Что находится между завойского и чишмяле
Азино: поля картошки, кладбище самолетов, леса многоэтажек и активизм
Гид по району для переехавших
Пятый трамвай, с лета прошлого года путешествующий по внушительному кольцевому маршруту, продолжает появляться в новостях, и связано это не только с авариями на линии. Главный режиссер ТЮЗа ставит в нем спектакль-променад «Ночной трамвай», для прослушивания которого зрителям понадобятся билет и наушники. В связи с этим представляем фрагмент аудиогида от Радифа Кашапова, который он записал прошлой осенью. Он посвящен самому неочевидному объекту туристических изысканий — Азино.
Азин
Район назван в честь Владимира Мартиновича Азина. По разным источникам, он был сыном крестьянина, помещика и портного, по национальности— латыш или казак. В любом случае, часть его жизни связана с Ригой. Во время Гражданской войны он был командиром батальона 19-го Уральского полка, воевал в районе Казани, позже был назначен командиром Арской группы, участвовал во взятии города. Подробности его смерти точно не установлены, но все версии изобилуют кровавыми подробностями пыток белогвардейцев.
То, каким будет Азино, придумали в начале 80-х, по генплану 1969 года. По плану у Ноксинского спуска тогда должно было обитать «всего» три тысячи человек. Никто, словом, не ожидал бума строительства многоэтажек. Первым, во второй половине 80-х, появилось Азино-2, что между Минской и Завойского, у Вторых Горок, в девяностые начали строить Азино-1. Уже тогда планировалось, что вдоль Южной трассы, появятся крупные магазины. А вот с велодорожками на Фучика ничего не вышло, из-за спешки.
Азино застроено высотными «ленинградками», разумеется, нельзя не упомянуть и «турецкие дома» на проспекте Победы, 78 и 100, от фирмы «Умташ Иншаат».
Азин. Источник enc.permculture.ru
Программа ликвидации ветхого жилья
Азино-1 — район, во многом заселенный людьми, которые в 90-е переезжали из центра про программе ликвидации ветхого жилья. Любопытно, что тогда кто-то выбирал вместо Азино более обжитые Квартала. Азино на рубеже веков было эпичным гетто — туда слабо ходил транспорт: один 91-й автобус, после 8 вечера район «отрезало» от остальной части города, если не считать редких маршруток и такси.
Источник pastvu.com
Аэропорт
О старом аэропорте мы рассказывали в одном из прошлых гидов. Когда Азино начало строиться, здесь в чистом поле находилось «кладбище самолетов» под охраной, но куда, разумеется, бегали дети, чтобы пробраться в кабину пилота.
Любопытно, что взлетная полоса бывшего аэропорта долгое время была местом, где не возводились капитальные объекты, а скорее, «относительно легковозводимые» — вроде торговых центров или ипподрома. Говорят, что связано это с тем, что статус территории взлетной полосы был в то время не очень конкретен, еще не вышел из федеральных реестров, а инвесторы относились к ней с опаской. И только позже здесь возник проспект Камалеева, который соединил Азино и центр гораздо более короткой дорогой, чем ранее.
Кстати, неподалеку от аэропорта, там, где сейчас находится агропарк, стоял барачный поселок Нефтяников — жители оттуда также переехали в Азино.
Генплан 1969 года
Вознесенский тракт
Буквально в начале марта «Главтатдортранс» назвал подрядчика, который начнет строить первый участок Вознесенского тракта в Казани: ООО «Волга-Автодор» сделает это за 1,4 млрд рублей. Хотя о стройке заговорили еще год назад, во время обсуждения нового Генплана Казани до 2040 года, а сама магистраль прокладывается в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Будущий Вознесенский тракт, тянущийся от Аметьевской магистрали до M-7, на три полосы в обе стороны, да еще и с велодорожками, по ширине соотносимый с Мамадышским — затея давняя. И это становится понятно, когда мы проезжаем территорию, где она будет проходить — на протяжении квартала в районе Азино нет значительных капитальных построек.
Сам же Вознесенский тракт как историческое явление можно связать с улицей Аделя Кутуя. Когда-то эта улица ответвлялась от Сибирского тракта в районе нынешнего завода «Электроприбор» (сквер, облагороженный березой и табличкой в честь поэта и педагога Николая Ибрагимова, вероятного автора стихотворения «Во поле береза стояла»). Во время строительстве южного хода железной дороги здесь, вероятно, решили не строить два моста рядом (второй пересекает улицу Ершова) — в то время, кстати, вместо завода здесь стоял Ветеринарный институт. В результате возник еще и диагональный проезд, тоже улица Аделя Кутуя, упирающаяся в середину Красной Позиции. Вот так карта города позволяет «читать» его инженерную историю.
Горкинско-Ометьевский лес
Название первого за 20 с лишним лет благоустроенного казанского лесопарка указывает на деревни, которые расположены далековато, но это — кусочки леса, которые раньше и впрямь относились к Ометьеву и Горкам. При этом Ометьевский лес, как и Азино, находится в Советском районе, а Горкинский — уже в Приволжском, как и микрорайон Горки-2. Горкинско-Ометьевский лес — пример гражданского активизма. Он появился как новый парк после долгой битвы между неравнодушными жителями, велосипедистами и бегунами, которые выступили против планов девелоперов строить здесь здания и разделить лес дорогой. Вместо этого здесь возникло место, в котором зимой катаются на лыжах, а летом активно проходят фестивали. Надо отметить, что жители Азино явно ближе к природе, чем многие другие обитатели Казани — здесь активно протестуют против застройки «зеленых» участков, а в 1980-е на полях можно было увидеть людей, сажающих картошку.
Впереди от нас Вторые Горки, микрорайоны, возникшие еще в 1970-е, когда Казань разрослась в поля южнее Танкодрома. Название микрорайон получил по деревне Старые Горки, расположенной надо склоном второй надпойменной террасы над озером Кабан.
Обратите внимание на развязку-копыто и эстакаду по улице Зорге, по которой без пересечения с нашей проходит трамвайная линия от Компрессорного до Габишева. До строительства эстакады трамвай здесь поворачивал либо налево, к конечной у Приволжского рынка, либо направо, на Зорге, образуя длинный кольцевой маршрут.
Горки. Источник pastvu.com
Метро «Проспект Победы»
Самое главное в этой станции — она регулярно становится предметом шуток из-за сложной навигации. «Проспект Победы» — станция, которая в 2008 году стала первым расширением изначальной линии метро.
Деревня Универсиады
Огромный жилой микрорайон, который строили для проживания спортсменов и делегатов 27-й Всемирной летней Универсиады 2013 года, но и до, и после, разумеется, там обитают студенты Казанского федерального университета, Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма (ПГАФКСиТ) и другие учащиеся. Всего — 14 с половиной тысяч человек. В общем-то, за пределы его можно и не выходить — тут есть все, от бассейна и стадиона до столовой, поликлиники и почты. И вай-фай, разумеется. Единственная проблема — очень далеко от учебных корпусов для части жильцов, зато утром и вечером на автобусах сюда едут одни студенты. Строить деревню начали в июне 2009 года, а закончили в сентябре 2011-го.
«Солнечный город»
Высокие дома, облицованные желтым кирпичом, построенные в 2010-е годы. Проспект Победы тут, поднырнув под развязкой с Оренбургским трактом и закончившись светофором, уводящим основной поток транспорта к республиканской клинической больнице и Ферме-2, переходит в улицу Баки Урманче. Улица эта выглядела застывшей в состоянии строительства, пустынной и безлюдной. Но все изменилось, когда в 2020 году улицу «пробили» по спуску с первой террасы Кабана вниз, в Борисково. И тогда Большое Казанское кольцо, частью которого она является, замкнулось, образовав внутри города контур. Трамвай дошел до заброшенной линии на улице Технической — и вновь стал кольцевым. Ранее же он делал разворот «по временной схеме» — треугольником, или, говоря по-английски, Y-loop — так когда-то разворачивался на улице Волкова второй маршрут трамвая, закрытый незадолго до строительства линии в «Солнечный город» — последний из закрытых в центре города трамвайных маршрутов. Кстати, исчезновение старых трамваев тоже можно списать на последствия программы ликвидации ветхого жилья — исчезли пассажиры с их старыми связями.
Автор благодарит Илью Евлампиева за помощь в подготовке материала.
Жители двух казанских домов по улице Завойского: «По нашей дороге теперь можно ездить только на внедорожнике!»
В редакцию «БИЗНЕС Online» обратились жители двух домов — №21 и 25 — по улице Завойского. Ливень, прошедший в Казани на прошлой неделе, размыл дорогу на подъезде к их домам и разломал асфальт. «Нас достаточно сильно подмыло вчера, и дорога не по ГОСТу во многих местах. Теперь тут только на каком-то внедорожнике можно ездить», — рассказал представитель инициативной группы, представившийся Максимом.
«9 августа здесь было реальное наводнение. Вся вода, которая с Завойского спускалась вниз, ушла к нам. Весь щебень, все булыжники, слои асфальта. Как бутерброд он расслоился, и его выбросило наружу», — отметил мужчина.
Проблемы, связанные с этой дорогой, перед жильцами стояли и раньше. Застройщик — компания «Аспера Астра», сдавшая дома несколько лет назад, оставила нерешенным ряд вопросов. В частности, не паспортизировала дорогу. «Получается, что это просто кусок земли — фактически как поле. В него неликвидно вкладывать. Мы обиваем уже все пороги администрации Советского района — везде говорят, что дорога сначала должна паспортизироваться, а потом ее могут делать», — рассказал мужчина.
Изначально жильцы пытались взыскать деньги с застройщика, однако тот оперативно сменил юрлицо, став ООО «Феличита». Соответственно, требовать выполнения гарантийных обязательств уже не от кого. Офис новой компании, по словам жильцов, также закрыт. УК «Комсервис», на баланс которой перешел дом, все проблемы решает в вялотекущем режиме, отмечает наш собеседник. «Управляющая компания говорит: дорогу строил застройщик, они и так нам половину сдали, половину бросили», — констатирует Максим. Сейчас жильцы 25-го дома рассматривают вопрос о смене управляющей компании и присоединении к ТСЖ дома №21, однако вопрос решится не раньше осени.
«И ямочный ремонт нельзя сделать, потому что дорога в воздухе висит. В Советской администрации нам дали контакты подрядчиков, которые будут заниматься паспортизацией. Мы им звоним, они говорят: «Тендер еще не провели», — сетует он. По словам мужчины, закончить оформление дороги в администрации пообещали к январю 2017 года. «А когда ее сделают… Пока сезон начнется, пока бюджет утвердится…» — вздыхает наш собеседник.
Проблема, по его словам, затрагивает около 500 человек. «У нас два дома — десятиэтажных, пятиподъездных. В каждом — по 220 человек. Все мы вынуждены ездить по этим колдобинам, этим ямам. А дождь пойдет, ямы вскроются — мы же все ходовые разломаем себе!» — опасаются жильцы. Как действовать дальше, они не знают — в администрации Советского района отмечают, что денег на ремонт в этом году не выделялось и просить их не с кого. Пока что жильцы планируют писать письмо в прокуратуру, чтобы для начала получить официальный ответ.
«Понять нас может только тот, кто здесь живет». Воспоминания первых переселенцев в Азино
10 июня в Казани в четвертый раз пройдет Велоночь. Мероприятие будет посвящено казанским меценатам, изменившим город, а второй темой станут городские окраины — в том числе Горки и Азино. Каждый год организаторы записывают для участников пробега радиопередачу, в которой транслируют информацию про историю районов, зданий, улиц и памятников, встречающихся на пути велосипедистов. Специально для очередного подкаста Велоночи «Инде» встретился с шестью жителями Азино, которые переехали туда в числе первых, и с архитектором, который участвовал в проектировании района.
Анна Ивановна, сотрудница института «Казгражданпроект»
с середины 1980-х по начало 2000-х участвовала в проектировании микрорайонов Азино; имя изменено
Начало Азино: стратегическая котельная и несостоявшиеся велодорожки
Проект планировки Азино разработал отдел генеральных планов института «Татгражданпроект» в первой половине 1980-х. Проект планировки — это общая схема района: на ней видно, где пройдут улицы, как будет организовано дорожное движение, где заложат инженерные коммуникации, сколько будет микрорайонов внутри района и сколько примерно в них поселится людей. Один из самых сложных вопросов на этапе планирования нового жилого массива — это теплоснабжение. Азино отапливается из одноименной районной котельной, которая расположена на улице Родина. Воду район получает из двух источников: Волжского водозабора и водозабора, который расположен вдоль улицы Завойского. Это глубинные скважины, и нельзя допустить, чтобы их заразили, поэтому территория огорожена забором, колючей проволокой и тщательно охраняется.
Район проектировался в соответствии с генеральным планом Казани, утвержденным в 1968 году. Уже тогда было известно, что Азино застроят жилыми домами до границы города, которая проходит по реке Ноксе. Правда, мы не могли предвидеть, что там будет такой бум высотного коммерческого строительства. По предварительным чертежам, вдоль Ноксинского спуска должны были жить три тысячи человек, а сейчас живут все шесть. К сожалению, современные застройщики не заботятся об инфраструктуре: в погоне за прибылью дома стали строить плотно, не оставляя места для школ и детских садов.
С самого начала Азино делилось на две части: Азино-1 и Азино-2. Границы Азино-1 — Мамадышский и Вознесенский тракты, от Азино-2 его отделяет овраг между Минской и Закиева. Азино-2 — массив между улицами Минской и Завойского. Сначала строилось Азино-2, потому что район примыкал к более старому — Вторым Горкам. Первые дома Азино-2 появляются во второй половине 1980-х, а к Азино-1 приступили только в 1990-х, причем активнее всего работали после 1995-го, когда заработала программа ликвидации ветхого жилья.
В СССР создание жилых районов всегда начиналось с прокладки сетей и строительства дорог, и это было правильно. К сожалению, сейчас часто бывает, что сначала строят жилье, а уже потом думают, как к нему будут подъезжать машины и общественный транспорт (яркий пример — комплекс «Салават купере»; жителям приходится пользоваться старыми дорогами, из-за чего там постоянные пробки). Проектировщики Азино-2 в первую очередь наметили районную магистраль — улицу Фучика, дублер общегородской магистрали — проспекта Победы. В то же время, что и Фучика, начали строить радиальные дороги: Ломжинскую, Минскую, Ноксинский спуск. При проектировании Азино-1 районную магистраль продолжила улица Сахарова, появились улицы Академика Глушко, Вагапова, Закиева, Бигичева. Предполагалось, что вдоль Южной трассы сосредоточатся объекты общегородского значения: торговля, культура, развлечения, так что появление «Мегастроя», «Меги» и «Южного» можно считать закономерным.
По плану Фучика должна была стать первой улицей Казани, вдоль которой прошли бы велодорожки. Институт придумал это еще в начале 1980-х и очень гордился решением. Велодорожки должны были связывать весь район — планировалось, что они захватят и нынешнюю Сахарова, и часть Горок. Но, к сожалению, на этапе реализации от них отказались. Видимо, хотели закончить работу быстрее и дешевле.
Первые дома: ложные ленинградки, челнинки и проблемные мусоропроводы
Сроки у проектировщиков и строителей были жесткие. Если в Азино-2 еще строились кооперативные дома, то есть люди — как правило, сотрудники городских производств — сами объединялись, вкладывали деньги и были готовы немного подождать, то район Азино-1 проектировался для тех, кого переселяли по программе ликвидации ветхого жилья, и у них проблема стояла острее. Творческого разгула среди проектировщиков не было — из управления капитального строительства городской администрации поступали четкие разнарядки. Тогда действовал адекватный СНИП 1985 года, в котором все было четко: сколько школ, поликлиник, детских садов и других объектов нужно на тысячу жителей, какое должно быть расстояние между домами, какие нормы по инсоляции и т.д. Мне кажется, проектировать в те годы было гораздо проще, чем после 1990-х, когда нам сказали: «забудьте о СНИПах и стройте как вам надо».
В 1980-х в городе работали целых три домостроительных комбината, выпускавшие бетонные панели, поэтому район предсказуемо заполнили типовые девятиэтажки. В процессе проектирования в Институте всегда делали макеты домов — архитекторы смотрели, как будет выглядеть район, определяли оптимальную плотность застройки, выбирали места для архитектурных доминант. В Азино это кирпичные высотки, которые задуманы для того, чтобы жители могли ориентироваться в монотонных серых кварталах. Обычно они строились на перекрестках уже после того, как было готово все остальное жилье. Еще разнообразие в серость Азино вносят «турецкие» дома вдоль проспекта Победы. Такое название они получили потому, что в их строительстве участвовали турецкие фирмы, что для СССР было нетипично.
Девятиэтажки в Азино горожане часто называют ленинградками, но на деле это в основном 121-я и 90-я серии, разработанные московским институтом ЦНИИЭП жилища. В районе Сахарова есть дома серий, которые создавали челнинские домостроительные комбинаты, — мы их между собой называем челнинками. Конечно, все архитекторы, да и жители, любили ленинградки 125-й серии (таких много на Горках) за их большие прихожие и просторные комнаты. Но Азино, повторюсь, надо было строить быстро, а еще это было бесплатное жилье, поэтому проектировщики по возможности экономили на площадях общего пользования: сокращали коридоры, закутки за лифтами. Апофеоз экономии — 121-я серия, в которой потолки на 10 сантиметров ниже (всего 2,5 метра), а бетонные панели на 20 сантиметров уже, чем в 90-й.
Большой проблемой в первых азинских домах были мусоропроводы. Во многих подъездах они засорились в первый же месяц после того, как заехали жильцы. К нам прибегали заказчики и говорили: «пожалуйста, запроектируйте мусорные площадки у домов!». Мы не понимали, в чем дело, а заказчики ссылались на контингент — мол, бывших трущобников и жителей бараков надо к удобствам приучать (хотя во многих домах на Квартале, куда тоже переселяли по программе ликвидации, мусоропроводы до сих пор работают). В итоге мусоропроводы запаяли, а место под площадки для контейнеров пришлось искать уже постфактум. Из-за СНИПов это было тяжело: не менее 20 метров от дома, 15 метров от детской зоны… Иногда игровые площадки приходилось уменьшать или отказываться от спортивной площадки.
Безучастное проектирование: самозахваты зеленой зоны и первые протесты
Когда строилось Азино, подключать население к обсуждению проекта района было как-то не принято. Все «публичные слушания» на деле были кулуарными: приходили электрики, тепловики, представители Водоканала и районной администрации. Эскизы утверждал лично главный архитектор города. Но недовольных не было — люди радовались, что им дают бесплатное жилье и они выезжают из трущоб.
Протесты начались только в последние годы, когда стали активно застраивать зеленые зоны и уплотнять жилую застройку. Честно говоря, мне кажется, люди сами виноваты, что на протяжении 1990-х и 2000-х загрязняли зеленые зоны. В 1980-х моя семья снимала квартиру на Завойского и за нашим домом город кончался. Были ромашковые поля, большие дубы, березовые рощи, чистые овраги, мы ходили туда отдыхать и загорать. А потом начались тяжелые времена, вернули карточную систему, и ромашковые поля превратились в картофельные — люди занимали их стихийно, самозахватом. На картошке сидели жуки, вокруг стал появляться мусор, и мы перестали туда ходить. Потом началось строительство, и мусора стало еще больше. Поэтому меня радует, что в последние годы стали появляться инициативные группы «зеленых» и что люди протестуют против загрязнения и вырубки зеленых насаждений.
живет в Азино с 1998 года
Переезд из центра
До 1998 года мы с супругом и пятилетним сыном жили в двухэтажном доме на Спартаковской — трехкомнатная квартира с двумя кухнями в центре города когда-то принадлежала моей бабушке. Водопровода в доме не было, и зимой супруг регулярно обходил округу в поисках незамерзшей колонки — с маленьким ребенком всегда нужно много воды. Туалет был пристроен к сеням, печка была старой и плохо держала тепло, поэтому сын почти постоянно болел из-за сырости. Сколько себя помню, полы в той квартире всегда были под уклоном — когда я была маленькой, скатывалась от одной стены к другой на счетах, как на ледянках. Как-то муж решил их выправить — вскрыл, а прямо под печкой под полом плескалась вода.
В какой-то момент весь дом начали переселять по программе ликвидации ветхого жилья. Предлагали квартиры в Азино и на Квартале. Практически весь наш двор, а это квартир 13, переехал в Азино. С Ново-Савиновским районом мою семью ничего не связывало: мои родители жили на Фучика, родители супруга — на Зорге, поэтому мы выбрали восточную часть города и переселились в 3-й дом по улице Кайбицкой.
Квартиры выдавались по нормативу: 12 или 18 квадратных метров на человека. Можно было выбирать — если дом, в который предлагали переселиться, по каким-то причинам тебя не устраивал, ты просто ждал дальше. Но мы согласились сразу. Во-первых, надоела бытовая неустроенность. Во-вторых, было как-то неуютно: когда соседей стали расселять, опустевшие квартиры начали грабить. А еще, как только соседи за стенкой от нас уехали, там забегали крысы. В общем, переезд был для нас огромным счастьем — первое время я даже не хотела выходить из новой квартиры. Мы перевезли туда доставшуюся от бабушки антикварную мебель — она нам еще долго прослужила. А вот бытовой техники практически не было — все покупали заново.
Жизнь на улице Кайбицкой
Наш дом на Кайбицкой был самым крайним в микрорайоне. Рядом быстро шло строительство — из окна мы наблюдали, как буквально за два месяца вырос соседний дом. Ближайший к дому детский сад находился в паре остановок, ближайшая школа была тоже неблизко, и сын пошел в первый класс в 6-ю гимназию (она находилась недалеко от дома родителей). Через год в соседней «коробке» построили новую школу — на открытие даже приезжал Шаймиев, — и мы перевели сына туда.
Из центра до нас ходил единственный автобус — № 91. Конечная была на Минской, и оттуда до дома мы ходили пешком. Внутри Азино транспорт был развит тоже плохо, но в конце 1990-х пустили 12-й троллейбус, а еще появились маршрутки. Домов вокруг было все еще не очень много, поэтому троллейбус можно было заметить издалека: когда я видела из окна, что он появился на остановке «Кабельное», брала сына в охапку и шла на остановку.
Нам очень повезло с соседями. В прошлом году в подъезде впервые с заселения дома в 1998-м сделали ремонт, но он даже и не требовался — никаких надписей на стенах, отколупанной краски. У нас было чисто даже до того, как подъезд закрыли на железную дверь с домофоном, — никаких наркоманов, алкоголиков и бомжей.
Строительство «Меги» и нового ипподрома нас почти не затронуло. Что касается развязок, есть мнение, что они не решили проблему пробок, а лишь передвинули их: если раньше заторы были на пересечении проспекта Победы и Сахарова, то сейчас машины собираются на Закиева, Сахарова, Фучика, в районе моста и со стороны нового ипподрома. Я считаю, что пробки связаны не с развязками, а с безудержным строительством жилья в районе и бесконтрольным увеличением числа жителей в нем.
Екатерина Жукова, 39 лет
живет в Азино с 1988 года
Детство рядом с кладбищем самолетов
В 1988 году мы с мамой получили ордер на квартиру в доме на Минской. Дали нам ее абсолютно бесплатно как бывшим барачникам — мы жили в поселке Нефтяников, там сейчас агропарк и ипподром. Наш старый дом был рассчитан на четыре-пять семей — туалеты уличные, железная колонка зимой леденела, зато все были дружными, как в деревне. Мы знали, что рядом Клыки и там условия еще хуже. Когда наш барак стали расселять, мы несколько раз отказывались от неподходящих вариантов, и в итоге остались последними в поселке. Но мы знали, что ждем конкретного дома: нам нужна была однокомнатная квартира недалеко от сестры, которой дали жилье в Азино незадолго до нас. Когда мы переехали в дом с горячей водой и красивым туалетом, первое время мама только и говорила: «Ну надо же! Дожила!».
Сейчас я понимаю, что дойти пешком от моего старого дома до нового проще простого — там километра три, можно добраться меньше чем за час. Но в конце 1980-х нам казалось, что мы переезжаем на край географии — как будто весь обитаемый мир в Азино кончался. В конце 1980-х там было чистое поле с парой кустов, а сейчас это, как мне кажется, чуть ли не самое зеленое место города. Мне было десять лет, и мы с друзьями, еще живя в Нефтяниках, постоянно предпринимали какие-то вылазки на эту территорию. Брали велики и чувствовали себя прямо-таки партизанами. Там, где сейчас стоит «Мега», было кладбище самолетов, оно охранялось, и попасть туда было настоящей спецоперацией. Зато как здорово было по пути из школы — я тогда училась в гимназии на Космонавтов — посидеть в кабине пилота! О чем еще может мечтать ребенок в этом возрасте?
Фотографии предоставил Семен Смолкин
Инфраструктура: школа, два детских сада и далекая аптека
Мы въехали в дом в самой первой «коробке» на Минской. Рядом с нами был заложен квадрат, где сейчас 125-я гимназия, но Ломжинской еще не было — шла стройка. Когда я переехала, гимназию уже открыли, и я пошла туда учиться. Очень переживала: все друзья-то остались в старой школе. В Азино переселяли из барачных поселков на окраине, и поначалу слава у района была так себе: считалось, что туда переехали все алкоголики и наркоманы, а рядом еще и горкинские группировки. В школе у меня поначалу тоже было ощущение, что туда загнали всех троечников, но они довольно быстро стали «очеловечиваться». Да и про сам район скоро стали думать лучше.
Продолжая разговор про инфраструктуру: нас не перевезли в никуда, к нашему приезду в Азино почти все было готово. Работал детский сад, очень быстро построили второй. Поликлиника была на первом этаже Минской, 20, «скорая» к нам приезжала без проблем. На углу напротив «Южного» до сих пор стоит здание, на котором написано «Азино 2», — это универсам, который работал со времен первых переселенцев. Еще на Минской, 25 был вагончик с продуктами первой необходимости. Правда, аптека работала только в Десятке, но это все равно пешая доступность.
Пока домашних телефонов не было, во дворах стояли будки — по одной на дом. Телефонизация шла к нам со стороны Фучика, и году в 1993-м нам провели линию. Я помню, что родители периодически ходили на какие-то встречи жильцов, где обсуждалось, что где строить и куда переносить, но потихоньку эта активность сошла на нет. У нас такой район — все постепенно само улучшается, дворы облагораживают, дороги делают. Помню, что у жильцов спрашивали, где сделать поликлинику, хотя сейчас думаю, что это делалось для галочки — скорее всего, все уже было прописано в проекте.
«Икея» в самом зеленом районе
Отлично помню, как строили и открывали «Икею». Еще вчера было все огорожено, а сегодня — синее здание посреди зеленого поля. Туда сразу началось настоящее паломничество, было такое ощущение, что люди приехали со всего Татарстана. Пройти по магазину с тележкой было нереально, в очереди на вход надо было стоять полдня, а потом еще столько же в кассу. Странные игрушки, мебель — это был какой-то момент откровения, было важно непременно что-нибудь купить, хотя из Москвы такие же вещи привозили уже давно. Сейчас я думаю: вот дураки, нашли куда паломничать. Но тогда у нас было ощущение чего-то важного, будто ты становишься наконец европейцем.
Я живу в Азино уже почти 30 лет, и за это время здесь выросли шикарные деревья — некоторые даже стали спиливать, чтобы не мешали жителям. В нашем дворе была трава и пара кустов, а сейчас у меня за домом сад с вишней и жасмином. Я обожаю Азино — да, 30 лет назад это была граница цивилизации, но теперь все иначе. Скоро еще метро от Дубравной проведут, вообще замечательно будет. У нас даже вторичка дорогая. Сюда можно быстро добраться из любой точки города, магазины, кинотеатры, строительные супермаркеты — все есть, кроме, пожалуй, набережной. Нокса стала совсем крохотная, а когда-то мы в ней купались — хотя, кажется, она и тогда была по колено. Еще в районе во времена моего детства было несколько прудов, куда ломилось все Азино, — один у поселка Вознесенье, другой ближе к нынешнему «Изумрудному городу». Не помню, была ли там чистая вода — наверное, мы были в таком возрасте, что нам было все равно.
Конечно, когда в 2000-х стали застраивать зеленые зоны, было жалко. Писали жалобы, но каких-то громких выступлений не было. Все быстро привыкли: появление «Франта» уже казалось ожидаемым. Хотя заправку мы отстояли: напротив торгового центра сделали пруд и садик. Каждый раз, когда мы на что-то жаловались, нам отвечали: простите, это уже давно было в проекте. Хотя еще нам, например, удалось отстоять Горкинско-Ометьевский лес. Мне нравится, что получилось в итоге, — мы с семьей там часто гуляем. Правда, для велосипедистов лес не очень удобен, и я бы предложила сделать дополнительный выход на улицу Родина. Еще, мне кажется, это очередное вымогательство денег у мам: пока дойдешь до качелей, на пути встретишь кучу палаток с угощениями — как тут откажешь ребенку.