Что на ногах у человека при прыжке сальхов
С альхов
Вот, упомянутое видео с мастер-классом Дудакова. Про сальхов начинается с 41:29
Надо делать разбор видео, но позже. Ключевое здесь то, что рассказывается именно про «двуножный» вариант. Он на самом деле не с двух ног, по крайней мере в варианте, в котором у ЭТ прыгают, то есть бывают и куда более «двуножные варианты». Но сам Дудаков его так называет. И не помню видео про такой вариант сальхова, про классические видел, про такой не видел, хотя вживую разные спортсмены говорили про различия между техниками.
Ну тут надо сделать разбор и описание, что в видео смотреть и где, плюс интересно было бы изучить эволюцию прыжков тех, кто к ним пришёл. Из сильных и относительно известных, уже с тройными, к ним Загитова и Паненкова переходили, сейчас глянул старые видео, в общем там тоже не классические прямо варианты были, но надо внимательнее смотреть, ну и желательно сольные варианты, а не когда прыжок в каскаде после ойлера. Ну мальчиков надо бы отсмотреть, но мальчики чаще прыгают именно такой вариант, поэтому не показательно совершенно.
В общем ещё посмотрю и напишу.
Tarantino
Отличное видео, спасибо Дудакову, Сириусу и тебе что выложил.
Амарант
У Сириуса было много мастер-классов, которые они снимали, если на ютубе набрать там «мастер-класс по ФК» или там наугад тренеров, то быстро на них попадёшь. Но они в основном не шарят, только в виде анонсов на 2 минуты. А так там и Мишин, и Урманов, и много кого ещё. А здесь расшарили Дудакова в общий доступ, ну ещё Жук, в unlisted, но докопаться можно. Ещё там что-то из ОФП есть, но по-моему, ерунда какая-то банальная. Мишина хотелось бы посмотреть.
Амарант пишет: |
Цурская, Митрофанова, да толпа там уже с тройными пререшла в эту группу. |
Я не очень слежу, и особенно раньше не очень следил, кто когда перешёл. Похоже, что это влияние на весь каток распространилось, то есть и Паненкова, и Митрофанова, они и раньше так прыгали (и обе переходили к ЭТ от тренеров со своего катка). И Погорилая так прыгает (тоже Хрустальный). Из других же школ прыгают иначе, Цурская осенью 2012 года прыгала в классическом стиле, а уже осенью 2013 уже в «тулуповом» (вероятно тогда и перешла, не знаю). В «коньке Чайковской» уже прыгают в классике (Косторная, Сафонова), в ЦСКА прыгают классикой, в Москвиче классикой, у Пановой кому как нравится (Сотскова, Синицына, Тараканова – классикой, а Канышева и Костюк «тулуповой» техникой, может быть где-то на стороне учились – последняя, вероятно, вместе с Паненковой когда-то тренировалась, видимо тоже из 37).
Впрочем, не понятно, зачем всё это нужно. Ну, в общем, разные традиции школ. Интереснее может статистику по парням собрать, так как там сильно чаще бывают «тулуповые» варианты, поскольку четверные уже в классике почти не прыгают. Ну и ещё интереснее, насколько реально переделать одну технику в другую, когда прыжок уже есть. Цурской и Загитовой переделали, но они всё-таки маленькие были, хотя условно, ведь часто говорят, что технику не переделаешь, если она не очень правильная. Возможно там в 18 лет переделать? Правда в видео Дудаков говорит, что относительно быстро переделывается, конретно сальхов.
В общем очень возможно, что классический сальхов скоро просто вымрет. Немного жалко.
Ну и ещё, было бы интересно какие-то обучающие материалы для любителей раздобыть, по этой технике. Мне когда-то даже показывали, и мне понравилось. Правда потом это сразу само собой развалилось, ну тут ещё, конечно, работать надо, а не стоять у бортика раз в неделю. Хотя чисто визуально классический симпатичнее. Однооборотные особенно.
Р аздел 14. Прыжок «мазурка». Прыжок «сальхов».
ПРЫЖОК «МАЗУРКА»
Э то еще один прыжок, выполняемый с носка, но в прыжке делается только половина оборота. На снимке 41 демонстрируется это движение.
Скользите на правой назад-наружу и упирайтесь носком свободной ноги в лед, как вы это делали при прыжке «тулуп». Однако обратите внимание, как на этот раз открыто плечо перед толчком, а также на то, что голова повернута вне круга.
Как только вы подпрыгнете, поставьте правую ногу перед левой, иными словами, скрестите их (снимок 41, б) и приземляйтесь на носок правой ноги, сразу же делая толчок на левое наружное ребро (снимки 41, виг). Обратите внимание, что голова почти не меняет своего положения во время прыжка и что приземление происходит на левую вперед-наружу.
Снимок 41. Прыжок «мазурка» |
Если вы прыгаете в другую сторону, вам придется изменить данные указания.
Имеется бесчисленное множество вариантов этого прыжка: можно, например, приземлиться на носок и сделать толчок на левое внутреннее ребро — в этом случае прыжок будет иметь извилистый рисунок. Можно подпрыгнуть с правой назад-внутрь, а закончить прыжок на левую вперед-наружу. Эти варианты легко освоить. Позиция на снимке 41, д демонстрирует вариант в верхней точке прыжка. Здесь правая нога позади левой, а не впереди нее. Этот вариант называют «ножницы» или «прыжок в ножницы».
«Мазурка» очень простой прыжок и его следует отрабатывать в одном направлении.
ПРЫЖОК «САЛЬХОВ»
Это более сложный прыжок. Название прыжку дано в честь бывшего чемпиона мира Ульриха Сальхова, который и разработал его.
Скользя с левой назад-внутрь, фигурист делает маховые движения правой свободной ногой против часовой стрелки, поперек следа, затем вращается в воздухе и приземляется на правую назад-наружу, как при вальсовом прыжке.
Переход на внутреннее ребро назад обычно делается с тройки вперед-наружу. На снимке 42, а показана фигуристка, выполняющая троечный поворот на левой ноге. Она держит правую ногу оттянутой далеко назад по направлению следа. На снимке 42, б фигуристка сделала тройку и находится на левой ноге в скольжении назад-внутрь. Важпо отметить положение свободной ноги — эта позиция (вид спереди) показана на снимке 42, в. На снимке 42, виг свободная нога переносится через линию описываемой кривой так, чтобы она оказалась на ребре назад-наружу, как на снимке 42, е.
Главное, что надо запомнить: сразу же после выполнения тройки положение на внутреннем ребре назад, показанное на снимках 42, б и е, нужно удерживать до того момента, как маховое движение свободной ноги будет достаточно сильным, чтобы совершить прыжок. Новички делают маховые движения бесконтрольно, когда выполняют тройку, и в итоге не могут остановить их даже после прыжка. В большинстве случаев маховые движения настолько сильны, что скольжение на ребре назад-внутрь не идет далее нескольких сантиметров вместо необходимых семидесяти сантиметров или почти метра.
Помните, что тройка не является частью прыжка. Она просто помогает встать на ребро назад-внутрь. Прыжок выполняют отталкиванием внутренним ребром конька, в то время как свободная нога делает маховые движения вокруг опорной (см. диаграмму 9). Для этого, конечно, нужна практика. И сначала вы окажетесь на носке. Вы сможете лучше контролировать прыжок, делая тройку и наблюдая, на каком расстоянии можно удержать конек на внутреннем ребре назад перед тем, как совершить прыжок.
Существенные ошибки показаны на снимках 42, ж и з. На снимке 42, ж фигуристка после выполнения тройки слишком высоко подняла свободную ногу. Она не сможет удержать эту позицию, потому что потеряла контроль над ребром назад-внутрь.
На этом снимке показана также и более резкая ошибка — слишком много внимания уделяется контролю за тем, как была сделана тройка, а потому голова оказалась в неправильном положении. Сравните эти две ошибочные позиции с правильной (она показана на снимках 42,6 и е). На снимке 42, я фигуристка во время прыжка не оттянула свободную ногу достаточно далеко, и в результате получился не прыжок, а судорожное движение. Это часто происходит потому, что при выполнении тройки ноги ставят слишком близко одна к другой.
До сих пор путаетесь в прыжках фигуристов? Мы собрали для вас идеальную памятку – с видео и схемой
Ozon, официальный партнер Финала Кубка России по фигурному катанию, и Sports.ru предлагают болельщикам подготовиться к турниру. Мы выпустим несколько материалов про главных героев соревнований и фигурное катание в целом. В конце каждого материала – небольшой вопрос на внимательность. Поехали!
Прыжки давно стали важной частью фигурного катания, хотя были они в этом виде спорте не всегда. Однако сейчас представить фигуристов без прыжков невозможно – большую часть баллов за технику спортсмены получают именно за них.
Всего в фигурном катании существуют 6 основных видов прыжков, но различить их не так просто.
Что мы знаем о прыжках?
Изначально прыжки в фигурном катании нужны были только для того, чтобы рисовать коньками на льду более сложные фигуры. Их исполнение никак не оценивалось, но со временем все изменилось.
• Все 6 видов делятся на две группы: зубцовые (тулуп, флип и лутц) и реберные (сальхов, аксель и риттбергер). Если фигурист прыгает с той ноги, на которой скользит, значит, прыжок – реберный. Если фигурист перед прыжком как бы ударяет носком (зубцом) свободной ноги по льду, то элемент зубцовый.
• Реберные прыжки делятся на два типа: одни исполняются с внутреннего ребра конька (ближе в большому пальцу ноги), другие – с внешнего (ближе к мизинцу).
• Все прыжки исполняются от одного оборота в воздухе до четырех. В теории человеческое тело может выдержать прыжок и в пять оборотов, но в реальности никто такие прыжки не пробовал.
• Прыжки можно исполнять с поднятыми вверх руками, это усложняет элемент. Одна поднятая рука в прыжке называется «тано», две – «риппон».
• Все прыжки можно делать в каскаде, исполняя их один за другим сразу после приземления. Часто для связки между прыжками в каскаде используется ойлер – одиночный простой прыжок.
• Во время многооборотного прыжка спортсмен испытывает нагрузки до 10g, что больше, чем переносит космонавт при спуске с орбиты. Но такие перегрузки длятся доли секунды, поэтому фигуристы их практически не чувствуют. А приземляются спортсмены с силой, превышающей их вес в 5-8 раз.
• Средняя высота прыжка – 40-50 сантиметров, но некоторые отрывались ото льда на 80-85 см.
А теперь рассмотрим сами прыжки.
Сальхов (обозначается как S)
Реберный прыжок. Один из самых простых в фигурном катании. Выполняется с левой ноги с характерным махом правой вокруг тела, приземление – на внешнее ребро правой ноги.
Как распознать: из-за маха ногой, которым фигурист как бы описывает полукруг.
Кто первым исполнил: в 1909 году это сделал швед Ульрих Сальхов – первый олимпийский чемпион в мужском катании и десятикратный чемпион мира. Интересно, что прыжок не помог Сальхову выиграть Олимпиаду-1908 в специальных фигурах (тогда в фигурном катании были другие дисциплины) – швед проиграл Николаю Панину-Коломенкину.
А вот женщины в те времена сальхов не прыгали – это считалось плохим тоном. Первой же этот прыжок осилила американка Тереза Вельд на Играх-1920. И хоть Тереза в итоге и взяла бронзу, судьи не оценили ее прыжок. По их мнению, сальхов не подходил леди – ведь при исполнении юбка задиралась выше колен. Вельд и без того стеснялась своей юбки – по меркам того времени она была неприлично короткая, всего 15 сантиметров ниже колена!
Четверной сальхов у мужчин первым исполнил американец Тимоти Гейбл в 1998-м (но до сих пор идут споры, был ли этот прыжок докручен), у женщин – японка Мики Андо в 2001-м.
На ЧМ-2019 четверной сальхов сделала фигуристка из Казахстана Элизабет Турсынбаева, что помогло ей завоевать серебро. Также Турсынбаева стала первой фигуристкой в истории, которая прыгнула четверной на взрослых международных соревнованиях.
Четверной сальхов есть в арсенале и российских фигуристок: его прыгают Александра Трусова, Камила Валиева, Софья Самоделкина и Софья Акатьева.
Также этот прыжок исполняет японка Рика Кихира.
Риттбергер (Lo)
Реберный прыжок. По-английски – loop (петля). Выполняется с правой ноги, приземление на нее же. При заходе на прыжок спортсмен едет спиной, левая нога чуть впереди.
Как распознать: фигурист скрещивает ноги перед прыжком.
Кто первым исполнил: считается, что немец Вернер Риттбергер в 1910 году, хотя есть сведения, что такой прыжок исполняли еще в 1880-м.
Сам Риттбергер был лучшим немецким фигуристов своего времени – трижды брал серебро чемпионата мира (но проигрывал Сальхову), а в Олимпийских играх не участвовал.
Перед Первой мировой Вернер взял паузу в спортивной карьере – он был пилотом воздушных сил Германии – но потом вновь вернулся в спорт. После работал тренером и судьей (в том числе – на Олимпиаде-1956).
Тройной риттбергер впервые сделали американец Дик Баттон на Олимпиаде-1952 (кстати, это был еще и первый тройной прыжок в истории) и немка Габриэле Зейферт на чемпионате Европы-1968.
А первый четверной у мужчин случился только через 64 года – в 2016-м он покорился японцу Юдзуру Ханю.
Из женщин четверной риттбергер на соревнованиях пока никто не делал. Но на тренировках он уже получается у Софьи Самоделкиной.
Аксель (A)
Реберный прыжок. Единственный, который исполняется из движения вперед. Спортсмен скользит спиной на правой ноге, разворачивается вперед, одновременно перенося вес на левую, затем прыгает и приземляется на правую.
Это самый сложный прыжок в фигурном катании. Дело в том, что из-за необычного захода и приземления спиной спортсмен делает на пол-оборота больше, чем обычно. То есть, если это тройной аксель, то оборотов в нем 3,5, если четверной – 4,5.
Как распознать: только аксель исполняют лицом вперед, остальные прыжки делаются из захода спиной.
Кто первым исполнил: несмотря на то, что аксель считается самым сложным прыжком, он еще и самый древний. В 1882 году его исполнил норвежец Аксель Паульсен, в честь которого прыжок и назвали. Паульсен знаменит еще и тем, что одновременно умудрялся выступать в фигурном катании и конькобежном спорте.
Причем сам Аксель тяготел к простым конькам, так как обожал скорость, а вот родные убеждали его посвятить карьеру фигурному катанию. Первый в истории аксель он сделал именно на беговых коньках – судьи соревнований в Вене отправили его только на второе место.
Удивительно, но официальных титулов у Паульсена нет. Выступал он настолько давно, что тогда чемпионаты мира и Олимпиады не проводили. Но за победы на разных турнирах в 1883-м и 1884-м он получил звание «любительского чемпиона мира по фигурному катанию».
Первой женщиной, исполнившей аксель, стала норвежка Соня Хени в 1920-х (точная дата не сохранилась).
С тройным акселем ситуация запутанная. Официально первым его сделал канадец Верн Тейлор (1978-й), но прыжок получился с ошибками – недокрут и не слишком удачное приземление. Первый чистый тройной аксель вышел у Александра Фадеева на чемпионате Европы-1981, но и здесь в чистоте прыжка есть сомнения.
У женщин первой прыжок исполнила Мидори Ито (1988-й), но за прошедшие с того момента 33 года тройной аксель на международных соревнованиях сделали только 9 фигуристок. Среди них – россиянки Елизавета Туктамышева и Алена Косторная. А Камила Валиева и Александра Трусова исполняли тройной аксель на российских турнирах.
Четверной аксель пока не удавался никому, и причина здесь проста – это, по сути, граница между прыжками в четыре и пять оборотов (4,5). Попытки, впрочем, были – в сезоне-2018/19 Артур Дмитриев пробовал дважды, но падал.
Двукратный олимпийский чемпион Юдзуру Ханю тренирует четверной аксель и хочет стать первым фигуристом, исполнившим его на международном турнире.
Тулуп (T)
Зубцовый прыжок. По-английски toeloop (toe – носок конька, loop – петля). Фигурист скользит назад на внутреннем ребре правой ноги, затем резко отталкивается левой с внешнего ребра и приземляется на внешнее ребро правой ноги.
Как распознать: спортсмен прыгает после удара по льду одной ногой, а приземляется на другую.
Кто первым исполнил: один из немногих прыжков, который не называется в честь создателя. Хотя изначально так и было – в 1920-м тулуп изобрел американец Брюс Мэйпс, и в первое время прыжок так и назывался – мэйпс. Однако название не прижилось – теперь уже сложно сказать, почему. Но все-таки кое-где тулуп до сих пор зовется «мэйпсом», а именно на в соревнованиях по фигурному катанию на роликах.
Помимо изобретения прыжка, Брюс Мэйпс не добился ничего выдающегося. Он рано закончил кареьру, стал тренером, а потом и вовсе художником по свету на американском телеканале NBC.
Кто и когда впервые сделал двойной тулуп – неизвестно. А вот тройной первым исполнил американец Томас Литц на ЧМ-1964, четверной – канадец Курт Браунинг в 1988-м.
Тулуп Браунинга стал первым в истории четверным прыжком, исполненным на международных соревнованиях. Но тогда прыжок получился с ошибкой на приземлении. Первый чистый четверной тулуп удался Алексею Урманову в 1991-м.
У женщин имена первых исполнительниц двойного и тройного тулупов не сохранились. А вот четверной сделала Александра Трусова на юниорском ЧМ-2018.
Также четверной тулуп исполняют (кто на соревнованиях, кто на тренировках) Камила Валиева, Вероника Жилина, Софья Акатьева, Елизавета Берестовская, Елизавета Туктамышева и Майя Хромых.
Флип (F)
Зубцовый прыжок. Делается так же, как тулуп, разница только в том, что толкается спортсмен правой ногой (а не левой) и приземляется на ту же ногу.
Как распознать: все как с тулупом, только в толчке и приземлении участвует одна и та же нога.
Кто первым прыгнул: пожалуй, у флипа история самая загадочная. Это единственный прыжок, у которого нет создателя. Говорят, что впервые его мог сделать тот самый Брюс Мэйпс, но подтверждения нет.
Американец действительно прыгал флип, но был ли он первым – большой вопрос. Швейцарский тренер Гюстав Люсси, в 1920-е работавший в США, утверждал, что флип придумал именно он, а жена Мэйпса просто подсмотрела его тренировки и поделилась с Брюсом.
Дик Баттон, вошедший в историю как первый исполнитель двойного акселя и тройного риттбергера, был как раз учеником Люсси.
Так что современное название флип получил не из-за фамилии изобретателя, а из-за характерного звука, с которым носок конька врезался в лед во время прыжка.
Исполнители двойного и тройного флипа неизвестны, хотя мужчины делали тройной уже в 1970-х. У женщин первыми стали немки Катарина Витт и Мануэла Рубен (чемпионат Европы-1981).
Четверной флип впервые исполнил японец Шома Уно на командном ЧМ-2016. У женщин четыре оборота скрутила Александра Трусова – она прыгнула его в финале Гран-при-2019/20. Также этот прыжок исполняет Анна Щербакова.
Лутц (Lz)
Зубцовый прыжок. Второй по сложности после акселя: спортсмен скользит на внешнем ребре левой ноги, отталкивается правой и приземляется тоже на правую.
Как распознать: главное отличие от флипа – заход на прыжок с внешнего ребра конька, а не с внутреннего. В этом его основная сложность, и вот почему фигуристы довольно часто делают флип вместо лутца – случайно переходят на внутреннее ребро конька. Такой случайный флип обычно называют флутцем.
Кто первым исполнил: прыжок придумал австриец Алоиз Лутц в 1913 году. И это почти все, что известно об этом спортсмене: он жил в Вене и выступал за местный клуб, никаких особых результатов не добился и умер в 19 лет от воспаления легких.
Четверной лутц прыгнуть пытались многие еще с 1998-го, но впервые его исполнил американец Брэндон Мроз в 2011 году.
Среди женщин четверной лутц первой покорился Александре Трусовой, которая владеет всеми четверными прыжками (кроме акселя, который еще никто не исполнял). Еще его прыгает Анна Щербакова.
Как ставятся оценки за прыжки?
Базовая стоимость всех прыжков меняется год от года, но относительно друг друга они всегда на одной шкале: тулуп – самый дешевый, аксель – самый дорогой.
Затем полученный результат умножают на базовую стоимость прыжка, разделенную на десять. Получается GOE (Grades of Execution или оценка качества выполнения прыжка). GOE прибавляется к базовой стоимости прыжка и получается итоговый результат.
За падение с прыжка у фигуриста отнимают один балл в качестве штрафа. За третье и четвертое падение штраф увеличивается до двух баллов, за пятое и шестое – до трех.
Прыжки могут быть как докрученными (выполнены все обороты), так и недокрученными, что является ошибкой (например, фигурист делает 3,5 оборота вместо четырех). У недокрутов две категории: более 90 градусов и более 180 градусов. Во втором случае базовая стоимость прыжка понижается на ранг ниже (к примеру, вместо недокрученного четверного прыжка засчитывается тройной).
Фото: РИА Новости/Александр Вильф, Владимир Песня
Сальхов (прыжок)
Са́льхов (англ. salchow ) — один из трех рёберных прыжков в фигурном катании (наряду с риттбергером и акселем). Заход на прыжок происходит с дуги назад-внутрь, одновременно с этим свободная нога делает мах вокруг тела, приземление выполняется на наружное ребро на ход назад на маховую ногу. В зависимости от количества вращений в воздухе различают одинарный, двойной, тройной или четверной сальхов. Как правило, для начинающих фигуристов сальхов становится первым однооборотным прыжком (его механика близка к полуоборотному прыжку «перекидной»).
Прыжок назван по имени шведского фигуриста Ульриха Сальхова, впервые исполнившего его в 1909 году. На Олимпийских играх 1920 года американка Тереза Вельд стала первой в истории женщиной, выполнившей прыжок сальхов, однако судьям это не понравилось: по их выражению, «этот прыжок не подходит для леди, так как во время его исполнения юбка задирается выше колен».
Мужчины начали выполнять двойной сальхов в 1920-е годы. Впервые, его исполнил Гиллис Графстрём. В 1936 году, выступая на чемпионате Европы, 15-летняя англичанка Сесилия Колледж стала первой в истории женщиной, которой также покорился сальхов в два оборота.
Первый тройной сальхов был исполнен на чемпионате мира по фигурному катанию 1955 года года Ронни Робертсоном. Среди женщин первой его исполнила фигуристка из ЧССР Яна Мразкова в 1959, по данным североамериканских СМИ — канадка Петра Бурка на чемпионате Канады 1962 года. [1]
В 1998 Тимоти Гейбл стал первым в истории фигуристом, которому покорился четверной сальхов, это случилось в финале Юниорской серии. Впрочем, заподозрили недокрут и зафиксировали рекорд только через месяц. В том же году на Играх доброй воли Гейбл показал чистый четверной сальхов. В финале Гран-при среди юниоров сезона 2001—2002 годов Мики Андо исполнила сальхов в четыре оборота — единственный на июнь 2011 женский четверной прыжок.