Что надеть на горнолыжку
Ликбез для начинающих: коротенько о «правильной» одежде горнолыжника
Первое – в зависимости от температуры и вообще погоды (поскольку ветер убавляет несколько градусов) можно добавить или убавить слои. Но это ещё не всё. Такой способ одеваться ещё и достаточно экономичен. Сначала можно купить только тонкий верхний слой – ветро- и влаго-защитные брюки и куртку. Причём позволить себе весьма качественные вещи, поскольку вещи одинакового качества и ценового уровня с утеплителем всегда стоят дороже.
Вечный вопрос – брать ли для катания мембрану и если брать, то какую. Однозначного ответа на этот вопрос не существует, всё зависит от условий катания. Строго говоря, у мембранных тканей
два преимущества: ветронепроницаемость и влагозащита, причём в сочетании со способностью выпускать наружу влагу, которую выделет наша кожа. Ветронепроницаемость – понятно, что в сильный ветер можно попасть где угодно. А вот по поводу воды ситуации могут быть разные. Скажем так: если вы катаетесь там, где температура «около нуля» редкость, то влагозащита не слишком нужна, соответственно, просто теплая одежда тоже будет хороша, если она дышит. А вот в мокрый снегопад мембрана действительно нужна, поскольку в промокающей куртке вы будете мокрым очень быстро, а если придётся садиться горячо любимой и единственной «пятой точкой» в кресло, на котором лежит подушка пропитанного водой снега…
По моему опыту, хорошая мембрана ещё никому не мешала. Но она стоит денег, поэтому повторюсь: я рекомендую взять хороший мембранный костюм без утеплителя, он дешевле.
В тёплый весенний день одежда состоит из верхнего мембранного комплекта и термобелья, этого достаточно, и даже жарко может быть. В качестве первого слоя одежды – термобелья – рекомендуется бельё синтетическое, средней толщины и степени тепла. Кстати, термин «термобелье» хотя и общепринят, но не точен. Правильнее будет называть его «функциональное бельё», поскольку (если это не касается зимней рыбалки и других пассивных методов отдыха в холодную погоду), его основная функция – даже не согревать, а отводить от поверхности кожи испарения. Соответственно, и бельё необходимо подбирать так, чтобы оно буквально «обливало» фигуру. Ещё одно замечание: термоштаны должны быть длиной ¾, чтобы даже мысли не возникало о том, чтобы засунуть их внутрь горнолыжных ботинок.
Брендов, хороших и разных – много, но поскольку мы говорим о бюджетном начальном варианте, в данном случае я советую сеть «Декатлон». «Термушка» там очень дешевая, купите сразу пару комплектов разных производителей и оставьте для катания тот, что наиболее комфортен. Качественное термобельё, с эффектом компрессии (в различных областях эластичное технологичное бельё имеет разную толщину и даже может улучшать кровоток вблизи кожи и поддерживать мускулы), конечно, лучше, но и в несколько раз дороже.
Итак, с термобельём и наружной «шкуркой» разобрались. Между ними – тоже синтетика. Просто потому, что она легче натуральных тканей и не впитывает влагу, которую мы активно выделяем при движении. То есть, наш выбор – флис. Недорогие «толстовки» из флиса могут быть не слишком комфортны, но основную функцию – не давать замерзнуть – выполняют отлично. Да и носить их можно не только на лыжах, это давно известно. Рано или поздно у вас их будет как минимум пара разной толщины – «сотка» и «двухсотка» (цифрами обозначается флис различной толщины, в них указывается вес 1 кв. м. флиса в граммах), все пригодятся.
Если холодно, то термухи, флиса и шкурки недостаточно. Под мембранную куртку можно пододеть ещё один утепляющий слой – или лёгкую пуховку, или такую же лёгкую куртку из дышащей синтетики. Лёгкая пуховка теплее. Значит, пух? Не будем торопиться. Начнем с того, что перечислим плюсы и минусы этих столь различных материалов, которые в настоящее время широко используются в производстве спортивной одежды.
Пух + Уникальная теплота, но больший объём + Уникальная сжимаемость + Повышенная износоустойчивость + Быстро согревает | Синтетика + Малое влагопоглощение + Быстро сохнет + При намокании сохраняется около 70% теплоизолирующих свойств + Неприхотлива в эксплуатации, просто стирать |
— Требуется много времени для высыхания — Сильное влагопоглощение — Потеря способности к теплоизоляции при намокании — Требует ухода, стирка требует специальных средств | — Более короткая продолжительность жизни — Более тяжёлая, чем пух — Менее сжимаемый материал — Требует больше времени для согрева |
Другими словами, лёгкая пуховка – не самый лучший выбор для катания, поскольку она может сохранить в себе влагу, стать тяжелее и перестать согревать своего владельца. Куртка с наполнителем из синтетического утеплителя с этой точки зрения гораздо практичнее. У меня есть и та, и другая, использую обе – в синтетике катаюсь, в пуховке гуляю.
Шапочка – на вкус и цвет товарищей нет. Что нравится, то и носите. Тем более, что рано или поздно обзаведетесь шлемом. Перчатки – тёплые, прочные, непромокаемые, дышащие, с накладкой на ладони и полусогнутыми пальцами – так удобнее держать палку.
Ещё момент: если одежду выбирает новичок, он не всегда обращает внимания на всевозможные функции и «примочки», а катающиеся, конечно, отлично понимают, что им нужно. Я бы выделил карман на левом рукаве для ски-пасса, внутренний карман на молнии для бумажника, наружный непромокаемый карман на молнии для смартфона, влагонепроницаемые молнии на карманах, вентиляционные молнии на куртке и брюках, внутренние эластичные манжеты, которые защищают от снега и ветра. Еще одна опция – удобный карман для рации, но это – дело вкуса. Снежной юбкой не пользуюсь.
На будущее: более дорогая одежда серьёзных брендов отличается качеством тканей, мягкостью, комфортом, лучше сидящим кроем, продуманностью деталей и т.д. и т.п. Есть бренды, которые специализируются на одежде для сноубордистов (причём на лыжах в такой одежде тоже кататься вполне себе неплохо), для фрирайдеров, для ньюскулеров, для спортсменов и для «олдовых» трассовых горнолыжников. Есть бренды outdoor. В каждом из сегментов есть бренды дешёвые и дорогие, качественные и массовые, и у каждого бренда есть топ-модели и модели начального ценового уровня… Называть какие-то конкретные бренды, как мне кажется, некорректно – вопрос вкуса.Где покупать? В хорошем магазине, который специализируется на горных лыжах, сноуборде и outdoor. Там те специалисты, которые ведают закупками товара, рассчитывают на разбирающегося покупателя. Можно с рук – на нашем сайте СКИ ру или на авито. Риск, конечно, есть – но если вы, прежде чем ехать за покупкой, выясните в Интернете, что вам предлагают, и не будете стремиться купить «фирменный новый с ярлыками Spyder или Arc’Teryx» за 2 500 рублей, то может, и обойдётся.
Напомню, что вас никто не оштрафует за то, что вы будете кататься в обычной одежде до тех пор, пока не убедитесь, что вы кататься на горных лыжах будете и что деньги не потратите напрасно.
Подготовка к первой в жизни поездке на горнолыжный курорт
Говорить будем о горных лыжах, со сноубордом, к сожалению, не знаком. Поездка по России, в автомобильной доступности (до 1500 км). Преимущества снаряжения от разных производителей не обсуждаем. Чуть-чуть поговорим об экономии дензнаков.
Вступление
Или «Зачем эту муть написали?»
Принимаем как данность тот факт, что Вы уже решили встать на горные лыжи и собираетесь в свой первый горнолыжный вояж. Конечно, это отдых. Вы едете туда на позитиве, но горные лыжи не зря называют экстремальным видом спорта и отдыха. Существует множество организационных мелочей, простых правил техники безопасности, несоблюдение которых может превратить вашу первую поездку в последнюю.
Пример из моей жизни: девушка вышла первый раз на Гору, проехала первые 50 метров на очень пологом участке, и в неё на большой скорости врезался другой «горнолыжник». Итого – у девушки легкое сотрясение мозга, и больше в Горы она не ездит.
Мораль: была бы в шлеме – каталась бы и дальше с удовольствием на лыжах.
Итак, будем говорить о всякой ВАЖНОЙ ерунде.
Давайте просто перечислим одежду и минимальное снаряжение горнолыжника.
Одежда: термобельё (трико и майка), носки-гольфы, кофта из флиса (или подобного материала), брюки и куртка с «дышащей» мембраной (испаряющей пот и не пропускающей воду с поверхности внутрь), подшлемник (для холодного времени года) или просто чулок на голову, перчатки или варежки (могут быть с мембраной).
Снаряжение: ботинки горнолыжные, лыжи, палки, шлем горнолыжный, очки горнолыжные.
Аксессуары: тонкий кошелёк.
Теперь остановимся на каждом элементе подробнее.
Термобельё (трико и майка). Я предлагаю купить эти вещи до поездки. По чисто гигиеническим соображениям. В прокатах термобелья нет, ну а в жизни оно вам пригодится для занятия любым активным видом спорта на открытом воздухе.
Кофта из флиса (или подобного материала). Кофты в прокатах бывают. Но лучше созвониться с прокатом заранее и уточнить. Я бы взял напрокат у друга. Как правило, у горнолыжников со стажем имеется не одна «флиска».
Перчатки или варежки (могут быть тоже с мембраной). Берем в прокате или у друзей. Стоят они недёшево и применить их вне горных лыж особо негде.
Ботинки горнолыжные. Берем в прокате, однозначно. Может, горные лыжи вам не понравятся, останется только продать их за полцены. Если уж так хотите купить, скатайтесь пару раз на прокатных, затем сделайте уже более осознанную покупку.
В заключение раздела:
2. В какой компании и на чём добираться до Горы
Насчёт транспорта. Я предпочитаю путешествовать на машине. Данный вид транспорта применим на расстояниях не более 1500 км в одну сторону. Какие плюсы у путешествий на авто? Практически не таскаешь снаряжение и одежду на себе, нет пересадок, можно взять неограниченное количество багажа, всегда можно изменить маршрут и заехать куда-нибудь ещё. Минусы: тяжело рулить и долго сидеть неподвижно, на трассе на кузове машины появляются сколы, лобовое стекло частенько от камней «трещит». Если водитель не имеет опыта дальних поездок, лучше воспользоваться альтернативным видом транспорта.
3. Как снарядиться на Гору. Одеваемся в номере и прокате
Одеваемся в номере гостиницы
Надеваем и застегиваем ботинки. Занятие это непростое, лучше попрактиковаться (если есть возможность) заранее. Если вдруг Вы неправильно наденете ботики, всё катание может пойти насмарку, Вы просто натрёте ноги. Вставив ногу в ботинок до конца, чуть вытащите (поднимите) пятку, буквально на 3-5 сантиметров, и затем обратно вставьте. Это позволит разгладить образовавшиеся при надевании ботинка складки на носках. Горнолыжные брюки надеваем поверх ботинок. Не смейтесь, видели оригиналов, запихивающих брюки в ботинки. Представляете, как они натрут себе ноги.
Ни в коем случае не оставляйте сумку с горнолыжными ботинками на ночь в машине. За ночь ботики задубеют, и надевать утром их будет очень тяжело и неприятно. Всегда в тепло.
Застёгиваем все карманы, иначе всё Ваше имущество посыплется в снег, как горох, при первом же падении, или когда Вы едете на подъёмнике. В сугробе его найти будет почти невозможно.
Всё, лыжи, палки в руки, и на улицу!
Идем к подъемнику. Как правильно нести лыжи и палки, тоже надо знать. Лыжи тяжёлые и негабаритные. Складываем лыжи скользящими поверхностями друг к другу, при этом чуть сместив их на 15 сантиметров относительно друг друга, затем опускаем верхнюю лыжу вниз вдоль нижней, при этом они цепляются друг за друга тормозными скобами. Взваливаете обе соединённые лыжи себе на плечо, причём внизу должна быть лыжа, у которой скоба расположена снизу относительной другой скобы (это когда лыжи стоят вертикально). При этом всё крепление должно быть у Вас за спиной и упираться передней своей частью в плечо. Да, лыжи перевесят назад, но, если положить на носок лыж ту же руку, на каком плече лежат лыжи, они восстановят равновесие. Так идти удобно, крепление не давит в плечо. Обе палки берём за их верхнюю часть в другую руку, и пошли. На палочки очень удобно опираться при ходьбе. Вот как-то так, путано.
Едем к подъёмнику. Если до подъёмника надо ехать на машине, можно не вытаскивать с вечера лыжи и палки из машины.
Одеваемся в прокате
В заключение раздела:
Перед катанием нужно отрегулировать крепления горных лыж под Ваш вес. Не забудьте это сделать. Это делается один раз для своих лыж, и каждый раз для прокатных (под каждого человека по-своему). Лучше взять в прокат ботинки и лыжи в одном месте, и сразу отрегулировать лыжи. Если взяли в разных, попросите прокатчиков отрегулировать крепления в том прокате, в котором взяли последнее из этой пары. Для регулировки нужны и лыжи, и ботинки.
4. Как подняться на Гору
Изучаем карту местности. Перед выходом на Гору внимательно изучите карту горнолыжного курорт и горнолыжных трасс. Бывает, что не так-то просто добраться до места непосредственного катания. Найти карту можно в туристических центрах – это непосредственно на самом курорте, или на странице курорта в интернете. На больших горнолыжных курортах, на узловых станциях подъемников есть большие электронные карты подъемников, которые подсвечиваю работающие в настоящий момент подъемники зеленым счетом, а не работающие – красным.
Куда и как поднимают подъёмники. До того, как оплатить подъёмник, нужно выбрать этот самый подъёмник. Хорошо, если он один на курорте, а если их много? Вам нужен подъёмник для начинающих с малой протяжённостью и малым уклоном горы. Как правило, с одного края учебного подъёмника можно увидеть его другой край. Оптимальный вариант, если подъемник будет кресельным, а не бугельным. Гондольные и больше-гондольные подъемники перевозят на большие расстояния и на учебных склонах их не ставят. Подниматься начинающему горнолыжнику на бугельном подъемнике сложнее, чем на кресельном. Если уж совсем боитель подъемников, тогда идите к беби-лифту. На канатном подъемнике, по моему мнению, подниматься тяжелее всего (просто он самый дешевый в монтаже).
Оплата подъёмов. У подножия большинства подъемников (я ездил на горе, где кассы были вверху) находятся кассы, где можно купить электронную пластиковую карту (размером с банковскую), на которую «кладутся» либо деньги, либо абонемент. При зачислении денег за каждый подъем с карты списывается определённая сумма (разные подъёмники могут стоить разных денег), при абонементе: абонементы бывают полудневными, дневными, на несколько дней, месяц и даже сезон. Один раз заплатил, и катайся оплаченный период. Если катаетесь с утра до вечера, абонемент выгодней, если нет, лучше положить деньги. Выбор способа оплаты в России сродни искусству, нужно учесть множество факторов: на российских курортах подъёмники на одной горе могут принадлежать разным владельцам, и они не принимают карты друг друга; оплатив одну карту, Вы привязываете себя к определенным подъёмникам; может случиться, что испортилась погода и оплаченные Вами подъёмники не работают, а работают подъёмники другого собственника, т.е. нужно идти и платить заново. Ну, разберётесь с этим делом со временем. Карта эта, кстати, называется по-английски SkiPass (лыжный пропуск), и она ещё имеет залоговую цену, причем её всегда можно сдать назад в кассе и вернуть залоговые деньги.
Не всегда оставшиеся (не выкатанные) деньги можно в конце отдыха снять с карты. Уточняйте это в кассах заранее. Как правило, их можно выкатать до конца текущего сезона. В другом сезоне остаток средств на карте сгорает.
В прочем, есть подъёмники, на которые продают одноразовые билетики на каждый подъем.
Чтобы слезть с бугельного «блинного» подъемника, нужно взяться свободной рукой за бугель на уровне груди, потянуть его чуть вниз и вперед, так, чтобы тащить блин из под попы и провести его вперед между ног. Всё, толкаем бугель вперёд и катим в сторону.
Высадка с кресельного подъёмника даже сложнее, чем посадка в него. Заранее (но не сильно заранее) поднимаем защитную рамку (как правило, на опорах висят таблички: «Подними защитную рамку»), на месте высадки свободной рукой отталкиваемся от кресла вперёд и едем вперёд и сразу в сторону, чтобы кресло не ударило Вас сзади.
В заключение раздела:
Во всех случаях, после высадки с бугеля или кресла, СРАЗУ откатитесь максимально в сторону, чтобы на Вас не наехали поднимающиеся за Вами люди. Типичная картина: слез с подъёмника, остановился перчатки надеть, фотоаппарат достать и т.д., и тут в тебя врезается следующий человек.
Канатчики для того и работают, чтобы в случае Вашего падения при посадке\высадке уменьшить скорость движения подъемника или даже совсем его остановить. Так что не забудьте их поблагодарить, когда они подают Вам бугель или кресло.
5. Кто будет учить Вас первым шагам (скаткам)
На мой взгляд, лучше всего опросить катающихся друзей или почитать форумы, и сразу пойти на занятие к инструктору, т.е. одному на гору вообще не ходить. Это позволит избежать очень многих неприятностей.
6. Какое время года, день недели и час выбрать для Первого раза
Катальный сезон условно делится на несколько видов: катание при солнце и при морозе, при солнце и тёплой погоде (вплоть до плюса), катание в метель. На мой взгляд, для первого раза можно выбрать всё, кроме метели и мороза – для катания в этих условиях нужен опыт и дополнительная экипировка (сейчас о ней говорить не будем).
День недели. Лучше выбрать дни с минимальным количеством людей на Горе. Проще нанять инструктора. Проще вселиться в отель. Никто не будет мешать вашим занятиям на склоне. Если Вы не в курсе, на Горе может быть огромное количество народа на один квадратный метр . Таким образом, выбираем будни. В праздничные дни народу еще больше, чем в простые выходные.
7. Что поделать вечером
Тут вариантов немного. Если Вы действительно будете кататься каждый день, у Вас останутся свободными только вечера. Варианты дневных поездок по прилегающим к региону катания окрестностям здесь рассматривать не будем.
Боулинг – если есть на курорте (без комментариев).
Спа-салоны в отелях на Горе. Тоже часто встречающаяся штука. Девочки очень любят. Туда ходят многие из тех, кто вообще не катается на лыжах, а ждёт своих спонсоров в Спа-салонах отелей, пока они катаются.
Прошу, рассчитайте свои силы. Если Вы будете весь день кататься, сил на вечернюю тусовку много не останется.
Шопинг. Очень приято вечером пройтись по магазинам. На зарубежных горнолыжных курортах есть много спортивных магазинов, с ассортиментом значительно шире, чем в их российских аналогах. В продуктовых магазинах можно продегустировать плоды местного сельского хозяйства: сыры, хамоны, вина и т.д. Ну и сувенирные магазины конечно. Отечественные горнолыжные курорты, в лучшем случаем, могут предложить сувенирную продукцию и дары лесов и полей: мед, орехи, лесные чайные сборы, варенья и т.д.
Сколько стоит увлечение горными лыжами. Выбор экипировки и снаряжения
Минимальный комплект как для новичка, так и для опытного райдера одинаков: носки, термобелье (низ и верх), второй флисовый слой, куртка и брюки с мембранами, перчатки, очки, шлем. Снаряжение можно взять напрокат, но если вы катаетесь регулярно, лучше приобрести свои лыжные ботинки, лыжи и палки.
О том, как правильно подобрать полный комплект для катания, РБК рассказал Александр Гордеев, PRO-эксперт Спортмастер PRO, член сборной команды инструкторов России и Национальной Лиги Инструкторов, участник Чемпионата мира среди инструкторов по лыжным видам спорта, призер X Открытого Чемпионата среди инструкторов и инструкторских команд горнолыжных центров России, призер любительских всероссийских соревнований «РУС-Мастерс».
Стоимость термобелья может составить от 1,5 до 20 тыс. руб. Дорогие варианты отличаются тем, что имеют специальные вставки для создания компрессии для определенных участков тела, чтобы поддерживать мышцы в тонусе и позволять им максимально работать.
Флис сохраняет тепло внутри и выводит влагу дальше, на следующий слой. Здесь могут быть варианты только верх (флисовая кофта) или комплект с брюками. Выбор зависит от собственных ощущений — у девушек часто мерзнет задняя поверхность бедра, и в этом случае нужен комплект.
Ценовой диапазон стоимости флисовой кофты — от 2,5 до 20 тыс. руб. Профессиональные дорогие модели обеспечивают максимальный влагоотвод. Тонкие флисовые брюки могут стоить от 2 до 10 тыс. руб.
Носки должны быть высокими и изготовленными из синтетической ткани, чтобы обеспечивать максимальный влагоотвод, а нога оставалась сухой (иначе она быстро замерзнет), либо с добавлением шерсти. Стоимость варьируется от 500 до 5 тыс. руб.
Горнолыжные брюки и куртка
Здесь работает такое правило — чем лучше мембрана (выше ее значение паропроницаемости, которое обозначается показателем г/м2), тем дороже вещь. Если планируете кататься в Подмосковье, не выезжая в горы, подойдет мембрана 5000, для гор подойдет значение 10 000 — 15 000. Для агрессивного катания можно выбирать значения мембран около 20 000.
Комплект из брюк и куртки с мембраной может стоить от 15 тыс. руб. для новичков и до 150 тыс. руб. для профессионалов. Вариант комплекта брюк и куртки удобнее комбинезона, но здесь выбор зависит от индивидуальных предпочтений.
Шлем должен сидеть плотно и удобно, чтобы не болтаться и не давить. Здесь главное — посадка по голове. Есть модели с мягкими и жесткими ушами — последние безопаснее, их предпочитают спортсмены, выступающие в скоростных дисциплинах. Шлем должен обеспечивать безопасность. Недорогие модели стоят от 2 до 5 тыс. руб., модели более высокого класса из легких и прочных материалов с хорошей вентиляцией — около 25-30 тыс. руб.
Защита пригодится как продвинутым спортсменам, так и начинающим кататься на сложных трассах. Она представляет собой жилет или тонкую пластину, которая надевается на спину, и бывает разного формата — с жестким каркасом и с мягким объемным протектором 3D, который при ударе становится жестким. Защита должна плотно прилегать. Стоимость такого аксессуара варьируется в диапазоне от 10 до 30 тыс. руб.
Балаклава или подшлемник
Кто-то предпочитает подшлемники, кто-то — балаклавы. Модели шлема с регулировкой посадки требуют наличия еще одного слоя для создания большей плотности. Кроме того, подшлемник или балаклава отводят лишнюю влагу. Стоимость — от 500 до 7 тыс. руб.
Тонкий шейный платок, бафф или гейтор (по сути — то же самое) защитят шею, если подует сильный ветер или начнется пурга. Он пригодится в том случае, если шлем допускает отсутствие подшлемника. Стоимость — от 600 до 7 тыс. руб.
Маска должна защитить райдера от механических повреждений, ветра, яркого света и ультрафиолета и обеспечивать качественный обзор, улучшая изображение. Главное отличие масок — линзы. Существует несколько типов, рассчитанных на разное освещение — они имеют разные цветовые решения и разную степень затемнения. Линзы маркируются значениями индекса защиты от воздействия видимого света (SPF) от 0 до 4, где 0 — это почти прозрачная линза, а 4 обозначает максимальное затемнение.
Подбирать маску следует в зависимости от погодных условий склонов, на которых вы собираетесь кататься. Если это Подмосковье или горнолыжные курорты Красной Поляны, рекомендую желтые или оранжевые линзы с низкими значениями индекса (S1). Зеркальное напыление рассчитано на высокогорье и защищает глаза от яркого солнечного света, поэтому вряд ли подойдет для склонов, где быстро и непредсказуемо меняется погода и часто бывает пасмурно. Есть и многофункциональный вариант с линзами-хамелеонами, но он будет стоить дороже. Если вы планируете кататься и в наших широтах, и в высокогорье — рекомендую приобрести две маски, подходящие под разные погодные условия и освещенность.
Прежде чем покупать маску, нужно приобрести шлем. Форма очков подбирается под него так, чтобы между верхним краем маски и шлемом не было зазоров — туда будет попадать снег и задувать сильный ветер, а это не комфортно при катании. Второй нюанс: шлем не должен сдвигать маску на скулы. Идеальная посадка — маска и шлем прилегают друг другу без зазоров, маска плотно прилегает к лицу.
Маска с хорошей вентиляцией и светокоррекцией будет стоить в районе 7- 9 тыс. руб. Небюджетные варианты — от 20 до 50 тыс. руб.
При выборе перчаток райдерам нужно в первую очередь ориентироваться на погодные условия и стиль катания. На сухую морозную погоду, характерную для Сибири, стоит подобрать утепленные варианты, а для теплого и влажного климата Сочи нужна качественная мембрана, которая не дает ткани намокнуть. Для спортивного активного катания могут пригодиться перчатки с встроенными вариантами защиты и хорошей паропроницаемостью. Как вариант — можно выбрать варежки с утеплением. Существуют комбинированные варианты — внешняя мембранная перчатка надевается на вкладыш, если того требуют погодные условия.
Примерьте и протестируйте перчатки или варежки перед покупкой — оцените, насколько легко вы сможете застегивать молнии и манипулировать палками. Стоимость перчаток — от 1 до 25 тыс. руб.
Главное, чтобы ботинок сидел плотно и удобно, подбирать его нужно в зависимости от уровня катания. Ему соответствует определенный индекс жесткости (сопротивление ботинка прогибу): начальному уровню — значение от 60 до 80, среднему — от 90 до 110, продвинутому экспертному — от 110 до 140, уровню профессиональных спортсменов — от 140 до 170. Чем меньше индекс, тем больше ботинок прогибается вперед. Стоит учесть еще один нюанс: чем больше вес райдера, тем жестче должен быть ботинок, чтобы выдерживать давление.
Рекомендуется подбирать ботинки с экспертом в специализированном магазине, где вам измерят длину и ширину ноги, проведут анализ стопы и посоветуют 2-3 модели, из которых вы сможете выбрать максимально удобную и комфортную.
Существует возможность «откалибровать» ботинки по вашей ноге. Эта процедура называется бутфитинг — запекание внешней пластиковой оболочки по форме ноги. Внешняя часть ботинка разогревается в специальной печи, после чего райдер надевает внутренний слой и затем — разогретый внешний. Через 10-12 минут ботинок принимает форму стопы и снимается. Для подгонки внутреннего мягкого слоя используется термоформовка горячим воздухом.
Термоформовка внутреннего слоя ботинка обойдется в 300 рублей, бутфитинг — в сумму около 15-20 тыс. руб. Стоимость ботинок варьируется в рамках очень широкого диапазона — от 15 до 150 тыс. руб. и выше. Здесь важно одно: если вам удобно, ничего не болит и нигде не давит, если вы можете кататься в них целый день — это хорошие ботинки, сколько бы они ни стоили. Поэтому экономить не стоит.
Лыжи подбираются под рост, весь и уровень катания. Длина лыж рассчитывается по формуле «рост — 10-15 сантиметров». Учитывается также вес: чем он меньше, тем короче лыжи, и наоборот — на длинных лыжах с большим весом будет легче. Новичкам подойдут лыжи для подготовленного спуска — трассовые или универсальные с небольшим радиусом (его задает боковой вырез на лыжах). Значение радиуса поворота обозначается в метрах. Лыжи начального уровня имеют радиус до 16 метров, что облегчает освоение техники поворотов, скольжения и торможения. Новичкам не подойдут модели с большим радиусом — они развивают высокую скорость, которую будет сложно контролировать.
Если вы уверены, что будете кататься долго и уверенно, можно сразу выбрать лыжи среднего уровня с возможностью прогресса — со средним радиусом в пределах от 17 до 21 метра. Они позволят ездить на широких дугах и развивать хорошую скорость. Лыжи для новичков предназначены для катания по пологим склонам в спокойном режиме, и когда вы освоите основную технику и захотите большей скорости, лыжи начального уровня не позволят ехать быстрее — придется покупать новые.