Что наблюдалось в опыте ампера выберите правильное
Что наблюдалось в опыте Ампера?
Что наблюдалось в опыте Ампера?
А) взаимодействие двух магнитов Б) взаимодействие двух параллельных проводников с током В) поворот рамки с током в магнитном поле Г) взаимодействие двух магнитных стрелок.
Если ток по проводникам движется в одном направлении, то то проводники притягиваются друг к другу.
Для устного экзамена по физике за 9 класс.
Чем обьясняется взаимодействие двух параллельных проводника с током?
Чем обьясняется взаимодействие двух параллельных проводника с током.
В электроизмерительных приборах магнитоэлектрической системы такие приборы используют в школе стрелка поворачивается вследствие?
В электроизмерительных приборах магнитоэлектрической системы такие приборы используют в школе стрелка поворачивается вследствие.
Взаимодействия двух проводников с током
Действия магнитного поля на рамку с током
Взаимодействия двух постоянных электромагнитов.
По рисункам 57 и 58 расскажите, как на опыте наблюдают взаимодействие рамки с током и магнита?
По рисункам 57 и 58 расскажите, как на опыте наблюдают взаимодействие рамки с током и магнита.
Опишите с сравните 1?
Опишите с сравните 1.
Взаимодействие двух токов, текущих по параллельным проводам 2.
Взаимодействие двух параллельных пучков электронов.
. Какой процесс объясняется явлением электромагнитной индукции?
. Какой процесс объясняется явлением электромагнитной индукции?
1. отклонение магнитной стрелки вблизи проводника с током ; 2.
Взаимодействие двух проводов с током ; 3.
Появление тока в замкнутой катушке при опускании в неё постоянного магнита ; 4.
Возникновение силы, действующей на проводник с током в магнитном поле.
Как расположен этот проводник в поле?
3. Постоянный магнит и катушка с током, как вы убедились, взаимодействуют.
4. Могут ли магнитные поля катушки и постоянного магнита оказывать на один и тот же проводник с током, одинаковое влияние?
Как из закона Ампера для взаимодействия магнитного поля с током получить формулы силы Лоренца?
Как из закона Ампера для взаимодействия магнитного поля с током получить формулы силы Лоренца?
1. Как описывается взаимодействие двух магнитов?
1. Как описывается взаимодействие двух магнитов?
2. Как можно получить картины магнитных полей?
3. Что принято за направление магнитных линий?
4. Для чего служит компас?
А) Электростатическим взаимодействием электрических зарядов, создающих электрический ток в проводниках.
Б) Действием магнитного поля одного электрического тока на второй электрический ток.
В) Взаимодействием магнитных полей двух электрических токов.
Д) Действием электромагнитных воли, излучаемых одним электрическим током, на второй электрический ток.
2 вариант 1)г 3)в 5)г 7)в 9)б 11)в.
Для параллельного соединения U1 = U2 = U I1 = U / R1 = 6 / 2 = 3 A I2 = U / R2 = 6 / 4 = 1, 5 A I = I1 + I2 = 3 + 1, 5 = 4, 5 A.
При уменьшении длины сопротивление уменьшается. R = po * L / S Мощность при неизменном напряжении в цепи P = U² / R При уменьшении длины (сопротивления) мощность увеличится. = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =.
Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током
1. Опыт Эрстеда заключается в следующем. На столе располагают магнитную стрелку, которая ориентируется с севера на юг в магнитном поле Земли, и параллельно ей сверху проводник, соединённый с источником тока (см. рис. 81). При замыкании цепи стрелка повернётся на 90° и встанет перпендикулярно проводнику.
При размыкании цепи стрелка вернётся в первоначальное положение. Если изменить направление тока на противоположное, то стрелка повернётся в обратную сторону. Опыт Эрстеда доказывает, что вокруг проводника, по которому течёт электрический ток, существует магнитное поле, которое действует на магнитную стрелку.
Опыт Эрстеда показал существование взаимосвязи между электрическими и магнитными явлениями.
Об этой взаимосвязи свидетельствует и опыт, известный как опыт Ампера. Если по двум длинным параллельно расположенным проводникам пропустить электрический ток в одном направлении, то они притянутся друг к другу; если направление тока будет противоположным, то проводники оттолкнутся друг от друга. Это происходит потому, что вокруг одного проводника возникает магнитное поле, которое действует на другой проводник с током. Если ток будет протекать только по одному проводнику, то проводники не будут взаимодействовать.
Таким образом, вокруг движущихся электрических зарядов или вокруг проводника с током существует магнитное поле. Магнитное поле действует на движущиеся заряды. На неподвижные заряды магнитное поле не действует.
Силовой характеристикой магнитного поля является величина, называемая магнитной индукцией. Обозначается магнитная индукция буквой \( B \) . Магнитная индукция является векторной величиной, т.е. имеет определённое направление. Это наглядно проявляется в опыте со взаимодействием параллельных проводников с током. Направление вектора магнитной индукции совпадает с направлением северного полюса магнитной стрелки в данной точке поля.
2. Обнаружить магнитное поле вокруг проводника с током можно с помощью либо магнитных стрелок, либо железных опилок, которые в магнитном поле намагничиваются и становятся магнитными стрелками. На рисунке 87 изображён проводник, пропущенный через лист картона, на который насыпаны железные опилки. При прохождении по проводнику электрического тока опилки располагаются вокруг него по концентрическим окружностям.
Линии, вдоль которых располагаются в магнитном поле магнитные стрелки или железные опилки, называют линиями магнитной индукции. Направление, которое указывает северный полюс магнитной стрелки, принято за направление линий магнитной индукции. Вектор магнитной индукции направлен по касательной к линии магнитной индукции в каждой точке поля.
Как следует из результатов опыта Эрстеда и опыта по взаимодействию параллельных проводников с током, направление линий вектора магнитной индукции (и линий магнитной индукции) зависит от направления тока в проводнике. Направление линий магнитной индукции можно определить с помощью правила буравчика. Для линейного проводника оно следующее: если направление поступательного движения буравчика совпадает с направлением тока в проводнике, то направление вращения ручки буравчика совпадает с направлением линий магнитной индукции.
3. Если пропустить электрический ток по катушке, то опилки расположатся, как показано на рисунке 88.
Картина линий магнитной индукции свидетельствует о том, что катушка с током становится магнитом. Если катушку с током подвесить, то она повернётся южным полюсом на юг, а северным — на север (рис. 89).
Следовательно, катушка с током имеет два полюса: северный и южный. Определить полюса, которые появляются на её концах можно, если известно направление электрического тока в катушке. Для этого пользуются правилом буравчика: если направление вращения ручки буравчика совпадает с направлением тока в катушке, то направление поступательного движения буравчика совпадает с направлением линий магнитной индукции внутри катушки (рис. 90).
4. Тела, длительное время сохраняющие магнитные свойства, или намагниченность, называют постоянными магнитами. Поднося магнит к железным опилкам, можно заметить, что они притягиваются к концам магнита и практически не притягиваются к его середине. Те места магнита, которые производят наиболее сильное магнитное действие, называются полюсами магнита. Магнит имеет два полюса: северный — N и южный — S. Принято северный полюс магнита окрашивать синим цветом, а южный — красным. Если полосовой магнит разделить на две части, то каждая из них окажется магнитом с двумя полюсами.
Положив на постоянный магнит лист бумаги или картона и насыпав на него железные опилки, можно получить картину его магнитного поля (рис. 91). Линии магнитной индукции постоянных магнитов замкнуты, все они выходят из северного полюса и входят в южный, замыкаясь внутри магнита.
Магнитные стрелки и магниты взаимодействуют между собой. Разноимённые магнитные полюсы притягиваются друг к другу, а одноимённые — отталкиваются. Взаимодействие магнитов объясняется тем, что магнитное поле одного магнита действует на другой магнит и, наоборот, магнитное поле 2-го магнита действует на 1-й.
Причиной наличия у веществ магнитных свойств является движение электронов, существующих в каждом атоме. При своём движении вокруг атома электроны создают магнитные поля. Если эти поля имеют одинаковую ориентацию, то вещество, например железо или сталь, намагничены достаточно сильно.
5. Магнитное поле действует на проводник с током. Доказать это можно с помощью эксперимента (рис. 92).
Если в поле подковообразного магнита поместить проводник длиной \( l \) , подвешенный на тонких проводах, соединить его с источником тока, то при разомкнутой цепи проводник останется неподвижным. Если замкнуть цепь, то по проводнику пойдёт электрический ток, и проводник отклонится в магнитном поле от своего первоначального положения. При изменении направления тока проводник отклонится в противоположную сторону. Таким образом, на проводник с током, помещённый в магнитное поле, действует сила, которую называют силой Ампера.
Экспериментальное исследование показывает, что сила Ампера прямо пропорциональна длине проводника \( l \) и силе тока \( I \) в проводнике: \( F\sim Il \) . Коэффициентом пропорциональности в этом равенстве является модуль вектора магнитной индукции \( B \) . Соответственно, \( F=BIl \) .
Сила, действующая на проводник с током, помещённый в магнитное поле, равна произведению модуля вектора магнитной индукции, силы тока и длины той части проводника, которая находится в магнитном поле.
В таком виде зависимость силы, действующей на проводник с током в магнитном поле, записыватся в том случае, если линии магнитной индукции перпендикулярны проводнику с током.
Формула силы Ампера, позволяет раскрыть смысл понятия вектора магнитной индукции. Из выражения для силы Ампера следует: \( B=\frac
Из приведённой формулы понятно, что магнитная индукция является силовой характеристикой магнитного поля.
Единица магнитной индукции \( [В] = [F]/[I][l] \) . \( [B] \) = 1 Н/(1 А · 1 м) — 1 Н/(А · м) = 1 Тл. За единицу магнитной индукции принимают магнитную индукцию такого поля, в котором на проводник длиной 1 м действует сила 1 Н при силе тока в проводнике 1 А.
Направление силы Ампера определяют, пользуясь правилом левой руки: если левую руку расположить так, чтобы линии магнитной индукции входили в ладонь, а четыре пальца направлены по направлению тока в проводнике, то отогнутый на 90° большой палец покажет направление силы, действующей на проводник (рис. 93).
6. Движение проводника с током в магнитном поле лежит в основе работы электрического двигателя. Если поместить прямоугольную рамку в магнитное поле и пропустить по ней электрический ток, то рамка повернётся (рис. 94), потому, что на стороны рамки действует сила Ампера. При этом сила, действующая на сторону рамки \( ab \) , противоположна силе, действующей на сторону \( cd \) .
Для того чтобы рамка не остановилась в тот момент, когда её плоскость перпендикулярна линиям магнитной индукции, и продолжала вращаться, изменяют направление тока в проводнике. Для этого к концам рамки припаяны полукольца, по которым скользят контакты, соединённые с источником тока. При повороте рамки на 180° меняются контактные пластины, которых касаются полукольца и, соответственно, направление тока в рамке.
В электрическом двигателе энергия электрического и магнитного полей превращается в механическую энергию.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ
Часть 1
1. На рисунке показано, как установилась магнитная стрелка между полюсами двух одинаковых магнитов. Укажите полюса магнитов, обращённые к стрелке.
1) 1 — S, 2 — N
2) 1 — А, 2 — N
3) 1 — S, 2 — S
4) 1 — N, 2 — S
2. Па рисунке представлена картина линий магнитного поля от двух полосовых магнитов, полученная с помощью магнитной стрелки и железных опилок. Каким полюсам полосовых магнитов соответствуют области 1 и 2?
1) 1 — северному полюсу; 2 — южному
2) 1 — южному; 2 — северному полюсу
3) и 1, и 2 — северному полюсу
4) и 1, и 2 — южному полюсу
3. При прохождении электрического тока по проводнику магнитная стрелка, находящаяся рядом, расположена перпендикулярно проводнику. При изменении направления тока на противоположное. Стрелка
1) повернётся на 90°
2) повернётся на 180°
3) повернётся на 90° или на 180° в зависимости от значения силы тока
4) не изменит свое положение
4. Проводник, по которому протекает электрический ток, расположен перпендикулярно плоскости чертежа (см. рисунок). Расположение какой из магнитных стрелок, взаимодействующих с магнитным полем проводника с током, показано правильно?
5. Из проводника сделали кольцо и по нему пустили электрический ток. Ток направлен против часовой стрелки (см. рисунок). Как направлен вектор магнитной индукции в центре кольца?
1) вправо
2) влево
3) на нас из-за плоскости чертежа
4) от нас за плоскость чертежа
6. По катушке идёт электрический ток, направление которого показано на рисунке. При этом на концах железного сердечника катушки
1) образуются магнитные полюса — на конце 1 — северный полюс, на конце 2 — южный
2) образуются магнитные полюса — на конце 1 — южный полюс, на конце 2 — северный
3) скапливаются электрические заряды: на конце 1 — отрицательный заряд, на конце 2 — положительный
4) скапливаются электрические заряды: на конце 1 — положительный заряд, на конце 2 — отрицательный
7. Два параллельно расположенных проводника подключили параллельно к источнику тока.
Направление электрического тока и взаимодействие проводников верно изображены на рисунке
8. В однородном магнитном поле на проводник с током, расположенный перпендикулярно плоскости чертежа (см. рисунок), действует сила, направленная
1) вправо →
2) влево ←
3) вверх ↑
4) вниз ↓
9. Сила, действующая на проводник с током, который находится в магнитном поле между полюсами магнита направлена
1) вверх ↑
2) вниз ↓
3) направо →
4) налево ←
10. На рисунке изображён проводник с током, помещённый в магнитное поле. Стрелка указывает направление тока в проводнике. Вектор магнитной индукции направлен перпендикулярно плоскости рисунка к нам. Как направлена сила, действующая на проводник с током?
1) вверх ↑
2) вправо →
3) вниз ↓
4) влево ←
11. Из приведённых ниже утверждений выберите два правильных и запишите их номера в таблицу.
1) Вокруг неподвижных зарядов существует магнитное поле.
2) Вокруг неподвижных зарядов существует электростатическое поле.
3) Если разрезать магнит на две части, то у одной части будет только северный полюс, а у другой — только южный.
4) Магнитное поле существует вокруг движущихся зарядов.
5) Магнитная стрелка, находящаяся около проводника с током, всегда поворачивается вокруг своей оси.
12. Электрическая схема содержит источник тока, проводник АВ, ключ и реостат. Проводник АВ помещён между полюсами постоянного магнита (см. рисунок).
Используя рисунок, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.
1) При перемещении ползунка реостата влево сила Ампера, действующая на проводник АВ, увеличится.
2) При замкнутом ключе проводник будет выталкиваться из области магнита вправо.
3) При замкнутом ключе электрический ток в проводнике имеет направление от точки В к точке А.
4) Магнитные линии поля постоянного магнита в области расположения проводника АВ направлены вертикально вниз.
5) Электрический ток, протекающий в проводнике АВ, создаёт однородное магнитное поле.
Часть 2
13. Участок проводника длиной 0,1 м находится в магнитном поле индукцией 50 мТл. Сила тока, протекающего по проводнику, 10 А. Какую работу совершает сила ампера при перемещении проводника на 8 см в направлении своего действия? Проводник расположен перпендикулярно линиям магнитной индукции.
Что наблюдалось в опыте ампера выберите правильное
На рис. 1 приведена схема установки, с помощью которой исследовалась зависимость напряжения на реостате от величины протекающего тока при движении ползунка реостата справа налево. На рис. 2 приведены графики, построенные по результатам измерений для двух разных источников напряжения.
Выберите все утверждения, соответствующих результатам этих опытов, и запишите в ответ цифры, под которыми указаны эти утверждения. Вольтметр считать идеальным.
1) При силе тока 12 А вольтметр показывает значение ЭДС источника.
2) Ток короткого замыкания равен 12 А.
3) Во втором опыте сопротивление резистора уменьшалось с большей
4) Во втором опыте ЭДС источника в 2 раза меньше, чем в первом.
5) В первом опыте ЭДС источника равна 5 В.
Конденсатор подключен к источнику тока последовательно с резистором R = 20 кОм (см. рисунок). В момент времени t = 0 ключ замыкают. В этот момент конденсатор полностью разряжен. Результаты измерений силы тока в цепи, выполненных с точностью ±1 мкА, представлены в таблице
t, с | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I, мкА | 300 | 110 | 40 | 15 | 5 | 2 | 1 |
Выберите все верные утверждения о процессах, наблюдаемых в опыте.
1) Ток через резистор в процессе наблюдения увеличивается.
2) Через 6 с после замыкания ключа конденсатор полностью зарядился.
3) ЭДС источника тока составляет 6 В.
4) В момент времени t = 3 с напряжение на резисторе равно 0,6 В.
5) В момент времени t = 3 с напряжение на конденсаторе равно 5,7 В.
Конденсатор подключен к источнику тока последовательно с резистором R = 20 кОм (см. рисунок). В момент времени t = 0 ключ замыкают. В этот момент конденсатор полностью разряжен. Результаты измерений силы тока в цепи, выполненных с точностью ±1 мкА, представлены в таблице
t, с | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I, мкА | 300 | 110 | 40 | 15 | 5 | 2 | 1 |
Выберите все верные утверждения о процессах, наблюдаемых в опыте.
1) Ток через резистор в процессе наблюдения уменьшается.
2) Через 2 с после замыкания ключа конденсатор остаётся полностью разряженным.
3) ЭДС источника тока составляет 12 В.
4) В момент времени t = 3 с напряжение на резисторе равно 0,3 В.
5) В момент времени t = 3 с напряжение на конденсаторе равно 6 В.
Катушка индуктивности подключена к источнику тока с пренебрежимо малым внутренним сопротивлением через резистор R = 40 Ом (см. рисунок). В момент t = 0 ключ K замыкают. Значения силы тока в цепи, измеренные в последовательные моменты времени с точностью ±0,01 А, представлены в таблице.
t, с | 0 | 0,5 | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 3,0 | 4,0 | 5,0 | 6,0 |
I, А | 0 | 0,12 | 0,19 | 0,23 | 0,26 | 0,29 | 0,29 | 0,30 | 0,30 |
Выберите все верные утверждения о процессах, наблюдаемых в опыте.
1) Ток через резистор в процессе наблюдения не изменяется.
2) Через 5 с после замыкания ключа ток через катушку полностью прекратился.
3) ЭДС источника тока составляет 12 В.
4) В момент времени t = 3,0 с ЭДС самоиндукции катушки равно 0,29 В.
5) В момент времени t = 1,0 с напряжение на резисторе равно 7,6 В.
Катушка индуктивности подключена к источнику тока с пренебрежимо малым внутренним сопротивлением через резистор R = 60 Ом (см. рисунок). В момент t = 0 ключ K замыкают. Значения силы тока в цепи, измеренные в последовательные моменты времени с точностью ±0,01 А, представлены в таблице.
t, с | 0 | 0,5 | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 3,0 | 4,0 | 5,0 | 6,0 |
I, А | 0 | 0,12 | 0,19 | 0,23 | 0,26 | 0,28 | 0,29 | 0,30 | 0,30 |
Выберите все верные утверждения о процессах, наблюдаемых в опыте.
1) В опыте наблюдаются колебания силы тока в цепи.
2) Через 6 с после замыкания ключа ток через катушку достиг минимального значения.
3) ЭДС источника тока составляет 18 В.
4) В момент времени t = 2,0 с ЭДС самоиндукции катушки равна 2,4 В.
5) В момент времени t = 3,0 с напряжение на резисторе равно 15 В.
Исследовалась зависимость напряжения на обкладках конденсатора от заряда этого конденсатора. Результаты измерений представлены в таблице.
0 | 0,01 | 0,02 | 0,03 | 0,04 | 0,05 | |
U, В | 0 | 0,04 | 0,12 | 0,16 | 0,22 | 0,24 |
Погрешности измерений величин q и U равнялась соответственно 0,005 мКл и 0,01 В.
Выберите все утверждения, соответствующие результатам этих измерений.
1) Электроёмкость конденсатора примерно равна 5 мФ.
2) Электроёмкость конденсатора примерно равна 200 мкФ.
3) С увеличением заряда напряжение увеличивается.
4) Для заряда 0,06 мКл напряжение на конденсаторе составит 0,5 В.
5) Напряжение на конденсаторе не зависит от заряда.
На графике представлены результаты измерения напряжения на реостате U при различных значениях сопротивления реостата R. Погрешность измерения напряжения ΔU = ±0,2 В, сопротивления ΔR = ±0,5 Ом.
Выберите все утверждения, соответствующие результатам этих измерений.
1) С уменьшением сопротивления напряжение уменьшается.
2) При сопротивлении 2 Ом сила тока примерно равна 0,5 А.
3) При сопротивлении 1 Ом сила тока в цепи примерно равна 3 А.
4) При сопротивлении 10 Ом сила тока примерно равна 0,48 А.
5) Напряжение не зависит от сопротивления.
Школьник проводил эксперименты, соединяя друг с другом различными способами батарейку и пронумерованные лампочки. Сопротивление батарейки и соединительных проводов было пренебрежимо мало. Измерительные приборы, которые использовал школьник, можно считать идеальными. Сопротивление всех лампочек не зависит от напряжения, к которому они подключены. Ход своих экспериментов и полученные результаты школьник заносил в лабораторный журнал. Вот что написано в этом журнале.
Опыт А). Подсоединил к батарейке лампочку № 1. Сила тока через батарейку 2 А, напряжение на лампочке 8 В.
Опыт Б). Подключил лампочку № 2 последовательно с лампочкой № 1. Сила тока через лампочку №1 равна 1 А, напряжение на лампочке № 2 составляет 4 В.
Опыт В). Подсоединил параллельно с лампочкой № 2 лампочку № 3. Сила тока через лампочку № 1 примерно 1,14 А, напряжение на лампочке № 2 примерно 3,44 В.
Исходя из записей в журнале, выберите все правильные утверждения и запишите в таблицу цифры, под которыми указаны эти утверждения.
1) лампочки № 1, № 2 и № 3 одинаковые
2) лампочки № 1 и № 2 одинаковые
3) лампочки № 2 и № 3 одинаковые
4) сопротивление лампочки № 3 больше сопротивления лампочки № 1
5) ЭДС батарейки равна 8 В
Конденсатор подключён к источнику тока последовательно с резистором R = 20 кОм (см. рисунок). В момент времени t = 0 ключ замыкают. В этот момент конденсатор полностью разряжен. Результаты измерений силы тока в цепи представлены в таблице.
t, с | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
I, мкА | 300 | 110 | 40 | 15 | 5 | 2 | 1 |
Внутренним сопротивлением источника и сопротивлением проводов пренебречь. Выберите все верные утверждения о процессах, наблюдаемых в опыте.
1) В момент времени t = 3 с напряжение на резисторе равно 0,6 В.
2) Через 6 с после замыкания ключа конденсатор полностью зарядился.
3) ЭДС источника тока составляет 6 В.
4) В момент времени t = 3 с напряжение на конденсаторе равно 5,7 В.
5) Ток через резистор в процессе наблюдения увеличивается.
Стеклянную линзу (показатель преломления стекла nстекла = 1,54), показанную на рисунке, перенесли из воздуха (nвоздуха = 1) в воду (nводы = 1,33). Выберите все верные утверждения о характере изменений, произошедших с оптической системой «линза + окружающая среда».
1) Линза из собирающей превратилась в рассеивающую.
2) Линза была и осталась рассеивающей.
3) Фокусное расстояние уменьшилось, оптическая сила увеличилась.
4) Фокусное расстояние увеличилось, оптическая сила уменьшилась.
5) Линза была и осталась собирающей.
В распоряжении ученика были тонкая собирающая линза, лампочка и экран. Ученик устанавливал лампочку на разных расстояниях a от линзы на её главной оптической оси, и затем получал чёткое изображение лампочки, устанавливая экран на соответствующем расстоянии b от линзы. По результатам своих экспериментов он построил зависимость, изображённую на рисунке. Определите по этой зависимости фокусное расстояние линзы и её оптическую силу.
1) Фокусное расстояние линзы равно F = 10 cм.
2) Оптическая сила линзы равна D = 20 дптр.
3) Фокусное расстояние линзы равно F = 4 см.
4) Оптическая сила линзы равна D = 2 дптр.
5) Фокусное расстояние линзы равно F = 5 cм.
Луч света идёт в воде, падает на плоскую границу раздела вода — воздух и целиком отражается от границы раздела. Затем угол падения луча на границу раздела начинают уменьшать. Выберите все верные утверждения о характере изменений углов, характеризующих ход луча, и о ходе самого луча.
1) Угол отражения луча будет уменьшаться.
2) Может появиться преломлённый луч.
3) Отражённый луч не исчезает.
4) Если преломление будет возможно, то угол преломления луча будет увеличиваться.
5) Угол отражения может стать больше угла падения.
Для повторения опыта Эрстеда учитель взял горизонтально расположенную магнитную стрелку, которая могла свободно вращаться на вертикальной игольчатой подставке, и прямой провод, подключённый к полюсам батареи. Учитель сначала расположил провод над магнитной стрелкой, как показано на рисунке, а через некоторое время переместил провод и расположил его под магнитной стрелкой.
Выберите все верные утверждения, соответствующие результатам этих экспериментов.
1) При расположении провода над магнитной стрелкой стрелка установилась параллельно проводу.
2) При расположении провода над магнитной стрелкой стрелка установилась перпендикулярно проводу.
3) При обоих вариантах расположения провода магнитная стрелка не меняла своего первоначального расположения.
4) При изменении расположения провода стрелка повернулась на 90°.
5) При изменении расположения провода стрелка повернулась на 180°.
Предмет AB находится на расстоянии 10 см от тонкой собирающей линзы с фокусным расстоянием 5 см (F — фокусы линзы). Точка B находится на главной оптической оси линзы OO‘, совпадающей на рисунке с линией XY. Отрезок AB параллелен линзе. Линзу немного поворачивают по часовой стрелке вокруг её оптического центра (см. рисунок). Выберите все верные утверждения.
1) После поворота длина изображения A‘B‘ будет больше, чем длина предмета AB.
2) После поворота длина изображения A‘B‘ будет меньше, чем длина предмета AB.
3) После поворота изображение точки B не будет находиться на линии XY.
4) После поворота изображение точки A будет находиться на меньшем расстоянии от линзы, чем до поворота.
5) После поворота изображение точки А будет находиться на большем расстоянии от линзы, чем до поворота.
Предмет AB находится на расстоянии 10 см от тонкой собирающей линзы с фокусным расстоянием 5 см (F — фокусы линзы). Точка B находится на главной оптической оси линзы OO‘, совпадающей на рисунке с линией XY. Отрезок AB параллелен линзе. Линзу немного поворачивают против часовой стрелки вокруг её оптического центра (см. рисунок).
Выберите все верные утверждения.
1) После поворота длина изображения A‘B‘ будет больше, чем длина предмета AB.
2) После поворота длина изображения A‘B‘ будет меньше, чем длина предмета AB.
3) После поворота изображение точки B не будет находиться на линии XY.
4) После поворота изображение точки A будет находиться на меньшем расстоянии от линзы, чем до поворота.
5) После поворота изображение точки А будет находиться на большем расстоянии от линзы, чем до поворота.
Точечный источник света находится в ёмкости с жидкостью и опускается вертикально вниз от поверхности жидкости. При этом на поверхности жидкости возникает пятно, в пределах которого лучи света от источника выходят из жидкости в воздух. Глубина погружения источника (расстояние от поверхности жидкости до источника света), измеренная через равные промежутки времени, а также соответствующий радиус светлого пятна представлены в таблице. Погрешность измерения глубины погружения и радиуса пятна составила 1 см. Выберите все верные утверждения на основании данных, приведённых в таблице.
Глубина погружения, см | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 |
Радиус пятна, см | 12 | 24 | 36 | 48 | 60 | 72 | 84 |
1) Образование упомянутого пятна на поверхности обусловлено дисперсией света в жидкости.
2) Предельный угол полного внутреннего отражения меньше 45°.
3) Показатель преломления жидкости меньше 1,5.
4) Образование пятна на поверхности обусловлено явлением полного внутреннего отражения.
5) Граница пятна движется с ускорением.
В идеальном колебательном контуре происходят свободные электромагнитные колебания. В таблице показано, как изменялся заряд конденсатора в колебательном контуре с течением времени.
Выберите все верные утверждения о процессе, происходящем в контуре:
1) Период колебаний равен 4·10 −6 c.
2) В момент t = 2·10 −6 c энергия катушки максимальна.
3) В момент t = 4·10 −6 c энергия конденсатора минимальна.
4) В момент t = 2·10 −6 c сила тока в контуре равна 0.
5) Частота колебаний равна 125 кГц.
В идеальном колебательном контуре происходят свободные электромагнитные колебания. В таблице показано, как изменялся заряд конденсатора в колебательном контуре с течением времени.
Выберите все верные утверждения о процессе, происходящем в контуре:
1) Период колебаний равен 8·10 −6 c.
2) В момент t = 4·10 −6 c энергия конденсатора минимальна.
3) В момент t = 2·10 −6 c сила тока в контуре максимальна.
4) В момент t = 6·10 −6 c сила тока в контуре равна 0.
5) Частота колебаний равна 25 кГц.
На железный сердечник надеты две катушки, как показано на рисунке. По правой катушке пропускают ток, который меняется согласно приведённому графику. На основании этого графика выберите все верные утверждения. Индуктивностью катушек пренебречь.
1) В промежутке между 1 с и 2 с показания амперметра были равны 0.
2) В промежутках 0−1 с и 2−3 с направления тока в левой катушке были одинаковы.
3) В промежутке между 1 с и 2 с индукция магнитного поля в сердечнике была равна 0.
4) Всё время измерений сила тока через амперметр была отлична от 0.
5) В промежутках 0−1 с и 2−3 с сила тока в левой катушке была одинаковой.
На железный сердечник надеты две катушки, как показано на рисунке. По правой катушке пропускают ток, который меняется согласно приведённому графику. На основании этого графика выберите все верные утверждения. Индуктивностью катушек пренебречь.
1) В промежутке между 1 с и 2 с ЭДС индукции в левой катушке равна 0.
2) В промежутках 0−1 с и 3−5 с направления тока в левой катушке были одинаковы.
3) В промежутке между 1 с и 2 с индукция магнитного поля в сердечнике была равна 0.
4) Сила тока через амперметр была отлична от 0 только в промежутках 0−1 с и 3−5 с.
5) Сила тока в левой катушке в промежутке 0−1 с была больше, чем в промежутке 2−3 с.
На рис. 1 приведена схема установки, с помощью которой исследовалась зависимость напряжения на реостате от величины протекающего тока при движении ползунка реостата справа налево. На рис. 2 приведены графики, построенные по результатам измерений для двух разных источников напряжения.
Выберите все утверждения, соответствующих результатам этих опытов, и запишите в ответ цифры, под которыми указаны эти утверждения.
Вольтметр считать идеальным.
1) В первом опыте при силе тока 6 А вольтметр показывает значение 6 В.
2) Ток короткого замыкания равен 10 А.
3) Во втором опыте сопротивление резистора уменьшалось с большей скоростью.
4) Во втором опыте при силе тока 4 А вольтметр показывает значение 4 В.
5) В первом опыте ЭДС источника равна 5 В.
Конденсатор подключен к источнику тока последовательно с резистором R = 20 кОм (см. рисунок). В момент времени t = 0 ключ замыкают. В этот момент конденсатор полностью разряжен. Результаты измерений силы тока в цепи, выполненных с точностью ±1 мкА, представлены в таблице
t, с | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I, мкА | 300 | 110 | 40 | 15 | 5 | 2 | 1 |
Выберите все верные утверждения о процессах, наблюдаемых в опыте.
1) Ток через резистор в процессе наблюдения уменьшается.
2) Через 3 с после замыкания ключа конденсатор полностью зарядился.
3) ЭДС источника тока составляет 4 В.
4) В момент времени t = 3 с напряжение на резисторе равно 0,3 В.
5) В момент времени t = 3 с напряжение на конденсаторе равно 5,1 В.
Катушка индуктивности подключена к источнику тока с пренебрежимо малым внутренним сопротивлением через резистор R = 40 Ом (см. рисунок). В момент t = 0 ключ K замыкают. Значения силы тока в цепи, измеренные в последовательные моменты времени с точностью ±0,01 А, представлены в таблице.
t, с | 0 | 0,5 | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 3,0 | 4,0 | 5,0 | 6,0 |
I, А | 0 | 0,12 | 0,19 | 0,23 | 0,26 | 0,29 | 0,29 | 0,30 | 0,30 |
Выберите все верные утверждения о процессах, наблюдаемых в опыте.
1) Ток через резистор в процессе наблюдения уменьшается.
2) Через 5 с после замыкания ключа ток через катушку равен 0,30 А.
3) ЭДС источника тока составляет 16 В.
4) В момент времени t = 3,0 с ЭДС самоиндукции катушки равна 0,4 В.
5) В момент времени t = 1,0 с напряжение на резисторе равно 6,5 В.
Исследовалась зависимость напряжения на обкладках конденсатора от заряда этого конденсатора. Результаты измерений представлены в таблице.
q, мКл | 0 | 0,01 | 0,02 | 0,03 | 0,04 | 0,05 |
U, В | 0 | 0,04 | 0,12 | 0,16 | 0,22 | 0,24 |
Погрешности измерений величин q и U равнялась соответственно 0,005 мКл и 0,01 В.
Выберите все утверждения, соответствующие результатам этих измерений.
1) Электроёмкость конденсатора примерно равна 5 мФ.
2) Электроёмкость конденсатора примерно равна 200 мкФ.
3) С увеличением заряда напряжение уменьшается.
4) Для заряда 0,06 мКл напряжение на конденсаторе составит 0,3 В.
5) Напряжение на конденсаторе не зависит от заряда.
Исследовалась зависимость напряжения на обкладках конденсатора от заряда этого конденсатора. Результаты измерений представлены в таблице.
0 | 0,01 | 0,02 | 0,03 | 0,04 | 0,05 | |
U, В | 0 | 0,04 | 0,12 | 0,16 | 0,22 | 0,24 |
Погрешности измерений величин q и U равнялась соответственно 0,005 мКл и 0,01 В.
Выберите все утверждения, соответствующие результатам этих измерений.
1) Электроёмкость конденсатора примерно равна 5 мФ.
2) Напряжение на конденсаторе возрастает с увеличением заряда.
3) Для заряда 0,02 мКл напряжение на конденсаторе составит 0,12 В.
4) Для заряда 0,06 мКл напряжение на конденсаторе составит 0,5 В.
5) Напряжение на конденсаторе не зависит от заряда.
На графике представлены результаты измерения напряжения на реостате U при различных значениях сопротивления реостата R. Погрешность измерения напряжения ΔU = ±0,2 В, сопротивления ΔR = ±0,5 Ом.
Выберите все утверждения, соответствующие результатам этих измерений.
1) С уменьшением сопротивления напряжение увеличивается.
2) При сопротивлении 2 Ом сила тока примерно равна 2 А.
3) При сопротивлении 1 Ом сила тока в цепи примерно равна 3 А.
4) При сопротивлении 10 Ом сила тока примерно равна 0,3 А.
5) Напряжение зависит от сопротивления.
Школьник проводил эксперименты, соединяя друг с другом различными способами батарейку и пронумерованные лампочки. Сопротивление батарейки и соединительных проводов было пренебрежимо мало. Измерительные приборы, которые использовал школьник, можно считать идеальными. Сопротивление всех лампочек не зависит от напряжения, к которому они подключены. Ход своих экспериментов и полученные результаты школьник заносил в лабораторный журнал. Вот что написано в этом журнале.
Опыт А). Подсоединил к батарейке лампочку № 1. Сила тока через батарейку 2 А, напряжение на лампочке 8 В.
Опыт Б). Подключил лампочку № 2 последовательно с лампочкой № 1. Сила тока через лампочку №1 равна 1 А, напряжение на лампочке № 2 составляет 4 В.
Опыт В). Подсоединил параллельно с лампочкой № 2 лампочку № 3. Сила тока через лампочку № 1 примерно 1,14 А, напряжение на лампочке № 2 примерно 3,44 В.
Исходя из записей в журнале, выберите все правильные утверждения и запишите в таблицу цифры, под которыми указаны эти утверждения.
1) лампочки № 1, № 2 и № 3 одинаковые
2) сопротивление лампочки № 2 меньше сопротивления лампочки № 3
3) лампочки № 2 и № 3 одинаковые
4) сопротивление лампочки № 1 меньше сопротивления лампочки № 3
5) ЭДС батарейки равна 4 В
Школьник проводил эксперименты, соединяя друг с другом различными способами батарейку и пронумерованные лампочки. Сопротивление батарейки и соединительных проводов было пренебрежимо мало. Измерительные приборы, которые использовал школьник, можно считать идеальными. Сопротивление всех лампочек не зависит от напряжения, к которому они подключены. Ход своих экспериментов и полученные результаты школьник заносил в лабораторный журнал. Вот что написано в этом журнале.
Опыт А). Подсоединил к батарейке лампочку № 1. Сила тока через батарейку 2 А, напряжение на лампочке 12 В.
Опыт Б). Подключил лампочку № 2 последовательно с лампочкой № 1. Сила тока через лампочку№ 1 равна 1 А, напряжение на лампочке№ 2 составляет 6 В.
Опыт В). Подсоединил последовательно с лампочками № 1 и № 2 лампочку № 3. Сила тока через батарейку равна 0,5 А, напряжение на лампочке № 1 составляет 3 В.
Исходя из записей в журнале, выберите все правильные утверждения и запишите в таблицу цифры, под которыми указаны эти утверждения.
1) ЭДС батарейки равна 9 В
2) лампочки № 1 и № 2 одинаковые
3) лампочки № 1 и № 3 разные
4) сопротивление лампочки № 3 в три раза больше сопротивления лампочки № 2
5) все три лампочки имеют разное сопротивление
На рисунке изображена зависимость силы тока через лампу накаливания от приложенного к ней напряжения. Выберите все верные утверждения, которые можно сделать, анализируя этот график.
1) Сопротивление лампы не зависит от приложенного напряжения.
2) Мощность, выделяемая в лампе при напряжении 110 В, равна 38,5 Вт.
3) Мощность, выделяемая в лампе при напряжении 170 В, равна 40 Вт.
4) Сопротивление лампы при силе тока в ней 0,15 А равно 200 Ом.
5) Сопротивление лампы при напряжении 100 В равно 400 Ом.
На рисунке изображена зависимость силы тока через лампу накаливания от приложенного к ней напряжения. Выберите все верные утверждения, которые можно сделать, анализируя этот график.
1) Сопротивление лампы уменьшается при увеличении силы тока, текущего через нее.
2) Мощность, выделяемая в лампе при напряжении 110 В, равна 50 Вт.
3) Мощность, выделяемая в лампе при напряжении 170 В, равна 76,5 Вт.
4) Сопротивление лампы при силе тока в ней 0,35 А равно 200 Ом.
5) Мощность, выделяемая в лампе, увеличивается при увеличении силы тока.
Два незаряженных стеклянных кубика 1 и 2 сблизили вплотную и поместили в электрическое поле, напряженность которого направлена горизонтально вправо, как показано в верхней части рисунка. Затем кубики раздвинули и уже потом убрали электрическое поле (нижняя часть рисунка). Выберите из предложенного перечня все утверждения, которые соответствуют результатам проведенных экспериментальных исследований, и укажите их номера.
1) После того, как кубики раздвинули, заряд первого кубика оказался отрицателен, заряд второго — положителен.
2) После помещения в электрическое поле электроны из первого кубика стали переходить во второй.
3) После того, как кубики раздвинули, заряды обоих кубиков остались равными нулю.
4) До разделения кубиков в электрическом поле левая поверхность 1-го кубика была заряжена отрицательно.
5) До разделения кубиков в электрическом поле правая поверхность 2-го кубика была заряжена отрицательно.
Два незаряженных стеклянных кубика 1 и 2 сблизили вплотную и поместили в электрическое поле, напряженность которого направлена горизонтально влево, как показано в верхней части рисунка. Затем кубики раздвинули (нижняя часть рисунка). Выберите из предложенного перечня все утверждения, которые соответствуют результатам проведенных экспериментальных исследований, и укажите их номера.
1) После того как кубики раздвинули, заряд первого кубика оказался положителен, заряд второго — отрицателен.
2) После помещения в электрическое поле электроны из первого кубика стали переходить во второй.
3) После того как кубики раздвинули, заряды обоих кубиков остались равными нулю.
4) До разделения кубиков в электрическом поле левая поверхность 1-го кубика была заряжена отрицательно.
5) После того как кубики раздвинули, правые поверхности обоих кубиков оказались заряжены отрицательно.
На железный сердечник надеты две катушки, как показано на рисунке. По правой катушке пропускают ток, который меняется согласно приведенному графику. На основании этого графика выберите все верные утверждения. Индуктивностью катушек пренебречь.
1) В промежутке между 1 с и 2 с показания амперметра были равны 0.
2) В промежутках 0−1 с и 2−3 с направления тока в левой катушке были одинаковы.
3) В промежутке между 1 с и 2 с индукция магнитного поля в сердечнике была равна 0.
4) Все время измерений сила тока через амперметр была отлична от 0.
5) В промежутках 0−1 с и 2−3 с сила тока в левой катушке была одинаковой.
На железный сердечник надеты две катушки, как показано на рисунке. По правой катушке пропускают ток, который меняется согласно приведенному графику. На основании этого графика выберите все верные утверждения. Индуктивностью катушек пренебречь.
1) В промежутке между 1 с и 2 с ЭДС индукции в левой катушке равна 0.
2) В промежутках 0−1 с и 3−5 с направления тока в левой катушке были одинаковы.
3) В промежутке между 1 с и 2 с индукция магнитного поля в сердечнике была равна 0.
4) Сила тока через амперметр была отлична от 0 только в промежутках 0−1 с и 3−5 с.
5) Сила тока в левой катушке в промежутке 0−1 с была больше, чем в промежутке 2−3 с.
В идеальном колебательном контуре происходят свободные электромагнитные колебания. В таблице показано, как изменялся заряд одной из обкладок конденсатора в колебательном контуре с течением времени.
t, 10 –6 с | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
2 | 1,42 | 0 | –1,42 | –2 | –1,42 | 0 | 1,42 | 2 | 1,42 |
Выберите все верные утверждения о процессе, происходящем в контуре.
1) Период колебаний равен с.
2) В момент с энергия конденсатора минимальна.
3) В момент с сила тока в контуре максимальна.
4) В момент с сила тока в контуре равна 0.
5) Частота колебаний равна 25 кГц.
В идеальном колебательном контуре происходят свободные электромагнитные колебания. В таблице показано, как изменялся заряд одной из пластин конденсатора в колебательном контуре с течением времени.
t, 10 –6 с | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
2 | 1,42 | 0 | –1,42 | –2 | –1,42 | 0 | 1,42 | 2 | 1,42 |
Выберите все верные утверждения о процессе, происходящем в контуре:
1) Период колебаний равен c.
2) В момент с энергия катушки максимальна.
3) В момент с энергия конденсатора минимальна.
4) В момент с сила тока в контуре равна 0.
5) Частота колебаний равна 125 кГц.
По П-образному проводнику, находящемуся в однородном магнитном поле, перпендикулярном плоскости проводника, скользит проводящая перемычка (см. рисунок). На графике приведена зависимость ЭДС индукции, возникающей в перемычке при ее движении в магнитном поле. Пренебрегая сопротивлением проводника, выберите все верные утверждения о результатах этого опыта. Известно, что модуль индукции магнитного поля равен В = 0,4 Тл, длина проводника l = 0,1 м.
1) Проводник все время двигался с одинаковой скоростью.
2) Через 2 с проводник остановился.
3) В момент времени 4 с скорость проводника была равна 10 м/с.
4) Первые 2 с сила тока в проводнике увеличивалась.
5) Через 2 с проводник начал двигаться в противоположную сторону.
По П-образному проводящему проводнику, находящемуся в однородном магнитном поле, перпендикулярном плоскости проводника, скользит проводящий стержень (см. рисунок). На графике приведена зависимость ЭДС индукции, возникающей в стержне при его движении в магнитном поле. Пренебрегая сопротивлением контура и стержня, выберите все верные утверждения о результатах этого опыта. Известно, что модуль индукции магнитного поля равен В = 0,2 Тл, длина проводника l = 0,15 м, изменением сопротивления контура R пренебречь.
1) Стержень сначала двигался равноускоренно, а затем равномерно.
2) Через 2 с скорость стержня была равна 10 м/с.
3) В момент времени 4 с сила Ампера на стержень не действовала.
4) В промежуток времени от 2 с до 6 с сила тока в стержне не изменялась.
5) Через 6 с стержень остановился.
Плоский воздушный конденсатор, электроёмкость которого равна 17,7 пФ, заряжают до напряжения 5 В и отключают от источника напряжения. Затем одну пластину начинают медленно удалять от другой. Зависимость расстояния d между пластинами от времени t изображена на рисунке. Электрическая постоянная равна ε0 = 8,85 · 10 −12 Ф/м.
На основании заданных параметров и приведённого графика, выберите все верные утверждения.
2) Заряд на обкладках конденсатора уменьшается обратно пропорционально времени.
3) В момент времени t = 25 с электроёмкость конденсатора станет равна 11,8 пФ.
4) В момент времени t = 10 с напряжённость электрического поля в конденсаторе равна 5 кВ/м.
5) В момент времени t = 20 с напряжение между пластинами конденсатора равно 5 В.
Идеальный колебательный контур состоит из конденсатора и катушки, индуктивность которой можно изменять. В таблице представлены результаты измерения зависимости периода T свободных электромагнитных колебаний в контуре от индуктивности L катушки. Выберите все верные утверждения на основании данных, приведённых в таблице.
L, мГн | 1 | 4 | 9 | 16 | 25 |
T, мкс | 125,6 | 251,2 | 376,8 | 502,4 | 628 |
1) Ёмкость конденсатора во всех проведённых измерениях была различной.
2) Частота свободных электромагнитных колебаний в контуре уменьшается с ростом индуктивности катушки.
3) Ёмкость конденсатора во всех проведённых измерениях была равна 0,4 мкФ.
4) Ёмкость конденсатора во всех проведённых измерениях была равна 400 Ф.
5) При индуктивности катушки 25 мГн энергия конденсатора достигает своего максимального значения примерно 3185 раз за каждую секунду.
Однородное электростатическое поле создано равномерно заряженной протяжённой горизонтальной пластиной. Линии напряжённости поля направлены вертикально вверх (см. рисунок).
Из приведённого ниже списка выберите все правильные утверждения и укажите их номера.
1) Если в точку А поместить пробный точечный отрицательный заряд, то на него со стороны пластины будет действовать сила, направленная вертикально вниз.
2) Пластина имеет отрицательный заряд.
3) Потенциал электростатического поля в точке В ниже, чем в точке С.
4) Напряжённость поля в точке А меньше, чем в точке С.
5) Работа электростатического поля по перемещению пробного точечного отрицательного заряда из точки А и в точку В равна нулю.
Медная перемычка в момент времени t0 = 0 с начинает двигаться со скоростью 2 м/с по параллельным горизонтальным проводящим рельсам, к концам которых подсоединён резистор сопротивлением 10 Ом (см. рисунок). Вся система находится в вертикальном однородном магнитном поле. Сопротивление перемычки и рельсов пренебрежимо мало, перемычка всё время расположена перпендикулярно рельсам. Поток Ф вектора магнитной индукции через контур, образованный перемычкой, рельсами и резистором, изменяется с течением времени t так, как показано на графике.
Используя график, выберите все верные утверждения и укажите в ответе их номера.
1) К моменту времени t = 5 с изменение магнитного потока через контур равно 1,6 Вб.
2) Модуль ЭДС индукции, возникающей в контуре, равен 0,32 В.
3) Индукционный ток в перемычке течёт в направлении от точки C к точке D.
4) Сила индукционного тока, текущего в перемычке, равна 32 мА.
5) Для поддержания движения перемычки к ней прикладывают силу, проекция которой на направление рельсов равна 0,2 мН.
На длинный цилиндрический картонный каркас намотали много витков медной изолированной проволоки, после чего концы этой проволоки замкнули накоротко. К торцу получившейся катушки подносят постоянный магнит, приближая его южный полюс к катушке. Что будет происходить в результате этого? Выберите все верные утверждения.
1) На катушку будет действовать сила, отталкивающая её от магнита.
2) На катушку будет действовать сила, притягивающая её к магниту.
3) На катушку не будет действовать сила со стороны магнита.
4) Магнитный поток через сечение катушки будет изменяться.
5) В катушке будет выделяться теплота, согласно закону Джоуля–Ленца.
В масс-спектрографе разные ионы, ускоренные предварительно электрическим полем до скорости v, попадают в область однородного магнитного поля с индукцией B, в котором они движутся по дуге окружности
радиусом R. В таблице представлены следующие данные: начальная скорость иона v, с которой он влетает в магнитное поле с индукцией B = 1 Тл, и радиус R окружности, описываемой этим ионом в магнитном поле.
Выберите все верные утверждения, которые можно сделать на основании данных, приведённых в таблице.
v, км/с | 100 | 200 | 300 | 400 | 600 |
R, мм | 2,08 | 4,16 | 6,24 | 8,32 | 12,5 |
1) Все ионы, с которыми проводят эксперименты, имеют отрицательный электрический заряд.
2) Все ионы, с которыми проводят эксперименты, могут иметь разные массы.
3) Удельный заряд (отношение заряда иона к его массе) всех ионов, участвующих в эксперименте, одинаков и равен Кл/кг.
4) Все ионы, с которыми проводят эксперименты, имеют одинаковые массы.
5) Заряд всех ионов, участвующих в эксперименте, одинаков.
На железный сердечник надеты две катушки, как показано на рисунке. По правой катушке пропускают ток, который меняется согласно приведённому графику. На основании этого графика выберите все верные утверждения о процессах, происходящих в катушках и сердечнике.
1) В промежутках 0–1 и 1–2 с направления тока в правой катушке различны.
2) В промежутке времени 2–3 с сила тока в левой катушке отлична от нуля.
3) Модуль силы тока в левой катушке в промежутке 1–2 с больше, чем в промежутке 3–5 с.
4) В промежутке 0–2 с модуль магнитной индукции в сердечнике минимален.
5) В промежутке 1–2 с сила тока в левой катушке равномерно увеличивается.
Участок электрической цепи представляет собой последовательно соединённые серебряную и алюминиевую проволоки. Через них протекает постоянный электрический ток силой 2 А. На графике показано, как изменяется потенциал на этом участке цепи при смещении вдоль проволок на расстояние x. Удельные сопротивления серебра и алюминия равны 0,016 мкОм⋅м и 0,028 мкОм⋅м соответственно.
Используя график, выберите все верные утверждения и укажите в ответе их номера.
3) Площади поперечных сечений проволок одинаковы.
4) В серебряной проволоке выделяется большая тепловая мощность, чем в алюминиевой.
5) В серебряной проволоке выделяется тепловая мощность 8 Вт.
Катушка № 1 включена в электрическую цепь, состоящую из источника напряжения и реостата. Катушка № 2 помещена внутрь катушки № 1 и замкнута (см. рисунок).
Из приведённого ниже списка выберите все правильные утверждения, характеризующих процессы в цепи и катушках при перемещении ползунка реостата вправо.
1) Магнитный поток, пронизывающий катушку № 2, увеличивается.
2) Вектор индукции магнитного поля, созданного катушкой № 2, в центре этой катушки направлен от наблюдателя.
3) Вектор индукции магнитного поля, созданного катушкой № 1, всюду увеличивается.
4) В катушке № 2 индукционный ток направлен по часовой стрелке.
5) Сила тока в катушке № 1 увеличивается.
Электрон влетает в пространство между пластинами плоского конденсатора со скоростью V0 = 4 · 10 7 м/с (на рисунке показан вид сверху) на расстоянии d/2 от пластин. Расстояние между пластинами d = 4 мм, длина пластин L = 6 см, напряжение между ними 10 В.
Выберите все верные утверждения.
1) Модуль напряжённости электрического поля в конденсаторе равен 2,5 кВ/м.
2) На электрон внутри конденсатора со стороны электрического поля будет действовать сила, всегда направленная вдоль отрицательного направления оси 0y.
3) В процессе движения электрона внутри конденсатора действующая на него со стороны поля электрическая сила не будет изменяться.
4) Траектория движения электрона в конденсаторе представляет собой прямую линию, направленную под углом к оси 0x.
5) Время, которое потребуется электрону для того, чтобы вылететь из конденсатора, равно 0,0015 мкс.
Идеальный колебательный контур состоит из конденсатора ёмкостью 1 мкФ и катушки индуктивности. В контуре происходят свободные электромагнитные колебания. В таблице приведена зависимость энергии W, запасённой в конденсаторе идеального колебательного контура, от времени t.
t, нс | 0 | 62,5 | 125 | 187,5 | 250 | 312,5 | 375 | 437,5 | 500 |
W, мкДж | 0 | 7,32 | 25,00 | 42,68 | 50,00 | 42,68 | 25,00 | 7,32 | 0,00 |
t, нс | 562,5 | 625 | 687,5 | 750 | 812,5 | 875 | 937,5 | 1000 | 1062,5 |
W, мкДж | 7,32 | 25,00 | 42,68 | 50,00 | 42,68 | 25,00 | 7,32 | 0,00 | 7,32 |
На основании анализа этой таблицы выберите все верные утверждения.
1) Индуктивность катушки равна примерно 25 нГн.
2) Максимальное напряжение на конденсаторе равно 10 кВ.
3) Период электромагнитных колебаний в контуре равен 1 мкс.
4) Максимальное напряжение на конденсаторе равно 10 В.
5) Период электромагнитных колебаний в контуре равен 0,5 мкс.
Фокусное расстояние тонкой собирающей линзы равно F. На главной оптической оси слева от линзы на расстоянии a = 2,5F от неё находится точечный источник света. Горизонтальная ось Ox совпадает с главной оптической осью линзы.
Выберите все верные утверждения.
1) Изображение точечного источника света будет находиться справа от линзы на расстоянии b > a от неё.
3) Если линзу переместить вдоль главной оптической оси так, что расстояние от точечного источника света до линзы станет равным 3,5F, то изображение источника будет находиться справа от линзы на расстоянии b > a от неё.
4) Если линзу сместить перпендикулярно главной оптической оси, не изменяя расстояния a от точечного источника света до линзы, то оптическая сила линзы не изменится.
5) Если линзу повернуть относительно главной оптической оси на угол α, то изображение точечного источника света повернется относительно оси Ox на угол 2α.
Две параллельные металлические пластины больших размеров расположены на расстоянии d друг от друга и подключены к источнику постоянного напряжения (рис. 1). Пластины закрепили на изолирующих подставках и спустя длительное время отключили от источника (рис. 2).
Из приведённого ниже списка выберите все правильные утверждения.
1) Напряжённость электрического поля в точке А больше, чем в точке В.
2) Потенциал электрического поля в точке А больше, чем в точке С.
3) Если увеличить расстояние между пластинами d, то напряжённость электрического поля в точке С не изменится.
4) Если уменьшить расстояние между пластинами d, то заряд правой пластины не изменится.
5) Если пластины полностью погрузить в керосин, то энергия электрического поля конденсатора останется неизменной.
Плоский конденсатор, пластины которого расположены вертикально, подключён к источнику постоянного напряжения. Пластины находятся в вертикальном однородном магнитном поле. В пространство между пластинами влетает заряженная частица, вектор начальной скорости которой лежит в плоскости пластин. Действием силы тяжести можно пренебречь. Выберите все верные утверждения.
1) Если вектор начальной скорости частицы направлен вертикально, то на частицу в течение всего времени нахождения между пластинами конденсатора будет действовать сила Лоренца.
2) Частица будет двигаться между пластинами конденсатора по дуге окружности.
3) На частицу в течение всего времени нахождения между пластинами конденсатора будет действовать постоянная по модулю и по направлению электрическая сила.
4) На частицу в течение всего времени нахождения между пластинами конденсатора будет действовать постоянная по модулю и по направлению сила Лоренца.
5) Если вектор скорости частицы в некоторый момент направлен горизонтально, то в этот момент равнодействующая сил, приложенных к частице, также будет направлена горизонтально.
По двум очень длинным тонким параллельным проводам текут одинаковые постоянные токи, направления которых показаны на рисунке. В плоскости этих проводов лежат точки 1, 2 и 3, причём точка 1 находится посередине между проводами.
Из приведённого ниже списка выберите все правильные утверждения.
1) Провода притягиваются друг к другу.
2) Провода отталкиваются друг от друга.
3) В точке 1 индукция магнитного поля равна нулю.
4) В точке 2 вектор индукции магнитного поля направлен перпендикулярно плоскости рисунка «к нам».
5) В точке 3 вектор индукции магнитного поля направлен перпендикулярно плоскости рисунка «от нас».
Из приведённого ниже списка выберите все правильные утверждения.
1) Расстояние вдоль оси OX от линзы до точки А меньше, чем расстояние вдоль оси OX от линзы до изображения точки А.
2) Расстояние вдоль оси OX от линзы до точки В меньше, чем расстояние вдоль оси OX от линзы до изображения точки В.
3) При вращении отрезка AB вокруг его середины в плоскости рисунка против часовой стрелки изображение будет поворачиваться по часовой стрелке.
4) Расстояние вдоль оси OY от главной оптической оси до точки В равно расстоянию вдоль оси OY от главной оптической оси до изображения точки В.
5) Размер изображения равен размеру светящегося объекта.