Что начать читать новичку
Что почитать начинающим читателям
Неважно, во сколько лет вы осознали, что хотите читать больше, – в 16 или 36. Главное, как только почувствовали такое желание, не отбить всю охоту «не теми» книгами. Специально для тех, кто только недавно понял, что в чтении для него кроются удовольствие, польза и смысл, мы сделали эту подборку. В ней книги, которые затянут, подхватят и унесут. Романы, от которых невозможно оторваться, и повести, душевные как посиделки с близкими друзьями.
В нашей галерее и смешное, и страшное, и романтичное, и жизненное. Всего по щепотке, эдакий лёгкий литературный «коктейль», который можно сохранить себе в закладки, прислать подросшему ребёнку или приятелю – начинающему книголюбу.
«Зов кукушки» Роберта Гэлбрейта (псевдоним Джоан К. Роулинг) – книга, положившая начало знаменитой серии о мрачном детективе Корморане Страйке. Критики назвали сотрудничество Страйка и его помощницы лучшим дуэтом современной детективной литературы, и действительно, неизвестно, что захватывает больше – блистательная интрига сюжета или взаимоотношения Корморана и Робин.
Трогательные, смешные, полные ностальгии по детству истории о Манюне, написанные писательницей Наринэ Абгарян, несколько лет подряд становились бестселлером. Тот случай, когда простая и милая, по сути детская книга идеально подходит для взрослых – читая, вы гарантированно вспомните летние каникулы и запах опары, которую бабушка поставила на пирожки.
Детективы Бориса Акунина – беспроигрышный вариант для тех, кто хочет, чтобы книга увлекала. Начав с «Азазеля», первой книги про чертовски обаятельного сыщика Эраста Петровича Фандорина, вы, вероятно, придёте в себя, дочитывая последнюю часть серии. В которой, на секундочку, пятнадцать томов!
Книги Стивена Кинга завораживают. Их читаешь, каменея от страха, с колотящимся сердцем, но и помыслить не можешь о том, чтобы захлопнуть томик раньше, чем будет дочитана последняя строчка. «Зелёная миля» – один из самых известных романов Короля Ужасов, основа одноимённого фильма с Томом Хэнксом.
В этой истории писатель переносит нас в блок смертников одной из страшнейших тюрем США.
Признанный мастер слова, Дина Рубина пишет долгие и уютные семейные саги со множеством подробностей и велеречивых описаний. Не все пленяются такой манерой письма, но уж коли вы влюбились – не успокоитесь, пока не прочтёте всё, что выходит и выходило из-под её пера.
В «Синдроме Петрушки» рассказывается история Пети, который с детства одержим двумя явлениями – кукольным театром и прекрасной рыжеволосой Лизой.
Потрясающий роман, основанный на реальных событиях. В этом хорошо структурированном, по-журналистски чётком тексте рассказывается о судьбе Билли Миллигана – человека, в чьём сознании уживались 24 разные личности. Представляете, каково это, когда твоим настроением и поведением «управляют» 24 совершенно разных человека – от крошечной девочки до утончённого англичанина-эстета?
«Прислуга» – невероятная книга! Это увлекательный, живой и яркий рассказ об афроамериканцах, работающих на белых людей в городе Джексон, штат Миссисипи, в начале 1960-х годов. Роман экранизирован в Голливуде и переведён более чем на 40 языков.
«Жареные зелёные помидоры в кафе «Полустанок» Фэнни Флэгг описывает, казалось бы, очень простые и даже незначительные события – что такого удивительного может случиться в тихом, Богом забытом американском городке неподалёку от железнодорожной станции? Однако стоит прочесть пару страниц, как понимаешь: история, которую нам рассказывают, красива и тонка, словно сама жизнь.
«Этот роман можно читать и просто для отдыха, и ради серьёзных философских раздумий. Или для того, чтобы вспомнить: на закат можно смотреть хоть каждый вечер, причём бесплатно, и он всегда разный» («Литературная газета»).
Рэй Брэдбери умеет создать атмосферу. В разных его книгах она разная. Например, в романе «Надвигается беда» вы почувствуете промозглый, сырой осенний ветер, ощутите мрачное, щекочущее чувство опасности и вспомните живое детское воображение, способное в тени от ветки рассмотреть силуэт незнакомца. Постойте-ка, а может, это и вправду незнакомец притаился за углом?
Это книга про дружбу, про детство, но и про борьбу добра со злом, которая ежечасно происходит в каждом человеке.
Книги шведа Фредрика Бакмана хороши тем, что они – для всех. Если вы подросток или когда-то им были, если вы родитель или планируете им стать, если вы любите спорт, если вы живёте или жили в маленьком городке, если вы любите или любили. В общем, в любой ситуации и для любого человека Бакман подберёт нужные слова, чтобы увлечь, утешить и подарить надежду.
«Медвежий угол» – роман про крошечный северный городок Бьорнстад, который, кажется, дышит на ладан. Хоккейной команде юниоров предстоит сыграть судьбоносный матч, способный подарить городу второй шанс. Но незадолго до игры случится ужасное происшествие, которое повлияет на жизни практически всех жителей.
Как научиться получать максимум от художественной литературы: 9 лайфхаков
В школе нас научили читать буквы, но не книги. Нам выдавали огромные списки литературы, которые самые смелые проглатывали, не понимая и не запоминая прочитанное. Значит ли это, что художественная литература не нужна? Нет! Мы уже рассказали, что такое библиотерапия и зачем читать фикшн. А теперь объясняем как: с чего начать, как не бросить, как лучше запоминать прочитанное и как преодолеть психологические проблемы, которые мешают нам взяться за чтение.
Как выбрать подходящую книгу
Самый ответственный этап — выбор произведения. Правильно выбранное произведение с большей вероятностью срезонирует с вашим мироощущением и доставит вам удовольствие.
Если вы — начинающий читатель, избегайте книг, в которых:
Ресурсы, которые помогут с выбором
С чего начать чтение
Чтение книги нужно начинать с разогрева. Он помогает создать реалистичные ожидания от выбранного произведения, усилить любопытство и получить в дальнейшем больше удовольствия.
Перед тем, как читать, выясните, что за книга попала к вам в руки.
Ответы на эти вопросы позволят более осознанно воспринимать текст.
Какое занудство!
Если всё это вам кажется нудным, используйте альтернативный вариант и отдайтесь на волю случая. Зайдите в книжный магазин, выберите издание с самой симпатичной обложкой или то, которое приятнее держать в руках. Также можно прочесть страницу из середины книги, и если было интересно — брать.
Как не бросить книгу
Мы все знаем, что в любом деле важна дисциплина, но мало кому удается соблюдать ее даже в занятиях, которые мы выбираем сами. Есть пара способов быть более надежным читателем.
Во-первых, создайте ритуал чтения книги. Ритуал — это наделенное смыслом действие, для которого создаются определенные условия. Нужно выделить на чтение специальное время в ежедневной рутине. Например, привязать чтение к кофепитию: каждое утро после завтрака садиться в удобное кресло и читать, пока напиток не закончится. Дочитывать главу, закрывать книжку, мыть чашку… Пусть смысл этого действия будет в том, чтобы настроиться на спокойный и приятный день. Если же по утрам вы торопитесь, отлично работает чтение перед сном. Привязка к распорядку дня позволяет ввести новую привычку безболезненно. А само чтение станет ценно для вас как процесс.
Во-вторых, используйте лайфхаки для усиления мотивации. Для нашего организма стыд и гордость более убедительны, чем рациональные доводы. Эти эмоции появились в ходе эволюции человека как социального примата, чтобы поддерживать и регулировать просоциальное поведение в сообществе. Так же, как страх возник для того, чтобы уберечься от опасности, или гнев — чтобы защищаться. Предвкушение чувства гордости или боязнь стыда мотивируют. Зная это, можно применить следующие способы:
Бросать книгу недочитанной — плохо?
Если причина желания бросить начатую книгу в том, что не получается найти к себе подход, нужно работать с мотивацией. На закрепление новой привычки нужно не меньше полутора месяцев, а то и больше. Но бывает, что книжка действительно не подошла: оказалась скучной, непонятной или вызвала отторжение. В таком случае бросить ее недочитанной — лучшее, что можно с ней сделать. Только вам судить, что вам нужно.
Что делать с сопротивлением чтению
Иногда родители и учителя заставляют нас читать слишком агрессивно. Из-за заявлений в духе «Пока не прочитаешь, гулять не пойдешь!» чтение начинает ассоциироваться с пыткой.
Хорошо, что теперь мы выросли, никто больше не заставит писать сочинение по скучному Чернышевскому или уныло заполнять летний читательский дневник, и можно больше не читать никогда — с такой установкой многие отказываются от книг, вступая во взрослую жизнь.
Но на самом деле свобода выбора подразумевает не только возможность самому решать делать что-то или не делать — но и возможность решать, что именно и каким образом делать. То, что мы выросли, означает, что наконец можно читать так, как хочется и только то, что нравится. Читайте под одеялом ночью, вырывайте страницы для украшения рабочего места и рисуйте в книгах: никто больше не станет ругать за нарушение правил, которых в действительности не существует.
Анастасия Башлыкова, психолог, психодраматерапевт сервиса Zigmund.Online:
Первое: стрессовое состояние, в котором теряется способность воспринимать новую информацию. То есть человек не может воспринимать книжку, которую его заставляют читать, и не может получить от чтения удовольствие.
Но есть ложные установки: „надо читать“ и „все культурные люди читают книги“. В первом случае непонятно, кому это надо. Во втором — установка оценочная, то есть не очень здоровая. Ими руководствоваться не стоит».
Читайте также
Почему детей заставляют читать насильно?
Как правило, насильно заставляют читать своих детей только те родители, которые сами не увлекаются чтением и не понимают, в чём удовольствие от него. Это еще одна причина, по которой дети не хотят читать («Почему я должен делать то, что другие не делают, почему я должен, а они нет?!»). Читающие родители обычно показывают своим примером, что читать — классно, и дети начинают читать, подражая им. Такие родители могут обсудить книги с детьми — и этим их заинтересовать.
Как использовать книгу для погружения в поток
Американский психолог Михай Чиксентмихайи исследовал ощущение счастья и выяснил, что люди чувствуют максимальное удовлетворение, находясь в состоянии потока — в полной сосредоточенности на деятельности, которой они занимаются.
Умение входить в поток определяет не только уровень удовольствия, которое вы получите от чтения, но и качество усвоения информации. В состоянии потока информация приходит в мозг более упорядоченной и лучше закрепляется в памяти. Чтобы входить в это состояние, нужно научиться концентрировать внимание на чем-то одном.
Чтобы войти в поток, необходимо:
Как извлечь пользу из прочитанного
«Осмысление — это разнообразная умственная деятельность, способствующая лучшему научению. Вы восстанавливаете в памяти свой прошлый опыт, соотносите его с новым и мысленно отрабатываете те действия, которые должны будете совершить в следующий раз».
Из книги об эффективном обучении Питера Брауна и Генри Рёдигера «Запомнить всё»
Этот совет применим и для чтения художественной литературы: припоминание и переосмысление приобретенной информации полезны для ее лучшего усвоения.
Вот два способа переосмыслить прочитанное:
Как понимать художественную литературу
Важно понимать, что художественная литература глубоко субъективна и не дает единственно верных ответов на вечные вопросы. Не нужно пытаться искать в книге истину. К ней стоит относиться как к мнению конкретного человека, написавшего ее, которое можно сопоставить со своим опытом и подумать: согласны вы или нет? Поэтому и говорят, что литература расширяет кругозор, заставляя нас воспринимать непривычные точки зрения на жизнь.
Чтобы простимулировать размышления, задавайте себе вопросы во время и после чтения:
Поиск ответов на эти вопросы развивает мышление. На самом деле изначально идея школьных сочинений была именно в том, чтобы научить детей думать и спровоцировать дискуссии и споры. Но об этом как-то забыли. Вдумчивое чтение дает возможность пережить гораздо больше инсайтов, чем простое поглощение текста.
Разбор для продвинутых
Понимание символов и других художественных приемов приходит с опытом, но можно ускорить этот процесс. Книга Томаса Фостера «Искусство чтения» настраивает мозг на анализ разных литературных фишек и учит смотреть вглубь текста, а не читать поверхностно, ограничиваясь уровнем сюжета. В конце автор дает список литературы для отработки навыков.
Полезно ли скорочтение
Скорочтение — способность быстро воспринимать текст. Обычно оно подразумевает не последовательное чтение слова за словом, а беглый просмотр всего текста, который позволяет уловить только общую суть. Такой способ чтения фикшна обесценивает его, так как не дает насладиться художественными достоинствами произведения: ритмом и темпом текста, подбором слов и т. д.
Как увеличить скорость без потери качества
Под скорочтением можно понимать и такие навыки, как подавление внутреннего проговаривания слов или умение контролировать движения глаз и не возвращаться к уже прочитанному. Эти приемы ускоряют восприятие текста, но не в ущерб смыслу.
Выбрать бумажную или электронную книгу
В каком формате читать — личный выбор каждого. Назову только преимущества бумажных и электронных книг (приложения-читалки в телефоне не считаются).
Как начать читать (снова). Личный опыт
Оля Третьякова много лет не читала художественную литературу для удовольствия – потому что просто не могла найти его в чтении. И решила это изменить.
Да, это правда: я не люблю чтение со времен университета. Точнее – не любила, но, кажется, это уже спойлер.
Я училась на факультете иностранных языков, и у нас был предмет – иностранная литература, английская и американская. К первому годовому экзамену мы должны были прочитать больше 200 книг – от «Тома Сойера» Марка Твена, почти забытого с детских времен, до «Американской трагедии» Теодора Драйзера. И не просто прочитать – запомнить подробности. Препод лютовала: чтобы сдать экзамен, нужно было помнить цвет штор в главе 23 и форму туфель со страницы 452. Эти детали не были ключевыми, но по ним она проверяла, насколько внимательно и вдумчиво мы читали текст.
Наша университетская группа разделила список, чтобы на каждого пришлось не 200 книг, а 20. Потом мы хором обсуждали и конспектировали прочитанное. Зачем такие сложности, спросите вы? Да просто это было 25 лет назад, и найти краткое содержание книг в интернете было невозможно.
С тех пор я накрепко запомнила кровь на ботинке Пайла в «Тихом американце» Грэма Грина, но разлюбила читать. Сначала думала, это пройдет. Ведь в детстве я читала запоем. У бабушки с дедушкой была огромная библиотека. Больше всего я любила «Библиотеку мировой литературы» из 200 томов. К четвертому классу я прочитала их все, даже запретного Ги де Мопассана, и перешла к «Библиотеке приключений» (всего каких-то двадцать томов!) и собранию сочинений Мориса Дрюона (46 книг). Удивительно, как много из прочитанного тогда я помню. Хотя, увы, не марку ботинок героев.
В общем, читать много и быстро не было для меня проблемой. Проблемой стало то, что читать нужно не ради сюжета, героев, вдохновения, а чтобы запомнить цвет чертовых штор.
Кстати, я этот цвет я на экзамене не вспомнила, за что получила «три». Это была моя единственная «тройка» за все годы обучения.
Шло время, но желание почитать что-нибудь для души у меня не появлялось. То есть я читала – конспекты, учебники, газеты, журналы. Но художественная литература потеряла для меня привлекательность.
Я продолжала работать с текстами: редактировала, писала статьи, собирала информацию. Но есть разница между чтением и вычитыванием. В текстах я искала ошибки. Никаких эмоций он у меня не вызывал.
Потом я устроилась работать в продюсерскую кинокомпанию: сценарии, заявки, презентации проектов. Иногда надо было осваивать по 400 страниц в день. Но все равно это было не чтение.
Хотя художественная литература тоже попадалась. Мне приходилось читать детективные серии, чтобы понять, подходят ли книги для киноадаптаций. Стиль был неважен, ценились только логика изложения, плотность повествования и оригинальность сюжета.
В прошлом году, во время пандемии, я впервые задумалась о том, как мало читаю. У меня не было книжки, к которой я бы возвращалась, которая бы вызывала у меня эмоциональный отклик, которую хотелось бы цитировать. Попытки «прочитать уже хоть что-нибудь» заканчивались одинаково: я пробегала глазами несколько страниц, убеждалась, что это длинно/не увлекает/не подходит для экранизации. И бросала.
В этом году я решила, что так больше продолжаться не может. Казалось бы, всего лишь книги. Не предметы первой необходимости. Они не помогут дышать, не насытят и не выдадут зарплату. Все, на что они способны, – развить воображение, отвлечь и погрузить в другой мир. Но… ведь это же очень много!
Я решила во что бы то ни стало вернуть чтение в свою жизнь.
Плановое чтение
Поскольку за последние годы я выработала привычку к планированию, решила добавить чтение в план. Для начала – по часу три раза в неделю. Не буду говорить, какую книжку я взяла – она в данном случае ни в чем не виновата. Но планы на то и планы, чтобы не контролировать жизнь, а облегчать ее. Если я не успеваю выполнить все пункты, то жертвую самым неважным. Угадаете, что это было?
Я сменила книжку. Перетрясла план. И снова приступила к чтению. Не помню, когда я в последний раз так злилась. Я сидела и читала, хотя за это время могла переделать кучу более важных дел. Меня бесила неторопливость повествования. Хотелось буквально встряхнуть автора за плечи и крикнуть ему: «Эй! Ближе к делу! Зачем ты тратишь мое время?». Прочитав половину книги, я не запомнила содержания, но поняла главное: если хочу вернуть радость чтения в свою жизнь, не нужно себя заставлять. Ведь тогда эффект будет обратным.
Научный подход
Тогда я решила почитать, что советуют специалисты. На удивление, я нашла сотни статей на тему «как полюбить чтение (снова)». Это успокаивало: значит, я такая не одна.
Но советы, которые давались в статьях, меня разочаровали. Найдите динамичные книги с большим количеством сюжетных поворотов, смотрите, чтобы главы были покороче, не пытайтесь сразу освоить классику (ха!), ищите что полегче, не можете читать – слушайте аудиокниги…
Если честно, это все казалось какой-то ерундой. Как я узнаю, насколько книга динамичная, если не начну читать? Отзывы бесполезны – у каждого свое понимание об идеальном ритме повествования. А уж совет слушать аудио вообще за гранью: я настолько не воспринимаю информацию на слух, что конспектирую телефонные разговоры на бумаге, чтобы потом всё прочесть и обдумать.
Еще я нашла статью, в которой советуют урезать свое свободное время вдвое: скажем, если каждый день вы два часа залипаете в соцсети или смотрите кино, отведите половину времени на чтение. Мне кажется, это крайне вредный совет, потому что его дают из позиции «стерпится – слюбится». Так вот, не слюбится – проверено.
Лучшие из лучших
Что ж, подумала я, возможно все дело в том, что я выбираю не те книги. Каждый день в мире выходят тысячи новых произведений. Какие-то же должны мне подойти?
Но когда я попросила рекомендаций у себя в инстаграме, самым популярным откликом было «поделитесь потом списочком». Ага, отметила я уже второй раз. Моя проблема точно не уникальна.
Одновременно я прошлась по спискам книжных премий («Нацбест», Букер, Нобелевская премия, Гонкур) и бестселлеров разных стран. Собрала то, что показалось интересным по аннотации, и начала читать.
Среди десятка отброшенных после первых десяти страниц книг я наконец нашла ту, что меня заинтересовала. Ею оказался победитель «Нацбеста»-2019: «Финист – ясный сокол» Андрея Рубанова. Я зацепилась за первую же строчку и дочитала до последней. У меня появилось множество вопросов к сюжету, да и с автором захотелось поспорить. А еще – перечитать всё еще раз, с самого начала.
Я выше писала, что в какой-то момент мне оказался безразличен стиль автора и главным стал сюжет. Я думала, что дело во мне. Оказалось – все-таки в стиле.
С таким же замиранием сердца я когда-то читала «Цветочный крест» Елены Колядиной («Русский Букер»-2010) и «Кысь» Татьяны Толстой («Студенческий Букер десятилетия»-2011) – лигвистические лабиринты, в которых легко заблудиться. Сюжет важен, но и язык тоже! Оказывается. Похоже, не зря я все-таки филолог:)
Дальше – и проще, и сложней. Таких книг – одна на десятилетие. Да и среди них увлечет не каждая. Сейчас я читаю такую же стилистически-необычную «Смерти.net» Татьяны Замировской – она мне нравится, хотя и не так. Но я не теряю надежды.
Книги для развития. Как правильно начать читать книги и понимать их?
Книги по самопознанию и самосовершенствованию, а точнее их список будет в конце статьи, но перед эти рекомендую прочитать преамбулу, которая даст вам понимание того, как надо читать книги, чтобы не забросить это дело.
Роль книги в развитии человека.
Важным этапом в становлении личности человека и его пути развития, является теоретическое познание и приобретение информации, которую человек получает, в большинстве, через книги. По этой причине, важно подобрать правильную литературу, которая поспособствовала бы развитию, не отбив желание идти дальше. И здесь нам стоит понять один из главных принципов развития: последовательность. Что это значит?
Принцип последовательности.
Последовательность, в контексте подбора литературы, означает такой хронологический ряд книг, который бы:
Принцип последовательности применим не только к чтению, но к большинству других сфер жизни человека к которым применимо развитие. Изучение языка начинается с букв, затем слогов, затем слова, словосочетания, предложения и так далее. Таким образом человек учится писать и говорить. Этот же принцип применим и к физической стороне жизни, то есть сначала тренировки начинаются с небольшого напряжения, а затем оно всё больше нарастает, увеличивая физические показатели, на которые направлена тренировка.
В связи с этим принципом, следует примерно определить свою собственную способность к чтению. Иначе говоря, если вы никогда осмысленно не читали книг или читали совсем немного, то лучше начать с простых книг. Если у вас большой опыт, то можно переходить к литературе, которая несет в себе больше информации.
Почему это важно? В большинстве случаев, когда человек амбициозно берется за сложное произведение, не имея опыта начитанности, он очень быстро теряет смысловую нагрузку или забывает прочитанное или постоянно сбивается или ему чтение этой книги кажется чрезмерно тяжелым. Такую книгу стоит просто отложить на потом.
Сложность литературы
Художественная литература
Самой простой литературой, несущей в себе смысловую нагрузку, является художественная литература. Возможно, она не являет собой энциклопедию по саморазвитию, но через образы, такая литература может дать нам понимание некоторых предметов намного глубже, нежели если бы нам это преподнесли прямо. По соотношению «сложность-польза» для начала художественная литература отлично подходит, ведь она нарабатывает навык чтения, дает пищу для размышлений, расширяет кругозор и вообще позволяет быть интересным самому себе.
Базовая литература
Второй по сложности, я бы назвал литературу, которая написана для широкого круга читателей, по определенной тематике. Обозначим её как «базовую». Обыкновенно это книги написанные посредниками между читателем и теми людьми, которые очень сильно углубленны в определенную сферу. Такими книгами, к примеру, являются научно-популярная литература, в которой информация достаточно упрощена, но при этом даёт очень много базовой информации, для тех кто первый раз заглядывает в эту сферу.
Иначе говоря, для ученного такая книга не представляет интереса и в каких-то моментах высококвалифицированный специалист может найти в ней какие-то нестыковки или ошибки, потому что обыкновенно эти книги написаны скорее писателями, нежели ученными. Однако, для человека, который не разбирается в данной сфере, такая литература — это отличное начало для изучение углублённого уровня в какой-либо сфере.
Глубокая литература
Следующая по сложности литература — это либо академические труды, либо первоисточники, либо научные труды отдельных выдающихся личностей.
Академические труды предназначены для узкого круга специалистов, по этому не зная тематики, его даже просто прочесть достаточно сложно, не говоря о смысловом восприятии.
Первоисточники — это родоначальники идей, которые написаны выдающимися людьми или это могут быть священные тексты. Они являются достаточно сложными для самостоятельного изучения и в основном, для полного и правильного понимания, требуют либо огромных комментариев либо очень продолжительного изучения. Порой это изучение должно быть критическим, что обычному человеку сделать достаточно сложно.
Труды отдельных выдающихся личностей сложны по той причине что направлены не на то, чтобы сыскать славу или богатство, а для выражения той грани истины, которую они наблюдают. И, соответственно, чтобы правильно понять такие труды, необходимо быть действительно образованным человеком, который знаком не только с той областью в которой написан труд, но и понимает автора, что возможно только при детальном и экспертном остальных его трудов.
Таким образом, вы начинаете понимать, свой уровень возможностей и того, откуда следует начинать изучение литературы. Лучше всего, конечно, начинать с художественной литературы, это и достаточно захватывающее чтение и способствующее развитию широкого круга навыков таких как чтение, общение, образное мышление, способность выражать мысли, способность грамотно писать и т.д. Так что, не стоит пренебрегать основами. По моему опыту, больше всего людей бросают изучать что-то по причине неспособности сосредоточится или найти в себе силы продолжать сколько нибудь долгое изучение одного текста. А именно эти навыки приходят в процессе непринужденного чтения приятной литературы, которая учит получать от чтения удовольствие.
Усвоение информации книги
Итак, мы разобрались с тем, как читать книги, чтобы не забросить их, получить из них максимум информации, пользы и удовольствия.
Теперь же стоит упомянуть другую сторону изучения литературы — как усвоить информацию? Усвоение информации это прочное запоминание и понимание прочитанного. Конечно же, хорошую книгу рекомендуется перечитывать несколько раз, но чтобы эффект был максимальным, следует следовать некоторым правилам:
1. Говорите о прочитанном.
Это может стать неприятным сюрпризом для ваших собеседников, если вы слишком сильно переусердствуете с этим, но в разумной мере разговоры о том, что вы прочитали помогут вам не только запомнить прочитанное и понять это, но и выработать культуру речи, так как передача такой информации сама по себе стремится к грамотному виду. При удачных стечениях обстоятельств, вас даже могут счесть человеком с широким кругозором, что прибавит положительных впечатлений от общения.
2. Пересказывайте прочитанное.
После прочтения даже какой-то части книги, очень полезно пересказать прочитанное. Так вы не только намного лучше запомните полученную информацию, но и научитесь грамотно излагать свои мысли. Так как воспоминания свежи, то очень просто будет пересказать и усвоить то, что вы прочитали. Пересказ позволит вам сформировать не набор информации, а структурированные знания, которые ценятся намного больше разрозненных фактов.
3. Выделяйте важное.
Если у вас дорогое издание или просто жалко пачкать книгу, можете делать это на отдельном листе. Важно не то, что вы пометили, а то что пометив, вы выделили определенную информацию, сконцентрировавшись на ней, что оставляет достаточно яркий отпечаток в памяти, позволяя запомнить выделенное. А вернувшись к изучению книги, вы можете не только фокусировать ваше внимание на выделенном, но и понять, что для вас было приоритетно в момент прочтения книги в прошлом.
Книги по самопознанию и самосовершенствованию
Сейчас мы перейдем к примерам книг, которые затрагивают темы самопознания, саморазвития и самосовершенствования и полезны для общего образования. Я разобью списки на два блока, по стилистической сложности чтения.
1. Список литературы, которая стилистически очень приятна на глаз и легко читается
Из художественной литературы:
Базовая литература:
Глубокая литература и первоисточники:
2. Список литературы, написанная сложным стилистическим текстом.
Художественная:
Базовая:
Глубокая литература и первоисточники:
Какие книги стоит читать?
На самом деле, после прочтения даже половины из этого списка, вам уже откроется достаточное понимание того, какие книги стоит читать, а какие нет. Прочитав одну книгу, человек открывает для себя возможность читать ещё несколько книги узнавая о различных книгах и темах, а также сферах жизни, которые требуют изучения. Очень важно, чтобы чтение книги исходило из естественного желания человека изучать что-то и развиваться – это будет естественный признак приносимой пользы.
Читайте осмысленно и с пользой для себя, своей жизни и окружающих. Приятного и полезного чтения. Удачи.