Что находится под люком
Что скрывается под крышкой люка
от МОЙ ДОМ МОСКВА
Периодически по новостям мы слышим о происшествиях на дорогах или во дворах. Причины бывают разные. Алкогольное опьянение, халатное отношение городских работников или открытый люк. Зачастую несчастные случаи происходят из-за не соблюдения мер безопасности. Совсем недавно две девушки из Волгограда и Санкт-Петербурга упали в открытые канализационные люки, получили ушибы и травмы. Но опасность грозит не только взрослым людям, в Севастополе в открытый люк провалились мама с двухлетним малышом.
Открытый или дефектный люк представляет огромную опасность для окружающих. Не соблюдения мер безопасности организациями, чьи люки бывает непригодными, несут настоящую угрозу для жизни. Расположение колодцев бывает, как на дороге, так и на детских площадках, возле домов, школ. Так к кому же обращаться, когда нужно поменять крышку люка, пока не случилась беда?
Первым делом, стоит обратить внимание на буквенное обозначение на люке. Именно так можно определить какая организация несет ответственность за конкретную крышку. В Москве за сохранность канализационных люков отвечает несколько организаций.
Если вы видите следующие обозначения:
«В» — водоснабжение и «К» — канализация – за люки отвечает крупнейшая компания «Мосводоканал». Звонить по номеру: 8 (499) 763-34-34
«Д» — дренаж (ливневая канализация) – ответственность несет государственное унитарное предприятие «Мосводосток». Номер организации: 8 (495) 331-84-88
«МГ» — магистральный газопровод – отвечает государственное унитарное предприятие «МОСГАЗ». Можно позвонить по горячей линии: 8 (495) 660-20-02
«ТС» — Теплосеть. Звонить по номеру: 8 (495) 989-64-79
«Г» и «ПГ» — пожарный гидрант. Многоканальный номер: 8 (495) 509-33-01
«ГТС» и «МГТС» — «Московская городская телефонная сеть». Звонить по номеру: 8 (495) 636-06-36
Если вы видите люк неисправным, если в канализационном коллекторе идут ремонтные работы, но он не огорожен предупредительными и заметными издалека знаками или с люков снимают крышки охотники за металлом, стоит обратиться в районную управу или на горячую линию ОАТИ: 8 (499) 264-96-8(Объединение административно-технических организаций).
Канализационные люки
Современная жизнь не представляется без элементарных бытовых удобств. Очень важным элементом современного комфорта является наличие воды в доме.
Процесс установки канализационной системы не очень сложный. Однако требует внимания и ответственности в выборе материалов, чтобы потом не пришлось проводить затратные работы по переделке.
Устройство канализационного люка простое. Состоит из шахты, рабочего помещения, люка. Обязательно наличие закрывающей крышки.
Все части канализационного люка взаимозависимы. Рабочее помещение зависит от вида подземных инженерных коммуникаций. Глубина пролегания коммуникаций влияет на глубину помещения. Высота не превышает 1,8 метра.
Шахта представляет собой трубу, диаметром 0,7 метров. Ее глубина зависит от глубины рабочего помещения. Для обустройства канализационного колодца используют кирпичную кладку, пластиковые емкости, кольца из железобетона. Обязательно должна быть лестница для спуска.
Типы канализационных колодцев
Главное предназначение канализационных люков — это предотвращение травматизма, несчастных случаев и попадания мусора внутрь. Также, при необходимости, служат для свободного доступа к подземным коммуникациям, с целью контроля или ремонта.
В целях безопасности, канализационный колодец обязательно должен закрываться. Формы люков выпускаются квадратные, овальные, прямоугольные, выпуклые, плоские. Вогнутых не бывает. Чаще всего встречаются круглые. При любом положении, круглая крышка не провалится внутрь. Также немаловажным есть удобство транспортировки — можно перекатить.
В некоторых американских городах встречаются треугольные люки, указывающие направление воды в канализации. Но из-за недостаточной их безопасности, постепенно заменяются на обычные.
Канализационные люки, как правило, имеют большой вес, от 50 кг и выше. Это необходимо для предотвращения самооткрытия люка на проезжей части. Все люки, без исключения, имеют ребристую поверхность, для большего сцепления с поверхностью подошв обуви и шин автомобилей.
Иногда встречается очень интересная декоративная маркировка люков. Что вызывает повышенный интерес коллекционеров со всего мира.
Для изготовления люков используют различные материалы, но классический вариант — это чугун.
Чугунные люки
Чугунные люки отличаются прочностью, долговечностью. Срок эксплуатации насчитывает не меньше 80 лет. Выдерживают нагрузки до 90 тонн. Устойчивы к температурным перепадам. Недостатком является высокая стоимость. Но если учитывать, что такой люк прослужит достаточно длительный период, то сумма оказывается вполне оправданной.
В зависимости от сферы применения, различают 4 вида чугунных люков:
При монтаже канализации в частном доме, чугунный люк монтируют только на проезжей части. Во всех остальных местах рекомендуется использовать более легкие модели, сделанные из других материалов.
В связи с частыми кражами чугунных люков, очень популярны полимерно-песчаные, пластиковые, бетонные, композитные, резиновые канализационные покрытия.
В ландшафтном дизайне, в основном применяются декоративные люки. От простого графического рисунка до имитации натурального камня, декоративного пня, скульптуры.
Пластиковые люки
Пластиковые люки долговечны, экологичны. Имеют небольшой вес, устойчивы к перепаду температур. Широкая цветовая гамма. В отличие от чугунных люков, исключена опасность возникновения искры. Непригодны для сдачи на металлолом, их не воруют. Стоимость гораздо ниже чугунных. К недостаткам можно отнести невозможность выдерживать большие нагрузки. Но эти люки устанавливаются на пешеходных дорожках, в парках, то этот недостаток можно считать весьма условным. Это хороший вариант при установке канализации в частном доме.
Композитные и полимерно-композитные люки
Композитные люки. Изготавливаются из стекловолокна, полиэфирных смол, порошкообразного наполнителя. Имеют небольшой вес, выдерживают не меньше 40 тонн. Также имеют длительный срок эксплуатации. Устойчивы к перепадам температур, не теряют цвет. Стоимость ниже чугунных люков, но дороже пластиковых.
Полимерно-композитные люки (полимерно-песчаные). Изготавливаются методом горячего прессования из пластиковых бутылок и песка. Такие люки имеют ряд преимуществ, а именно:
Но, при явных положительных качествах, имеют и некоторые недостатки. Не выдерживают большие нагрузки и на 70% состоят из песка. Рекомендуется устанавливать полимерно-песчаные люки в пешеходных зонах и парках. Если люк установлен в местах, подверженных снежным заносам, нужно использовать армированный тип, для облегчения поиска с металлоискателем.
Различают 3 типа полимерно-песчаных люков:
Область применения и безопасность
Устанавливают канализационные люки на колодцах подземных коммуникаций: газовых, тепловых, водопроводных, канализации, кабельных сетей.
Канализационные люки различаются по конструкции, типу проходящих под ними коммуникаций (сточная, ливневая, кабельная, трубопроводная канализация) и материалу изготовления.
Область применения канализационных люков обозначается маркировкой. Самые известные — В, ГВ (городской водопровод), ПГ (пожарный гидрант), К (канализация), Т (телефонная сеть)
Также часто встречается схематическое обозначение. Молния — электротехническая сеть, телефон — соответственно, сеть телефонная.
Большинство люков имеют отверстие для открывания с помощью крюка. Если такого отверстия нет, то сверху на крышку приваривается ручка, которую после открытия срезают.
Отверстия допускаются в канализационных, водопроводных, ливневых люках. Люки электрических сетей, телефонной связи выпускаются без отверстий.
Из-за частых краж, канализационные люки часто заливаются бетонным раствором или закрываются дополнительно пластиковыми крышками, устанавливаются замки, в основном на телефонных коммуникациях. В последнее время, современные люки выпускаются с петлями наподобие дверных. Их открыть практически невозможно.
Канализации кабельных коммуникаций имеют сразу две крышки — защитная и запорная, которая имеет замок и находится под защитной.
Канализационные системы выполняют все необходимые функции для поддержания комфортной жизни. Но одного контроля и ремонта недостаточно. Открытые люки несут в себе большую опасность. Они становятся причиной аварий и даже смертей. Поэтому при обнаружении открытого люка необходимо установить ограждение, а место обозначить флажками. Если такой возможности нет, то можно ограничиться высокой палкой вставленной в люк.
Самыми опасными считаются ливневые и водопроводные канализации. Они очень глубокие (6 метров) и, как правило, с торчащей арматурой внутри.
Согласно статистике, самый высокий процент травматизма встречается среди детей. Очень важно объяснить ребенку насколько опасны игры возле и на канализационных люках.
При спуске в колодец, рабочий должен иметь все необходимое снаряжение. Запрещается курить возле открытой канализации и зажигать огонь. Работать разрешается только в маске и не более 10 минут без перерыва.
kak_eto_sdelano
Как это сделано, как это работает, как это устроено
Самое познавательное сообщество Живого Журнала
Сегодня, я хочу вам рассказать, что творится у вас под ногами. Показать масштабы сооружений и открыть глаза на подземный мир. Все фото снимались лично в Волгограде, на примере него и пойдет рассказ
1. Ельшанский коллектор
Часто ли вы задумываетесь о том, что у вас под ногами? что находится под люками на которые вы постоянно наступаете?
Я думаю это никого не волнует. Под землей зарыто много тайн, но сегодня поговорим о ливневой канализации.
Все мы каждый день видим сливные решетки у бордюров на дорогах, они являются началом большой системы водоотведения
Почти под каждой дорогой проложены трубы диаметром см 30, это самое начало системы, к этим трубам от решеток идут перпендикулярные трубы меньшего диаметра. Вода попадая в решетку перетекает в основоную трубу под дорогой. Когда расчетное количество воды превышает пропускную способность, то диаметр трубы увеличитается. Так трубы идут до пересечения с другим коллектором большего диаметра куда и осуществляется слив.Так по наростающей и растет диаметр труб, вплоть до магистральных и напорных коллекторов, которые огромные и очень опасные. Некоторые системы сейчас и посмотрим.
Царицынская ливневая система включает в себя основной тоннель подземной реки Царицы 4 на 4 метра, длиной 1.8 км, два крупных притока: Краснознаменский коллектор диаметром 1.5 метра, длиной 800 метров и Царицынский ливневой коллектор диаметром 1.8 метра и длиной 1.7 км, так же имеется около полу сотни мелких подключек
3. Краснознаменский коллектор входит в реку Царицу
4. Царицынский ливневой коллектор
5. Дырка справа это проход к стволу оставшемуся со строительства
6. Иногда глубина достигает 26 метров
11. Корни пробили свод и питаются водичной
Петровский коллектор представляет собой 2 параллельно идущих тоннеля длиной 1.2 км. собирают воду с нескольких магистралей и завода имени Петрова
14. Основной тоннель
15. Один из тоннелей
16. Одно из делений
17. Вертикальный сброс с завода
18. Камера объединения тоннелей в один общий
19. Главная фишка 12 метровая арка
22. Выход коллектора на улицу
Ельшанский коллектор. Интересная система щитовой проходки, глубокого заложения, с диаметром до 4 метров и более. Длина более 1.7 км. Проходит прям под жилыми районами и ниже тоннелей метро. Принимает воду с уличной сети, грунтовые воды с метро и воду с автомобильного тоннеля
23. Начало помпезное. 7 метровая арка в стиле Сталинского ампира
25. В торце арки переход в прямоугольный тоннель
28. Переход в круглый тоннель
31. Плавный поворот и камера сброса воды
32. Перепад высот, нижний тоннель выходит непосредственно в Волгу
Река белая. Огромная система и очень красивая + старому участку около 200 лет. Основной тоннель 3 км, подключка 700 метров, главный приток 2.5 ккм
34. Основной тоннель. Начало старого участка
Самарская канализация, века историй спрятанные под ногами
Как часто мы обращаем внимание на люки, что у нас под ногами?! Не чаще чем они бываю открыты. Как правило, все понимают, что там под люком нет ничего интересного. Но это лишь от части правда. Посмотрев большинство люков, мы можем найти лишь небольшие камеры, задвижки, а то и небольшой кусочек трубы. А в Самаре есть один люк, один из миллиона таких же, под которым скрывается целый век истории. И сейчас я вам предлагаю окунуться в эту историю, так сказать по уши.
14 июня 1909 года в Самаре произошло событие, впоследствии коренным образом изменившее быт провинциального городка. В этот день было торжественно освещено строительство городской канализации. Появилась надежда на избавление от бед всех российских городов – непролазной грязи, зловония и луж после каждого дождя. Эту надежду вселил владелец Жигулевского пивоваренного завода Альфред фон Вокано.
По его инициативе началось строительство самарского водоканала.
Обычно под люком нас ожидает обычная железная лесенка, а может и просто скобы в стенах. Открыв нужный нам люк на многочисленных дорогах Самары, мы увидели очень красивую, каменную, винтовую лестницу уходящую вглубь.
Согласно проекту, система канализации состояла из двух огромных труб-коллекторов, в которые собирались сточные воды от всех мелких объектов на прилегающей территории. Один из коллекторов должен был проходить по волжскому склону от улицы Полевой, а другой – по самарскому склону от железнодорожного вокзала. Соединить обе ветви коллектора предполагалось на стрелке реки Самары, где через канализационную станцию на Коровьем острове, стоки должны были сбрасываться в Волгу.
Пройдя от лестницы небольшой “коридорчик”, мы попадаем на развилку, во все стороны уходят небольшие коротенькие туннели.
Вакано заказал в Прусии 30 вагонов керамических труб, а чугунные изделия и лекальный кирпич заказал на местных заводах. Заводу М.М. Шигаева, который находился в Засамарской слободе, заказали кирпич особого размера – водостойкий, из жирной глины среднего слоя залегания. 70 тысяч штук.14июня в присутствии губернатора и специально прибывшей правительственной комиссии на месте закладке первых канализационных труб был отслужен молебен. Еще через две недели были готовы первые сотни метров канализации
Туннель слева идет небольшим каскадом, образуя что-то наподобие лесенок. Спустимся посмотрим что там есть.
Вакано спешил завершить пробный участок к осени. Он потратил на это 57 тысяч рублей собственных средств. Но все прошло по плану, и 29 октября 1909 года канализационная комиссия с чувством исполненного долга сложила свои полномочия, надеясь на дальнейшее планомерное осуществления проекта. А Вакано предложил еще один стимул для ускорения строительства. В своем письме в городскую думу он обещал всю стоимость проекта, а также расходы на сооружение первого участка канализации взять на себя при условии, что: городское управление начнет собирать с домовладельцев за пользование канализацией 75% от той суммы, которую они обычно платят за вывоз нечистот и чтобы эти деньги шли исключительно на развитие канализации до тех пор, пока не будет завершено все строительство.
Спустившись по небольшому каскадному туннелю, мы попадаем на площадку. Тут можно подойти к потоку. Хотя сеть строилась с учетом того, что ее не надо будет обслуживать, но смотреть то за ней все равно надо.
Условия были приняты. Они открыли возможность беспрепятственного финансирования строительных работ, которые не прекращались даже в годы Первой мировой войны. К 1917 году протяженность сетей водоканала составляла 35 километров. В то время подобное благо цивилизации имели лишь 11 городов России. Городская дума сердечно поблагодарила Альфреда фон Вакано за благородное начинание и денежную помощь при строительстве канализации.
Вернувшись на развилку, мы заглядываем в другой туннель, и видим смотровую площадку.
В настоящее время туннели канализации Альфреда фон Вокано не пользуются полностью по назначению. Сейчас по этим коллекторам бегут изредка сточные воды, а иногда туда идет сброс не нужного сусла с пивзавода.
Сводчатые потолки, круглые проходы, красивый красный кирпич, находясь тут, чувствуешь себя как в музее. Тут даже когда-то была мемориальная табличка. Хотя строили это не для того, чтоб сюда ходили толпы зевак. Поэтому нам остаётся неприметный люк, винтовая лесенка, и век истории находящийся у нас под ногами.
Атмосферный видеоролик по Самарской канализации
Город под крышками
Обычный городской люк открывает доступ к тысяче километров подземных коммуникаций.
Это только на первый взгляд кажется, что крышка люка – незначительная деталь городской инфраструктуры. Она может быть элементом дизайна, путеводителем для туристов, рекламным носителем. И при этом – «дверью» в мир подземных коммуникаций города.
Крышки с юбилейной символикой появились в Томске перед четырехсотлетием города. Подарок к юбилею сделали рабочие городского чугунолитейного завода. Они сами придумали дизайн, отлили крышки для люков у себя в цехе, а один даже сами установили — на тротуаре у памятника Пушкину. Позже такие же крышки установили и в других местах города. / Фото Марии Аникиной.
Что скрывает люк?
Многочисленные крышки городских люков открывают вход в мир подземных коммуникаций города. Каждый люк — это доступ к водопроводу, кабельным (электричество, телефон, интернет) сетям или трубопроводам, а также к сточным и ливневым каналам.
Как правило, круглые крышки находятся над смотровыми колодцами с шахтами различной глубины, куда могут спускаться и работать люди. Прямоугольные решетчатые крышки прикрывают ливневую канализацию, что располагается у обочин дорог. Такие люки не предназначены для работы внутри них людей, поэтому крышки с них никогда не снимают, и они не доставляют особых хлопот ни пешеходам, ни автомобилистам.
Когда появились колодцы?
Впервые люки городской подземной канализации появились в Томске в марте 1905 года, когда московская фирма «Братья Бромлей» создала у нас водопроводную сеть. Некоторые из этих первых прорытых колодцев, кстати, сохранились и действуют до сих пор. Именно поэтому множество люков находится прямо посреди проезжей части дорог. Это бывает только там, где канализацией обзавелись раньше, чем автомобилями. Сейчас городские системы снабжения проектируют так, чтобы люки вообще не выходили на поверхность дорожной сети.
Сколько километров под землей?
Общая протяженность всех подземных коммуникаций Томска равна примерно тысяче километров. Из них лишь одна водопроводная канализация составляет 250 километров. В самых старых районах города — Советском и Кировском — протяженность всех подземных коммуникаций составляет свыше 480 километров, из них на водопроводные сети приходится 152 километра. Длина подземной теплотрассы здесь составляет 147 километров, длина хозяйственно-бытовой канализации — еще 140 километров, и ливневой канализации — 33 километра. При этом сеть ливневой канализации в Томске самая «молодая» — она начала действовать только в 1965 году.
Все дороги ведут… к люку в Риме
Иногда неопытные туристы замирают посреди чужого города и начинают глядеть в небо:
куда же идти дальше? А лучше бы посмотреть под ноги! Ведь там может находиться люк-ориентир, как в Риме. На его крышке изображены все направления движения в городе, словно на верстовом столбе.
Дальнейшее развитие идеи крышки-ориентира — это люк-справочная, на котором бегущая строка будет рассказывать прохожему, который наступит на крышечку, где находятся ближайшие станция метро, автобусная остановка, уличный телефон, отделение милиции или больница.
Кто следит за колодцами?
Люки находятся на балансе разных ведомств. Например, за водопроводные и канализационные люки отвечает «Томскводоканал» — только его сотрудники могут открывать эти крышки и работать в колодцах. За люками тепловой канализации следят «Тепловые сети», а колодцы кабельных сетей контролируют только служащие органов связи. Именно поэтому в некоторых местах города несколько люков расположены рядом друг с другом — каждый из них предназначен для обслуживания различных сетей.
Насколько глубоко?
Глубина колодца под крышкой может быть разной — в зависимости от уровня пролегания тех сетей, к которым он ведет. Самые глубокие колодцы в Томске (от двух и до семи метров) обслуживает Водоканал. Они смертельно опасны — из-за наличия большой загазованности. Спускаться в них можно только при соблюдении строжайших правил техники безопасности. Последний громкий случай гибели людей в таком люке произошел в Томске летом 2007 года, когда от скопившихся внутри колодца газов погибло трое рабочих.
Почему крышки — круглые?
Круглая форма крышки необходима для того, чтобы в любом положении она не проваливалась внутрь люка. Его диаметр чуть меньше диаметра крышки. Прямоугольная же крышка легко входит в корпус люка по диагонали.
В советское время крышки изготавливали исключительно из тяжелого чугуна — для того чтобы они не могли произвольно подпрыгнуть и открыться, когда по ним проезжает автотранспорт. К тому же чугун прочен, долговечен и устойчив к воздействию вредной среды. Ребристая поверхность крышки была специально разработана для лучшего сцепления с автомобильными шинами. При этом крышки люков были плоскими или чуть выпуклыми в середине. Легкие чугунные люки выдерживали нагрузку в полторы тонны, средние — в 12 тонн, а самые тяжелые — в 25 тонн.
В Дублине есть забавный люк, похожий на пробку в ванной. Надпись на нем призывает к экономии воды. Поднять эту крышку, чтобы символически слить воду, без посторонней помощи невозможно.
Все крышки одинаковые?
Люки различаются конструкцией, материалами, из которых они изготовлены, и типом проходящих под ними коммуникаций. Узнать тип сетей, которым принадлежит люк, можно по условным обозначениям на крышке. Буква «В» говорит о том, что под люком водопроводная канализация, «ТС» — тепловая сеть, «К» — бытовая канализация, «ГС» — газовая сеть, «ГТС» — телефонная сеть, «Д» — дождевая канализация и так далее… Маркировка может быть и в виде схематического рисунка — молния показывает электротехнический люк, телефон — телекоммуникационную сеть.
Самые легкие крышки люков весят около 40 килограммов, самые тяжелые (те, что размещаются на больших автотрассах и взлетных полосах аэродромов) — до 140—155 килограммов. Диаметр люка может варьироваться от 77 до 87 или 97 сантиметров.
Будут ли у нас новые люки?
В 90-х годах чугунные люки стали объектом массового воровства. К тому же умельцы научились воровать кабель в колодцах кабельной канализации. Поэтому сейчас стали выпускать чугунные люки с запирающим устройством, а в колодцах с кабелями устанавливают сразу две крышки — защитную и запорную. Другой недостаток чугунных люков — при их открытии ломом или другим инструментом может возникнуть искра. В колодцах с большой загазованностью такая случайность может стать причиной взрыва скопившихся газов.
Сейчас производят полимерно-композитные, резиновые или пластиковые люки. Они стоят недорого, отличаются долговечностью, и их нельзя сдать как металлолом. Единственный недостаток — они не выдерживают большие нагрузки, поэтому для автодорог они непригодны. Такие крышки используют лишь на тротуарах, пешеходных дорожках и в зонах отдыха — парках, детских площадках.
«Томскводоканал» планирует постепенно заменять люки на тротуарах и газонах на современные пластиковые — они намного дешевле чугунных, долговечны, не дают искры при открывании и предназначены специально для водопроводных и канализационных сетей, тепло— и газоснабжения. Несколько таких пробных люков уже установлено.
Как люки превращаются в элемент городского дизайна
Крышки канализационных люков в других странах по форме и материалам нечасто отличаются от наших, российских. В Америке, странах Азии и городах старушки-Европы тоже используют люки круглой формы (гораздо реже — прямоугольные), изготовленные из тяжелых металлов. Они могут быть украшены орнаментом или гербом города. А некоторые люки вообще являются исторической ценностью и служат со времен чуть ли не Средневековья. Обычная крышка люка может стать предметом искусства, элементом городского дизайна, местом для рекламы и даже путеводителем по городу.
Как раскрашивают люки в Японии
До 1980-х годов в Японии все крышки люков были стандартных размеров и обычного вида по всей стране. Однако горожане неожиданно взбунтовались против унылого однообразного урбанистического пейзажа и предложили различные варианты дизайна городских люков. Это движение достигло невиданного размаха — в каждом городе Японии изготавливают абсолютно разные расписные крышки люков, темами рисунков становятся флора и фауна страны, замысловатые узоры профессиональных художников и рисунки обычных детей.