Что находит выражение в двупланной композиции романов драм и симфоний

Литература. 11 класс

Символисты

Впишите пропущенные названия.

Материальный мир рисуется как маска, сквозь которую просвечивает потустороннее. Дуализм находит выражение в двупланной композиции романов, драм и «симфоний». Мир явлений, быта или условной фантастики изображается гротескно, дискредитируется в свете «трансцендентальной иронии». Ситуации, образы, их движение получают двойное : в плане изображаемого и в плане ознаменовываемого.

Символисты

Кто из поэтов не является символистом?

Акмеисты

Какой поэт не входит в группу акмеистов?

Русские писатели

Установите соответствие между именем выдающегося деятеля и его портретом.

А. Ахматова

Восстановите последовательность строк стихотворения А. Ахматовой «Песня последней встречи».

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

Но шаги мои были легки.

Так беспомощно грудь холодела,

А я знала – их только три!

Я на правую руку надела

Литературные течения
Литературные термины

Дополните текст литературным термином.

избегает логического раскрытия темы, обращаясь к чувственных форм, элементы которых получают особую смысловую насыщенность. Сквозь вещественный мир искусства «просвечивают» логически невыражаемые «тайные» смыслы. Выдвигая чувственные элементы, отходит в то же время от импрессионистического созерцания разрозненных и самодовлеющих чувственных впечатлений, в пёстрый поток которых вносит известную цельность, единство и непрерывность.

Источник

Что находит выражение в двупланной композиции романов драм и симфоний

Что находит выражение в двупланной композиции романов драм и симфоний

Что находит выражение в двупланной композиции романов драм и симфоний

Елена Корнюшина запись закреплена

Что находит выражение в двупланной композиции романов драм и симфоний

Что находит выражение в двупланной композиции романов драм и симфоний

Символизм – это художественное направление, центральное течение русского модернизма.

Символ – это многозначное иносказание слова, пучок смыслов. Когда символ попадает в художественный текст, он должен реализовать максимальное количество значений, вызвать в сознании читателя как можно больше ассоциаций.

Символ и символистское поэзии развивается на фоне массового увлечения реализмом. В конце 19 века он зарождается. Только в 10-е годы 20 века символисты уже станут поэтами для массы.
Показать полностью.

Символизм как литературное течение зародился во Франции в 80-х гг. 19 в. Основой художественного метода французского символизма является резко субъективированный сенсуализм (чувственность). Символисты воспроизводили действительность как поток ощущений. Поэзия избегает обобщений, ищет не типическое, а индивидуальное, единственное в своем роде.

Поэзия приобретает характер импровизации, фиксируя «чистые впечатления». Предмет теряет ясные очертания, растворяется в потоке разрозненных ощущений, качеств; доминирующую роль играет эпитет, красочное пятно. Эмоция становится беспредметной и «невыразимой». Поэзия стремится к усилению чувственной насыщенности и эмоционального воздействия. Культивируется самодовлеющая форма. Представителями французского символизма являются П. Верлен, А. Рембо, Ж. Лафорг.

Господствующим жанром символизма была «чистая» лирика, лиричными становятся роман, новелла, драма.

В России символизм возник в 90-х гг. 19 в. и на своем первоначальном этапе (К. Д. Бальмонт, ранний В. Я. Брюсов и А. Добролюбов, а в дальнейшем – Б. Зайцев, И. Ф. Анненский, Ремизов) вырабатывает стиль упадочного импрессионизма, аналогичного французскому символизму.

Русские символисты 1900-х гг. (В. Иванов, А. Белый, А. А. Блок, а также Д. С. Мережковский, С. Соловьев и другие), стремясь преодолеть пессимизм, пассивность, провозгласили лозунг действенного искусства, преобладание творчества над познанием.

Материальный мир рисуется символистами как маска, сквозь которую просвечивает потустороннее. Дуализм находит выражение в двупланной композиции романов, драм и «симфоний». Мир реальных явлений, быта или условной фантастики изображается гротескно, дискредитируется в свете «трансцендентальной иронии». Ситуации, образы, их движение получают двойное значение: в плане изображаемого и в плане ознаменовываемого.

Данное литературное направление принято разделять на «старших» и «младших» символистов.

Обе ветви символистов роднило представление о символе как условном знаке реальности. Символизм искусства они сближали с символизмом реальности.

Цель искусства – интуитивное постижение мира через символы.

Главный принцип – искусство для искусства. «Создания искусства – приотворённые двери в вечность» (В.Брюсов)

Большое внимание уделялось экспериментированию со стихосложением.

Особая роль была у автора, он выступал в роли прорицателя, пророка, способного постичь средствами искусства мировую гармонию.

Теоретические основы символизма дал Д. С. Мережковский (1866—1941), в 1892 году выступивший с лекцией «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы». Новым течениям, по мнению Мережковского, предстояло возродить литературу, совершив «огромную переходную и подготовительную работу».

С самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением. Д. Мережковский и В. Брюсов стали во главе так называемых «старших символистов», которые понимали символизм как литературную школу, стремились возродить культуру стиха, боролись за свободу самовыражения поэта, отстаивали культ красоты.

Что находит выражение в двупланной композиции романов драм и симфоний

Мережковский Дмитрий Сергеевич (1866-1941)

Сын высокопоставленного придворного чиновника, Мережковский начинал свою литературную деятельность в демократической среде.

Стихи писал с 13 лет; в 1880 отец возил его к Достоевскому с ученическими опытами; тогда же он вошел в литературные круги. С 16 лет начал печатать стихи в журналах.
Показать полностью. Окончил филологический факультет Петербургского университета. Первая книга Д. Мережковского, принесшая ему некоторую известность, «Стихотворения. (1883-1887)» — вышла в 1888 и целиком умещалась в рамки традиционной народнической поэзии, эксплуатируя ритмы и темы С. Надсона (усталости и одиночества, разочарования, бесплодности высоких порывов).

В 1888 женился на начинающей поэтессе З. Гиппиус, ставшей его духовным и идейным соратником, вдохновительницей многих творческих и религиозно-философских начинаний.

В 1901 году вместе с женой З.Гиппиус основывает в Петербурге «Религиозно-философские собрания». Мережковский пытался соединить православие с католичеством. После поражения первой русской революции Мережковский и Гиппиус выезжают в Париж. Он размышляет о судьбах России так: «В последнем крушении русской церкви с русским царством не ждет ли гибель Россию…».

Как поэт, Мережковский (1866 – 1941) мало повлиял на литературу, но название его сборника «Символы», изданного в 1892 году, оказалось значительным. Еще в отроческом возрасте Мережковский однажды читал свои стихи Ф.М.Достоевскому, который сурово посоветовал: «Страдать надо, молодой человек, – страдать, а потом стихи писать».

Современники Мережковского говорили о «странном» его облике – и духовном, и физическом, говорили о том, что он был немного «марсианин» среди остальных людей. Казалось, что земное существование его мучает, как будто он не любил все «земное». А когда он писал о непрочности жизни, ее бренности, то чувствовалось какое-то оживление и особая заинтересованность.

Вскоре Д. Мережковскому удалось создать собственную эстетическую систему, продуктивную для литературного процесса конца XIX в.

В 1892 вышел поэтический сборник Д. Мережковского «Символы. Песни и поэмы», давший название зарождавшемуся течению — символизму. Тогда же Мережковский прочел публичную лекцию, где сделал попытку первого теоретического обоснования символизма — «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы».

В истории русской литературы эти события стали точкой отсчета, «днем рождения» модернизма. С именем Д. Мережковского стало связываться новое течение, суть которого состояла в призыве к религиозному возрождению, переходе к «вечному и бессмертному». Мережковский также утверждал, что существует «…три главных элемента нового искусства – мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности».

Все это говорит о том, что Мережковский в своей поэзии отражает религиозную, мистическую позицию, выходя тем самым в иные миры и постигая там истину.

Таким образом, Д. Мережковский представлял символизм как построение художественно-религиозной культуры

Вышедший в 1896 году сборник «Новые стихотворения. 1891-1895» продолжал развивать основные положения символистского миропонимания: все явления истории и культуры осознаются как трансформация единой мистической идеи.

После этого Мережковский выступает преимущественно как прозаик, автор историко-философских романов и пьес (трилогия «Христос и Антихрист»; трилогия из русской истории: пьеса «Павел I», романы «14 декабря», «Александр I»); исследований о Л. Толстом и Ф. Достоевском, Лермонтове, Гоголе и др.

В 1911 году издал итоговую поэтическую книгу избранного — «Собрание стихов. 1883-1910», куда отобрал те стихотворения, которым «придавал особое значение». Октябрьскую революцию супруги Мережковские приняли враждебно и с 1920 г. находились в эмиграции.

Дмитрий Мережковский был талантливым прозаиком. Его идея – изобразить историю человечества как битву между Богом и Дьяволом – была воплощена в произведениях разных жанров (публицистике, критических статьях, в исторических романах). Духовные искания писателя проявились в исторической трилогии «Царство зверя»: пьесе «Павел I» и романах «Александр I» и «14-е декабря».

Религиозные искания Мережковского проявлялись в его мечте о «Третьем Завете»; по его мнению, это время должно было непременно настать. В последние годы беллетристику он оставляет и пишет философские эссе о вполне конкретных исторических лицах: о Данте, Франциске Ассизском, Иисусе Неизвестном, Наполеоне.

Жизнь Мережковских за границей – это уже совсем другая тема. Единственно, о чем еще хочется вспомнить, – это тот факт, что он был выдвинут на Нобелевскую премию, но присуждена была она И.А.Бунину.

Умер Д.Мережковский в Париже в 1941 году.

Что находит выражение в двупланной композиции романов драм и симфоний

Валерий Яковлевич Брюсов

Родился в богатой купеческой семье 1 декабря 1873 года в Москве. Научился читать в три года. Чтение стало основным занятием в его детстве и юности. Родители усердно оберегали его от чтения сказок, зато об идеях Дарвина и принципах материализма он узнал раньше, чем научился умножать.
Показать полностью.

Брюсов печатался под псевдонимами: М.; З.Фукс, К.Созонтов, В.Даров, а также Аврелий, Бакулин, Пентаур.

А.Блок называл Брюсова «поэтом пушкинской плеяды».

Книгами «изумительных свершений» называли стихи Брюсова символисты. Они определяли, что «мужественный брюсовский стих звучит на манер классической латыни».

Брюсов был бессменным редактором журнала «Весы».

В декабре 1923 года торжественно чествовали 50-летие со дня его рождения и 35-летие его литературной деятельности.

Он умер в Москве 9 октября 1924 года.

Его творчество получило высокую оценку современников. С.Есенин так писал о Брюсове: «Большой мастер, крупный поэт, он внес в затхлую жизнь …свежую струю и новые формы … Брюсов был в искусстве новатором».

Что находит выражение в двупланной композиции романов драм и симфоний

Бальмонт Константин Дмитриевич (1867-1942)

Родился в дворянской семье в деревне Гумнищи Владимирской губернии. Его литературные вкусы формировались под влиянием «народных песен, Никитина, Кольцова, Некрасова и Пушкина». В юношеские годы появилась склонность к иностранным языкам, которыми он овладевал быстро и легко.
Показать полностью.

Из гимназии г.Шуи Бальмонт был исключен за принадлежность к «революционному кружку». Закончил в 1886 г. Владимирскую гимназию и в этом же году поступил в Московский университет на юридический факультет. Но занятия юриспруденцией не увлекают будущего поэта, и он оставляет юридические науки.

Бальмонт свободно владел шестью языками. Всего, по свидетельству М.Цветаевой, он знал 16 языков. В 1887-1899 гг. он переводит Г.Гейне, А.Мюссе, Г.Ибсена, П.Б.Шелли, Э.По пишет о них статьи; Всего у Бальмонта около 50 переводов. Долгое время путешествует по Скандинавии.

Следующие сборники «Будем как солнце» 1903 г., «Только любовь. Семицветник» 1903 г. закрепили славу Бальмонта как одного из лучших поэтов-символистов. С 1902 по 1905 гг. он путешествует по Франции, Англии, Бельгии, Германии, Швейцарии, Испании, Мексике, Америке и пишет статьи о поэзии этих стран. Революцию 1905-1907 гг. Бальмонт приветствует циклом политических стихов. Опасаясь репрессий, в 1905 г. Бальмонт покидает Россию. В его творчестве в этот период звучит ностальгическая тоска по родине и намечается спад. Бальмонт замыкается в кругу созданной им поэтической системы, и в последующих сборниках встречаются одни и те же темы, образы и приемы установившегося к тому времени «бальмОнтовского» стиля.

В 1913 г. после амнистии для политических эмигрантов Бальмонт возвращается в Россию. Но отношение к его творчеству стало сложным. Бальмонт остался в плену романтических и «декадентских» понятий. Первую мировую войну он воспринял как, сам писал, «злое колдовство», но в творчестве прямого отражения военные события не нашли.

К Февральской революции 1917 г. поэт отнесся восторженно, прославлял ее стихами. Но затем стал терять свою «революционность» и все чаще говорил о своем разочаровании в России и русском народе (это отразилось в статье «Народная воля» 1917, стихотворение «К обезумевшей» 1917 г.).

В статье «Революционер я или нет» 1918 г. Бальмонт выразил свое отношение к Октябрьской революции, где представил большевиков как носителей разрушительного начала, подавляющих личность.

В 1920 г. Бальмонт навсегда покидает Россию. Его литературная деятельность в этот период была очень интенсивной: он писал статьи и очерки, посвященные русским, славянским и французским поэтам. Очень тяжело переживал разлуку с родиной, внимательно следил за происходящим в стране.

В 1937-1942 гг. прогрессирует психическое заболевание, мало пишет.

В истории русской литературы Бальмонт остался как представитель «старшего» символизма. Он во многом обогатил русское стихосложение, ввел новые интонации, звуковые эффекты.

Бальмонт ощущал себя наследником, завершителем» традиций русского классического стихотворства от Жуковского до Некрасова. В области ритмики, метрики и рифмы он создал целую «коллекцию» стихотворных форм.

Его перу принадлежат самые длинные в русской поэзии строки, разнообразие разностопных «вольных» размеров. Строки его стихотворений распадаются не только на полустишья, но и на третьстишия и четвертьстишия:

В глухой колодец, давно забытый, давно без жизни и без воды…

Количество способов рифмовки, видов строф в поэзии Бальмонта непревзойденно.

Источник

Урок литературы «Символизм: искусство Иного»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока литературы в 11 классе.

Гробова Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Шенкурская СШ», I квалификационная категория.

Тема урока: «Символизм: искусство Иного».( 1 урок)

— раскрыть понятие «серебряный век» русской поэзии;

— отметить особенности поэтического стиля авторов той эпохи;

— развивать навыки анализа поэтического текста;

— раскрыть особенности русского символизма;

Оборудование: портреты поэтов серебряного века, таблица литературных течений, сборники стихотворений, учебник «Литература. 10 класс. И.Н.Сухих», «Практикум.10 класс», раздаточный материал.

1.Чем различаются понятия «декаденс», « модернизм»» и «авангардизм»?

2.Каково было отношение декадентов, модернистов и авангардистов к традициям классической литературы и искусства?( в течение урока используется технология организации групповых проблемных дискуссий, а также технологияразвития критического мышления)

3. Серебряный век… Само это словосочетание ассоциируется в нашем сознании с чем-то возвышенным и прекрасным. Впервые это название было предложено философом Н.Бердяевым, но четко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления на свет статьи Николая Оцупа “Серебряный век русской поэзии”(1933). Термин “серебряный век” возник по аналогии с “золотым веком”, веком Пушкина, Толстого,Тургенева. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX—XX веков,отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи,музыки, театрального искусства.

4. Критик Розанов отмечал противоречивость пушкинской эпохи, сочетание в ней упадка и подъёма: «Всё содержание развития русского, каково оно есть сейчас, идёт уже от «серебряного периода» русской литературы, уступавшего в чеканке формы, но неизмеримо его превзошедшему содержательностью, богатством мысли, разнообразием чувств и настроений…».

Критик смотрел на открытый им «серебряный период» уже со стороны, из иного времени. Он был активным деятелем новой эпохи, но не мог или не хотел определять её. Открыватели новой эпохи первоначально впустили в неё не всех. Серебряный век понимался преимущественно как эпоха русского модернизма, время символизма и акмеизма.

Как было сказано выше, «серебряный век» включает религиозную философию (Н.Бердяев, С.Н.Булгаков) и модернистские течения в музыке, живописи, театральные искания. Серебряный век- не направление, а историческая полоса. Обратимся к учебнику стр.38-39.

Декаденство –психологическая окраска переходного времени. Пытаясь сформулировать свою программу, обосновать теорию, декаденты превращаются в модернистов.

6.Модернизм (начало ХХ века) – эпоха, которая сменяет реализм и полемизирует с ним. Зарождение и расцвет модернизма приходится на 1890-1910-е годы. Цель модернизма – обоснование принципов нового искусства. Модернисты понимают (как и декаденты) как время, когда основные моральные и художественные ценности потеряли прежнее значение, и поэтому искусство нужно строить на новых принципах, искать новые пути. Модернисты ориентируются на город, урбанистическую культуру вместо культуры деревенской, пытаются использовать в своём творчестве принципы современной науки и психоанализ, воспевают иррациональность бытия, бездны сознания, стихийный порыв. Обратимся к учебнику стр.44-48 Андрей Белый «Первое свидание»

7. Авангард – очередной этап художественного эксперимента, предельно радикальный вариант модернизма, разрыв с « классической традицией», «с миметической поэтикой» ( основная идея – познаваемость мира и искусства как подражания). Искусство – непосредственное действие, провокация читателя- зрителя.

Символизм как литературное течение зародился во Франции в 80-х гг. 19 в. Основой художественного метода французского символизма является резко субъективированный сенсуализм (чувственность). Символисты воспроизводили действительность как поток ощущений. Поэзия избегает обобщений, ищет не типическое, а индивидуальное, единственное в своем роде.

Поэзия приобретает характер импровизации, фиксируя «чистые впечатления». Предмет теряет ясные очертания, растворяется в потоке разрозненных ощущений, качеств; доминирующую роль играет эпитет, красочное пятно. Эмоция становится беспредметной и «невыразимой». Поэзия стремится к усилению чувственной насыщенности и эмоционального воздействия. Культивируется самодовлеющая форма. Представителями французского символизма являются П. Верлен, А. Рембо, Ж. Лафорг.

Господствующим жанром символизма была «чистая» лирика, лиричными становятся роман, новелла, драма.

В России символизм возник в 90-х гг. 19 в. и на своем первоначальном этапе (К. Д. Бальмонт, ранний В. Я. Брюсов и А. Добролюбов, а в дальнейшем – Б. Зайцев, И. Ф. Анненский, Ремизов) вырабатывает стиль упадочного импрессионизма, аналогичного французскому символизму.

Русские символисты 1900-х гг. (В. Иванов, А. Белый, А. А. Блок, а также Д. С. Мережковский, С. Соловьев и другие), стремясь преодолеть пессимизм, пассивность, провозгласили лозунг действенного искусства, преобладание творчества над познанием.

Материальный мир рисуется символистами как маска, сквозь которую просвечивает потустороннее. Дуализм находит выражение в двупланной композиции романов, драм и «симфоний». Мир реальных явлений, быта или условной фантастики изображается гротескно, дискредитируется в свете «трансцендентальной иронии». Ситуации, образы, их движение получают двойное значение: в плане изображаемого и в плане ознаменовываемого.

Символ – это пучок смыслов, которые расходятся в разные стороны. Задача символа_ предъявить соответствия.

Стихотворение (Бодлер, «Соответствия» в переводе к. Бальмонта) показывает пример традиционных смысловых связей, которые рождают символы.

Символизм также создает свои слова – символы. Сначала для таких символов используются высокие поэтические слова, затем – простые. Символисты считали, что исчерпать смысл символа невозможно.

Символизм избегает логического раскрытия темы, обращаясь к символике чувственных форм, элементы которых получают особую смысловую насыщенность. Сквозь вещественный мир искусства «просвечивают» логически невыражаемые «тайные» смыслы. Выдвигая чувственные элементы, символизм отходит в то же время от импрессионистического созерцания разрозненных и самодовлеющих чувственных впечатлений, в пестрый поток которых символизация вносит известную цельность, единство и непрерывность.

Лирика символизма нередко драматизируется или приобретает эпические черты, раскрывая строй «общезначимых» символов, переосмысливая образы античной и христианской мифологии. Создается жанр религиозной поэмы, символически трактованной легенды (С. Соловьев, Д. С. Мережковский). Стихотворение теряет интимность, становится похожим на проповедь, пророчество (В. Иванов, А. Белый).

В 1912 г. поэты С. Городецкий, Н. Гумилев, О. Мандельштам, В. Нарбут, А. Ахматова, М. Зенкевич и некоторые другие объединились в кружок «Цех поэтов».

Основоположниками акмеизма были Н. Гумилев и С. Городецкий. Акмеисты называли свое творчество высшей точкой достижения художественной правды. Они не отрицали символизма, но были против того, что символисты уделяли так много внимания миру таинственного и непознанного. Акмеисты указывали, что непознаваемое, по самому смыслу этого слова, нельзя познать. Отсюда стремление акмеистов освободить литературу от тех непонятностей, которые культивировались символистами, и вернуть ей ясность и доступность. Акмеисты старались всеми силами вернуть литературу к жизни, к вещам, к человеку, к природе. Так, Гумилев обратился к описанию экзотических зверей и природы, Зенкевич – к доисторической жизни земли и человека, Нарбут – к быту, Анна Ахматова – к углубленным любовным переживаниям.

Стремление к природе, к «земле» привело акмеистов к натуралистическому стилю, к конкретной образности, предметному реализму, что определило целый ряд художественных приемов. В поэзии акмеистов преобладают «тяжелые, увесистые слова», количество имен существительных значительно превосходит количество глаголов.

Произведя эту реформу, акмеисты в остальном соглашались с символистами, объявив себя их учениками. Потусторонний мир для акмеистов остается истиной; только они не делают его центром своей поэзии, хотя последней иногда не чужды мистические элементы. Произведения Гумилева «Заблудившийся трамвай» и «У цыган» сплошь пронизаны мистицизмом, а в сборниках Ахматовой, вроде «Четок», преобладают любовно-религиозные переживания.

Акмеисты возвратили бытовые сцены.

Акмеисты ни в коем случае не являлись революционерами по отношению к символизму, никогда себя таковыми и не считали; они ставили своей основной задачей только сглаживание противоречий, внесение поправок.

В той части, где акмеисты восстали против мистики символизма, они не противопоставили последнему настоящей реальной жизни. Отвергнув мистику как основной лейтмотив творчества, акмеисты начали фетишизировать вещи как таковые, не умея синтетически подойти к действительности, понять ее динамику. Для акмеистов вещи реальной действительности имеют значение сами по себе, в статическом состоянии. Они любуются отдельными предметами бытия, причем воспринимают их такими, какие они есть, без критики, без попыток осознать их во взаимоотношении, а непосредственно, по-звериному.

Основные принципы акмеизма:

• отказ от символистских призывов к идеальному, мистической туманности;

• принятие земного мира таким, какой он есть, во всей его красочности и многообразии;

• возвращение слову первоначального значения;

• изображение человека с его истинными чувствами;

• включение в поэзию ассоциаций с предшествующими эпохами.

Акмеизм просуществовал не очень долго, но внес большой вклад в развитие поэзии.

Футуризм (в переводе означает будущее)– одно из течений модернизма, зародившееся в 1910-х гг. Наиболее ярко представлен в литературе Италии и России. 20 февраля 1909 г. в парижской газете «Фигаро» появилась статья Т. Ф. Маринетти «Манифест футуризма». Маринетти в своем манифесте призывал отказаться от духовно-культурных ценностей прошлого и строить новое искусство. Главная задача футуристов обозначить разрыв между настоящим и будущим, разрушить все старое и построить новое. Провокации входило в их жизнь. Выступали против буржуазного общества.

В России статья Маринетти была опубликована уже 8 марта 1909 г. и положила начало развитию собственного футуризма. Основоположниками нового течения в русской литературе были братья Д. и Н. Бурлюки, М. Ларионов, Н. Гончарова, А. Экстер, Н. Кульбин. В 1910 г. в сборнике «Студия импрессионистов» появилось одно из первых футуристических стихотворений В. Хлебникова «Заклятие смехом». В том же году вышел сборник поэтов-футуристов «Садок судей». В нем были напечатаны стихи Д. Бурлюка, Н. Бурлюка, Е. Гуро, В. Хлебникова, В. Каменского.

Футуристы также придумывали новые слова.

Мы сидели, вечер пья.

У футуристов происходит деформация языка и грамматики. Слова нагромождаются друг на друга, спеша передать сиюминутные чувства автора, поэтому произведение похоже на телеграфный текст. Футуристы отказались от синтаксиса и строфики, придумывали новые слова, которые, по их мнению, лучше и полнее отражали действительность.

Бессмысленному на первый взгляд названию сборника футуристы придавали особое значение. Садок для них символизировал клетку, в которую загнаны поэты, а судьями они называли самих себя.

В 1910 г. кубофутуристы объединились в группу. В ней состояли братья Бурлюки, В. Хлебников, В. Маяковский, Е. Гуро, А. Е. Крученых. Кубофутуристы выступали на защиту слова как такового, «слова выше смысла», «заумного слова». Кубофутуристы разрушили русскую грамматику, словосочетания заменили сочетанием звуков. Они считали, что чем больше беспорядка в предложении, тем лучше.

В 1911 г. И. Северянин одним из первых в России провозгласил себя эгофутуристом. К термину «футуризм» он приставил слово «эго». Эгофутуризм можно буквально перевести как «я – будущее». Вокруг И. Северянина сплотился кружок последователей эгофутуризма, в январе 1912 г. они провозгласили себя «Академией Эго поэзии». Эгофутуристы обогатили словарный запас большим количеством иностранных слов и новообразований.

В 1912 г. футуристы объединились вокруг издательства «Петербургский Глашатай». В группу входили: Д. Крючков, И. Северянин, К. Олимпов, П. Широков, Р. Ивнев, В. Гнедов, В. Шершеневич.

В России футуристы называли себя «будетлянами», поэтами будущего. Футуристов, захваченных динамизмом, уже не удовлетворял синтаксис и лексикон предшествующей эпохи, когда не было ни автомобилей, ни телефонов, ни фонографов, ни кинематографов, ни аэропланов, ни электрических железных дорог, ни небоскребов, ни метрополитенов. У поэта, исполненного нового чувства мира — беспроволочное воображение. В нагромождение слов поэт вкладывает мимолетные ощущения.

Футуристы были увлечены политикой.

Все эти направление радикально обновляют язык, ощущение того, что старая литература не может выразить дух современности.

8. Домашнее задание: учебник стр. 46-58, Практикум стр.15 задание 1.

Презентации по жизни и творчеству поэтов «серебряного века»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *