Что на плече у моряка

Что на плече у моряка

Гюйс — это большой синий воротник на форменной матросской верхней суконной или полотняной рубахе. История его появления на форме моряков весьма туманна и имеет несколько версий.

А начинается всё с Петра Великого. У него на флоте было всего три морских эскадры. У моряков первой эскадры на воротниках была одна полоска, у второй эскадры — две полоски. А у третьей, самом приближенной к императору — три полоски. При этом моряки первой эскадры носили белые рубашки, моряки второй эскадры — синие рубашки, а третьей — красные рубашки. Таким образом количество полосок на воротнике у моряков означало степень различия на петровском флоте.

Официально же воротничок в русском флоте появился только в 1843 году, но его прообразы гораздо раньше. Дело в том, что в то время все матросы обязаны были носить парики с конскими хвостиками, как и другие военнослужащие. А эти хвостики были намазаны маслом и постоянно пачкали форму. А за это матросов наказывали. Поэтому кто-то из них додумался подкладывать под хвостики кусок кожи.
По другой версии, у моряков появился специальный капюшон, защищающий их от брызг воды, который впоследствии превратился в воротничок.

Сегодня форменный воротник изготавливается из хлопчатобумажной ткани темно-синего цвета, с тремя белыми полосками по краям. Подкладка для него темно-синего цвета. Крепится такой воротник к форме двумя пуговицами по краям, на его концах по одной петле.

В 1881 году для матросов Гвардейского флотского экипажа были введены три белые полосы на воротниках. Годом позднее эти воротники получили свое распространение на весь флот. Балтийский флот в то время разделялся на три дивизии. При этом матросы первой дивизии носили одну белую полосу на воротнике, матросы второй дивизии — соответственно две полосы, а матросы третьей — три. Так их и различали.

В народе бытует мнение, что количество полосок равно трем победам русского флота: у Гангута в 1714 году; Чесмы в 1770-м; Синопа в 1853-м.
Но на самом деле это не более чем красивая патриотическая легенда. Все гораздо прозаичнее. Три полоски выбрали просто потому что этот геометрический рисунок на воротнике смотрится красиво и является законченной формой. Летом, когда наши моряки одеты в белоснежные рубашки, то синий воротничок на них смотрится очень эффектно. Так же как и три полоски на обшлагах рубашек.

Нашли Ошибку?

Помогите нашему сайту стать лучше!

Источник

На гюйсе три полоски — как появился гюйс

Что на плече у моряка

Три полоски на гюйсе

Что на плече у моряка

Форменный воротник входит в состав парадно-выходной формы рядового состава ВМФ и носится с фланелевкой или форменкой.

Форменный воротник также называют гюйсом.

Как появился гюйс

Украшением рубахи флотского костюма является большой воротник синего цвета с тремя белыми полосами по краю. История его возникновения весьма любопытна. В старину матросам предписывалось ношение пудреных париков и намасленных косичек из конского волоса. Косички пачкали робу, а матросов за это наказывали, вот они и придумали подвешивать под косичку кожаный лоскут. Косичек на флоте уже давно не носят, а кожаный лоскут превратился в синий воротник, напоминающий нам о старых временах.

Форменный воротник изготавливается из хлопчатобумажной ткани темно-синего цвета, с тремя белыми полосками по краям. Подкладка синего цвета. На концах воротника по одной петле, посредине выреза горловины пуговица для пристегивания воротника к форменке и куртке рабочей флотской.

Форменный воротник также называют гюйсом.

Версия литературная

…Стояла темная ночь… Наш молодой юнга, после своего спасения на воде, так и не смог заснуть. Выскочив на палубу, он увидел боцмана, курившего свою трубку на корме.

— Ну что, юноша, не спится? Давно ведь была команда “Отбой”?; вопросительно посмотрел на него боцман.

— Нет, не спится!; ответил юнга.

— Я хотел бы Вас поблагодарить за моё спасение!; горячо и с благодарностью выпалил юнга. Вы меня вытащили из этого моря!

— Я тебя не из моря вытащил, а с того света!; ответил старый моряк.

Кстати, почему одет не по форме? Где твой гюйс?

Понурив голову, наш юнга нашелся:

— Я его – постирал, сию минуту!

Через некоторое время, он прибежал обратно, неся на руках свой гюйс.

— Ну что ж, похвально! А ты знаешь, что это такое?; спросил боцман.

— Я только слышал, что это – воротник…. А все же – что это, товарищ боцман?

Довольно хмыкнув, он пригласил юнгу в свою каюту.

— Ну, садись поудобнее и слушай!

Юнга весь обратился вслух.

Вот что рассказал боцман:

Существует несколько историй и легенд по поводу возникновения 3-х полосок на гюйсах моряков, или как ты выразился – воротников.

Поначалу, в далёком прошлом, на судах, это были действительно – воротники, которые использовались для защиты спин гребцов от палящих лучей Солнца и брызг.

Воротник также, намного позже, сначала появился как подкладка под волосы, предохраняющая мундир от осыпающейся с парика “пудры”, в иностранных флотах.

После отмены париков квадратный матерчатый воротник использовался для утепления — в холодную ветреную погоду он заправлялся под бескозырку и заменял башлык.

Другая легенда повествует, что эти три полоски появились с появлением трех эскадр у Петра I. Именно в честь этих эскадр появились три полоски на гюйсе.

Также, бытовала история о трех победах нашего Флота, в честь трех полосок на современных гюйсах — у Гангута в 1714 году, Чесмы в 1770-м и Синопа в 1853-м.

То есть – эти победы действительно имели место быть, но к полоскам они относятся, как метод патриотического воспитания.

Однако, гюйс – это прежде всего – ФЛАГ, друг мой!

От нидерландского, “гюйс” — военно-морской флаг, а также флаг приморских крепостей. Он поднимается ежедневно на носу (на флагштоке на бушприте) кораблей 1-го и 2-го рангов, исключительно во время якорной стоянки, вместе с кормовым флагом, обычно с 8 часов утра до захода солнца”.

— Но, товарищ боцман, зачем же вешать флаг, или гюйс, на бушприт?; недоумевал юнга.

— А затем, друг мой, что этот флаг обозначал порт приписки корабля!; ответил боцман.

Что на плече у моряка

Версия историческая

Впервые в русском флоте воротник был введен в 1843 г.

Происхождение воротника имеет весьма интересную историю. В те времена матросы носили парики и намасленные косички из конского волоса. Косички пачкали одежду, а матросов за это наказывали, вот они и придумали одевать под косичку кожаный лоскут. Косичек на флоте уже давно не носят, а кожаный лоскут превратился в синий воротник. Есть и другая версия: для защиты от морских брызг и ветра матросы носили капюшон, который потом трансформировался в воротник.

Форменный воротник изготавливается из хлопчатобумажной ткани темно-синего цвета, с тремя белыми полосками по краям. Подкладка синего цвета. На концах воротника по одной петле, посредине выреза горловины пуговица для пристегивания воротника к форменке и куртке рабочей флотской.

Начиная с Петра I

У Петра I во флоте было три эскадры. У первой эскадры на воротниках было нанесено по одной белой полоске. У второй — по две, и у третьей, особо приближенной Петру — по три полоски. Таким образом, три полосы стали означать особую приближенность к Петру гвардии флота. При этом первая эскадра носила белые фланелевые форменные рубахи, вторая эскадра имела рубахи синего цвета, а третья — красного.

Сначала гвардия

В 1881 году были введены три белые полосы на воротниках для матросов Гвардейского флотского экипажа. А в следующем, 1882 году, этот воротник был распространен на весь флот.

Полосы на нем означали организационную принадлежность. Русский Балтийский флот в то время был разделен на три дивизии. При этом матросы первой дивизии носили одну белую полосу на воротнике, матросы второй дивизии — соответственно две полосы, а матросы третьей — три.

Победы флота ни при чем

Широко распространено мнение, будто они были введены в память о трех победах русского флота:

Но оказывается, это не более чем красивая и высокопатриотичная легенда.

Несомненно, что количество полос не имеет никакого отношения к победам русского военно-морского флота. Просто при выборе рисунка возобладала чисто эстетическая сторона дела: воротник с тремя полосками оказался наиболее красивым и имеет простую законченную форму. Летом моряки нашего военно-морского флота носят полотняную белую форменную рубаху с тем же привлекательным синим воротником, обрамленным по краям тремя белыми полосками. Эти же три полоски имеются на синих обшлагах этих рубах.

Немного о лентах на бескозырках

Первые ленты в русском флоте появились на клеенчатых шляпах матросов в 1857 году и не позднее 1872 года на фуражках. До той поры на околышах матросских фуражек ставились лишь прорезные буквы и цифры, которые закрашивались или подкладывались желтым сукном. Точный размер, форма букв на лентах, как и сами ленты, были утверждены для всего рядового состава русского флота 19 августа 1874 года. В советском флоте шрифт на краснофлотских лентах был утвержден в 1923 году.

Особой лентой на бескозырках советских моряков является лента гвардейских кораблей, утвержденная вместе с гвардейским знаком в 1943 г. Лента гвардейских кораблей имеет расцветку ленты Ордена Славы из чередующихся полос оранжевого и черного цвета.

Некоторые исследователи высказывают предположение, что в русском флоте черно-оранжевый цвет георгиевской ленты повторяет бывшие династические цвета русской монархии. Это в корне неправильно. Старые геральдические цвета русской монархии — золото с черным или желтый цвет с черным. Об утверждении же черно-оранжевых полос георгиевской ленты существует определенное указание 1769 года, где сказано, что цвета даны чисто «военные»: оранжевый — цвет пламени и черный — цвет пушечного и ружейного порохового дыма.

Цитаты

— А затем, друг мой, что этот флаг обозначал порт приписки корабля!; ответил боцман.

ГЮЙСЪ, флагъ, поднимаемый въ носов. части воен. судовъ первыхъ двухъ ранговъ, когда они стоятъ на якорѣ, вмѣстѣ съ кормов. флагомъ т.-е. отъ 8 ч. у. до захода солнца. (Формы и рисунки
Г. разн. державъ см. на красоч. таблицахъ флаговъ при описаніяхъ
государствъ).

Гюйс — м.

1. Флаг, поднимаемый на носу военных судов первых двух рангов во время якорной стоянки.

2. Большой синий воротник на форменной матросской верхней суконной или полотняной рубахе (в речи моряков).

Источник

Морские звания и погоны, что носят на плечах в ВМФ

Что на плече у моряка

Корабельные звания так же как и в сухопутных войсках присваиваются согласно тому, на сколько у военнослужащего есть способность и желание взять на себя руководство вверенным ему участком. Все звания ВМФ значительно отличаются от аналогичных, сухопутных. Это связано с рядом событий, произошедших в истории России.

Основные изменения произошли:

Все современные флотские ранги можно разделить на 4 общие категории: военнослужащие по призыву, состав младших офицеров, старшие офицеры, высшие офицерские чины.

Морские погоны были введены в 1802 году. В это время появились погоны на плечах моряков Балтийского и Черноморского флота.

В 1917 году погоны были упразднены, когда советская власть отказывалась от старой императорской системы. Они были заменены нарукавными нашивками. Морякам предстояло длительная борьба за право носить погоны на своих плечах, но в 1943 году погоны ВМФ вновь стали украшать мундиры личного состава этих видов войск.

Сейчас погоны всех военнослужащих морского флота имеют черный цвет. Разница в корабельных рангах в расположении и количестве отличительных знаков на них.

Призывники

В советские времена служба в рядах морского флота составляла 3 года, поэтому многие призывники старались избегать такой долгой службы. Они скрывались от призыва, чтобы только не попасть во флот. В настоящее время в ВМФ призывают служить на 1 год, так же как и в сухопутных войсках.

Однако в связи с тем, что в 2017 году вышло постановление в отношении срочной службы в рядах ВМФ, призывники не будут больше проходить ее на кораблях и подводных лодках. Это связано с тем, что ВМФ переходит на контрактную основу.

Для того чтобы обучить личный состав необходимо больше времени, чем отведено на службу по призыву. Призывники будут нести службу исключительно в береговой охране или в бригаде морских пехотинцев.

Что на плече у моряка

Морские звания и погоны в ВМФ присваиваются согласно определенному сроку службы. Все призывники попадая служить в эти войска получают звание матрос, которое соответствует званию рядового в других видах войск. На протяжении службы, если матрос проявит себя, то ему могут присвоить следующее в карьере моряка звание, старший матрос, которое идентично ефрейтору в сухопутных видах войск.

Матросы могут быть:

Старшему матросу уже разрешено командовать группой или временно замещать командира отделения. Погоны у матросов, как и у рядовых чистые. Имеется только обозначение в виде буквы «Ф», на погоне. У старшего матроса на погоне имеется одна лычка в виде уголка.

Дальше в рядах ВМФ идут старшинские ранги, которые идентичны сержантским званиям, в других войсках. Их обязанности так же соответствуют сержантским и старшинским званиям в сухопутных войсках.

Распределение ответственности начинается со старшины 2 статьи. Следующим идет старшина 1 статьи, этим морякам доверяется командование отделением, а главный старшина может взять ответственность за командование взводом. Главный старшина на корабле несет ответственность за роту.

Что на плече у моряка

Погоны старшинского состава морского флота отличаются количеством лычек на них. У старшины второй статьи имеется 2 треугольные лычки на погонах. Старшина 1 статьи имеет три лычки на своих погонах, а главный старшина носит одну, но широкую лычку. На погонах главного старшины корабля расположена широкая лычка и еще одна узкая рядом с ней.

Следующем уровнем в карьерной лестнице идет «мичман». Это звание имеют только те моряки, которые закончили специальную школу. В наземных и авиационных войсках оно соответствует званию «прапорщик». На них возлагаются в основном организационные вопросы. Звание «старший мичман», имеет больше полномочий и позволяет командовать военнослужащими младших званий.

Что на плече у моряка

Погоны ВМФ России у моряков в таком звании отличаются количеством звезд. У мичмана на плечах должно быть две звезды, а у старшего мичмана три маленькие звезды на погонах.
Максимальное звание для призывников в рядах ВМФ, при условии срочной службы, это старшина 2 статьи. Такое ограничение связано с тем, что для получения этого повышения нужно отслужить 1 год.

Младший состав офицеров

Самым первым чином в этом офицерском составе является младший лейтенант. Его присваивают командующему каким-либо участком на корабле или взводом, оно имеется и в других родах войск. Соответственно звание лейтенанта может быть присвоено по истечении срока службы в прежнем ранге. Возлагаемая ответственность выше, чем в прежнем звании.

Что на плече у моряка

Старший лейтенант имеет ответственность выше чем у лейтенанта, что позволяет ему быть первым помощником капитана корабля. Следующая ступень в карьере моряка, получение ранга капитан-лейтенанта, которое является завершающим в этом офицерском составе. В других войсках оно аналогично званию капитана армии. Моряк с таким званием может иметь в своем распоряжении сотню подчиненных.

На погонах лейтенантского состава кроме звезд имеется узкая полоса, которая проходит вдоль всего погона. Количество звезд зависит от звания. Самое меньшее количество, одна звезда у младшего лейтенанта, а дальше с каждым званием растет их количество. У капитана-лейтенанта четыре звезды на погонах.

Старший состав офицеров

К старшему офицерскому составу также относятся капитанские звания.

Что на плече у моряка

На погонах капитана расположены две продольные полосы. Что говорит о принадлежности к капитанскому званию. Но различие в рангах можно определить по количеству звезд. Самое большое количество, три звезды, расположено на погонах капитана 1 ранга.

Высший офицерский состав

В военном флоте все ранги входящие в этот состав соответствуют высшим чинам сухопутных войск. К этим званиям относятся адмиральские чины.

Что на плече у моряка

Морские звания и положенные к ним погоны высших чинов ВМФ РФ имеют определенные отличия. На них нет никаких дополнительных элементов кроме звезд. Но на таких погонах расположены звезды самого крупного размера. Одна звезда расположена на погонах контр-адмирала, две звезды имеются у вице-адмирала, три у адмирала и четыре у адмирала флота.

В каких еще подразделениях присваиваются морские звания

В военно-морском флоте существуют береговые подразделения, в которых присваиваются соответствующие звания. К ним относятся:

Морская пехота предназначена для ведения боя на береговой линии и в воде. Их задача охранять морские объекты ВМФ. В морской пехоте идут флотские звания только у матроса и старшего матроса, а дальше присваиваются звания, как в сухопутных войсках.

Что на плече у моряка

Морская авиация предназначена для отражения нападения противника и обеспечения прикрытия с воздуха во время ведения боевых действий. Эти подразделения базируется на авианосцах и других военных кораблях, а также на аэродромах вблизи береговой линии. На кораблях базируются палубные истребители, учебно-тренировочные самолеты и вертолеты. Звания в морской авиации и погоны присваиваются также как морские звания у пехотинцев ВМФ. Сначала идет матрос, затем старший матрос, а дальше как в других наземных войсках.

Как присваиваются звания в ВМФ России

Все звания присваиваются согласно установленным срокам. Но в случае проявленного усердия или рвения к службе, могут досрочно присвоить очередное повышение. Морские воинские звания и положенные им знаки отличия и погоны присваиваются через следующие сроки:

Что на плече у моряка

ВМФ России состоит из множества подразделений и каждое из них выполняет свои боевые задачи, но храбрость и отвага, всегда были отличительной чертой всех моряков от матроса до адмирала.

Источник

Три полоски на воротнике моряка: вот откуда пошла традиция

Что на плече у моряка

«Гюйс» — это голландское слово, означающее морской флаг на кораблях 1-2 ранга военно-морского флота. Поднимается стяг в 8 утра и опускается вечером. Делается все перечисленное лишь в том случае, если судно стоит на якорной стоянке. А еще «гюйс» является широким воротником, который носят все матросы. В российском флоте используется синий воротник с тремя белыми полосками. Само время разобраться, что здесь и к чему.

Что на плече у моряка

Существует две основные версии, которые рассказывают о том, откуда в принципе появился «гюйс». Первая и наиболее простая версия сводится к тому, что данный воротник в одежде моряков постепенно эволюционировал из капюшона, который мореходы использовали для защиты головы от дождя и брызг.

Что на плече у моряка

Вторая (сложная) версия сводится к тому, что изначально гюйс появился не на флоте и использовался обычными гражданами, так как большинство мужчин носило длинные волосы. В волосах в то время часто заводились вши. Что бы этого не происходило, использовали деготь. В свою очередь, воротник был необходим для защиты одежды от дегтя в волосах.

Что на плече у моряка

Как бы то не было, в привычном современному человеку виде на российском флоте «гюйс» появился в 1843 году. Именно тогда он был принят как официальный элемент формы моряков. При этом уже тогда на воротнике было три белые полосы. Ирония в том, что в наше время остается только гадать, почему полос непосредственно три, а не две, четыре или пять.

Что на плече у моряка

Самая популярная (и наиболее правдоподобная версия) говорит о том, что командование флота разрабатывая форму для матросов решило таким образом отдать дать трем действительно легендарным победам русского флота на море. Это победы у Чесмы (1770 год, война с Турцией), в Синопской бухте (очередная кампания против Турции, 1853 год), а также при Гангуте (1714 год, Северная война).

Что на плече у моряка

Существуют и другие гипотезы. Одна из них скорее популярная легенда, однако именно она заслуживает внимания (остальные еще менее правдоподобны). Так, некоторые полагают, что три полосы на гюйсе означают три флотские эскадры, которые создал и использовал Петр I, родоначальник русского флота. Таким образом, сказать, почему на воротнике три полосы крайне сложно. Одно известно точно – данная флотская традиция уходит корнями глубоко в века.

Видео

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Почему у русских моряков на воротнике 3 полоски?

Каждый человек, считающий, что он знаком с историей российского флота скажет:

«Первая полоска знаменовала собой победу русского флота в Гангутском сражении.
В ознаменование победы в битве при Гренгаме на воротнике русских моряков появилась вторая полоска. Третья полоска на воротнике матросов появилась после победы в Синопской бухте».

Победа у полуострова Гангут стала первой крупной победой русского регулярного флота. Она обеспечила ему свободу действий в Финском и Ботническом заливах, эффективную поддержку русских войск в Финляндии. В Гангутском сражении русское командование смело использовало преимущество гребного флота в борьбе с линейным парусным флотом шведов, умело организовало взаимодействие сил флота и сухопутных войск, гибко реагировало на изменения тактической обстановки и погодных условий, сумело разгадать манёвр противника и навязать ему свою тактику. Гангутское сражение было одним из последних крупных сражений в истории флота, в котором решающую роль сыграл абордажный бой. За этот бой Пётр I был произведён в вице-адмиралы.

9 августа является Днём воинской славы России — День победы в Гангутском сражении первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут».

2. «Сражение при Гренгаме — морское сражение, произошедшее 27 июля (7 августа) 1720 года в Балтийском море около острова Гренгам (южная группа Аландских островов), явилось последним крупным сражением Великой Северной войны.

После Гангутского сражения Англия, озабоченная возрастанием могущества русской армии, образовала военный альянс со Швецией. Однако, демонстративное приближение объединённой англо-шведской эскадры к Ревелю не заставило Петра І искать мира, и эскадра отошла к берегам Швеции.

Когда 27 июля (7 августа) корабли русских приблизились к Гренгаму, флот шведов под командованием К.Г. Шёблада, имея 156 орудий неожиданно снялся с якоря и пошёл на сближение, подвергнув русских массированному обстрелу. Русский флот стал поспешно отступать на мелководье, куда и попали преследующие его шведские корабли. На мелководье более маневренные русские галеры и лодки перешли в атаку и сумели взять на абордаж 4 фрегата (34-пушечный «Стор-Феникс», 30-пушечный «Венкер», 22-пушечный «Кискин» и 18-пушечный «Данск-Эрн»), после чего оставшаяся часть шведского флота отступила.
Результатом сражения при Гренгаме стал конец безраздельного шведского влияния на Балтийском море и утверждение на нём России».

3. «Синопское морское сражение 18(30) ноября 1853 г. между русской и турецкой эскадрами в Синопской бухте во время Крымской войны 1853—56. Турецкая эскадра под командованием Осман-паши, пришедшая в порт Синоп из Стамбула, готовилась высадить крупный десант в районе Сухум-Кале. Русская эскадра Черноморского флота под командованием вице-адмирала П. С. Нахимова (3 линейных корабля) имела задачу воспрепятствовать активным действиям противника. Во время крейсерства в юго-восточной части Чёрного моря она 8(20) ноября обнаружила турецкую эскадру и заблокировала её в Синопской бухте. С прибытием подкреплений Нахимов, имея 6 линейных кораблей и 2 фрегата (720 орудий), решил атаковать турецкую эскадру (7 фрегатов, 3 корвета, 2 парохода-фрегата, 2 брига, 2 транспорта, всего 510 орудий). Преодолев плотный заградительный огонь турецких береговых батарей (38 орудий), 18 ноября русские корабли в строю кильватерных колонн прорвались в Синопскую бухту, встали на якорь и открыли артиллерийский огонь по кораблям и батареям противника. В течение 4 часов все турецкие корабли (кроме бежавшего парохода «Таиф» под командованием английского советника А. Слейда) и большинство береговых батарей были уничтожены. Потери турок составили свыше 3 тыс. человек, около 200 человек., в том числе раненый Осман-паша, было взято в плен; русские потеряли 37 человек убитыми и 235 ранеными. Победой в С. с. русский флот завоевал господство на Чёрном море и сорвал турецкие планы высадки десанта на Кавказе. В связи с поражением Турции её союзники — Великобритания и Франция в декабре 1853 ввели свои эскадры в Чёрное море. Синопское сражение явилось последним сражением эпохи парусного флота».

Кто читал мою статью «Где и когда состоялось Трафальгарское сражение?», наверное, догадался, что и Гангутское и Гренгамские морские сражения являются еще одними образами реальных морских сражений, произошедших у берегов Англии северо-западнее Ньюпорта в 1814 году. Когда русская имперская эскадра хотела высадить десант на берега Англии для наказания мятежников. Но успех не сопутствовал русским войскам. Это первое поражение имперских сил, которое стало важным звеном, приведшим в дальнейшем к гибели русской империи.

В результате разнесения реальных событий на бумаге во времени и пространстве, история диаметрально поменялась. Вместо того, чтобы эти события поминать днем молчания, русские люди празднуют их как великие праздники, и гордятся этим.

Какое извращенное у нас прошлое, такая же и извращенная сегодняшняя жизнь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *