Что находится между россией и казахстаном
Правила въезда в Казахстан для россиян в 2021 году
Во время пандемии правила въезда в Казахстан изменились. Теперь россияне без уважительной причины могут попасть в страну только самолетом: сухопутная граница для туристов закрыта.
Для въезда в Казахстан не нужен загранпаспорт и не понадобится виза, если путешественник будет находиться в стране до 90 дней. Но если провести в Казахстане больше 30 дней, нужно зарегистрироваться в миграционной службе. По приезде придется сделать ПЦР-тест на коронавирус.
Расскажу подробнее о правилах въезда и о том, какие ограничения действуют в стране.
Кто может въехать в Казахстан по суше
Казахстан тоже закрыл сухопутную границу для путешественников. Въехать в страну могут несколько категорий россиян:
В списке есть и другие категории. Они перечислены на сайте пограничной службы республики.
Любую из причин нужно документально подтвердить. Например, представить документы, подтверждающие родство: свидетельство о рождении или о браке, записи в паспорте, справки из загса. Принимают документы на русском и на казахском языке.
Где отдохнуть за рубежом в 2021 году?
Какие документы нужны, чтобы прилететь в Казахстан во время пандемии
Если путешественник прошел полный курс вакцинации от коронавируса на территории Казахстана, то ему сдавать ПЦР-тест не нужно — достаточно предъявить сертификат о прививке. Но для тех, кто вакцинировался в России или в другой стране, послаблений нет — придется сдавать тест.
Как сейчас попасть в Казахстан из России
Все международные поезда из России в Казахстан и обратно отменили. Автобусов на ближайшие даты мы в расписании не нашли. Если есть уважительная причина, въехать в Казахстан через сухопутную границу можно только на личном автомобиле. В таком случае кроме ПЦР-теста нужно иметь водительское удостоверение и свидетельство о регистрации автомобиля.
Летать в Казахстан туристы могут без ограничений. 21 сентября 2020 года Россия возобновила авиасообщение с Казахстаном. Из Москвы в Нур-Султан есть три прямых рейса в неделю, в Алма-Ату — два.
Какие ограничения действуют в Казахстане
В Казахстане все должны носить маски в общественных местах и соблюдать социальную дистанцию. По всей стране приостановили междугородние перевозки.
В Алма-Ате действуют похожие запреты:
Данные актуальны на 29 июля 2021 года.
«Думаю, туристов ограничения коснутся не сильно»
Ситуация с пандемией в Казахстане сильно напоминает то, что происходит в России. Вакцинация идет медленно, количество заболевших растет — сейчас выявляют по 6—7 тысяч в день. В стране ввели ограничения из-за коронавируса.
Сейчас в Алма-Ате в будние дни жизнь изменилась не сильно, но по выходным ничего не работает: закрыты кафе, торговые центры, не ходит общественный транспорт. Из-за отмены междугородних перевозок я не могу съездить к родственникам и друзьям, приходится добираться автостопом.
Маски носят в общественном транспорте, но в небольших кафе или на открытом воздухе их никто не надевает.
Я думаю, ограничения не сильно повлияют на туристов. В будние дни работают музеи, кафе, рестораны. Туристические группы могут свободно передвигаться по стране — экскурсионные автобусы возят по 30—40 человек. Например, можно свободно купить путевку в Чарынский каньон или на Кольсайские озера. Правда, лучше арендовать автомобиль и ехать без туристических групп: так безопаснее.
В рассылке не еmail вместо флага Казахстана 🇰🇿, указали флаг Болгарии 🇧🇬.
Движусь в обратном направлении, но суть та же: перелёт стоит как чугунный мост.
В доковидные времена за эти деньги можно было в штаты слетать.
С 1 ноября ситуация резко меняется, видимо, открывается сухопутная граница и спрос на перелеты упадёт многократно. Но это далеко не самое приятное время года для посещения страны.
Так что если кто-то вдруг как турист собирался в Казахстан в этом году – уж точно переносите на следующий 🙂
Николай, А если не секрет, откуда такая информация про открытие сухопутной с 1 ноября? Было бы прекрасно, перелет оч дорогой, а к родственникам съездить хочется)
В сентябре 2021 г. в Казахстане умерла мама. Похоронили соседи на следующий день. Естественно на похороны я не успевала т. к. на переезд потребовалось бы несколько дней. Для посещения могилы и подачи документов на квартиру согласно завещания поехала из Москвы поездом до Челябинска, а затем на такси до пограничного посёлка. На пограничном пункте Казахстанские пограничники с ухмылкой категорично в пропуске в Казахстан мне отказали мотивируя отсутствем оснований для пропуска! Я предъявила завещание на квартиру завещанную матерью мне,сертификат о прививках, докуметы о рождении и проживании меня в Казахстане до совершеннолетия. Однако меня не пропустили! Сейчас могила матери не оборудована памятником, квартира безнадзорна, коммунальные услуги за квартиру и отопление не оплачиваются, срок вступления в наследство истекает. Свидетельство о смерти матери я могу получить только лично в Казахстане, а через границу меня не прпустили! Замкнутый круг! При этом Казахам разрешён беспрепятственный въезд в Россию для работы!? А я, имея возможность остановиться в завещанной мне квартире, лишена возможности приехать в Казахстан для оформления документов и посещения могилы матери!? Вот такое отношение в Казахстане к Россиянам!
§ 1. Общая характеристика
Граница между Россией и Казахстаном представляет уникальный, не имеющий аналогов политико-географический феномен евразийского и глобального масштаба. По своей протяженности она является самой длинной в мире сплошной сухопутной границей 1, к которой добавляется участок на Каспийском море (см.
Именно ландшафтные условия, в целом благоприятные для такого сообщения, делают российско-казахстанскую границу достаточно контактной в плане возможности транспортного сообщения. Ее пересекают 16 железнодорожных магистралей, примерно 200 автодорог. Из последних 6 являются автомагистралями, будучи участками международных автомобильных дорог СНГ: граница Эстонии — Санкт-Петербург — Вологда — Киров — Пермь — Екатеринбург — Тюмень — Омск — Павлодар — Семипалатинск — Майкапчагай — граница Китая; граница Польши — Брест — Минск — Смоленск — Москва — Рязань — Пенза — Самара — Уфа — Челябинск — Курган — Петропавловск — Омск — Новосибирск — Кемерово — Красноярск — Иркутск — Улан-Удэ — Чита — Хабаровск — Владивосток; Киев — Глу- хов — Курск — Воронеж — Саратов — Уральск — Актюбинск — Кзыл-Орда — Чимкент — Джамбул — Бишкек — Нарын — Торугарт — граница Китая; граница Польши — Львов — Ровно— Житомир — Киев — Полтава — Харьков — Луганск — Волгоград — Астрахань — Атырау — Бейнеу — Нукус — Бухара — Карши — Термез — граница Афганистана (все три относятся к направлению «запад — восток»); Самара — Уральск — Аты- рау (промежуточный маршрут) ; Екатеринбург — Челябинск — Кустанай — Акмола — Караганда — Алматы — Бишкек — Ош — Андижан — Коканд — Ташкент — Душанбе — Нижний Пяндж — граница Афганистана («север — юг»); Семипалатинск — Барнаул — Новоалтайск (соединительная дорога направления «север — юг») 5. Кроме того, через границу проходят 36 дорог с твердым покрытием, 33 — без покрытия, остальные — грунтовые 6, которые в плохих погодных условиях становятся труднопроходимыми. Количество таких дорог с трудом поддается учету; приводимые Федеральной пограничной службой данные отражают наличие далеко не всех дорог, изображаемых даже на картах приграничных регионов, не говоря уже о картах местности.
Строившаяся в советский период транспортная инфраструктура создавалась как единый комплекс, составляющие которого в ряде случаев проектировались без учета административных границ между союзными республиками.
В ряде случаев (особенно когда речь идет о железнодорожных магистралях) такая взаимосвязь создает серьезные проблемы в плане зависимости от сопредельной стороны транспортного сообщения между частями одного и того же государства, а также несовпадения ведомственной принадлежности таких участков с государственной 7.
Через территорию РК, в свою очередь, пролегают коммуникационные пути, имеющие высокое экономическое и стратегическое значение уже для РФ. Так, Южно-Уральская железная дорога девять раз пересекает границы Казахстана, по территории которого проходит основная часть 74-километрового участка Орск— Никельтау Оренбургского отделения ЮжноУральской железной дороги.
В нескольких случаях сходные проблемы имеют место на локальном уровне. Границу с Казахстаном пересекает проходящий по территории Оренбургской области участок Союзное — Домбаровский, а также расположенный в Челябинской области участок Южно-Уральской железной дороги 10. Дважды пересекает границу проходящая через Волгоградскую и Астраханскую области железнодорожная магистраль, которая соединяет прикаспийские регионы с центром России. Этот участок, в том числе и его казахстанские отрезки, подведомственны российской Приволжской железной дороге.
Значительные проблемы создает несовпадение балансовой и территориальной принадлежности линий электропередач. Это вызывает затруднения при проведении ремонтно-эксплуатаци- онных работ, исполнители которых вынуждены проходить таможенный досмотр и даже уплачивать пошлины. Для решения вопроса в 2003 г. была создана совместная комиссия 11.
Со своей стороны, Казахстан, желая сократить зависимость своей транспортной инфраструктуры от сопредельной стороны, также предпринял ряд конкретных шагов в этом направлении. В конце 2000 г. был введен в эксплуатацию участок, соединивший Семипалатинск с Павлодаром, что позволило осуществлять сообщение между ними без использования территории Алтайского края. В планах казахстанской стороны строительство ветки, предназначенной для соединения напрямую Семипалатинска с Усть-Каменогорском. В этом случае коммуникационная зависимость всего Северо-Восточного Казахстана от России существенно уменьшится.
Коммуникационный потенциал приграничных регионов 1> Приграничный регион Протяженность Количе Количество авто- Приблизи- Количество участка границы, ство дорог [автомаги тельное значе- пунктов
пропуска км трансграничных железнодорожных участков стралей и шоссейных дорог / дорог с твердым
Здесь и далее в главах цифрой-номером с закрывающейся скобкой обозначаются примечания, относящиеся к таблице. 2
Для региональных участков Казахстана значение «грунтовые дороги» отсутствует. 3
В скобках приводится значение насыщенности путями, по которым возможно постоянное сообщение. Для региональных участков Казахстана рассчитывается только это значение. 4
В скобках приводится количество железнодорожных и автомобильных пунктов. 5
Здесь и далее в таблицах знаком «тире» обозначается отсутствие характеризуемого явления.
Учтенные в таблице коммуникационные пути, конечно же, не являются равноценными. В частности, грунтовые дороги труднопроходимы при плохих погодных условиях, но в то же время прозрачность границы делает использование некоторых из них довольно заманчивым при осуществлении нелегальных трансграничных операций. К тому же приведенные в скобках цифры вряд ли можно считать точными: число сезонных дорог постоянно уточняется, причем нередко это происходит в ходе операций по пресечению контрабанды 13. Таким образом, если первая цифра пятого столбца отражает коммуникационный потенциал для развития приграничного сотрудничества, значение в скобках в какой-то мере указывает на степень привлекательности участка для потенциальных нарушителей режима границы. Было бы, однако, упрощением оценивать уровень контактности участка границы, основываясь прежде всего на его лан- дшафтно-коммуникационном потенциале. Показателен пример Астраханской области, участок которой (вместе с другими территориями Нижнего Поволжья) российская исследовательница Н. Зубаревич отнесла к барьерным, по сути, именно на основе ландшафтно-коммуникационного критерия 14. Между тем Астраханская область, как будет показано в четвертой главе, по качественным параметрам является одним из лидеров в сфере развития трансграничного сотрудничества с Казахстаном. Такая ситуация во многом объясняется тем, что при оценке потенциала трансграничного взаимодействия (конструктивного либо конфликтного) требуется конкретный учет многих факторов, в числе которых ресурсная база, наличие, взаимосвязанность и возможности развития экономической инфраструктуры, политический фон, практические шаги, предпринимаемые для раз- вития такого сотрудничества официальными и другими структурами и т. п.
Даже после распада СССР и частичного разрыва сложившихся производственных связей сохраняется тесная взаимозависимость производственного комплекса приграничных территорий РФ и РК, особенно значительно проявляющаяся в уральской и сибирской зонах российско-казахстанского приграничья. Такая взаимозависимость уже сама по себе говорит о достаточно высокой степени совместимости производственного потенциала приграничных регионов. В западной зоне сырьевая ориентация казахстанских регионов с явно преобладающей долей топливно- энергетического комплекса хорошо сочетается с развитостью машиностроительного и металлообрабатывающего комплекса (в том числе производящего буровое оборудование и трубы) сопредельных российских областей, во многом обеспечивающих и потребности казахстанских соседей в продукции легкой и пищевой промышленности. В северной зоне, как было отмечено выше, со- зданная в советский период структура промышленности подразумевает сохранение тесных трансграничных связей для обеспечения производственного цикла в сферах металлургии, машиностроения, топливной промышленности и других.
В то же время сопоставление производственных потенциалов приграничных регионов дает менее оптимистичную картину. Во-первых, большинство примыкающих к границе субъектов РФ существенно превосходят в этом отношении своих казахстанских партнеров. Наиболее показателен пример Тюменской области, ВРП которой к концу 1990-х гг. примерно в полтора раза превосходил ВВП всего Казахстана 16. Если не считать явного аутсайдера — Республику Алтай, — то лишь самые слабые в рассматриваемом отношении российские пограничные регионы (в частности, Курганская область) сравнимы с соседями и даже по ключевым параметрам уступают таким сопредельным регионам, как Павлодарская и Восточно-Казахстанская области.
Еще заметнее в данном плане различаются приграничные регионы внутри одной страны. Один из «полюсов», Тюменская область, превосходит, например, по ВРП другой — Республику Алтай — почти в 240 раз 17. Н. Зубаревич условно выделяет 3 группы граничащих с Казахстаном субъектов РФ, обладающих, в сопоставлении по ВРП, высоким (Тюменская, Самарская, Челябинская области), средним (Волгоградская, Оренбургская, Новосибирская, Саратовская, Омская области, Алтайский край) и относительно низким (Астраханская, Курганская области) потенциалом 18. Особняком в этой классификации можно поставить явного аутсайдера — Республику Алтай.
По Казахстану картина несколько иная: по данным на начало 2 003 г. суммарный ВРП семи граничащих с РФ областей Казахстана составил 43,1 % от общенационального 19. Еще в 1995 г. данная цифра составляла 66,8 % 20, а в 1998 г. — 54,4 %. Это свидетельствует об уменьшении (в первую очередь, из-за последствий спада производства и роста доли нефтегазодобывающих регионов) доли северных и западных регионов в республиканской экономике, которая в советский период была полностью зависима от промышленного и сельскохозяйственного потенциала прилегающих к РФ территорий. Инфраструктурные связи между Россией и Казахстаном не ограничиваются транспортной и производственной сферами. Опре- деленное значение имеет, например, связь между объектами военной инфраструктуры в приграничной зоне. Некоторые из этих объектов имеют ключевое значение в контексте развития военного сотрудничества, что можно проиллюстрировать на примере расположенного в Астраханской области полигона Ашу- лук, на котором регулярно проводятся совместные учения сил ПВО СНГ. В отдельных случаях части одного и того же объекта располагаются на территориях обоих государств. Такая ситуация имеет место в районе полигона Капустин Яр, к которому относятся участки трассоизмерительного комплекса государственного летно-испытательного центра и других объектов, уходящие далеко вглубь Казахстана, занимающие 2 млн га территорий Атырауской и Западно-Казахстанской областей и, в соответствии с подписанными в 1995 г. соглашениями о разделе военного имущества, использующиеся российской стороной на правах аренды 21.
Особенности инфраструктуры и экономического развития оказывают серьезное влияние на происходящие в приграничье демографические процессы. В граничащих с Казахстаном российских регионах проживает около 2 6 млн чел.22, из которых более 3 млн — в непосредственно прилегающих к границе административных районах 23. Население северных и западных приграничных регионов Казахстана составляет 5,8 млн чел., из них более 1,7 млн живут в непосредственно граничащих с РФ административных районах 24. Демографические пропорции в непосредственно прилегающей к границе зоне можно считать, таким образом, сопоставимыми, хотя соответствующий потенциал приграничных регионов отличается (в пользу России) почти в пять раз.
Наиболее соизмеримым в этом отношении является демографический потенциал ряда северо-восточных участков, например, зоны между Алтайским краем (население которого составляет 2,6 млн чел.25) и Восточно-Казахстанской областью (1,5 млн чел.) 26. Напротив, самый разительный контраст наблюдается на северо-западном участке, где с относительно слабонаселенной Западно-Казахстанской областью (630 тыс. чел.) имеют протяженные границы такие регионы, как Волгоградская, Саратовская и Оренбургская области с совокупным населением около 7, 6 млн человек. Другой северо-западный регион Казахстана — Актюбинская область (683 тыс. чел.) — уступает единствен- ному сопредельному субъекту РФ — области Оренбургской (2,2 млн чел.) — более чем в три раза.
При этом выраженная демографическая барьерность (затрудняющая трансграничное взаимодействие ввиду слабой заселенности приграничных территорий) характерна лишь для некоторых районов западной и восточной зон. В первом случае (приграничная зона, включающая территории, с одной стороны, Астраханской и Волгоградской, с другой — Атырауской и Западно-Казахстанской областей) сказывается ландшафтная и коммуникационная барь- ерность полупустынного Заволжья, во втором (зона, включающая часть приграничных территорий Алтайского края, Республики Алтай, а также Восточно-Казахстанской области) — Горного Алтая. Особенно сильна такая барьерность во втором случае, учитывая, что средняя плотность населения в приграничных районах Республики Алтай составляет менее 1 чел. на км2.
Социальная ситуация в российско-казахстанском приграничье во многом определяется и такими качественными демографическими характеристиками, как возрастная и половая структура населения, а также структура его занятости. К сожалению, комплексные исследования, позволившие бы дать репрезентативную картину по этим параметрам и оценить их значимость в пределах всей приграничной зоны, пока не проводились; хотя потребность в таких исследованиях определенно имеется. В числе обозначившихся в постсоветский период тенденций следует отметить «старение» постоянно проживающего в приграничных районах населения в сочетании с высоким процентом молодых людей в составе переезжающих в данные районы внешних и внутренних (в Казахстане) мигрантов. В ряде случаев «конфликт поколений» с их различной ценностной ориентацией становится, наряду с проблемами трудоустройства, одним из катализаторов межэтнических противоречий.
По уровню урбанизации большинство российских приграничных регионов заметно превосходит своих казахстанских соседей. При этом число проживающих в сельской местности (и особенно в приграничье, учитывая, что с казахстанской стороны доля проживающего там сельского населения в общем количестве жителей региона в целом выше, чем со стороны российской) часто оказывается вполне сопоставимым. Соответствующие данные отражены в таблице 1.2.
Таблица 1.2 Регионы Численность Процентное соотношение численности населения городского и сельского населения Российская Федерация Астраханская обл. 1 005 68/32 Волгоградская обл. 2 699 75/25 Саратовская обл. 2 668 74/26 Самарская обл. 3 240 81/19 Оренбургская обл. 2 179 58/42 Челябинская обл. 3 604 82/18 Курганская обл. 1 019 56/44 Тюменская обл. 1 325 61/39 (без Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого авто номных округов) Омская обл. 2 079 69/31 Новосибирская обл. 2 692 75/25 Алтайский край 2 607 53/47 Республика Алтай 203 26/74 Республика Казахстан Атырауская обл. 452 58/42 Западно-Казахстанская обл. 602 43/57 Актюбинская обл. 668,3 55/45 Кустанайская обл. 919,1 54/46 Северо-Казахстанская обл. 682 37/63 Павлодарская обл. 749 63/37 Восточно-Казахстанская обл. 1 531 59/41 1 Составлено по: Регионы Казахстана в 2002 году. Основные социально-экономические показатели. Алматы: Агентство Республики Казахстан по статистике, б. г.; Численность городского и сельского населения по субъектам Российской Федерации // Всероссийская перепись населения 2002 года. Режим доступа: http://www.perepis2002.ru/ct/html/ALL_00_01.htm.
Уровень урбанизации российско-казахстанского приграничья 11
Этническая характеристика российско-казахстанского приграничья11 Регион Процентное соотношение русского и казахского населения в приграничном регионе и его приграничных районах Процентная доля других наиболее многочисленных групп, выражено обособленных в этнокультурном плане от титульного этноса [в приграничном ре- 2)-.
Окончание табл. 1.3 Регион Процентное соотношение
русского и казахского населения в приграничном регионе и его приграничных районах Процентная доля других наиболее
многочисленных групп, выражено
обособленных в этнокультурном плане
от титульного этноса [в приграничном 2)-.
2) Для Республики Казахстан данный показатель высчитывается по приграничному региону и приграничным районам. 3
Здесь и далее в таблицах знаком «многоточие» обозначается отсутствие данных. 4
Знаком «звездочка» в таблице отмечаются данные по приграничной полосе соответствующих регионов. Приведенные выше данные показывают, что статистика регионального масштаба далеко не всегда дает сколько-нибудь репрезентативную картину с интересующей нас точки зрения. Очень высокий уровень урбанизации российских приграничных регионов делает преобладание русского населения подавляющим. Даже в Астраханской области, где казахи составляют наибольшую во всей российской части приграничья процентную долю населения, численность казахов в областном центре по данным переписи 1989 г. не превышала 3 %. Вместе с тем в западной части российско-казахстанской приграничной зоны соотношение русских и казахов оказывается сопоставимым. Это происходит во многом ввиду предпочтения последними условий сельской местности и тяготения к компактному расселению.
Ситуация в западной зоне российско-казахстанской границы (Волгоградская и Астраханская области) нетипична на фоне среднестатистического регионального участка приграничья, где соотношение численности представителей титульных для сопредельных этнических групп в большинстве случаев либо устанавливается в пользу русского населения, либо (в тех районах, где преобладают казахи) разница гораздо менее контрастна. Казахи составляют заметное большинство во всех приграничных районах Астраханской области и в прилегающей к границе зоне области Волгоградской. В приграничных же районах Западного Казахстана они явно превосходят по численности все остальные этнические группы. Согласно переписи 1999 г., численность казахов в Джа- ныбекском районе Западно-Казахстанской области составила 19 511 чел., из них 95,3 % — казахи, 3, 9 % — русские. Еще более показательны данные по Урдинскому району, в котором (из 19 272 чел.) казахи составляли 99, 8 %, а русские — 0, 08 % 27.
Во многом иная ситуация наблюдается в казахстанской части приграничья. Здесь бросается в глаза различие между «казахским» западом и северо-западом и «русским» севером и северо- востоком. Несмотря на то, что в сельской местности казахи в среднем составляют гораздо более значительный процент населения, чем в городах, численность русского населения в прилегающей к границе зоне, как правило, гораздо выше, чем в сельской местности в среднем.
В целом, росссийско-казахстанское пограничье обладает огромными природными, коммуникационными, экономическими, социальными и культурными ресурсами, тесно взаимосвязанными между собой. Однако значимость границы и пограничья не исчерпывается объективными характеристиками, во многом определяясь особенностями субъективного восприятия смысла и значения феномена. Сложность и многомерность рассматриваемого явления требует остановиться подробнее на анализе его концептуальных интерпретаций.