Что находится на верхушке пирамиды маслоу
Пирамида потребностей Маслоу: 7 уровней с описанием и примерами
Потребности определяют жизнь человечества. Причем если их не удовлетворять, люди выказывают нетерпение, а если выполнить полностью, станут равнодушными. Больше 50 лет назад авторитетный американский психолог Абрахам Маслоу смог структурировать наши желания и нужды в общий рисунок – пирамиду потребностей человека, которая состоит из 7 уровней, примеров эффективного практического применения теории в бизнесе и личных интересах более чем достаточно. Ей восхищаются и критикуют одновременно. Чтобы научиться применять ее, нужно разобраться в структуре и закономерностях ее создания.
Теория Маслоу – кратко
Целью исследователя были основные стимулы и мотиваторы, понимание того, что является главной движущей силой и призывом к действию.Он высказал идею о том, что у каждого из нас есть условия для комфортной жизни, к ним мы стремимся и их добиваемся. Что-то для нас важнее, что-то значительно, но не первостепенно. На основании такого вывода психолог построил иерархию необходимых требований. В нее включены физиологические нужды, безопасность, желание любить и быть любимыми, уважение, статус и самореализация.
Если базовые стремления не удовлетворены, людям сложно думать о высших материях. Когда зарплаты не хватает на ежедневные расходы, вы работаете на износ и не спите ночами, чтобы закрыть ипотеку, вам некогда думать о саморазвитии, да и захотите вы этого вряд ли.
Авторство
Свои мысли Маслоу изложил в трактате «Мотивация и личность», опубликованном в 1954 году.
Важно, что по его мнению, очередность обеспечения необходимых благ может меняться у разных людей, именно поэтому он не рисовал диаграмму и не представлял свою концепцию в виде схемы. Это сделали его ученики и последователи. По одним источникам автором является Ф.Котлер – писатель настольной книги маркетологов «Основы маркетинга», по другим – У.Стопп, который через пять лет после смерти автора опубликовал иерархию желаний в своих статьях.
Таблица
В основе пирамиды Маслоу лежат базовые инстинкты человека, которые психология считала исключительно важными потребностями для удовлетворительного уровня жизни. Удивительно, но порывы души не брали в расчет вплоть до середины 20 века, пока о них не заговорил психолог-новатор.
Пирамида потребностей Маслоу: как использовать в жизни и в маркетинге
Создайте рассылку в конструкторе за 15 минут. Отправляйте до 1500 писем в месяц бесплатно.
Отправить рассылку
Пирамида Маслоу последовательно представляет все человеческие потребности, от наиболее простых до возвышенных. Она отображает одну из самых распространённых мотивационных концепций — теорию иерархии потребностей, разработанную психологом Абрахамом Маслоу.
В чём суть иерархии потребностей
Маслоу предполагал, что человеческие потребности распределяются по уровням — от самых простейших к высоким. При этом стремление утолить возвышенные потребности возникает, когда мы утолим низшие.
Представим, что человек нуждается в пище и жилье. Вряд ли он тратит много усилий на развитие каких-то своих способностей. Его мысли и усилия направлены на то, чтобы поесть и найти жилье. Но если человек уже обеспечил себе питание и проживание, то у него возникает мотивация создать семью, добиться успеха на работе.
И вот когда всё есть — комфортный дом, достойная работа, хорошая семья, признание в обществе — человек может подумать о реализации возвышенных потребностей. К примеру, он всю жизнь работал инженером, но мечтал научиться рисовать или играть на гитаре. И человек начинает закрывать эти возвышенные потребности.
Подробнее Маслоу разъяснил свою теорию в 1954 году — в работе «Мотивация и личность». Он описал последовательность потребностей по уровням:
Цель человеческого поведения по теории Маслоу — достичь пятого уровня: самоактуализации. В более поздних работах психолог добавлял ещё два уровня до самоактуализации: познавательных способностей и эстетических потребностей.
Как появилось изображение пирамиды потребностей
Теорию потребностей разработал Абрахам Маслоу, но к созданию пирамиды он не причастен. В работах психолога не было ни единого графика.
Считается, что впервые графическое изображение иерархии потребностей опубликовано в 1975 году — в учебнике У. Стоппа. С тех пор схема употребляется неразрывно с теорией Маслоу. Её так и называют — пирамида Маслоу или пирамида потребностей.
Часто пирамиду изображают в форме треугольника. Самая нижняя широкая часть охватывает базовые потребности, далее к вершине отображаются следующие уровни:
Схематичное изображение пирамиды Маслоу
В 2010 году группа учёных из США и Канады обновила пирамиду с учётом современных реалий. По их мнению, базовые потребности остались прежними. Точно также люди нуждаются в пище, безопасности, принадлежности и любви. А что по поводу верхних уровней, то на первый план выходят репродуктивные цели: сохранение отношений, поиск подходящего партнёра и воспитание детей. Самоактуализация объединена с признанием. При этом учёные отмечают, что потребности порой смещаются и взаимозаменяются.
Обновлённая пирамида потребностей
Впрочем, и сам Маслоу не исключал отклонений от иерархии. Некоторые люди могут остановиться на низшем уровне, другие — более нуждаются в самоактуализации, чем в безопасности или признании. Такие исключения Маслоу считал особенностями личности человека либо следствием неблагоприятных внешних обстоятельств.
Иерархия потребностей сохраняет свою популярность в психологии, в рамках социологии исследований, в обучении управленческих кадров. Однако нередко пирамиду Маслоу критикуют и называют устаревшей.
Критика
Критика пирамиды Маслоу сводится к тому, что применить данную модель на практике крайне сложно. Например, если человек не способен закрыть базовые потребности в пище и удобном месте проживания, это не значит, что он не стремится к реализации своих талантов. Также далеко не каждый человек ищет признания в обществе — кому-то достаточно стабильной работы и создания семьи.
В истории есть немало примеров, когда люди достигали успехов в жизни именно потому, что их базовые потребности оставались неудовлетворёнными. Так жизнь в нищете способна заставить человека добиваться признания в обществе в обход потребностей безопасности и принадлежности. А безответная любовь может стать стимулом для создания великолепных произведений искусства. К примеру, увлечение Ван Гога живописью приписывают неудачам в любви.
Теорию критикуют из-за её иерархичности и невозможности полного удовлетворения потребностей. Например, физиологические процессы будут всегда актуальны — человеку постоянно нужно пить, есть, спать. Для некоторых людей важной может быть лишь часть потребностей.
В пользу критики часто приводят тот факт, что со временем Маслоу полностью пересмотрел собственную теорию. В более поздних работах он изменил мотивационную концепцию и отказался от многоуровневой системы.
В новой версии Маслоу разделил человеческие потребности на два типа:
Как и предыдущая теория об иерархии потребностей, новое видение было изложено психологом в формате предположения. Автор надеялся найти подтверждение в будущем, но не успел.
Пирамиду потребностей не следует принимать за незыблемую истину. Это не строгая классификация человеческих потребностей, а попытка определить более и менее значимые из них. Базовые потребности будут доминировать у большинства людей. Но у разных людей может различаться система мотивации и для кого-то более важными окажутся потребности высшего уровня. Кстати, по мнению Маслоу, только 2% людей достигают уровня самоактуализации.
Получается, что пирамида Маслоу все же имеет смысл, но не нужно её трактовать буквально. К примеру, в маркетинге пирамиду потребностей активно используют при разработке стратегии продаж. Общий принцип теории трактуют так: важно следить за тенденциями потребностей и направлять усилия на удовлетворение более актуальных.
Как пирамиду Маслоу используют в маркетинге
В маркетинге пирамиду Маслоу применяют для анализа рынка и сегментации аудитории по иерархии. Это помогает узнать, какие потребности наиболее сильны у вашей ЦА.
Затем нужно исследовать, как аудитория видит для себя удовлетворение конкретной потребности. И вот когда вы уже знаете, что ищут ваши потенциальные клиенты, можно предлагать им подходящее решение.
Представьте ресторан быстрого питания. Его аудитория — люди, которые хотят быстро поесть. У них нет времени на долгое ожидание заказа, они не выбирают ресторан по степени крутости. У аудитории есть физиологическая потребность — утолить голод, желательно быстро и вкусно. И вот именно на этом ресторан делает акцент при размещении рекламы. Примеры слоганов: «Здесь едят и пьют 24 часа», «Лучшая еда для быстрого перекуса», «Большие порции, низкие цены».
Если цель маркетинга состоит в продвижении продукта, можно сделать акцент на том, какую потребность он удовлетворяет.
При покупке дорогой машины клиент приобретает не средство передвижения, а возможность повысить статус в глазах окружающих. Поэтому в рекламе элитных авто преобладают слова «эксклюзивный», «лимитированный», «класс люкс», «роскошный», «уникальный».
Плюс реклама авто сопровождается изображениями роскошных мероприятий, успешных личностей и «жизни-мечты». Человек покупает образ, который удовлетворяет потребность в признании. Например, рекламный слоган Bentley Continental GT — «Будь экстраординарным».
Также пирамида может пригодиться при долгосрочном планировании. Например, можно исследовать степень удовлетворённости потребностей аудитории и отследить динамику изменений. В итоге можно спрогнозировать будущий спрос, чтобы разрабатывать и выводить на рынок актуальные для клиентов товары.
Отчасти теория Маслоу в маркетинге позволяет понять желания, нужды, цели и мотивации клиентов. Определив уровень клиента в пирамиде, можно разработать для него наиболее выгодное предложение. Можно анализировать актуальные потребности своей аудитории, чтобы предлагать подходящие товары.
Однако не стоит воспринимать пирамиду Маслоу как точный инструмент маркетинга. Теория потребностей — это скорее направление для размышления. У людей действительно существует определённая иерархия потребностей. Но вместе с тем пирамида может быть абсолютно неприменима к отдельно взятому человеку или группе людей. Высшие потребности человека могут преобладать над низшими по разным причинам.
В маркетинге пирамиду Маслоу лучше применять только как вспомогательный способ. Для реального решения конкретных задач лучше использовать точные инструменты.
Пирамида Маслоу: Иерархия Потребностей Человека
Каждый слышал, но не каждый точно знает, что такое пирамида Маслоу? Модель пирамиды – это 7 уровней потребностей, которые отражают мотивации поведения и показывают эволюционный путь человека к высшему предназначению.
В статье я расскажу, какие идеи заложены в теории, как на практике работает модель, и так ли однозначно трактует знаменитая пирамида Маслоу потребности человека.
Пирамида Маслоу: что это такое?
Разберём, что значит пирамида Маслоу, по своему значению и построению.
В основе пирамиды Маслоу лежат жизненные потребности человека, которые последовательно формируются с рождения и далее при взрослении. В базовом уровне расположены потребности физиологические — нужда в тепле, утолении жажды, голода. В верхней части пирамиды, у её вершины, находятся другие потребности — эстетические (гармония, красота) и потребности в самовыражение, личностном развитии, реализации своих целей (самоактуализация).
📽 Смотрите видео о пирамиде Маслоу:
Идею наглядно отражает классическая пирамида Маслоу — картинка-диаграмма показывает эволюцию потребностей человека от самых базовых примитивных до «высоких», духовных потребностей другого уровня.
Пирамиду иногда представляют как «треугольник Маслоу» или «таблица Маслоу», где с пятой по седьмую ступень (потребности в эстетике, самоактуализации и познании иногда объединяют в одну — под общим названием «потребность в личностном росте»).
Автор модели А. Маслоу полагал, что пика пирамиды способен достигать лишь очень незначительный процент всех людей. Те, кто входит в этот «процент», достигают высшей степени зрелости, они более независимы, демократичны, креативны. Люди, чьи потребности лежат на вершине уровневой пирамиды, философски воспринимают действительность и продуктивны в разных сферах деятельности.
Вопрос, когда была создана пирамида Маслоу, требует разъяснения. В работе «Мотивация и личность» в 1954 г. автор изложил общие этапы системы формирования потребностей людей, которые достигли успеха. При этом он не заключал свои выводы в какие-либо графики, диаграммы, таблицы.
Идея представить теорию упрощённо, в виде пирамиды, принадлежала не самому Маслоу, а его последователям. Впервые «треугольник Маслоу» опубликован в 70-е годы прошлого века.
Теория потребностей Абрахама Маслоу
▪️Теория потребностей Абрахама Маслоу классифицирует их по иерархии — от низших к высшим. Базовые нужды находятся в основании диаграммы, они самые важные, насущные, доминирующие. Базовые потребности держат всю тяжесть пирамиды. Потребности высшего порядка становятся актуальными и возможными тогда, когда у пирамиды прочное основание, и «низшие» потребности полностью удовлетворены.
▪️Маслоу получил классическое образование в области бихевиоризма. В 30-е годы прошлого века в Америку, спасаясь от гонений нацистов, переехали многие знаменитые европейские психологи. После знакомства с европейскими «светилами» и проникнув их идеями, Маслоу начал работу в направлении гуманистической психологии. Впоследствии будущий автор «пирамиды» возглавил Американскую ассоциацию психологов.
▪️Формирование направления гуманистической психологии явилось переворотом в представлениях об образе человека, его мышлении, концепции ценностей и положении в обществе.
▪️Содержательная теория американского психолога представляет собой схему мотивационной модели иерархии человеческих потребностей. Благодаря психологу Абрахаму Маслоу была сформирована иерархия потребностей человека. На этом основании в экономической науке удалось смоделировать теории поведения и мотивации потребителей.
▪️На основании модели Маслоу маркетологи следят за изменениями потребностей и подстраивают под них работу по продвижению товаров. При определении целевой аудитории продукта маркетологи подчёркивают и выделяют потребность, которую этот продукт способен удовлетворить.
▪️Пирамида Маслоу и теория мотивации в классическом понимании предполагает, что у человека возникает стремление реализовать высокие потребности после того, как мы утолим низшие.
▪️Человек работает менеджером, делает карьеру постепенно, шаг за шагом, обеспечивает себя, семью, строит дом, получает признание в обществе. Реализация этих уровней должна обеспечить человеку возможность получить то, что находится на вершине пирамиды Маслоу. Например, возможность реализовать своё давнее предназначение — начать заниматься рисованием, к которому он стремился с юности.
Пирамида Маслоу 5 ступеней
Пирамида Маслоу представляет выразительную иерархию потребностей. Согласно идее, по мере удовлетворения низших потребностей у человека возникают другие желания и стремления, более высокого уровня. Все потребности можно сгруппировать в пять уровней.
Пирамида потребностей Маслоу: 5 уровней
Рассмотрим, каковы 5 уровней иерархии потребностей Маслоу выделяют:
1. Потребности физиологические, основные — удовлетворение голода, жажды, тепла, половых инстинктов. Физическое выживание — базовая потребность. Если не удовлетворить эти потребности, тело человека не сможет полноценно «функционировать». Маслоу выделял важность основного этапа пирамиды.
2. Потребности в чувстве безопасности и уверенности связаны с желанием иметь комфортные условия жизни, избавиться от страхов и неудачи. Людям хочется иметь в своей жизни контроль, предсказуемость и порядок. Человек нуждается в социальной, эмоциональной стабильности, финансовой безопасности, соблюдении закона и порядка.
3. Потребности социальные для человека заключаются в необходимости общения и совместных действий с другими людьми. На этом уровне возникает необходимость в межличностных отношениях — это дружба, любовь, привязанность, доверие.
4. Потребности в признании заключаются в формировании уважения человека к себе (достоинство и независимость), и к окружающим (престиж, статус, положение, высокая оценка других людей).
5. Потребности духовные (личностная реализация) объединяет самовыражение, идентификация, самоактуализация человека. Это высший уровень, высшая потребность реализации человеческого потенциала. Люди по-разному воспринимают эту потребность. Одни приходят к духовному росту, вторые — стремятся стать лучшими в карьере, спорте, искусстве, третьи — реализуют потребность стать идеальными родителями.
Отметим, что 5 ступенчатая модель Маслоу немного позже расширили, в неё включили когнитивные, эстетические и более поздние — трансцендентные потребности индивидуума. С выделением изменений и добавлений получили распространение 7-ступенчатая и 8-ступенчатая модели.
7 уровней пирамиды Маслоу
Рассмотрим, как изменилась таблица в связи с добавлением уровней. И соответственно — каковы 7 основных потребностей человека.
Пирамида Маслоу: 7 уровней, рисунок🔺🔺🔺 с пояснениями🔻🔻🔻
1. Биологические (физиологические) потребности.
► В основании диаграммы — физиологические базовые «органические» нужды и потребности: чувства жажды, голода, сексуальные (половые) желания.
2. Потребности в безопасности и комфорте.
► Ступенью выше расположены потребности человека чувствовать себя комфортно, безопасно защищённой — от агрессии, страха, неудачи.
3. Потребности в любви и принадлежности — дружба, любовь, семья, доверие.
► На третьей ступени человек испытывает потребность в общении, любви, принятии и коммуникациям в социуме.
4. Потребность в уважении других и самоуважении.
► Далее, на четвёртой ступени, лежит потребность человека получать одобрение, признание, уважение и завоевать авторитет у других людей.
5. Потребности в познании — любопытство, тяга к знаниям.
► Ступенью выше расположены потребности к познанию, исследованиям, накоплению разного рода знаний, умений.
6. Потребности в эстетике — стремление к гармонии и идеальной форме.
► На шестой ступени, в верхней части пирамиды расположились эстетические потребности личности — в красоте, порядке, гармонии.
7. Потребности в реализации личностного потенциала. Маслоу называл это желанием «стать всем кем можно стать».
► На пике пирамиды лежат потребности в развитии личности, самовыражении, реализации собственного предназначения.
8-ступенчатая модель пирамиды Маслоу
► Трансцендентные потребности (в треугольнике отмечено зелёным цветом) — глубокая религиозность, мистические практики, максимальное соединение с природой, служение другим людям.
Как работает пирамида Маслоу?
Высший смысл предназначения человека — это выявление и развитие своих личных способностей, талантов и возможностей. Для каждого из нас в конечном счёте в жизни важны личностный рост и самореализация.
Путь человека к высшему предназначению это и есть пирамида Маслоу, для чего нужна наглядная схема движения человека к личностному росту.
Каждый человек достоин и способен на личностный рост, саморазвитие, на формирование и выражение своего уникального «я». Проблемой многих современников является то, что они не могут раскрыть свои таланты и найти себе применения. Часто такие люди прочно «застревают» на низших уровнях пирамиды — довольствуются достигнутыми атрибутами достатка, комфорта и безопасности.
Многие отдают практически всё своё время нелюбимой работе, а для собственного развития не остаётся ни сил, ни времени. При этом человек, закрывая физические потребности, часто не чувствует себя успешным и не ощущает удовлетворения от жизни. Такие люди страдают от того, что их личная реализация в жизни не происходит.
Каждый человека способен подняться на «вершину» пирамиды. По пути к вершине, к самовыражению, человеку мешают многие блокирующие факторы — от отсутствия самоуважения до синдрома жертвы.
Эволюционирование личности может прерваться из-за неудовлетворённости на более низких уровнях. Например, — потеря работы оставляет не удовлетворенной потребность в безопасности, а несчастная любовь или развод — потребность в любви и уважении.
В психологии используют модель пирамиды Маслоу для того, чтобы понять, нереализованность каких этапов мешает достигнуть успеха и тормозит самореализацию. Возможно, двигаться вверх человеку не дают «не закрытые» низменные (низшего уровня) потребности и отсутствие признания в социуме.
Дети в средних школах и студенты, к примеру, испытывают большую потребность в безопасности и уважении к себе в классе или группе. Только в условиях принятия и признания они смогут эффективно развиваться и раскроют свой потенциал.
Когда пирамида Маслоу не работает?
Теория Маслоу об иерархии потребностей пользуется популярностью, но не всегда подтверждается, и от этого подвергается критике. Несмотря на чёткую структуру, которую имеет пирамида Маслоу, применение её может вызвать неточные обобщения.
К примеру, многие великие произведения искусства являлись средством самовыражения автора. При этом их иногда писали люди, не получившие признания в социуме, испытывавшие разочарование в любви, а бывало, — живущие в бедности и голодающие. Получается, что достижение высокого уровня самовыражения и развития не всегда связано с полным удовлетворением базовых потребностей.
Определённая категория людей, пройдя и реализовав первые два уровня потребностей, останавливаются. Таких людей называют «бессознательными», хотя сами они вполне удовлетворены тем, что имеют и не стремятся двигаться к вершине пирамиды Маслоу.
Теорию Маслоу критикуют за то, что она не работает ещё по причине того, что сформулированные потребности не могут быть реализованы и удовлетворены полностью. Это касается, в первую очередь, физиологических потребностей — в еде, воде, сне.
Для своих выводов Маслоу проводил так называемый «биографический анализ» и изучал жизненные пути успешных людей, среди них американский президент Авраам Линкольн, американский дипломат и философ Томас Джефферсон, писатель Олдос Хаксли, физик, учёный-гуманист, обладатель Нобелевской премии Альберт Эйнштейн и другие.
Абрахама Маслоу существенно меньше интересовали биографии успешных женщин. В панели исследуемых были немногочисленные представительницы прекрасного пола, в том числе — святая католическая монахиня Мать Тереза и жена президента и американский общественный деятель Элеонора Рузвельт. Такая избирательность не отражала потребностей большинства людей и неизбежно искажала выводы психолога.
Маслоу вывел схожие черты самореализовавшихся личностей. Все они адекватно принимали себя, реальность, других людей и были заняты заботами о благополучии человечества. Большинство изученных личностей были творческими, отличались спонтанностью действий, имели демократичные взгляды и строгие этические стандарты. Любопытной деталью в характерах людей, успешных на жизненном пути, являлось необычное чувство юмора.
Наглядные примеры, когда пирамида Маслоу не работает, это отшельники или монахи. Таким людям удаётся добиться глубокого самопознания, при этом приходится жертвовать более «приземлёнными» уровнями пирамиды.
В теории Маслоу критике подвергается сама идея, что потребности в любви, признании и самовыражении возникают лишь тогда, когда «закрываются» физиологические потребности низшего уровня. В качестве аргумента можно привести многочисленные народы и народности по всему миру (например, в Африке или Индии), живущие в бедности. При очевидной нехватке еды и комфорта, этим людям ничто не мешает любить, стремиться к признанию и уважению.
Обилие критики и отказ от теории многими специалистами, вызывают вопрос, действительно ли умерла пирамида Маслоу и больше не работает.
Практическое применение модели Маслоу вызывает сложности, модель пирамиды нельзя назвать безусловной. Маслоу не считал свою модель жёсткой, и допускал исключения с учётом особенности личности человека и влияния внешних факторов. Он понимал, что часть людей останавливаются в иерархии развития на низших уровнях, другие — стремятся к самовыражению, жертвуя безопасностью, признанием и некоторыми базовыми потребностями.
Классическая модель пирамиды Маслоу не является строгой классификацией человеческих потребностей. Иерархические уровни следует рассматривать как более и менее значимые для человека.
Физиологические базовые потребности актуальны для большинства людей, но для кого-то высшие потребности будут намного важнее. Порядок потребностей зависит от внешних обстоятельств и индивидуальных особенностей человека и может быть гибким. Иногда потребность в самовыражении затмевает даже элементарные базовые нужды. А потребность в стабильности безопасности и комфорте является «вершиной» мотивации.
В заключение приведу ряд рекомендаций от коучей по личностному росту. Чтобы достичь пика Маслоу и наиболее полно реализовать свой личностный потенциал, человеку можно посоветовать:
1. Жить в переживаниях и любопытстве, похожими на те, в которых вы жили в детстве.
2. Вместо поиска безопасного пробовать новое.
3. Прислушиваться к себе в принятии важных решений, не нужно слепо идти за большинством.
4. Быть собой всегда, в любой ситуации.
5. Быть готовым к непризнанности обществом.
6. Усердно трудиться.
7. Уметь брать ответственность на себя.
Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».