Что находится рядом с медным всадником
Рекомендуемые достопримечательности рядом с Медный всадник
Ме́дный вса́дник — памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петер
Каза́нский кафедра́льный собо́р (собор Казанской Божией Мате
Креативное пространство ТКАЧИ — бизнес-центр класса «В+», по
Князь-Влади́мирский собо́р (официальное название —
Ба́нковский мост — соединяет Казанский и Спасский остро
Си́ний мост — мост в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, перек
Еги́петский мост — соединяет между собой Коломенский и Безымянный
Биржево́й мост (c 1922 по 1989 год — мост Строи́телей) — мост в С
Концертный зал Мариинского театра — концертный зал в Санкт-Петербур
Не́вский проспект — главная улица Санкт-Петербурга, протянувшаяс
The New Stage of Alexandrinsky Theatre (Новая сцена Александр
«Гранд Оте́ль Евро́па» (до 1991 года — гостиница «Европейская») —
Марии́нский театр отсчитывает свою историю от основанного в 1783
Конногвардейский манеж — монументальное здание в
Зимний дворец в Санкт-Петербурге — с 1732 года до 2 марта 1917 года
Здание Главного Штаба — историческое здание, располагающееся на Дворцо
Александри́нский театр, он же Российский государственн
Петропа́вловская кре́пость (официальное название Са
Исаа́киевский собо́р (официальное название — собор преподобного
Вторая сцена Мариинского театра на набережной Крюкова канала — т
Дворцо́вый мост — разводной чугунный мост через Неву в Санкт-Петербур
Росси́йская национа́льная библиоте́ка (до 1917 го
Музей Фаберже — частный музей в Санкт-Петербурге, расположе
Эрарта — частный музей современного искусства в Санкт-Петербурге. Са
Тро́ицкий мост — (в советское время — Кировский мост) один из красиве
Госуда́рственный Эрмита́ж в Санкт-Петербурге (от fra
Но́вая Голла́ндия — остров в Адмиралтейском районе Сан
Ани́чков мост (Аничкин мост) — один из самых известных мостов Санкт-П
Русский музей — самый обширный музей русского искусства в мире. Нахо
Медный всадник
Медный всадник в Санкт-Петербурге — памятник, посвященный русскому царю Петру I. Монумент является одним из главных символов города.
История создания
Модель Медного всадника создал французский скульптор Этьен Фальконе, которого рекомендовал Екатерине II философ Дени Дидро. Работа над статуей заняла у Фальконе 2 года. Помощниками скульптора были Федор Гордеев, вылепивший змею, и ученица Фальконе — Мари Анн Колло, создавшая голову статуи. В 1773 году в помощь французскому мастеру был назначен профессиональный архитектор Юрий Фельтен, который занимался общим руководством.
Гипсовая модель была закончена летом 1769 года и ожидала отливки. Сам Фальконе никогда не занимался подобной работой и потому отказался самостоятельно отливать статую. Первая, не совсем удачная, отливка состоялась в 1775 году. В процессе работы лопнула труба и только благодаря мастерству литейщика Емельяна Хайлова удалось спасти нижнюю часть скульптуры. Верхнюю часть закончили во время второй отливки, спустя 2 года.
Торжественное открытие памятника состоялось 7 августа (18 августа) 1782 года на Сенатской площади Санкт-Петербурга. Фальконе на нем не присутствовал, так как покинул Россию в 1778 году. Работы по завершению проекта выполнил Юрий Фельтен. В 1976 году памятник был отреставрирован, так как на нем появились трещины.
«Гром-камень»
Пока шла работа над статуей в Петербург доставили «гром-камень» на котором установлен памятник. Камень нашли недалеко от деревни Конная Лахта. В настоящее время на этом месте находится Петровский пруд, который образовался в результате затопления котлована, после извлечения камня.
Перевозка и установка «гром-камня» заняла почти 5 месяцев, для этих работ специально выбрали зимнее время, чтобы земля не проваливалась под тяжелым грузом. На Сенатскую площадь огромную глыбу доставили на судне 26 сентября (7 октября) 1770 года. После обработки «гром-камень» значительно потерял в объеме.
Описание памятника «Медный всадник»
Медный всадник является вторым конным памятником, посвященным Петру I. Первый из них, работы скульптора Растрелли, находится перед Михайловским замком на Кленовой улице Санкт-Петербурга.
Концепция Медного всадника была разработана при участии Екатерины II, философов Дидро и Вольтера. Основная идея памятника заключалась в том, чтобы передать достижения Петра I в. развитии страны. Фальконе изобразил императора в простой развевающейся одежде, что по мнению автора отражает героизм Петра I. Царь восседает не в седле, а на медвежьей шкуре, которая символизирует народ, цивилизованный государем. Лавровый венок на голове и меч на поясе указывают на победы императора в качестве полководца. Петр I сидит на вздыбленном коне, под ногами которого извивается змея, что символизирует успешную борьбу с внешними угрозами. Кроме того змея служит более практичной цели, она обеспечивает устойчивость монумента, так как основной вес скульптуры приходится на задние ноги коня.
На постаменте имеется надпись «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782.», таким образом Екатерина II хотела показать преемственность власти.
Вид на памятник с Сенатской площади: панорама Google
Памятник в культуре
Самым известным произведением, благодаря которому памятник получил свое название, является поэма А. С. Пушкина «Медный всадник». По сюжету главный герой произведения — чиновник Евгений, потерявший свою возлюбленную в результате наводнения 1824 года, приходит к памятнику Петру I и бранит царя за создание Петербурга — города, который принес Евгению столько несчастий. Медный всадник оживает и бросается в погоню за главным героем.
Скульптуре часто приписывают мистические свойства. Известны легенды, когда бронзовая статуя являлась во снах или преследовала людей. Авторы художественных произведений не редко использовали этот мотив в своих книгах.
Как добраться
Медный всадник находится на Сенатской площади, рядом с Адмиралтейской набережной Санкт-Петербурга.
Остановка общественного транспорта «бул. Конногвардейский» находится в 5 минутах ходьбы от памятника. Здесь останавливаются автобусы № 3, 22, 27, 71, 100 и маршрутные такси № К-169, К-306.
От ближайшей станции метро «Адмиралтейская» (линия 5/фиолетовая ветка) идти около 10 минут. По дороге можно зайти в Александровский сад.
Заказать такси можно через мобильные приложения: Яндекс. Такси, Maxim, Uber, Gett.
Кроме того можно арендовать автомобиль, дорога от аэропорта Пулково займет около 40 минут.
Маршрут из аэропорта Санкт-Петербурга до Медного всадника на карте — Google Maps
Медный всадник: аэросъемка
Гид по Петербургу
Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
Медный Всадник — Памятник Петру I на Сенатской площади
Памятники
Конная статуя российского императора Петра I – одна из самых узнаваемых достопримечательностей Санкт-Петербурга, своеобразный символ этого города. История создания монумента и присвоения ему названия «Медный всадник» полна интересных событий и легенд.
В кронштадте есть памятник Петру первому, высотой более 8 метров, на котором он изображен стоя в полный рост. Экскурсии в Кронштадт проводят ежедневно, советуем вам познакомиться с этим городом поближе.
Описание памятника
Конь, вставший на дыбы, с сидящим на нем всадником, впечатляет любого, кто смотрит на него. Монумент поражает тем, что огромный, тяжелый конь стоит на задних ногах, имея при этом, как кажется, всего две точки опоры.
В памятнике есть некоторые секреты, благодаря которым получилось создать его именно в таком впечатляющем виде
Кратко описать памятник и процесс его создания можно в нескольких цифрах и фактах
Символика внешнего вида
Образ Петра, который предстояло воплотить в памятнике, вызывал споры между скульптором, приближенными чиновниками и императрицей Екатериной Великой, являющейся заказчицей скульптуры. Представители русской знати желали видеть Петра, олицетворяющего, в первую очередь, правителя, в мантии, со скипетром и жезлом.
Но Фальконе, который изучил личность императора-реформатора по доступным источникам, задумал иной облик
Французский скульптор утверждал, что у русского царя не может быть обличья римских императоров. Он внес в образ Петра несколько акцентов, передающих определенные качества правителя:
Всадник будто вглядывается вдаль оценивающим взором, вынашивая планы защиты государства от угрозы и раздумывая над новыми свершениями.
Создание монумента
Императрица Екатерина II, правившая страной с 1762 по 1796 годы, разделяла реформаторские идеи Петра Великого. Свою приверженность им она решила подчеркнуть установкой монумента в городе, основанном правителем.
В 1765 году императрице посоветовали обратиться к Этьену Фальконе, так как первоначальная статуя Петра, созданная Франческо Растрелли, не пришлась по нраву Екатерине.
Над эскизом скульптуры Фальконе работал лично. Чтобы мастер смог уловить и зарисовать движение лошади, положение ее изящного, стремительного взлета, офицер гвардии несколько часов подряд позировал на вздыбленной лошади. В качестве модели был избран орловский скакун из императорской конюшни.
Создание гипсового макета
Затем началась работа над гипсовым образцом в натуральную величину, которая продолжалась три года и завершилась в 1769 году.
Примечательно, что эскиз головы и лица «»Медного всадника» создала ученица Фальконе – 17-летняя француженка Мари-Анн Колло, которую он взял с собой в русскую столицу. Варианты, изготовленные самим учителем, не пришлись по нраву императрице, она три раза отклоняла готовую модель, которую вылепил Фальконе.
Его помощница написала портрет за одну ночь, с посмертной маски Пета Великого. В знак признания мастерства Мари-Анн стала членом Российской Академии художеств, кроме того Екатериной II ей была назначена пожизненная пенсия.
Отливка скульптуры из бронзы
После изготовления гипсовой модели скульптура ожидала дальнейшей отливки из металла. В 1772 году в Россию прибыл приглашенный французский литейщик. Но его уволили по причине того, что он посчитал невыполнимыми требования скульптора. Последующей подготовкой к отливке руководил лично Фальконе.
Первую попытку осуществили в 1774 году. Она оказалась неудачной, работу приостановили. Спустя три года, в 1777 году, закончили верхнюю часть скульптуры, которая не получилась первоначально. Работы проходили под руководством литейного мастера Екимова Василия Петровича.
Постамент
Ряд интересных фактов связан с гранитным постаментом, на котором установлена скульптурная композиция. Глыба найдена близ деревни Лахта русским крестьянином Семеном Вишняковым. Местные жители назвали этот кусок скалы Гром-камнем из-за того, что молния расколола его во время грозы.
Первоначальный вес глыбы составлял 1600 тонн, находилась она на расстоянии приблизительно 9 км от места установки монумента. Это создавало трудности с ее транспортировкой на площадь.
С ноября 1769 года по март 1770 по заледенелой зимней дороге на платформе, которая передвигалась при помощи своеобразных подшипников, кусок скалы доставляли к побережью Финского залива. Затем камень погрузили на специально выстроенное судно. Осенью 1770 года, 25 сентября, будущий постамент прибыл к берегу Невы около Сенатской площади.
На камне с двух сторон высекли надпись: с одной стороны на русском, с другой на латинском: «Петру I Екатерина II лета 1782».
Открытие монумента
Мероприятие было приурочено к 100-летней годовщине восхождения на престол Петра Великого и произошло летом 1782 году, 7 августа по старому стилю. К этому времени Фальконе уже покинул Россию из-за разногласий с императрицей. Открытие монумента произошло без его присутствия. Ему прислали только отлитые в честь этого торжественного события памятные монеты. Таким образом, работа над памятником от создания эскиза скульптуры до открытия заняла целых 12 лет.
Секреты конструкции
Статуя поднявшегося на дыбы коня, удивляет созданным равновесием. Можно подумать, что его фигура держится только на задних ногах. На самом деле для придания устойчивости скульптурной композиции были использованы некоторые хитрости.
Чтобы не нарушить образ стремительного взлета вздыбленной лошади, на утяжелить его массивной опорной конструкции, была выбрана гибкая змея. В изгибе ее тело, придавленное копытами, будто случайно касается хвоста коня. Соединенная с ним, она, таким образом, придает устойчивость и равновесие всему монументу. По эскизу Фальконе фигуру змеи для отливки создал русский скульптор Федор Гордеев.
Секрет отливки
Секрет устойчивого равновесия скульптуры еще и в том, что ее задняя часть значительно тяжелее передней. Достигли этого в процессе отливки памятника: передние стенки скульптуры выполнили очень тонкими, не больше одного сантиметра в толщину. За такую уникальную, сложную по тем временам работу взялся русский литейщик Емельян Хайлов. Он на протяжении трех лет оттачивал свое мастерство: совместно с Фальконе экспериментировал с составом сплава.
В процессе первой отливки произошла неудача: лопнула труба, по которой в форму поступал раскаленный металл. В результате этого верхняя часть фигуры Петра была испорчена.
После повторной заливки, произведенной спустя три года, Фальконе оставил надпись в складках плаща императора, гласившую, что именно он создатель скульптуры
Зрачки императора
Еще одним занимательным элементом облика Петра являются зрачки. Он будто смотрит на город, заложенный им, влюбленным взором: его зрачки необычной формы, в виде сердечек. Существует версия, что Мари-Анн Колло, которая создала эскиз головы и лица Петра для памятника, подобным способом выразила романтические чувства к Этьену Фальконе.
Место установки памятника
Расположение «Медного всадника» известно практически всем. Находится он недалеко от Невы, рядом с Адмиралтейством, основанным Петром I, и зданием Сената. Площадь, на которой установлен памятник так и называется — Сенатской.
Над местом его установки между скульптором и императрицей Екатериной II также велись споры. Месторасположение монумента было выбрано скульптором неслучайно. Екатерина II хотела установить памятник в самом центре Сенатской площади, но у Фальконе была своя задумка, на которой он настоял и которую воплотил в жизнь.
Покоритель моря, с реформ которого началась слава России как великой морской державы, по мнению французского скульптора должен стоять ближе к Неве с обращенным к ней лицом.
Происхождение названия «Медный всадник»
Название «Медный всадник» было дано памятнику гораздо позже его возведения, но прочно закрепилось за ним и остается неизменным на протяжении почти 200 лет.
Связано оно с творчеством А. С. Пушкина, а именно с его одноименной поэмой «Медный всадник», написанной осенью 1833 года.
Почему же к монументу, изготовленному из бронзы, Пушкин применяет эпитет «медный»?
Где находится
Адрес
Метро
Как добраться
Интересные факты и легенды
С момента своего создания и до настоящего времени Медный всадник окружен множеством легенд и занимательных фактов.
Медный всадник – неотъемлемая часть архитектурного ансамбля Северной Венеции, как еще называют Санкт-Петербург. Своим величественным видом он вдохновил многих творческих людей на создание литературных и других произведений.
Любые торжественные мероприятия в городе принято начинать с возложения цветов к подножию монумента.
Исаакиевский собор и Медный Всадник
Исаакиевский собор
Признаюсь, символом Петербурга для меня является Исаакиевский собор. И наоборот, Исаакий — мой любимый собор из всех виденных. Питер зачастую сравнивают с Венецией из-за каналов. Я не разделяю этого мнения. Я был в обоих городах, обоими проникся и оба полюбил, однако общего между ними не нашёл. А вот с Римом нашёл. Из-за купола. Исаакиевский купол неизменно напоминает мне купол ватиканского собора в Вечном Городе.
Монументальный — вот то одно слово, которым можно описать Исаакиевский собор. И он действительно таков. Это самый большой православный храм Петербурга. У него прототипах числятся собор Святого Павла в Лондоне, Пантеон и Дом Инвалидов в Париже. И его действительно можно отнесли к пантеонообразным храмам. И естественно, что внутри него висел маятник Фуко. За счёт 98-метровой длины нити, к которой подвешивается шар, вращение Земли было очень даже очевидным. Но его сняли. Сам маятник хранится в подвалах собора.
На самом деле, мы видим уже четвёртую версию храма. Первая была вообще деревянной и находилась в сквере напротив современного Адмиралтейства. В ней венчались Пётр I и Екатерина Алексеевна. Тот деревянный храм был построен в 1710 году, и лишь на 7 лет младше самого Петербурга. От него и считается возраст Исаакия. Можно сказать ровесника самого города.
Потом храм трижды перестраивался и кочевал по всему скверу, пока не оказался на нынешнем месте. Это случилось уже при Александре I, а строил его молодой француз Огюст Монферран.
Его строили 40 лет, но собор вышел на славу. Помимо грандиозных масштабов Исаакий поражает количеством материалов, которые использовались при его строительстве. 43 породы минералов! Гранитный цоколь, стены облицованы серым мрамором, гранитные же колонны как на четырёх портиках, так и на втором ярусе вокруг барабана. На золочение купола ушло около 100 кг золота.
Интерьеры украшены белым, жёлтым и зелёным породами мрамора, а также яшмой и порфиром.
Высота собора составляет 101,5 метров. И круговая обзорка вокруг барабана считается одной из лучших в Питере. Когда бы вы ни проходили мимо Исаакия, там всегда будут люди. Особым шиком считается вечерняя обзорка. Ну а что тут твориться на белые ночи, даже представить страшно.
Собор действительно огромен. Моферран считал, что Исаакий может вместить 7 000 человек. Он рассчитывал, что дамы будут в пышных юбках, и каждая будет занимать 1 квадратный метр. При нынешней моде Исаакиевский вмещает 12 000 человек.
Во время Блокады купол Исаакия перекрасили в серый цвет, чтобы избежать бомбёжки. В его подвалы свезли экспонаты со многих музеев Петербурга, где они благополучно и сохранились. Собор действительно не бомбили. Считается, что он служил ориентиром для бомбардировщиков. Может это и правда, но такие же рассказы я слышал и про кёльнский собор. И всё же, на стенах Исаакия и по сей день можно обнаружить следы артобстрела.
Медный Всадник
Медный Всадник, Сенатская площадь, Санкт-Петербург
Рядом с Исаакием стоит другой символ Петербурга — Медный Всадник. Он обращён лицом к Неве и смотрит на Васильевский остров. Туда, где по замыслу Петра и должен был находиться его дворец, но все планы спутал граф Меньшиков, построив свой собственный дворец.
За его спиной золотым трезубцем возвышается Исаакий. Когда впервые оказываешься здесь, на Сенатской площади, то просто не знаешь куда вперёд бежать. Правда, я был тогда ещё молод, романтичен и каждый день слушал Русский рок. Сейчас я спокойнее отношусь к главным символам Питера. Но каждый раз бываю здесь. И зачем-то каждый раз снимаю.
Гром-камень
Медный Всадник, Сенатская площадь, Санкт-Петербург
Гром-камень
Начнём, пожалуй, не с самой скульптуры, а с её постамента. В качестве постамента решили использовать цельный камень, о поисках которого дали объявление в «Санкт-Петербургских ведомостях». Такой камень был на примете у Семёна Вишнякова из деревни Конная Лахта. Сейчас эта деревня вошла в состав Санкт-Петербурга, а тогда она располагалась к северо-западу от города по направлению к Сестрорецку.
Такое интересное название камень получил, потому что, по местному поверью, в него ударила молния и он приобрёл свою необычную форму.
Гром-камень впечатлял своими размерами. В длину он был 13 метров, в ширину 8 метров, а в высоту 6 метров, а весил аж 2000 тонн. Он казался целой скалой, особенно в условиях плоского, как тарелка, Петербурга.
Камень был утверждён в качестве пьедестала для будущего памятника. Оставалось всего ничего — перетащить 2000 тонн в центр и Петербурга, а, самое главное, переправить его через Неву.
Сначала его откопали, и на его месте до сих пор есть водоём, который так и называется Петровский пруд.
При помощи домкратов и рычагов гром-камень погрузили на специальную машину, которая и обеспечивала транспортировку. За день камень перемещали на 20 — 30 шагов. На поворотах скорость снижалась. Машина представляла собой деревянную платформу, которая перекатывалась по двум желобам. Читай, колее. В колею были уложены 30 пятидюймовых шаров. Вот по ним-то платформа и двигалась.
И всё равно гром-камень пять раз слетал с платформы, и его заново приходилось откапывать.
Ещё интереснее была организована переправа гром-камня через Неву. Для этого построили судно типа беляны (по сути, промышленная версия плота), которое поддерживалась с двух сторон краерами (плоскодонными парусниками).
На такой плавучей конструкции гро-камень и был доставлен к Сенатской площади. За инженерным аттракционом с интересом наблюдало пол-Петербурга. Жители так были поражены увиденным, что после заказывали из обломков камня запонки и набалдашники.
У берега беляну притопили, и оно село на предварительно вбитые сваи. Эта уловка дала возможность сдвинуть гром-камень на берег.
Также, через притопление и осадку на сваи, камень и погружали на беляну.
В общем всё перемещение началось 15 ноября 1769 года, а закончилось 27 марта 1770 года.
Конная статуя Петра I
Саму скульптуру отливал Этьен Фальконе, порекомендованный императрице Екатерине II её «другом по переписке» Дени Дидро. Кстати, отливал Петра Фальконе не из меди, а из бронзы. Медным же он стал благодаря поэме Пушкина «Медный Всадник». В ней медный Пётр сходил со своего гром-камня и от увиденного главный герой Евгений окончательно сходит с ума, хотя и до того он был уже чуть повредившимся рассудком из-за скорби.
Гипсовую модель Фальконе с 1768 по 1770 год. Голову лепила его ученица Мари Анн Колло, а знаменитую змею у задних ног коня Фёдор Гордеев.
Далее следовала отливка. Судя по всему, Фальконе был нервенным французом и больше увольнял подчинённых, чем отливал памятник. В 1778 году Фальконе был вынужден покинуть Петербург, и работы по завершению Медного Всадника были поручены Фельтену.
7 августа 1782 года памятник был представлен Петербургу. Фальконе на открытие так и не был приглашён. Так же, как католик Монферран не смог войти в освящённый православный Исаакиевский собор.
Таковы истории двух визитных карточек города Питера. Кстати, сказать Медный Всадник не такой уж уникальный, как мы привыкли думать.
Мистика Медного Всадника
Медному Всаднику с самого начала отводилась центральная роль в Петербурге Мистическом. Наверное, начало этому положил Пушкин своей поэмой.
Однако апофеоз достигается в «Розе мира» Даниила Андреева. По нему, в одном из подземных, адских миров есть инфернальный двойник Петербурга. В нём Пётр восседает не на коне, а на драконе, а в руке держит вечно горящий факел. И этот факел — единственный источник света во всём подземном мире.