Что наблюдали в живой природе зимой
Зимние явления в живой природе – примеры и описание кратко (2 класс, окружающий мир)
Зима — самое холодное и тёмное время года, когда обычными явлениями являются морозы, снегопады. Кажется, что всё вокруг уснуло, спряталось. Однако живая природа активна в любом сезоне. Не все птицы улетели в тёплые края. Многие животные не впадают в зимнюю спячку. Часть растений сохранила зелёный наряд. Рассмотрим зимние явления в живой природе на примере разных представителей животных и растений.
Зимние явления природы
Главные зимние явления неживой природы — короткий световой день и низкая температура воздуха. Это вызывает изменения в живой природе. Улетают последние стаи перелётных птиц, часть зверей также мигрирует в более тёплые районы. Для многих видов характерно зимнее состояние покоя (спячка). Так ведут себя медведи, барсуки, ежи. Мелкие грызуны осенью запасают корм на зиму, но время от времени им приходится выходить из нор.
Все животные, активные зимой, к началу сезона отращивают густой подшёрсток, у некоторых летний мех сменяется белым зимним.
Зимующие птицы
К зимующим птицам относятся вороны, галки, синицы, воробьи, свиристели, снегири, сороки. В городах множество голубей, в хвойных лесах кормятся клесты, на сухой репейник прилетают щеглы и чижи. Продолжают охотиться совы, некоторые виды могут летать в любое время суток.
Многие птицы в голодное зимнее время прилетают поближе к населённым пунктам, питаются пищевыми отходами. В городских парках устанавливаются кормушки разного вида, чтобы поддержать птиц. Можно установить кормушку на перилах балкона, на дереве во дворе. Это позволит познакомиться поближе с воробьями, синицами, снегирями и другими птицами.
Рис. 1. Кормушка в зимнем парке.
Зимовка зверей
Для копытных зима — голодное время. Трава занесена снегом, который во время оттепели покрывается ледяной коркой (наст). Пробить толстый наст копытами очень трудно. В заповедниках и национальных парках на такие случае устроены специальные подкормочные площадки, куда завозится сено, заготовленное летом.
Лоси обгрызают кору и молодые ветки кустарников и деревьев.
Рис. 2. Лось в зимнем лесу.
Грызуны находят семена травы, грызут подснежную часть стволов молодых растений. Заяц незаметен на снегу благодаря белой шубке, иногда прячется в стогах или роет длинные норы в глубоком снегу. Он не устраивает кладовых, откапывает озимые культуры, посещает огороды.
Хищники активны круглый год. Тигры, леопарды, рыси охотятся на ослабевших оленей, косуль, ловят зайцев. Лисицы мышкуют на лугах. Волки промышляют стаями. Мелкие хищники (колонки, ласки) подбирают остатки чужой добычи.
Растения
Зелёный наряд сохранили сосны, пихты, ели, можжевельники. Единственное хвойное дерево, зимующее без иголок, — лиственница. Берёзы, осины и другие лиственные сбросили листву, на ветвях остались спящие почки. На рябине, боярышнике краснеют ягоды, которыми кормятся птицы.
Некоторые растения берегут листья под снегом. Это вечнозелёные кустарнички — брусника, клюква, голубика, болотный багульник, вереск, многолетний бадан.
Рис. 3. Брусника под снегом.
Что мы узнали?
Растения и животные приспособились к короткому дню и холодам. Одни мигрируют в тёплые районы, другие остаются, впадают в спячку либо активны. Растения сбросили листву, хвойные и кустарнички остаются зелёными. Для учеников 2 класса, изучающих окружающий мир, кратко описана зимовка отдельных видов животных и растений.
Признаки зимы в живой природе: основные и самые главные
Всем привет, давно уже листья опали с деревьев, на лужах хрустящий ледок, не слышно щебетания птиц – эти главные признаки зимы в живой природе говорят, что скоро наступит холодная зима.
Хотите узнать, что происходит в природе на пороге зимы? Как готовятся к зиме деревья, птицы, звери, насекомые, рыбы? Удивить своих друзей знаниями о живой природе?
Как часто кто-нибудь спрашивает: — Когда же наступит зима? Надоела эта осенняя слякоть…
Процитируйте из Пушкина: — В тот год осенняя погода стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа. ответьте — На самом деле приметы зимы уже повсюду в природе.
Уметь определить наступление зимы в природе, можно лишь наблюдая, за изменениями в природе, где все взаимосвязано — зима и лето, весна и осень.
Признаки зимы в неживой природе
Первые признаки зимы могут определить все живые существа.
Еще далеко до холодов и нет снега с морозами, но уже понятно, что зима на пороге.
Как встречают зиму растения
Основные признаки близкой зимы демонстрируют деревья и кустарники.
В ожидании холодной зимы, деревья не только сбрасывают листву, под их корой к зиме уплотнилась и прибавилась за лето пробковая ткань, которая держит внутри ствола драгоценное тепло, будто двойной стеклопакет.
Сбрасывают листву, заботясь о себе: под покровом из прошлогодней листвы корни будут меньше мерзнуть. Деревья зимой и кустарники «засыпают», чтобы не тратить силы и питательные вещества на жизнедеятельность.
Какие признаки приближающейся зимы видны в травянистых растениях?
Как готовятся птицы к холодам
Нелегко птицам в холода, не хватает кормов. Чтобы выстоять и пережить мороз, птице нужно съедать столько еды, сколько весит она сама.
Смолкают птичьи разговоры в лесах, тихо и безжизненно без их гомона. Разлетелись пернатые на юга в поисках богатых едой угодий. Многие зимующие птицы перемещаются поближе к домам людей (синицы и снегири).
«Опушились» и заготовили корма морозостойкие виды птиц.
Ночуют и ищут корм в холода птички стаями и стайками, зимой пташке одной нельзя: вместе и от хищников проще оберегаться и пропитание искать.
Что делают звери в преддверии морозов
Самые характерные признаки происходят в мире животных, ожидающих наступление морозов. Зная о наступлении зимы, многие животные впадают в зимнюю спячку — это приспособительный механизм некоторых видов животных и растений во время зимы и морозов. Способ не умереть с голода.
Во время спячки или оцепенения температура тела животных снижается, а пищеварение прекращается, ритмы сердца редкие, а дыхание слабое.
Медведи устраивают себе теплые и уютные берлоги. В спячку впадают и другие животные: барсуки и ежи, еноты и бурундуки, хомяки и сони, летучие мыши и змеи, лягушки и ящерицы.
Кто меняет цвет, утепляет шубку? Кто из зверей не ждет теплой погоды зимой?
Шубы у зверей становятся богаче не только в плане окраски, но растет к зиме, ближе к коже, густой короткий подшерсток, он и греет в зимние морозы.
Как выживают зимой насекомые
Наступления зимы дожидаются и насекомые, готовятся к ней еще с лета.
Глубоко под землей спрятались муравьи, закрыли входы в дом, не видно их. Муравьи сбиваются в кучки и экономно поедают летние запасы еды, пережидая зиму.
Осы и пчелы запечатывают соты, сбиваются в рои, закрывают воском все щели гнезд. Питаются запасом меда.
Мухи, бабочки и жуки только почуют: зимние признаки — прячутся под кору деревьев, забиваются в щели, пережидают морозы в состоянии подобной спячке зверей, это состояние еще называют анабиоз.
Как живут подо льдом рыбы и подводные обитатели
Температура воды в реках и водоемах с каждым днем понижается, намерзает лед – понятно подводным жителям: наступает по времени года зима. Под слоем льда становится темно и не хватает кислорода. Все обитатели выработали рефлексы, помогающие пережить зимнюю пору.
Раки роют норы в берегах рек и ведут малоактивный образ существования, а самки раков еще и вынашивают в это время икру.
Наступления зимы ждут все водные обитатели. Все лето накапливают рыбы жир, а зимой экономно его расходуют.
Как человек встречает зиму
Человек тоже объект живой природы, поэтому готовятся и ждут наступления зимы люди, стараются наблюдать и учится у природы.
Приметы зимы друг другу в поговорках передают:
Зима — трудное время для всего живого в природе. Морозы, труднодоступные корма, короткий световой день, — все это заставляет животных, птиц, насекомых приспосабливаться и выживать.
Известно, что в особенно трудные времена животные жалеют друг друга. К примеру, травоядные рыбы сбиваются в стаи и стоят бок о бок в зимовальных ямах все холодное время, а хищные рыбы не трогают их, таков закон природы.
Люди тоже заботятся о меньших собратьях: устраивают кормушки у своих домов для птичек и в лесах для зверей, бурят в озерах лунки, чтоб рыбам был приток кислорода. Тогда и летом будет веселее под птичий гомон и рыбалка удачнее.
Надеюсь вам понравился мой краткий обзор самых главных признаков зимы в живой природе. Напишите пожалуйста какие еще признаки зимы вы знаете в комментариях. Мне будет очень интересно о них узнать. А на сегодня это все. Разрешите с вами попрощаться и до новых встреч.
Предлагаю Вам подписаться на обновления блога. А также вы можете поставить свою оценку статье по 10 системе, отметив ее определенным количеством звездочек. Приходите ко мне в гости и приводите друзей, ведь этот сайт создан специально для вас. Я уверена, что вы обязательно найдете здесь много полезной и интересной информации.
Зимние явления в живой природе
Всего получено оценок: 15.
Всего получено оценок: 15.
Зима — самое холодное и тёмное время года, когда обычными явлениями являются морозы, снегопады. Кажется, что всё вокруг уснуло, спряталось. Однако живая природа активна в любом сезоне. Не все птицы улетели в тёплые края. Многие животные не впадают в зимнюю спячку. Часть растений сохранила зелёный наряд. Рассмотрим зимние явления в живой природе на примере разных представителей животных и растений.
Зимние явления природы
Главные зимние явления неживой природы — короткий световой день и низкая температура воздуха. Это вызывает изменения в живой природе. Улетают последние стаи перелётных птиц, часть зверей также мигрирует в более тёплые районы. Для многих видов характерно зимнее состояние покоя (спячка). Так ведут себя медведи, барсуки, ежи. Мелкие грызуны осенью запасают корм на зиму, но время от времени им приходится выходить из нор.
Все животные, активные зимой, к началу сезона отращивают густой подшёрсток, у некоторых летний мех сменяется белым зимним.
Зимующие птицы
К зимующим птицам относятся вороны, галки, синицы, воробьи, свиристели, снегири, сороки. В городах множество голубей, в хвойных лесах кормятся клесты, на сухой репейник прилетают щеглы и чижи. Продолжают охотиться совы, некоторые виды могут летать в любое время суток.
Многие птицы в голодное зимнее время прилетают поближе к населённым пунктам, питаются пищевыми отходами. В городских парках устанавливаются кормушки разного вида, чтобы поддержать птиц. Можно установить кормушку на перилах балкона, на дереве во дворе. Это позволит познакомиться поближе с воробьями, синицами, снегирями и другими птицами.
Рис. 1. Кормушка в зимнем парке.
Зимовка зверей
Для копытных зима — голодное время. Трава занесена снегом, который во время оттепели покрывается ледяной коркой (наст). Пробить толстый наст копытами очень трудно. В заповедниках и национальных парках на такие случае устроены специальные подкормочные площадки, куда завозится сено, заготовленное летом.
Лоси обгрызают кору и молодые ветки кустарников и деревьев.
Рис. 2. Лось в зимнем лесу.
Грызуны находят семена травы, грызут подснежную часть стволов молодых растений. Заяц незаметен на снегу благодаря белой шубке, иногда прячется в стогах или роет длинные норы в глубоком снегу. Он не устраивает кладовых, откапывает озимые культуры, посещает огороды.
Хищники активны круглый год. Тигры, леопарды, рыси охотятся на ослабевших оленей, косуль, ловят зайцев. Лисицы мышкуют на лугах. Волки промышляют стаями. Мелкие хищники (колонки, ласки) подбирают остатки чужой добычи.
Растения
Зелёный наряд сохранили сосны, пихты, ели, можжевельники. Единственное хвойное дерево, зимующее без иголок, — лиственница. Берёзы, осины и другие лиственные сбросили листву, на ветвях остались спящие почки. На рябине, боярышнике краснеют ягоды, которыми кормятся птицы.
Некоторые растения берегут листья под снегом. Это вечнозелёные кустарнички — брусника, клюква, голубика, болотный багульник, вереск, многолетний бадан.
Что мы узнали?
Растения и животные приспособились к короткому дню и холодам. Одни мигрируют в тёплые районы, другие остаются, впадают в спячку либо активны. Растения сбросили листву, хвойные и кустарнички остаются зелёными. Для учеников 2 класса, изучающих окружающий мир, кратко описана зимовка отдельных видов животных и растений.
Явления живой и неживой природы. 2 класс. Примеры
Материал создан по программе учебника: «Окружающий мир 2 класс»
Что такое явление природы?
Определение: Явлением природы называют любое изменение в природе: ветер изменил направление, солнце взошло, вылупился из яйца цыплёнок.
Природа бывает живая и неживая.
Сезонные явления природы.
Зимние явления природы.
Зимние явления природы необычайно очаровательны и сказочно красивы. Зима приносит не только мороз и холод, но и красивые узоры на окнах, великолепный танец снежинок, хрустальное покрытие водоёмов и много других восхитительных явлений. С приходом зимы природа облачается в белоснежные наряды, украшая себя сверкающими сосульками-сережками и ожерельем из снежинок. Белоснежные шубки красиво сверкают на солнце, развеивая на ветру свой искрящийся шлейф.
Зима превращает природу в сказку. Поверхность земли покрывается мягкими сугробами, растения покрываются инеем, который превращает пейзаж в хрустальное королевство. Под лучами солнца природа мерцает и переливается всевозможными красками. Миниатюрные кристаллики отсвечивают солнечные лучики, создавая необыкновенную игру света. Заколдованное зимнее царство так и манит к себе, притягивая своей восхитительной красотой.
Особенно зимой красиво в лесу. Он полностью укрыт белоснежным покровом, который согревают землю от лютых морозов. В лесу стоит необычайная тишина, нарушающаяся порой хрустом веточек. Лес украшен слепящим искрящимся снежком, хрустальным льдом и серебряным инеем. В лесу спрятано множество хрупких драгоценностей, которые являются настоящим природным кладом.
В лесу на белоснежном мягком ковре можно обнаружить следы лесных жителей. По следам видно, где пробегал зайчик, и как он остановился у пенечка, чтобы прислушаться к малейшему шороху. А за зайчиком, скорее всего, шла лисица, заметая следы хвостом. Неподалёку видны совсем свежие следы, по которым узнаётся неспешная походка лося. Он недавно был здесь и поедал кору, поскольку вся еда спрятана под снегом.
Очень красиво выглядят высоченные ели и пышные сосны, покрытые мохнатым снегом. Они величественно возвышаются под голубым небосклоном, а сквозь пушистые веточки настырно пробиваются яркие лучики солнца. Местами небо покрыто облаками, а иногда виднеются клочки чистой голубизны. На фоне неба прозрачный воздух тоже окрашивается голубым оттенком.
Погодные явления неживой природы зимой.
Примеры погодных изменений: понижение температуры, мороз, снегопад, вьюга, метель, гололедица, оттепель. 150 опытов с природными явлениями.
Примеры зимних явлений в неживой природе.
Какие явления, живой природы, можно наблюдать зимой. 2 класс.
К учебнику: «Окружающий мир 2 класс»
Весенние явления природы.
Весенние явления природы наиболее узнаваемы среди остальных сезонов. В этот период происходит кардинальное преображение природы. Яркий контраст можно заметить во всех явлениях. С наступлением весны солнце начинает подниматься всё выше и пригревать всё теплее. Его яркие лучи интенсивно распространяются, увеличивая площадь освещения.
Белоснежные облака становятся похожи на воздушные шары причудливой формы. Они яркими пятнами движутся за ветром на фоне лазурного неба. Кажется, будто началось парадное шествие облачных фигур. Наблюдая за пушистыми ватными облаками, можно случайно увидеть перелётных птиц, возвращающихся домой. Некоторые летят небольшими стайками, а некоторые выстраивают птичий клин. Если одна сторона клинового строя оказывается длиннее, то его называют ключом. Обычно так летят крупные птицы, мелкие пернатые предпочитают лететь хаотичной стаей.
Весной в воздухе можно уловить различные ароматы, исходящие от растений. Первые цветы источают очень изящный и тонкий аромат. Появившаяся зелень пахнет свежестью. А смолистая кора деревьев источает очень своеобразный пикантный аромат. Для весны характерно появление различных звуков. На деревьях щебечут прилетевшие пташки, с крыш капает звонкая капель, а ручейки своим радостным журчанием оповещают о наступлении радостной поры.
Природные явления весной в неживой природе
Примеры: растаял снег и лед, солнце светит ярче, воздух стал теплее.
Весенние сезонное явление – с рек сошел лед.
Какие явления, в неживой природе, можно наблюдать на прогулке весной:
Какие весенние явления в живой природе?
Пример: растут листочки на деревьях, прилетели с юга скворцы, зацвели цветы, выросла трава.
Сезонное явление весной – зацвела черемуха.
Примеры весенних явлений в живой природе, которые мы можем наблюдать в родном крае:
Три удивительных явлений неживой природы
В мире множество достопримечательностей, к которым хочется прикоснуться; и немало природных явлений, которые хочется увидеть. Природа безвозмездно дарит человеку свои чудеса. И пусть некоторые явления увидеть сложно, но оно того стоит!
Вот, три удивительных явлений неживой природы, которые стоит увидеть каждому путешественнику:
1. Северное сияние. Чаще всего это явление можно наблюдать на северном или южном полюсах планеты. В пределах России свечение неба бывает в Мурманске и Архангельске. Возникает сияние из-за солнечных вспышек, за которыми можно наблюдать на специальных сайтах. Свечение доходит до земли в течение 2-5 дней. За это время стоит забраться подальше от городских огней и не прозевать чудесное зрелище разноцветного ночного неба, длящееся от нескольких секунд до нескольких минут, если повезёт.
2. Извержения вулканов. Гейзеры. Незабываемое зрелище представляют собой действующие вулканы. Чтоб стать свидетелем этого адского пламени на земле, не нужно выжидать и высчитывать дни. Сложность заключается только в том, чтобы до такого вулкана добраться, ведь к нему не ходят туристические автобусы – придётся подготовиться к пешей прогулке в гору. Но вид бурлящей раскалённой лавы и яичница, поджаренная на раскалённых от жара земли камнях, не дадут пожалеть о пройденных километрах. И вдвойне повезёт, если рядом ещё и окажутся гейзеры, которые тоже стоит увидеть.
3. Солнечное затмение. Это явление можно наблюдать несколько раз в году и зрелищность его не уступает тому же северному сиянию. Учёные научились определять точное время солнечных затмений, но сложность заключается в том, что увидеть это явление можно только из определённых мест планеты. Чаще всего лучшие места находятся над поверхностью океана, так что к наблюдению затмения, скорее всего, придётся тщательно подготовиться и проделать нелёгкий и длинный путь. Другие явления
Удивительное явление живой природы.
Есть гипотеза ученых и исследователей, что йети владеет внушением. Поэтому, его трудно увидеть и тем более поймать. Он не исчезает, как кажется людям, а делается невидимым, при помощи своего внушения. Ученые уверены, что наши далекие предки, тоже, владели такими приемами. Но, в процессе эволюции развилась речь, и люди, постепенно, теряли возможность передавать мысли на расстоянии и воздействовать на сознание другого человека. А, снежный человек не научился разговаривать, поэтому у него сохранилась, эта возможность, воздействовать на сознание людей, как бы внушать, что его нет. И, все это, делает его, еще более загадочным.
Презентации к уроку
Тип урока. Комбинированный.
Цель урока: формирование представлений учащихся о влиянии зимних изменений на живую природу.
– систематизировать и обогащать знания детей о связях между объектами живой и неживой природы;
– расширять знания учащихся о живой природе, ее представителях, особенностях их жизнедеятельности;
– развивать внимание, память, умения сравнивать, классифицировать, обобщать, через работу со схемой;
– формировать коммуникативные компетенции, через работу в группе;
– воспитывать бережное отношение к природе.
В ходе урока ученики:
– представления о характерных изменениях в неживой природе в зимнее время года;
– знания и представления о живой и неживой природе;
– представления об объектах живой природы: растениях, животных, человеке;
– умения классифицировать объекты растительного и животного мира;
– представления о зимовке птиц, зверей, насекомых, рыб.
– знания, расширяющие кругозор в области живой природы в зимнее время года, особенностях приспособлений разных групп животных и растений зимой;
– умения устанавливать причинно-следственные связи в неживой и живой природе;
– представления о представителях живой природы Красноярского края (своей местности).
– навыки работы в группе, паре, фронтально и индивидуально;
– умения работать с различными источниками информации (текстовой, слуховой, наглядной);
– умения обобщать информацию, выделять главное, делать выводы, наблюдать, логично выражать свои мысли, приводить примеры, аргументировать свою точку зрения и высказывая отношения к мнению других, устанавливать взаимосвязи, сотрудничать;
– качества характера, такие как, уважение к мнению, точке зрения одноклассников, сострадание к зимующим животным, забота о родной природе.
Необходимое оборудование и материалы:
– Компьютеры – 11 шт. (1 для учителя, 10 для учащихся).
– Мультимедийный проектор, экран.
– Презентация “Живая природа зимой” (Презентация 1).
– Электронный тест “Объекты живой и неживой природы” (Презентация 2).
– Иллюстрации с изображением следов.
– Карточки с заданиями для групп.
– Проверочные карточки-схемы “Связи живой не живой природы”.
– Электронная игра “Рассели жильцов” (Презентация 3).
– Картина “Живая природа зимой”.
– Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч 1./ А.А. Плешаков.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели урока
– Ребята, послушайте стихотворение и скажите, о каком времени года в нем говорится:
Наклонилась березка седая,
Снег рассыпался белым ковром.
Голубые снежинки летают
И в пушистый сбиваются ком.
Все заснуло: и темные кочки
И река, и деревья в лесах.
И большое морозное солнце
Затерялось в густых облаках. (Нина Лямаева)
– Правильно, о зиме. Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль)
– Какие слова из стихотворения, помогают нам представить зиму?
– Зима – самое тяжелое время года в жизни живых существ. Почему?
– Больше о влиянии зимних изменений на живую природу вы узнаете на уроке. (Презентация 1) (Слайд 1)
III. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний учащихся
– Давайте еще раз вспомним, какую природу мы называем живой, а какую неживой? (Живая природа: растения, животные, человек; неживая – солнце, воздух, вода, почва).
– Ребята, вам нужно будет решить тест, выбрав объект живой или неживой природы. (Тест – Презентация 2)
– Молодцы, ребята, справились с заданием.
IV. Изучение нового материала
1. Беседа с учащимися “Изменения в жизни растений зимой”:
– На какие группы делятся все растения? Как зимние изменения в неживой природе влияют на жизнь растений?
– Какие бывают деревья? Все ли деревья сбрасывают листву на зиму? (Слайд 2-4)
– Какое лиственное дерево не растет в наших краях? (Дуб)
– Умирают ли лиственные деревья зимой?
– Как определить дерево зимой?
(Лиственные деревья сбрасывают листву осенью, хвойные остаются зелеными; деревья не умирают, на них остаются почки, на некоторых сухие листья и плоды: дубе, рябине, клёне, акации).
– Определите деревья. (Слайд 5)
– Как зимуют кустарники и травы?
(Кустарники, как и деревья, сбрасывают листья; травы увядают, но не все; есть травянистые растения: земляника, копытень, которые уходят под снег зелеными).
– Как вы думаете, почему они не замерзают?
(Снег защищает от мороза; чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы; учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20°С).
– Зима – период покоя в жизни растений. Зимой не увидишь живых листьев, цветков, распускающихся почек. Но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. В течение многих и многих тысячелетий растения испытывали на себе влияние зимы и холода. И растения так “привыкли” к зиме, что она стала для их развития необходимой. Зимой происходит “дозревание” почек.
– А можно ли у наших растений зимой наблюдать рост? (Оказывается, можно; в конце зимы под снеговым покровом начинают расти молодые ростки некоторых трав; подснежный рост характерен для растений, цветущих ранней весной). (Слайд 6)
– Какая группа живых существ, кроме растений, также относится к живой природе?
(Животные: звери, птицы, рыбы, насекомые)
Физическая минутка для глаз (На стенах классной комнаты развешены картинки с изображением следов лося, зайца, белки, волка; при появлении изображения животного на экране, дети должны перевести взгляд в ту сторону, где нарисованы его следы и движением глаз повторить их контур). (Слайд 8)
– Ребята, следы какой группы животным вы искали?
– сейчас мы послушаем 3 сообщения о жизни диких зверей зимой.
2. Рассказ учащихся о том, как зимуют дикие звери
Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, несколько раз проходит по одному месту.
Берлогу – яму, выкопанную где–нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.
Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и, кажется, что он сосёт лапу.
Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун. (Слайд 9)
Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.
К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. Шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом.
К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.
Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок – вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.
– Ребята, о каких животных вам рассказали?
– Чем отличаются их приготовления к зиме и сама зимовка?
– А какие еще животные засыпают на зиму? (Еж, барсук).
– А кто ищет пищу в природе? (Заяц, волк, лось).
– Кто делает запасы осенью? (Мышь, хомяк, бобер).
– Как мы можем помочь лесным зверям?
Для зайцев еще летом запасают веники с молодой листвой. Не откажутся зайцы и от сушеных веток рябины, малины, тополя. Для лосей подрубают молодые осины, сохатые любят также ветки рябины, и сосны. Для кабанов оставляют корнеплоды: свеклу, брюкву, репу, желуди. Подкармливают зимой и бобров. Ведь при недостатке припасов бобры должны через продушины выбираться на лед. Бобры питаются осиной, черемухой, дубом, тополем.
Зайка серенький сидит,
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал,
Зайка прыг и убежал. (Слайд 13)
3. Беседа с учащимися о зимовке рыб и насекомых
– Какие трудности испытывают рыбы зимой?
Толстой ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы. В самых глубоких местах лежит в ямке сом. Широкие плоские лещи лежат рядками без малейшего движения. Трудно бывает зимой рыбам. Воздух не проходит через лёд в воду. Рыбам становится трудно дышать, и они могут погибнуть. Поэтому зимой во льду проделывают проруби. Чтобы вода в проруби быстро не замерзала, в неё кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через снег и солому воздух хорошо проходит в воду. (Карась, ленок, хариус, лещ, окунь, щука). (Слайд 14)
– А как насекомые переносят зиму?
(Некоторые насекомые погибают от сильных морозов, другие засыпают в коре деревьев, в трещинах и просыпаются весной; муравьи уходят глубоко под землю и там спят до весны).
4. Работа в группах “Зимовка птиц” (Слайд 15)
(Дети работают с текстами предоставленными учителем и добавляют то, что знают сами).
– Ребята, посмотрите на слайд, кто это? (Птицы).
– А вот как зимуют птицы, вы должны подготовить самостоятельно:
1 группа “Зимующие птицы”
На юг не улетают синицы. воробьи, вороны, сороки, дятлы, тетерев, глухарь. Прилетели к нам на зимовку из северных районов снегири и свиристели.
2 группа “Удивительный клест” (Разыгрывание сценки)
А вот птица клест рада зиме. Почему? Давайте послушаем, о чем он рассказывает чижу.
– Ты, клест, чего визжишь? Обидели тебя, что ли?
– Да нет, Чижик, это я радуюсь!
– Нашел время радоваться.
– Как раз самое время, как раз! У меня в гнезде птенчики вывелись, – до чего милы, до чего хороши:
– В такой-то мороз? Да они живыми не останутся!
– Еще как будут жить-поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать греет их вроде печечки. И тепло им, и сытно, и от моей песенки весело!
– Почему же радовался клест? Почему у клеста птенцы выводятся зимой?
Клесты всю зиму кормятся семенами ели и сосны. У этих растений семена созревают к зиме. Значит, и корма больше всего для клестов бывает в это время года. Поэтому эти птицы и выводят своих птенцов зимой. Кругом снег и лютый мороз, а в гнезде – малыши. Но стужа им не страшна, потому что они всегда сыты.
3 группа “Корм птиц зимой” (Слайд 16 – 17)
Как все эти птицы переживают суровую зиму, ведь они питаются насекомыми? Секрет прост: за счет собственного “ума” и догадливости. Еще с осени синицы заготавливают себе на зиму корма: рассовывают в трещины коры деревьев буквально миллионы засохших паучков и мелких насекомых. Если еды хватает, то морозы птицам нипочем. Воробьи, сороки, вороны подкармливаются вблизи жилищ человека. Дятел и пищуха питаются личинками насекомых, добывая их из-под коры деревьев. Сойки, щеглы собирают оставшиеся плоды и семена растений.
4 группа “Как мы можем помочь птицам зимой?”
Стихотворение А.Яшина “Покормите птиц зимой”
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
V. Закрепление изученного материала
– Ребята, вы хорошо поработали над новой темой. А теперь, я предлагаю проверить себя.
1. Дополнение таблицы.
(Индивидуальная работа по карточкам):
Изменения в неживой природе
Изменения в живой природе
Низкая температура
(Теплый мех у животных, появление птенцов, созревание почек)
(Исчезновение растений)
Впадают в спячку,
используют летние запасы,
перебираются ближе
к жилью людей
2. Парная работа “Рассели жильцов” (Презентация 3)
Данные приемы позволяют оценить каждого ребенка.
VI. Рефлексия деятельности на уроке
– Ребята что вы узнали о неживой природе зимой?
– Как зимуют растения?
– Как зимуют звери? Рыбы? Насекомые? Птицы?
– Чем мы можем помочь животным зимой?
– А о каком еще объекте живой природы мы сегодня не говорили? (О человеке; о жизни и труде человека зимой узнаем на следующем уроке).
– Чему вы научились на уроке?
– Какая работа понравилась больше?
– Выразите свое отношение к уроку цветом. У учащихся картинка с изображением птички, зверя, насекомого или рыбы. Цветные изображения прикрепляются на картину “Живая природа зимой”. Получается коллективная работа, которая находится в классе несколько дней. (Если позволяет время на уроке, можно оформить все рисунки в Paint и вывести на экран в конце главной презентации). (Слайд 18)
VII. Домашнее задание
– Прочитать по учебнику с. 136 – 137.
– Подготовить фоторассказ или серию рисунков на тему “Живая природа зимой”
При составлении конспекта урока были использованы ресурсы сети Интернет: