Что находится на дне реки невы

Экспедиция на дно Невы: что скрывает под собой синяя гладь акватории Петербурга

Водолазы внимательно изучают то, что прячется под толстым слоем ила. И уже обнаружено более ста интересных для историков объектов.

Фото, видео: ТАСС / Ковалев Петр; 5-tv.ru

Тайны прошлого отрылись водолазам, которые приступили в Петербурге к исследованию дна Невы. Гидролокаторы обнаружили под толстым слоем ила более ста объектов, среди которых могут быть даже барки петровских времен.

Сергей Хайдаров о первых открытиях.

«Это уже создано исходя из водолазного и аппаратного обследования. То есть нарисована достаточно точная картина того что мы видим на дне».

На эскизе наброски так называемой «барки». На этих деревянных судах в XVIII–XIX и XX веках перевозили товары по торговым путям. Предположительно точно такая же лежит под водой в самом центре Петербурга.

Уровень воды в Неве поднялся, ветер не самый сильный — это близко к идеальным условиям для водолазов. На глубине видимость два-три метра. Уже спустя пару минут исследователь подает сигнал — обнаружено деревянное судно, наполовину зарывшееся в грунт.

«Остались конструкции борта, шпангоуты, местами палуба… Такелажи отсутствуют», — поясняет водолаз-исследователь Алексей Дурус.

На данный момент исследовано 80 процентов дельты реки Невы. Обнаружены 150 гидроакустических аномалий. И далеко не факт, что все они представляют из себя культурную или историческую ценность. За долгие годы дно покрылось еще и мусорным слоем который может сбить исследователей с толку.

«Это может быть и шина от автомобиля, и старый холодильник и так далее. Из них объектов мы насчитали порядка 80-ти», — говорит водолаз-исследователь, исполнительный директор центра подводных исследований Сергей Фокин.

Самое сложное для исследователей даже не обнаружить объект, а распознать его. Как правило, сохранность оставляет желать лучшего. Когда судно было выпущено и для каких целей — подсказывают детали. К примеру, на этой барке нашли следы Великой Отечественной.

«Гранитная стенка в этом месте очень сильно повреждена осколками. Либо уже под водой, либо еще на поверхности она была подвержена бомбардировке. Крупный авиационный боеприпас нанес и ей ущерб существенный и стенке набережной», — рассказывает научный сотрудник института археологии РАН и центра подводного археологического наследия Айвар Степанов.

По словам специалистов, сейчас дно реки Невы больше напоминает своеобразное кладбище для судов. Корабли здесь тонули еще во времена Петра Первого Причины для этого были самые разные. От банальной ошибки экипажей из-за которой сталкивались корабли, до погодных условий. Лед покрывал толстым слоем поверхность реки чем сдавливал деревянные корпуса кораблей и тем самым их ломал.

Исследования Невы показали, что сейчас на дне лежат по меньшей мере семь-восемь различных типов судов. Их отдельные детали поднимут на поверхность для научного анализа, но сами корабли так и останутся под водой. Технически — поднять судно можно, но вот сохранить и сделать к примеру экспонатом, учитывая состояние, практически невозможно.

Источник

Подводные тайны. Что водолазы нашли на дне Невы?

С давних пор Нева остается зоной активного судоходства, а раз так, на дне этой реки лежит, вероятно, много затонувших кораблей. Но вот сколько именно и в каких точно местах, не скажет сегодня никто. Выяснить это и нанести такие находки на карту взялись сотрудники петербургского Центра подводных исследований Русского географического общества (ЦПИ РГО) вместе с историками. Первый этап экспедиционных работ, завершившихся нынче осенью, воодушевил их и обнадежил: пусть не за год-другой, но за несколько лет осуществить столь серьезный проект, пожалуй, удастся.

Что находится на дне реки невы

ФОТО Евгения СТЕПАНОВА/Интерпресс

Не сказать, что Балтика, разные участки которой обследуют опытные водолазы и гидроакустики ЦПИ РГО, выдала все свои тайны. Но объектов, представляющих историко-культурную ценность, петербуржцы обнаружили на ее дне (равно как в Черном, Белом морях и других акваториях) за последние годы немало и не прекращают эти работы поныне.

Причем они были уверены, что невское дно таких загадок не таит: уж здесь-то, полагали, подводная археология «прошлась» основательно, особенно в пределах города. Оказалось, однако, что это не так. Подобные изыскания, заверили историки, не проводились на Неве вообще никогда. Имеются в виду системные: в отдельных ее местах перед началом проектных работ и строительства объектов (скажем, при сооружении ЗСД) такие обследования, безусловно, велись. Иначе представители Главгосэкспертизы России просто не подписали бы проектные документы.

«Прошлым летом, возвращаясь из экспедиции, проходившей на реке Волхове, мы зашли на катере в Неву и решили включить многолучевой эхолот: прибор, рисующий по отраженным сигналам объемную картину рельефа дна, – рассказывает Сергей Фокин, исполнительный директор ЦПИ РГО. – Первые же промеры выявили немало объектов, представляющих научный интерес, а стало быть, такие исследования на Неве могут быть перспективны».

В самом деле, почему бы и нет, рассудили «подводники»: опыт погружений у них есть, снаряжение тоже. К тому же, используя специально созданный программный продукт, они не первый год составляют электронную базу данных затонувших кораблей (их описание, снимки, видеоматериалы и т. д.), соотносимую с картой. Но Нева в эту информационную систему, пространственные границы которой год от года расширяются, пока не входит, и это явное упущение.

Петербургские водолазы-исследователи отмечают на той карте скрытые под водой объекты, которые государство обязано брать под охрану. В таком информационном ресурсе нуждаются, конечно, чиновники из Минкульта РФ, но не только они. Система доступна также представителям других заинтересованных ведомств и служб, поясняет Сергей Фокин. Более того, она включает свежие данные по батиметрии (рельефу донных поверхностей рек и морей), а значит, может оказаться полезной судоводителям, навигационные карты которых создавались на основе давних, нередко устаревших измерений.

Так появился проект, к которому подключились Институт археологии РАН и Национальный центр подводных исследований (НЦПИ), некогда основавший в Петербурге вместе с РГО свое региональное подразделение. Первая из названных организаций ставит полевые задачи и ведет общее научное сопровождение экспедиции на Неве (делает это Айвар Степанов, научный сотрудник Центра подводного археологического наследия данного института). А вторая отвечает за камеральные, то есть лабораторные, изыскания и архивную проработку.

Обследовать дно Невы решили ближе к концу навигационного сезона после завершения экспедиционной программы в Финском заливе. Ведь судоходство на такой реке в разгар навигации – даже в нынешние ковидные времена – куда интенсивнее, чем на заливе. Да и потом, когда работаешь на открытой воде, приходится то и дело дожидаться подходящей погоды, пояснили специалисты, а на Неве совершать погружения можно и при сильном ветре. Нужно было только выбрать подходящие для этого участки реки, которая с точки зрения подводной археологии пока представляет собой сплошное белое пятно.

В ходе поисковых работ, которые на исходе лета ЦПИ РГО провел почти по всему руслу Невы в черте Петербурга, от устья до Володарского моста, приборы (гидролокатор бокового обзора и многолучевой эхолот) зафиксировали множество (более 150) гидроакустических аномалий. Большая их часть, судя по всему, это днища и корпуса судов разного типа (что открывает большие перспективы для изучения отечественного судостроения и транспортных перевозок на Северо-Западе России). Но только погрузившись на дно, можно было определить, что это: неровности донной поверхности, покрытые водорослями бревна, похожие на части надстройки судов, или и впрямь интересующие ученых объекты.

«Мы понимали, что на этом древнем водном торговом пути, связывающем европейские страны с российскими землями, нас ждет немало интересных открытий, – говорит Андрей Лукошков, научный руководитель НЦПИ, – но для начала следовало сузить район поисков. На старых петербургских картах помечены причалы и места погрузки-выгрузки заходивших в город речных судов. От этих сведений и решили отталкиваться. »

Получив разрешительный документ, минкультовский «открытый лист», позволяющий проводить такого рода исследования, и согласовав свои действия с разными организациями, петербуржцы приступили к водолазным работам. Они проходили с конца октября до начала ноября на небольших глубинах в трех местах на реке: в районе Университетской набережной (между Дворцовым и Благовещенским мостами), у набережной Макарова сразу за Биржевым мостом и недалеко от Эрмитажа.

«В Неве сильное течение, что осложняло работу водолазов, – продолжает Сергей Фокин, – зато прозрачность ее воды, позволяющая видеть предметы на расстоянии двух-трех метров, нас порадовала. Думали, придется работать на ощупь. Но что неприятно поразило, так это мусор, местами устилающий дно чуть ли не сплошным слоем. Чего там только нет: бутылки, кастрюли, обломки стульев, автомобильные покрышки. »

Учитывая течение, члены команды погружались не вдвоем, как в море, а поочередно. Один опускался на дно, используя легкое снаряжение открытого цикла, и вел съемку, а другой оставался на катере с сигнальным концом, готовый, если что, прийти на помощь. Вечером же, уводя оба своих катера, задействованных в работах, на стоянку (Северо-Западный поисково-спасательный отряд МЧС, спасибо, принял их на свою василеостровскую базу), водолазы-исследователи отправлялись по домам. В этом смысле проводить экспедицию, которую финансово поддержала одна из крупных компаний, было проще, чем обычно.

Опыт подсказывал, что получить множество ценных артефактов вот так, с ходу, вряд ли удастся. Но из восьми аномалий-объектов, больше всего напоминавших корпуса затонувших судов, пять таковыми и оказались. Так, недалеко от Меншиковского дворца водолазы обнаружили баржу, предположив, что ее потопила в Великую Отечественную войну вражеская авиация (на гранитном парапете набережной видны характерные щербины), и гильзу от снаряда на ее палубе.

В другом месте, обследуя грунт в акватории Большой Невы, они наткнулись на 12-метровое крестьянское палубное судно не вполне обычной конструкции с высокими, около полутора метров, бортами, судьба которого тоже покрыта мраком. Но, пожалуй, самая интересная находка ждала водолазов вблизи Эрмитажа. Там на дне их взорам предстал деревянный корпус судна с адмиралтейским якорем на борту (возможно, парусник XIX века), и для первичной идентификации они подняли оттуда глиняный горшок.

Рассуждать о типе и возрасте судна специалисты, однако, пока не решаются. Установить это позволят результаты радиоуглеродного анализа проб древесины, взятых водолазами, и такие лабораторные исследования начались. В то же время, чтобы пролить свет на катастрофы, которые привели к гибели найденных судов, придется заняться архивными изысканиями, погрузившись в «военно-морские» архивохранилища Петербурга.

Но одно уже ясно и теперь: готовясь к экспедиции, специалисты предполагали увидеть прежде всего многообразие типов судов, затонувших в Неве, и надежды эти оправдались. Так что первый ее этап оказался успешным, и в сезон-2021 такую работу хорошо бы продолжить. Сохраняя при этом общее направление археологических «раскопок»: от Финского залива, минуя центральную часть города, в сторону истока реки, резюмирует исполнительный директор ЦПИ РГО.

Какие участки Невы предстоит обследовать в следующую навигацию, говорить тоже рановато. Контуры экспедиции-2021, которая наверняка откроет в Неве новые сокровища, наметятся после подготовки отчета по нынешней. Хотя не исключено, что очередные подводные поиски пройдут в районе Петропавловской крепости, а также между Троицким и Литейным мостами.

Важнее другое: копить «невские» артефакты нет особого смысла, пока не решено, что с ними делать и где хранить эти историко-культурные ценности (Государственный музей истории Санкт-Петербурга, впрочем, уже выразил такую заинтересованность). А поднимать сами суда, лежащие под слоем ила и речного песка, рискуя их повредить, тем более преждевременно.

Музей подводной археологии в кронштадтском Петровском доке, быть может, когда-то появится, но в ближайшие годы реализовать этот давний крупный проект ЦПИ РГО, требующий значительных инвестиций, вряд ли получится. А это единственное место, где затонувшие (не только, кстати, в Неве) корабли могли бы найти приют.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 230 (6828) от 16.12.2020 под заголовком «Нева, как белое пятно».

Источник

Подводный Петербург. Что скрывает дно Невы?

О тайнах, которые хранят реки и каналы города, и тех, кто их исследует, – репортаж Натальи Бандуриной.

Все, что Нева забрала себе, то и хранит, укрывает толстым слоем ила. От непрошеных гостей защищается сильным течением, а поэтому ученым пришлось сильно потрудиться, чтобы сделать эти кадры. Уникальная находка – полуразрушенный деревянный остов корабля. Предположительно петровской эпохи. Точнее скажет радиоуглеродный анализ.

Скорее всего, барку раздавил лед. Частое явление для того времени. Погибали корабли во время наводнений или из-за навигационных ошибок – самое интересное, что никто и никогда не пытался исследовать акваторию большой Невы. А ведь именно здесь проходила трансконтинентальная магистраль великого волжского пути, знаменитый маршрут из варяг в греки. Для нас сейчас это красивый пейзаж. А раньше – мощный транспортный и торговый узел.

Работать в Неве, да и во всех городских реках и каналах, сложно. Во-первых сильное течение, воронки и водовороты. Во-вторых, плохая видимость. Водолазы иногда работают практически наощупь. А кроме археологических исследований, необходимо еще ремонтировать опоры мостов, обследовать набережные, прокладывать кабель.

Водолазы работали и на строительстве всех известных городских мостов, самым несчастливым из них считается Литейный.

Однажды во время строительства опора резко осела, и грунт вперемешку с водой рванул прямо в кессон, погибло 5 человек. Уже через год еще катастрофа – тогда кессон просто взорвался, жертв было уже больше 9 человек.

Рискуют они каждый раз, погружаясь в воду. Будь это 3 метра или 300 – неважно. Страховочный трос – или сигнальный конец – обязательно по технике безопасности, если связь выйдет из строя, условными сигналами можно сообщить об опасности.

Готовят водолазов здесь в морской школе ДОСААФ. За всю историю только две женщины были ее выпускниками первая легендарная Нина Соколова. Во время Блокады она наравне с мужчинами ныряла в ледяную воду Ладоги, прокладывала кабель по дну, чтобы в осажденном городе была связь и свет. Вторая – выпускница Анна Григораш – получила удостоверение в этом году. Насколько это тяжелый труд, становится понятно уже на этапе надевания костюма.

Скафандр, или котелок, как его называют, 18 кг, металлические галоши – каждая по 12. В воде все по-другому, но до нее еще дойти надо. В барокамере имитируем погружение на 10 метров. Уши сильно закладывает, с непривычки думаешь только об этом.

В этом космосе мы гости. Хозяева – рыбы. Местная флора и фауна не ограничивается только лишь окушками и плотвой. В Неве ловят щук и даже осетров. Если бы это сказали не ученые, то никогда бы не поверила. Но, оказывается, к нам заплывают даже акулы. Последний раз плавники видели в районе стрелки Васильевского острова, а в 2011 хищника весом 13 кг выловили в районе Володарского моста.

И в том весь Петербург, парадоксальный и иногда очень нелогичный. Подводная его часть, как зеркальное отражение неординарного характера, а поэтому она так заманчива. Она манит искателей приключений от дипломированных ученых, которые исследуют затонувшие корабли, до обычных людей с промышленными магнитами.

Изучать эту вселенную можно бесконечно, ценнейшие артефакты которые еще предстоит отыскать покоятся на дне. Принято считать Петербург – город на воде. Есть еще тот, который скрыт. У них одна история на двоих только у одного немного больше тайн.

Источник

Город под Невой: какие находки встречаются в реках и каналах Санкт-Петербурга

В начале ноября археологи обнаружили в Неве у Эрмитажа остов деревянного судна – предположительно XIX века. Это не единственная подобная находка: несмотря на регулярную очистку, петербургские водоёмы продолжают преподносить свои сюрпризы. Как проходит уборка на дне рек и каналов Санкт-Петербурга и легко ли найти там что-то ценное для науки, выяснил «Диалог».

Что находится на дне реки невыфото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Уборка вместо науки

Разочаруем любителей пиратских кладов: чаще всего поиски предметов на дне петербургских рек и каналов не имеют ничего общего с научными исследованиями и старинными находками. Главная задача сугубо бытовая – очистить русло от мусора. В Санкт-Петербурге ситуация с загрязнением водоёмов осложняется ещё и природными особенностями – в городе, построенном на болотах, реки текут медленно, а илом заносятся быстро. Эту закономерность заметили сразу, так что работы по очистке дна в Петербурге велись ещё со времён Петра I.

Сегодня очисткой петербургских водоёмов занимается комитет по природопользованию и охране окружающей среды. В его задачи входит как уборка плавающего мусора, так и ликвидация разливов нефти, кошение водных растений и экологическое восстановление водоёмов, частью которого считается очистка дна. Делают это обычно с помощью землечерпательных машин, экскаваторов на понтоне, размывочных комплексов, катеров КС-100, буксиров и водолазных станций. Чаще всего предметы поднимают со дна случайно вместе с илом и грязью, так что определить, где они изначально лежали, довольно трудно – да и почти бессмысленно, так как течение могло отнести их далеко от места падения. В таких условиях о полноценных научных исследованиях дна говорить не приходится.

Что находится на дне реки невыфото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»

«Ключевой задачей комитета является экологическое восстановление водных объектов. При этом составной частью таких работ является извлечение затопленных предметов. Принимая во внимание, что комитетом производятся не дноуглубительные, а дноочистные работы, применение понятия «культурный слой» (слой земли на месте поселения человека, который сохраняет следы его деятельности, археологический термин – ИА «Диалог») в данном случае некорректно», – считают в комитете по природопользованию и охране окружающей среды.

По оценке на 1999 год, общий объём, на который водные объекты Санкт-Петербурга заносит илом и другими отложениями, ежегодно составляет около 1,5 млн. кубических метров. Однако реки и каналы очищают неравномерно – как сообщают в комитете, приоритетность очистки зависит от степени загрязнения водоёма и обращений власти и граждан. Например, в центре города реки ожидаемо грязнее, чем в пригородах, а в Обводном канале очень много ила.

Монеты и мотоциклы

Не меньше, чем природные особенности, загрязнению рек и каналов способствуют сами петербуржцы. Причём не только заводы и фабрики, но и отдельные граждане – как правило, находки в городских водоёмах очень бытовые.

«Попадание так называемых «посторонних» предметов в водные объекты связано с антропогенной деятельностью. Именно поэтому фраза «чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят» имеет самое прямое отношение к экологическому состоянию водных объектов», – рассказывают в пресс-службе комитета по природопользованию и охране окружающей среды.

Так, чаще всего современные петербуржцы отправляют на дно тележки из супермаркетов, бытовую технику и дорожные знаки. Одной из самых необычных речных находок в комитете считают мотоцикл. Подобные «подарки» охотно спускали в водоёмы и в девяностые, когда плывущий по реке шкаф не был редкостью. Часто находят залежи металла – железные ограждения, якоря, трубы и канализационные люки. Небольшие предметы вроде монет могут попадать в воду из системы дождевой канализации.

Что находится на дне реки невыфото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Подводный флот

Впрочем, с неисторичностью речных находок города на Неве можно поспорить. Долгое время научными исследованиями дна петербургских водоёмов действительно никто не занимался, однако в 2019 году Невой заинтересовалось Русское географическое общество. Водолазы Центра подводных исследований ЦПИ РГО совместно с Институтом археологии РАН впервые проводят археологическое исследование акватории Невы, но ищут не просто предметы, а затонувшие суда и корабли.

По информации ТАСС, сегодня исследовано уже 80% дельты реки в черте города. С помощью специального прибора – многолучевого эхолота – археологи получают детальную съёмку рельефа речного дна и могут фиксировать аномалии. Попросту говоря, аномалии – это предметы странной формы, которые могут оказаться как творением человека, так и просто большим камнем или другим природным объектом. Так что, хотя 150 аномалий уже зафиксировано, представление об их научной ценности могут дать только подводные раскопки.

Что находится на дне реки невыфото с сайта pixabay.com

Однако некоторые из них уже точно не брёвна и камни, а настоящие исторические артефакты. Например, 6 ноября 2020 года в Неве возле Эрмитажа обнаружили деревянный остов судна с адмиралтейским якорем. Якорь датировали XIX веком, но был ли он современником самого судна – всё ещё вопрос. Как отмечает Русское географическое общество, здесь тоже легко столкнуться с главной проблемой подводной археологии: если предметы на дне лежат рядом, это ещё не значит, что их не принесло друг к другу течением.

Предположительно таких судовых корпусов на дне Невы лежит около 80 – для сравнения, это больше, чем число боевых кораблей в японском флоте, в котором их около 70. По данным «Российской газеты», осенью 2020 года помимо баржи возле Эрмитажа в Неве обнаружили ещё три корабельных остова: два у Румянцевского сада и один под Биржевым мостом. Датировки находок также неизвестны: по внешнему виду остова мало что можно сказать, потому что российские судна выглядели примерно одинаково и при Петре I, и в XX веке. Точные сведения предоставит только радиоуглеродный анализ – так что часть своих тайн петербургские реки всё ещё хранят.

Подготовила Дарья Строгальщикова / ИА «Диалог»

Источник

Город Санкт-Петербург был затоплен в 13 веке. Вернее, тот город, который раньше стоял на этом месте

Не в моих правилах публиковать различные сомнительные исторические теории. Но от публикации это статьи не удержался, уж больно всё красиво.

К слову, если опереться на постулат что он нас всё скрывают (непонятно зачем кстати). Так таким образом можно любую историческую теорию пропихнуть, даже саму бредовую. А уж наши АИ сценарии точно можно сделать реальной историей.

В общем читайте и оценивайте размах фантазии автора.

Что находится на дне реки невы

Назывался город тогда по-другому. Сколько ему лет на самом деле — не знаю. Много лет. О названии города говорить пока не буду, чтобы не запутать вас. И портить ваши глаза множеством цифр тоже не буду.

Это был не потоп. В смысле, это было не природное явление. Это дело рук человеческих.

Несколько лет назад общественность вроде бы признала, что в центре и на востоке Евразии существовало древнее государство. На западный манер, Великая Тартария. На западный, потому что самоназвание государства, безусловно, было другим.

Признали и забыли. «Ну было и было, чего вспоминать-то?»

Но ведь, если держава есть, значит она что-то имеет, в чём-то участвует, будь то война или торговля, и, самое главное, у неё есть наследник. Всё как у людей. А тут раз и забыли. Было и не стало. Так не бывает. И Киевская Русь, и Новгородское княжество входили в состав Великой Тартарии.

Например, война 1812 года выглядит так несуразно и нелогично, потому что из истории этой войны просто-напросто вычеркнули одного участника. Вообще стёрли. В результате получилось, что Наполеон был больной, воевал с ним один из фельдмаршалов, а император Александр Первый вообще был не в курсе, что там происходит. И все события разворачивались в Москве, хотя она не имела в то время статуса столицы. Очень смешно.

Альтернативные исследователи так хорошо «роют». Находят, фиксируют. А потом вдруг бабах! Либо вообще не делают выводов, либо главный персонаж событий «с отклонениями», и в этом причина этих событий.

Кто интересуется темой, знает очень интересную работу «Петербург бестолковый». Её легко найти в сети. Там скрупулёзно перечислены все странности и вообще уникальные признаки города. Автор нашёл и буквально преподнёс нам «на блюдечке» множество доказательств древней истории города. Но само открытие так и не сделал.

«Город построил Пётр, а зачем — непонятно. Наверное, он был нездоров…» Дескать, хотел таким образом увековечить своё имя. Но царь Пётр никогда не был причислен к лику святых, а город носит имя Святого Петра.

Я вернусь к теме статьи. Город, который сегодня называется Санкт-Петербург в 13 веке был осаждён. Штурмом его взять не могли. Да это было и невозможно. Он очень грамотно поставлен, и очень крепко построен. А кто осадил? А вот эти, что на картинке.

Что находится на дне реки невы

Личная гвардия Папы Римского. Крестоносцы. Шла большая война. За территории, за ресурсы, за гегемонию. И одной из боевых задач было блокирование Великого речного пути, который успешно использовался русскими как рокада. То есть дорога для перемещения войск, снабжения, эвакуации.

Вы никогда не задумывались, почему князь Александр имел прозвище «Невский»? С какой-такой радости? Говорят, он на Неве шведов разбил в Невской битве 15 июля 1240 г. А откуда взялись шведы в 13-м веке? Тогда и слова такого не было. Но это вторично. Что они там делали, на Неве? Зачем они пришли в эти, согласно ОИ, пустынные места? И зачем, ради чего, воины с обеих сторон клали свои жизни в сражении? Это что за «разборки в промзоне»?))

И ведь как интересно: Александр Невский долго крутился вокруг тех мест. Несколько лет. А до резиденции, до города Новгорода, что на озере Ильмень, было не то, что далеко, а очень далеко.

Что примечательно, походы Невского по времени совпадают с приходом орд Батыя на Киевскую Русь.

Ответ прост, и он прямо бросается в глаза. Александр Невский с дружиной несколько лет защищал этот самый город, гавань и вход с моря на континент. Великий путь «из варяг в греки» имел три входа. Два из них были захвачены рыцарями-крестоносцами. Пресловутые Ливонский орден и Тевтонский орден.

Что находится на дне реки невы

Главной задачей рыцарей был контроль над торговыми путями из Балтийского моря в Днепр — Чёрное море — Средиземное море. Только Швеции тогда не было. Схема автора на основе карты из открытого доступа.

Третий, самый главный, в Неву, был заблокирован. Город был осаждён, и осада продолжалась долго. Несколько лет. И закончилась поражением для обеих сторон.

Поняв, что город и прилегающие территории не удержать, князь Александр Невский приказывает блокировать дамбу. И город начинает медленно погружаться в воду.

Каким образом удалось заблокировать дамбу, это отдельная история. Признание факта наличия защитной дамбы приближает нас к открытию, которое историкам уже давно пора бы сделать. Собственно, дамбу в районе острова Котлин поэтому и отрицают. Официально защитная дамба появилась только в 21-м веке.

Таким образом жители покинули «тонущий город», но сделано это было организованно, без спешки. Все ценности вывезены. Судоходство по Неве стало невозможным из-за блокированной дамбы. Крестоносцы, «не солоно хлебавши», покинули эти места.

Как я уже писал здесь, уровень воды в Невской Губе всего на 4 метра ниже, чем в Ладожском озере. По мере подъёма воды залив соединился с озером, вся территория, прилегающая к Неве, оказалась под водой. Образовалась естественная граница между Новгородским княжеством и «Западом». Она в учебниках там и нарисована, только затопленные места не обозначены. Официально же этого не было!

Древний город какое-то время стоял «по пояс» в воде. Потом давлением воды дамбу прорвало, лишняя вода ушла в море, Нева вернулась в своё русло. Только вот берега стали другими. Всё «мягкое» вода размочила и унесла с собой вниз по течению. А эти места и руины древнего города, ещё очень долго оставались пустынными. Пока там не побывал юный Пётр Алексеевич.

Великий путь «из варяг в греки» Тартария в 13-м веке потеряла. Караваны судов стали ходить через Рижский залив по Западной Двине (Даугаве) и Днепру, как говориться, плата «за проезд» шла в другую кассу. Это привело к упадку Византии. А также к полному забвению Северного морского пути, который пришлось в 19-м веке заново открывать. Выход в северные моря с Балтики был только через Неву.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *