Что на месте византии
Византийская империя
Византийская империя: начало
Термин «Византийская империя» был введен в 1557 году немецким историком Иеронимом Вольфом для обозначения грекоязычной Римской империи с центром в Константинополе.
В некоторых исторических текстах Византийскую империю называют Восточной Римской империей. Начало истории Византийской империи обычно связывают с основанием в 330 году Константином Великим крупного города-крепости на Босфоре. Этот город вырос на месте маленького городка Византий и получил название Константинополь по имени своего основателя.
История Византийской империи
В 395 году, незадолго до своей смерти император Феодосий I поделил территорию Римской империи между двумя сыновьями. Таким образом появились Восточная и Западная Римские империи, окончательно освободившиеся друг от друга. Впрочем, люди того времени продолжали считать Рим единым государством.
В 476 году Западная империя, управляемая сыном Феодосия I Гонорием, прекратила свое существование из-за набегов варваров. А Восточная империя, доставшаяся старшему брату Феодосия I Аркадию, начала свой тысячелетний путь, на котором будут падения и взлеты. Именно Византийской империи предстоит стать оплотом христианства. Город Константинополь займет место Рима, его даже будут называть Новым Римом.
Константинополь
Уже в VI веке Константинополь, благодаря своему удачному расположению на пересечении морских и сухопутных путей между Западом и Востоком, Севером и Югом, станет крупнейшим торговым и культурным центром Восточного Средиземноморья.
Кроме того, Константинополь был надежно защищен от внешних врагов, находясь на полуострове, окруженным морем с трех сторон. Лишь дважды за всю историю этот город был взят внешними врагами:
Наличие плодородных равнин способствовало развитию в Византии хлебопашества, возделыванию таких злаковых культур, как пшеница, рожь, ячмень, овес, полба. В приморских районах выращивали оливу. Оливковое масло входило в ежедневный рацион жителей Византии. На юге выращивали хлопок. Также развито было виноградарство. В высокогорных районах Балкан и Малой Азии, а также на плоскогорьях — разводили скот. Рыболовство было очень распространено и рыба, наряду с хлебом, оливками и вином, входила в ежедневный рацион питания жителей Византии.
Расцвет Византийской империи
Расцвет империи пришелся на середину VI века. Побережье Средиземного моря входило в состав Византии. И, даже после территориальных потерь, когда площадь империи ограничивалась лишь двумя полуостровами — Балканами и Малой Азией и островами Эгейского моря, Византийская империя оставалась крупнейшим государством Средневековья. Это длилось и в VII-XII веках.
Кто жил в Византийской империи?
На территории Византийской империи, наряду с греками, жили
Подавляющее большинство жителей говорило на греческом языке и только в VII веке государственным языком Византийской империи стала латынь. Византия эпохи Средневековья была цивилизованным государством с высокой плотностью населения. Византийцы отличались высоким культурным уровнем, они были прекрасными земледельцами, ремесленниками, активного участвовали в общественной жизни. Византия была империей с сильной централизованной властью.
Исторические периоды Византийской империи
Западноевропейские историки выделяют три периода в истории Византии, в то время как их российские коллеги говорят о пяти.
Императоры
С именем одного из самых известных византийских императоров Юстиниана I, который вступил на престол в 527 году, связаны судьбоносные моменты в истории Византии. В период его правления территория Византийской империи увеличилась почти в два раза. Были завоеваны новые территории:
Правление Юстиниана ознаменовалось войнами со славянами, аварами, персами. Хоть им и не удалось захватить больших территорий Византии, некоторые города Византийской империи были разрушены. Юстиниан, которому нужны были средства на ведение войны, обложил население высокими налогами, что привело к бунту. В то же время разразилась эпидемия чумы. Кроме того, при Юстиниане гражданская и церковная власти объединились. Все это привело к ослаблению Византийской империи.
На этом фоне для укрепления монархической власти, Юстиниан ввел понятие «Божьего помазанника». Утверждение о том, что монарх получает власть от Бога легло в основу теории, принятой впоследствии в будущих империях.
В период VI-VII веков многие территории Византийской империи были потеряны из-за войн с персами, славянами, лангобардами и аварами. Даже завоевании Армении византийским императором Ираклием I не спасло ситуацию.
В этот период Византии пришлось воевать с арабами. Угроза нависла над Константинополем, который с 673 по 678 г.г. находился в осаде. Однако применение так называемого «греческого огня» помогло правившему тогда императору Константину IV отстоять столицу Византийской империи.
В этот период греческий язык заменил латинский в качестве государственного языка.
VIII век: с именем правившего в этот период императора Льва III связана победа над арабами и предотвращение дальнейшего распада государства. Кроме того, Лев III известен в истории политикой иконоборчества. Люди, уставшие от войны с арабами возносили молитвы перед иконами в поисках выхода из кризисной ситуации. Лев III стремился ограничить влияние Церкви на государство и общество, проводя политику борьбы с иконопочитанием. Лишь в 787 году императрица Ирина вновь положила конец этой политике.
IX-X века: этот период ознаменовался напряженной ситуацией внутри страны, где из-за возрождения иконоборчества в 821-823 г.г. шла гражданская война между сторонниками и противниками этой политики. На внешних границах империи также было неспокойно. Карл Великий (король Франков) угрожал с Запада. У Восточной границы Византии угрожал Багдадский халифат, захвативший Сицилию и Крит. Не прекращались столкновения с болгарами. В этот трудный период, согласно историческим источникам, Византия впервые стала контактировать с племенами русов. Начавшееся в 867 году правления новой Македонской династии вновь принесло империи могущество и процветание.
Известные имена правителей этой династии:
В этот период к Византийской империи вновь был присоединен Крит, а также Юг Аппенинского полуострова и Болгарии.
XI-XIX века: в этот период произошло много событий, которые в начале привели к усилению государства, а затем к феодальной раздробленности и в конечном счете к упадку империи.
Упадок Византийской империи
Процесс феодальной раздробленности особенно усилился во время правления династии Ангелов. От империи отпадали провинции, отказываясь от Константинопольской власти. В 1187 году независимости добилась Болгария, а в 1190 — Сербия.
XIII век: в 1204 году Константинополь был захвачен крестоносцами. Византийская империя распалась на пять государств:
15 августа 1261 года — важнейшая дата в истории Византии. В этот день монарх Никейской империи Михаил VIII Палеолог разгромил крестоносцев и вошел в Константинополь. В 1337 к восстановленной Византийской империи присоединилось Эпирское царство.
Кризис и падение
В XIV и XV веках Византия постоянно воевала с турками-османами. Византийские монархи Иоанн V и Мануил II пытались не допустить крушения империи. Они даже пошли на подписание унии, которая объединила Церкви Византии и Рима, чтобы получить от Рима военную поддержку. Это была очень непопулярная среди населения мера. В дальнейшем она привела к ослаблению государства. В XIV веке турки одержали ряд важных побед, которые привели к утрате Византийской империей значительных территорий. Византия была уже небольшим государством и не могла больше сопротивляться захватническим планам Османской империи.
30 мая 1453 года, несмотря на мужественное сопротивление защитников Константинополя во главе с Константином XI, султан Мехмед II вошел в Константинополь. Историки считают эту дату днем падения Византийской империи.
Византийскую империю называют «золотым мостом», соединившим античность и новую историю. Благодаря Византии достижения древнего Рима не пропали в темные века раннего Средневековья. Византийцы сумели не только сохранить античную культуру, но и соединить ее с христианскими ценностями. Именно благодаря византийцам, сохранились рукописи античных философов. Это помогло Европе познакомилась с культурой, которой мы обязаны возникновению Ренессанса. Древняя Русь не знала бы христианской веры без Византии. В 988 году произошло Крещение Руси.
Читайте также:
Византия и Византийская империя – кусочек античности в средние века
Содержание:
То великое влияние, какое оказала в эпоху мрачного средневековья Византийская империя на историю (а также религию, культуру, искусство) многих европейских стран (включая нашу) трудно охватить в рамках одной статьи. Но мы все же попробуем это сделать, и максимально рассказать вам об истории Византии, ее быте, культуре и многом другом, одним словом, с помощью нашей машины времени отправить вас во времена высочайшего расцвета Византийской империи, итак устраивайтесь поудобнее и поехали.
Где находится Византия
Но прежде чем отправится в путешествие во времени, сперва давайте разберемся с перемещением в пространстве, и определим где же находится (точнее находилась) Византия на карте. На самом деле в разные моменты исторического развития границы Византийской империи постоянно менялись, расширяясь в моменты развития и сокращаясь в периоды упадка.
Например, на этой карте Византия показана в период своего расцвета и как мы видим в те времена она занимала всю территорию современной Греции и Турции, часть территории современной Болгарии и Италии и многочисленные острова в Средиземном море.
В эпоху правления императора Юстиниана территория Византийской империи была еще больше, и власть византийского императора простиралась также на Северную Африку (Ливию и Египет), Ближний Восток, (в том числе славный город Иерусалим). Но постепенно их оттуда начали вытеснять сперва персы, с которыми Византия на протяжении веков находилась в состоянии перманентной войны, а затем и воинственные арабские кочевники, несущие в своих сердцах знамя новой религии – ислама.
А здесь на карте показаны владения Византии в момент ее упадка, в 1453 году, как видим в это время ее территория сократилась до Константинополя с окрестными территориями и части современной Южной Греции.
История
Византийская империя является наследницей другой великой империи – Римской. В 395 году, после смерти римского императора Феодосия І произошло разделение Римской империи на Западную и Восточную. Разделение это было вызвано политическими причинами, а именно у императора было два сына, и вероятно, чтобы никого из них не обделить старший сын Флавий стал императором Восточной римской империи, а младший сын Гонорий – соответственно императором Западной римской империи. Сперва разделение это было чисто номинальным, и в глазах миллионов граждан сверхдержавы античности это была все та же одна большая Римская империя.
Но как мы знаем постепенно Римская империя стала клониться к своей гибели, чему в немалой степени способствовали как упадки нравов в самой империи, так и волны воинственных варварских племен, то и дело накатывавшие на границы империи. И вот уже в V веке Западная римская империя окончательно пала, вечный город Рим был захвачен и разграблен варварами, в эпохи античности пришел конец, наступило средневековье.
Но Восточная римская империя благодаря счастливому стечению обстоятельств уцелела, центр ее культурной и политической жизни сконцентрировался вокруг столицы новой империи Константинополя ставшего в средние века самым большим городом в Европе. Волны варваров прошли стороной, хотя, разумеется, тоже имели свое влияние, но например, от свирепого гуннского завоевателя Аттилы правители Восточной римской империи благоразумно предпочли откупиться золотом, нежели воевать. Да и разрушительный порыв варваров был направлен именно на Рим и Западную римскую империю, что спасло империю Восточную, из которой после падения империи Западной в V веке и образовалось новое великое государство Византия или Византийская империя.
Хотя население Византии и состояло преимущественно из греков, они всегда ощущали себя наследниками великой Римской империи и называли соответственно – «ромеями», что по-гречески значит «римлянами».
Уже с VI века при правлении блистательного императора Юстиниана и его не менее блистательной супруги Феодоры (на нашем сайте есть интересная статья об этой «первой леди Византии», переходите по ссылке) Византийская империя начинает потихоньку отвоевывать территории занятые в свое время варварами. Так византийцами у варваров лангобардов были захвачены значительные территории современной Италии, некогда принадлежавшие Западной римской империи, власть византийского императора простирается и в северную Африку, тамошний город Александрия становится важным экономическим и культурным центром империи в этом регионе. Военные походы Византии простираются и на Восток, где протяжении нескольких веков идут непрерывные войны с персами.
Само географическое положение Византии, раскинувшей свои владения сразу на трех континентах (Европе, Азии, Африке) сделало из Византийской империи своеобразный мостик между Западом и Востоком, страной, в которой смешались культуры разных народов. Все это наложило свой отпечаток на общественную и политическую жизнь, религиозно-философские идеи и конечно же искусство.
Условно историю Византийской империи историки разделяют на пять периодов, приведем их краткое описание:
Падение
Каковы же основные причины падения Византии? Почему империя, владевшая такими обширными территориями и таким могуществом (как военным, так и культурным) пала? В первую очередь самой важной причиной стало усиление Османской империи, по сути, Византия стала одной их первых жертв, впоследствии османские янычары и сипахи немало нервов потреплют и многим другим европейским народам, дойдя даже до Вены в 1529 году (откуда их выбили только объединенными усилиями австрийские и польские войска короля Яна Собеського).
Но помимо турков Византия имела и ряд внутренних проблем, постоянные войны измотали эту страну, многие территории, которыми она владела в прошлом, оказались потерянными. Сказался и конфликт с католической Европой, вылившийся в четвертый крестовый поход, направленный не против неверных мусульман, а таки против византийцев, этих «неправильных православных христиан-еретиков» (с точки зрения католиков-крестоносцев, разумеется). Стоит ли говорить, что четвертый крестовый поход, результатом которого стало временное завоевание Константинополя крестоносцами и образование так званой «Латинской республики» был еще одной важной причиной последующего упадка и падения Византийской империи.
Также падению Византии немало поспособствовали и многочисленные политические смуты, сопровождавшие заключительный пятый этап истории Византии. Так, например, византийский император Иоанн Палеолог V, правивший с 1341 по 1391 годы, свергался с престола целых три раза (интересно, что сперва своим свекром, потом сыном, потом внуком). Турки же умело использовали интриги при дворе византийских императоров в своих корыстных целях.
В 1347 году по территории Византии прокатилась самая страшная эпидемия чумы, черной смерти, как называли эту болезнь в средние века, эпидемия унесла примерно треть жителей Византии, что стало еще одной причиной ослабления и падения империи.
Когда стало понятно, что турки вот-вот сметут Византию, последняя стала вновь искать помощи у Запада, но с католическими странами, а также римским папой отношения были более чем натянуты, на помощь пришла только Венеция, чьи купцы выгодно торговали с Византией, а в самом Константинополе был даже целый венецианский купеческий квартал. В это же время Генуя, бывшая торговым и политическим противником Венеции, наоборот всячески помогала туркам и была заинтересована в падении Византии (в первую очередь с целью доставить проблем своим торговым конкурентам венецианцам). Одним словом, вместо того, чтобы сплотится и помочь Византии устоять под ударом турков-осман, европейцы преследовали свои личные интересы, горстка венецианских солдат и добровольцев, все же отправленная на помощь осажденному турками Константинополю уже ничего сделать не могла.
Осада Константинополя турками.
29 мая 1453 года древняя столица Византии, город Константинополь пал (впоследствии был переименован турками в Стамбул), вместе с ним пала и некогда великая Византия.
Культура
Культура Византии является продуктом смешение культур многих народов: греков, римлян, евреев, армян, египетских коптов и первых сирийских христиан. Самой яркой частью византийской культуры является ее античное наследие. Многие традиции времен античной Греции сохранились и преобразились в Византии. Так разговорным письменным языком граждан империи был именно греческий. Города Византийской империи сохранили греческую архитектуру, устройство византийских городов, опять таки позаимствовано из античной Греции: сердцем города была агора – широкая площадь, на которой проходили народные собрания. Сами города были обильно украшены фонтанами и статуями.
Лучшие мастера и архитекторы империи возводили дворцы византийских императоров в Константинополе, самым знаменитым среди них является Большой императорский дворец Юстиниана.
Остатки этого дворца на средневековой гравюре.
В византийских городах активно продолжали развиваться античные ремесла, шедевры тамошних ювелиров, мастеров, ткачей, кузнецов, художников, ценились по всей Европе, мастерство византийских мастеров активно перенимали представители других народов, в том числе славян.
Большое значение в общественной, культурной, политической и спортивной жизни Византии имели ипподромы, где проходили гонки на колесницах. Они для ромеев были примерно тем же, чем для многих сегодня является футбол. Были даже свои, говоря современным, языком фан-клубы болевшие за ту или иную команду колесничих гончих. Подобно тому, как современные футбольные фанаты ультрас, болеющие за разные футбольные клубы время от времени устраивают драки и потасовки между собой, также большими охочими к этому делу были и византийские фанаты гонок на колесницах.
Но помимо просто беспорядков, разные группировки византийских фанатов, имели и сильное политическое влияние. Так однажды рядовая потасовка болельщиков на ипподроме привела к крупнейшему в истории Византии восстанию, известному под именем «Ника» (буквально «побеждай», таким был лозунг восставших фанатов). Восстание болельщиков «Ника» чуть не привело к свержению императора Юстиниана. Лишь благодаря решительности его супруги Феодоры и подкупу лидеров восстания, его удалось подавить.
Ипподром в Константинополе.
В юриспруденции Византии безраздельно господствовало Римское право, доставшееся в наследие от Римской империи. Причем именно в Византийской империи теория римского права приобрела свою окончательную форму, были сформированы такие ключевые понятия как закон, право, обычай.
Экономика в Византии также во многом была обусловлена наследием Римской империи. Каждый свободный гражданин платил в казну налоги со своего имущества и трудовой деятельности (подобная налоговая система практиковалась и в древнем Риме). Высокие налоги часто становились причиной массовых недовольств, а то и смут. Византийские монеты (известны как ромейская монета) обращались по всей Европе. Эти монеты были очень похожи на римские, но византийские императоры внесли в них лишь ряд незначительных изменений. Первые монеты, которые стали чеканиться в странах западной Европы, в свою очередь были подражанием ромейским монетам.
Так выглядели монеты в Византийской империи.
Большое влияние на культуру Византии имела, конечно же, религия, о чем читайте дальше.
Религия
В религиозном плане Византия стала центром православного христианства. Но перед тем, именно на ее территории образовались самые многочисленные общины первых христиан, которые весьма обогатили ее культуру, особенно в части строительства храмов, а также в искусстве иконописи, которое зародилось именно в Византии.
Постепенно христианские храмы стали центром общественной жизни византийских граждан, оттеснив в этом плане античные агоры и ипподромы с их буйными фанатами. Монументальные византийские церкви, построенные в V-X веках, сочетают в себе как античную архитектуру (у которой христианские зодчие много чего позаимствовали) так и уже христианскую символику. Самым прекрасным храмовым творением в этом плане с полным правом может считаться церковь святой Софии в Константинополе, преобразованная впоследствии в мечеть.
Искусство
Искусство Византии было неразрывно связано с религией, и самым прекрасным, что оно дало миру, было искусство иконописи и искусство мозаичных фресок, которыми украшались многие храмы.
Правда с иконами была связана одна из политически-религиозных смут в истории Византии, известная как Иконоборчество. Так называлось религиозно-политическое течение в Византии считающие иконы идолами, а значит подлежащими истреблению. В 730 году император Лев ІІІ Исавр официально запретил почитание икон. В результате тысячи икон, а также мозаик были уничтожены.
Впоследствии власть сменилась, в 787 году на трон взошла императрица Ирина, которая вернула обратно почитание икон, и искусство иконописи возродилось с прежней силой.
Художественная школа византийских иконописцев задала традиции иконописи для всего мира, в том числе большим было ее влияние и на искусство иконописи в Киевской Руси.
Видео
И в завершение интересное видео об Византийской империи.
Константинополь – столица империи (+ВИДЕО)
История Византии. Беседа 5-я
Почему столица империи переносится на греческий Восток? Какие черты унаследовал Константинополь от древнего Рима, и какие являют его прежде всего христианским городом? Как было организовано его городское пространство, его жизнь? Какие образцы Новый Рим дал другим христианским столицам, русским городам? Рассказывает историк Павел Кузенков.
Здравствуйте, дорогие зрители! Сегодня мы поговорим о Константинополе. Этот город, основанный святым равноапостольным императором Константином Великим, стал Новым Римом – новой столицей великой Римской империи.
Это один из немногих городов в истории человечества, у которых есть точная дата рождения: 11 мая 330 года (24 мая по новому стилю) – в этот день прошла официальная церемония так называемого «обновления» (как мы сейчас переводим), или освящения, города, которую возглавлял сам император.
Вспомним историю основания этого города – Второго Рима, или Нового Рима, как его официально именовали, поскольку Москва является своего рода Новым Константинополем, или Третьим Римом, и отношения между нашей столицей и этим городом (ныне именуемым Стамбулом) очень близкие – я имею в виду отношения не формально политические, но прежде всего сакрально-духовные.
Притяжение греческого Востока
Константинополь – город святого Константина – изначально был задуман императором как восточная столица огромной империи, которая простиралась от Атлантического океана до Междуречья, как столица государства, которое было основано еще во времена Республики и с императора Августа стало империей, монархической державой, объединявшей самые разные народы и самые разные культуры, но в основном державшейся на двух ключевых элементах: греческий Восток и латинский Запад.
Греческий Восток воплощал собой культурное начало, традиции, связанные с Древней Грецией, с эллинистическими государствами – наследниками державы Александра Великого. Запад со времен борьбы Рима и Карфагена воплощал собою военное, юридическое начало, организационное начало, и именно римские императоры, римские правители взяли на себя труд и достаточно большую задачу – организовать все это средиземноморское пространство, взяв его в единый политический обруч римской державы, римских легионов. Но что касается культуры, что касается традиций, связанных с наукой, отчасти даже и с религией (потому что римляне своих богов отождествлять старались именно с греческими) и в первую очередь, конечно, традиций, связанных с научными и философскими знаниями, то всё это принадлежало именно грекам. И даже была такая римская поговорка: порабощенная Греция захватила Рим.
Действительно, это было именно так: Восток и Запад империи находились в очень органичном симбиозе, где не было однозначного лидера. Конечно, военный лидер был на Западе, это был Рим, но культурное первенство принадлежало именно Востоку империи.
А когда со времен римско-персидских войн III – начала IV века выявилось и фундаментальное военно-политическое значение восточной части империи, то императоры все чаще и чаще стали находиться именно там – в Малой Азии, вблизи персидской границы, и все чаще и чаще именно там оказывалась их ставка, их двор.
Но в Римской империи понятие «столица» было отделено от местонахождения императора, потому что столицей считался город, где находится Сенат империи, и поскольку древний Сенат находился именно в Риме, то императорская ставка рассматривалась как временная, военно-полевая столица. Задумка Константина была гораздо более серьезная, чем получить очередную ставку на Востоке: он хотел создать именно новый Рим, то есть перенести в этот город и Сенат. Именно так он видел свою задачу.
Троя или Византий?
Троянский эпос помогал империи обрести единство: оказывалось, что и Рим является частью древнегреческого ареала
Первоначально его взор обратился на берега Эгейского моря – туда, где в древности находилась Троя. Именно там Константин поначалу хотел построить новую столицу. Троя в истории Рима играет особую, уникальную роль. С одной стороны, этот город связан именно с греческой историей, и именно цикл о Троянской войне считается основным историческим эпосом древнегреческого мировоззрения – исторического, историософского, культурного. Но троянцы – соперники эллинов в эпосе, связанном с Троянской войной. Для римлян же троянцы – как раз их прародители, потому что, по преданию, которое воплощено было в «Энеиде» Вергилия, именно из Трои прибыли в Италию предки древних римлян – основателей древнего Рима Ромула и Рема. И впоследствии этот троянский след римской истории всегда подчеркивался. Тем самым Рим находил некую историческую и культурную связь с Востоком, и троянский миф, троянский эпос как раз помогал империи обрести единство: оказывалось, что и Рим является частью древнегреческого – троянского – ареала.
Но Троя к тому времени давно уже исчезла, остались только руины, и руины эти находились в достаточно неудобном для политического действия месте. Но не только неудобство расположения сыграло здесь роль: по преданию, здесь еще играла роль мистика. Дело в том, что основание Константинополя в том месте, где он сейчас находится, то есть на мысе древнего полуострова Европа, в честь которого, собственно, и весь континент получил свое название, на мысе Мраморного моря, у Босфора, по преданию, которое зафиксировано было уже в глубокой древности, восходит к вещему сну императора Константина, который увидел некое небесное знамение о том, что город должен быть основан именно здесь, напротив древней и к тому времени уже лежавшей в руинах из-за землетрясения столицы Никомидии, и именно на европейском берегу Босфора.
Границы, очерченные ангелом
Место это, сейчас всем хорошо известное, во многих отношениях очень удобно. С одной стороны, оно находится в стратегически ключевом пункте всей евразийской системы торговых путей, потому что соединяет и сухопутные маршруты из Азии в Европу, и морской маршрут из Черноморского региона в Средиземное море. Он очень хорошо защищен, этот треугольник, на котором располагался древний Византий, в честь которого, собственно, мы и называем империю Византийской.
Конечно, Константинополь оказался гораздо больше, чем этот древний маленький городок, но, тем не менее, размера полуострова хватало для новой столицы. С двух сторон город был огражден естественными морскими препятствиями – Мраморным морем и заливом Золотой Рог, который вытягивается со стороны Босфора. И только с одной стороны требовалось возведение хорошо укрепленных стен. Так что город был еще и прекрасно укреплен, что впоследствии сослужило ему прекрасную службу. Фактически Константинополь за всю свою историю был взят только два раза, а именно: в 1204 году крестоносцами и в 1453 году турками, и оба раза это была очень напряженная осада. И оба эти взятия – и первое, и второе – не обошлись без предательства, так что это не было в прямом смысле военным поражением.
Такое естественное укрепление города помогало ему переживать самые тяжелые времена в своей истории. Повторюсь: это была одна из самых хорошо укрепленных столиц всего европейского континента.
Что касается сакрального значения города, то, по преданию, когда император Константин определял его границы, перед ним шел некий посланец Небес, ангел, как это записано в некоторых источниках. И когда изумленные царедворцы удивились, почему такие большие размеры городских стен, не пора ли остановиться, уж слишком огромный получался город, император сказал: «Остановлюсь тогда, когда остановится тот, который идет впереди меня». Никто не видел этого посланника, это мистическое существо, но император остановился только тогда, когда произошло нечто, что указывало ему свыше размеры этого будущего города.
Собор – новый центр городского пространства
Форум и акрополь были полюсами, организовывающими пространство древних городов. В Новом Риме эту функцию выполнял собор
Константинополь еще интересен и важен для нас тем, что это первый в истории город, который задуман и построен именно как христианский. Центром античного и древнего города являлся по преимуществу форум, или, как это называлось по-гречески, агора – рыночная площадь. И акрополь. У древних городов было два центра: центр гражданский, связанный с торгом, – он обычно находился в низине, чтобы удобно было доставлять товары; это, собственно, в Риме и олицетворяет собой Форум, – и центр военный, куда спасалось население в случае опасности: в Риме это Капитолийский холм, в Афинах – Акрополь. Во всех древних городах форум и акрополь создавали такую систему полюсов, вокруг которых создавался город.
Константинополь в этом отношении совершенно уникален. В нем тоже есть система форумов, есть центральный форум – Форум Константина, есть и акрополь, оставшийся еще со времен Византия, укрепленный, маленький, что-то типа кремля, на мысе, выдающемся в Босфор. Но все-таки духовным центром и вообще политическим, культурным центром города стал не форум и не акрополь, а этим центром стал собор – собор Святой Софии, заложенный императором напротив дворца. Дворец и собор и связанный с ними комплекс сооружений, включающих ипподром, включающих другие храмы и выходящих на форум, на центральную улицу города, то есть некая связка политической, экономической и духовной жизни этой новой столицы империи, составляли совершенно уникальное новое соцветие элементов городской инфраструктуры, вокруг которой потом и вырос огромный Константинополь.
Это очень важно, потому что впоследствии христианские города всего мира имели своим центром именно храм, и это мы хорошо знаем по Москве. Мало кто помнит, что и в Санкт-Петербурге изначально центром был Троицкий собор, к сожалению, ныне не существующий, но Петр именно его мыслил в качестве духовного центра города. Константинополь задает такую парадигму, модель для будущих христианских городов, и важно, что это сочетание дворца и собора, впоследствии патриаршего, – а в то время, при Константине, Константинополь, как молодой город, еще не имел важного церковного значения, но уже его потенциал был понятен, – так вот, это сочетание государственного и церковного центров играло ключевую роль в истории всей уже христианизированной Римской империи, которую мы называем Византийской. Поэтому Константинополь – это архетип христианской столицы.
«Запад есть Запад, Восток есть Восток»
Что еще важно: Константин задумал перенести туда и Сенат. Вообще его идея была не просто создать Второй Рим, а перенести туда древний, то есть фактически не вторую, а первую столицу империи создать на новом месте. Эта идея не реализовалась в силу целого ряда причин, в первую очередь оттого, что римская аристократия, которая, собственно, и составляла Сенат, не спешила вслед за Константином принимать христианство. В основном сенаторы, как представители древних родов, оставались приверженцами, как это считалось, «отеческой религии», древней религии, то есть язычества. И несмотря на все усилия Константина, на огромные привилегии, которые обещались переселенцам, – фактически строились уже готовые дворцы, надо было просто переехать, – очень малая часть древнеримской аристократии последовала за Константином на новое место. По сути, древний Рим остался там, где был, и Сенат остался там же. Впоследствии это привело к тому, что там, на Западе, время от времени появлялись императоры Западной империи; правда, жили они в основном в Равенне, не в самом Риме, или в Медиолане, но Запад остался, что называется, Западом.
А Константин, будучи человеком абсолютно западным по происхождению и по воспитанию, тем не менее переехал на Восток и старался укорениться на Востоке: учил греческий язык и завел очень тесные отношения с иерархами восточных провинций, потому что он каким-то особым чутьем, особой интуицией чувствовал, что именно здесь, на Востоке – будущее христианского Рима, христианской империи. Этому очень много было причин, но одна из них – то, что христианство появляется на Востоке: именно из Палестины, из восточной провинции Рима оно начинает свое победное шествие по Средиземноморью; именно там, в восточном регионе, появляются первые общины, которые создает апостол Павел; там в основном и закончили свой земной путь апостолы; там возникают первые Церкви, первые епархии. На западной территории – только один знаменитый апостол – апостол Петр, вокруг которого и конструируется латинская, именно Западная Церковь. На Востоке все гораздо богаче, гораздо интенсивнее: огромное количество церковных епархий возникает уже в глубокой древности.
«Миллионник»
Когда Константин в 324 году становится императором, победив Лициния, своего соправителя и бывшего друга, с которым они повздорили как раз на почве отношения к христианству, он уже переехал на Восток – сначала в Никею, потому что Никомидия лежала в руинах. Там, в Никее, Константин почувствовал себя в христианском окружении, и одно из первых его деяний – знаменитый Первый Вселенский Собор 325 года. И в это же время он закладывает новую столицу. Примерно в 327 году, мы считаем, начинается создание города на месте древнего Византия, и уже за три года город построен: 11 мая 330 года (24 мая по новому стилю) происходит его освящение. Это необычайно короткий срок для строительства такого грандиозного, можно сказать, мегаполиса, потому что Константинополь по масштабам поздней античности был одним из очень крупных городов. И к концу IV века, в правление императора Феодосия Великого, это был уже гигантский город, почти «миллионник».
Нам трудно представить, как существовали такие гигантские города в древности, где не было тех технических изобретений, которые известны нам: водопровода, канализации, электричества, но, тем не менее, археологические раскопки показывают, что инфраструктура города была очень хорошо разработана, продумана, и те же канализация и водопровод функционировали, но другими техническими методами, в основном связанными с самотоком: город находился на холмах – это один из принципов древнего градостроительства, – и склоны холмов играли роль естественных водонапоров, и можно было так и очищать улицы от всякого рода нечистот, и в то же время двигать воду по разного рода искусственным сооружениям.
Проблема воды решалась с помощью акведуков и множества огромных подземных водохранилищ
При всех своих плюсах Константинополь имел один существенный минус: он не стоял на большой реке. Как мы знаем, основные города все-таки строятся на реках: река дает городу постоянный приток воды – питьевой и для всякого иного рода нужд. А в Константинополе эту задачу пришлось решать технически. Поэтому река в Константинополь была приведена рукотворно, через так называемый акведук, который тянулся на многие десятки километров – через горы, ущелья – и снабжал город водою. Но поскольку на случай всякого рода непредвиденных обстоятельств требовались и запасы воды, весь город, весь Константинополь был усеян огромными подземными водохранилищами, так называемыми цистернами, некоторые из них сохранились до наших дней и являют собой совершенно эффектное, исключительное зрелище гигантских подземных водоемов, которыми пользовались во время осады или во времена засушливых сезонов.
Когда задача снабжения города водою была решена, город стал расти как на дрожжах и достиг огромного масштаба, став самым крупным городом Востока империи, взяв верх над Александрией, Антиохией, Эфесом – древними мегаполисами. Но, тем не менее, конкуренция с этими городами у него оставалась: в течение почти двух веков Константинополь, и особенно это касается его церковного статуса, боролся за право признания.
От апостола Андрея
Город-новичок, город-чужак, он часто воспринимался в штыки, и мы хорошо знаем о борьбе, которая разгорелась в IV и V веках вокруг Константинопольского патриаршего престола.
Местное церковное предание возводило начало Церкви старого Византия к проповеди апостола Андрея
А это противостояние Петра и Андрея, точнее – некое соперничество их, а они же родные братья, это надо помнить… так вот, это соперничество символическим образом выражалось впоследствии в виде иконы, где апостол Петр и апостол Андрей символизируют собою два Рима: апостол Петр – Рим древний, апостол Андрей – Новый Рим.
Константинополь – это первый город в мире, изначально строящийся христианским императором. Это не означает, что в городе вообще не было языческих элементов. Они, конечно, были, потому что основное население империи были язычники. Император по своему статусу оставался pontifix maximus – главой языческой религии, поэтому Константин не спешил навязывать христианство своим подданным – он, скорее, стремился являть свое личное христианство.
Одним из главных соборов, которые он сам строил, является собор Двенадцати апостолов, где он хотел быть похороненным, где он уже уготовал себе могилу в окружении 12 апостолов, за мощами которых отправились во все концы империи специальные комиссии для того, чтобы их обрести и доставить. К сожалению, далеко не все, только мощи двух или трех апостолов удалось обнаружить и доставить в этот собор, но, тем не менее, сама идея, что император желает покоиться в окружении самых ярких для христиан деятелей, учеников Господа, показывает, что отныне вся империя изменилась, она теперь ориентирована не на поклонение Зевсу и Юпитеру, а на христианское учение, христианское начало, в том числе и на христианское церковное богослужение.
И здесь очень важный момент: император – не часть церковного управления. Константин четко отмежевался от того, чтобы возглавить Церковь. Но император уже не мыслится вне Церкви, и он как раз соединяет политическое и религиозное начала в своей фигуре. Это не мешало статуе Константина возвышаться на форуме, на колонне, с короной Гелиоса на голове, – это было выражение классического античного представления об императоре как о солнце, но это уже не было обожествленное изображение, это уже была, как бы сейчас сказали, некая форма памятника – памятника, который символизировал память о великом деянии, великом деятеле, но религиозная составляющая этого компонента римской культуры сходила на нет.
Возле собора и дворца неслучайно располагались лавки с благовониями: здесь должно особо хорошо пахнуть
Поэтому форум в Древнем Риме и форум в Константинополе – это разные все-таки явления. Константинопольские форумы в основном торговые, их было четыре крупных, множество более мелких. И сама торговая жизнь в новой столице была организована очень разумно, и я бы даже сказал – гениально. В центре города, рядом с императорским дворцом, располагались торговые ряды самых престижных купцов – ювелиров и, как ни странно, парфюмеров, – и это тоже очень важная черта. В древнем городе, как мы знаем, было обилие всякого рода запахов, в том числе и очень неприятных, и когда на центральной площади города располагалось огромное количество лавок парфюмеров, это создавало особую атмосферу: здесь, в эпицентре, там, где стоит собор Святой Софии, там, где стоит императорский дворец, была особая атмосфера благоухания, благовония. Дальше располагались тоже обладающие приятным ароматом лавки хлебопеков, и только далеко, в нескольких километрах от дворца, располагались уже лавки мясоторговцев и торговцев скотом. Вот эта в том числе и эстетическая организация городского пространства тоже играла большую роль.
Реликварий размером с город
Константинополь изначально стал для империи не просто вторым Римом – он стал своего рода Новым Иерусалимом, и это тоже очень важный момент, об этом пишут многие древние авторы. Перенесение сюда, в этот город и мощей апостолов, и многих других христианских реликвий была одной из идей Константина Великого. Как мы знаем, его мать, равноапостольная Елена, потратила много усилий на поиск этих древних христианских святынь. Она обрела в Святой Земле Животворящий Крест Господень, частицы которого были доставлены в Константинополь; она обрела много других реликвий. И эти реликвии были частью городского пространства, потому что и статуя Константина на форуме, о которой я уже упоминал, имела в своем основании гвозди с того самого чудотворного Креста, который обрела царица Елена. Это был некий духовный талисман, духовный хранитель Константинополя, выраженный в виде христианской святыни.
Впоследствии количество этих святынь постоянно росло, и, когда крестоносцы в 1204 году захватили город, они нашли там целые россыпи древних святынь самого разного вида и растащили их по всей Европе – немилосердно, но, с другой стороны, понимая, что это как раз и есть сокровище, гораздо большее, чем золото или какие-то драгоценности. Эти древние реликвии оказались в разных городах мира: в Париже, Майнце, Вене… – и фактически вот с этого момента разграбления древней столицы империи начинается путешествие древних святынь по европейскому миру, многие из них сейчас уже даже и в Америке. А Константинополь был собирателем этих святынь.
Но интересно, что Константин не ограничился сбором именно христианских реликвий, он еще превратил Константинополь в огромный музей – он решил собрать в этот город все самое интересное, что существовало вообще в империи. Конечно, египетские пирамиды перенести туда он просто технически не смог, хотя у него были такие планы, а вот обелиски из древнего Луксора – а это гораздо дальше, чем пирамиды, это Верхний Нил – перенес. Нашлись на это средства и технические возможности, и они были доставлены. Правда, один из них уехал в древний Рим, там долгое время валялся, пока его папы не поставили в центре Ватикана – и если кто был в Ватикане, он видел этот древний египетский обелиск, доставленный по приказу Константина.
Второй обелиск прибыл в Константинополь и нашел свое место на центральной преграде ипподрома. Там же, на этой преграде ипподрома, были установлены древняя греческая так называемая «змеиная колонна», которая напоминала грекам о Марафонской битве, – она создана из персидских щитов и доспехов, которые валялись на поле брани, это символ победы греков над персами в знаменитых греко-персидских войнах, – и много других святынь и реликвий. Большинство из них погибло, остался только обелиск и обрубленная уже в Новое время при неизвестных обстоятельствах «змеиная колонна».
Этих святынь, как мы знаем, было очень много, и фактически весь город был украшен древними антиками или реликвиями, но к ним уже относились именно как к музейным древностям, никто им уже не придавал какого-то сакрального значения, хотя, конечно, язычники были довольны тем, что город украшен в том числе и древними памятниками.
Константинополь был городом диалога культур, но доминирующей была христианская
Этот город был, я бы сказал, городом диалога культур, в котором, конечно, доминировала христианская тема, христианский голос, потому что император был христианин, но в то же время город знаменовал собой преемство и древних традиций. И то, что он был построен на месте древнего Византия, часто подчеркивалось византийскими авторами, которые писали о нем, именно антикизируя его, говоря о том, что мы с вами – жители Византия, мы византийцы, и впоследствии это слово перешло уже в литературу Нового времени, а всю империю стали называть именно так: Византийской империей.
К Риму Третьему
Во многих русских городах есть элементы топографии Константинополя
Мы имели дело с греками, и этот греческий Царьград стал символом греческого царства, столицей, на которую равнялись и наши древние города. Во многих наших городах есть элементы топографии Константинополя, например в Киеве есть Золотые ворота, Софийский собор. Когда Ярослав Мудрый строил свой Киев, он в определенной степени ориентировался на Константинополь. И во Владимире тоже есть Золотые ворота, но там уже вместо Софийского собора – Успенский собор, а в Москве уже только Успенский собор. Москва – это уже третья ступень того константинопольского начала, не остается уже прямых параллелей с Константинополем, но зато остается сакральное начало: идея храма как центра. И Успенский собор в Москве вообще знаменует собой Москву как таковую. Точно так же, как в Константинополе символом города была Святая София, которая заложена была при Константине, построена при его сыновьях, создана в том виде, в котором сейчас она красуется, при императоре Юстиниане, после очередного пожара.
Собор и ипподром
И, действительно, Святая София, или «око вселенной», как ее иногда называли, представляет собой главный, стержневой элемент Константинополя как города. И когда подплываешь к городу с моря, с какой бы стороны ты ни приближался к нему, первое, что видишь на горизонте, – это возвышающийся величественный купол Софийского собора, который, как ни парадоксально, по мере приближения к городу как раз уменьшается, – я не знаю, как этот оптический эффект был разработан древними архитекторами, но вот такое чудо: сначала ты видишь только этот собор, потом постепенно он утопает в окрестных постройках, и, уже придя в Константинополь, выйдя на центральную дворцовую площадь, ты вновь видишь всю эту великолепную красоту. И собор, и дворец.
Дворец тоже очень важная часть константинопольского городского пространства, и он связан с ипподромом. Казалось бы, что может быть общего между спортивными играми и церковными обрядами. Тем не менее, как раз византийский церемониал очень тесно связывал эти два начала, потому что ипподром был не просто местом для состязаний – это было место диалога императора и народа. Очень важный элемент древней культуры, перешедший и в византийскую эпоху, – элемент живого контакта правителя и подданных, которые нигде в других местах так напрямую увидеть друг друга и пообщаться не могли. И поэтому здесь, на ипподроме, бушевали страсти не только спортивные, но и политические. Но важным моментом было то, что рядом, по соседству находился собор Святой Софии, и он как бы умиротворял всю эту бушующую политическую стихию и соединял народ и императора в некоем богослужебном единении, напоминал и властям, и подданным о подлинном смысле их земного существования – о пути в Царствие Небесное. И там, в соборе Святой Софии, проходили все важнейшие мероприятия, связанные с политической жизнью страны: коронации, венчания, важнейшие события, связанные с осадами, и т.д.
Константинополь, как символ Царя-града, центра христианского мира, передал свою эстафету Москве в ходе достаточно сложного процесса, который проходил в конце XV – начале XVI веков, процесса, который иногда называется процессом становления идеи Москвы как Третьего Рима. И в дальнейшем эта идея подпитывала очень сильно и наших мыслителей и философов, и наших политиков. Идея о том, что этот град царя Константина, попав в руки мусульман, попав в руки турок, остался как земной город у них, но как духовное явление он перенесся в свободную столицу православного царства, которой с XVI века стала Москва.