Что находится на дне невы фотографии
Подводный Петербург. Что скрывает дно Невы?
О тайнах, которые хранят реки и каналы города, и тех, кто их исследует, – репортаж Натальи Бандуриной.
Все, что Нева забрала себе, то и хранит, укрывает толстым слоем ила. От непрошеных гостей защищается сильным течением, а поэтому ученым пришлось сильно потрудиться, чтобы сделать эти кадры. Уникальная находка – полуразрушенный деревянный остов корабля. Предположительно петровской эпохи. Точнее скажет радиоуглеродный анализ.
Скорее всего, барку раздавил лед. Частое явление для того времени. Погибали корабли во время наводнений или из-за навигационных ошибок – самое интересное, что никто и никогда не пытался исследовать акваторию большой Невы. А ведь именно здесь проходила трансконтинентальная магистраль великого волжского пути, знаменитый маршрут из варяг в греки. Для нас сейчас это красивый пейзаж. А раньше – мощный транспортный и торговый узел.
Работать в Неве, да и во всех городских реках и каналах, сложно. Во-первых сильное течение, воронки и водовороты. Во-вторых, плохая видимость. Водолазы иногда работают практически наощупь. А кроме археологических исследований, необходимо еще ремонтировать опоры мостов, обследовать набережные, прокладывать кабель.
Водолазы работали и на строительстве всех известных городских мостов, самым несчастливым из них считается Литейный.
Однажды во время строительства опора резко осела, и грунт вперемешку с водой рванул прямо в кессон, погибло 5 человек. Уже через год еще катастрофа – тогда кессон просто взорвался, жертв было уже больше 9 человек.
Рискуют они каждый раз, погружаясь в воду. Будь это 3 метра или 300 – неважно. Страховочный трос – или сигнальный конец – обязательно по технике безопасности, если связь выйдет из строя, условными сигналами можно сообщить об опасности.
Готовят водолазов здесь в морской школе ДОСААФ. За всю историю только две женщины были ее выпускниками первая легендарная Нина Соколова. Во время Блокады она наравне с мужчинами ныряла в ледяную воду Ладоги, прокладывала кабель по дну, чтобы в осажденном городе была связь и свет. Вторая – выпускница Анна Григораш – получила удостоверение в этом году. Насколько это тяжелый труд, становится понятно уже на этапе надевания костюма.
Скафандр, или котелок, как его называют, 18 кг, металлические галоши – каждая по 12. В воде все по-другому, но до нее еще дойти надо. В барокамере имитируем погружение на 10 метров. Уши сильно закладывает, с непривычки думаешь только об этом.
В этом космосе мы гости. Хозяева – рыбы. Местная флора и фауна не ограничивается только лишь окушками и плотвой. В Неве ловят щук и даже осетров. Если бы это сказали не ученые, то никогда бы не поверила. Но, оказывается, к нам заплывают даже акулы. Последний раз плавники видели в районе стрелки Васильевского острова, а в 2011 хищника весом 13 кг выловили в районе Володарского моста.
И в том весь Петербург, парадоксальный и иногда очень нелогичный. Подводная его часть, как зеркальное отражение неординарного характера, а поэтому она так заманчива. Она манит искателей приключений от дипломированных ученых, которые исследуют затонувшие корабли, до обычных людей с промышленными магнитами.
Изучать эту вселенную можно бесконечно, ценнейшие артефакты которые еще предстоит отыскать покоятся на дне. Принято считать Петербург – город на воде. Есть еще тот, который скрыт. У них одна история на двоих только у одного немного больше тайн.
«Новости Петербурга»: Кладбище на дне Невы
Каждый год со дна рек и каналов Северной столицы поднимаются десятки «кораблей призраков»
Брошенные владельцами древние машины, превратившиеся в настоящие помойки на центральных улицах Петербурга, вызывают недовольство и у горожан, и у представителей власти. В отличие от брошенных автомобилей затонувшие в акватории Невы суда никому не мозолят глаза. Однако вред они могут причинить немалый. Железные конструкции мешают проходу нормальных плавсредств, очистке поверхности воды, да и выглядят подчас не очень эстетично. По подсчетам специалистов, до 1999 года в черте Петербурга под водой находилось более 80 кораблей, среди которых имелись и суда водоизмещением в 100,200, и даже 500 тонн. Это гигантское корабельное кладбище «обслуживают» сотрудники Судоремонтно-судостроительного завода «Спецтранс».
Всю эту флотилию отправили на дно не шторма и стихийные бедствия, а экономические перемены в стране и самая обычная людская безалаберность. В советские времена государство, являвшееся к тому же и единственным собственником флота, вело жесткий контроль за всеми плавсредствами. Незаметно перегнать, а тем более утопить судно, не посмел бы никто. Зато в начале 1990-х годов по речному флоту ударила приватизация. Множество кораблей самого разного размера попали в частные руки и по нескольку раз меняли хозяев. Кто-то просто бросал вышедшую из строя технику, а кто-то ставил ее на якорь или простую веревку где попало.
— Оставлять судно любого размера без присмотра в нашем городе нельзя хотя бы из-за погодных условий, — рассказывает начальник ПТО завода «Спецтранс» Алексей Петров. — Оно неминуемо утонет. Сказываются сильные приливы и еще более сильные перепады уровня воды в зимнее время. Поэтому мы и подошли к 1999 году с огромной массой затонувших плавсредств.
Из ушедших на дно кораблей в невскую воду лился керосин и масло, да и простой мусор частенько попадал. Вскоре до них еще и охотники за металлом добрались. В одиночку отпилить что-то у гигантского тральщика или теплохода проблематично. Но если найти единомышленников и спецтехнику, можно неплохо заработать. Ушлые дельцы свели к минимуму затраты на добычу металла. Суда, частично лежавшие в воде, они стали резать зимой, подходя к ним прямо по льду Понятно, что срезалась при этом только та часть, что находилась над водой. Нижняя просто уходила под воду. Сколько грязи при этом попадало в Неву и Финский залив, даже подсчитать сложно. Вскоре некоторые прилегающие к воде участки, особенно на Васильевском острове, в Петроградском и Приморском районах, превратились в настоящие свалки. Затонувший корабль лежал даже у Биржевого моста. Тогда-то и появилось постановление губернатора Яковлева, предписывающее очистить городскую акваторию.
Много лет назад рыболовецкий траулер «Комсомольский» привозил в Петербург рыбу, добытую в дальних морях. Судьба некогда славного корабля закончилась весьма плачевно. Брошенный хозяевами, он ушел на дно Малой Невы и пролежал там несколько лет. Операций по подъему судна весом более 800 тонн в нашем городе не проводилось никогда. Специально для того чтобы поднять «Комсомольский», к месту его затопления подошли два самых больших плавучих крана Северной столицы — «Богатырь-4», грузоподъемностью 300 тонн и «Черноморец-312», грузоподъемностью 100 тонн. Судно они поднимали вместе. «Комсомольский» удалось успешно отбуксировать к берегу, где его просто разрезали на части и вывезли как металлолом.
По словам Алексея Петрова, специалистами применяется сразу несколько способов подъема кораблей. Прежде всего, суда обследуют водолазы. Если это возможно, они заделывают пробоины. Далее с судна или из отдельных его отсеков откачивается вода, и корабль начинает сам подниматься на поверхность. В противном случае кран просто вытягивает его тросами. Одно из затонувших в Петербурге судов на поверхность тянули краном 16 часов.
Пассажирский теплоход «Марина» специалисты смогли извлечь из-под воды только со второй попытки. Судно, некогда перевозившее туристов, хозяева оставили без ухода на Васильевском острове. Завалившись на левый борт после неудачной зимы, судно ушло в воды Малой Невы. В первый раз для его подъема просто не хватило мощности крана — уж очень тяжелой оказалась «Марина».
Находятся люди, которые пытаются использовать брошенные на воде корабли самым различным образом. В Петроградском районе, к примеру, в полузатопленном судне довольно долго жили бомжи. В рубке, оставшейся над водой, они обустроили себе самую настоящую квартиру. Летом там можно было очень даже неплохо проводить время, чувствуя себя настоящим владельцем ВИП-жилья на воде. Правда, зимовать обитатели заброшенной рубки уходили в люки теплотрассы. Подъем и утилизация корабля в прямом смысле слова лишила их жилища.
Пиво с финских глубин
Друзья и знакомые сравнивают труд работников «Спецтранса» с деятельностью кладоискателей и постоянно интересуются, куда они девают найденные сокровища.
— К большому сожалению, — рассказывает Алексей Петров, — к нам не попадает практически ничего. На дно суда уходят в полностью разграбленном виде, и не только сокровищ, но даже цветмета там не найти. Зато мусора и грязи предостаточно.
Иногда судьба все же улыбается собирателям затонувших кораблей. Самой запоминающейся находкой стала. бутылка пива, найденная в Финском заливе на борту катера, который затонул в 1993 году. Рабочие обнаружили ее в каюте и вынесли на палубу. Этикетка сохранилась прекрасно. После работы мужчины рассчитывали попробовать переживший потоп напиток, но их планам не суждено было сбыться. Пивная бутылка пролежала на солнце чуть больше пяти минут. Она быстро нагрелась, и ее просто разорвало.
Регулярно натыкаются «охотники за кораблями» и на технику, когда-то принимавшую участие в военных действиях. Из-под воды они поднимали и десантную баржу, и торпедный катер. Отработав свой срок в военном флоте, эти суда были переоборудованы для использования в мирных целях, а затем ушли на дно.
Одна из самых интересных находок последнего времени — военный катер, сделанный в фашистской Германии. Прочная машина прошла всю войну, а затем попала в советский союз как трофей. Крупповская сталь оказалась прочной и долговечной. Небольшой катер прослужил несколько десятилетий и затонул лишь в 90-е годы. Посте подъема сразу же появились предложения восстановить судно. Однако от предложения пришлось отказаться по причине невероятного количества пробоин, когда рабочие очистили борта от грязи, ила и ракушек. Как и остальная техника, поднятая с невских глубин, немецкий катер не подлежал восстановлению. И вообще плавать на утонувших один раз кораблях невозможно. Хотя прочная крупповская сталь и в самом деле с трудом поддалась резке.
Ищем клад себе в убыток
Назвать работу по подъему затонувших судов прибыльной способны только шутники. Да, вытащив судно на берег, его можно разрезать и продать как металл. Но зачастую металл этот смешан с мусором, а то и бетоном. Дело в том, что раньше существовала технология, по которой борта кораблей делались из двух тонких листов железа, между которыми заливался бетон. Затраты на полный подъем и разбор корабля поглощают три четверти возможных видов прибыли, а то и больше, если в работе необходимо использовать плавучий кран. С точки же зрения экологов работу «охотников за кораблями» вообще оценить сложно — водоемы становятся чистыми и куда более безопасными для передвижения. Найти затонувшие и полузатонувшие суда можно теперь лишь в некоторых местах — на берегах Екатерингофки, в Кронштадте и прилегающих к нему фортах. Однако и они скоро поднимутся на поверхность и пойдут в переплавку.
Экспедиция на дно Невы: что скрывает под собой синяя гладь акватории Петербурга
Водолазы внимательно изучают то, что прячется под толстым слоем ила. И уже обнаружено более ста интересных для историков объектов.
Фото, видео: ТАСС / Ковалев Петр; 5-tv.ru
Тайны прошлого отрылись водолазам, которые приступили в Петербурге к исследованию дна Невы. Гидролокаторы обнаружили под толстым слоем ила более ста объектов, среди которых могут быть даже барки петровских времен.
Сергей Хайдаров о первых открытиях.
«Это уже создано исходя из водолазного и аппаратного обследования. То есть нарисована достаточно точная картина того что мы видим на дне».
На эскизе наброски так называемой «барки». На этих деревянных судах в XVIII–XIX и XX веках перевозили товары по торговым путям. Предположительно точно такая же лежит под водой в самом центре Петербурга.
Уровень воды в Неве поднялся, ветер не самый сильный — это близко к идеальным условиям для водолазов. На глубине видимость два-три метра. Уже спустя пару минут исследователь подает сигнал — обнаружено деревянное судно, наполовину зарывшееся в грунт.
«Остались конструкции борта, шпангоуты, местами палуба… Такелажи отсутствуют», — поясняет водолаз-исследователь Алексей Дурус.
На данный момент исследовано 80 процентов дельты реки Невы. Обнаружены 150 гидроакустических аномалий. И далеко не факт, что все они представляют из себя культурную или историческую ценность. За долгие годы дно покрылось еще и мусорным слоем который может сбить исследователей с толку.
«Это может быть и шина от автомобиля, и старый холодильник и так далее. Из них объектов мы насчитали порядка 80-ти», — говорит водолаз-исследователь, исполнительный директор центра подводных исследований Сергей Фокин.
Самое сложное для исследователей даже не обнаружить объект, а распознать его. Как правило, сохранность оставляет желать лучшего. Когда судно было выпущено и для каких целей — подсказывают детали. К примеру, на этой барке нашли следы Великой Отечественной.
«Гранитная стенка в этом месте очень сильно повреждена осколками. Либо уже под водой, либо еще на поверхности она была подвержена бомбардировке. Крупный авиационный боеприпас нанес и ей ущерб существенный и стенке набережной», — рассказывает научный сотрудник института археологии РАН и центра подводного археологического наследия Айвар Степанов.
По словам специалистов, сейчас дно реки Невы больше напоминает своеобразное кладбище для судов. Корабли здесь тонули еще во времена Петра Первого Причины для этого были самые разные. От банальной ошибки экипажей из-за которой сталкивались корабли, до погодных условий. Лед покрывал толстым слоем поверхность реки чем сдавливал деревянные корпуса кораблей и тем самым их ломал.
Исследования Невы показали, что сейчас на дне лежат по меньшей мере семь-восемь различных типов судов. Их отдельные детали поднимут на поверхность для научного анализа, но сами корабли так и останутся под водой. Технически — поднять судно можно, но вот сохранить и сделать к примеру экспонатом, учитывая состояние, практически невозможно.
Специалисты Русского географического общества искали старинные артефакты на дне Невы
В поисках исторических артефактов. Подводные исследования проводят на Неве. Работы ведутся на участке реки рядом с Дворцовым мостом, напротив комплекса зданий городского Адмиралтейства. В исследованиях задействованы водолазы Центра подводных исследований Русского географического общества.
Выход на лёд в Петербурге запрещён, но есть те, кого эти правила не касаются. И нет, это не нарушители. Они – водолазы. Их задача – исследовать дно Невы.
«Возможно, там какая-то деревянная барка, которая везла гранит для строительства набережной, но как оно будет по факту – неизвестно», – рассказал водолаз-исследователь Павел Кошкин.
Как бы сказали любители подлёдного лова – место это рыбное. На данном участке Невы рядом с Дворцовым мостом уже не раз находили артефакты.
«Это один из самых интересных потенциально районов, потому что именно здесь находится Адмиралтейство, один из первых объектов Петровской эпохи, к которому, несомненно, в своё время приставали десятки и сотни кораблей, и именно здесь вероятно ожидать немалого количества исторических следов той эпохи», – отметил заведующий центром подводного археологического наследия Института археологии РАН Сергей Ольховский.
Погружаются водолазы на глубину 10 метров. Ранее дно обследовали с помощью специального оборудования.
«Съемки здесь мы вели с помощью многлучевого эхалота, который дает трехмерную картинку. Первоначально у нас было 512 лучей, которые снимали это одно, сейчас уже усовершенствованная система, 1024 луча, дает достаточно детальную картинку, но понять что это такое, материал какой, мы естественно не можем», – рассказал научный руководитель поисковых работ Андрей Лукошков.
Спустя полчаса водолазы возвращаются на берег. Нашли. Но не совсем то, что искали.
«То, что мы приняли за блоки, это оказались железобетонные топляки, мертвые якоря, объект этот судя по конструкции какой-то плавпричал или плавресторан, то есть, какой-то понтончик», – рассказал исполнительный директор Центра подводных исследований РГО, водолаз-исследователь Сергей Фокин.
Зачастую «культурный» слой покрыт «некультурным». Вот такие предметы водолазы обнаруживают в Неве постоянно.
«Я позволил себе это поднять, конечно, древняя штука, но не уверен, что это предмет археологии, поэтому меня наш археолог простит, но мы нашли клад – десятирублевую монетку. Мы называем это погружением имени Ильфа и Петрова. Там насчитали 12 стульев – то есть очень много мусора, к сожалению, в нашей главной артерии», – рассказал исполнительный директор Центра подводных исследований РГО, водолаз-исследователь Сергей Фокин.
Работы продолжатся. В акватории напротив Зимнего дворца был найден корпус затонувшего судна.
Вот там, неподалёку от Дворцового моста рядом с судовым ходом ранее были обнаружены останки некоего деревянного корабля. Для чего он конкретно предназначался и к какому историческому периоду принадлежит, пока неизвестно. Исследования планируют возобновить в марте следующего года.
Всего с 2019-го года со дна Невы и её рукавов специалисты Центра подводных исследований Русского географического общества подняли около 200 различных объектов.
Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»
История и традиция.
Подробную карту военных действий и дислокаций войск Красной армии и немецко-фашистских захватчиков Вы можете увидеть на центральном входе в музей-диораму:
Если сравнивать приведённую музеем карту с картой современной, то видно, что весь нынешний Всеволожский район, до моста через Неву в этом месте, был оборонной точкой, а уже на другом берегу, где сейчас и находится музей-диорама, у Шлиссельбурга, базировались войска группы армий «Север», блокировавшие в 1941 году город, сомкнув кольцо блокады.
На сегодняшний день, подъездов к музею несколько, но основных, ведущих из города — два: Мурманское шоссе и Магистральная улица со стороны Кировска. Музей находится на правом берегу Невы, сразу со стороны эстакады съездов под Ладожским мостом. Все съезды обозначены, не заблудитесь. Подъезжать к музею лучше, сделав пару разворотов, со стороны Невы, там где организованы места для парковки личных автомобилей.
Подробно о проезде к музею можно узнать из видео ниже. Данная запись явилась тестовой для подготовки к длительной поездке в Пермский край. Снято с помощью регистратора IconBIT DVR Duo, монтаж выполнен в программе Sony Vegas 13.0:
Открытая экспозиция музея.
К сожалению, на момент нашего приезда, экспозиция была перемещена, так как на территории музея сейчас ведётся благоустройство. Рядом появился и новый корпус-павильон. Перемещаться по территории пока не удобно, старые плиты вырыты, новое покрытие ещё не готово, кругом горы песка. Возможно многим не подойдёт такая перспектива для посещения, но зато танкам окружение из листвы подходит куда больше, а другие боевые машины как будто бороздят землю, как тогда в 1944:
Единственным минусом такого перемещения техники стало то, что на время благоустройства, почему-то убрали все информационные таблички рядом с танками, теперь неопытному и непросвещённому посетителю останется лишь догадываться, что за техника стоит перед ним.
В настоящее время в экспозиции кроме Т-34-85 на постаменте у въезда представлены шесть танков: тяжелые – два КВ-1, КВ-1С, легкие Т-26, БТ-5 и малый плавающий танк Т-38. Пять танков из шести подняты со дна реки Невы в районе легендарного Невского «пятачка» – небольшого плацдарма на левом берегу реки Невы, где в 1941 году были проведены две операции по прорыву блокады Ленинграда.
Если опираться на метку музея на картах Яндекса, то она приводит нас не к самому музею-диораме, а в место, где установлен памятник «Винтовка». Это как раз то место, откуда наши войска шли в атаку по прорыву блокады Ленинграда. Как раз на противоположном берегу, музей-диорама, а также памятник погибшим на этом месте солдатам в виде креста со свечой. Увы, у нас не получилось достойно заснять эти монументы, но подойти и поклониться истории здесь, безусловно, стоит.
Именно в этом месте было направление главного удара, в район деревни Марьино, отсюда форсировали Неву подразделения 136-й стрелковой дивизии генерала Н.П. Симоняка. Здесь же по дерево-ледовым переправам реку преодолели две танковые бригады: 152-я и 220-я. На месте центральной переправы как раз и был построен Ладожский мост, в левобережном пандусе которого находится музей-диорама.
Одним из форсирующих водные преграды был лёгкий танк, принимавший участие в боях за плацдарм – Т-38 плавающий. Танк не стандартной наружности очень понравился не только моей маме, но и сыну.
В 2014м году, когда мы проезжали это место по пути в Шлиссельбург ( www.drive2.ru/l/5105328/ ), все танки находились на смотровой площадке, то сейчас некоторые создают настоящие сценки, будучи установленными с противотанковыми «ежами».
Недалеко от «ежей» находятся и противотанковые укрытия, которые приглянулись всем участникам поездки. Предлагаю лишь часть фотографий для понимания. Тут надо сказать, что все укрытия довольно ухоженные, залезать в них можно без опаски за свою жизнь, внутри чисто.
С другой стороны, ближе к мосту, находятся памятные даты, высеченные в граните. Здесь можно отследить развитие событий. Однако, чтобы картинка сложилась и предстала перед глазами, следует зайти в помещения основного музея, который находится прямо в основании Ладожского моста.
Внутренние помещения музея.
Внутри находится как раз диорама, посвящённая операции «Искра» – переломному моменту в истории битвы за Ленинград. В многоплановом живописном полотне размером 40 х 8 х 6 впервые воплощены события семи дней ожесточенных боев с 12 по 18 января 1943 года.
Общий замысел операции сводился к тому, чтобы встречными ударами двух фронтов – Ленинградского с запада и Волховского с востока – разгромить группировку немецко-фашистских войск, удерживавшую Шлиссельбургско-Синявинский выступ. Командование фронтами было поручено генерал-лейтенанту Л.А. Говорову и генералу армии К.А. Мерецкову. Координировали взаимодействие представители Ставки – генерал армии Г.К.Жуков и маршал К.Е.Ворошилов.
Со смотровой площадки открывается панорама выступа, глубина которого не превышает шестнадцати километров. Посетитель музея оказывается в самой гуще событий – на правом берегу Невы. Отсюда утром 12 января 1943 года перешла в наступление 67-я армия Ленинградского фронта генерала М.П. Духанова. Одновременно навстречу устремились 2-я Ударная и 8-я армии Волховского фронта под командованием генералов В.З. Романовского и Ф.Н. Старикова:
Завершая осмотр музея, стоит пройти к последнему из представленных танков — белому КВ-1 «Ленинградец», который был поднят со дна Невы в районе Невского «пятачка» 16 октября 2007 года. Данный танк имеет символическое название «белый», так как на нём была зимняя маскировка. Тогда впервые удалось осуществить подъем машины, вес которой составил более 47 т. Кроме того, его подъем усложнился тем, что танк лежал на дне Невы башней вниз.
Немного из истории музея.
Музей-диорама был открыт 7 мая 1985 года. Ленинградские художники – Ю.А.Гариков, К.Г. Молтенинов, Л.В.Кабачек, Б.В.Котик, Н.М.Кутузов, Ф.В. Савостьянов и В.И. Селезнев – более трёх лет работали над художественно-документальным полотном. Предметный план выполнила группа макетчиков под руководством В.Д.Зайцева. Многие из авторов были участниками обороны Ленинграда. Созданию музея предшествовала кропотливая исследовательская работа в архивах. Для воссоздания общей картины сражения использовались кино- и фотодокументы, воспоминания ветеранов.
На этом наш осмотр музея заканчивается. Несомненно, его посещение, особенно внутренней диорамы, способно затронуть самые глубокие чувства.