Что на турецком означает хальвет

Тайная жизнь султанов: зачем султаны спали с евнухами и содержали в гареме мальчиков? Тайна султана Сулеймана

Что на турецком означает хальвет

При слове «хальвет» мы представляем себе наложницу, идущую по золотому пути в покои султана. Конечно, само слово имеет совсем другое значение, но об этом я писала в другой статье.

В гареме проживали тысячи дивных красавиц, султан мог выбрать любую из них. Если же у султана не было времени на подбор девушки, то наложницу ему подбирала мать.

Однако историки утверждают, что султаны вступали в связи с евнухами вплоть до правления Абдул-Меджида, который перестал это делать. Его примеру последовали и остальные султаны, перестав портить свой авторитет грязными слухами. Однако есть факт, что в гарем брали не только девочек, но и мальчиков.

Мало кто знает, но даже султан Сулейман Великолепный состоял в связях с главным евнухом после смерти своей жены Хюррем. Гаремные записи подтверждают, что султан больше не принимал наложниц, так как поклялся любимой в верности. Однако своё напряжение он снимал с помощью евнуха.

Главный евнух вёл отчёт о том, что каждую пятницу посещал султана. Тот поклялся в любви и верности умершей Хюррем, поэтому не звал к себе наложниц.

Слухам не дали распространится по территории империи, однако сохранился отчёт того самого евнуха. Удивительно, но это правда и в гареме султана нередко содержались мальчики.

Источник

Что на турецком означает хальвет

Закрытая для посторонних глаз жизнь гарема всегда была окутана тайнами и мифами. Сегодня мы расскажем вам об увеселениях, устраивавшихся в гареме. Одним из наиболее лучших способов развлечения для наложниц был выход за пределы дворца. Пикники, устраивавшиеся для наложниц в садах, назывались «хальвет».

Что на турецком означает хальвет

Султан письменно уведомлялся о предстоящем хальвете, после чего начиналась подготовка к его проведению. Прежде всего, место, где должны были отдыхать наложницы, со всех сторон огораживалось занавесками. Вокруг сада разбивались палатки, предназначенные для пиршеств, развелечений, совершения намаза… В палатки из гарема приносили тюфяки, занавески, ковры… Наложницы могли выходить в сад после громкого оповещения, сделанного главным евнухом, который до этого ожидал ухода из сада садовников и прочих служащих. Вначале в сад выходил султан, сопровождаемый любимыми наложницами, дочерьми, а иногда – и принцами. Затем в сад выходили и прочие наложницы и евнухи. Вечером главный евнух вновь громко кричал: «Хальвет», что было знаком конца увеселения. Наложницы после этого возвращались в гарем. Однако евнухи проводили тщательный контроль всех закоулков сада, проверяя, не остался ли кто из наложниц. Хальветы несколько раз устраивались летом и весной.

Что на турецком означает хальвет

Однако наложницы отдыхали на пленере не только в султанских садах, примыкавших ко дворцу, или находившихся в других районах Стамбула. Правда, в силу большого числа наложниц, в такие места они ездили отдельными группами поочередно. Перед поездкой опять заготавливались палатки, тюфяки, ковры. Причем все обставлялось так, что никто не мог видеть наложниц. Во время пути кареты с наложницами сопровождали евнухи, сидевшие на конях. Иногда наложниц вывозили и в Эдирне. Однако практика эта прекратилась в 18 – ом веке, когда султаны стали отдавать предпочтению босфорскому побережью.

Что на турецком означает хальвет

Развлечения для наложниц устраивались и в самом гареме. Причем развлечения эти всегда носили музыкальный характер. В 15 – ом веке, после победы османских войск на иранскими в битве при Чалдыране, султан Селим приказал привезти в Стамбул лучших иранских певцов и музыкантов. В османской армии существовал военный оркестр «мехтер». При дворце существовал особый султанский ансамбль. Существовал музыкально – танцевальный ансамбль и в гареме. Состоял этот ансамбль из наиболее талантливых в музыкальном отношении наложниц, специально обучавшихся музыке и пению. Дважды в неделю они давали концерты султану и другим наложницам. В 19 – ом веке любимые султанские наложницы, его дочери научились играть и на фортепиано. Известно также, что одна из принцесс, Шадие, жившая в конце 19 – го века, даже привезла из Франции арфу, на которой научилась играть.

Время от времени в гарем приглашали музыкантов, певцов, артистов со стороны. В результате, к примеру, наложницы получали возможность наблюдать спектакли популярных в османские времена театра теней Карагез, театра «меддах», театра «орта». С конца 18 – го века в султанский дворец стали приглашать и артистов западной оперы и драматического театра. В конце же 19 – го столетия театральные спектакли стали самым любимым развлечением наложниц.

Помимо этого наложницы развлекались, устраивая разные игры. Увлекались они и игрой в нарды, домино. Игра в карты в султанском дворце была запрещена. Правда, в 20 – ом веке этот запрет был снят. В жизни наложниц помимо свадеб, обручений, торжеств по случаю рождения наследников происходило немало других ярких событий. В основном это были религиозные церемонии. Главные из них устраивались по пятницам. В эти дни султаны совершали торжественный намаз за пределами дворца. В последний период существования Османской империи на эти пятничные молитвы султанов сопровождали их матери и дочери, а также наиболее высокопоставленные наложницы. С другой стороны, султаны ежегодно отправляли в Мекку ценные подарки. Торжественные церемонии, посвященные отправке подарков, происходили в дворцовом саду. Наложницы принимали самое активное участие в этих церемониях. К тому же у главных наложниц были подруги в Мекке. Им наложницы со своей стороны посылали ценные подарки. Наутро после церемонии процессия с подарками выходила в путь при большом стечении зевак.

В месяц Рамазан все наложницы держали пост. Разговение принимало характер торжественных пиршеств. Каждой наложнице в зависимости от ее статуса на разговение делали подарок. После молитвы в гареме начинались увеселения, длившиеся до утреннего приема пищи перед началом очередного дня поста. В процессии, устраивавшейся на 27 – ой день Рамазана, наложницы также принимали участие. Правда, наложницы, прибывавшие на площадь перед мечетью, где завершалась процессия, в каретах, из них не выходили, довольствуясь лишь приподнятыми занавесками. После того, как султан заходил в мечеть, солдатам и зевакам, находившимся на площади, раздавали лепешки и шербет. До окончания намаза на площади горели факелы. Вслед за этим наложницы совершали в своих каретах небольшую прогулку по городу, после чего возвращались во дворец.

Что на турецком означает хальвет

Важное место в дворцовом распорядке занимали церемонии поздравлений по случаю религиозных праздников. Наутро после наступления праздника (Рамазана или Курбана) султан отправлялся с большой свитой в мечеть. Наложницы опять садились в кареты и наблюдали из них за процессией. Утром во дворец с поздравлениями приходили принцессы, жившие в городе. Их встречали служительницы гарема. Каждую принцессу встречали с особым почетом, поддерживая их юбки. В гареме принцессы отдыхали перед встречей с султаном. По окончании церемонии поздравлений султан приходил в гарем. У входа его встречала делегация наложниц, среди которых были церемониймейстеры и музыканты. Султана окружали со всех сторон и таким образом процессия входила в гарем. Во главе процессии шла главная распорядительница гарема, державшая в руках золотой посох. Все наложницы выстраивались в соответствии со своими местами в гаремной иерархии и приветствовали своего властителя. Гостьи гарема также поздравляли султана. Любимых султанских наложниц, торжественно поздравлявших султана, громко представляла наложница – глашатай. Наложницы, которые по тем или иным причинам не могли лично поздравить султана, посылали ему письменные поздравления. На протяжении трех – четырех дней праздника наложницы ходили друг к дружке в гости. В саду устраивались различные увеселения с участием музыкантов и циркачей. Увеселения эти довольно часто длились до поздней ночи.

Напомним, что османское государственное устройство было основано на системе «девширме». Так называли плененных христианских молодых людей и девушек, которых обращали в ислам. Молодые люди затем заполняли все позиции в османской военной и государственной системах. Связано это было с тем, что султаны предпочитали опираться на людей, не имевших корней среди мусульманского населения, и зависевших исключительно от султана, и по этой причине верных ему. По этой причине османскую династию на протяжении всего периода существования османского государства не смог сменить ни один турецкий род, ибо турок просто не допускали до государственных и военных должностей. С другой стороны, османский род продолжали наложницы – плененные христианские девушки, также обращавшиеся после поступления в гарем в ислам. Многим из этих наложниц удавалось достигать весьма влиятельных позиций в османском государстве.

В 1908 – ом году, после вступления в силу второй османской конституции, трансформировавшей государство в конституционную монархию, султан Абдулхамит был низложен. Его гарем был распущен, а наложниц перевели в старый дворец Топкапы. Всем родственникам наложниц разослали телеграммы с призывом забрать девушек, ставших свободными людьми. Родственики, до которых дошла эта новость, забрали девушек. Правда, нельзя сказать, что наложницы остались довольны произошедшим, ибо пребывание в гареме для них было лучшей долей, нежели прозябание на свободе. Для нас такая ментальность может показаться странной, однако таковыми были реалии того времени.

Источник

Османская Империя

История Османской Империи тут

Что на турецком означает хальвет

Хальвет. Что это на самом деле?

Жительницы гарема для выхода в сад дворца обязаны были получить особое разрешение Султана. Возможность свободно побродить на открытом воздухе жаловалась им Падишахом всего лишь пару раз в год, в основном весной и летом.

Дни таких прогулок именовались “Хальвет”, подчинялись строжайшим правилам и требовали длительной подготовки, проводимой в режиме практически военной дисциплины.

Для начала акага (белые евнухи) расчищали сад от присутствующих, проверяя даже самые потаённые уголки. Убедившись, что в саду не осталось ни одной живой души, они рапортовали кызлар аге (главный чёрный евнух в гареме) и удалялись. После этого рейда безопасности женщины гарема в сопровождении и под надзором чёрных евнухов начинали прогулку. Евнухи следовали за женщинами шаг за шагом, не упуская из виду ни на минуту, оставляя одних только тогда, когда они заходили в один из особняков отдохнуть, поесть, попить кофе или шербета или развлечься песнопением. В таком случае они размещались у дверей и окон, как на посту, на этот раз не сводя глаз с проёмов ни на миг.

Во время редчайших прогулок за пределы дворца обычно выезжали в Кягытхане, Гёксу и подобные прогулочные места. Когда женщины гарема выезжали на улицу, их кареты тщательно скрывали за накидками и следили, чтобы на окнах непременно были решётки, дабы никто не мог разглядеть, кто же находится внутри. Аналогичным образом сопровождавшие гаремные аги принимали серьёзные меры предосторожности, чтобы скрыть женщин от посторонних глаз там, где планировалась прогулка. В такие дни в месте “хальвета” подготовка начиналась заранее, дежурные, охранявшие территорию, окружали её специальной стеной из ткани, называемой “зокак”, даже муэдзины были вынуждены в тот день читать эзан, не выходя на минареты.

Все эти меры продолжали приниматься и на закате Империи во дворце Йылдыз, который был для Падишаха и его окружения одним из популярнейших прогулочных мест. Султан Абдульазиз приказал построить мост, пролегавший из дворца Долмабахче до парка Йылдыз. Благодаря этому мосту можно было перейти из дворца в парк, никому не показываясь на глаза. Этот мост существует до сих пор, по бокам он окружён высокими резными перилами, выполнявшими функцию решётки – переходившие по мосту приближённые Падишаха не были видны со стороны дороги.

Лейла Саз (дочь главного дворцового врача, прожила 7 лет во дворце в качестве компаньонки жительниц гарема) так описывается в своих воспоминаниях переход дам по мосту с перилами в парк Йылдыз или, как его называли во времена Абдульазиза, парк Мабейн:

Из парка выпроваживали всех, находившихся там, таким образом парк становился местом, где женщины могли прогуливаться, не будучи никем замеченными. Когда парк становился безлюдным, гаремные аги кричали: “Хальвет!”, и запертые двери по обе стороны моста отпирались. Весёлая орда гаремных дам высыпала на мост и лилась в сторону парка. Они наслаждались этими свободным и счастливыми мгновениями, “перелетая, словно бабочки, от одной ветки к другой, от одного цветка к другому, не замечая, как пролетает день”. С наступлением вечера гаремные аги снова кричали “Хальвет!”, на этот раз его встречали с печалью, ведь это означало, что прогулка в саду окончена. Дамы нехотя собирались и возвращались обратно во дворец по тому же мосту.

Евнухи постоянно “держали хальвет” вокруг гарема, не пропуская ни одной живой души. В их обязанности входило:

По утрам отпирать, а по вечерам запирать двери Султанского гарема, дежурить у дверей, осматривать всякого входящего сопровождать кареты и повозки, заходить и выходить из гарема вместе с докторами, не пускать в гарем никого постороннего.

По сведениям Айше Османоглу (дочь Султана Абдульхамида II) всё вышеперечисленное называлось “держать хальвет”. Более того, заходя в гарем сами, евнухи кричали: “Дестур!” (внимание!), чтобы предупредить наложниц, которые могли появиться у них на пути, и прохаживались, читая молитву.

Источник

halvet

1 баня

зада́ть ба́ню кому-л. — birini donatmak, haşlamak

здесь настоя́щая ба́ня! — burası halvet gibi!

2 уединение

ему́ хоте́лось уедине́ния — bir köşeye çekilmek istiyordu

3 уединяться

См. также в других словарях:

halvet — halvét s.n. (înv.) convorbire particulară secretă. Trimis de blaurb, 18.05.2006. Sursa: DAR … Dicționar Român

halvet — is., esk., Ar. ḫalvet 1) Issız yerde yalnız kalma 2) Issız ve kapalı yer 3) Hamamlarda çok sıcak küçük yer Birleşik Sözler halvethane Atasözü, Deyim ve Birleşik Fiiller halvet gibi halvet olmak … Çağatay Osmanlı Sözlük

halvet — (A.) [ تﻮﻠﺧ ] 1. tenha. 2. başbaşa kalma … Osmanli Türkçesİ sözlüğü

HALVET — Yalnızlık. Tek başına kalmak. Tenhaya çekilme. * Gizlilik … Yeni Lügat Türkçe Sözlük

halvet gibi — çok sıcak (yer, oda) … Çağatay Osmanlı Sözlük

halvet olmak — birisi veya birileriyle yalnız görüşmek amacıyla içeriye başkasını veya başkalarını almamak … Çağatay Osmanlı Sözlük

HALVET-İ FÂSİDE — Karı kocanın aralarında şer î mâni olmasına rağmen birleşmeleri … Yeni Lügat Türkçe Sözlük

HALVET-İ SAHİHA — Karı kocanın aralarında şer î mâni bulunmaması halinde birleşmeleri … Yeni Lügat Türkçe Sözlük

kuruğ — halvet, yasak olan mahal; kuru; bağ … Çağatay Osmanlı Sözlük

Halveti — Die Halveti Tariqa (arabisch Chalwati bzw. Khalvati) ist ein islamischer Sufi Orden. Ihr Gründer ist Pir Umar Halveti (Abu Abdallah Siradschuddin Umar Ibn Akmaluddin al Lahdschi al Chalwati), † 748 H/1347 AD). Von Umar Halveti lässt sich die… … Deutsch Wikipedia

Khalwatiyya — Die Halveti Tariqa (arabisch Chalwati bzw. Khalvati) ist ein islamischer Sufi Orden. Ihr Gründer ist Pir Umar Halveti (Abu Abdallah Siradschuddin Umar Ibn Akmaluddin al Lahdschi al Chalwati), gest. 748 H (=Hidschra)/1347 AD. Von Pir Umar Halveti… … Deutsch Wikipedia

Источник

Что такое хальвет и никях?

Никях
брачный договор, который заключается между мужчиной и женщиной в соответствии с правилами шариата (Коран, 4: 3). Согласно хадисам, брак является Богоугодным делом. Для того чтобы жениться на женщине, необходимо добиться разрешения от ее опекуна, которым является чаще всего отец, но может быть также ее родственник или любой благочестивый человек. Необходимо также согласие самой женщины на брак. Брачный договор обязательно заключается при свидетелях-мусульманах. Свидетелями могут быть двое мужчин. В ханафитском мазхабе допускается присутствие в качестве свидетелей одного мужчины и двух женщин. В процессе заключения брака необходимо также оговорить размер приданого, либо материального вознаграждения, которое выплачивает жених невесте (См. Махр). Бракосочетание желательно провести в мечети. Также желательно (если есть возможность) отметить свадьбу и пригласить на трапезу друзей и родственников. Существуют запреты на брак с определенной категорией женщин, состоящих в близкородственных отношениях с мужчиной (См. Махрам). Кроме этого, женщине-мусульманке запрещено (харам) выходить замуж за иноверцев. Мужчине мусульманину также запрещено жениться на язычницах или неверующих женщинах (атеистках, агностиках), но разрешено вступать в брак с христианками и иудейками. Несмотря на наличие возможности брака с иудейками и христианками (обладателями Книги), женитьба на них по шариату нежелательна. Например, в ханафитском мазхабе такой брак считается нежелательным актом (Танзихан макрух). Нежелательность же брака с ними в немусульманской стране вообще граничит с полным запретом (Тахриман макрух). Существует также запрет на брак с рабыней (джарией), если у мужчины уже есть жена из числа свободных женщин. Брак с замужней женщиной запрещен. Если женщина по каким-то причинам потеряла своего мужа, то она может выйти замуж за другого мужчину после определенного срока (См. Идда). Мужчине разрешено иметь одновременно до 4 жен. Раб же имеет право жить одновременно только с 2 женами. Сожительство с женщиной без заключения брака в Исламе также запрещено (харам).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *