Что находится на дне невы
Подводный Петербург. Что скрывает дно Невы?
О тайнах, которые хранят реки и каналы города, и тех, кто их исследует, – репортаж Натальи Бандуриной.
Все, что Нева забрала себе, то и хранит, укрывает толстым слоем ила. От непрошеных гостей защищается сильным течением, а поэтому ученым пришлось сильно потрудиться, чтобы сделать эти кадры. Уникальная находка – полуразрушенный деревянный остов корабля. Предположительно петровской эпохи. Точнее скажет радиоуглеродный анализ.
Скорее всего, барку раздавил лед. Частое явление для того времени. Погибали корабли во время наводнений или из-за навигационных ошибок – самое интересное, что никто и никогда не пытался исследовать акваторию большой Невы. А ведь именно здесь проходила трансконтинентальная магистраль великого волжского пути, знаменитый маршрут из варяг в греки. Для нас сейчас это красивый пейзаж. А раньше – мощный транспортный и торговый узел.
Работать в Неве, да и во всех городских реках и каналах, сложно. Во-первых сильное течение, воронки и водовороты. Во-вторых, плохая видимость. Водолазы иногда работают практически наощупь. А кроме археологических исследований, необходимо еще ремонтировать опоры мостов, обследовать набережные, прокладывать кабель.
Водолазы работали и на строительстве всех известных городских мостов, самым несчастливым из них считается Литейный.
Однажды во время строительства опора резко осела, и грунт вперемешку с водой рванул прямо в кессон, погибло 5 человек. Уже через год еще катастрофа – тогда кессон просто взорвался, жертв было уже больше 9 человек.
Рискуют они каждый раз, погружаясь в воду. Будь это 3 метра или 300 – неважно. Страховочный трос – или сигнальный конец – обязательно по технике безопасности, если связь выйдет из строя, условными сигналами можно сообщить об опасности.
Готовят водолазов здесь в морской школе ДОСААФ. За всю историю только две женщины были ее выпускниками первая легендарная Нина Соколова. Во время Блокады она наравне с мужчинами ныряла в ледяную воду Ладоги, прокладывала кабель по дну, чтобы в осажденном городе была связь и свет. Вторая – выпускница Анна Григораш – получила удостоверение в этом году. Насколько это тяжелый труд, становится понятно уже на этапе надевания костюма.
Скафандр, или котелок, как его называют, 18 кг, металлические галоши – каждая по 12. В воде все по-другому, но до нее еще дойти надо. В барокамере имитируем погружение на 10 метров. Уши сильно закладывает, с непривычки думаешь только об этом.
В этом космосе мы гости. Хозяева – рыбы. Местная флора и фауна не ограничивается только лишь окушками и плотвой. В Неве ловят щук и даже осетров. Если бы это сказали не ученые, то никогда бы не поверила. Но, оказывается, к нам заплывают даже акулы. Последний раз плавники видели в районе стрелки Васильевского острова, а в 2011 хищника весом 13 кг выловили в районе Володарского моста.
И в том весь Петербург, парадоксальный и иногда очень нелогичный. Подводная его часть, как зеркальное отражение неординарного характера, а поэтому она так заманчива. Она манит искателей приключений от дипломированных ученых, которые исследуют затонувшие корабли, до обычных людей с промышленными магнитами.
Изучать эту вселенную можно бесконечно, ценнейшие артефакты которые еще предстоит отыскать покоятся на дне. Принято считать Петербург – город на воде. Есть еще тот, который скрыт. У них одна история на двоих только у одного немного больше тайн.
Речная сокровищница: в Петербурге начали масштабные поиски артефактов на дне Невы
В Петербурге водолазы приступили к изучению речной сокровищницы. Так ученые называют дно Невы. Оно хранит огромное количество обломков кораблей и исторических артефактов. Возможно, некоторые из них в будущем пополнят экспозиции музеев Северной столицы.
В Петербурге есть еще одно огромное, до сих пор никем не исследованное хранилище исторических экспонатов невское дно. Вопрос только в том, как добыть со дна эти экспонаты. Это дорого и сложно, но перспективы очень интересны. Поисковые работы спонсирует «Газпром». Но даже при такой серьезной поддержке работы, как говорят археологи, здесь хватит внукам наших внуков.
Воздух минус пять градусов, влажность 86 процентов, ветер слабый. Чудесная погода для погружения в Неву. Лед еще слабый, но время не ждет пора начинать очередной этап исследования невского дна в акватории города.
Технология поисков такова сначала русло реки полностью прозванивают многолучевым сонаром. Составляют трехмерную карту дна. Затем выбирают наиболее интересные объекты для исследования, и к ним погружаются водолазы. В этом году первая полынья точно напротив Адмиралтейства. здесь спускали на воду корабли. Велика вероятность того, что под донными отложениями валяется топор, выроненный самим Петром I. Но и после него в Неву много чего роняли. Например, до сих пор прямо на судовом ходу у Дворцового моста лежат останки деревянного корабля.
Но добраться до таких объектов непросто. Летом Нева кишит прогулочными судами, погружаться в таких условиях опасно для жизни. А вот зимой самое то.
Затонувшие истории: археологи начали изучать суда, покоящиеся на дне Невы
Дно Невы хранит много исторических секретов, которые археологам еще предстоит раскрыть. Исследования судов, затонувших в реке в разные эпохи, начались совсем недавно. С помощью эхолотов специалисты обнаружили уже 150 объектов, скрытых под водой.
Подробнее о ходе археологических исследований невского дна расскажет корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Артём Шарипов.
В основном даже баржи совершенно разных эпох. Та, что на дне у дворца Меншикова, затонула, предположительно, в Великую Отечественную.
— Калибр, я думаю, 102.
Гильзу от снаряда 102-го калибра достают именно с этой баржи. Скорее всего, она перевозила части корабля, предположительно, на металлолом, но была, по одной из версий ученных, потоплена. Суда не Неве уходили на дно по разным причинам. Самая распространенная — столкновения. Но бывало, что суда давило льдами. Особенно много судов затонуло в годы Гражданской войны, когда они были брошены и оставлены вдоль набережных на несколько лет. Многие затонули во время наводнений.
АНДРЕЙ ЛУКОШКОВ, научный консультант центра подводных исследований РГО:
Затонувшие суда лежат вдоль набережной до самого Эрмитажа. Прежде всего, с них поднимут образцы дерева, чтобы определить, какого года судно и где его строили. Только потом приступят к артефактам. Увидеть их несложно, ведь видимость в Неве оказалась хорошей — два-три метра, что значительно лучше, чем в Финском заливе, даже в районе дамбы, где она составляет всего-то метр. Проблема в другом — надо определить где ценная вещь, а где городской мусор.
СЕРГЕЙ ФОКИН, директор Центра подводных исследований РГО:
Чего только не скрывают воды Невы. Но главное, что хотят обнаружить ученые — это средневековую ладью или ушкую.
АЙВАР СТЕПАНОВ, научный сотрудник института археологии РАН:
Найдут ли средневековые корабли— покажет время, поиски затонувших судов на Неве только начались. Сейчас подводники делают пробные погружения, на полную они развернутся в следующем году.
Специалисты Русского географического общества искали старинные артефакты на дне Невы
В поисках исторических артефактов. Подводные исследования проводят на Неве. Работы ведутся на участке реки рядом с Дворцовым мостом, напротив комплекса зданий городского Адмиралтейства. В исследованиях задействованы водолазы Центра подводных исследований Русского географического общества.
Выход на лёд в Петербурге запрещён, но есть те, кого эти правила не касаются. И нет, это не нарушители. Они – водолазы. Их задача – исследовать дно Невы.
«Возможно, там какая-то деревянная барка, которая везла гранит для строительства набережной, но как оно будет по факту – неизвестно», – рассказал водолаз-исследователь Павел Кошкин.
Как бы сказали любители подлёдного лова – место это рыбное. На данном участке Невы рядом с Дворцовым мостом уже не раз находили артефакты.
«Это один из самых интересных потенциально районов, потому что именно здесь находится Адмиралтейство, один из первых объектов Петровской эпохи, к которому, несомненно, в своё время приставали десятки и сотни кораблей, и именно здесь вероятно ожидать немалого количества исторических следов той эпохи», – отметил заведующий центром подводного археологического наследия Института археологии РАН Сергей Ольховский.
Погружаются водолазы на глубину 10 метров. Ранее дно обследовали с помощью специального оборудования.
«Съемки здесь мы вели с помощью многлучевого эхалота, который дает трехмерную картинку. Первоначально у нас было 512 лучей, которые снимали это одно, сейчас уже усовершенствованная система, 1024 луча, дает достаточно детальную картинку, но понять что это такое, материал какой, мы естественно не можем», – рассказал научный руководитель поисковых работ Андрей Лукошков.
Спустя полчаса водолазы возвращаются на берег. Нашли. Но не совсем то, что искали.
«То, что мы приняли за блоки, это оказались железобетонные топляки, мертвые якоря, объект этот судя по конструкции какой-то плавпричал или плавресторан, то есть, какой-то понтончик», – рассказал исполнительный директор Центра подводных исследований РГО, водолаз-исследователь Сергей Фокин.
Зачастую «культурный» слой покрыт «некультурным». Вот такие предметы водолазы обнаруживают в Неве постоянно.
«Я позволил себе это поднять, конечно, древняя штука, но не уверен, что это предмет археологии, поэтому меня наш археолог простит, но мы нашли клад – десятирублевую монетку. Мы называем это погружением имени Ильфа и Петрова. Там насчитали 12 стульев – то есть очень много мусора, к сожалению, в нашей главной артерии», – рассказал исполнительный директор Центра подводных исследований РГО, водолаз-исследователь Сергей Фокин.
Работы продолжатся. В акватории напротив Зимнего дворца был найден корпус затонувшего судна.
Вот там, неподалёку от Дворцового моста рядом с судовым ходом ранее были обнаружены останки некоего деревянного корабля. Для чего он конкретно предназначался и к какому историческому периоду принадлежит, пока неизвестно. Исследования планируют возобновить в марте следующего года.
Всего с 2019-го года со дна Невы и её рукавов специалисты Центра подводных исследований Русского географического общества подняли около 200 различных объектов.
Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»
«Новости Петербурга»: Кладбище на дне Невы
Каждый год со дна рек и каналов Северной столицы поднимаются десятки «кораблей призраков»
Брошенные владельцами древние машины, превратившиеся в настоящие помойки на центральных улицах Петербурга, вызывают недовольство и у горожан, и у представителей власти. В отличие от брошенных автомобилей затонувшие в акватории Невы суда никому не мозолят глаза. Однако вред они могут причинить немалый. Железные конструкции мешают проходу нормальных плавсредств, очистке поверхности воды, да и выглядят подчас не очень эстетично. По подсчетам специалистов, до 1999 года в черте Петербурга под водой находилось более 80 кораблей, среди которых имелись и суда водоизмещением в 100,200, и даже 500 тонн. Это гигантское корабельное кладбище «обслуживают» сотрудники Судоремонтно-судостроительного завода «Спецтранс».
Всю эту флотилию отправили на дно не шторма и стихийные бедствия, а экономические перемены в стране и самая обычная людская безалаберность. В советские времена государство, являвшееся к тому же и единственным собственником флота, вело жесткий контроль за всеми плавсредствами. Незаметно перегнать, а тем более утопить судно, не посмел бы никто. Зато в начале 1990-х годов по речному флоту ударила приватизация. Множество кораблей самого разного размера попали в частные руки и по нескольку раз меняли хозяев. Кто-то просто бросал вышедшую из строя технику, а кто-то ставил ее на якорь или простую веревку где попало.
— Оставлять судно любого размера без присмотра в нашем городе нельзя хотя бы из-за погодных условий, — рассказывает начальник ПТО завода «Спецтранс» Алексей Петров. — Оно неминуемо утонет. Сказываются сильные приливы и еще более сильные перепады уровня воды в зимнее время. Поэтому мы и подошли к 1999 году с огромной массой затонувших плавсредств.
Из ушедших на дно кораблей в невскую воду лился керосин и масло, да и простой мусор частенько попадал. Вскоре до них еще и охотники за металлом добрались. В одиночку отпилить что-то у гигантского тральщика или теплохода проблематично. Но если найти единомышленников и спецтехнику, можно неплохо заработать. Ушлые дельцы свели к минимуму затраты на добычу металла. Суда, частично лежавшие в воде, они стали резать зимой, подходя к ним прямо по льду Понятно, что срезалась при этом только та часть, что находилась над водой. Нижняя просто уходила под воду. Сколько грязи при этом попадало в Неву и Финский залив, даже подсчитать сложно. Вскоре некоторые прилегающие к воде участки, особенно на Васильевском острове, в Петроградском и Приморском районах, превратились в настоящие свалки. Затонувший корабль лежал даже у Биржевого моста. Тогда-то и появилось постановление губернатора Яковлева, предписывающее очистить городскую акваторию.
Много лет назад рыболовецкий траулер «Комсомольский» привозил в Петербург рыбу, добытую в дальних морях. Судьба некогда славного корабля закончилась весьма плачевно. Брошенный хозяевами, он ушел на дно Малой Невы и пролежал там несколько лет. Операций по подъему судна весом более 800 тонн в нашем городе не проводилось никогда. Специально для того чтобы поднять «Комсомольский», к месту его затопления подошли два самых больших плавучих крана Северной столицы — «Богатырь-4», грузоподъемностью 300 тонн и «Черноморец-312», грузоподъемностью 100 тонн. Судно они поднимали вместе. «Комсомольский» удалось успешно отбуксировать к берегу, где его просто разрезали на части и вывезли как металлолом.
По словам Алексея Петрова, специалистами применяется сразу несколько способов подъема кораблей. Прежде всего, суда обследуют водолазы. Если это возможно, они заделывают пробоины. Далее с судна или из отдельных его отсеков откачивается вода, и корабль начинает сам подниматься на поверхность. В противном случае кран просто вытягивает его тросами. Одно из затонувших в Петербурге судов на поверхность тянули краном 16 часов.
Пассажирский теплоход «Марина» специалисты смогли извлечь из-под воды только со второй попытки. Судно, некогда перевозившее туристов, хозяева оставили без ухода на Васильевском острове. Завалившись на левый борт после неудачной зимы, судно ушло в воды Малой Невы. В первый раз для его подъема просто не хватило мощности крана — уж очень тяжелой оказалась «Марина».
Находятся люди, которые пытаются использовать брошенные на воде корабли самым различным образом. В Петроградском районе, к примеру, в полузатопленном судне довольно долго жили бомжи. В рубке, оставшейся над водой, они обустроили себе самую настоящую квартиру. Летом там можно было очень даже неплохо проводить время, чувствуя себя настоящим владельцем ВИП-жилья на воде. Правда, зимовать обитатели заброшенной рубки уходили в люки теплотрассы. Подъем и утилизация корабля в прямом смысле слова лишила их жилища.
Пиво с финских глубин
Друзья и знакомые сравнивают труд работников «Спецтранса» с деятельностью кладоискателей и постоянно интересуются, куда они девают найденные сокровища.
— К большому сожалению, — рассказывает Алексей Петров, — к нам не попадает практически ничего. На дно суда уходят в полностью разграбленном виде, и не только сокровищ, но даже цветмета там не найти. Зато мусора и грязи предостаточно.
Иногда судьба все же улыбается собирателям затонувших кораблей. Самой запоминающейся находкой стала. бутылка пива, найденная в Финском заливе на борту катера, который затонул в 1993 году. Рабочие обнаружили ее в каюте и вынесли на палубу. Этикетка сохранилась прекрасно. После работы мужчины рассчитывали попробовать переживший потоп напиток, но их планам не суждено было сбыться. Пивная бутылка пролежала на солнце чуть больше пяти минут. Она быстро нагрелась, и ее просто разорвало.
Регулярно натыкаются «охотники за кораблями» и на технику, когда-то принимавшую участие в военных действиях. Из-под воды они поднимали и десантную баржу, и торпедный катер. Отработав свой срок в военном флоте, эти суда были переоборудованы для использования в мирных целях, а затем ушли на дно.
Одна из самых интересных находок последнего времени — военный катер, сделанный в фашистской Германии. Прочная машина прошла всю войну, а затем попала в советский союз как трофей. Крупповская сталь оказалась прочной и долговечной. Небольшой катер прослужил несколько десятилетий и затонул лишь в 90-е годы. Посте подъема сразу же появились предложения восстановить судно. Однако от предложения пришлось отказаться по причине невероятного количества пробоин, когда рабочие очистили борта от грязи, ила и ракушек. Как и остальная техника, поднятая с невских глубин, немецкий катер не подлежал восстановлению. И вообще плавать на утонувших один раз кораблях невозможно. Хотя прочная крупповская сталь и в самом деле с трудом поддалась резке.
Ищем клад себе в убыток
Назвать работу по подъему затонувших судов прибыльной способны только шутники. Да, вытащив судно на берег, его можно разрезать и продать как металл. Но зачастую металл этот смешан с мусором, а то и бетоном. Дело в том, что раньше существовала технология, по которой борта кораблей делались из двух тонких листов железа, между которыми заливался бетон. Затраты на полный подъем и разбор корабля поглощают три четверти возможных видов прибыли, а то и больше, если в работе необходимо использовать плавучий кран. С точки же зрения экологов работу «охотников за кораблями» вообще оценить сложно — водоемы становятся чистыми и куда более безопасными для передвижения. Найти затонувшие и полузатонувшие суда можно теперь лишь в некоторых местах — на берегах Екатерингофки, в Кронштадте и прилегающих к нему фортах. Однако и они скоро поднимутся на поверхность и пойдут в переплавку.