Что на территории кремля
Что на территории кремля
В последнее время участились попытки мошенничества, связанные с продажами билетов в Музеи Московского Кремля. Обращаем ваше внимание на то, что наш музей не сотрудничает ни с одной интернет-площадкой по продаже билетов и не гарантирует посещения Кремля и Оружейной палаты по билетам, приобретенным на сторонних сайтах. Просим вас приобретать билеты только на сайте kreml.ru или в кассах, расположенных в Александровском саду. Любые другие сайты, так или иначе воспроизводящие название Музеев Московского Кремля, не имеют никакого отношения к нашему музею и принадлежат перекупщикам, продающим билеты по цене, завышенной в несколько раз.
Пространство Оружейной палаты ограничено, в связи с чем число посетителей, которые могут одновременно находиться в её залах, строго регламентировано. На территории Архитектурного ансамбля Соборной площади также действуют нормативы допустимого количества посетителей, поэтому посещение его туристическими группами организовано по определенному графику.
Часто задаваемые вопросы
Уважаемые посетители!
В данном разделе вы можете найти ответы на часто задаваемые вопросы.
Мы рекомендуем нашим гостям заранее планировать визит в Музей: приобрести билеты на нашем сайте, приехать в Музей заблаговременно с учетом времени, которое займут обмен ваучеров, проверка QR-кодов, проход к музеям на территории Кремля.
С 30 октября по 07 ноября включительно посетить Музей можно будет при наличии :
— QR-кода, подтверждающего факт вакцинации против новой коронавирусной инфекции или
— QR-кода, подтверждающего факт перенесённого заболевания новой коронавирусной инфекцией или
— подлежащего учёту медицинского документа, подтверждающего факт установления медицинских противопоказаний и заверенного в установленном порядке лечащим врачом и руководителем медицинской организации (заместителем руководителя медицинской организации, наделённым такими полномочиями), и выданного в бумажной форме или в виде QR-кода отрицательного результата ПЦР-исследования на выявление новой коронавирусной инфекции, выполненного за сутки до посещения Музея, для граждан, имеющих медицинские противопоказания к вакцинации.
Обращаем ваше внимание, что для посещения Музея необходимы средства индивидуальной защиты (маски или респираторы), в том числе для лиц, не достигших возраста 18 лет.
Сколько стоит билет?
Приобретая экскурсионные билеты онлайн, не забывайте ознакомиться с Пользовательским соглашением и Правилами оформления экскурсий, в которых определены права и обязанности Заказчика и музея.
Что на территории кремля
Боровицкие ворота временно закрыты. Проход на территорию Кремля и Оружейную палату осуществляется через Кутафью башню.
Мы рекомендуем нашим гостям заранее планировать визит в Музей: приобрести билеты на нашем сайте, приехать в Музей заблаговременно с учетом времени, которое займут обмен ваучеров, проверка QR-кодов, проход к музеям на территории Кремля.
НОВОСТИ
Детский центр Музеев Московского Кремля объявляет ежегодный конкурс «Ёлке быть!», приуроченный в этом году к проходящей в нашем музее выставке «Франция и Россия. Десять веков вместе». Наши страны связывают многовековые культурные и дипломатические отношения, и уже не раз в Музеи Московского Кремля из Франции привозили редчайшие экспонаты. Мы предлагаем вам подумать, что или кто, по Вашему мнению, является узнаваемым символом Франции, и воплотить эту идею в своей ёлочной игрушке. Работы принимаются до 16 января 2022 года.
Лекцию в рамках программы «Французский акцент. » читает член-корреспондент Российской Академии Наук П.Ю. Уваров — лауреат Международной премии им. А. Леруа-Болье, специалист в области истории Франции средних веков и раннего Нового времени, истории российско-французских отношений, истории университетов, социальной истории Европы.
На лекции вы узнаете о том, как новый русский царь Михаил Романов спешил установить «братскую любовь и ссылку» с королем Людовиком XIII. Только неделю пробыли русские послы во Франции, но сумели многого добиться и многое узнать об этой стране. Каким образам они справились со своей задачей? Билеты на лекцию уже в продаже.
Приглашаем вас на лекции из цикла «Россия и Франция: искусство и дипломатия», где вы познакомитесь с богатой историей русско-французских отношений: установлением дипломатических отношений, художественного обмена между двумя странами, взаимовлиянием в области культуры и науки. Билеты на отдельные лекции можно приобрести по «Пушкинской карте» на нашем сайте.
Музеи Московского Кремля совместно с Культурным центром Посольства Республики Корея в Российской Федерации запустили аудиогид по Оружейной палате на корейском языке. Запуск осуществлен при поддержке министерства иностранных дел Республики Корея в рамках года взаимных обменов между Республикой Корея и Российской Федерацией 2020-2021 и приурочен к годовщине начала дипломатических отношений, которые Россия и Корея установили 30 сентября 1990 года.
Детский Центр Музеев Московского Кремля проводит добор в семейные группы детей с родителями на абонементную программу «Беседы об архитектуре» (10-12 лет). Информация о программе и записи в группы — по ссылке.
В последнее время участились попытки мошенничества, связанные с продажами билетов в Музеи Московского Кремля. Обращаем ваше внимание на то, что наш музей не сотрудничает ни с одной интернет-площадкой по продаже билетов и не гарантирует посещения Кремля и Оружейной палаты по билетам, приобретенным на сторонних сайтах. Просим вас приобретать билеты только на сайте kreml.ru или в кассах, расположенных в Александровском саду. Любые другие сайты, так или иначе воспроизводящие название Музеев Московского Кремля, не имеют никакого отношения к нашему музею и принадлежат перекупщикам, продающим билеты по цене, завышенной в несколько раз.
Музеи Московского Кремля совместно с компанией «КАМИС» и ООО «Лаборатория мультимедийных решений» разработали мобильное приложение «Оружейная палата». Каждый пользователь смартфона может скачать приложение как удаленно, так и находясь в Оружейной палате, используя услугу wi-fi, доступную во всех залах экспозиции. Мобильный гид содержит подробную информацию о музее-сокровищнице. При помощи него посетители могут прослушать обзорную аудиоэкскурсию по Оружейной палате, изучить план музея или использовать его в качестве навигатора по экспозиции.
Пространство Оружейной палаты ограничено, в связи с чем число посетителей, которые могут одновременно находиться в её залах, строго регламентировано. На территории Архитектурного ансамбля Соборной площади также действуют нормативы допустимого количества посетителей, поэтому посещение его туристическими группами организовано по определенному графику.
Что посмотреть туристу на территории Московского кремля?
Находясь в столице нашей родины – Москве, каждый турист старается посетить наиболее значимые и интересные места, которые останутся в памяти на всю жизнь. А таких мест очень много, и сегодня поговорим об одной из главных достопримечательностей Москвы – это, конечно же, Московский кремль и о том, что расположено на территории Московского кремля, и когда это всё появилось.
МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ
Московский кремль считается главной достопримечательностью столицы. Со времен Дмитрия Донского Москву украшал белокаменный кремль (построен в 1368 г.). За прошедший век его стены успели так износиться, что иностранцы из-за обилия зияющих проплешин, которые закладывались бревнами, случалось, принимали их за деревянные. Да и строился этот кремль в те годы, когда об итальянских мастерах на Руси еще не слышали. Имея при дворе мастера Аристотеля Фиораванти, Иван III вполне мог призадуматься, как переделать крепость так, чтобы никто не только не смог ее взять, но и не посмел даже приблизиться к ней.
Впрочем, имя Аристотеля Фиораванти среди строителей Московского Кремля никогда и нигде не фигурировало. Однако многие историки склонны считать подлинным создателем генерального плана именно Аристотеля, который очерчивал общую линию кремлевских стен, намечал положения башен, закладывал тайные подземелья и лабиринты, а его соотечественники трудились над отдельными участками.
Работы над Московским Кремлем велись так, как не строилась на Руси еще ни одна крепость. На площади радиусом 100 саженей не оставили вокруг ни единого здания. Сносились даже церкви, которые простояли там несколько веков. Очищалась от построек и местность за Москвой — рекой напротив будущих кремлевских стен. Подобного подхода к строительству требовали правила фортификации тех времен, пришедшие из Европы.
После смерти Фиораванти строительством занимались другие архитекторы. Так, над возведением кремлевских стен начал трудиться некий Антон Фрязин, он построил Тайницкую башню, с которой и начались работы, а также Водовзводную и Благовещенскую башни. Строители последних четырех башен — Петровской, Первой и Второй Безымянных, Царской — неизвестны. Последняя, правда, появилась уже при царе Алексее Михайловиче в 1680 г. Возведение последних кремлевских укреплений было завершено при сыне Ивана III — Василии III.
При нем был также вырыт огромный ров, окруживший кремль со стороны торга и Красной площади. Его дно выложили каменными плитами, а затем прорыли канал, соединивший две реки — Москву и Неглинную. Московский Кремль превратился в остров.
УСПЕНСКИЙ СОБОР
К началу 1470-х гг. в Москве было лишь три каменных храма, построенных еще Иваном Калитой. Главный из них — Успенский собор — успел так обветшать, что его своды приходилось подпирать толстыми бревнами. Обратились за помощью к итальянскому зодчему Аристотелю Фиораванти, который и взялся за работу, но для начала снес стены до основания. Получился огромный храм, который уступал в размерах лишь Владимирскому собору. Успенский собор служил местом погребения почти всех московских святителей. Он многократно страдал от пожаров, обновлялся и реставрировался.
В петербургскую эпоху, начиная с Петра II, в соборе продолжали венчать на царство российских императоров. Во время Отечественной войны 1812 г. собор был осквернен и разграблен французскими солдатами, хотя наиболее ценные святыни успели эвакуировать в Вологду. В 1813 г. собор пришлось заново освящать. В августе 1917 г. в нем состоялся Поместный собор Русской православной церкви, в октябре принявший решение о восстановлении патриаршества в России.
В советское время храм закрыли для богослужений, организовав в нем музей. А в 1960 г. Успенский собор перешел в ведение Министерства культуры СССР. До сих пор лишь в отдельные дни в нем совершаются богослужения. В настоящее время храм именуется Патриаршим кафедральным собором.
ЦЕРКОВЬ РИЗПОЛОЖЕНИЯ
Бытует версия, что в татарском войске началась дизентерия. Иван III, который приписал это сверхъестественному вмешательству Богородицы, так изумился, что даже не стал их преследовать. Это очень напоминает чудесное спасение Константинополя от русских язычников, когда царь и патриарх Фотий молились со всем народом в храме Богородицы во Влахерне, а блаженный Андрей увидел простертую над городом покрывающую ризу.
Река Угра после этого получила название «Пояс Богородицы». В 1484 г. мастера, приглашенные из Пскова, начинают строить в Московском Кремле небольшую церковь Положения Ризы Пресвятой Богородицы, которая становится домовым храмом московских митрополитов. Среди фресок важное место занимает сцена, посвященная избавлению Константинополя от язычников с помощью ризы Богоматери.
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР
С конца XIV в. на территории Московского Кремля стоял деревянный Благовещенский собор. Храм был знаменит росписями, над которыми трудились Андрей Рублев и Феофан Грек. Понятно, что деревянный храм рядом с великолепным творением Аристотеля Фиораванти — церковью Ризположения — смотрелся неуместно, поэтому Иван III поручил выстроить новый храм, который затем превратился в домовую церковь великого князя.
Почти 20 лет собор простоял нерасписанным, а Иван III умер, так и не увидев настенную роспись. Его сын и преемник Василий III в самом начале правления повелел не только расписать храм, но и позолотить центральный купол. Из-за близости к сеням дворца и золоченого верха Благовещенский собор называли еще Сенным и Златоверхим.
Храм горел, его грабили польские интервенты, в нем хозяйничали французские оккупанты, он пострадал от боевых действий 1917 г., а в 1955 г. стал музеем. Спустя 8 лет заново позолотили его купола. После распада СССР в соборе возобновились богослужения.
АРСЕНАЛ
В 1706 г. работы были прекращены из-за недостаточного финансирования. После Петр I всецело занялся новой столицей, и огромная стройка в Московском Кремле постепенно превращалась в пустырь. После смерти Петра I и до кончины Петра II Арсенал стоял недостроенным. Возведение его продолжилось при Анне Иоанновне.
В 1736 г. строительство наконец завершилось. Арсенал стал первым крупным зданием новой эпохи на территории Московского Кремля. С него началась история масштабной застройки этой площади, постепенно до неузнаваемости изменившая ее прежний облик. Древние кремлевские соборы все больше прятались в тень огромных зданий наступавшего века.
В 1812 г. здание взорвали отступавшие войска Наполеона, но после его восстановили. В настоящее время Арсенал выполняет функции административного здания — в нем размещается кремлевская комендатура.
СЕНАТСКИЙ ДВОРЕЦ
Любившая Москву императрица Екатерина II, случалось, проводила в городе несколько месяцев. На это время все правительственные учреждения должны были перебираться из Санкт-Петербурга следом за ней. Их требовалось где-то размещать, поэтому большое правительственное здание, которого до того времени была лишена древняя столица, здесь было просто необходимо.
В 1776 г. императрица издала специальный указ «О постройке в Москве в Кремле особливого для присутственных по оному мест здания». Для этого потребовалось снести находившиеся в Кремле монастырские подворья и дворы. Здание предстояло вписать в треугольный участок между кремлевской стеной, Арсеналом и Чудовым монастырем.
В 1776 г. состоялась закладка. Возводимое здание должно было стать вторым по величине в Московском Кремле после Арсенала. Отведенный участок и требование императрицы неизбежно диктовали классическую правильность геометрических форм здания, на этот раз в виде треугольника, дополненного развернутыми поперечными корпусами. В 1787 г. Сенатский дворец был достроен.
По замыслу архитектора М. Ф. Казакова здание должно было символизировать высокие гражданские идеалы, правосудие и законность. Для их воплощения, согласно представлениям того времени, лучше всего подходили классические античные формы. Дворец имеет строгий и сдержанный декор. Его верх венчал геометрически правильный купол. Классические очертания дворца, внушительные размеры, высокий купол, который возвышался над кремлевскими стенами, изменили облик всего Кремля, придав ему черты, характерные для той эпохи.
В 1856 г., после ремонта, в здании разместились судебные учреждения, а купол увенчал столб с царской короной и надписью «Закон», что символизировало императорское правосудие. После переезда в Москву советского правительства столб с короной демонтировали, водрузив на куполе флагшток с развевающимся флагом СССР, а в здании разместился кабинет В. И. Ленина. Впоследствии в Сенатском дворце работал Совет Министров СССР. В настоящее время здесь находится рабочая резиденция Президента Российской Федерации.
ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА
Со времен Ивана III на территории Московского Кремля располагалась Казённая палата. В 1737 г. (при императрице Анне Иоанновне) Казенная палата сгорела. Уцелевшие ценности перенесли в Теремной дворец, а старое здание разобрали. В 1806–1810 гг. главный архитектор Москвы И. В. Еготов построил для хранения кремлевских сокровищ новое здание — Оружейную палату.
По свидетельствам современников, Оружейная палата представляла собой огромное здание, не уступавшее размерами Арсеналу. В 1812 г. ценности из Оружейной палаты перевезли в Нижний Новгород, а в 1814 г. возвратили обратно. Палата, открытая для посещений, стала первым кремлевским музеем.
Однако здание плохо подходило для хранения ценных экспонатов, поскольку не отапливалось и было пожароопасным. В 1920-х гг. во время кампании по изъятию церковных ценностей в Оружейную палату свозили сокровища из церквей и монастырей. Сюда же стекались экспонаты из частных коллекций, после чего в ней открылся Музей прикладного искусства. В 1967 г. на нижнем этаже Оружейной палаты разместилась выставка «Алмазный фонд».
ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА
Иван III пригласил итальянских инженеров Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари для строительства княжеского дворца, какого еще не было на Руси. Уже в 1485 г. Марко Руффо начинает возводить Казенную палату, которая предназначалась для хранения казны, затем Марко заканчивает Набережную палату, которая становится первым зданием на княжеском дворе. Но венцом всего замысла должна была стать Грановитая палата, задуманная как один огромный парадный зал.
Здание должно было производить ошеломляющее впечатление и на иностранных послов, и на подданных. Расписали Грановитую палату только при царе Федоре Иоанновиче, на стенах есть посвященная ему композиция. Главная идея — прославление царской власти, напоминание о предках и религии. Входили в палату через Святые сени, в которые государь поднимался по Красному крыльцу. Когда был введен обряд царского венчания, именно по его устланным коврами ступеням поднимался царь, приняв в Успенском соборе корону из рук патриарха. Отсюда кланялся в пояс народу.
Имелась особая потайная комната для цариц, которым запрещалось присутствовать на церемониях, но они могли следить за происходившим через специальное окошко. В Грановитой палате проходили все торжественные церемонии и государственные мероприятия: объявлялось имя престолонаследника, заседали земские соборы, отмечались победы русского войска. В 1552 г. Иван Грозный праздновал здесь взятие Казани, в 1709 г. Петр I — полтавскую победу и в 1721 г. — заключение Ништадтского мира, означавшего конец Северной войны.
В красном углу палаты стоял резной царский трон из темного дуба, на котором монарх восседал во время официальных торжеств. Начиная с XVIII в. нижний этаж палаты использовался в качестве караульного помещения, а в XIX в. стал гауптвахтой. Сейчас в нем размещается резиденция патриарха Московского и всея Руси.
АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР
В 1505 г. скончался Иван III. Его последним деянием стала закладка на Соборной площади нового храма, который бы стал его усыпальницей. Заканчивать собор пришлось его второму сыну Василию, который, не слишком полагаясь на собственные таланты, не столько проводил свои начинания, сколько завершал отцовские замыслы. И в этом преуспел. Через три года после смерти Ивана III собор был готов и освящен во имя Архистратига Михаила. Туда перенесли все мощи прародителей великого князя, присоединив к ним прах Ивана III. С этого почтительного жеста и началось княжение Василия. C тех пор внешне собор мало изменился.
Одним из последних погребений в его истории стало помещение сюда останков Ивана Алексеевича, брата Петра I. После этого царей стали хоронить в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Единственным исключением в 1730 г. стал Петр II, скоропостижно скончавшийся в Москве. Дальнейшая участь храма повторила судьбу всех кремлевских соборов: в 1917 г. он пострадал при обстреле большевиками, после чего был закрыт, а ценности расхищены (реквизированы) новой властью.
Когда сносился Вознесенский монастырь, в подклет собора перенесли 35 усыпальниц русских цариц и великих княгинь, до того хранившихся в уничтоженной обители. С 1955 г. собор функционирует в качестве музея.
ПАТРИАРШИЙ ДВОРЕЦ И ЦЕРКОВЬ ДВЕНАДЦАТИ АПОСТОЛОВ
В 1652 г. скончался московский патриарх Иосиф. Патриаршество перешло к молодому Никону (в миру — Никита Минин). Став патриархом, он сразу же начал разбирать старые палаты. Во дворе Бориса Годунова, который подарил Никону Алексей Михайлович, началось новое строительство, и к концу 1655 г. были возведены Патриаршие палаты. В отличие от предыдущих дворцовых построек, палаты Никона состояли из нескольких зданий, возведенных единым архитектурным блоком. Палаты включали двухэтажное строение, второй этаж которого заняла громадная Крестовая палата, трехэтажное здание для жилья и приказов, а также поднятую над проездной аркой домовую церковь Двенадцати апостолов.
После упразднения патриаршества был создан Святейший Синод, московская канцелярия которого разместилась в палатах. Были внесены изменения в планировку, убранство, внешний облик бывшего Никонова дворца. После революции проводилась научная реставрация Патриарших палат. В 1967 г. на втором этаже открыли первую постоянную музейную экспозицию. В 1980–1985 гг. прошла ещё одна реставрация, в ходе которой зданию вернули облик XVII в., а музейная экспозиция приобрела свой нынешний вид.
ПОТЕШНЫЙ ДВОРЕЦ
Процарствовав два года и достигнув 18-летия, царь Алексей Михайлович, сын скончавшегося в 1645 г. царя Михаила Федоровича Романова, решил жениться. По обычаю, заведенному Василием III, устроили смотр невест. В результате ловких политических интриг женой царя стала Мария Ильинична Милославская. После венчания при дворе сразу же обосновался отец Марии — Илья Данилович Милославский. За короткое время Илья Данилович настолько освоился в Кремле, что начал строить себе дворец, мало в чем уступающий царскому. Милославский был первым боярином, который стал жить в каменных палатах.
При дворце находилась домовая церковь Похвалы Богородицы, которая была вписана в основной объем здания. Она возвышалась над средней частью восточного фасада. После смерти Милославского дворец перешел в государственную казну. С 1672 г. в нем начали устраивать потехи — первые в Московской Руси театральные представления, и дворец стал называться Потешным.
В Потешном дворце в 1679 г. поселились члены царской семьи. Для них его расширили и частично перестроили, но уже при Петре I здесь разместился Полицейский приказ. В 1806 г. здание приспособили под жилье и канцелярию коменданта Москвы, фасад украсили модными псевдоготическими деталями. В настоящее время во дворце располагаются службы кремлевской комендатуры.
БОЛЬШОЙ КРЕМЛЕВСКИЙ ДВОРЕЦ
Попытки перестроить древний Московский Кремль не прекращались со времен Петра I, при котором началось возведение огромного по тем временам здания Арсенала. В 1769 г. Екатерина II затеяла масштабную переделку кремля. Новшества продолжались и при Александре I. Указ Николая I от 1826 г. воспрепятствовал сносу исторических зданий и запретил нарушать их первоначальный облик. Предпринимались попытки вернуть все то, что было утрачено.
В 1837 г. Николай I решил построить большое здание в древнем духе. Новое здание должно было связать в единый комплекс уцелевшие остатки двора московских царей: Грановитую палату, Теремной дворец, Золотую Царицыну палату, дворцовые церкви. В 1849 г. Большой Кремлевский дворец был достроен. Во время своего пребывания в Москве в нем жил российский император.
Главный фасад Большого Кремлевского дворца выходит на набережную Москвы-реки. В его наружной отделке использованы мотивы Теремного дворца: окна с резными наличниками, белокаменные пилястры, нарядные кокошники. Однако некоторая сухость и монотонность лишают фасады былой живописности, присущей древним московским зданиям.
После 1917 г. Большой Кремлевский дворец некоторое время пребывал в запустении. А после 1934 г. в нём заседал Верховный Совет СССР. В настоящее время Большой Кремлёвский дворец служит парадной резиденцией Президента Российской Федерации.
Желаю вам узнать много нового и интересного и, конечно же, отличных снимков на память!