Что началось раньше массовое использование персональных компьютеров или общение
«Компьютер как устройство для общения» или о том, каким виделось будущее Интернета в 1968
13 апреля 2017 года ушёл из жизни Роберт Уильям Тейлор, один из пионеров Интернета, руководитель команд, которые внесли большой вклад в развитие персонального компьютера и другие связанные с ним технологии. В конце 1960-х годов Боб Тейлор убедил Министерство обороны США разработать сеть ARPAnet, ставшую предшественником Интернета. Совместно с Джозефом Ликлайдером Тейлор написал легендарное эссе «Компьютер как коммуникационное устройство» (The Computer as a Communication Device), опубликованное в апреле 1968 года. Сегодня, спустя 49 лет, мы хотели бы обсудить концептуальную часть этого эссе, в которой решается проблема эффективности общения. Давайте вспомним для каких именно целей выдающиеся IT-новаторы хотели создать то, что стало Интернетом.
Компьютер как коммуникационное устройство
Через несколько лет люди эффективнее будут общаться через машину, чем лицом к лицу. Это поразительно, но к такому выводу мы пришли. Как подтверждение этому, наше участие в проектном совещании, состоявшемся через компьютер несколько недель назад. В течение двух дней группа общалась с помощью компьютера, обычно на этот процесс ушла бы неделя.
Мы расскажем больше о механике встречи позже; стоит отметить, что все мы были в одной комнате. Но все наши взаимодействия в этой комнате мы могли бы повторить, находясь за тысячи миль друг от друга без потери эффективности.
Мы делаем акцент на людях преднамеренно. Инженер связи считает общением передачу информации из одной точки в другую в виде кода и сигналов.
Но общаться значит больше, чем просто отправлять и получать сообщения. Две ленты магнитофона общаются, когда они совместно воспроизводятся и на каждую записывается содержание другого носителя? На самом деле нет. Мы считаем, что коммуникаторы должны сделать что-то нетривиальное с информацией, которую они посылают и получают. Мы верим, что мы входим в технологический век, в котором мы сможем взаимодействовать с богатством живой информации не только пассивным образом, к которому мы привыкли, используя книги в библиотеках, но и активным. Мы будем участниками непрерывного процесса взаимодействия с информацией, а не просто её получателями.
Людям, которые звонят в информационную службу авиакомпаний с целью узнать о рейсах, запись автоответчика кажется не просто пассивным депозитарием. Это часто обновляемая модель, изменяющаяся в зависимости от ситуации, синтезирующая собранную, проанализированную, оцененную информацию для описания ситуации или процесса в организованном виде.
Тем не менее, непосредственного взаимодействия с информационной службой авиакомпании в этом случае нет. Запись на магнитную ленту не изменяется во время вызова клиента. Мы хотим подчеркнуть нечто, выходящее за рамки односторонней передачи данных, поговорить о возрастающем значении совместного, конструктивного, взаимоподкрепляющего аспекта коммуникации. Поговорить о части общения, выходящей за рамки парадигмы «теперь мы оба знаем факт, который только один из нас знал раньше». Взаимодействие умов рождает новые идеи. Мы хотим обсудить творческий аспект общения.
Для творческого интерактивного общения требуется пластичная среда, которая может быть смоделирована, требуется динамическая среда, в которой предпосылки будут вытекать в следствия. И, прежде всего, такая среда должна быть общей и использоваться всеми людьми.
Такая среда под рукой — запрограммированный цифровой компьютер. Его существование может изменить природу и ценность коммуникации глубже, чем печатный станок и кинескоп, поскольку, как мы видим, хорошо запрограммированный компьютер может обеспечить прямой доступ как к информационным ресурсам, так и к процессам использования ресурсов.
Общение: сравнение моделей
Чтобы понять, как и почему компьютер может оказывать такое влияние на коммуникацию, мы должны изучить идею моделирования на компьютере и с помощью компьютера. По нашему мнению, моделирование является основой и центром коммуникации. Любое общение между людьми о чем-то – откровения об информационной модели этой вещи. Каждая модель представляет собой концептуальную структуру абстракций, сформулированных первоначально умом одного из лиц, которые будут общаться. Если концепции в сознании одного потенциального коммуникатора сильно отличаются от понятий в сознании другого, то нет общего в моделях и нет общения.
Самыми многочисленными, наиболее сложными и важными моделями являются те, которые находятся в сознании людей. Ментальная модель не имеет равных в богатстве, пластичности, мощности и экономичности, но в других отношениях она имеет недостатки. Она не замирает для тщательного изучения. Невозможно повторить прогон. Никто не знает, как она работает. Она служит ожиданиям своих хозяев больше, чем истинным причинам. Она имеет доступ только к информации, хранящейся в голове одного человека, который может видеть её и манипулировать ею.
Общество справедливо не доверяет моделированию, выполненному одним умом. Общество требует консенсуса, согласия, по крайней мере, большинства. В сущности, это сводится к требованию, чтобы отдельные модели сравнивались и в некоторой степени согласовывались. Это требование, заключающееся в общении, которое мы теперь кратко определяем, как «совместное моделирование» — сотрудничество в построении, обслуживании и использовании ментальных моделей.
Как мы можем быть уверены, что мы моделируем, сотрудничая, что мы общаемся, если мы не можем сравнивать ментальные модели?
Когда люди общаются лицом к лицу, они придают материальную форму своим моделям, чтобы быть уверенными, что они говорят об одном и том же. Даже такая простая внешняя модель как блок-схема позволяет сфокусироваться на предмете дискуссии. Характер общения усложняется, когда у коммуникаторов нет таких рамок. Они просто произносят речи друг перед другом. Но когда есть манипулируемая модель перед ними, они пускают в общение лишь несколько слов, точек, эскизов, кивков или дополнений.
Динамика такого общения настолько ориентирована на модель, что позволяет сделать важный вывод: возможно, причина того, что современная телекоммуникационная двухсторонняя связь до сих пор столь сильно проигрывает очному общению, заключается в том, что она не предоставляет возможности для экстернализации моделей. Возможность смотреть в глаза собеседника делает общение лицом к лицу настолько продуктивнее телефонного звонка, или причина этого возможность создавать и изменять материализованные ментальные модели?
Проектное совещание как модель
На совещании по техническому проекту можно довольно четко наблюдать процесс моделирования, который, как мы утверждаем, представляет собой коммуникация. Почти каждый читатель может вспомнить собрание, проведенное во время формулировки нового этапа проекта. Каждый участник проекта привносит в такую встречу несколько иную ментальную модель общего дела — свои цели, планы и усовершенствования. Каждая из этих моделей взаимосвязана с прошлым, настоящим и будущим состояниями дел (1) его самого; (2) группы, которую он представляет; (3) его босса; (4) проекта.
Многие первичные данные, которые участники приносят на собрание, находятся в неусвоенной и некоррелированной форме. Каждому участнику его собственные наборы данных интересны и важны сами по себе. И это больше, чем файлы с фактами и повторяющиеся отчеты. Это сильно зависит от проницательности, субъективных чувств и возникших догадок. Таким образом, данные каждого человека отражаются в его ментальной модели. Суть задачи коммуникации заключается в том, чтобы его коллеги включили его данные в свои ментальные модели.
Предположим, вы могли бы увидеть модели в умах двух потенциальных коммуникаторов на этом совещании. Вы могли бы сказать, наблюдая их модели, состоялось общение или нет. Если бы вначале две их модели были схожи по структуре, но отличались просто по значениям определенных параметров, тогда общение могло бы привести к приближению к общей схеме. Это самый простой и самый частый вид общения.
Когда ментальные модели отличаются друг от друга, изменение в структуре одной из моделей или в обоих из них может свидетельствовать о достижении состояния общения.
Если две ментальные модели были структурно несходными, то достижение коммуникации будет обозначено структурными изменениями в одной из моделей или в обеих из них. Мы предполагаем, что к одной из взаимодействующих сторон пришло понимание или были проверены новые гипотезы, что привело к пониманию другой стороны, или что оба общающихся перестроили свои ментальные модели для достижения общности.
Встреча многих взаимодействующих умов более сложный процесс. Предложения и рекомендации могут быть получены со всех сторон. Взаимодействие может порождать не просто решение проблемы, но новый набор правил для решения проблемы. Это, конечно же, и есть суть творческого взаимодействия. Процесс использования такой модели включает в себя набор изменяющихся или изменяемых правил обработки и размещения информации.
Проектное совещание, которое мы только что описали, является примером широкого класса человеческой деятельности, которую можно охарактеризовать как творческую информационная активность. Продифференцируем это от другого класса, который мы будем называть информационной организацией работы. Последнее — это то, для чего сегодня в основном используются компьютеры: обработка чеков, отслеживание банковских остатков, вычисление орбиты космических аппаратов, контроль повторяющихся машинных процессов и расчёт дебета и кредита счетов. В основном компьютеры не используются для создания детального представления и прояснения не до конца понятных ситуаций.
Ранее мы говорили о встрече, на которой участники взаимодействовали друг с другом через компьютер. Эта встреча была организована Дугом Энгельбартом из Стэнфордского научно-исследовательского института и фактически была конференцией по обзору прогресса конкретного проекта. Обсуждаемая тема была богата деталями и достаточно велика по объему, чтобы никто из участников, даже принимающая сторона, не могли знать всю информацию, относящуюся к этому проекту.
Лицом к лицу с помощью компьютера
Столы были расположены так, чтобы образовывать квадратную рабочую зону с пятью участниками по каждой стороне. В центре рабочей зоны было шесть телевизионных мониторов, которые отображали буквенно-цифровой выходной сигнал компьютера, расположенного в другом помещении этого здания, но дистанционно управляемого с помощью клавиатуры и указателя электронного контролера, называемого «мышью». Любой участник собрания мог с помощью мыши контролировать перемещение указателя на экране телевизора для привлечения внимания других участников.
Каждый человек, работавший над проектом, подготовил тематический план его презентации. Эти планы появлялись на экранах во время докладов, позволяя шире взглянуть на модели докладчиков. Многие презентации содержали имена конкретных файлов. Спикер мог открыть их в компьютере для отображения на экранах, поскольку участники проекта предварительно поместили свои файлы в память компьютерной системы.
Таким образом, встреча началась так же, как и любая другая встреча в том смысле, что был общий список вопросов, и каждый докладчик привез с собой материал, о котором он будет говорить. Компьютерная система оказала существенную помощь в углубленном изучении материала. Более детальная информация отображалась, когда требовались подробности, более обобщенная информация появлялась на экранах, чтобы ответить на вопросы, касающиеся релевантности и взаимосвязей. Будущая версия этой системы позволит каждому участнику на его собственном экране телевизора листать файлы спикера во время доклада, и, таким образом, находить ответы на возникшие вопросы, не прерывая презентацию.
На собрании проекта, проведенном с помощью компьютера, вы можете изучить исходные данные спикера, не прерывая его для обоснований и объяснений.
Коммуникационная система должна вносить позитивный вклад в открытие и пробуждение интереса.
Очевидно, что набор первичных данных может быть слишком большим, чтобы его осознать. Наступает момент, когда сложность коммуникационного процесса превышает имеющиеся ресурсы и способности разума. В такие моменты приходится упрощать и делать выводы.
Пугает осознание того, как рано и кардинально мы упрощаем, как преждевременно делаем выводы, даже когда ставки высоки и имеются экстраординарные средства передачи информации и ресурсы обработки. Глубокое моделирование для общения и понимания требует огромных инвестиций. Возможно, даже правительственные бюджеты не смогут это покрыть.
Но когда-нибудь правительства будут вынуждены пойти на это. Ибо, хотя мы говорим об коммуникативном процессе как о совместном усилии по моделированию во взаимной среде, существует также аспект коммуникации с отказывающимся общаться противником или против него. Как мы можем судить по сообщениям о недавних международных кризисах, из сотен альтернатив, с которыми сталкиваются лица, принимающие решения, в каждом моменте принятия решения или в каждом «уровне игры» есть в среднем только несколько и никогда не более нескольких десятков вариантов решения, которые можно было бы исследовать. И только единичные альтернативы можно было бы изучить глубже двух или трех уровней «игры» перед принятием решения. Каждая сторона была занята попытками моделирования того, что затевает другая сторона. Это требует времени, а давление событий заставляет упрощать, даже когда это опасно.
Независимо от того, пытаемся ли мы общаться не разделяя интересы, или мы объединяем усилия, становится ясно, что нам нужно быть в состоянии моделировать быстрее и глубже. Не только в правительстве, но и во всех сферах бизнеса и профессиях, важность совершенствования процесса принятия решений настолько велика, что оправдывает все усилия.
Компьютер — коммутатор или интерактор?
Мы можем с искренним и твердым убеждением сказать, что определенная форма организации цифрового компьютера с программами и данными, представляющая собой динамичную, удобную среду, может быть причиной революционных изменений в искусстве моделирования и при этом сможет кардинально повысить эффективность общения между людьми.
Но мы должны немедленно уточнить, что компьютер сам по себе не может внести никакого вклада, и, что компьютер с программами и данными, которые мы сегодня имеем, может сделать ненамного больше, чем предложить направление развития и предоставить несколько базовых примеров. Мы точно не говорим: «Купите компьютер и ваши проблемы общения будут решены».
Наше утверждение, заключается в том, что мы вместе со многими коллегами, которые имели опыт работы в онлайн и интерактивном режиме с компьютерами, уже ощутили бОльшую отзывчивость, легкость и «силу», чем мы ожидали, учитывая слабую применимость современных машин и примитивность их программного обеспечения. Поэтому многие из нас уверены (некоторые из нас на грани религиозного рвения), что поистине значительные достижения, которые заметно улучшат нашу эффективность в общении, ещё впереди.
Многие инженеры связи тоже находятся в восторге от применения цифровых компьютеров в общении. Однако функция, которую они хотят реализовать, это функция коммутатора. Компьютеры будут либо переключать линии связи, соединяя их вместе в необходимых конфигурациях, либо хранить и пересылать данные. Функция хранения и пересылки важна, но это не то, что произведет революцию в общении. Мы делаем акцент на функции моделирования, а не на функции коммутатора. Передача информации и обработка информации всегда проводились раздельно и была отдельно организована. Существуют значительные интеллектуальные и социальные преимущества, которые могут быть достигнуты благодаря слиянию этих двух технологий. Тем не менее, существуют серьезные юридические и административные препятствия на пути такого объединения.
Распределенные интеллектуальные ресурсы
Мы видели зачатки общения посредством компьютера между людьми, расположенными в одном помещении или в одном университетском городке или даже в отдаленных лабораториях одной и той же научно-исследовательской организации. Такой вид связи через единый компьютер с многопользовательским доступом через телефонные линии начинает стимулировать сотрудничество и повышает согласованность ментальных моделей более эффективно, чем нынешние меры по совместному использованию компьютерных программ путем обмена магнитными лентами с помощью курьера или почты. Компьютерные программы очень важны, поскольку они превосходят просто «данные» — они включают процедуры и процессы для структурирования и манипулирования данными. Это основные ресурсы, на которых мы можем теперь сосредоточиться и совместно использовать с помощью компьютерных и коммуникационных технологий. Но они являются лишь частью целого. Целое включает в себя сырые данные, обработанные данные, данные о местоположении данных, документы и, конечно, модели.
Чтобы оценить, как может развиваться новый вид общения через компьютер, необходимо учитывать динамику «критической массы», поскольку она относится и к сотрудничеству в творческой деятельности. Возьмите любую проблему, достойную имени, и вы найдете только несколько человек, которые могут эффективно способствовать её решению. Эти люди должны быть вовлечены в тесное интеллектуальное партнерство, чтобы их идеи могли вступать в контакт друг с другом. Но объединив этих людей в одном месте физически, чтобы сформировать команду, вы получите проблемы. Самые креативные люди часто не лучшие командные игроки, а в одной организации недостаточно высших позиций, чтобы все были счастливы. Предположим, они идут разными путями, и каждый создает свою собственную империю, большую или маленькую, посвящая больше времени роли императора, чем роли решателя проблем. Руководители все еще собираются на собраниях. Они все еще посещают друг друга. Но время их общения растягивается, а корреляции между ментальными моделями падает между встречами. Так что, может потребоваться год, чтобы добиться результатов недельного общения. Должен быть какой-то способ облегчить общение между людьми, объединив их в одном месте.
Один компьютер с несколькими устройствами доступа решил бы проблему, но с одним компьютером и отдельными линиями связи, соединяющими несколько географически разделенных консолей не избежать оплаты неоправданно большого счета за передачу данных. Частично экономические трудности связаны с нашей нынешней системой коммуникаций. Когда компьютер используется в интерактивном режиме с консолями в виде пишущей машинки, сигналы, передаваемые между пультом и компьютером, прерывистые и не очень частые. Они не требуют постоянного доступа к телефонному каналу. Большую часть времени они даже не используют максимальную скорость передачи информации в таком канале. Трудность заключается в том, что обычные операторы связи не предоставляют такой сервис, который хотелось бы иметь. Нужна услуга, которая позволила бы иметь доступ к каналу на короткий промежуток времени и оплатой только за время использования канала. Вполне вероятно, что для этой цели лучше всего использовать службу сообщений с принципом «мгновенное сохранение и отправка сразу же». Однако, обычные провайдеры предлагают вместо этого услугу с установкой канала связи для индивидуального использования за срок не менее одной минуты.
Проблема еще более усложняется тем, что взаимодействие с компьютером посредством быстрого графического дисплея, который для большинства целей намного превосходит взаимодействие с помощью печатающей машинки с медленной печатью, требует значительно более высоких скоростей передачи информации. Не обязательно передавать больше информации, но обязательно с большей частотой.
Возможно, вас не удивит, что существуют несовместимость между требованиями компьютерных систем и услугами, предоставляемыми современными операторами связи, поскольку большинство услуг общего пользования были разработаны для поддержки передачи голоса, а не цифровой связи. Тем не менее, несовместимость расстраивает. Похоже, что лучший способ преодоления проблем и ускорения развития сообществ, состоящих из географически отдаленных людей, заключается в создании экспериментальной сети из нескольких компьютеров. Компьютеров, пересылающих одновременные, прерывистые сообщения многих пользователей и их программ, непрерывно и эффективно использующих широкополосные каналы передачи данных с заметным снижением общей стоимости.
Далее в эссе раскрываются детали и механика реализации такой сети для коммуникации. Почти все они легли в основу современного Интернета. Также авторы делают некоторые предположение об изменениях, которые произойдут в устройстве общества после создания единого пространства для общения. Эти прогнозы сбылись в меньшей мере по сравнению с технической составляющей.
В прогнозе об использовании личных устройств только для доступа к общим вычислительным ресурсам и хранилищам данных, мы видим аналогию использования облачной инфраструктуры. IaaS только в последнее десятилетие начал занимать значительную долю отрасли, но продолжает расти очень высокими темпами. Даже спустя много лет мысли, изложенные в эссе, не кажутся устаревшими.
Использование Интернета как средства для достижения общей ментальной модели, обогащенной всеми участниками общения, являлось целью людей, находившихся у его истоков. Сегодня мы хотели бы призвать IT-сообщество к дискуссии, к совместному моделированию, к обмену деталями своих ментальных моделей о будущем коммуникаций. Каким будет общение через следующие 49 лет?
История ЭВМ: от перфокарт до персональных компьютеров
Ровно 33 года назад, 12 августа 1981 года, на свет появился первый массовый персональный компьютер IBM PC, который со временем стали называть просто PC (ПК). То, что для нас уже давно стало привычным делом, в то время было настоящей революцией. M24.ru выделило основные этапы развития электронно-вычислительных машин.
Электронные вычислительные машины того времени представляли из себя массивные конструкции весом в несколько тонн. Каждый новый этап развития ЭВМ был связан не только с техническим прогрессом, но и с программным. Взять хотя бы Windows, который пришел на смену «бездушному» DOS.
Именно IBM, годом основания которой считается 1889 год, внесла огромный вклад в развитие компьютерной техники. Ее прародительница, корпорация CTR (Computing Tabulating Recording) включала в себя сразу три компании и выпускала самое различное электрическое оборудование: весы, сырорезки, приборы учета времени. После смены директора в 1914 году компания начала специализироваться на создании табуляционных машин (для обработки информации). Спустя 10 лет CTR поменяло свое название на International Business Machines или IBM.
M24.ru выделило основные этапы развития ЭВМ и их основных представителей, давших толчок к развитию современных компьютеров.
При этом история компьютеров IBM началась спустя более полувека, в 1941 году, когда был разработан и создан первый программируемый компьютер «Марк 1» весом порядка 4,5 тонн, 17 метров в длину, 2,5 метра – в высоту. Президент IBM вложил в него 500 тысяч долларов. Впервые «Марк 1» был запущен в Гарвардском университете в 1944 году. Чтобы понять, насколько сложна была конструкция машины, достаточно сказать, что общая длина проводов составила 800 км. При этом компьютер осуществлял три операции сложения и вычитания в секунду.
Первое поколение ЭВМ
Первая ЭВМ, основанная на ламповых усилителях, под названием «Эниак» была создана в США в 1946 году. По размерам она была больше, чем «Марк 1»: 26 метров в длину, 6 метров в высоту, а ее вес составлял около 30 тонн. При этом по производительности «Эниак» в 1000 раз превышала «МАРК-1», а на ее создание ушло почти 500 тысяч долларов. Но у нее были существенные недостатки: очень мало памяти для хранения данных и долгое время перепрограммирования – от нескольких часов и до нескольких дней.
Кстати, среди создателей «Эниак» был ученый Джон фон Нейман, предложивший архитектуру ЭВМ, заложенную в компьютерах с конца 1940-х до середины 1950-х годов. Именно он осуществил переход к двоичной системе счисления и хранению полученной информации.
Второе поколение ЭВМ
Второе поколение ЭВМ использовало в своей основе транзисторы, созданные в 1947 году. Это была очередная революция, в результате которой существенно уменьшились размеры и энергопотребление компьютеров, так как сами биполярные транзисторы в разы меньше вакуумных ламп.
В 1959 году появились первые компьютеры IBM на транзисторах. Они были надежны, и ВВС США стали использовать их в системе раннего оповещения ПВО. А в 1960 году IBM разработала мощную систему Stretch или «IBM-7030». Она была и вправду сильна – создатели добились 100-кратного увеличения быстродействия. В течение трех лет он был самым быстрым компьютером в мире. Однако со временем IBM уменьшила его стоимость, а вскоре и вовсе сняла с производства.
Третье поколение ЭВМ
Третье поколение компьютеров связано с использованием интегральных схем (в которых используется от десятков до сотен миллионов транзисторов), впервые изготовленных в 1960 году американцем Робертом Нойсом.
В 1964 году IBM объявила о начале работы над целой линейкой IBM System/360.
Четвертое поколение ЭВМ
Четвертое поколение связано с использованием микропроцессоров. Первый такой микропроцессор под названием «Intel-4004» был создан в 1971 году компанией Intel, до сих пор остающейся в лидерах. Спустя 10 лет IBM выпустила первый персональный компьютер, который так и назывался IBM PC. Самая дорогая конфигурация стоила 3000 долларов и предназначалась для бизнеса, а конфигурация за 1500 долларов – для дома.
Интересно, что разработкой компьютера занимались всего четыре человека. Причем IBM не запатентовала ни операционную систему DOS, ни BIOS, что породило огромное количество клонов. Уже в 1996 году IBM уступило первое место по продажам ПК на ею же основанном рынке.
Несмотря на то, что современные гаджеты сильно отличаются по характеристикам от своего предшественника, все они относятся к тому же поколению ЭВМ.
Основные толчки для развития компьютеров дала наука (появление ламп, а затем транзисторов). В настоящее время распространяется ввод информации с голоса, общения с машиной на человеческом языке (приложение Siri в iPhone) и активная работа над роботами. Основное мнение, что будущее – за квантовыми компьютерами, которые будут использовать в своей основе молекулы и нейрокомпьютерами, использующими центральную нервную систему человека и непосредственно его мозг. Однако для того, чтобы эти технологии появились, необходимо досконально изучить эти системы.