Что на судне бывает мертвым
Смерть на корабле! Действия экипажа
Вне зависимости от государственного флага судна, все члены экипажа в случае смерти моряка на борту придерживаются правил, созданных ВОЗ. Эта организация разработала Международное руководство по судовой медицине, в которое даны четкие рекомендации по диагностированию и лечению различных болезней в море. Там же приводятся инструкции, что делать, если моряк скончался. Это руководство, в числе других обязательных документов, должно быть на борту любого корабля, выходящего в море.
Смерть констатирует корабельный врач или капитан судна в присутствии как минимум двух свидетелей. Если медиков на корабле нет, члены экипажа должны опираться на рекомендации Руководства, в котором перечислены ранние, поздние, а также ложные признаки смерти.
К ложным признакам может относиться отсутствие реакции зрачков на свет. Это не обязательно говорит о том, что мозг умер, в случае, если моряка, например, поразило молнией. Мертвенная бледность также не всегда говорит о прекращении циркуляции крови — это может быть признак сильного переохлаждения.
Так что людям без медицинского образования рекомендуется ждать поздних признаков наступления смерти: трупных пятен, помутнения роговицы, окоченения и разложения тела.
Как изучают труп и место смерти
После того, как факт смерти был установлен, капитан должен начать расследование обстоятельств дела.
В первую очередь изучают сам труп. Ищут признаки насильственной смерти (следы от ударов, пулевые отверстия, ножевые ранения и т.д.), несчастного случая (гематомы, ссадины, порезы и пр.), а также инфекционного заболевания (сыпь, фурункулы, другие характерные симптомы).
С телом поступают следующим образом, в зависимости от того, что показал осмотр:
Если из воды выловили тело неизвестного, и обстоятельства его гибели тоже неизвестны, составляют рапорт с подробным описанием умершего. Особое внимание уделяют характерным признакам, по которым его можно опознать: цвет кожи, татуировки, родинки, состояние зубов. Как правило, тело доставляют на берег.
Когда обстоятельства гибели моряка вызывают подозрение, требуется осмотреть и место смерти. Не рекомендуется что-либо там трогать, и желательно отснять все детали на фото.
При подозрительных обстоятельствах смерти тело доставляют на берег, даже если медики рекомендуют захоронить его в море. В противном случае, на капитана падет подозрение в попытке сокрытия преступления!
Как подготавливают тело умершего к хранению
Тело погибшего моряка нельзя просто убрать в холодильник. Для начала нужно провести некоторые подготовительные процедуры:
Затем тело помещают в мешок. Его оставляют либо в специальном холодильнике, либо в ванне, наполненной льдом, либо в прохладном, хорошо вентилируемом помещении.
Как поступают с личными вещами умершего
После констатации смерти моряка, составляется опись всех его личных вещей: одежды, документов и другого имущества. Одежду аккуратно снимают, сушат, складывают и запечатывают в полиэтиленовый пакет. Процедура осуществляется при свидетелях, после чего они ставят свою подпись под описью. В ближайшем порту капитан передает личные вещи умершего полиции вместе с телом.
Погребение в море и возвращение тела на родину
Как мы уже писали, в некоторых случаях умерших моряков хоронят в море. Это допустимо в следующих ситуациях:
В остальных случаях тела моряков доставляют на берег, к родственникам. И правила доставки домой регламентируются трудовым договором с той компанией, на судне которой покойный ходил, а также законами той страны, которой принадлежит судно.
В любом случае, за жизнь всех членов экипажа на корабле несет ответственность капитан. Он также отвечает за погребение в море и доставку тела домой.
Мертвый якорь
Смотреть что такое «Мертвый якорь» в других словарях:
Мертвый якорь — якорь или другой груз, положенный на каком либо месте с поплавком или бочкой. За последнюю привязываются суда, т.е. становятся на … Военно-исторический словарь
мертвый якорь — 3.8.30 мертвый якорь: Стационарное устройство для удержания плавучих объектов в заданном месте. Источник: ГОСТ Р 54523 2011: Портовые гидротехнические сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Мертвый якорь — служит для постоянного закрепления ко дну с помощью цепи знаков для обстановки фарватера и других плавающих предметов. При плотном грунте дна М. якорь может быть в виде винта с широкими лопастями, завинчиваемого при посредстве длинного стержня с… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
МЕРТВЫЙ ЯКОРЬ — металлич. или ж. б. конструкция большой массы, служащая для удержания на месте с помощью якорь цепи (бриделя) или троса швартовых бочек, плавучих маяков, бакенов и др … Большой энциклопедический политехнический словарь
МЕРТВЫЙ ЯКОРЬ — металлическая или железобетонная отливка большой массы, служащая для удержания на месте с помощью якорной цепи или троса швартовных бочек плавучих маяков, бакенов и прочего … Морской энциклопедический справочник
ЯКОРЬ — ЯКОРЬ, якоря, мн. якори якоря, муж. 1. Приспособление для удержания судна на месте в виде прикрепленного к длинной цепи металлического стержня с лапами, которые зацепляются за грунт. Стоять на якоре. Отдать якорь (см. отдать в 9 знач.). Выбирать… … Толковый словарь Ушакова
ЯКОРЬ — муж. якори и якорья мн. железное орудие, на коем судно, вцепившись во дно, стоит и держится на месте. Якорь состоит из веретена, к пятке которого приварено два рога с лапами; голова якоря с ухом, проушиной, и кольцом (рымом), под коим, на… … Толковый словарь Даля
ЯКОРЬ — судовой приспособление для удержания судна или другого плавсредства на месте при стоянке за счет взаимодействия с грунтом или льдом. Соединяется с судном якорной цепью. Держащая сила якоря в среднем в 10 12 раз больше его веса. По конструкции… … Большой Энциклопедический словарь
ЯКОРЬ (судовое приспособление) — ЯКОРЬ судовой, приспособление для удержания судна или другого плавсредства на месте при стоянке за счет взаимодействия с грунтом или льдом. Соединяется с судном якорной цепью. Держащая сила якоря в среднем в 10 12 раз больше его веса. По… … Энциклопедический словарь
ЯКОРЬ — специальной формы кованая, литая или сварная конструкция, предназначенная для удержания судна или др. плавучего объекта на стоянке в море за счет взаимодействия с грунтом и связанная с судном посредством якорной цепи. Усилие, которое Якорь может… … Морской энциклопедический справочник
МЕРТВЫЙ ФРАХТ
МЕРТВЫЙ ФРАХТ — фрахт за недогруженное количество товара, указанного в договоре морской перевозки, которое фрахтователь был обязан предъявить к перевозке.
Смотреть что такое МЕРТВЫЙ ФРАХТ в других словарях:
МЕРТВЫЙ ФРАХТ
МЕРТВЫЙ ФРАХТ
оплата за неиспользованную грузовместимость зафрахтованного судна. Перед началом погрузки капитан обязан объявить в письменной форме о максимальном количестве груза, которое его судно может принять. Если фрахтователи не доставят на судно заявленное капитаном количество груза, то за недогруз они уплачивают М.ф. Однако отдельные виды расходов, которые по чартеру должны нести судовладельцы, например расходы по мнимой погрузке и выгрузке недогруженного количества груза, подлежат вычету из фрахта, так как в данном случае судовладельцы не имеют никакого основания получить больше фрахта, чем при условии полной загрузки. смотреть
МЕРТВЫЙ ФРАХТ
(dead freight) Плата за фрахт (freight charges), вносимая грузоотправителем за зафрахтованное, но неиспользованное место на судне.Бизнес. Толковый слов. смотреть
МЕРТВЫЙ ФРАХТ
плата, вносимая фрахтователем фрахтовщику за уменьшенное против указанного в договоре морской перевозки количества груза, который фрахтователь обязан был предъявить к перевозке, или за использованную грузоподъемность либо грузовместимость зафрахтованного судна. Из М.Ф. вычитается стоимость предусмотренная договором, но не произведенных судовладельцем расходов, например, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, фактически не выполненных перевозчиком.
. смотреть
МЕРТВЫЙ ФРАХТ
МЕРТВЫЙ ФРАХТ
фрахт за недогруженное количество товара, указанного в договоре морской перевозки, которое фрахтователь был обязан предъявить к перевозке.
МЕРТВЫЙ ФРАХТ
— плата за зафрахтованную, но не использованную кубатуру или грузоподъемность судна; убыток за недогруз судна по чартеру против полного груза, возмещаемый судовладельцу фрахтователем.
. смотреть
МЕРТВЫЙ ФРАХТ
плата за зафрахтованную, но не использованную кубатуру или грузоподъемность судна; убыток за недогруз судна по чартеру против полного груза, возмещаемый судовладельцу фрахтователем. смотреть
МЕРТВЫЙ ФРАХТ
Самые известные «корабли-призраки» с погибшим или исчезнувшим экипажем
«Летучий голландец» — легендарный парусный корабль-призрак, который не может пристать к берегу и обречён вечно бороздить моря. Обычно люди наблюдают такой корабль издалека, иногда в окружении светящегося ореола.
Согласно легенде, когда «Летучий голландец» встречается с другим судном, его команда пытается передать на берег послания людям, которых давно уже нет в живых. В морских поверьях встреча с «Летучим голландцем» считалась плохим предзнаменованием.
Корабли, которые находили в океанах брошенными, с погибшей от неизвестных причин или полностью отсутствующей командой, тоже стали называть кораблями-призраками. Самым известным и классическим из таких безусловно является «Мария Селеста» (Mary Celeste).
В декабре 1872 года это судно было найдено капитаном брига «Дeя Грация». Он начал посылать сигналы, но экипаж «Марии Селесты» не отвечал на них, а сам корабль безвольно покачивался на волнах. Капитан с матросами высадились на загадочной бригантине, но судно было пустым.
Последняя запись в судовом журнале была сделана в ноябре 1872 года. Казалось, команда лишь недавно оставила этот корабль. На судне не было повреждений, на кухне была еда, а в трюме находилось 1 700 бочек со спиртом. «Мария Селеста» спустя несколько дней была доставлена на рейд Гибралтара.
В адмиралтействе не могли понять, куда делась команда бригантины, капитаном которой был моряк Бриггс, более двадцати лет водивший парусники. Поскольку вестей о судне не было, а его экипаж так и не появился, следствие прекратилось.
Однако в народе весть о мистическом исчезновении команды «Марии Селесты» разлетелась с неимоверной скоростью. Люди стали гадать, что произошло с Бриггсом и его матросами? Одни склонялись к версии, что на судно напали пираты, другие полагали, что проблема заключалась в бунте. Но это были всего лишь догадки.
Шло время и тайна «Марии Селесты» вышла за рамки локальной, т.к. о ней стали говорить везде. Стоит отметить, что с окончанием расследования не прекратились истории о загадочном корабле. В газетах часто появлялись истории о бригантине, журналисты описывали самые разнообразные версии исчезновения команды.
Время от времени шарлатаны приходили в редакции и выдавали себя за выживших матросов «Марии Селесты». Они получали гонорар за «настоящие» истории и после этого скрывались. После нескольких случаев полиция уже была начеку. В 1884 году в лондонском альманахе «Корнхилл» были написаны воспоминания Шебекука Джефсона, матроса, который был на том злополучном судне. Однако позже оказалось, что автором этих «воспоминаний» был Артур Конан Дойл.
Больше всего кораблей-призраков дрейфует в Северной Атлантике. Правда, никто точно не может назвать число скитальцев — оно из года в год меняется. Статистика показывает, что в отдельные годы число «Голландцев», дрейфующих в Северной Атлантике, достигало трехсот.
Довольно много бродячих кораблей встречается в морских районах, удаленных от судоходных путей и редко посещаемых торговыми судами. Время от времени «Летучие голландцы» напоминают о себе. То их течением выносит на прибрежные мели, то они оказываются выброшенными ветром на скалы или подводные рифы. Бывает, что «Голландцы», которые не несут в ночное время ходовых огней, становятся причиной столкновений со встречными судами, имеющих порой тяжкие последствия.
«АНГОШ»
В 1971 году при таинственных обстоятельствах был оставлен командой португальский транспорт «Ангош». Произошло это у восточных берегов Африки. Транспорт «Ангош» валовой вместимостью 1684 регистровые тонны и грузоподъемностью 1236 тонн вышел 23 апреля 1971 года из порта Накала (Мозамбик) в другой мозамбикский порт, Порту-Амелия.
Тремя днями позже «Ангош» был обнаружен панамским танкером «Эссо Порт Диксон». Транспорт дрейфовал без экипажа, в десяти милях от берега. Новоявленного «Летучего голландца» взяли на буксир и привели в порт. Осмотр показал, что корабль перенес столкновение. Об этом свидетельствовали полученные им серьезные повреждения.
Мостик носил явные следы недавнего пожара. Эксперты установили, что он мог явиться следствием происшедшего здесь небольшого взрыва. Однако объяснить исчезновение 24 человек команды и одного пассажира «Ангоша» так и не удалось.
«МАЛЬБОРО»
В октябре 1913 года в одну из бухт архипелага Огненная земля шторм принес шхуну «Мальборо». Помощник капитана и несколько членов его команды поднялись на борт и были потрясены ужасным зрелищем: по всему паруснику были разбросаны мертвые, высохшие как мумии, тела членов экипажа.
Мачты парусника были абсолютно целыми, а вся шхуна была покрыта плесенью. В трюме творилось то же самое: повсюду мертвые члены экипажа, высохшие как мумии.
В результате расследования был установлен невероятный факт: трехмачтовый парусник вышел из порта Литтлтон в начале января 1890 года, направляясь в Шотландию, в свой родной порт Глазго, но по каким-то причинам так и не пришел в порт.
Однако что же случилось с экипажем парусника? Неужели штиль лишил его паруса ветра и заставил бесцельно дрейфовать до тех пор, пока не были исчерпаны все запасы питьевой воды? Как могло случиться, что парусник с мертвым экипажем не разбился о рифы за двадцать четыре года дрейфования?
«ОРУНГ МЕДАН»
В июне 1947 года (по другим сведениям — в начале февраля 1948 года) британские и голландские станции прослушивания, а также два американских корабля в Малаккском проливе приняли сигнал бедствия следующего содержания: «Капитан и все офицеры лежат мертвые в кубрике и на мостике. Возможно, вся команда мертва». За этим сообщением последовал неразборчивый код Морзе и короткая фраза: «Я умираю».
Больше сигналов не поступало, но место отправки сообщения удалось определить методом триангуляции, и к нему немедленно направился один из упомянутых выше американских кораблей.
Когда корабль был найден, выяснилось, что вся его команда действительно мертва, включая даже собаку. На телах погибших не было найдено никаких видимых увечий, хотя по выражению лиц было очевидно, что они умирали в ужасе и сильных мучениях.
Само судно также не было повреждено, но членами спасательной команды был отмечен необычный холод в глубине трюма. Вскоре после начала осмотра из трюма начал появляться подозрительный дым, и спасателям пришлось спешно вернуться на свой корабль.
Через некоторое время после этого «Орунг Медан» взорвался и затонул, что сделало дальнейшее расследование инцидента невозможным.
«СИБЕРД»
Июльским утром 1850 года жители поселка Истонс-Бич на берегу штата Род-Айленд с удивлением увидели, что со стороны моря под всеми парусами к берегу идет парусное судно. На мелководье оно остановилось.
Когда люди поднялись на борт, они обнаружили, что на камбузной плите кипит кофе, в салоне на столе расставлены тарелки. Но единственным живым существом на борту оказалась дрожащая от страха собака, забившаяся в угол одной из кают. Ни одного человека на судне не было.
Груз, навигационные приборы, карты, лоции и судовые документы были на месте. Последняя запись в вахтенном журнале сообщала: «Вышли на траверз рифа Брентон» (этот риф находится всего лишь в нескольких милях от Истонс-Бича).
Было известно, что «Сиберд» совершал плавание с грузом древесины и кофе с острова Гондурас. Однако и самое тщательное расследование, проведенное американцами, не раскрыло причины исчезновения с парусника его экипажа.
«ЭБИЙ ЭСС ХАРТ»
В сентябре 1894 года в Индийском океане с борта германского парохода «Пиккубен» заметили трехмачтовый барк «Эбий Эсс Харт». На его мачте развевался сигнал бедствия. Когда немецкие моряки высадились на палубу парусника, то увидели, что все 38 человек экипажа мертвы, а капитан сошел с ума.
НЕИЗВЕСТНЫЙ ФРЕГАТ
В октябре 1908 года неподалеку от одного из мексиканских крупных портов обнаружили полузатопленный фрегат, с сильным креном на левый борт. Стеньги мачт парусника были сломаны, название установить оказалось невозможным, команда отсутствовала.
Никаких штормов или ураганов в этом районе океана в это время не отмечалось. Поиски оказались безрезультатными, а причины исчезновения экипажа так и остались невыясненными, хотя было выдвинуто множество самых разнообразных гипотез.
«ХОЛЧУ»
В феврале 1953 года моряки английского судна «Рэни», находясь в двухстах милях от Никобарских островов, обнаружили в океане небольшой грузовой теплоход «Холчу». Корабль был поврежден, мачта сломана.
Хотя спасательные шлюпки и оказались на своих местах, команда отсутствовала. В трюмах находился груз риса, в бункерах — полный запас топлива и воды. Куда исчезли пять членов экипажа, до сих пор остается загадкой.
«КОБЕНХАВН»
4 декабря 1928 г. датское учебное парусное судно «Кобенхавн» вышло из Буэнос-Айреса, чтобы продолжить кругосветное плавание. На борту парусника находился экипаж и 80 воспитанников морского училища. Спустя неделю, когда «Кобенхавн» уже успел пройти около 400 миль, с борта была получена радиограмма.
Командование сообщало, что плавание проходит успешно и что на судне все благополучно. Дальнейшая судьба парусника и находившихся на нем людей остается тайной. В порт приписки, Копенгаген, корабль не прибыл.
Утверждают, что впоследствии его много раз встречали в различных уголках Атлантики. Парусник якобы шел под всеми парусами, но людей на нем не было.
«ДЖОЙТА»
До настоящего времени остается загадкой история теплохода «Джойта». Считавшееся погибшим судно было обнаружено в океане. Плавало оно без экипажа и пассажиров. «Джойту» называют второй «Марией Селестой», но если события, имевшие место на «Марии Селесте», происходили в позапрошлом столетии, то исчезновение людей с борта «Джойты» относится ко второй половине XX века.
«Джойта» обладала отличными мореходными качествами. 3 октября 1955 года судно под командованием капитана Миллера, опытного и знающего моряка, покинуло порт Апиа на острове Уполу (Западное Самоа) и взяло курс к берегам архипелага Токелау.
В порт назначения оно не прибыло. Были организованы поиски. Спасательные корабли, вертолеты и самолеты обследовали огромную акваторию океана. Однако все усилия оказались тщетными. Судно и 25 человек, находившихся на его борту, зачислили в список пропавших без вести.
Прошло более месяца, и 10 ноября «Джойта» была случайно обнаружена в 187 милях к северу от островов Фиджи. Судно плавало в полузатопленном состоянии и имело большой крен. Ни людей, ни груза на нем не было.
Классификация морских судов
Универсальные сухогрузные суда (рис. 1.1). предназначены для перевозки генеральных грузов.
Рис. 1.1. Универсальное судно
Универсальные суда не приспособлены для перевозки какого-либо определенного типа груза, что не позволяет в максимальной степени использовать возможности судна.
По этой причине строятся и широко применяются в мировом судоходстве грузовые специализированные суда, на которых лучше используется грузоподъемность и значительно сокращается время стоянки в портах под грузовыми операциями.
Подразделяются они на следующие основные типы: балкеры, контейнеровозы, ролкеры, лихтеровозы, рефрижераторные, пассажирские суда и танкеры и др.
Все специализированные суда имеют свои индивидуальные эксплуатационные особенности, что требует от экипажа специальной дополнительной подготовки по приобретению определенных навыков для сохранной перевозки груза, а также обеспечения безопасности экипажа и судна в течение рейса.
Рефрижераторное судно (Reefer)
Рис. 1.2 Рефрижераторное судно (Reefer)
Балкеры (Bulkers)
Рис. 1.3 Балкер LONDON SPIRIT (Bulker)
Балкеры обычно не имеют грузового устройства, и все грузовые операции производятся портовыми средствами, а люки грузовых трюмов делают больших размеров для полной механизации.
Контейнеровозы (Container Ships)
Рис. 1.4 Контейнеровоз CMA CGM Marco Polo (Container ship)
Контейнеровозы (Container Ships) – это суда (рис.1.4), предназначенные для перевозки грузов в контейнерах международного образца и имеющие ячеистые направляющие конструкции в трюмах.
Грузовые трюмы разделены специальными направляющими на ячейки, в которые загружают контейнеры, а часть контейнеров размещают на верхней палубе.
Грузового устройства контейнеровозы обычно не имеют, и грузовые операции производятся у специально оборудованных причалов – контейнерных терминалов. Некоторые типы судов оборудуются специальным саморазгружающим устройством.
Ролкеры «Ро-Ро» (Rolker «Ro-Ro» ships)
Рис. 1.5 Ролкер «Ро-Ро» Stena Traveller (Rolker «Ro-Ro» ship)
Лихтеровозы (Lighter Ships)
Рис. 1.6 Лихтеровоз (Lighter ship)
Лихтеровозы (Lighter Ships) – это суда (рис. 1.6), где в качестве грузовых единиц используются несамоходные баржи – лихтеры, погрузка которых на судно в порту производится с воды, а выгрузка соответственно на воду.
Пассажирские суда (Passenger Ships)
Рис. 1.7 Пассажирское судно Oasis of the Seas (Passenger ship)
Пассажирские суда (Passenger Ships) – это суда (рис. 1.7), предназначенные для перевозки более 12 пассажиров. Они подразделяются на рейсовые, круизные и суда местного сообщения.
Отличительной особенностью является их высокая комфортабельность и скорость хода, а также повышенные по всем показа- телям нормы обеспечения безопасности пассажиров и всего судна в целом.
Рыболовные суда (Fishing vessel)
Рис. 1.8. Рыболовное судно «FV Margiris» (Fishing vessel)
Рыболовное судно (Fishing vessel) – любое судно (рис. 1.8), используемое для промысла или для промысла и первичной обработки улова (рыбы и других живых ресурсов моря). К рыболовным судам относятся сейнеры, траулеры, ярусники и другие, различающиеся назначением, размерениями, типом промыслового устройства и рыбообрабатывающего оборудования, способом хранения улова.
Лесовозы
Рис. 1.9. Лесовоз Trader (Timber carrying vessel) проходит через поворотно-разводной мост
Лесовоз (Timber carrying vessel) – сухогрузное судно, предназначеннон для перевозки палубного лесного груза (рис. 1.9). При перевозке леса для полной загрузки судна значительную часть груза принимают на верхнюю палубу (караван). Палубу на лесовозах ограждают фальшбортом повышенной прочности и оснащают специальными устройствами для крепления каравана: деревянными или металлическими стензелями, установленными вдоль судна по бортам, и поперечными найтовыми.
Парусные суда
Парусное судно (Sailing vessel) – судно (рис. 1.10), для движения которого используется энергия ветра, преобразуемая с помощью парусов. Парусные суда различаются по числу мачт и типу парусного вооружения.
Служебно-вспомогательные суда
Рис. 1.11. Служебно-вспомогательное судно
Служебно-вспомогательные суда – суда (рис. 1.11) для материально- технического обеспечения флота и служб, организующих их эксплуатацию. К ним относятся ледоколы, буксирные, спасательные, водолазные, патрульные, лоцманские суда, бункеровщики и т.п.
Танкеры (Tankers)
Танкеры (Tankers) – это наливные суда, предназначенные для перевозки наливом в специальных грузовых помещениях – танках (емкостях) жидких грузов. Все грузовые операции на танкерах производятся специальной грузовой системой, которая состоит из насосов и трубопроводов, проложенных по верхней палубе и в грузовых танках. В зависимости от рода перевозимого груза танкеры делятся на:
Рис. 1.12. Нефтеналивной танкер PAPILLON (Oil tanker)
1. танкеры (Tankers) – это наливные суда, предназначенные для перевозки наливом в специальных грузовых помещениях – танках (емкостях) жидких грузов, в основном нефтепродуктов (рис. 1.12);
Рис. 1.13. Танкер-газовоз (Liquefied gas tanker)
2. газовозы (Liquefied Gas Tankers) – это танкеры, предназначенные для перевозки природных и нефтяных газов в жидком состоянии под давлением и (или) при пониженной температуре, в специально предназначенных грузовых емкостях различных типов. Некоторые типы судов имеют рефрижераторное отделение (рис. 1.13);
Рис.1.14. Танкер-химовоз «NS Spirit» (Chemical tanker)
3. химовозы (Chemical Tankers) – это танкеры, предназначенные для перевозки жидких химических грузов, грузовая система и танки изготавливаются из специальной нержавеющей стали, либо покрываются специальными кислотостойкими материалами (рис. 1.14).
Конструкция корпуса судна
Конструкция корпуса (рис. 1.15) определяется назначением судна и характеризуется размерами, формой и материалом частей и деталей корпуса, их взаимным расположением, способами соединения.
Рис. 1.15. Внутреннее устройство судна: а) сухогрузное судно; б) танкер 1-форпик; 2-грузовые трюмы (танки); 3-твиндек; 4-двойное дно; 5-диптанк; 6-машинное отделение; 7-туннель гребного вала; 8-ахтерпик; 9-ют; 10-средняя надстройка; 11-рубки; 12-бак; 13-сухогрузный трюм; 14-насосное отделение; 15-коффердам
Корпус судна представляет собой сложное инженерное сооружение, которое в процессе эксплуатации постоянно подвергается деформации, особенно при плавании на волнении.
При прохождении вершины волны через середину судна корпус испытывает растяжение, при одновременном попадании носовой и кормовой оконечностей на гребни волн корпус испытывает сжатие. Возникает деформация общего изгиба, в результате чего судно может переломиться (рис. 1.16). Способность судна сопротивляться общему изгибу называется общей продольной прочностью.
Рис. 1.16. Распределение нагрузок на корпусе судна на волне
Система набора определяется направлением большинства балок и бывает поперечная, продольная и комбинированная.
При продольной системе набора во всех перекрытиях в средней части длины корпуса балки главного направления расположены вдоль судна. Оконечности же судна при этом набираются по поперечной системе набора, т.к. в оконечностях продольная система не эффективна.
Балками главного направления в средних днищевых, бортовых и палубных перекрытиях являются соответственно днищевые, бортовые и подпалубные продольные рёбра жёсткости: стрингеры, карлингсы, киль.
Перекрёстными связями служат флоры, шпангоуты и бимсы. Применение продольной системы в средней части длины судна позволяет обеспечить высокую продольную прочность. Поэтому данная система применяется на длинных судах, испытывающих действие большого изгибающего момента.
Рис. 1.17. Смешанный набор судна: 1-киль; 2-настила второго дна; 3-бортовые стрингеры; 4-бимс; 5-палубный стрингер; 6-кница; 7-ширстрек; 8-шпангоут; 9-бортовой пояс; 10-скуловой пояс; 11-флор; 12-днищевой стрингер; 13-килевой пояс
Рис. 1.18. Подпалубный набор: 1-палубный настил; 2-бимсы; 3-карлингс; 4-пиллерс; 5-бимсовые кницы; 6-шпангоуты; 7-бортовая обшивка