Что на основе источника можно узнать о вооружение ассирийского войска
Ассирия – родина армии родов войск (часть 2)
Одно из главных сокровищ Британского музея – рельефы из дворца ассирийского царя Ашшурбанипала в Нимруде. Каменные плиты с изображением охоты на львов украшали стены царского дворца, раскопанного в середине XIX века британским археологом Генри Лейардом. Датируются они примерно серединой VII в. до н.э. Каждая деталь амуниции и снаряжения показана на них со всей тщательностью, на которую только может быть способен резчик по камню.
Ассирия впервые заявила о себе как о мировой державе примерно в 1350 году до нашей эры. Тогда, после распада Хеттской империи на Ближнем Востоке наступил период хаоса, однако к 1115 году до нашей эры, когда царем Ассирии стал Тиглатпаласар I, она снова превратилась в могущественную страну, которая под защитой сильной армии повела оживленную торговлю. Когда Ассирия и Египет обменялись послами, фараон даже послал ассирийцам необычный подарок – живого крокодила.
Еще одна сцена с рельефа «Львиная охота царя Ашшурбанипала» в Нимруде. Как и на многих египетских рельефах здесь изображено шествие воинов-лучников. Но как сильно они отличаются от полуголых египтян. У каждого одинакового шлем с наушниками, панцирь из пластинок, лук, колчан за спиной и на поясе короткий меч.
А это еще одна полоска-оковка с ворот из дворца царя Салманассара II в Балавате. Британский музей. На ней мастерски показано ассирийское войско в походе: всадники, лучники, колесницы. Те, кто им подчиняется, падает перед ними ниц.
Обычно их армия вставала укрепленным лагерем около осажденного города, после чего инженеры приступали к сборке штурмовых орудий: приставных лестниц, таранов, и осадных башен. Именно ассирийцы придумали делать такие машины, чтобы их можно было бы разбирать на части при переправе через реки или при движении по пересеченной, горной местности. Даже колесницы можно было перевозить по частям на вьючных животных. На одном ассирийском рельефе изображены солдаты, переплывающие реку в полном вооружении – на плаву они удерживаются с помощью кожаных мехов, наполненных воздухом, без которых бы утонули, так как одеты в тяжелые кожаные башмаки и пластинчатые доспехи. Взобравшись на стены города или пробив в них бреши таранами, ассирийцы быстро брали верх над врагом; пленников при этом часто сажали на кол или обезглавливали. Затем на захваченные телеги грузили добычу, а город сжигали дотла. Тех высокопоставленных горожан, которым сохранили жизнь, гнали босыми в Ассирию, да еще заставляли нести за спиной плетеные сетки с отрубленными головами своих же правителей.
Рельеф из северо-западного дворца в Нимруде (комната B, панель 18, Британского музея); ок. 865–860 гг. до н.э. Здесь мы видим боевую технику ассирийцев – таран на шестиколесном шасси, закрытый со всех сторон и оборудованный сразу двумя башенками. В одной, видимо, находился командир, который наблюдал за противником через узкие горизонтальные смотровые щели, в другой воины-лучники, не дававшие своими стрелами обороняющимся помешать работе тарана.
Таран крупным планом.
Что касается изображений воинов древней Ассирии, то они дошли до нас благодаря раскопкам ее древних городов – Ниневии, Хорсабада и Нимруда, где среди развалин дворцов ассирийских царей были найдены хорошо сохранившиеся рельефы, изображавшие сцены из жизни ассирийской державы. На их основании можно сделать вывод, что именно ассирийцы создали армию из разных родов войск и четко использовали их в боях, не допуская смешения подразделений друг с другом. На первом месте стояла конница, действовавшая вместе с боевыми колесницами, но именно у ассирийцев ставшая самостоятельным родом войск. Можно считать также, что искусство конного боя в Ассирии в своем развитии прошло три этапа.
Еще одна сцена с тараном и лучниками. Таран имеет несколько иное устройства.
Так, на рельефах эпохи правления царя Ашшурназирпала II (883 – 859 гг. до н. э.) и Салманасара III (858 – 824 гг. до н.э.) мы видим легковооруженных конных лучников, некоторые их которых показаны с двумя лошадьми. Видимо, лошади той эпохи были еще недостаточно сильны и выносливы, и воинам приходилось их довольно часто менять.
Вот эти барельефы в залах Британского музея. Да, здесь есть, что рассматривать, что снимать и что изучать самым внимательным образом…
Обычно всадники этого времени действуют парами: один из них – щитоносец – держит поводья сразу двух лошадей, в то время как второй воин стреляет из лука. То есть, функции ассирийских конников в эту эпоху были чисто вспомогательными и сводились к роли ездящих на лошадях стрелков из лука. Практически это были всего лишь «колесничие без колесниц». Рис. Ангуса МакБрайда.
Ассирийская пехота, конца VIII в. до н.э. Рис. Ангуса МакБрайда.
При царе Тиглатпаласаре III (745 – 727 гг. до н. э.) ассирийское войско уже располагало тремя видами всадников. Причем легковооруженные воины с луками и дротиками, вероятнее всего, принадлежали к соседним с Ассирией кочевым племенам и выступали в роли союзников либо наемников. Собственно ассирийские конные лучники имели защитные доспехи из металлических пластинок, но кроме них существовали уже и тяжеловооруженные всадники с копьями и круглыми щитами. Скорее всего, они использовались для атаки пехоты противника. А вот боевые колесницы в это время лишь дополняли ассирийскую конницу, не более.
Вот он какой был, этот Тиглатпаласар III. Британский музей.
Конные лучники ассирийцев были, очевидно, хорошими наездниками, но стать еще лучше они не могли, так как им очень мешало отсутствие седла и стремян. Ведь им приходилось держаться на лошади, либо, закидывая ноги на круп, либо – свешивая их вниз, как это и показывают нам ассирийские рельефы.
Поэтому повод был коротким и тугим, ну а удила были сделаны так, что их было бы трудно выдернуть у лошади изо рта. Такие удила травмировали губы лошадям, но с этим, видимо, мирились, поскольку без строгой узды, и – главное, без седел и стремян ездить на них верхом было бы достаточно сложно. Рис. Ангуса МакБрайда.
Скорее всего, ассирийцы, как и североамериканские индейцы, управляли своими лошадьми не столько поводьями, сколько шенкелями (сдавливая бока ногами) и, может быть, подавая им команду голосом. Обратите внимание на воина-пращника на заднем плане и тяжеловооруженного копейщика справа. И тот, и другой имеют панцири из пластинок и шлемы. Щит копейщика похож на египетский – тоже закруглен сверху, но в отличие от них имеет металлический умбон, значительно повышающий его защитные возможности. Одежда всадников напоминала английский редингот и имела разрезы спереди и сзади. Пластинки панцирного корсета на нем могли быть связаны между собой кожаными ремешками, что облегчало его подгонку по фигуре. Конскую сбрую коней ассирийцы украшали бронзовыми бляшками и шерстяными кистями. Рис. Ангуса МакБрайда.
На этой графической прорисовке современного художника с ассирийских барельефов мы видим воинов-пехотинцев: двух с круглыми щитами и опять-таки лучника и щитоносца. Интересно, что два первых воина имеют явно металлические гребенчатые шлемы, но в качестве панциря всего лишь диск на груди. Внешне они сильно отличаются от других воинов в конических шлемах и панцирях из пластинок и, вполне возможно, что это как раз и есть воины вспомогательных частей, вербовавшихся из союзников либо наемников. Интересно устройства их щитов. Мы видим, что изнутри они имеют вид паркетных полов. Скорее всего, это так оно и есть, то есть плашки какого-нибудь прочного дерева набирались одна к другой, склеивались копытным клеем, второй ряд шел поперек, а третий, скажем, был несколько сдвинут по диагонали. Снаружи щит обтягивался кожей, края которой загибались внутрь. Что же касается щита воина-щитоносцы, то он, скорее всего, представляет собой панель из связанных между собой вязанок тростника, сверху и снизу вставленных в кожаные чехлы.
После падения города Лахиша его царь и его приближенные униженно вымаливают у Синаххериба милости. Британский музей.
В то же время, судя по барельефам, ассирийцы далеко не всегда носили конические или же полусферические шлемы с небольшим гребнем сверху. Так, на головах двух пращников со стены дворца царя Ашшурбанипала в Ниневии можно заметить не шлемы, а конические шапки с наушниками, сшитые явно из нескольких полос ткани либо из войлока. Возможно, именно впоследствии из таких вот шапок и появился древнеассирийский конический шлем, который показался всем настолько удобным, что впоследствии разошелся по всему свету.
Ассирийское войско возвращается домой из похода. Британский музей.
Мечи у ассирийцев были довольно длинные, но с тонкими клинками и, скорее всего, напоминали кортики либо укороченные рапиры. На концах ножен у них были крылообразные оковки, о чем свидетельствуют фигуры с барельефов из ассирийских дворцов. Причем мечи у ассирийцев либо заткнуты за пояс, либо висят на нем так, что их рукоятки находятся прямо у груди, и почему так, понятно. Ведь если воин сражается, стоя на колеснице, то ножны не должны болтаться у него между ногами, потому что в этом случае он может за них зацепиться и упасть! Ну а оковки необходимы в качестве упора в тот момент, когда длинный меч выхватывается из длинных ножен!
На ассирийских рельефах булава в руках у воинов также присутствует. Причем она имеет даже не гладкую, а рифленую боевую часть, очень похожую на гранату-«лимонку» начала XX века, вот только в отличие от нее насаженную на длинную деревянную рукоять!
Как об этом уже рассказывалось в первом части, войны велись ради грабежа. Каких-либо особых политических целей ассирийцы перед собой не ставили и о своем будущем совсем не задумывались.
Клинописная «призма Тейлора» – ценнейший исторический документ, найденный английским полковником Тейлором в 1830 году среди руин Ниневии, столицы Ассирии. Всего нашли три таких призмы, одна из которых находится в Британском музее, одна в музее Чикагского университета и еще одна в Музее Израиля.
Поскольку перевод текста «призмы Тэйлора» в Интернете есть, то приводить его в тексте статьи смысла не имеет, лучше прочитать его самостоятельно (http://archive.is/vmSsj). Вкратце можно сказать, что это все хвалебные описания походов и побед, перечисление захваченной добычи, пленников, талантов золота и серебра, сожженных и захваченных городов. Но среди всего этого бахвальства немало интересного. Упоминаются, например, «вспомогательные войска», следовательно, термин этот тогда уже существовал, а также, что преследовать разбитого в полевом сражении противника ассирийские цари отправляли конницу и колесницы, то есть они взаимодополняли друг друга!
Еще в 50-ые годы для школьных учителей истории был выпущен альбом картин по истории Древнего Мира. Вот эта казалась мне в детстве особенно впечатляющей – ворота Иштар в древнем Вавилоне. Однако вот что значило жить за «железным занавесом» и не иметь возможности посмотреть на них воочию: ворота у художника совсем не те, что были воссозданы на основе найденных при раскопках кирпичей и глазурованных плиток.
Так выглядят настоящие «ворота Иштар».
Так что, подведя итог, мы можем сказать, что именно ассирийцы первыми создали армию, в которой была задействована пехота с различным, но вполне единообразным вооружением – лучники, пращники, щитоносцы, копейщики с круглыми щитами, копейщики с ростовыми щитами, конные лучники, конные копейщики, воины на колесницах и целый корпус понтонеров, обеспечивавших переправы, и военных инженеров, занимавшихся таранами и подкопами. Такого в то время больше не было в Ойкумене нигде!
Ассирийская военная организация около 700 г. до Р.Х.
Тиглатпаласар III установил наиболее совершенную и невиданную доселе военную, финансовую и административную систему, сердцем которой являлась армия. Он упразднил территориальное ополчение и построил государство вокруг постоянной регулярной армии. Главным делом нации стала война; ее богатство и процветание поддерживались добычей и надзором за торговлей и финансами. Функции правительства — как в метрополии, так и в завоеванных регионах — исполняла, устанавливая первую в мире систему централизованного имперского контроля над далеко раскинутыми провинциальными территориями, полувоенная бюрократия.
Ассирийская пехота |
Главную массу армии составляли большие соединения копьеносцев, тяжелых и медлительных, но относительно более маневренных, нежели аналогичные пехотные формирования других народов этого времени. Их неотразимое наступление являлось завершающей фазой типичного ассирийского плана битвы.
Лучники в ассирийской армии были более высоко организованы, чем соответствующие части в других местах, и, очевидно, имели более мощные луки, из которых со смертельной точностью выпускали стрелы с железными наконечниками. Это порождало смятение во вражеских рядах и являлось подготовкой к четко согласованной атаке колесниц и кавалерии.
Главной ударной силой ассирийской армии были части двухколесных боевых колесниц. Их задачей было пробить дорогу сквозь ряды дрогнувшей пехоты врага после предварительной атаки собственной пехоты. Подобно прочим современникам, ассирийцы использовали колесницы как простую грубую силу, но применяли их в больших количествах, с большей решимостью и в более тесной связи с лучниками, копейщиками и кавалерией.
Ассирийские всадники |
Достаточно хорошо было развито на Ближнем Востоке и искусство фортификации — еще до 1000 г. Исполинские городские стены были почти неуязвимы для средств нападения, которыми располагала ограниченная технология того времени. Ассирийцы значительно усовершенствовали технику осады и штурма укреплений. Их армии сопровождались осадными обозами с различными видами специального оборудования, включая материалы для сборки огромных передвижных деревянных осадных башен, защищенных от горящих стрел обороняющихся крышами из мокрых шкур, а также тяжелых стенобитных таранов. С вершин осадных башен лучники осыпали стены вражеской крепости стрелами, чтобы предотвратить попытки разрушения самих башен, в то время каквблизи другие лучники, укрытые щитами копьеносцев, стреляли (в некоторых случаях горящими стрелами) по высокой траектории через стены, чтобы тревожить защитников и терроризировать население. Механизмы, используемые ассирийцами, не были ими изобретены, а, по всей видимости, заимствованы у шумеров, но успех ассирийскому осадному искусству принесли уменье и организация их применения.
Высокий уровень организации ассирийской армии ясно засвидетельствован ее способностью успешно сражаться в условиях любой местности. Организационные детали не сохранились в доступных нам фрагментарных надписях, однако известно, что полевые армии могли временами достигать численности до 100 тысяч человек. Вооруженные силы такого масштаба требовали для операций в горах и пустынях больших снабженческих обозов и могли успешно функционировать лишь при наличии четко работающих штабных и тыловых служб.
Политика Тиглатпаласара III продолжалась его наследниками.
Вавилонское и ассирийское вооружение и предметы быта воинов: 1 — чешуйчатый панцирь с удлинением сзади; 2, 3, 4, 8 — стоячие щиты и плетеный ручной щит; 5 — плоский круглый щит; 6, 7, 9—11 — выпуклые щиты с выступом; 12, 13, 15, 16 — топоры; 14 — двойной топор; 17—20 — кинжалы; 21 — серповидный нож; 22—28, 30 — мечи и оклад ножен; 29 — рукояти кинжалов; 31, 33, 34 — метательные копья; 32 — ударное копье; 35 — наконечник пики; 36—38, 40—42 — стрелы, колчаны и луки; 39 — щиток лучника для защиты руки; 43—47, 55 — жезлы и скипетр; 48 — колокольчики (без языков); 49 — сосуд для черпания; 50 — миска; 51, 56, 57 — лампы; 52, 53 — воронки; 54 — орнамент; 58—60 — крышки для котлов |
Ассирийская пехота делилась на тяжелую и легкую. Тяжелая пехота была вооружена копьями, мечами и имела защитное вооружение — панцири, шлемы и большие щиты. Легкая пехота состояла из лучников и пращников. Боевую единицу составляли обычно два воина — лучник и щитоносец, который прикрывал щитом своего напарника. Наряду с этим имелись и боевые единицы, состоявшие только из тяжеловооруженных воинов. Таким образом, здесь мы видим уже непосредственное взаимодействие в бою легких и тяжелых пехотинцев. Ассирийская пехота действовала в сомкнутом строю лучников, которые вели бой под прикрытием тяжелых пехотинцев с их большими щитами. Это была наступавшая стена щитов. Пехотинцы метали в неприятеля стрелы, дротики и камни.
Такой способ действий пехоты требовал правильного построения шеренг и правильного движения их, чего можно было достигнуть лишь обучением воинов.
Всадники в большом количестве впервые появились в ассирийском войске в IХ веке до Р.Х. Вначале всадник сидел на неоседланной лошади, а затем было изобретено высокое седло без стремян. Всадники вели бой парами: один был вооружен луком, другой — копьем и щитом. На вооружении всадников иногда имелись мечи и булавы.
Тяжеловооруженные всадники-лучники имели лук и меч, копейщики — длинное копье и меч. Тяжело-вооруженные всадники, так же как и тяжелые пехотинцы, были с головы до ног покрыты пластинчатыми доспехами. Своих коней они иногда покрывали специальными защитными попонами. Тяжелая конница сражалась в сомкнутом строю, часто использовалась для фланговых ударов и нередко решала исход битвы. С введением и развитием конницы резко сокращается численность боевых колесниц.
Боевой порядок ассирийской армии состоял из лучников, копейщиков, боевых колесниц и всадников. Основой боевого порядка были боевые колесницы, позади которых размещались всадники.
Всадники нападали беспорядочными группами, атаки которых легко отражались стойкой пехотой, но они были грозной силой для приведенного в расстройство или разбитого войска. С целью достижения тактической внезапности все начальники ассирийского войска широко применяли ночные нападения.
Для выполнения различного рода землекопных, дорожных, мостовых и других работ ассирийское войско имело особые отряды, положившие начало развитию инженерных войск. На вооружении войска были тараны для разрушения крепостных стен, осадные башни и штурмовые лестницы, а также переправочные средства — бурдюки (на них переправлялись через реки отдельные воины, из них же устраивали плоты и плавучие мосты). Таким образом, ассирийское войско располагало самой передовой техникой того времени.
В ассирийском войске весьма искусно проводились осада и штурм крепостей. Одна из основных задач штурма заключалась в устройстве пролома в стене или в разрушении ворот. Для этой цели применялись тараны — толстые бревна с широкими или острыми наконечниками. Таран подвешивался на цепях к деревянному каркасу, установленному на четырех- или шестиколесной повозке. Каркас обычно покрывался щитами из тростника или кожи и защищал находившихся внутри каркаса воинов. В передней части каркаса устраивалась башенка, в которой помещались лучники, оборонявшие таран.
При осаде одной горной крепости ассирийцы применили одновременно семь таранов. Оборонявшиеся вели борьбу с таранами при помощи цепей, которые набрасывались на головную часть тарана и подтягивали ее кверху, или при помощи метательных снарядов (сосудов) с горючим веществом, которым зажигались перекрытия каркаса.
Кроме того, ассирийцы применяли при осадах подвижные башни и подкопы, а также земляные насыпи с тем, чтобы господствовать над стенами осажденного города и метать в осажденных факелы и зажигательные стрелы. Для прикрытия лучников от обстрела со стен осажденного города вкапывались в землю щиты.
При штурме крепости действовали следующим образом: таранами пробивали бреши; затем легкая пехота через брешь или по штурмовым лестницам шла на штурм; тяжелые пехотинцы громадными щитами прикрывали лучников и пращников, которые метанием стрел и камней обеспечивали движение штурмовых колонн.
Ассирийское войско, осаждавшее крепость, располагалось обычно в лагере, обнесенном круговым валом. Внутри лагеря имелись крестообразные улицы, а для выхода войск из лагеря устраивались ворота. Это были предшественники римских лагерей.
Командование ассирийского войска обычно имело подробные данные о внутреннем и внешнем политическом положении противника. Эти данные доставлялись шпионами, которые наводняли территорию соседних племен и народностей. В своих донесениях шпионы сообщали об обострении тех или иных внутренних противоречий, о военных мероприятиях, оборонительных сооружениях, продовольственных запасах, боеспо-собности войска, о дорогах, переправах через реки и т. д. С системой организации агентурной разведки мы впервые встречаемся в Ассирийском государстве.
Ассирия почти все время обходилась без флота. Во время военных походов часто приходилось переправляться через реки. Барельефы на развалинах дворцов указывают на способ переправы: воины переплывали через реку на надутых бурдюках из шкур, а царь с военачальниками и боевыми колесницами — на судах; лошади плыли сзади судна на привязи. Из морских экспедиций упоминается только одна. Царица Семириада (1916—1874 гг.) пользовалась плавучими средствами во время войны с Индией. Чтобы переправить ассирийскую армию через реку Инд, было изготовлено в разобранном виде около 3000 длинных лодок, которые на верблюдах следовали за армией. Сведения об этом дошли до правителя Индии, который сконцентрировал на реке Инд около 4000 своих лодок, с целью воспрепятствовать переправе ассирийского войска. На реке произошел кровопролитный бой, в котором было уничтожено около тысячи индийских лодок, и ассирийская армия вторглась в Индию. Позднее финикийские мастера строили для Ассирии боевые корабли типа галер. Так, на барельефах ассирийского царя Сеннахериба (705—686 гг.) найдено изображение боевого корабля, построенного для него финикийцами в один из походов к Средиземному морю. Борта судна прикрывались щитами, на носу был установлен таран, по типу греческих военных судов, парусное вооружение — египетского типа.