владение.
Дворцовый парк
В 1824 году по проекту Тома де Томона, была произведена перепланировка парка, принадлежавшего А. П. Бестужеву-Рюмину, из пейзажного в регулярный. Эту работу выполнил известный садовый мастер Ф. Ф. Лимин. Около дворца были разбиты восьмигранные и овальные клумбы, была оформлена центральная аллея, более удаленные участки сада было решено сделать в пейзажном стиле.
Описание дворца
Каменноостровский дворец (СПб) – это образец классицизма в архитектуре. По форме он представляет собой растянутую букву «П», в котором есть центральный корпус и флигели, расположенные под прямым углом к основному зданию. Один фасад дворца, обращен на дворцовый сад и парадный двор. Он украшен шестиколонным портиком и фронтоном тосканского ордера. Лестница ведет к парадному входу. Она выполнена из великолепного финского гранита.
Центр фасада, выходящего на Неву, украшает восьмиколонный портик, который завершается аттиком. В центральном корпусе располагались: Большой зал, Аванзал, Морской салон, галерея, кабинет и Картинный зал. В одном флигеле были жилые помещения, в другом – театр. Во дворце и сегодня сохранились два зала Павловской эпохи с фресками, изображающими Рим, личные покои княжеской четы, две гостиные, относящиеся к середине XIX века.
Новейшая история дворца
В этом принимало активное участие в качестве посредника СПб ГКУ «Каменноостровский дворец», которое проводило конкурс на реставрацию, поставку и сборку светильников для дворца, подбор квалифицированных специалистов. Однако реставрация дворца затянулась. В СМИ появлялись сведения о том, что планируется превращение дворца в резиденцию правительства Санкт-Петербурга, но, к удивлению многих жителей города и гостей, приезжавших в Петербург, Каменноостровский дворец был превращен в более общественно полезный объект. О его открытии стало известно в конце 2015 года.
Каменноостровский дворец: «Академия талантов»
Городские власти Санкт-Петербурга подготовили великолепный подарок школьникам в преддверии Нового 2016 года. В середине декабря 2015 года представители общественности, пресса посетили Каменноостровский дворец в Санкт-Петербурге. Им была представлена «Академия талантов» — бюджетное учреждение, созданное для дополнительного внешкольного образования.
Каждый день здесь насыщен творческими и интеллектуальными событиями для школьников Санкт-Петербурга: конференции, выставки, концерты, семинары. Каждый день более ста школьников могут посещать Каменноостровский дворец. Академия имеет двенадцать тематических отделов, детскую телевидеостудию, студию хранителей дворца, центр интеллектуальных игр, выставочно-концертный зал, двадцать четыре зала для занятий, классы электронной музыки, голографический театр, лабораторию физических опытов. Познакомимся с уникальным учреждением подробнее.
Проект помогает развить самых разные способности и таланты юных петербуржцев, посещающих Каменноостровский дворец. «Академия талантов» разделена на пять научно-познавательных и творческих зон.
Студия занимательных наук
Этот центр реализует различные общеразвивающие программы. Лабораторные программы по химии, физике, географии, биологии, экологии позволяют ребятам самостоятельно проводить исследования, используя лабораторные инструменты PASCO и делать свои первые открытия.
Концертно-театральный центр
«Академия талантов» – это прекрасная площадка для проведения творческих вечеров, отчетных концертов, театральных постановок.
Студия интеллектуальных игр
В этом центре ребята развивают техники творческого мышления, на время превращаясь в известных знатоков популярных телевизионных интеллектуальных игр, участвуют в городских конкурсах по брейн-фитнесу.
Центр проектной деятельности
Он предназначен для праздников, костюмированных балов, путешествий во времени, ролевых игр. Благодаря современной системе отображения информации, видео-конференц-связи и конференц-системе, центр стал востребованной площадкой для встреч и дискуссий ребят с актерами и учеными, спортсменами и музыкантами, политиками.
Коворкинг-пространство
Оно предназначено для коллективной креативной работы. Огромная интерактивная видеостена создана из четырех ЖК-панелей. С ее помощью можно открывать видео, изображения, документы в формате PDF, сохранять заметки.
Учебный класс
В Академии есть прекрасно оборудованный мультимедийный класс, который предназначен для проведения презентаций, интерактивных программ, трансляций видеоматериалов. В классе применяются интерактивные учебные материалы по астрономии, истории, военно-патриотическому воспитанию.
Высокоточное изображение, система объемного звука и электронные викторины превращают процесс в увлекательное путешествие.
Студия визуальных искусств
Этот медиацентр имеет виртуальную студию, комплект мощного осветительного оборудования и профессиональных видеокамер, современные графические станции для видеомонтажа. Операторское мастерство, тележурналистика, фотодело, режиссура монтажа, мультипликация – в каждой из этих областей могут попробовать свои силы ученики Академии.
Студия хранителей дворца
Школьники, занимающиеся в Академии, хорошо знают, что Каменноостровский дворец – ценнейший объект культурного, исторического и архитектурного наследия города и страны. Именитые и даже коронованные владельцы дворца, создавшие интересные традиции, оставили большое количество загадок и тайн, подарили городу на Неве легенды и завещали потомкам хранить дворец, рассказывать о нем.
Именно эти задачи и стоят перед юными «хранителями дворца». Эта студия создана для школьников, которые любят историю. Здесь им предоставляется уникальная возможность поработать с архивными документами, погрузиться в далекое прошлое, когда в этом дворце жил русский император Александр I, княгиня Елена Павловна. Здесь ребята собирают воедино и анализируют исторические факты, а затем рассказывают о них сверстникам.
В этой студии на основе MS Kinect и ЖК-панели создана необычная виртуальная примерочная, где каждый посетитель может примерить заинтересовавший его исторический костюм, сделать в нем фото и отправить его на электронную почту. И это еще не все – экскурс в историю продолжится в удивительной галерее оживающих картин, которая произведет впечатление даже на тех, кого история мало интересует.
Живая картина – это ЖК-панель, заключенная в багет. В верхнем ее углу установлена веб-камера. Вначале на экране дисплея появляется портрет известной личности, оставившей свой след в истории. В тот момент, когда к картине приближается посетитель, веб-камера мгновенно реагирует на движение, и персонаж вдруг «оживает» и рассказывает о себе короткую историю.
«Академия талантов» совершенно не похожа на традиционное учебное заведение. Это современная, высокотехнологичная проектная площадка образования, которая включает в себя самые разные тематические центры. Педагогический коллектив Академии сформирован из молодых и перспективных, любящих свое дело и детей преподавателей, которые уже имеют опыт работы с талантливой молодежью.
Уникальные методики и авторские программы позволяют не только выявить скрытые таланты ребят, но и раскрыть их потенциал в полной мере. Работа Академии ведется на договорной основе со школами города. Каждый школьник Санкт-Петербурга может подобрать понравившееся ему направление и записаться на занятия.
Как добраться?
Если вы собрались посетить Каменноостровский дворец, как добраться сюда, мы расскажем ниже.
Вам необходимо доехать на метро до станции «Черная речка», пересесть в троллейбус № 34, который довезет вас до остановки «Каменный остров». Перейдите на противоположную сторону улицы и пройдите около ста пятидесяти метров по набережной Малой Невки до входа во дворец. Не забудьте взять с собой своих детей-школьников – возможно, их заинтересует «Академия талантов».
Фото Ксении Самариной, 01.2016.
Каменноостровский дворец Классицизм
1776-1780; 1797; 1810-1811; 1827-1829
— арх. Фельтен Юрий Матвеевич, арх. Бренна Винченцо, арх. Руска Луиджи, арх. Дильдин З. Ф.
См. также Интерьеры ( продолжение ) Интерьеры ( окончание )
Дело о передаче в собственность Вел. Кн. Михаилу Павловичу Каменноостровского дворца с постройками при нем, опись домов и других помещений при Каменноостровском дворце. 1826 г. (ЦГИА СССР. ф.548. оп.1. д.68. 59л.)
В комплекс построек дворца входят:
До 2007 г. тут размещался Военный Санаторий ВВС ЛенВО МО СССР, затем
ФГУ «Ленинградский военный санаторий Военно-воздушных сил».
Санаторий ликвидирован, здания и парк переданы на баланс города.
Ныне называется «Каменноостровская резиденция».
«На юго-восточном мысу Фельтен построил дворец, стиль которого можно определить как переходный от раннего к строгому классицизму. Это интересный пример соединения в одном ансамбле классицистических и романтических сооружений «. ([ 118 ], С. 66.)
Фрагмент плана Каменного острова.
(Атлас С.-Петербурга. 1798 г. Л.11)
(ЦГИА СПб. Ф.513. Оп.168. Д. 319)
1814 г. Фрагмент плана
Каменного острова.
Арх. Г.П. Пильников
(ЦГИА СССР. ф.485. оп.2 д.1211)
1828 г. План Шуберта.
Фрагмент плана
Каменного острова
1849 г. Атлас Н.Цылова.
Часть Каменного
острова. С. 352
(добавил
Lonely Walker)
В.С.Садовников.
Вид Каменноостровского
дворца, 1847 г.
Вид Каменноостровского дворца.
грав. с карты Петербурга 1820-1825 гг.
Главный фасад. Чертеж 1807 г.
(Памятники архитектуры и истории
Санкт-Петербурга. Петроградский
район. 2004. С. 128)
Фасад Каменноостровского
Дворца со стороны сада
(Шелковников. А.М. Собрание планов,
фасадов и разрезов примечательных
зданий С.-Петербурга. 1826)
до 1914 г.
(ЦГАКФФД СПб. В 2376)
* см. ниже
Памятники архитектуры
и истории Санкт-Петербурга.
Петроградский район.
2004. С. 128
Главные ворота
(Памятники архитектуры и
истории Санкт-Петербурга.
Петроградский район. 2004. С. 133)
(добавил Lonely Walker)
1900. Каменноостровский дворец.
** см. ниже
(добавил V_Malyj)
Фрагмент росписи
плафона одного
из залов дворца.
([*]. C.212)
Зал с живописными
панно.
([*]. C.212) (nikspb)
Овальный зал
(Памятники архитектуры и
истории Санкт-Петербурга.
Петроградский район.
2004. С. 129)
Фотография начала XX в.
(там же С.130
Интерьер зала с кариатидами.
1937 г. Фото: Лаптев Сергей Дмитриевич
(ЦГАКФФД СПб. Вр 79017)
Фрагмент интерьера аванзала
*** см. ниже
(добавил Lonely Walker)
1947. Каменноостровский дворец.
С. Г. Шиманский (1898-1972)
Архив ГМИЛ / ГМИСПб, ЛФ-5835
pastvu.com
1983. pastvu.com
(добавил V_Malyj)
Дата съёмки: до 1914 г. (ЦГАКФФД СПб. В 2376)
исполненное темперой по штукатурке. 1776-1781 гг., строитель-архитектор Ю.М. Фельтен. Дата съёмки: 1937 г. Автор съёмки:
Лаптев Сергей Дмитриевич (ЦГАКФФД СПб. Вр 79059)
История участка, на котором расположен ансамбль Каменноостровского дворца с парком, восходит к 1714 г., когда был выстроен небольшой деревянный дом канцлера Г. И. Головкина на оконечности острова. В 1748-1753 гг. при новом владельце канцлере А. П. Бестужеве-Рюмине сформировался дворцовый комплекс из деревянных строений с регулярным садом.
Екатерина II подарила в 1765 г. Каменный остров своему сыну, наследнику престола Павлу Петровичу. В 1766 г. «новыми чертежами для его императорского высочества к Каменному острову» занимался архитектор В. И. Баженов. Возведение Каменно-островского дворца, начатое в 1776 г., связывается с именем Ю. М. Фельтена. Имя автора проекта не установлено. В 1780 г. новый дворец принимал вел. кн. Павла Петровича с супругой. Здание является оригинальным памятником зодчества раннего классицизма. Со стороны парка центральный объем двухэтажного дворца с сильно выступающими боковыми ризалитами выделен вынесенным вперед шестиколонным портиком с фронтоном. Белым колоннам тосканского ордера вторит ряд пилястр. Боковые ризалиты обработаны пилястрами и лопатками. Фасад, обращенный к Малой Невке, акцентирован восьмиколонным портиком, увенчанным аттиком. Ниши, симметрично расположенные между крайними колоннами портика, предназначались для скульптуры. Этот фасад отличается чертами лиричности и мягкости и удачно дополняет благородную простоту форм, четкость и лаконизм главного фасада, обращенного к саду. Дворец воспринимается особенно эффектно благодаря своему местоположению на стрелке Каменного острова. Здание стало центром в панораме Большой и Малой Невки. Эта композиция явилась как бы предсказанием архитектурного ансамбля, созданного на стрелке Васильевского острова.
Черты раннего классицизма проявились в великолепной ограде парка с тремя коваными ажурными воротами, сооруженной в последней четверти XVIII в. и перестроенной в первой четверти XIX в. Планировка парка подчинилась монументальности и строгости архитектуры дворца. В 1811 г. на мысу у северного крыла дворца Г. П. Пильников перепланировал «Угольный садик», разбитый в конце XVIII в. Тогда же он реконструировал набережные Большой и Малой Невок восточнее Каменноостровского проспекта. Одновременно архитектор Ж. Ф. Тома де Томон и садовый мастер Ф. Лямин изменили планировку дворцового сада, усилив его пейзажный характер. Были сооружены дренажная и водоотводные системы. Мастерам удалось объединить характерные черты регулярного и пейзажного паркостроения. В отдаленной части парка появились несколько захоронений любимых лошадей Александра I с мраморными надгробиями, что придало ансамблю черты сентиментальности и романтизма.
В 1824 г. Л. И. Шарлемань выполнил проектирование трассы Каменноостровского проспекта. Ограничив дворцовые владения, проезд соединил берега Большой и Малой Невок. Парк расширился с присоединением участка у церкви Рождества Св. Иоанна Предтечи.
После 1917 г. в здании открылся Дом отдыха трудящихся, ныне [2004 г.] здесь находится санаторий Министерства обороны РФ.
1. Озерова Н. С. Каменноостровский дворец в Санкт-Петербурге. Историческая справка. 1960-1962. КГИОП.
2. Витязева В.А. Каменный остров. Л., 1991.
3. Николаева Т.И. Каменноостровский дворец. Историческая справка. Рукопись.
(Николаева Т. И. Каменноостровский дворец // Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга. Петроградский район. 2004. С. 127-133)
О служебных корпусах дворца:
Служебные корпуса Каменноостровского дворца расположены в западной части ансамбля на территории бывшего хозяйственного двора. Кухонный корпус и примыкающее к нему здание манежа, обращенное главным фасадом в сторону двора, были построены в 1776-1780 гг. под наблюдением архитекторов Ю. М. Фельтена и Микулина. Здания решены в стиле раннего классицизма. Дворовый фасад двухэтажного Кухонного корпуса имеет заложенную аркаду на первом этаже и междуэтажную тягу. Фасад манежа прорезан прямоугольными проемами, над которыми помещены полуциркульные окна, декорированные замками. В направлении Кухонного корпуса ориентировано здание Трубной, состоящее из двухэтажного с мезонином объема и боковых одноэтажных частей. Оно возведено по проекту Л. И. Шарлеманя в 1824 г. в стиле позднего классицизма. Главный фасад декорирован лепной тягой и рустованными архивольтами полуциркульных окон. Одновременно с Трубной зодчий возвел гауптвахту (Каменноостровский пр., 77).
(Николаева Т. И. Каменноостровский дворец // Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга. Петроградский район. 2004. С. 131-132)
Фото Ксении Самариной,
01.2016.
Западный (парковый)
фасад.
Охраняемые объекты: дворец, дворцовый сад с тремя воротами, стрелка острова с Собственным садиком, Кухонный корпус, манеж, трубная, восточный флигель у оранжерей, гауптвахта, каменная ограда Хозяйственного двора с воротами.
Большие каменные оранжереи, надстроенные в 1930-х гг., памятником архитектуры не являются. Не существует ни оранжерейных (пальмовых, вишневых, ананасных и др.), ни тепличных построек. Вся территория занята многоквартирными жилыми домами, построенными в первой половине 1930-х гг. по проекту арх. К. Д. Халтурина.
(Николаева Т. И. Каменноостровский дворец // Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга. Петроградский район. 2004. С. 127-133)
Ворота въезда на Хозяйственный двор,
спроектированные и построенные
в 1810-1811 гг., арх. Л. Руска
Церковные ворота дворца,
Ю.М.Фельтен, 1778 г.
Фото Ксении Самариной, 01.2016.
Комитет по образованию Смольного разработал концепцию использования Каменноостровского дворца. В нем разместится Академия талантов для детей и молодежи. Школьникам предложат «научные погружения», «ролевые игры» и «коворкинг-центр». Обучаться в императорском дворце XVIII века смогут победители конкурсов и олимпиад. Реставрация дворца стоимостью более 2 млрд рублей завершится в 2015 г. С 2010 г. здание реконструировалось под резиденцию губернатора. Однако весной этого года губернатор Георгий Полтавченко отказался от размещения резиденции во дворце и предложил передать постройку для развития детей и молодежи. Реставрационные работы по восстановлению живописного оформления здания должны завершиться в 2015 г. (fontanka.ru 22.07.2014)
Сегодня практически полностью закончены реставрационные работы в Большом двухсветном зале. На стенах в полном объеме воссоздан искусственный мрамор, отреставрирован лепной декор и барельефы с изображением женских фигур, олицетворяющих Правосудие, Надежду, Истину и Справедливость. Кропотливая работа проведена по реставрации живописного фриза.
В соседнем зале, бывшей библиотеке, восстановлены восемь живописных медальонов с изображениями путти. Живописные изображения обнаженных амуров характерны для искусства барокко и ренессанса. Однако в советское время, когда в здании размещалась детская трудовая колония, обнаженная натура показалась воспитателям неуместной, и путти одели и превратили в пионеров, повязав им красные галстуки. И сейчас на одной из композиций можно увидеть детский советский мяч, с которым играет купидон. Реставраторам не удалось понять, что там было изначально, птичка, цветок или что-то еще. Чтобы не фантазировать, решили оставить как есть. Путти изображены на прикрепленных к потолку тонких тканях-миткалях. Штукатурка под миткалями была сырая, в плесени и деструктирована. Местами ее куски отвалились и лежали прямо на ткани. Реставраторы укрепили штукатурку, провели антисептическую обработку, расчистили и укрепили миткали. Часть помещений на втором этаже Каменноостровского дворца, где некогда размещались личные покои императорской семьи, полностью утратила исторические интерьеры. Поэтому сегодня здесь ведутся работы по воссозданию интерьеров по аналогам, существующим в других петербургских дворцах.
Воссоздание монументальной живописи ведется по тем же методикам, что работали художники XIX в. Сначала пишется эталон на картоне. Потом рисунок переносится на кальку, в которой по контурам иголкой проделываются многочисленные отверстия. Затем кальку накладывают на стену или потолок и набивают контур рисунка угольным порошком. У живописцев такой способ нанесения рисунка называется припорох. Затем по контуру выполняется одноцветная роспись в технике гризайль. И только потом слой за слоем художники-реставраторы придают цветочному орнаменту объем и цвет. К одному и тому же месту художник-реставратор прикасается кистью несколько десятков раз. А на роспись одного небольшого зала может уйти больше полугода. (fontanka.ru 19.12.2014)
Академия талантов начала работу в сентябре 2015 г.
Архитектурно-парковый комплекс Каменноостровского дворца является памятником федерального значения и состоит под государственной охраной в соответствии с постановлением Совета министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 г., а также указом президента РФ № 176 от 20 февраля 1995 г.
Включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2001 № 527.