Что находится на вершине башни
Топ-10 захватывающих фактов про Эйфелеву башню
Эйфелева башня — одно из самых знаменитых архитектурных сооружений, когда-либо созданных в мире. Это символ Франции, который привлекает в Париж миллионы туристов ежегодно.
Вы когда-нибудь задумывались, зачем строить что-то настолько высокое? Или кто её спроектировал?
Перед вами — 10 захватывающих фактов про Эйфелеву башню, которые очаруют вас её удивительной историей.
1. Это было самое высокое рукотворное сооружение в течение 41 года
фото: thefactsite.com
Эйфелева башня возвышалась на высоту 312 м. Когда 31 марта 1889 года завершилось строительство Эйфелевой башни, она стала самым высоким рукотворным сооружением из всех существующих.
41 год спустя был построен небоскрёб Крайслер-билдинг в Нью-Йорке, по высоте превысивший Эйфелеву башню.
К Эйфелевой башне добавили антенну, которая увеличила высоту конструкции до 324 метров, благодаря чему она обогнала по высоте Крайслер-билдинг, вновь став самым высоким сооружением в мире.
Вскоре в США стали строить другие небоскрёбы, снова сместив Эйфелеву башню с первого места.
Несмотря на то, что Эйфелева башня в то время была вторым по высоте сооружением, она оставалась самой высокой рукотворной конструкцией Франции до 1973 года. Затем был построен военный передатчик, высота которого превышала Эйфелеву башню.
По состоянию на 2021 год Эйфелева башня по-прежнему остаётся одним из крупнейших сооружений Франции, не считая военных передатчиков и виадука.
2. Внутри башни есть квартира
фото: thefactsite.com
На третьем этаже Эйфелевой башни есть потайная квартира. Хотя Гюстав Эйфель не проектировал башню, он оказал влияние на то, что должно быть включено в дизайн.
Одна из особенностей заключалась в том, что у него внутри башни была своя собственная квартира с гостиной, ванной, кухней и отдельным туалетом.
Он использовал её как место для приёма гостей, таких как Томас Эдисон, и к нему часто обращались богатые парижане, которые хотели снять эту квартиру.
Квартира открыта для посетителей, но как музей, где находятся восковые фигуры Гюстава Эйфеля и Томаса Эдисона.
3. Предполагалось, что Эйфелева башня будет существовать всего 20 лет
Изначально Эйфелева башня была построена Эйфелем в честь 100-летия Французской революции. Она приняла участие в выставке Exposition Universelle, также известной как Всемирная выставка 1889 года.
Башня была спроектирована так, чтобы простоять в течение 20 лет, а затем, после выставки, люди должны были потерять к ней интерес, и её должны были разобрать. Но она осталась.
Башня вызывала большой научный интерес благодаря своей высоте и возможности превратить её в передатчик радиосигналов.
В результате башню оставили, и она стала важным элементом передачи радиосигналов. Первая общественная радиопрограмма транслировалась с Эйфелевой башни в 1925 году.
4. В Эйфелевой башне когда-то было почтовое отделение
фото: thefactsite.com
На первом этаже Эйфелевой башни располагалось небольшое почтовое отделение. К сожалению, его больше нет, но раньше можно было отправить письмо или открытку прямо с Эйфелевой башни.
Новинка позволяла посетителям отправлять письма домой, друзьям или родственникам прямо из этого уникального места.
На письма и открытки клеилась особая марка Эйфелевой башни, и оттуда они отправлялись адресатам.
Первая во Франции иллюстрированная открытка с изображением Эйфелевой башни была напечатана на месте, а затем отправлена из этого почтового отделения.
5. Когда-то Эйфелева башня была жёлтой
фото: thefactsite.com
На протяжении многих лет Эйфелеву башню окрашивали в разные цвета, чтобы она соответствовала модным тенденциям Парижа. Когда башню впервые открыли в 1889 году, она была красно-коричневого цвета.
Спустя 10 лет был добавлен слой жёлтой краски, который придал ей жёлто-коричневый оттенок. Затем Эйфелева башня была каштаново-коричневого цвета, после чего была окрашена в свой нынешний цвет.
Цвет сегодняшней Эйфелевой башни — это краска, специально смешанная в 1968 году и названная «Эйфелева башня коричневый» (Eiffel Tower Brown).
Эйфелеву башню перекрашивают каждые 7 лет, и для покраски используется порядка 60 тонн (61099 л) краски.
6. Под Эйфелевой башней находится бункер
фото: thefactsite.com
Под южной опорой Эйфелевой башни находится старый военный бункер. Говорят, что он был построен вместе с секретным туннелем, соединяющим его с военной школой Ecole Militaire в Париже.
Хотя бункер по-прежнему остаётся загадкой для публики, он открыт для предварительно забронированных экскурсий небольшими группами. Часть его была переделана в музей, где посетители могут больше узнать про Эйфелеву башню. В нём есть уникальные фотографии ранних этапов строительства знаменитой парижской достопримечательности.
7. На изменения Эйфелевой башни влияют погодные условия
фото: thefactsite.com
Эйфелева башня сделана из железа, а это значит, что при изменении температуры изменяется и само сооружение. В холодную погоду металл может сжиматься почти на 15 см, что означает, что башня становится чуть меньше. В жаркую погоду металл под воздействием тепла расширяется и, согласно записям, в прошлом башня увеличивалась на 18 см.
Эйфелева башня была спроектирована в виде полой конструкции, чтобы быть устойчивой к ветру. Однако при сильном ветре башня двигается из стороны в сторону примерно на 2,5-7,6 см.
Она также двигается в жаркий день, когда железо расширяется и становится более гибким.
8. Эйфелева башня когда-то была крупнейшим в мире билбордом
фото: thefactsite.com
Об Эйфелевой башне вряд ли подумаешь, как о сооружении, предназначенном для рекламы, но на протяжении всего своего существования она использовалась для множества целей.
С 1925 по 1936 год Эйфелева башня освещалась 250 тысячами лампочек в виде надписи «Citroën».
Французский автопроизводитель использовал Эйфелеву башню в качестве билборда для рекламы своей компании — Citroën. Название компании, состоявшее из букв длиной 30,5 м каждая, высвечивалось сверху донизу. Реклама была настолько яркой, что её можно было видеть на расстоянии 32 км.
В 1927 году американский лётчик Чарльз Линдберг использовал яркие огни как маяк для посадки после одиночного трансатлантического перелёта.
9. Нацисты пытались захватить Эйфелеву башню
фото: thefactsite.com
Во время немецкой оккупации Парижа в период Второй мировой войны была предпринята попытка разместить на башне флаг со свастикой.
Башня уже была закрыта для публики, а кабели лифта отрезаны, чтобы ограничить к ней доступ.
Нацисты пытались прикрепить большой флаг к вершине Эйфелевой башни, чтобы продемонстрировать захват Парижа. Флаг был настолько большой, что сразу же сорвался, и его пришлось заменить на флаг меньшего размера.
10. Конструкцию Эйфелевой башни удерживают 2.500.000 заклёпок
фото: thefactsite.com
Количество может казаться большим, но для сооружения, весящего в общей сложности 10.100 тонн, оно не удивительно.
Во время строительства было использовано 18.038 железных элементов, а только каркас весит 7.300 тонн. Все эти элементы скрепляют 2.500.000 заклёпок.
Башня была достопримечательностью, продемонстрировавшей возможность строить невероятные железные сооружения в очень короткие сроки. На строительство башни потребовалось всего 2 года 2 месяца и 5 дней, что стало революционным для своего времени.
11. Это один из самых посещаемых монументов в мире
фото: thefactsite.com
Эйфелеву башню знают во всём мире, и она является культовой достопримечательностью Франции. Увидеть Эйфелеву башню своими глазами каждый год приезжает около 7 миллионов туристов.
Около 75% посетителей являются иностранцами, а это означает, что Эйфелева башня является самой посещаемой платной достопримечательностью в мире.
Оставшиеся 25% — французы, а это означает, что чуть менее 2 миллионов посетителей в год приезжают, чтобы увидеть один из своих национальных памятников.
12. Фотографировать Эйфелеву башню ночью запрещено законом
фото: thefactsite.com
Эйфелева башня считается произведением искусства, а на произведения искусства распространяется закон об авторском праве.
Закон об авторском праве в Европейском Союзе гласит, что если кто-то владеет авторским правом на что-то, то это право охраняется законом на протяжении всей его жизни и в течение 70 лет после его смерти.
Это значит, что, когда создатель Эйфелевой башни умер в 1923 году, авторские права на неё перестали действовать через 70 лет.
Итак, начиная с 1993 года, изображение Эйфелевой башни стало свободным от авторских прав, и именно поэтому в Лас-Вегасе было разрешено построить её реплику.
Однако в 1985 году было установлено декоративное освещение башни, а иллюминация является отдельным видом искусства с собственными правами. Это означает, что авторские права всё ещё в силе, поэтому фотографировать Эйфелеву башню после сумерек противозаконно.
Хотя маловероятно, что человека привлекут к суду за то, что он сфотографировал Эйфелеву башню в ночное время для личного пользования, однако за коммерческую фотосъёмку всё же возможно преследование.
В заключение
фото: thefactsite.com
Эйфелева башня — один из самых знаменитых монументов в мире, и она, скорее всего, останется популярным туристическим местом в течение многих лет.
Париж имеет репутацию города романтики, а Эйфелева башня стала одним из строительных блоков для создания этого образа.
И хотя Эйфелева башня не была предназначена для длительного существования, она привлекает множество людей со всех уголков планеты, желающих увидеть её воочию.
Личная квартира Эйфеля, театр, редакция газеты: что находилось внутри Эйфелевой башни
Покраска Эйфелевой башни уже началась
Эйфелева башня, если озвученные ещё в начале года планы осуществляются, в настоящее время должна заметно обновляться – и уж наверняка, если приводится в порядок её внешний вид, то и внутри ведутся какие-то работы. Но про подробности этих работ вряд ли напишут в новостях, да и сам факт того, что внутри главной парижской достопримечательности ещё много всего неожиданного, стал бы сюрпризом даже для многих французов.
Для начала напомним, что в феврале 2021-го года было объявлено, что Эйфелева башня будет обновлена и будет проведена самая масштабная реконструкция за всю её 130-летнюю историю. Тем более, что есть и повод – Олимпийские игры, которые пройдут в Париже в 2024 году.
Главной «фишкой» должно стать то, что всю башню покрасят заново – при этом она должна получить золотой оттенок. Масштаб работ характеризует такая подробность – оказывается, предварительно с конструкции должны снять аж 19 слоёв старой краски. Известно, что творение знаменитого Гюстава Эйфеля покрывали новый слоем краски каждые 7 лет – для защиты от воздействий окружающей среды и для придания свежести, скажем так.
Интересно, что считается, что золотистый, или жёлто-коричневый цвет планировал придать башне сам автор её проекта – собственно, она такой и была ещё в начале 20-го века. В паре с символическим золотом Олимпиады, как цели всех спортсменов, которые приедут в Париж на соревнования, выбор нового цвета для Эйфелевой башни кажется более чем обоснованным. Как, надо понимать, и озвученный бюджет в 50 млн евро, выделенный на эти работы.
По всей видимости, часть этой суммы так или иначе будет потрачена на реставрацию и ремонт «внутренних убранств» Эйфелевой башни. Хотя, повторимся, особо даже местная пресса про это ничего не пишет, делая акцент на 18 тысячах металлических деталей, скрепленных 2,5 миллионами заклёпок, из которых состоит это строение высотой в 324 метра. Но далеко не все эти заклёпки – снаружи, было там что клепать и внутри.
Известно, что первый вариант башни, получивший имя Эйфеля, придуман был не им, а сотрудником его инженерного бюро по имени Морис Кёшлен. Затем, когда сам Гюстав Эйфель решил выдвинуть этот проект на конкурс, который объявили парижские власти, к работе над ним подключился ещё один сотрудник бюро, Эмиль Нугье. Именно на эти два имени и на имя самого Эйфеля в итоге был получен патент на проект конструкции.
А вот затем Гюстав Эйфель выкупает у них право на этот патент и уже «в одно лицо» подаёт заявку на участие в конкурсе. Но даже после этого к работе над внешним видом башни привлекался ещё один архитектор – Стефан Совестр, который придумал, к примеру, те самые знаменитые арки, которые стали главными воротами, ведущими на Всемирную выставку – изначально они не были предусмотрены.
Первый проект железной башни авторства Мориса Кёшлена и начало её строительства уже по единоличному проекту Эйфеля
Сложно спорить с тем, что без этих арок Эйфелева башня была бы просто «300-метровым флагштоком», как называл её сначала сам Эйфель. Стефан Совестр придумал также идею разместить на этажах просторные застеклённые залы – так что, возможно, именно ему нужно сказать спасибо за то, что внутри башни есть какие-то помещения, кроме чисто технических.
Оказывается, во многом именно эти идеи стали причиной того, что Эйфелева башня до сих пор стоит – изначально ей было отведено 20 лет, после чего она должна была быть демонтирована. Вернее говоря, Гюстав Эйфель согласно заключенному договору получил право на аренду ещё не построенной башни сроком на 25 лет – случилось это в самом начале 1887 года.
После этого он создал акционерное общество, чтобы добрать нужную сумму для строительство плюс к тем 1,5 млн франков, которые ему выделило государство. Пришлось добавить ещё 5 млн франков, половину которых внёс сам Эйфель, а половину – три французских банка. Впрочем, все вложения окупились за время проведения Всемирной выставки, так что дальше оставалось только собирать прибыль.
Нужно отметить, что к этому времени сам Эйфель был уже более чем опытным специалистом по проектированию металлических конструкций, а также их «внутренностей». Известно, скажем, что в 1886-м году он принимал непосредственное участие в работе над внутренним пространством Статуи Свободы, установленной в том же году в Нью-Йорке.
Театральный зал внутри Эйфелевой башни
Так что же такого было внутри башни? Очевидно, что конструкция быстро стала привлекать публику за счёт своей высоты – несмотря на то, что во время её открытия ещё не работали лифты и надо было пройти 1710 ступеней, одна из лучших смотровых площадок Парижа быстро стала популярной. Были и другие подходящие развлечения – например, в башне открылось настоящее почтовое отделение для отправки открыток на воздушном шаре.
На втором этаже башни почти сразу же открылась редакция газеты Le Figaro и её типография, так что часть новой башни стала настоящим издательским центром. Оказывается, был также открыт настоящий театральный зал или что-то вроде современного конференц-зала – по крайней мере архивные фотографии, сделанные в момент проведения Всемирной выставки, запечатлели довольно большое помещение со сценой и рядами сидений.
Сам Эйфель на вершине башни и его личная квартира
Но главный повод для слухов и восторженной зависти – личный кабинет, а скорей даже личная квартира самого Гюстава Эйфеля, которая была расположена на высоте в 285 метров. При «росте» всей конструкции в 300,65 метром (остальное – антенна, размещённая на самом верху) выходит, что это настоящий пентхаус, который и сейчас бы был самым высоким жилым помещением во французской столице.
Говорят, гостями этой квартиры были самые известные люди того времени, включая Томаса Эдисона (сейчас, кстати, там что-то вроде экспозиции с воссозданной сценой встречи Эйфеля именно с Эдисоном) – правда, скорей всего Эйфель показывал своим учёным коллегам не только уникальные парижские виды, которые открывались из окон, но и знакомил их со своими научными работами.
Высота башни использовалась Эйфелем и его коллегами для самых разных опытов. Скажем, для изучения особенностей сопротивления воздуха при падении различных предметов (ну то есть они их просто бросали сверху вниз, замеряя различные параметры). На самом верху башни была обустроена обсерватория, установлены метеостанция, специальный манометр для экспериментов с давлением газов и жидкостей на высоте и, разумеется, радиостанция.
Именно с Эйфелевой башни, с её третьего этажа, в 1898-м году учёным Эженом Дюкрете была впервые осуществлена беспроводная отправка сообщения за 4 километра – внушительная дальность для того времени, когда возможности радиосвязи только начали изучаться.
Эксперименты с бросанием предметов с разной высоты и Эжен Дюкрете отправляет радиосообщение
К слову, затем эти возможности активно использовали военные, в том числе для перехвата немецких сообщений во время Первой мировой войны. Считается, что именно перехваченное таким образом сообщение привело к аресту знаменитой Маты Хари.
Мало кто знает, что под самой Эйфелевой башней был (и есть, но уже используется для других целей) настоящий военный бункер, который был задуман одновременно как бомбоубежище и как штаб для радистов. Но это всё было построено уже позже, когда, очевидно, стало понятно, что никто ставшую символом Парижа башню сносить не будет – ни через 20 лет, как было задумано изначально, ни, как видим, через 135 лет, которые «стукнут» Эйфелевой башне в год Парижской Олимпиады.
Интересная открытка с указанием на нахождение маяка, телеграфа и обсерватории на верхушке Эйфелевой башни
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Амбулувава в Шри-Ланке – пожалуй самая страшная из всех башен. Подниматься по ней не просто жутко, а очень жутко, ведь чем ближе к вершине – тем уже становится винтообразная дорожка-лестница. А посмотришь вниз – и видишь бездну. И низкие перила с довольно большим расстоянием между столбиками лишь добавляют страха.
Однако шикарные виды, открывающиеся с этой башни и возможность сделать селфи в суперэкстремальных условиях заставляют взбираться на самую верхотуру даже тех, кто боится высоты.
Башня была построена в 2006 году – специально для привлечения туристов. Она имеет не слишком рекордную высоту – 48 метров, но сам холм, на котором она находится, возвышается на высоте 3567 м над уровнем моря. Со всех четырех сторон света башня окружена горными массивами и холмами. Здесь можно увидеть, например, высоченный Пик Адама (Шри-Пада), который считают священным.
Ещё издалека башня привлекает внимание: она белоснежного цвета и у нее очень необычный вид. Кто-то сравнивает ее с перевернутым штопором, кто-то – с затейливым музыкальным инструментом, а кому-то она напоминает кальян. Но на самом деле башня выстроена по принципу ступы (культового буддийского сооружения).
В общем, конечно, можно и просто пофотографировать эту башню или сделать селфи на ее фоне. Однако вовсе не это привлекает сюда тысячи туристов…
Добраться до Амбулувавы можно из Канди или Гамполы. Любители острых ощущений могут испытать их уже на подъезде к башне. Непосредственно к этой чудо-постройке удобнее всего подъехать на тук-туке (так местные называют моторизированную машинку-рикшу), так вот иногда во время такого путешествия случаются обвалы. Ну а когда доберетесь на место, нужно будет набраться сил. Подъем на самый верх башни долгий и крутой и, чтобы одолеть весь путь, нужно быть в хорошей физической форме. Тем более что потом ведь еще придется спускаться!
Сначала винтообразный лестничный проем довольно широк, и подниматься удобно. Однако чем выше ты взбираешься, тем сильнее и неотвратимее этот «коридорчик» сужается. И вот, наконец, наступает момент, когда те, кто идет наверх, не могут разойтись с теми, кто спускается обратно. К счастью, проектировщики предусмотрели специальные ниши в стене, позволяющие встречным людям пропускать друг друга.
Фотографии, которые выкладывают путешественники, побывавшие на самом верху, впечатляют и завораживают. Несмотря на сильнейший ветер и на страх, все, кто одолел подъем, в один голос заявляют: это стоит того!
Если удастся побороть боязнь высоты, можно не только сделать несколько уникальных кадров, но и полюбоваться красотами природы. Пейзажи, открывающиеся с винтообразной лестницы, просто невероятны!
С Юга возвышается Шри-Пада, в севера – горный хребет Наклс, с Запада – Баталегала (Библейская Скала) а с востока – гора Пидуруталагала. А если вы окажетесь на башне в ясный и не туманный день, то сможете увидеть захватывающий вид на горные хребты Хантана, Хуннасгирию и горы в районе Нувара-Элия.
Кстати, среди посетителей башни немало тех, кого высота абсолютно не пугает. Некоторые туристы даже свешивают вниз ноги либо позируют на селфи-камеру, присев на перила.
Ну а когда спуститесь вниз, можно и прогуляться по окрестностям. В этих местах произрастают десятки видов интересных растений. Между прочим, в том же году, когда здесь появилась башня, это местечко было признано комплексом биоразнообразия.
Кстати, Амбулувава считается первым мультирелигиозным центром Шри-Ланки. Здесь можно увидеть сооружения разных конфессий – например, христианский храм и исламскую мечеть. Этот многоконфессиональный центр с самого начала демонстрирует совершенную гармонию и единство, существующее среди шри-ланкийцев.