Что находится под квадратом малевича
Два изображения, три слова и отпечатки пальцев обнаружили под «Черным квадратом»
Информация о том, что под красочным слоем «Черного квадрата» Казимира Малевича обнаружено изображение и три слова, неделю назад стала сенсацией. Тогда сотрудники Третьяковской галереи, где и прошло исследование картины, отложили комментарии до официальной презентации. Об этом «Ведомости», получившие разъяснения от музея, писали 12 ноября.
Несмотря на то что мир волнуют уже другие, очень далекие от искусства проблемы, в здании Третьяковской галереи на Крымском Валу в зале Малевича собралось очень много журналистов. Им показали, как выглядит рентгенограмма картины, что видно на холсте при макрофотосъемке с помощью бинокулярного микроскопа и что получается, если «скомпоновать результаты съемок на рентгеновских пленках в единую композицию».
Картины с двойным изображением
Получаются очень, надо сказать, эффектные изображения. Интригующе выглядит как черно-белая рентгенограмма, так и цветная реконструкция первоначальной композиции, поверх которой и написан черный квадрат. Причем и эти краски были наложены не одновременно, так что, возможно, изображений два. Также исследователи предполагают, что возникшие на холсте кракелюры являются следствием толщины красочного слоя. Очевидно поэтому картина постепенно теряла также свою черноту. На полотне, что было известно и раньше, до нынешнего исследования, оставались следы авторской реставрации. Через 14 лет после написания «иконы супрематизма» (это случилось, как доказала Александра Шатских, 8 июня 1915 г.) картина должна была быть выставлена на персональной выставке Малевича в Третьяковской галерее. Очевидно, тогда заведующий отделом нового русского искусства Алексей Федоров-Давыдов и попросил художника написать авторскую копию картины. Легко предположить, что физическое состояние оригинала казалось ему не слишком надежным.
Кроме того, в результате исследований было обнаружено, что квадрат написан двумя черными красками, разными по составу. То есть, насколько и как черен черный квадрат, Малевичу было небезразлично. Другое дело, что исследуемый «Черный супрематический квадрат», который впервые был выставлен в декабре 1915 г., могут видеть только посетители Третьяковской галереи. На многочисленные выставки посылается как раз вариант 1929 г. этого самого востребованного произведения музея, потому что первый нетранспортабелен.
Под «Черным квадратом» Малевича нашли цветные изображения
Сенсационные данные о загадочной картине Казимира Малевича раскрыли в Третьяковской галерее. Под «Черным квадратом», как выяснилось, скрываются цветные изображения.
Результаты самых последних исследований, как сообщает телеканал «Культура», были озвучены на международной конференции, посвященной 100-летию таинственного произведения искусства. По словам экспертов, открытие было сделано около месяца назад.
При помощи рентгеновских лучей на «Черном квадрате» ученые увидели очертания другой картины Малевича. Под микроскопом через трещины (кракелюры) полотна просвечивает еще один красочный слой.
Екатерина Воронина вместе с другими авторами исследования Ириной Рустамовой и Ириной Вакар также сумели почти расшифровать надпись на «Черном квадрате», считающуюся авторской. В слове, начинающемся на «Н» и заканчивающемся на «ОВ», не хватает трех букв.
Специалисты предполагают, что фраза целиком выглядит как «Битва негров в темной пещере». Картину таким образом можно расценивать как заочный диалог Малевича с эксцентричным французским художником Альфонсом Алле, являющегося автором полотна «Битва негров в темной пещере глубокой ночью», написанного в 1882 году.
Под «Черным квадратом» Малевича обнаружили два цветных рисунка
О результатах последних исследований «Черного квадрата» было объявлено 11 ноября на международной конференции, посвященной 100-летию картины, сообщает телеканал «Культура».
Научный сотрудник отдела научной экспертизы Третьяковской галереи Екатерина Воронина рассказала, что картину просветили рентгеновскими лучами, а кроме того, под микроскопом были рассмотрены кракелюры — трещины краски на поверхности «Черного квадрата». Сквозь них отчетливо просвечивался другой слой краски.
«Черный квадрат» в Третьяковской галерее
Ранее предполагалось, что под слоем черной краски скрывается другое изображение. «Мы выяснили, что таких изображений не одно, а два. И доказали, что первоначальное изображение — это кубофутуристическая композиция, а лежащая под «Черным квадратом» — это протосупрематическая композиция», — заявила Екатерина Воронина.
Изображения, скрытые под «Черным квадратом»
стали видны в результате просвечивания рентгеновскими лучами
По ее словам, почти полностью удалось расшифровать и надпись, которую Казимир Малевич сделал на картине, впоследствии закрашенной «Черным квадратом». Фраза, по мнению ученых, звучит как «Битва негров в темной пещере». Таким образом работу Малевича можно считать аллюзией на картину 1882 года французского писателя и журналиста Альфонсо Алле. Более чем за четверть века до «Черного квадрата», в 1882–1884 годах, Алле изобрел свою «монохромную живопись» и написал картину «Битва негров в темной пещере глубокой ночью».
Все подробности проведенных исследований «Черного квадрата» будут опубликованы в специальном издании, которое появится в продаже в ближайшие 10 дней, сообщила «Русской службе новостей» генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
В 2015 году самая известная картина Каземира Малевича отмечает свое 100-летие. «Черный квадрат» входит в цикл супрематических работ художника, в которых он исследовал базовые возможности цвета и композиции. По замыслу Малевича, «Черный квадрат» являлся частью триптиха, в который также вошли «Черный круг» и «Черный крест».
Позднее Малевич выполнил несколько авторских повторений «Черного квадрата». Сейчас известны четыре варианта картины, различающиеся рисунком, фактурой и цветом. В Третьяковской галерее хранится именно подлинник 1915 года, с которого впоследствии делались повторения.
Под «Черным квадратом» Малевича нашли два изображения
«Черный квадрат» в рентгеновских лучах
Кадр: Телеканал «Культура»
Специалисты Третьяковской галареи обнаружили под «Черным супрематическим квадратом» Казимира Малевича, хранящемся в филиале галереи на Крымском валу, два ранее не известных изображения. Подробности исследования ученые обнародовали на конференции, посвященной столетию картины. Репортаж с нее выложен на сайте телеканала Культура, сами материалы конференции пока не опубликованы.
Сотрудники музея Екатерина Воронина, Ирина Рустамова и Ирина Вакар провели два рода исследований картины: просвечивание в рентгеновских лучах и микроскопический анализ кракелюра — трещин на поверхности лака и верхнего красочного слоя, сквозь которые видны нижележащие краски.
«Было известно, что под изображением „Черного квадрата“ было некое нижележащее изображение. Мы выяснили, что таких изображений не одно, а два. И доказали, что первоначальное изображение — это кубофутуристическая композиция, а лежащая непосредственно под „Черным квадратом“, цвет которого вы видите в кракелюре, — это протосупрематическая композиция», — суммирует результаты исследования Екатерина Воронина.
Кроме того, ученые обнаружили на полотне надпись, предположительно оставленную рукой самого Малевича. Расшифровать ее удалось только частично, однако исследователи полагают, что текст должен читаться как «Битва негров в темной пещере глубокой ночью» (снимка надписи в репортаже нет). Если выводы исследователей верны, то она отсылает к серии монохромных картин французского журналиста Альфонса Алле, одна из которых в точности такое же название.
«Битва негров в темной пещере глубокой ночью» Альфонса Алле
Тайна «Чёрного квадрата»: в чём смысл картины Малевича и почему это шедевр
«Чёрный квадрат» Малевича. В чём смысл картины и почему «Чёрный квадрат» считается шедевром искусства. История создания. Сколько стоит и где хранится картина.
«Черный квадрат» Казимира Малевича – картина, которая не может оставить равнодушным.
В этой большой обзорной статье, я хочу рассказать вам про мировой шедевр и вместе с вами разобраться, понять, почему это шедевр, за что такие деньги и вообще, сколько и каких супрематических квадратов было, а также как они изменили направление в живописи.
Читайте эту статью до конца, чтобы узнать ответы на эти и другие вопросы.
Раскрываем тайну «Чёрного квадрата», или почему эта картина – шедевр
«Чёрный квадрат» на самом деле не чёрный
Тайна черного квадрата Малевича кроется уже в самом названии, а точнее в том, что из себя представляет картина. Если вы начнете углубляться в историю картины, то сразу выясните, что на самом деле, перед вами никакой не квадрат и никакой он не черный.
Любопытно, да? Это первый шаг, на пути к ответу, почему «Черный квадрат» Малевича считается искусством.
Проводя анализ картины, в том числе и химический, эксперты выяснили, что Малевич писал несколькими красками, которые изготовил сам. Каких цветов он добавил в тайну черного квадрата? Это были кость жженая, охра черная и темно-зеленая. К тому же, выяснилось, что кроме красок в состав был замешан мел, который делал картину более матовой.
Так что, если вы думаете, что все так просто, то это только самое начало. У картины много ключей и сейчас мы постараемся открыть их все, по порядку.
За «Черным квадратом» есть другие картины
За трещинами, покрывающими квадрат 1915 года скрывается вполне себе цветная картина, которую художник написал ранее. Но, и под этой картиной, скрывается еще одна работа. Таким образов, квадрат скрывает под собой целых 2 картины! Отсюда эти характерные трещины – на холсте просто слишком большой слой краски, который не выдерживает испытания временем. Но все-таки, почему черный квадрат считается шедевром? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разгадать его смыслы, узнать лучше описание картины.
В чём смысл картины «Черный квадрат» Малевича
Как в и в случае с другими мировыми шедеврами живописи, у «Черного квадрата» Малевича был свой смысл, тайны и загадки, отсюда и эта особенность, уникальность, гениальность.
Как я уже говорила выше, квадрат имеет форму квадрата, а цвет – не чисто черный, а смесь нескольких красок, дающих в сумме то, что мы видим.
Такой подход к картине имел свой смысл. Малевич стремился своей работой показать свою позицию и отношение к живописи – создать свою динамическую и подвижную форму. Что ж, можно считать, что ему это вполне удалось.
Впервые свою работу Малевич представил на выставке футуристов. Его работа находилась на том месте, где обычно православные ставили иконы. Это стало своеобразным вызовом церкви и религии, что дает нам еще один смысл картины. Такое, конечно, не могло остаться незамеченным и дало толчок развитию истории картины, ее изучению, критике, восхвалению.
А что же с теми картинами, которые находятся под черным квадратом? Ведь, как мы помним, их там целых две, под растрескивающимся слоем краски. Дело в том, что выставка вот-вот должна была открыться, а у Малевича еще не были готовы работы для нее. Что же делать художнику в такой ситуации? Не знаю, чтобы сделали вы, но Малевич нашел просто потрясающий выход из ситуации – замазал неудавшуюся работу смесь красок, изобразив «квадрат». Друзья сказали, что это гениально, и картина ушла «в народ» так сказать, переродившись черным квадратом. Вот вам и еще один смысл – все можно исправить и иногда найти неочевидное решение. Особенно если ты художник нового направления и подрываешь традиционные основы.
Картины Казимира Малевича. Слева: Спортсмены. 1932. Русский музей. Посередине: Красный дом. 1932. Там же. Справа: Девушка с гребнем в волосах. 1934. Третьяковская галерея.
К сожалению, даже сейчас нельзя сказать, что точно покоится под краской, эксперты считают, что это может навредить картине.
Еще одна интересная особенность – квадрат, на который мы смотрим, может быть и кубом. Просто нужно правильно смотреть.
Учитывая все эти особенности, можно сказать, что смысл «Черного квадрата», показать нам, что то, что нас окружает, только на первый взгляд кажется дуальным, черным или белым. На самом деле наш мир гораздо сложнее и многограннее, и цветне, чем просто черное и белое.
Философия этой картины состоит в том, что, если вы за черным цветом, за темнотой увидите свет, если вы не обманите себя только первым, а загляните «за слой краски», то вам откроется особая, другая истина, и, возможно, от этого ваша жизнь кардинально изменится.
Таким образом, шедевральность картины в том, что это не просто картина, а предмет со множеством смыслов, который заставит вас размышлять и думать, открывая свои смыслы.
К тому же, картины, которые Малевич закрасил, были близки по стилю к кубизму, который уже успел набить оскомину у художников. Все стремились найти новую форму, прийти к новому стилю. Для Малевича это стал супрематизм, и его квадрат – очень яркий пример этого направления. Есть даже такая информация, что, увидев работу Казимира, другой известный бунтарь и новатор, Пабло Пикассо, охладел к любимому кубизму.
Не будем забывать и время создания картины – 1915 год. Через 2 года случится революция, которая изменит буквально все в стране. Супрематизм и квадрат – не первые ласточки надвигающейся катастрофы и нового мира, но уж точно самые заметные в мире искусства и российского авангарда.
Малевич был большевиком, и, вполне логично, что в мире живописи он продвигал новые идеи. Но, так будет не всегда, и его же вера обернется против не него. Но об этом уже в других статьях.
«Черный квадрат» стал своеобразной черной дырой искусства. После него сложно было двигаться дальше, в живописи наблюдался творческий кризис, художники уже не создавали новые направления, многие копировали, а многие просто потеряли желание творить.
Что означает «Черный квадрат» Малевича?
Так что у этой работы есть еще один смысл – «Черный квадрат» как черта, подводит итог направлениям в искусстве, которые были до него, и, еще будут после него.
И, конечно же, говоря о смысле картины, нельзя не упомянуть о том, что многие считают работу пустышкой, которая вообще не имеет смысла. А то, что выдается за смысл, критики и зрители просто придумали, чтобы хоть как-то оправдать примитивную работу художника, которая вообще-то и не должна была появляться, которая, по сути, попытка скрыть неудачу.
Как бы там ни было, но у картины даже на первый взгляд полно смыслов. А уж если начинать изучать жизнь самого Малевича, его окружения, исторический период, в который он жил и работал – то тогда вам откроются еще и другие, иные смыслы.
Давайте вернемся к истории создания картины и посмотрим, как же все-таки был написан «Черный квадрат».
История создания «Чёрного квадрата»
Разобравшись, чем знаменит квадрат Малевича, давайте посмотрим на историю его создания, вдруг еще обнаружим секреты.
Казимир Малевич работал над декорациями к опере «Победа над солнцем». И вот, в одном из эскизов он изобрази черный квадрат, который означал победу творчества человека над природными формами – черный квадрат вместо солнца. Позднее, Малевич поставит на холсте с квадратом дату 1913 год, именно тот самый, в котором были сделаны эти рисунки.
Сама же картина датируется 1915 годом. Этот квадрат лишь часть супрематических работ художника, при чем даже не первая его картина в этом стиле.
Кстати, оригинал «Черного квадрата» Малевича висит в Третьяковской галерее, там же хранится еще один квадрат.
Эти работы художник писал для футуристической выставки, которая должна была состояться в конце 1915 года. Сразу было заявлено, что работ должно быть много, причем от каждого художника, зал был большой, и нужно было заполнять его работами.
Таким образом, Малевич подготовил к выставке не только квадрат, но и шар, крест и множество других работ.
Черный квадрат и белый фон означали собой определенный «нуль» — начало беспредметности и конец традициям. Таким образом, супрематический квадрат представлял собой форму ноль.
Сколько «квадратов» нарисовал Малевич
После оригинального «Черного квадрата», художник создал еще 3 квадрата в следующее десятилетие.
И, конечно же, все эти четыре работы не похожи друг на друга, кроме, разве что, самой идеей. Один из квадратов больше по своему размеру, тот, что был написан в 1923 году и хранится с Русском музее. Самый «черный» и насыщенный по цвету квадрат, хранится в Третьяковской галерее.
Сколько стоит «Чёрный квадрат»
По данным Sotheby’s, «Черный квадрат» стоит 20 миллионов долларов, но так как он находится в музее, то он не продается. Также нужно учитывать, что оценочная стоимость работы будет зависеть от разных причин. Если говорить о цене в рублях, то на 2015 год «Черный квадрат» стоит от 1 240 000 000 рублей до 1 500 000 000 рублей.
Так от чего же зависит стоимость работы и почему «Черный квадрат» Малевича такой дорогой? Давайте разбираться.
Во-первых, цена может меняться в зависимости от ситуации на экономическом рынке и от колебаний курса доллара к рублю. Во-вторых, если эксперты обнаружат новые подробности из жизни автора, либо, как это было в случае обнаружении второго и третьего слоев краски, новых подробностей о самой картине, ее цена тоже может измениться.
Но откуда же такие цифры? Дело в том, что «Черный квадрат» это не просто произведение искусства. Это произведение искусства с довольно громкой историей, репутацией и легендами. Такое просто так у коллекционеров не продается, и стоит очень дорого.
Выше мы с вами уже обсудили, какая историю у этого квадрата. Поэтому, если цена и изменится, то скорее всего только вверх.
А кто деньги получит? Картина принадлежит музею, и не продается, но даже если бы и продавалась, то средства достались бы музею, так как все права на картину у них. Кстати, оригинальный и первый квадрат 1915 года хранится в Третьяковской галерее. Но об этом ниже.
Итак, приблизительная стоимость «Черного квадрата» — 1 240 000 000 рублей. Неплохо для обычного черного квадрата, согласитесь.
Где находится «Чёрный квадрат»
Как мы уже успели выяснить, квадратов всего (именно черных) 4 и хранятся они в государственных музеях нашей страны. Они различаются фактурой, рисунком, и, конечно же, цветом.
«Чёрный квадрат» в Третьяковке
Оригинальный, первый «Черный квадрат» 1915 года хранится в государственной Третьяковской галерее, в Москве. Его размеры 79, 5 х 79,5 см.
Третий квадрат был написан в 1929 году, и представляет собой самую точную копию оригинала. Его размер такой же, как и у первого квадрата – 79,5 х 79,5 см. Эту картину художник написал для своей персональной выставки в Третьяковской галерее, но слегка видоизменив, чтобы она не до конца повторяла оригинал. Хранится также в Третьяковской галерее.
«Черный квадрат» в Русском музее
Второй квадрат был написан в 1923 году, и вместе с кругом и крестом стал частью триптиха, представленного на биеннале в Венеции.
Он уже больше по размеру – 106 х 106 см. считается также, что этот квадрат написан не самим Малевичем, а его учениками, но под его руководством.
«Чёрный квадрат» в Эрмитаже
Четвертый квадрат – самый маленький, его размер 53,5 х 53,5 см. написан приблизительно в 1932 году, за три года до смерти Малевича.
Этот квадрат не был известен до 1993 года, пока однажды, неизвестный не принес картину в банк в качестве залога по кредиту.
Через 5 лет банк разоряется, владелец картины не возвращается за ней, а картина отходит банку. Начался аукцион, но правительство России сняло картину с торгов. По заверениям аукционистов, если бы картина вышла международный рынок, ее купили бы за 80 млн долларов.
Как бы там ни было, в 2002 году картину приобрел российский миллиардер Владимир Потанин, за 1 млн долларов (28 млн рублей по тому курсу), а затем передал ее в Эрмитаж. Теперь квадрат хранится в Петербурге.
Пожалуй, для истории одной картины этого уже достаточно. А если учесть весь творческий путь художника и другие его работы, становится понятно, почему квадрат имеет столько смыслов и так дорого стоит. Ставьте 5 звезд, если вам было интересно читать статью, а в комментариях пишите, как сами относитесь к картине и что еще было бы вам интересно узнать о мире искусства или о картинах русских художников.