Что на дне реки
Топ-10: всё самое невероятное, когда-либо обнаруженное под водой
Мировой океан покрывает 70% поверхности нашей планеты, но только 5% всех морей и океанов можно считать относительно хорошо изученными. Это значит, что огромнейшая часть Земли представляет собой глубокие и темные воды, в которых таятся загадки, миллионы лет скрывающиеся от людских глаз и ждущие своего открытия.
Пока что ученые успели исследовать лишь малую часть Мирового океана, но уже сейчас они могут порадовать нас невероятными находками – удивительными местами, редчайшими животными и другими предметами, обнаруженными в глубинах морей. Изучение подводного мира может рассказать человечеству не только о прошлом Земли, но и пролить свет на ее настоящее, а иногда даже поведать о будущем нашей планеты…
Исследование морей помогает нам по кусочкам собрать общую картину исторического прошлого и порой вдохновить на новые поиски того, что еще скрывается в темных глубинах под толщей воды. Перед вами список из 10 невероятных открытий, сделанных под водой. Что же такого необычного можно там найти? Узнай прямо сейчас!
10. Современное движение тектонических плит
Фото: Alexander Mustard
Северо-Американская и Евразийская тектонические плиты в последние годы все больше отдаляются друг от друга, поскольку первая движется все дальше на запад. Это удивительное явление можно наблюдать не только на суше, но и под водой во время погружений в недра глубинных разломов, находящихся в районе острова Исландия.
Целый ряд подводных фотографов и профессиональных аквалангистов исследовали эту трещину. Одним из самых известных ныряльщиков, восторженных подводными трещинами в районе расхождения двух крупнейших литосферных плит Земли, считается Александр Мустард (Alexander Mustard). Британский морской биолог изучает этот район уже очень давно, и предупреждает туристов, что некоторых из них может начать тошнить прямо во время погружения. Все дело в том, что здесь очень чистая вода, отчего может показаться, что вы не плаваете, а летите над долиной между высокими отвесными стенами из скал.
Мы не можем предсказывать будущее со всей уверенностью, но на основании регулярных наблюдений за движением литосферных плит ученые сделали вывод, что Северо-Американская и Евразийская плиты расходятся в стороны со скоростью примерно 2,5 сантиметров в год.
9. Древний подводный город Павлопетри (Pavlopetri)
Фото: greecebyagreek.com
Этот древний портовый городок был открыт в 1967 году океанографом Ником Флеммингом (Nic Flemming). Поселение времен эпохи неолита было обнаружено в районе южного побережья Греции, и когда-то очень давно оно буквально затонуло в море. Обнаруженная под водой керамика дает основание полагать, что местное население вело торговлю не только в пределах города, но и с заморскими соседями.
Павлопетри, как назвали этот город, на тысячи лет старше всех известных руин поселений, которые когда-либо находили под водой. Возможно, ему около 5000 лет! Площадь городка составляет примерно 100 тысяч квадратных метров, и скорее всего именно его удаленное расположение и сохранило древние артефакты нетронутыми вплоть до самого их обнаружения в 20 веке.
Самой ценной находкой стала керамика Павлопетри, ведь благодаря анализу черепков древней посуды археологам удалось понять, насколько древний город был обнаружен доктором Флеммингом. Удивительное открытие позволило еще больше узнать об образе жизни людей эпохи неолита, обитавших в районе Средиземноморского бассейна.
Сначала исследователи думали, что поселение относилось к бронзовой эре, но дальнейшее изучение артефактов показало, что город на 1000 лет древнее, чем предполагалось прежде. Существует версия, что под водой Павлопетри оказался из-за многочисленных землетрясений, хотя в свои лучшие годы это был крупный и богатый центр со множеством построек и с развитым сельским хозяйством.
8. Подводная река в Черном море
Фото: University of Leeds
На дне Черного моря существует целая экосистема с быстрыми реками, зелеными берегами и даже водопадами! Реку открыли в 2010 году, глубина ее русла – 35 метров, ширина – 1 километр, а длина – 60 километров.
Но как это вообще возможно, чтобы под толщей морской воды текли еще какие-то отдельные от нее реки? Это звучит странно и практически невероятно, но на самом деле разгадка кроется в солености воды. Вода обнаруженной придонной реки, как оказалось, намного солёнее и плотнее окружающих ее вод Черного моря. Такая соленость позволяет реке течь по морскому дну с повышенной скоростью, создавая на своем пути настоящие подводные берега, пороги, водопады и поймы. Вдобавок по глубоководным каналам этой реки течет большое количество седиментов (осадков), которые также отделяют и утяжеляют невероятное подводное течение.
Река берет свое начало в Черном море, минует Босфор, Мраморное море и в итоге впадает в Атлантический океан, снабжая абиссальные равнины необходимыми питательными веществами. Если все вышесказанное вас пока что не сильно впечатлило, то как насчет еще одного удивительного факта – если бы эта река находилась на суше, то по своей полноводности она была бы шестой в мире!
7. Каньон Жемчуг, Берингово море
Фото: messagetoeagle.com
Каньон Жемчуг находится в Беринговом море и считается самым большим и глубоким подводным каньоном в мире. Такой титул Жемчуг получил за свой внушительный объем (5 800 кубических метров) и невероятную глубину (2,6 километра). Внутри этой долины с высочайшими склонами может целиком поместиться даже знаменитый американский Гранд-Каньон (Grand Canyon).
По Жемчугу свободно плавают подводные лодки, и здесь обитает множество необыкновенных морских существ. Чтобы оценить все его величие, вам придется отправиться в космос, в противном случае наслаждайтесь фотографиями со спутников.
6. Дорога Бимини-роуд, Багамы (Bimini Road, Bahamas)
Фото: Ancient Origins
Одно из самых популярных мест на Багамских островах – это дорога Бимини-роуд. Этот подводный путь был открыт в 1930-х годах, и его происхождение до сих пор остается загадкой. Некоторые исследователи полагают, что таинственная дорога ведет в легендарный затерянный город – в Атлантиду.
Бимини-роуд находится на глубине всего 6 метров, поэтому она вполне доступна для любопытных туристов, экипированных аквалангом, и готовых на погружение и знакомство с одной из самых загадочных дорог на планете.
Кроме теории о дороге к Атлантиде, существует целый ряд других теорий, посвященных мифическому происхождению этого объекта. Согласно одной из версий к появлению этой тропы причастны древнеегипетские божества, но существует и предположение об абсолютно естественной природе этого места, сформировавшегося якобы без вмешательства человека или какого-либо высшего разума.
Вне зависимости от того, кто же построил Бимини-роуд, эта дорога – отличное место для экскурсионного погружения, если вы вдруг окажетесь на Багамах!
5. «Британская Атлантида», Доггерленд (Doggerland)
Фото: stephenliddell.co.uk
Настоящую Атлантиду все еще ищут, но очень похожее на нее место уже было открыто в глубинах Северного моря. Доггерленд – это огромный массив суши, который ушел под воду примерно 8 500 лет тому назад.
Исследователи считают, что ранее этот участок земли соединял Шотландию с Данией. Когда-то здесь жили настоящие мамонты, древние львы и другие сухопутные животные, но звери не были единственными обитателями Доггерленда. В эпоху мезолита это место населяли и люди, пока «британскую Атлантиду» не затопило морскими водами.
Ученые, совершившие подводное открытие, окрестили Доггерленд центром Европы, поскольку в свои лучшие времена это был довольно крупный участок суши, и здесь предположительно проживало весьма многочисленное сообщество охотников и собирателей (возможно, десятки тысяч человек).
Британская Атлантида доказывает, что острова Великобритании не всегда были столь изолированными от материковой Европы, и существует вероятность того, что раньше люди и звери беспрепятственно мигрировали почти по всей северо-западной части континента, включая и территорию современных Ирландии, Шотландии и Англии.
Вряд ли это и есть та самая Атлантида, но обнаруженный подводный мир все равно представляет собой большую ценность для современных климатологов, археологов и геофизиков.
4. Руины Атлит Ям (Atlit Yam), Средиземное море
Фото: amazingancient.com
Это удивительное место скрывалось в водах Средиземноморья неподалеку от побережья Израиля в районе Хайфы на глубине всего 8-12 метров. Город открыли в 1984 году, и предположительно это поселение впервые появилось еще в эпоху неолита. Атлит Ям – крупнейшее затонувшее поселение в истории археологии. Во время его исследования были обнаружены руины домов, колодцев, останки людей и животных (даже насекомых), а также необычные артефакты и загадочные строения, появившиеся на Земле тысячи лет тому назад. Город сохранился невероятно хорошо, и археологи работают здесь сравнительно недавно, так что впереди их наверняка ждет еще множество великих открытий.
Один из самых удивительных объектов этого города – это предположительно ритуальное строение, обустроенное из огромных булыжников, собранных вокруг древнего ручья. Другое любопытное открытие – каменный колодец, который древние обитатели использовали сначала как источник воды, а впоследствии в качестве погребальной ямы, судя по большому числу человеческих останков, обнаруженных на его дне.
В окрестностях городка были найдены части скелетов еще 65 человек, и некоторые из этих костей принадлежали самым древним больным туберкулезом. Ученые также нашли останки диких и одомашненных зверей, и это означает, что жители поселения Атлит Ям занимались и охотой, и животноводством.
3. «Черные курильщики», Северный полярный круг
Фото: Live Science
Когда морская вода вступает в реакцию с магмой, появляются типичные образования, напоминающие по своей форме трубы. Эти гидротермальные источники срединно-океанических хребтов – это геотермальные ручьи с высокоминерализованной горячей водой, температура которой достигает иногда 370 °C или даже больше. Вода не вскипает из-за давления в сотни атмосфер, и в таких условиях она переходит в состояние сверхкритического флюида, во время которого разница между жидкой и газовой фазой попросту отсутствует.
Черными курильщиками эти природные образования назвали из-за мутности и темного цвета взвеси сульфидов металлов, входящих в состав извергаемой из «труб» воды. Вулканические трубы находят по всему Мировому океану, но самые северные источники были найдены совсем недавно – в 2008 году в районе Северного полярного круга между Норвегией и Гренландией.
Здесь ученые обнаружили гидротермальную систему из 5 уникальных столпообразных минеральных башен, самая высокая из которых насчитывает свыше 12 метров. Открытие было совершено абсолютно случайно, и ученые не подозревали, что такой крупный гидротермальный объект может находиться так далеко на севере в районе, где тектонические плиты сдвигаются довольно медленно. Систему назвали «Замком Локи» (Loki’s Castle) в честь башен обители зловещего скандинавского божества.
Черные курильщики наглядно демонстрируют, насколько непредсказуема и великолепна природа подводного мира, который скрывает от нас еще множество загадок. Например, сейчас ученые исследуют Замок Локи на предмет обнаружения новых форм жизни, и они уже успели добиться определенных успехов в этом направлении.
2. Призрачный флот, лагуна Трук (Ghost Fleet, Chuuk Lagoon)
Фото: atlasobscura.com
Обломки кораблей и затонувшие суда – одни из самых интересных и зрелищных объектов для исследователей морских глубин. Эти останки – упокоившиеся свидетели исторических событий, которые могут пролить свет на драмы прошлых веков, рассказать об участниках сражений или просто навеять мысли о вечном.
Лагуна Трук находится в Тихом океане у берегов Каролинских островов к северу от Новой Гвинеи и к востоку от Филиппин. Раньше на этом архипелаге располагалась японская военная база, а теперь на дне лагуны лежат обломки огромного количества японских военных кораблей и самолетов, потерпевших крушение во времена Второй мировой войны.
«Призрачный флот» в 1969 году посетила научная экспедиция знаменитого океанографа Ж.-И. Кусто, и с тех пор это место стало чрезвычайно популярным среди туристов со всего мира. Говорят, что среди обломков кладбища военной техники до сих пор лежат останки погибших солдат. Вода здесь такая чистая, что затонувшие корабли и самолеты видны, даже если смотреть над водой, так что погружаться с аквалангом совсем необязательно.
Обломки императорского флота Японии – это невероятный пример подводного открытия, которое представляет собой не только интригующее зрелище, но и историческую ценность.
1. Великая голубая дыра, Белиз (Belize)
Свое странное и немного жуткое название Великая голубая дыра Белиза заслужила неспроста. Точно так же, как и недаром ее так любят туристы, океанографы и спелеологи, погружающиеся в эти морские глубины уже несколько десятилетий подряд. Эта природная воронка – самая большая в мире подводная пещера!
Известной Великая голубая дыра атолла Лайтхаус-риф стала после того, как в 1971 году знаменитый французский путешественник и ученый Жак-Ив Кусто назвал эту карстовую воронку одним из лучших мест для погружений. Теперь здесь процветает туристический бизнес, и гиды привозят в этот район целые группы дайверов-любителей, желающих заглянуть в недра подводной дыры, сформировавшейся из пещеры во времена ледникового периода тысячи лет тому назад.
Этот удивительный природный объект находится в Карибском море, его диаметр составляет 350 метров, а глубина – 120 метров. Так что пронырнуть до самого дна легендарной подводной полости – большое достижение, доступное только самым опытным и талантливым аквалангистам. Чаще всего туристические погружения охватывают лишь малую часть пещеры, и гиды не заплывают слишком глубоко, чтобы не рисковать жизнями своих клиентов.
От черепах до «Мерседесов»: что находят на дне Москвы-реки.
Воду в Москве-реке нельзя назвать кристально чистой, и бытует мнение, что в ней живут рыбы-мутанты. Однако водоемы в столице регулярно очищают, потому их страшные обитатели — это, скорее, выдумки. Водолазы же чаще рассказывают о совсем других находках.
Для начала нужно отметить, что очисткой Москвы-реки в черте города занимается «Мосводосток»: в обязанности службы входит сбор плавающего мусора с поверхности воды, устранение нефтяных пятен, а также очистка водовыпусков — мест впадения в реку маленьких речек и ручьев. В год служба собирает примерно две тысячи пятьсот кубических метров мусора, которым можно заполнить самое большое речное грузовое судно, которое проходит по Москва-реке.
«Хотя мы заметили, что в последние годы количество мусора постепенно уменьшается», — говорят в «Мосводостоке». Вероятно, граждане становятся сознательнее — внимательнее относятся к экологии.
А вот дно рек и водоемов специально очищают только в местах, разрешенных для купания. Ежегодно Московская городская поисково-спасательная служба на водных объектах (МГПСС) проводит осмотр дна таких участков в апреле. «Затем в мае до 25 числа — перед началом купального сезона, и еще раз в июле. После обследования водолазами МГПСС, очисткой занимаются другие специализированные организации, которых приглашают балансодержатели пляжей», — рассказывают в службе.
Ловись большая и маленькая
В местах, не предназначенных для купания, водолазы погружаются исключительно при необходимости, например, для выполнения аварийно-спасательных работ, обследования подводных нефтепроводов и газопроводов, по запросам полиции — чтобы поднять со дна вещественные доказательства.
«Чаще всего предметы, выловленные в реке, не пригодны для дальнейшего использования, поэтому так же, как и остальной мусор, оправляются на полигон. Если речь идет о документах, то они передаются в правоохранительные органы. А черепах и лягушек мы отпускаем обратно», — рассказывают в «Мосводостоке».
Бывают и более странные находки: самовары, утюги, строительные и даже магазинные тележки, банкоматы, сейфы. Одной из самых удивительных находок Максимова в городе были целых три велосипеда — прокатных, которые сейчас можно взять на специальных станциях по всей столице. Они лежали под водой в районе «Москвы-Сити».
У водолазов МГПСС был, пожалуй, еще более забавный и необъяснимый случай — сотрудники обнаружили «подводный» унитаз с бочком и висячей грушей из старых домов. А однажды водолазы службы помогали потерявшей дорогую вещь женщине: доставали из реки ее слуховой аппарат стоимостью 100 тысяч рублей. Но это неординарный случай, обычно поиском по заказу спасатели не занимаются.
В Мосводостоке имеется целое управление водолазных работ, которое было сформировано в 2014 году. Основной его задачей является обслуживание столичных водоемов — это реки, озера, пруды, подземные коллекторы.
А для того чтобы искать потерянные ценности существуют частные водолазные компании, говорит Максимов. «Специальная лицензия для этого не требуется. Главное — юридическое лицо, дающее право на коммерческую деятельность, и умение погружаться», — отмечает он.
Причем погружаться в Москве-реке можно где угодно и кому угодно — хоть в самом центре. «Как-то раз нашей компании заказали найти упавший в реку планшет. Дело было прямо напротив Кремля», — вспоминает Максимов.
Несколько лет назад водолазов в срочном порядке вызвали в вейкборд клуб в Строгине. Незадолго до этого молодому вейкбордисту на день рождения его родственники подарили очень дорогую и модную подводную видеокамеру, которую он потерял во время очередного лихого «пируэта». Водолазы погрузились, нашли камеру, отдали семейству. Но оказалось, что это не она, а такая же, только более старой модели. Причем даже удалось найти хозяина неожиданной находки: достали флешку и посмотрели сделанные фото, сотрудники клуба узнали владельца.
«Но наше семейство не отчаялось — мы продолжили поиски. И на второй день нашли работающие наручные часы, которые стоят около 50 тысяч рублей. Нужная камера обнаружилась только на третий день», — рассказывает Максимов.
Вообще, «семейно-подарочные» заказы, на самом деле, не такая уж редкость. Например, однажды «Водолаз.Москва» вылавливал вполне обыкновенный мужской перстень. Исключительность кольца заключалась в том, что его своему мужу подарила любимая жена, и без него мужчина просто не мог возвратиться домой.
«Но вот рыб-мутантов мы еще не встречали. Думаю, это легенды вроде тех, что о снежном человеке», — смеется Максимов.
В числе других необычных случаев Максимов называет выезд в Орел. «Нас позвали, чтобы достать со дна реки самолет времен Великой Отечественной войны: думали, что он наш, и поднять его хотели ради останков летчиков. Мы доставали самолет по частям. В итоге выяснилось, что он не советский, а немецкий. Теперь он стоит в музее. В Москве же такой крупногабаритной техники под водой давно уже нет: все подняли или власти, или те, кто собирает черный металл», — рассказывает он.
Действительно, затопленными суда в Московском регионе долго не остаются. По словам руководителя ФГБУ «Канал имени Москвы» Германа Елянюшкина, службы канала регулярно проводят мониторинг водных путей на предмет затонувших судов. Если такие обнаруживаются, начинается поиск их владельцев.
«Если в течение года собственник не объявляется, судно получает статус бесхозного. В том случае, если «утопленник» угрожает безопасности судоходства, его подъемом занимается «Канал имени Москвы». Сейчас мы пытаемся найти владельцев четырех таких объектов. Так, на Москве-реке в Капотне затонул дебаркадер, в Нагатинском затоне — баржа, а в районе Коломны — остатки дебаркадера и баржи», — говорит Елянюшкин.
Познай свой край родной
разделы блога
Сокровища на дне Великой
Что лежит на дне реки Великой?
Река Великая – главная река Пскова, самая протяжённая и широкая. На её берегах люди живут больше тысячи лет. Можно представить, сколько свидетельств прежних эпох находится на дне реки, игравшей такую важную роль для наших предков.
Фото из книги Н. Ф. Левина «Псков на старых открытках» |
Напомним, что мост через реку Великая взрывали в гражданскую и дважды в Великую Отечественную войну, всякий раз восстанавливали.
В 1969 году мост распилили окончательно, чтобы коренным образом перестроить. В 1971 году автомобили и люди пошли по нынешней версии моста.
В 2021 году планируется капремонт Ольгинского моста, при котором со дна на поверхность должны поднять все обломки старого моста. Кстати, это не все, что уцелело: до наших дней сохранились гранитные колонны, стоявшие раньше с двух сторон у въезда на мост. Они пережили нелегкую историю и сейчас они находятся на городских складах.
Можно сказать, что старинный Ольгинский мост, осколок ушедшей эпохи и другой цивилизации, окончательно не исчез. Как бы не решилась судьба уцелевших фрагментов — они не единственные. Русловые опоры стоят на кессонах первого моста, которые держат конструкцию под водой. И разбирать их никто не собирается. Напротив, во время предстоящего капремонта их усилят и продолжат использовать. Так что каждый, кто сегодня проезжает или проходит по Ольгинскому мосту, по большому счету, идет по той самой конструкции, которую возвели еще 110 лет назад.
Подводные тайны. Что водолазы нашли на дне Невы?
С давних пор Нева остается зоной активного судоходства, а раз так, на дне этой реки лежит, вероятно, много затонувших кораблей. Но вот сколько именно и в каких точно местах, не скажет сегодня никто. Выяснить это и нанести такие находки на карту взялись сотрудники петербургского Центра подводных исследований Русского географического общества (ЦПИ РГО) вместе с историками. Первый этап экспедиционных работ, завершившихся нынче осенью, воодушевил их и обнадежил: пусть не за год-другой, но за несколько лет осуществить столь серьезный проект, пожалуй, удастся.
ФОТО Евгения СТЕПАНОВА/Интерпресс
Не сказать, что Балтика, разные участки которой обследуют опытные водолазы и гидроакустики ЦПИ РГО, выдала все свои тайны. Но объектов, представляющих историко-культурную ценность, петербуржцы обнаружили на ее дне (равно как в Черном, Белом морях и других акваториях) за последние годы немало и не прекращают эти работы поныне.
Причем они были уверены, что невское дно таких загадок не таит: уж здесь-то, полагали, подводная археология «прошлась» основательно, особенно в пределах города. Оказалось, однако, что это не так. Подобные изыскания, заверили историки, не проводились на Неве вообще никогда. Имеются в виду системные: в отдельных ее местах перед началом проектных работ и строительства объектов (скажем, при сооружении ЗСД) такие обследования, безусловно, велись. Иначе представители Главгосэкспертизы России просто не подписали бы проектные документы.
«Прошлым летом, возвращаясь из экспедиции, проходившей на реке Волхове, мы зашли на катере в Неву и решили включить многолучевой эхолот: прибор, рисующий по отраженным сигналам объемную картину рельефа дна, – рассказывает Сергей Фокин, исполнительный директор ЦПИ РГО. – Первые же промеры выявили немало объектов, представляющих научный интерес, а стало быть, такие исследования на Неве могут быть перспективны».
В самом деле, почему бы и нет, рассудили «подводники»: опыт погружений у них есть, снаряжение тоже. К тому же, используя специально созданный программный продукт, они не первый год составляют электронную базу данных затонувших кораблей (их описание, снимки, видеоматериалы и т. д.), соотносимую с картой. Но Нева в эту информационную систему, пространственные границы которой год от года расширяются, пока не входит, и это явное упущение.
Петербургские водолазы-исследователи отмечают на той карте скрытые под водой объекты, которые государство обязано брать под охрану. В таком информационном ресурсе нуждаются, конечно, чиновники из Минкульта РФ, но не только они. Система доступна также представителям других заинтересованных ведомств и служб, поясняет Сергей Фокин. Более того, она включает свежие данные по батиметрии (рельефу донных поверхностей рек и морей), а значит, может оказаться полезной судоводителям, навигационные карты которых создавались на основе давних, нередко устаревших измерений.
Так появился проект, к которому подключились Институт археологии РАН и Национальный центр подводных исследований (НЦПИ), некогда основавший в Петербурге вместе с РГО свое региональное подразделение. Первая из названных организаций ставит полевые задачи и ведет общее научное сопровождение экспедиции на Неве (делает это Айвар Степанов, научный сотрудник Центра подводного археологического наследия данного института). А вторая отвечает за камеральные, то есть лабораторные, изыскания и архивную проработку.
Обследовать дно Невы решили ближе к концу навигационного сезона после завершения экспедиционной программы в Финском заливе. Ведь судоходство на такой реке в разгар навигации – даже в нынешние ковидные времена – куда интенсивнее, чем на заливе. Да и потом, когда работаешь на открытой воде, приходится то и дело дожидаться подходящей погоды, пояснили специалисты, а на Неве совершать погружения можно и при сильном ветре. Нужно было только выбрать подходящие для этого участки реки, которая с точки зрения подводной археологии пока представляет собой сплошное белое пятно.
В ходе поисковых работ, которые на исходе лета ЦПИ РГО провел почти по всему руслу Невы в черте Петербурга, от устья до Володарского моста, приборы (гидролокатор бокового обзора и многолучевой эхолот) зафиксировали множество (более 150) гидроакустических аномалий. Большая их часть, судя по всему, это днища и корпуса судов разного типа (что открывает большие перспективы для изучения отечественного судостроения и транспортных перевозок на Северо-Западе России). Но только погрузившись на дно, можно было определить, что это: неровности донной поверхности, покрытые водорослями бревна, похожие на части надстройки судов, или и впрямь интересующие ученых объекты.
«Мы понимали, что на этом древнем водном торговом пути, связывающем европейские страны с российскими землями, нас ждет немало интересных открытий, – говорит Андрей Лукошков, научный руководитель НЦПИ, – но для начала следовало сузить район поисков. На старых петербургских картах помечены причалы и места погрузки-выгрузки заходивших в город речных судов. От этих сведений и решили отталкиваться. »
Получив разрешительный документ, минкультовский «открытый лист», позволяющий проводить такого рода исследования, и согласовав свои действия с разными организациями, петербуржцы приступили к водолазным работам. Они проходили с конца октября до начала ноября на небольших глубинах в трех местах на реке: в районе Университетской набережной (между Дворцовым и Благовещенским мостами), у набережной Макарова сразу за Биржевым мостом и недалеко от Эрмитажа.
«В Неве сильное течение, что осложняло работу водолазов, – продолжает Сергей Фокин, – зато прозрачность ее воды, позволяющая видеть предметы на расстоянии двух-трех метров, нас порадовала. Думали, придется работать на ощупь. Но что неприятно поразило, так это мусор, местами устилающий дно чуть ли не сплошным слоем. Чего там только нет: бутылки, кастрюли, обломки стульев, автомобильные покрышки. »
Учитывая течение, члены команды погружались не вдвоем, как в море, а поочередно. Один опускался на дно, используя легкое снаряжение открытого цикла, и вел съемку, а другой оставался на катере с сигнальным концом, готовый, если что, прийти на помощь. Вечером же, уводя оба своих катера, задействованных в работах, на стоянку (Северо-Западный поисково-спасательный отряд МЧС, спасибо, принял их на свою василеостровскую базу), водолазы-исследователи отправлялись по домам. В этом смысле проводить экспедицию, которую финансово поддержала одна из крупных компаний, было проще, чем обычно.
Опыт подсказывал, что получить множество ценных артефактов вот так, с ходу, вряд ли удастся. Но из восьми аномалий-объектов, больше всего напоминавших корпуса затонувших судов, пять таковыми и оказались. Так, недалеко от Меншиковского дворца водолазы обнаружили баржу, предположив, что ее потопила в Великую Отечественную войну вражеская авиация (на гранитном парапете набережной видны характерные щербины), и гильзу от снаряда на ее палубе.
В другом месте, обследуя грунт в акватории Большой Невы, они наткнулись на 12-метровое крестьянское палубное судно не вполне обычной конструкции с высокими, около полутора метров, бортами, судьба которого тоже покрыта мраком. Но, пожалуй, самая интересная находка ждала водолазов вблизи Эрмитажа. Там на дне их взорам предстал деревянный корпус судна с адмиралтейским якорем на борту (возможно, парусник XIX века), и для первичной идентификации они подняли оттуда глиняный горшок.
Рассуждать о типе и возрасте судна специалисты, однако, пока не решаются. Установить это позволят результаты радиоуглеродного анализа проб древесины, взятых водолазами, и такие лабораторные исследования начались. В то же время, чтобы пролить свет на катастрофы, которые привели к гибели найденных судов, придется заняться архивными изысканиями, погрузившись в «военно-морские» архивохранилища Петербурга.
Но одно уже ясно и теперь: готовясь к экспедиции, специалисты предполагали увидеть прежде всего многообразие типов судов, затонувших в Неве, и надежды эти оправдались. Так что первый ее этап оказался успешным, и в сезон-2021 такую работу хорошо бы продолжить. Сохраняя при этом общее направление археологических «раскопок»: от Финского залива, минуя центральную часть города, в сторону истока реки, резюмирует исполнительный директор ЦПИ РГО.
Какие участки Невы предстоит обследовать в следующую навигацию, говорить тоже рановато. Контуры экспедиции-2021, которая наверняка откроет в Неве новые сокровища, наметятся после подготовки отчета по нынешней. Хотя не исключено, что очередные подводные поиски пройдут в районе Петропавловской крепости, а также между Троицким и Литейным мостами.
Важнее другое: копить «невские» артефакты нет особого смысла, пока не решено, что с ними делать и где хранить эти историко-культурные ценности (Государственный музей истории Санкт-Петербурга, впрочем, уже выразил такую заинтересованность). А поднимать сами суда, лежащие под слоем ила и речного песка, рискуя их повредить, тем более преждевременно.
Музей подводной археологии в кронштадтском Петровском доке, быть может, когда-то появится, но в ближайшие годы реализовать этот давний крупный проект ЦПИ РГО, требующий значительных инвестиций, вряд ли получится. А это единственное место, где затонувшие (не только, кстати, в Неве) корабли могли бы найти приют.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 230 (6828) от 16.12.2020 под заголовком «Нева, как белое пятно».