Что находится на курильских островах
Как живут на российских Курилах, о которых мечтает Япония (38 ФОТО)
Для увлеченных путешественников Курилы всегда были заветной мечтой, только вот добираться с каких-нибудь западных «окраин» слишком далеко и непомерно дорого. Если не живете постоянно в Сахалинской области, то будьте любезны отвалить как минимум вдвое больше за перелет из Южно-Сахалинска. По ценам на декабрь-2018, что предлагает Skyscanner, один билет туда-обратно до Кунашира – без малого 30 тысяч, до Итурупа – 33 тысячи с лишним. Лететь-то при этом всего ничего – 1:10 – 1:20 в один конец.
Неудивительно, что большинство выбирают паром, который хоть и идет гораздо дольше (почти сутки), но все-таки намного более приемлем по цене.
Впрочем, погода в регионе, особенно осенью и зимой, может задержать и воздушные, и морские рейсы на много часов и даже дней. Так что при обычном рабочем графике не факт, что отпуска хватит, ведь одну неделю можно запросто потратить в ожидании.
Пока, правда, кроме экстремалов (само собой, небедных), потока туристов нет и быть не может: мало того что дорого, так еще и нет условий для свободного передвижения по островам. Наземный транспорт практически не развит, дороги только недавно начали местами укатывать в асфальт.
И даже если у вас есть «неубиваемый» японский внедорожник, пусть и старый (на таких ездят практически все местные), придется поучаствовать в не самом веселом квесте «найди бензин». Сети заправок здесь попросту нет, жители покупают топливо у военных или предприятий на гособеспечении. Проще говоря, платят за ворованное.
В ноябре 2017 года в Южно-Курильске открылась лишь вторая по счету АЗС
Как известно, Южные Курилы мечтает заполучить Япония, которая вот уже 70 лет не соглашается из-за этого на официальный мир с Россией. Не поддерживая напрямую ни одну из сторон, иностранные СМИ все-таки намекают, что Россия ведет себя по принципу «сам не гам и другому не дам». То есть регион, который мог бы стать «жемчужиной», остается, по сути, «задворком», где немногочисленное население еле сводит концы с концами.
Anews предлагает взглянуть на три спорных острова глазами жителей, а также репортеров и путешественников, которым довелось там побывать в последние годы.
Власти рекламируют регион лозунгом: «Острова, на которых хочется жить!»
Итуруп: «адский трэш и безнадега»
Крупнейший и самый дальний от Японии остров, на который она претендует, населяют 6,5 тысячи человек. Местный административный центр Курильск – это единственный город, помимо него есть еще горстка жилых сел, а также россыпь пустых поселков, где число жителей постепенно сокращалось, пока совсем не исчезло в 1990-е.
Впрочем, с «живыми» селами ситуация тоже не очень. Например, Горное, построенное в 80-е как военный городок, наполовину опустело и было разграблено в начале 90-х, а в 1994-м сильно пострадало от землетрясения. Люди там живут до сих пор, но на фото это место выглядит как город-призрак.
Таким его запечатлел в 2010-м блогер ДимПалыч, который жил в Горном в детстве
ДимПалыч / LiveJournal» data-label=»https://ovsiasha.livejournal.com/7610.html ДимПалыч / LiveJournal» data-width=»600″ data-height=»450″ data-cke-saved-src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/287072032.jpg» src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/287072032.jpg» data-width=»600″ data-height=»450″ />
Спустя пять лет, в декабре 2015-го, в Горном побывал известный фотограф Олег Климов, который наделал черно-белых снимков еще более «апокалиптического» настроения. Его репортаж опубликовала Meduza*.
Только летом 2018-го Горное с населением в 700 человек, давно списанное с баланса Минобороны, перешло в муниципальную собственность. Однако село уже фактически не подлежит восстановлению – настолько все разрушилось и одряхлело. Так что власти решили в течение трех лет переселить всех в новые дома, которые построят возле другого, более благополучного поселка.
Один из типичных домов Горного в 2018 году
Остальные населенные пункты Итурупа администрация считает благоустроенными. Но репортеры не соглашаются, называют Курилы и, в частности, Итуруп – «бедным и крайне изолированным регионом», а Курильск – «мрачным и даже зловещего вида поселком».
Хотя, многое, конечно, зависит от ракурса, сезона и погоды – если взглянуть на такое вот яркое и солнечное фото, то гнетущего впечатления не будет.
Другое дело – будничные реалии, которые от погоды не меняются: старые блочные дома барачного типа, грунтовые дороги, на которых летом жуткая пыль, а осенью непролазная грязь, отсутствие инфраструктуры и дикие цены на продукты при скромных зарплатах.
Согласно федеральной программе развития Курил на 2016-2025 годы, в бюджете заложено более 70 млрд рублей, чтобы поднять транспорт, инфраструктуру и повысить уровень жизни. Но жители существенного прогресса не наблюдают, хотя, по их мнению, на эти деньги можно было уже новый город построить.
В 2017 году фотограф и блогер Сергей Анашкевич показал свой фотоотчет о жизни в Курильске. В этом городе живет четверть всего населения острова, здесь сконцентрирована вся деловая жизнь, и это самый благоустроенный и приличный населенный пункт, отмечает он.
Сергей Анашкевич / LiveJournal» data-label=»Сергей Анашкевич / LiveJournal» data-width=»900″ data-height=»600″ data-cke-saved-src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/374100283.jpg» src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/374100283.jpg» data-width=»900″ data-height=»600″ />
Вот где действительно «адский трэш и безнадега», так это в обычных жилых дворах, продолжает он. Какие-то дряхлые руины деревянных домов, которые никто не убирает, брошенные сгнившие машины, сараи самого унылого вида, там и сям брошенное жилье.
Итуруп богат ресурсами: от уникального месторождения очень редкого и дорогого металла рения на вулкане Кудрявый до ценной рыбы и морепродуктов. На этом острове внедрены самые передовые технологии по добыче, переработке рыбы и рыборазведению. Но, как признаются журналистам местные жители, здесь процветает браконьерство, поскольку фактически только так можно обеспечить себе более-менее достойный доход.
Кстати, красная икра местного производства в здешних магазинах стоит как в Москве – от 2000 рублей за кг. Рыба и вовсе может стоить в полтора раза дороже.
На заводе по переработке кеты в поселке Китовый под Курильском
Как написал на одном форуме житель Сахалина: «Рыбу, которую мы добываем и обрабатываем на острове, сначала отправляют на материк, а уже оттуда наши поставщики и покупают ее для островитян. Та же ситуация и с бензином, газом и т.д. Сначала все добытое на материк, а уже оттуда нам. Так что если хочешь рыбы, то ты идешь не в магазин, а на рынок, либо к знакомым, где и ценник намного ниже».
Шикотан «там царит диктатура»
На этот маленький остров южнее Итурупа «ехать нужно только «к кому-то» и «зачем-то», просто так, в никуда, не получится», пишет посетившая его в июне 2018-го журналистка с Сахалина Елена Герцен.
Все население Шикотана составляет 2,5 тысячи человек – это рыбаки, военные, бюджетники, и пенсионеры. Живут они в двух поселках на весь остров – Малокурильском и Крабозаводском. Старые и новые однотипные постройки по-современному выкрашены в веселенькие цвета, но на причале пассажиров встречает груда ржавого металлолома и ангар с крупной надписью «Слава партии».
Асфальтовых дорог на острове нет, так что летом жители глотают пыль, а в непогоду месят грязь.
Путешественник из Эстонии Максим Старостин, тоже посетивший этот «край земли», показал в своем блоге на Туристере, как выглядит главная улица Малокурильского: «Сразу видно, что большинство зданий здесь построено еще в советское время. А асфальта, похоже, не было никогда».
Maksim Starostin / tourister.ru» data-width=»1024″ data-height=»680″ data-cke-saved-src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/863060086.jpg» src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/863060086.jpg» data-width=»1024″ data-height=»680″ />
Многомиллиардной федеральной программой поддержки Курил предусмотрено строительство нового жилья вместо старых трущобных бараков. Но, как сообщают СМИ Сахалинской области, никакого строительства не ведется, даже учитывая опасность нахождения аварийных домов в сейсмической зоне.
Более того, местные чиновники, как оказалось, «по ошибке» даже не внесли эти дома в список аварийного жилья.
Как рассуждают на Курилах, «то, что здесь строит Москва – это политические действия». Например, отгрохали на Шикотане просторную красивую школу – но, по словам местных, не нужна была такая, ведь учеников всего 128.
Центр плохо себе представляет реальные нужды далекого региона, но командует программой и распоряжается, куда какие средства должны пойти. При этом все традиционно – деньги «осваиваются», а результат мизерный.
Здесь практически нет кафе, есть кинотеатр, куда особо некому ходить. Пытались сделать дискотеку, но тоже некому – молодежь в основном уезжает и не возвращается.
А для тех, кто остался, единственная услада – отпуск, когда можно съездить на Сахалин. Правда, планировать поездку нужно сильно заранее, потому что билеты на теплоход в сезон раскупаются на месяц-два вперед.
Maksim Starostin / tourister.ru» data-width=»1024″ data-height=»680″ data-cke-saved-src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/38332214.jpg» src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/38332214.jpg» data-width=»1024″ data-height=»680″ />
В 2011-м один из курильских журналистов сказал про Шикотан: «Там царит диктатура, там все определяет и решает хозяин рыбного предприятия. Причем в Малокурильске один хозяин, а в Крабозаводске – другой хозяин. Вот между ними и идет конкуренция». Так ли это до сих пор, неизвестно.
А про самих шикотанцев говорят, что они страшно горды тем, что живут именно там. Гордость или нет, но вот факт: когда власти предложили жильцам аварийных домов переселиться в новые на Кунашире, они отказались.
Кунашир: «цивилизация и прогресс»
А этот остров настолько близок к Японии, что ночью некоторым прямо из дома видны огни Хоккайдо. Упомянутый выше курильский журналист охарактеризовал Кунашир как «самый демократический, цивилизованный и прогрессивный». Причем это мнение 7-летней давности, а судя по самым свежим отзывам путешественников, изменения на Кунашире действительно заметны.
Фото с крыши его дома: через пролив – Япония
kunashir / pikabu.ru » data-width=»1200″ data-height=»800″ data-cke-saved-src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/359849766.jpg» src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/359849766.jpg» data-width=»1200″ data-height=»800″ />
Строительство новых сейсмоустойчивых домов
kunashir / pikabu.ru » data-width=»1200″ data-height=»900″ data-cke-saved-src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/159304505.jpg» src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/159304505.jpg» data-width=»1200″ data-height=»900″ />
Благоустройство территории (на фото: новенькая смотровая площадка с видом на бухту и вулкан Менделеева)
Kunashir сообщает, что «еще 5 лет назад на острове были исключительно грунтовые дороги отвратительного качества». Сегодня повсеместно укладывают асфальт.
Он, впрочем, добавляет, что на его памяти дороги на острове делают постоянно. «Причем один и тот же участок по несколько раз, и ремонтируют не потому, что этот участок пришел в негодность, а потому что нужно осваивать бюджет». Как будто бывает по-другому.
Сравните: одна из улиц Южно-Курильска, 2006 год
2018 год: облагороженные придомовые территории
Хотя дикий, но притягательный колорит запустения в стиле «Сталкера» тоже присутствует
На Кунашире (и в целом на Южных Курилах) в ближайшее время обещают стабильный скоростной интернет – «оптика» по дну Охотского моря уже проложена, осталось завершить установку наземного оборудования.
Ну а что касается магазинов, то, как обычно на островах, цены на продукты как минимум вдвое выше «материковых».
хлеб Бородинский (мини-кирпич) – 75 р
десяток яиц – 120 р
салями Микоян – 1400 р / кг
нерка хол. копчения – 1500 р /кг (причем добывается здесь же)
Сергей Анашкевич / LiveJournal » data-width=»900″ data-height=»600″ data-cke-saved-src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/786759419.jpg» src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/786759419.jpg» data-width=»900″ data-height=»600″ />
А вот одежду и прочие промтовары проще заказать по интернету и через несколько месяцев дождаться доставки, чем найти что-то нужное и приличное на месте.
Япония: Раусу
Напоследок – несколько кадров из поселка Раусу на Хоккайдо – того самого, чьи ночные огни мигают жителям Кунашира.
Вид на бухту Раусу; на горизонте – очертания Кунашира
Рыбацкие постройки на пляже
Dmitry Gudkov / ourlifeunfolded.com » data-width=»1024″ data-height=»682″ data-cke-saved-src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/633294045.jpg» src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/633294045.jpg» data-width=»1024″ data-height=»682″ />
В местном кафе мордобоев не бывает. 83-летняя хозяйка сама заваривает чай и обслуживает посетителей. Все столики бывают заняты местными стариками. По словам автора фото, англоязычного туриста, все очень дружелюбны и общительны.
Все в Инстаграме нахваливают еду в Раусу. Основной рацион, конечно, морской.
А это цены на крабов – от 5 до 9 тысяч иен (по-нашему от 3,8 до 5 тысяч рублей).
Только посмотрите на эти изумительные дороги
На Курилах свои потрясающие ландшафты, грандиозная природа, от от которой захватывает дух. В этом смысле нечего и сравнивать. Но остается сожаление, что в России, в отличие от Японии, не спешат создать возможности, чтобы как можно больше людей приезжали любоваться ими.
* Медуза признана судом России иноагентом
Курильские острова
Курильский архипелаг — цепь из 56 больших и малых островов вулканического происхождения. Они входят в состав Сахалинской области и тянутся с севера на юг от Камчатки до берегов японского острова Хоккайдо. Самые крупные из них — Итуруп, Парамушир, Кунашир и Уруп, обитаемы только — Парамушир, Итуруп, Кунашир и Шикотан, а кроме них — множество мелких островков и скал, которые протянулись на 1200 км.
Курильские острова интересны, прежде всего, своей природой. Вулканы (многие из которых действующие), фумарольные поля, разноцветные скалы, озера, термальные источники, разнообразные ландшафты и национальные парки — настоящий рай для фотографов и прочих любителей красивых видов. Добавьте к этому обилие рыбы и морских деликатесов от креветок и краба до редких моллюсков и морского ежа.
На Итурупе и Кунашире действуют современные аэропорты, отремонтированы причальные стенки, запущена сеть 4G.
Туры по Приморскому краю от принимающего туроператора
Зимняя сказка на Итурупе. Вулканы, кипящие реки, фумарольные поля, океан
Зимний калейдоскоп. Рыбалка подлёдная, снегоступы и зимние прогулки.
Активная зима на Сахалине. Посещение «Горного воздуха», снегоходы и снегоступы, рыбалка и полеты в аэротрубе.
Круизы на Дальнем Востоке России
Гарантированные круизы летом
01 июня — 13 июня 2022 Камчатка, Курильские и Командорские острова
14 июня — 25 июля 2022 Охотское море и Шантарские острова
08 августа — 22 августа 2022 Белые медведи острова Врангеля
08 августа — 03 сентября 2022 Легендарный Северный морской путь
09 июня — 21 июня 2023 Дальний Восток класса люкс
9 ярких маршрутов на выбор для новичков и опытных туристов.
Скидки за раннее бронирование до 31 октября!
Скоро появятся недорогие авиабилеты из Москвы.
заявку и мы вас сразу же оповестим о продаже!
Групповой тур «Лед и пламя», 02.01.2022, 8 дн. 119 000 руб.
Групповой тур «Сахалин.Островная зима», февраль-март 2022, 8 дн. 118 600 руб.
Горнолыжные туры, заезды январь-март 2022, 8 дн. 55 000 руб
Как добраться
На Парамушир (Северные Курилы) добираются из Петропавловска-Камчатского на теплоходе или на вертолете. На более популярные среди туристов Южно-Курильские острова попадают с Сахалина — на самолете из Южно-Сахалинска или на пароме из Корсакова. Так как Курильские острова расположены на границе Тихого океана и Охотского моря, транспортное сообщение здесь сильно зависит от погодных условия, поэтому желательно иметь несколько дней в запасе, на случай задержки рейсов.
Рейсы из Южно-Сахалинска в Южно-Курильск на острове Кунашир и в Курильск на острове Итуруп выполняет авиакомпания «Аврора». По графику самолеты отправляются каждый день, но в реальности зависят от погоды. Времени в пути — 1 час 30 минут в одну сторону, стоимость билетов — около 12 000 RUB туда и обратно. Имейте в виду, что билеты стоит приобретать заранее, так как иногда они бывают раскуплены на несколько месяцев вперед. Цены на странице указаны на март 2021 г.
Из Петропавловска-Камчатского в Северо-Курильск на Парамушире регулярные рейсы вертолётом Ми-8 осуществляет компания «Витязь-Аэро», цена билета около 8 400 RUB туда и обратно, дорога в одну сторону займет чуть более полутора часов.
Паром «Игорь Фархутдинов» из порта Корсакова отправляется пару раз в неделю на острова Кунашир, Шикотан и Итупур (это один и тот же маршрут с несколькими остановками) и возвращается обратно. Стоимость билетов от 3 600 RUB в одну сторону.
Из порта Петропавловска-Камчатского в Северо-Курильский порт раз в неделю ходит паром «Гипанис», стоимость билетов начинается от 4 100 RUB в одну сторону.
Купить билет можно на сайте, расписание и маршрут может меняться в связи с погодными условиями. Оба парома идут до пункта назначения около 20 часов, условия там вполне достойные: четырех- и двухместные каюты, а также каюты-люкс с удобствами в номере, на борту есть недорогой ресторан и бар (там цены уже повыше), а также небольшая библиотека.
Получение разрешения на въезд
Отели Курильских островов
На Курильских островах есть несколько небольших отелей, общий гостиничный фонд составляет около 100 номеров, крупных отелей нет, а все здания малоэтажные из-за высокой сейсмичности региона. Средняя стоимость проживания — около 3000 RUB в сутки за номер на двоих.
Кухня и рестораны
Кафе и ресторанов на курильских островах немного, все они расположены в городах и обычно при отелях. Лучшим считается ресторан в Доме Русско-Японской дружбе в Южно-Курильске, где часто останавливаются японские туристы.
Также в городах и поселках есть небольшие кафе и магазинчики, где можно купить вкусные снеки из морепродуктов: кальмаров, осьминогов и пр. Цены на все, кроме рыбы и морепродуктов, примерно на 20-30 % выше, чем на материке.
Развлечения и достопримечательности
Главная достопримечательность Курильского архипелага — это его удивительная природа. Это горная цепь, которая поднимается из глубин океан и показывает лишь свои вершины. На Курильских островах расположено около 40 действующих и множество потухших вулканов, самый высокий из действующих вулканов — Алаид на острове Атласова в 30 км от острова Парамушир на Северных Курилах. Его высота 2339 м и своими очертаниями и правильной формой конуса он напоминает японский вулкан Фудзи.
Остров-вулкан Чиринкотан из-за скалистого берега почти недоступен, причалить к нему можно только на лодке в одном-единственном месте — у самой высокой скалы. Вулкан постоянно дымится, а сам остров примечателен тем, что здесь собираются сотни птиц на птичьи базары.
В северной части острова Итуруп можно увидеть Белые скалы — хребты пористой структуры вулканического происхождения тянутся на 28 км и изрезаны живописными каньонами. Побережье у скал покрыто белым кварцевым и черным титаномагнетитовым песком.
Озера и термальные источники
Славятся красотой и озера Курильских островов. Особенно живописно горное озеро Осен на острове Онекотан. Оно округлой формы, берега обрамлены отвесными 600—700-метровыми скалами. На острове Кунашир есть кипящее озеро Понто. Вода здесь бурлит, клокочет, около берегов со свистом вырываются струи газа и пара.
На склонах вулкана Баранский расположены уникальные термальные источники и водоемы, а на скалистом плато находится целая геотермальная станция, вырабатывающая электроэнергию. Здесь есть гейзеры, озера, серные ручьи и бассейны с кипящей грязью. Самое известное горячее озеро — «Изумрудное Око», температура которого достигает 90 градусов. Из него вытекает река Кипящая с горячей и кислой водой, которая в одном месте обрывается и падает с 8-метровой высоты горячим водопадом.
Вода в море вокруг островов кристально чистая, а дно покрыто растительностью, где живут рыбы и другие морские обитатели. Дайверам здесь будет интересно: помимо морской живности, на дне можно увидеть затонувшие японские корабли и другую военную технику.
Национальные парки
На территории Курильского архипелага два национальных парка. Заказник «Малые Курилы» расположен сразу на нескольких островах, большей частью — на Шикотане, а также к нему относится часть акватории Тихого океана. Заказник был учрежден в 1982 г. для сохранения популяции редких птиц и животных, преимущественно морских. Здесь живут тюлени, северные морские котики, серые дельфины, горбатые киты и другие животные.
Заказник «Островной» находится на острове Итуруп. Здесь интересны очень красивые леса, в которых много грибов и ягод, заросли бамбука и большие озера. Здесь растет уникальный сахалинский шампиньон, а в одном из озер водится лосось.
Курилы. Взгляд со стороны
Туристическая программа по островам Итуруп и Кунашир
Хотя сами постоянно проживаем на Дальнем Востоке, до этого на Курилах нам бывать не довелось. Рассмотрев варианты, предлагаемые различными туристическими агентствами, остановились на компании «Амист-Тур», которая позиционирует себя как крупнейший туроператор Сахалинской области.
Сразу скажу, что восьмидневный тур по Курилам, даже без учёта транспортных расходов, является удовольствием не дешевым. За эти же деньги можно было бы купить пару путёвок в Египет, Турцию, во Вьетнам или на юг Китая, отдохнуть вчетвером две недели в Крыму или на побережье Краснодарского края.
Тем не менее туристическое направление на Курильские острова пользуются определённой популярностью. Численность нашей группы составляла 21 человек. Люди были в основном из центральной части страны, и многие до посещения Сахалина и Курил объездили полмира.
Местом сбора туристической группы стал областной центр Южно-Сахалинск, откуда мы направились на остров Итуруп.
Остров Итуруп является самым большим островом Курильской гряды. Он вытянулся с юго-запада на северо-восток почти на 200 км, ширина его от 7 до 27 км. Площадь около 3174 км². Находится Итуруп на юге Большой Курильской гряды.
Перелёт на турбовинтовом авиалайнере Bombardier Dash 8 Q400, принадлежащем авиакомпании «Аврора», до аэропорта «Ясный», расположенного неподалёку от города Курильск, занял немногим более часа.
Итуруп
Несмотря на то, что Итуруп встретил нас ненастной погодой, сразу после заселения в гостиницу и плотного обеда мы посетили местный краеведческий музей и отправились на экскурсию по окрестностям вулкана Баранского.
За тысячелетия существования вулкана, который возник еще до ледникового периода, на его склонах образовались несколько кратеров. Поэтому сейчас вулкан Баранского больше похож на горный массив, чем на привычный вулкан с классическим конусом. Несмотря на солидный возраст вулкана, он является действующим (последнее извержение в 1951 году), и в его окрестностях наблюдается сильная фумарольная и термальная активность.
Время в пути по грунтовой дороге на внедорожнике до вулкана занимает приблизительно полчаса. Дорога – сама по себе мини-экскурсия по острову Итуруп. Двигаясь по ней, вы проезжаете мосты через реки, по которым идёт на нерест лосось, и преодолеваете перевал, где на высоте около 400 метров оборудована смотровая площадка.
После череды крутых спусков и подъемов, машина выезжает на открытый участок, где расположено фумарольное поле и останки аварийной ГЕО ТЭС «Океанская».
На территории, прилегающей к заброшенной ГЕО ТЭС, есть небольшой рукотворный резервуар, куда подходят две трубы, одна – из горячего ручья, другая – из холодного. Убирая то одну, то другую воду, можно регулировать температуру до комфортной вам и посидеть там, словно в ванной.
Следующим пунктом экскурсии было посещение «Кипящей речки» и озёр с бирюзовой водой. О купании речь не идёт, температура кислой воды такова, что в ней можно сварить куриное яйцо. Вокруг всё насыщено испарениями серы.
Спускаясь вниз, вода постепенно остывает и разбавляется пресными ручьями. Когда речка подходит к расположенному ниже по течению курортному комплексу, температура воды в ней 40–45 °С. Из центрального бассейна, расположенного природным водопадом высотой около 4 метров, открывается живописный вид на горы.
К сожалению, в полной мере полюбоваться видами мешали холодный проливной дождь и сильный ветер. Однако это не стало помехой купанию в бассейнах на открытом воздухе. Каждый имел возможность выбрать себе купальню с наиболее подходящей температурой воды (чем выше, тем горячей).
Вернувшись назад, мы выехали на побережье Охотского моря, где состоялся перекус бутербродами с красной икрой, копченой неркой, горбушей и палтусом.
Несколько человек из группы окунулись в море. Но температура воды, составлявшая всего +14 °С, длительному купанию не способствовала.
После сытного и очень вкусного обеда в кафе, расположенном неподалёку от гостиницы, мы отправились на лавовое плато Янкито, образовавшееся после извержения вулкана Богдан Хмельницкий. Этот вулкан считается действующим, его последнее извержение произошло в 1860 году.
Протяженное лавовое поле образовалось на границе суши и воды. Соприкасаясь с водой, лава застывала, формируя неземной пейзаж.
Погода ухудшилась, сильный ветер и штормящее море не позволяли спуститься к урезу воды. Зато можно было наблюдать, как солёные брызги огромных волн с грохотом разбивались о прибрежные скалы, взлетая высоко вверх.
Вечером мы посетили водно-оздоровительный комплекс термальных вод «Ванночки», находящийся в двух километрах южнее Курильска на берегу Курильского залива.
Скважина с термальной водой глубиной 440 м пробурена в 1986 году. В 2009 году на побережье в окрестностях скважины (температура воды +46 °С) был возведён водно-оздоровительный комплекс с зоной отдыха.
На третий день на джипах нас повезли на смотровую площадку в бухте Консервной, где раньше находился японский поселок и завод по производству консервов. Здесь ещё сохранились японские печи по производству консервной продукции, фундаменты домов и завода.
Далее мы двинулись вдоль побережья Охотского моря к Белым скалам.
Эти уникальные вулканические образования, протянувшиеся на 28 км, состоящие из пористого вулканического стекла или пемзы в обрамлении изумрудной зелени, образуют причудливые гребенчатые хребты, изрезанные каньонами. По пути мы наблюдали, как орланы ловили горбушу в море недалеко от берега.
Не менее впечатляющим зрелищем является совершенно пустынный песчаный пляж. Песок прибрежной полосы смешанный: белый кварцевый и чёрный титаномагнетитовый. Содержание железа в чёрном песке велико, и он притягивается магнитом.
Здесь же на пляже принимающая сторона организовала впечатляющее застолье со свежесваренной ухой, морепродуктами и настойкой на ягоде «клоповке».
Вечером нас ждал водно-оздоровительный комплекс «Жаркие воды» с купальнями, наполненными лечебной горячей водой, содержащей кремниевую кислоту, азот, сероводород и свободную серу.
На этом туристическая программа на острове Итуруп закончилась.
Крайний день нахождения на острове Итуруп в основном был занят ожиданием посадки на теплоход «Игорь Фархутдинов».
В связи с тем, что отправление теплохода по непонятной причине было отложено на несколько часов, туристическая группа, доставленная до морского вокзала, с 10:00 до 14:00 болталась по его окрестностям. Этого напрасно потраченного времени откровенно жаль.
Перед посадкой на теплоход каждый пассажир заплатил 130 рублей, чтобы, набившись в ржавый ПАЗик, проехать 300 метров по пирсу до посадочного трапа.
Справедливости ради надо сказать, что на теплоходе сносно кормили, а двух и четырёхместные каюты оказались достаточно комфортабельными. Море было спокойным, и возможного дискомфорта, вызванного качкой, нам удалось избежать.
До темноты теплоход шел вдоль побережья Итурупа, и пассажиры имели возможность наблюдать живописные виды вулканов и изумительной красоты закат. В пути мы провели 19 часов.
Причал Южно-Курильска встретил нас зловонием.
Судя по всему, незадолго до прибытия теплохода «Игорь Фархутдинов» с этого причала грузили рыбу, и набежавшую с неё воду никто не удосужился смыть. Сойдя с трапа, пассажиры были вынуждены скакать по вонючим лужам. В итоге пострадало не только наше обоняние, но и обувь.
Кунашир
Вскоре, забросив вещи в номера гостиницы, накормленные не слишком сытным и вкусным завтраком, мы выдвинулись на автотранспорте в сторону вулкана Менделеева.
Этот действующий вулкан находится в южной части острова Кунашир. Его высота – 886 м. Конус вулкана окружен обширной кальдерой, которая образовалась в результате разрушения конуса более древнего вулкана.
Парогазовые выбросы и усиление фумарольной активности имели место в 1901, 1946, 1977 годах.
Последнее извержение – в начале XIX века. На склонах вулкана располагается много фумарол и горячих источников, поверхность склонов покрыта хвойно-широколиственными лесами с густым подлеском из бамбучника и кедрового стланика.
В прошлом в окрестностях вулкана Менделеева находилось японское предприятие по добыче серы, и часть пути к фумарольному полю пролегала по старой дороге, проложенной японцами.
Протяженность пешего маршрута составила около 5 км в одну сторону. Поднимаясь на вулкан, нам несколько раз пришлось форсировать ручьи и заболоченные участки местности.
Большая часть пути проходила по узкой тропе, круто поднимающейся вверх через густые заросли бамбучника, который местами был выше человеческого роста. Это, в свою очередь, потребовало хорошей физической формы. Состав группы был разнородным, и некоторым туристам, в силу возраста и лишнего веса, прогулка далась тяжело.
Исходя из собственных впечатлений, могу сказать, что все Курильские вулканы разные и не похожи друг на друга. Сольфатарное поле очень красиво, здесь находятся горячие геотермальные источники и сольфатары, через которые происходит выброс газов и паров серы, разогретых до температуры более 100 °С.
Во избежание несчастных случаев при нахождении на сольфатарном поле требуется соблюдать меры безопасности: передвигаться по безопасным тропам, не приближаться к сольфатарам и трещинам, из которых происходит выделение пара и газов.
По распадкам ниже сольфатарного поля текут горячие ручью с целебной водой. В кустах были обнаружены лопаты, которыми в песчаном русле ручья мы быстро вырыли себе комфортные ванны.
После перекуса чаем и бутербродами с сырокопчёной колбасой и красной рыбой неспешный спуск с вулкана занял приблизительно 1,5 часа. На обратном пути на тропе были обнаружены следы медведя, но с самим зверем мы, к счастью, разминулись.
На следующий день по «экологической тропе» тургруппа двинулась в сторону побережья Кунаширского пролива, откуда прекрасно виден японский остров Хоккайдо. По пути мы имели возможность насладиться экзотическим растительным миром Кунашира, на котором смешались представители флоры севера и субтропиков.
Где ещё можно увидеть произрастающие рядом магнолию, каменную берёзу, аянскую ель, бархатное дерево, лиственницу, обвитую виноградной лозой?
Спуск по идущей вниз тропе занял приблизительно 45 минут, и мы вышли к термальным «Столовским источникам». Желающие поплескались в тёплой воде, и после отдыха группа направилась через заросли бамбучника к мысу Столбчатый.
Мыс Столбчатый находится на западном побережье острова Кунашир. Он образован наслоениями базальтовых лав вулкана Менделеева с ярко выраженной столбчатой структурой в виде пяти- и шестигранных колонн диаметром 200–400 мм. Из-за эрозии базальтовый массив вулканических пород постепенно разрушается, в результате чего мыс представляет собой живописные отвесные скалы высотой до 50 м, входящие в Кунаширский пролив несколькими выступами. Постепенно скалы разрушаются, образуя у подножий осыпи из каменных столбов.
Переход по побережью занял несколько часов. При этом нам несколько раз пришлось преодолевать крутые подъёмы, форсировать мелководные морские лагуны и карабкаться вдоль отвесных скал, нависших над морем.
Хотя физически для многих это было не просто, сложности прогулки с лихвой компенсировались красотой окружавшей нас природы и положительными эмоциями.
Слабо подготовленные туристы часть маршрута прошли по обходной, относительно простой тропе, но они при этом были лишены многих впечатлений.
В этот день островной климат Кунашира проявил себя в полной мере. В течение дня погода несколько раз менялась. Обед и ужин проходили под проливным дождём, сопровождаемым сильным ветром.
На ужин была уха из горбуши, гребешок и креветки. Согреться помогли 50 г коньяка. Добравшись до гостиничного номера, мы приняли душ и почти сразу уснули.
В предпоследний день пребывания на Кунашире мы полюбовались одной из местных достопримечательностей острова – скалой Чёртов палец.
Одиночная скала, представляющая собой древний выход лавы, прорвавшейся через мягкую породу, торчит из воды в 10 м от берега. Высота этого чуда природы приблизительно 16–18 м. В этом месте на берегу лежит толстый слой водорослей, выброшенных прибоем.
Посетив ещё одну смотровую площадку, с которой видна береговая черта и южная оконечность острова, наша группа совершила пеший 6-километровый переход к кальдере вулкана Головина. Некоторых слабо подготовленных в физическом отношении членов группы повезли на японских внедорожниках, но, несмотря на близость к исторической родине, машины не всегда справлялись с местной грязью.
Вулкан Головина первоначально возник на дне моря и является очень старым. В ходе неоднократных извержений произошло опорожнение магматического очага и обрушение. В результате этого на месте вулканической горы образовалась обширная котловина. Она заполнилась водами озера. Диаметр основания конуса вулкана – более 10 км, диаметр кальдеры – 4 км. Самая высокая точка вулкана – гора Головнина (547 м).
На дне кальдеры расположены четыре небольших вулканических купола и два взрывных кратера, в одном из которых озеро Кипящее, в северо-восточной части кальдеры – озеро Горячее.
Озеро Кипящее появилось около 1 тыс. лет назад и занимает кратер, образовавшийся после взрыва, диаметр которого – 235 м, а глубина – более 20 м. На дне озера многометровый слой ила и вулканических отложений. Вода озера Кипящего нагревается вулканическими газами, также периодически происходят залповые выбросы горячей воды. Купаться в нём смертельно опасно. Вода, насыщенная вулканическими газами, не держит человека на плаву, и в озере неоднократно гибли люди.
Вокруг озера можно увидеть кипящие ключи, грязевые котлы и сольфатары, выбрасывающие струи пара и серного газа. Воды озера имеют температуру около 33 °С, а газ в местах выхода из сольфатар нагрет до температуры более 100 °С. Кроме термальных источников, в озере периодически возникают выбросы жидкой, но быстро застывающей серы.
Несмотря на название, повышенную температуру имеет только одна – южная часть озера, где находятся донные термальные источники, также вода озера Горячего подогревается по каналу из Кипящего.
Озеро Горячее занимает значительную часть дна кальдеры, его площадь – около 4,5 км². Глубина озера составляет в основном 20–30 м, на дне имеются две воронки – до 67 м. Это самое глубокое озеро на Кунашире. Из западного конца озера вытекает речка Озёрная, которая по склонам вулкана стекает в Кунаширский пролив Охотского моря.
Утром следующего дня, позавтракав в столовой при гостинице, мы посетили краеведческий музей острова Кунашир, и ближе к вечеру всё на том же авиалайнере Bombardier Dash 8 Q400 из аэропорта Менделеево вылетели в Южно-Сахалинск.
Впечатления от посещения островов Итуруп и Кунашир
Сразу скажу, что поездка на Курилы привлечёт тех, кто ради незабываемых впечатлений готов терпеть определённые неудобства.
Если вы попали сюда, будьте готовы к капризам погоды.
Главными плюсами, безусловно, являются во многом нетронутая экзотическая природа, вулканы, безлюдные пляжи, красная рыба и морепродукты.
В то же время стоит понимать, что температура морской воды не оптимальна для купания, погода – переменчива и капризна. Для продолжительных пеших прогулок крайне желательно иметь хорошую физическую форму, соответствующую обувь и одежду.
Во время экскурсий следует соблюдать меры безопасности. На вулканах нельзя приближаться к кипящим источникам и местам выхода раскаленного газа. Также не исключена встреча с медведем.
Отдельного упоминания заслуживает растение Сумах восточный (Токсикодендрон восточный), известный также как Ипритка.
Что касается туристического сервиса, то он, конечно, очень далёк от совершенства. В силу субъективных и объективных причин заявленная программа на Итурупе не была выполнена. Так как на Итурупе и Кунашире приёмом групп занимались разные люди, то и уровень организации был не одинаков.
Номера в гостиницах «Итуруп» (г. Курильск) и «Айсберг» (г. Южно-Курильск») оказались вполне пристойными. Но при том, что по Итурупу мы передвигались в основном на джипах, кормили нас там гораздо лучше и питательней, чем на Кунашире, где преобладали достаточно длительные пешие походы. Откровенно говоря, большую часть из того, что нам предлагали на завтрак и ужин в столовой гостиницы «Айсберг», дома я бы есть не стал.
Много вопросов вызвала организация ужина на завершающей стадии похода к мысу Столбчатый. Понятно, что погода на островах непредсказуема, но ужин под проливным дождём можно объяснить только разгильдяйством принимающей стороны. Группа, добравшись пешком в дачный посёлок, где её ждал автотранспорт, была вынуждена принимать пищу под потоками воды с неба, дополненными холодным ветром.
Понятно, что в таких условиях удовольствие от поедания морепродуктов и красной рыбы было испорчено. С учётом того, что рядом проходила грунтовая дорога, здесь регулярно собираются туристические группы и проводятся ужины на берегу моря, поставить на этой поляне примитивный навес или натянуть тент можно было достаточно легко и быстро.
С полной уверенностью берусь утверждать, что на Итурупе уровень подготовки к приёму нашей туристической группы и сервис были гораздо выше. В то же время хочу отметить безупречную работу гидов, сопровождавших группу в походах по Кунаширу.
Курильск и Южно-Курильск
Помимо местных природных достопримечательностей, отдельного описания заслуживают города Курильск и Южно-Курильск, являющиеся крупнейшими населёнными пунктами островов Итуруп и Кунашир.
Население Курильска, по официальным данным, составляет немногим более 1 600 человек. Это один из самых малочисленных городов России. К молодёжному форуму «Итуруп», состоявшемуся в августе 2016 года, дороги в Курильске привели в порядок, а внешний вид старых щитовых домов облагородили, обшив металлосайдингом. Помимо ветхих «деревяшек», в Курильске имеются современные капитальные жилые дома. В связи с повышенной сейсмической опасностью здания высотой более трёх этажей не строятся.
Энергоснабжение Курильска осуществляется дизельной электростанцией, что, безусловно, сказывается на стоимости. В 2006 году в строй была введена Океанская геотермальная электростанция, построенная у подножия вулкана Баранского. Её проектная мощность составляла 2,5 МВт. В феврале 2013 года на станции произошла авария, и в 2016 году её восстановление признали не рациональным. По словам местных жителей, это случилось из-за того, что с самого начала использовалось некачественное оборудование, и надлежащим образом не была проработана проектная документация. На Итурупе этот проект иначе как «распил» и «афёра» не называют.
Сейчас Океанская геотермальная электростанция представляет собой нагромождение ржавых металлоконструкций, соединённых трубами, из которых с шипением валит пар.
На острове Кунашир имеется Менделеевская геотермальная электростанция мощностью 7,4 МВт, располагающаяся около вулкана Менделеева. Задачей этой станции является теплоснабжение и электроснабжение Южно-Курильска.
Хорошей асфальтированной дорогой Курильск соединен с аэропортом «Ясный», дальше асфальт заканчивается. В связи с этим основным средством передвижения по островным дорогам являются праворульные внедорожники японского производства.
Островитяне предпочитают автомобили повышенной проходимости с дизельными двигателями. В первую очередь это связано с тем, что дизтопливо достать легче. На нём работают дизель-генераторы, обеспечивающие населённые пункты электроэнергией, на «солярке» ходят рыболовные суда, имеется она и у военных.
В Курильске формально фунционирует автозаправочная станция. Стоимость литра дизельного топлива на ней составляет 80 рублей, 95-го бензина – 100 рублей. Впрочем, автомобильного топлива на заправке часто нет, и автомобилисты достают его сами. Те, у кого нет выходов на энергетиков, рыбаков и военных, вынуждены возить бензин и дизтопливо теплоходом с Сахалина, набив 200-литровыми бочками контейнеры.
Стоимость основных товаров в магазинах Курильска и Итурупа приблизительно на 30 % выше, чем в городах Хабаровского края, и примерно в два раза дороже, чем в европейской части России.
Основным источником доходов островитян является добыча и переработка рыбы и морепродуктов. Средняя месячная зарплата в путину, согласно информации, взятой с сайтов кадровых агентств, составляет 85 тыс. рублей, но может достигать и 200 тыс. рублей. Надо понимать, что рыбная путина длится не круглый год, помимо рыбаков, на островах живут и работают представители других профессий. В беседах с местными жителями удалось выяснить, что не редки зарплаты 40–45 тыс. рублей.
Островитяне искренне удивляются тому, что вместо поддержки местного населения власти стимулируют мигрантов со среднеазиатских республик. Наш водитель на Итурупе рассказывал, что уже несколько лет из-за нехватки финансирования протекает кровля на его доме. В то же время в Курильске вместо поддержки инфраструктуры строятся непонятные дорогостоящие арт-объекты и закрытые на замок общественные туалеты с подсветкой.
На Кунашире протяженность асфальтированных дорог, примыкающих к районному центру, выше. Это, по всей видимости, связано с тем, что население Южно-Курильска – более 7 600 человек.
Также как в районном центре на Итурупе, в Южно-Курильске новые дома соседствуют со старыми щитовыми.
Дома, которые не получилось обшить металлосайдингом, со стороны проезжей части задрапированы плакатами патриотического содержания. Таким образом, местная специфика накладывается на общероссийскую действительность.
Обратил внимание, что на Кунашире очень популярны компактные внедорожники Suzuki Jimny. Зачастую для повышения внедорожных свойств «Джимни» специально дорабатывают.
По количеству этих надёжных бензиновых джипиков японского производства Южно-Курильск, наверное, находится на первом месте в России. При относительно небольшом расходе топлива, этот автомобиль обладает очень высокой проходимостью. Но сама машина очень маленькая, в «Джимни» с достаточным комфортом могут разместиться лишь два взрослых человека.
Отдельная тема – это местные кошки. В дворовых территориях себя вольготно чувствуют аборигены кошачьего мира – курильские бобтейлы. Особенно много таких котиков в Южно-Курильске, что, по-видимому, связано с более мягкой зимой и лучшей кормёжкой.
Курильского бобтейла невозможно спутать с кошкой другой породы. Причины тому – короткий, словно купированный, хвост и нехарактерное для кошек телосложение. Не менее примечателен и характер бобтейла. Они в большинстве своём спокойные, мирные и дружелюбные по отношению к человеку. Ещё одной характерной особенностью этой маленькой рыси, является очень развитый охотничий инстинкт.
Согласно точке зрения большинства фелинологов, эта порода произошла от короткохвостых кошек, которые населяли архипелаг по меньшей мере с XVIII столетия. Их прародители, предположительно, были дикими и появились в результате скрещивания японских бобтейлов и сибирских кошек.
В центральной части России за Курильского бобтейла, рождённого в питомнике, просят 25–30 тысяч рублей. На Курилах вы можете стать счастливым хозяином такого котейки бесплатно.
В завершение поделюсь своими личными впечатлениями от посещения островов.
Курилы с их уникальной природой никого не оставляют равнодушным и сюда хочется возвращаться.
Море, уникальные ландшафты, вулканы, пышная растительность, обилие рыбы и особый менталитет местных жителей делают этот уголок нашей Родины особым.
К сожалению, удалённость и общая дороговизна очень сильно ограничивают число желающих приехать сюда на отдых. Наиболее бюджетным вариантом является самостоятельное посещение Курильских островов. Но для этого необходимо договариваться с людьми, имеющими местную прописку, о заказе пропуска для проезда в приграничную зону.
Аренда жилья в частном секторе обойдется намного дешевле проживания в гостинице. Кроме того, по договорённости с местными жителями можно составить собственную программу с речной и морской рыбалкой, выездом на катерах и автомобилях в интересующие места с индивидуальным осмотром достопримечательностей.
Не переплачивать туроператору, быть независимым в питании и передвижении по островам.