Что на что делить в уравнении

Деление многочленов

В данной статье будут рассмотрены рациональные дроби, ее выделения целых частей. Дроби бывают правильными и неправильными. Когда в дроби числитель меньше знаменателя – это правильная дробь, а неправильная наоборот.

При выделении целой части производится процесс деления числителя на знаменатель. Тогда такая дробь может быть представлена как сумма целой и дробной части, где дробная считается отношением остатка от деления и знаменателя.

Необходимо произвести деление столбиком, тогда получим, что

Что на что делить в уравнении

Значит, 27 4 = ц е л а я ч а с т ь + о с т а т о к з н а м е н а т е л ь = 6 + 3 4

Производим деление знаменателя на числитель при помощи уголка:

Что на что делить в уравнении

Производим деление далее и получаем, что

Что на что делить в уравнении

Вторая дробь является правильной, значит, целая часть равняется нулю.

Рассмотрим классификацию многочленов, иначе говоря, дробно-рациональную функцию. Ее считают правильной, когда степень числителя меньше степени знаменателя, иначе ее считают неправильной.

Деление многочлена на многочлен происходит по принципу деления углом, а представление функции как сумма целой и дробной частей.

Чтобы разделить многочлен на линейный двучлен, используется схема Горнера.

Воспользовавшись свойством деления, запишем, что

Зачастую такого вида преобразования выполняются при взятии интегралов.

Что на что делить в уравнении

Степень числителя больше, чем у знаменателя, значит, что у нас имеется неправильная дробь. При помощи деления столбиком выдели целую часть. Получаем, что

Что на что делить в уравнении

Произведем деление еще раз и получим:

Что на что делить в уравнении

Существуют случаи, где необходимо дополнительно выполнять преобразование дроби для того, чтобы можно было выявить остаток при делении. Это выглядит следующим образом:

8 x 3 + 36 x 2 + 54 x + 27 2 x + 3 = ( 2 x + 3 ) 3 2 x + 3 = ( 2 x + 3 ) 2 = 4 x 2 + 12 x + 9

Заданный многочлен делится без остатка.

Для решения используется более удобный метод решения, причем деление многочлена на многочлен считается максимально универсальным, поэтому часто используемым при выделении целой части. Итоговая запись должна содержать полученный многочлен от деления.

Источник

Решение простых линейных уравнений

Что на что делить в уравнении

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Понятие уравнения

Понятие уравнения обычно проходят в самом начале школьного курса алгебры. Его определяют, как равенство с неизвестным числом, которое нужно найти.

В школьной программе за 7 класс впервые появляется понятие переменных. Их принято обозначать латинскими буквами, которые принимают разные значения. Исходя из этого можно дать более полное определение уравнению.

Уравнение — это математическое равенство, в котором неизвестна одна или несколько величин. Значение неизвестных нужно найти так, чтобы при их подстановке в пример получилось верное числовое равенство.

Например, возьмем выражение 2 + 4 = 6. При вычислении левой части получается верное числовое равенство, то есть 6 = 6.

Уравнением можно назвать выражение 2 + x = 6, с неизвестной переменной x, значение которой нужно найти. Результат должен быть таким, чтобы знак равенства был оправдан, и левая часть равнялась правой.

Корень уравнения — то самое число, которое при подстановке на место неизвестной уравнивает выражения справа и слева.

Равносильные уравнения — это те, в которых совпадают множества решений. Другими словами, у них одни и те же корни.

Решить уравнение значит найти все возможные корни или убедиться, что их нет.

Решить уравнение с двумя, тремя и более переменными — это два, три и более значения переменных, которые обращают данное выражение в верное числовое равенство.

Какие бывают виды уравнений

Уравнения могут быть разными, самые часто встречающиеся — линейные и квадратные.

Особенность преобразований алгебраических уравнений в том, что в левой части должен остаться многочлен от неизвестных, а в правой — нуль.

Линейное уравнение выглядит таках + b = 0, где a и b — действительные числа.

Что поможет в решении:

Система уравнений — это несколько уравнений, для которых нужно найти значения неизвестных. Она имеет вид ax + by + c = 0 и называется линейным уравнением с двумя переменными x и y, где a, b, c — числа.

Решением этого уравнения называют любую пару чисел (x; y), которая соответствует этому выражению и является верным числовым равенством.

Числовой коэффициент — число, которое стоит при неизвестной переменной.

Кроме линейных и квадратных есть и другие виды уравнений, с которыми мы познакомимся в следующий раз:

Как решать простые уравнения

Чтобы научиться решать простые линейные уравнения, нужно запомнить формулу и два основных правила.

1. Правило переноса. При переносе из одной части в другую, член уравнения меняет свой знак на противоположный.

Для примера рассмотрим простейшее уравнение: x+3=5

Начнем с того, что в каждом уравнении есть левая и правая часть.

Перенесем 3 из левой части в правую и меняем знак на противоположный.

Можно проверить: 2 + 3 = 5. Все верно. Корень равен 2.

Решим еще один пример: 6x = 5x + 10.

Перенесем 5x из правой части в левую. Знак меняем на противоположный, то есть на минус.

Приведем подобные и завершим решение.

2. Правило деления. В любом уравнении можно разделить левую и правую часть на одно и то же число. Это может ускорить процесс решения. Главное — быть внимательным, чтобы не допустить глупых ошибок.

Применим правило при решении примера: 4x=8.

При неизвестной х стоит числовой коэффициент — 4. Их объединяет действие — умножение.

Чтобы решить уравнение, нужно сделать так, чтобы при неизвестной x стояла единица.

Разделим каждую часть на 4. Как это выглядит:

Что на что делить в уравнении

Теперь сократим дроби, которые у нас получились и завершим решение линейного уравнения:

Рассмотрим пример, когда неизвестная переменная стоит со знаком минус: −4x = 12

Если знак минус стоит перед скобками, и по ходу вычислений его убрали — важно не забыть поменять знаки внутри скобок на противоположные. Этот простой факт позволит не допустить обидные ошибки, особенно в старших классах.

Напомним, что не у каждого линейного уравнения есть решение — иногда корней просто нет. Изредка среди корней может оказаться ноль — ничего страшного, это не значит, что ход решения оказался неправильным. Ноль — такое же число, как и остальные.

Способов решения линейных уравнений немного, нужно запомнить только один алгоритм, который будет эффективен для любой задачки.

Чтобы быстрее запомнить ход решения и формулу линейного уравнения, скачайте или распечатайте схему-подсказку — храните ее в телефоне, учебники или на рабочем столе.

А вот и видео «Простейшие линейные уравнения» для тех, кто учиться в 5, 6 и 7 классе.

Примеры линейных уравнений

Теперь мы знаем, как решать линейные уравнения. Осталось попрактиковаться на задачках, чтобы чувствовать себя увереннее на контрольных. Давайте решать вместе!

Пример 1. Как правильно решить уравнение: 6х + 1 = 19.

Пример 2. Как решить уравнение: 5(х — 3) + 2 = 3 (х — 4) + 2х — 1.

5х — 15 + 2 = 3х — 2 + 2х — 1

Ответ: х — любое число.

Пример 3. Решить: 4х = 1/8.

Пример 4. Решить: 4(х + 2) = 6 — 7х.

Пример 5. Решить: Что на что делить в уравнении

Пример 6. Как решить линейное уравнение: х + 7 = х + 4.

5х — 15 + 2 = 3х — 2 + 2х — 1

Пример 7. Решить: 2(х + 3) = 5 — 7х..

Источник

Общие сведения об уравнениях

Уравнения — одна из сложных тем для усвоения, но при этом они являются достаточно мощным инструментом для решения большинства задач.

С помощью уравнений описываются различные процессы, протекающие в природе. Уравнения широко применяются в других науках: в экономике, физике, биологии и химии.

В данном уроке мы попробуем понять суть простейших уравнений, научимся выражать неизвестные и решим несколько уравнений. По мере усвоения новых материалов, уравнения будут усложняться, поэтому понять основы очень важно.

Что такое уравнение?

Уравнение — это равенство, содержащее в себе переменную, значение которой требуется найти. Это значение должно быть таким, чтобы при его подстановке в исходное уравнение получалось верное числовое равенство.

Другими словами, мы должны найти такое значение, при котором знак равенства оправдал бы свое местоположение — левая часть должна быть равна правой части.

Уравнение 3 + x = 5 является элементарным. Значение переменной x равно числу 2. При любом другом значении равенство соблюдáться не будет

Что на что делить в уравнении

Говорят, что число 2 является корнем или решением уравнения 3 + x = 5

Корень или решение уравнения — это значение переменной, при котором уравнение обращается в верное числовое равенство.

Корней может быть несколько или не быть совсем. Решить уравнение означает найти его корни или доказать, что корней нет.

Переменную, входящую в уравнение, иначе называют неизвестным. Вы вправе называть как вам удобнее. Это синонимы.

Примечание. Словосочетание «решить уравнение» говорит самó за себя. Решить уравнение означает «уравнять» равенство — сделать его сбалансированным, чтобы левая часть равнялась правой части.

Выразить одно через другое

Изучение уравнений по традиции начинается с того, чтобы научиться выражать одно число, входящее в равенство, через ряд других. Давайте не будем нарушать эту традицию и поступим также.

Рассмотрим следующее выражение:

Данное выражение является суммой чисел 8 и 2. Значение данного выражения равно 10

Получили равенство. Теперь можно выразить любое число из этого равенства через другие числа, входящие в это же равенство. К примеру, выразим число 2.

Чтобы выразить число 2, нужно задать вопрос: «что нужно сделать с числами 10 и 8, чтобы получить число 2». Понятно, что для получения числа 2, нужно из числа 10 вычесть число 8.

Так и делаем. Записываем число 2 и через знак равенства говорим, что для получения этого числа 2 мы из числа 10 вычли число 8:

При решении уравнений, в частности при выражении одного числа через другие, знак равенства удобно заменять на слово «есть». Делать это нужно мысленно, а не в самом выражении.

2 есть 10 − 8

То есть знак = заменен на слово «есть». Более того, равенство 2 = 10 − 8 можно перевести с математического языка на полноценный человеческий язык. Тогда его можно будет прочитать следующим образом:

Число 2 есть разность числа 10 и числа 8

Число 2 есть разница между числом 10 и числом 8.

Но мы ограничимся лишь заменой знака равенства на слово «есть», и то будем делать это не всегда. Элементарные выражения можно понимать и без перевода математического языка на язык человеческий.

Вернём получившееся равенство 2 = 10 − 8 в первоначальное состояние:

Выразим в этот раз число 8. Что нужно сделать с остальными числами, чтобы получить число 8? Верно, нужно из числа 10 вычесть число 2

Вернем получившееся равенство 8 = 10 − 2 в первоначальное состояние:

В этот раз выразим число 10. Но оказывается, что десятку выражать не нужно, поскольку она уже выражена. Достаточно поменять местами левую и правую часть, тогда получится то, что нам нужно:

Пример 2. Рассмотрим равенство 8 − 2 = 6

Выразим из этого равенства число 8. Чтобы выразить число 8 остальные два числа нужно сложить:

Вернем получившееся равенство 8 = 6 + 2 в первоначальное состояние:

Выразим из этого равенства число 2. Чтобы выразить число 2, нужно из 8 вычесть 6

Пример 3. Рассмотрим равенство 3 × 2 = 6

Выразим число 3. Чтобы выразить число 3, нужно 6 разделить 2

Что на что делить в уравнении

Вернем получившееся равенство Что на что делить в уравнениив первоначальное состояние:

Выразим из этого равенства число 2. Чтобы выразить число 2, нужно 6 разделить 3

Что на что делить в уравнении

Пример 4. Рассмотрим равенство Что на что делить в уравнении

Выразим из этого равенства число 15. Чтобы выразить число 15, нужно перемножить числа 3 и 5

Вернем получившееся равенство 15 = 3 × 5 в первоначальное состояние:

Что на что делить в уравнении

Выразим из этого равенства число 5. Чтобы выразить число 5, нужно 15 разделить 3

Что на что делить в уравнении

Правила нахождения неизвестных

Рассмотрим несколько правил нахождения неизвестных. Возможно, они вам знакомы, но не мешает повторить их ещё раз. В дальнейшем их можно будет забыть, поскольку мы научимся решать уравнения, не применяя эти правила.

Вернемся к первому примеру, который мы рассматривали в предыдущей теме, где в равенстве 8 + 2 = 10 требовалось выразить число 2.

В равенстве 8 + 2 = 10 числа 8 и 2 являются слагаемыми, а число 10 — суммой.

Что на что делить в уравнении

Чтобы выразить число 2, мы поступили следующим образом:

То есть из суммы 10 вычли слагаемое 8.

Теперь представим, что в равенстве 8 + 2 = 10 вместо числа 2 располагается переменная x

Что на что делить в уравнении

Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.

Если вычислить правую часть получившегося равенства, то можно узнать чему равна переменная x

Что на что делить в уравнении

В результате получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Это же правило действовало бы в случае, если неизвестным слагаемым было бы первое число 8.

Что на что делить в уравнении

Вернемся ко второму примеру из предыдущей темы, где в равенстве 8 − 2 = 6 требовалось выразить число 8.

В равенстве 8 − 2 = 6 число 8 это уменьшаемое, число 2 — вычитаемое, число 6 — разность

Что на что делить в уравнении

Чтобы выразить число 8, мы поступили следующим образом:

То есть сложили разность 6 и вычитаемое 2.

Теперь представим, что в равенстве 8 − 2 = 6 вместо числа 8 располагается переменная x

В этом случае переменная x берет на себя роль так называемого неизвестного уменьшаемого

Что на что делить в уравнении

Для нахождения неизвестного уменьшаемого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое.

Если вычислить правую часть, то можно узнать чему равна переменная x

Теперь представим, что в равенстве 8 − 2 = 6 вместо числа 2 располагается переменная x

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного вычитаемого

Что на что делить в уравнении

Для нахождения неизвестного вычитаемого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.

Что мы и сделали, когда выражали число 2 в равенстве 8 − 2 = 6. Чтобы выразить число 2, мы из уменьшаемого 8 вычли разность 6.

А сейчас, чтобы найти неизвестное вычитаемое x, нужно опять же из уменьшаемого 8 вычесть разность 6

Вычисляем правую часть и находим значение x

Вернемся к третьему примеру из предыдущей темы, где в равенстве 3 × 2 = 6 мы пробовали выразить число 3.

В равенстве 3 × 2 = 6 число 3 — это множимое, число 2 — множитель, число 6 — произведение

Что на что делить в уравнении

Чтобы выразить число 3 мы поступили следующим образом:

Что на что делить в уравнении

То есть разделили произведение 6 на множитель 2.

Теперь представим, что в равенстве 3 × 2 = 6 вместо числа 3 располагается переменная x

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного множимого.

Что на что делить в уравнении

Для нахождения неизвестного множимого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное множимое, нужно произведение разделить на множитель.

Что на что делить в уравнении

Вычисление правой части позволяет нам найти значение переменной x

Что на что делить в уравнении

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного множителя. Для нахождения неизвестного множителя предусмотрено такое же, что и для нахождения неизвестного множимого, а именно деление произведения на известный множитель:

Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое.

Что на что делить в уравнении

А сейчас для нахождения неизвестного множителя x мы разделили произведение 6 на множимое 3.

Вычисление правой части равенства Что на что делить в уравнениипозволяет узнать чему равно x

Множимое и множитель вместе называют сомножителями. Поскольку правила нахождения множимого и множителя совпадают, мы можем сформулировать общее правило нахождения неизвестного сомножителя:

Чтобы найти неизвестный сомножитель, нужно произведение разделить на известный сомножитель.

Что на что делить в уравнении

Отсюда Что на что делить в уравнении.

Что на что делить в уравнении

Отсюда Что на что делить в уравнении.

Вернемся к четвертому примеру из предыдущей темы, где в равенстве Что на что делить в уравнениитребовалось выразить число 15. В этом равенстве число 15 — это делимое, число 5 — делитель, число 3 — частное.

Что на что делить в уравнении

Чтобы выразить число 15 мы поступили следующим образом:

То есть умножили частное 3 на делитель 5.

Теперь представим, что в равенстве Что на что делить в уравнениивместо числа 15 располагается переменная x

Что на что делить в уравнении

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного делимого.

Что на что делить в уравнении

Для нахождения неизвестного делимого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное делимое, нужно частное умножить на делитель.

Что мы и сделали, когда выражали число 15 из равенства Что на что делить в уравнении. Чтобы выразить число 15, мы умножили частное 3 на делитель 5.

Что на что делить в уравнении

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного делителя.

Что на что делить в уравнении

Для нахождения неизвестного делителя предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное.

Что мы и сделали, когда выражали число 5 из равенства Что на что делить в уравнении. Чтобы выразить число 5, мы разделили делимое 15 на частное 3.

Что на что делить в уравнении

Итак, для нахождения неизвестных мы изучили следующие правила:

Компоненты

Компонентами мы будем называть числа и переменные, входящие в равенство

Так, компонентами сложения являются слагаемые и сумма

Что на что делить в уравнении

Компонентами вычитания являются уменьшаемое, вычитаемое и разность

Что на что делить в уравнении

Компонентами умножения являются множимое, множитель и произведение

Что на что делить в уравнении

Компонентами деления являются делимое, делитель и частное

Что на что делить в уравнении

В зависимости от того, с какими компонентами мы будем иметь дело, будут применяться соответствующие правила нахождения неизвестных. Эти правила мы изучили в предыдущей теме. При решении уравнений желательно знать эти правило наизусть.

Пример 1. Найти корень уравнения 45 + x = 60

45 — слагаемое, x — неизвестное слагаемое, 60 — сумма. Имеем дело с компонентами сложения. Вспоминаем, что для нахождения неизвестного слагаемого, нужно из суммы вычесть известное слагаемое:

Вычислим правую часть, получим значение x равное 15

Значит корень уравнения 45 + x = 60 равен 15.

Чаще всего неизвестное слагаемое необходимо привести к виду при котором его можно было бы выразить.

Пример 2. Решить уравнение Что на что делить в уравнении

Здесь в отличие от предыдущего примера, неизвестное слагаемое нельзя выразить сразу, поскольку оно содержит коэффициент 2. Наша задача привести это уравнение к виду при котором можно было бы выразить x

В данном примере мы имеем дело с компонентами сложения — слагаемыми и суммой. 2x — это первое слагаемое, 4 — второе слагаемое, 8 — сумма.

Что на что делить в уравнении

Что на что делить в уравнении

Теперь применяем правило нахождения неизвестного слагаемого. Вычитаем из суммы известное слагаемое:

Что на что делить в уравнении

Вычислим правую часть получившегося уравнения:

Что на что делить в уравнении

Мы получили новое уравнение Что на что делить в уравнении. Теперь мы имеем дело с компонентами умножения: множимым, множителем и произведением. 2 — множимое, x — множитель, 4 — произведение

Что на что делить в уравнении

При этом переменная x является не просто множителем, а неизвестным множителем

Что на что делить в уравнении

Чтобы найти этот неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое:

Что на что делить в уравнении

Вычислим правую часть, получим значение переменной x

Что на что делить в уравнении

Для проверки найденный корень отправим в исходное уравнение Что на что делить в уравнениии подставим вместо x

Что на что делить в уравнении

Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Пример 3. Решить уравнение 3x + 9x + 16x = 56

Cразу выразить неизвестное x нельзя. Сначала нужно привести данное уравнение к виду при котором его можно было бы выразить.

Приведем подобные слагаемые в левой части данного уравнения:

Что на что делить в уравнении

Имеем дело с компонентами умножения. 28 — множимое, x — множитель, 56 — произведение. При этом x является неизвестным множителем. Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое:

Что на что делить в уравнении

Что на что делить в уравнении

Равносильные уравнения

Уравнения называют равносильными, если их корни совпадают.

Что на что делить в уравнении

Согласно порядку действий, в первую очередь выполняется умножение:

Что на что делить в уравнении

Подставим корень 2 во второе уравнение 28x = 56

Что на что делить в уравнении

Видим, что у обоих уравнений корни совпадают. Значит уравнения 3x + 9x + 16x = 56 и 28x = 56 действительно являются равносильными.

Из тождественных преобразований на данный момент мы умеем только сокращать дроби, приводить подобные слагаемые, выносить общий множитель за скобки, а также раскрывать скобки. Существуют и другие преобразования, которые следует знать. Но для общего представления о тождественных преобразованиях уравнений, изученных нами тем вполне хватает.

Рассмотрим некоторые преобразования, которые позволяют получить равносильное уравнение

Если к обеим частям уравнения прибавить одно и то же число, то получится уравнение равносильное данному.

Если из обеих частей уравнения вычесть одно и то же число, то получится уравнение равносильное данному.

Другими словами, корень уравнения не изменится, если к обеим частям данного уравнения прибавить (или вычесть из обеих частей) одно и то же число.

Пример 1. Решить уравнение Что на что делить в уравнении

Вычтем из обеих частей уравнения число 10

Что на что делить в уравнении

Приведем подобные слагаемые в обеих частях:

Что на что делить в уравнении

Что на что делить в уравнении

Отсюда Что на что делить в уравнении.

Вернемся к исходному уравнению Что на что делить в уравнениии подставим вместо x найденное значение 2

Что на что делить в уравнении

Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Что на что делить в уравнении

Пример 2. Решить уравнение 4(x + 3) = 16

Раскроем скобки в левой части равенства:

Что на что делить в уравнении

Вычтем из обеих частей уравнения число 12

Что на что делить в уравнении

Приведем подобные слагаемые в обеих частях уравнения:

Что на что делить в уравнении

Что на что делить в уравнении

Отсюда Что на что делить в уравнении

Вернемся к исходному уравнению 4(x + 3) = 16 и подставим вместо x найденное значение 1

Что на что делить в уравнении

Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Что на что делить в уравнении

Пример 3. Решить уравнение Что на что делить в уравнении

Раскроем скобки в левой части равенства:

Что на что делить в уравнении

Прибавим к обеим частям уравнения число 8

Что на что делить в уравнении

Приведем подобные слагаемые в обеих частях уравнения:

Что на что делить в уравнении

Что на что делить в уравнении

В получившемся уравнении 2x = 9 выразим неизвестное слагаемое x

Что на что делить в уравнении

Отсюда Что на что делить в уравнении

Вернемся к исходному уравнению Что на что делить в уравнениии подставим вместо x найденное значение 4,5

Что на что делить в уравнении

Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Решая уравнение Что на что делить в уравнениимы прибавили к обеим частям уравнения число 8. В результате получили равносильное уравнение Что на что делить в уравнении. Корень этого уравнения, как и уравнения Что на что делить в уравнениитак же равен 4,5

Что на что делить в уравнении

Следующее правило, которое позволяет получить равносильное уравнение, выглядит следующим образом

Если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение равносильное данному.

То есть корень уравнения не изменится, если мы перенесем слагаемое из одной части уравнения в другую, изменив его знак. Это свойство является одним из важных и одним из часто используемых при решении уравнений.

Рассмотрим следующее уравнение:

Что на что делить в уравнении

Корень данного уравнения равен 2. Подставим вместо x этот корень и проверим получается ли верное числовое равенство

Что на что делить в уравнении

Получается верное равенство. Значит число 2 действительно является корнем уравнения Что на что делить в уравнении.

Теперь попробуем поэкспериментировать со слагаемыми этого уравнения, перенося их из одной части в другую, изменяя знаки.

Например, слагаемое 3x располагается в левой части равенства. Перенесём его в правую часть, изменив знак на противоположный:

Что на что делить в уравнении

Что на что делить в уравнении

Имеем дело с компонентами умножения. Переменная x является неизвестным сомножителем. Найдём этот известный сомножитель:

Что на что делить в уравнении

На самом деле данное преобразование является упрощенным методом предыдущего преобразования, где к обеим частям уравнения прибавлялось (или вычиталось) одно и то же число.

Мы сказали, что в уравнении 12 + 3x = 9x слагаемое 3x было перенесено в правую часть, изменив знак. В реальности же происходило следующее: из обеих частей уравнения вычли слагаемое 3x

Что на что делить в уравнении

Затем в левой части были приведены подобные слагаемые и получено уравнение 12 = 9x − 3x. Затем опять были приведены подобные слагаемые, но уже в правой части, и получено уравнение 12 = 6x.

Но так называемый «перенос» более удобен для подобных уравнений, поэтому он и получил такое широкое распространение. Решая уравнения, мы часто будем пользоваться именно этим преобразованием.

Что на что делить в уравнении

Следующее правило, которое позволяет получить равносильное уравнение, выглядит следующим образом:

Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю, то получится уравнение равносильное данному.

Другими словами, корни уравнения не изменятся, если обе его части умножить или разделить на одно и то же число. Это действие часто применяется тогда, когда нужно решить уравнение содержащее дробные выражения.

Сначала рассмотрим примеры, в которых обе части уравнения будут умножаться на одно и то же число.

Пример 1. Решить уравнение Что на что делить в уравнении

При решении уравнений, содержащих дробные выражения, сначала принято упростить это уравнение.

В данном случае мы имеем дело именно с таким уравнением. В целях упрощения данного уравнения обе его части можно умножить на 8:

Что на что делить в уравнении

Мы помним, что для умножения дроби на число, нужно числитель данной дроби умножить на это число. У нас имеются две дроби и каждая из них умножается на число 8. Наша задача умножить числители дробей на это число 8

Что на что делить в уравнении

Теперь происходит самое интересное. В числителях и знаменателях обеих дробей содержится множитель 8, который можно сократить на 8. Это позволит нам избавиться от дробного выражения:

Что на что делить в уравнении

В результате останется простейшее уравнение

Что на что делить в уравнении

Ну и нетрудно догадаться, что корень этого уравнения равен 4

Что на что делить в уравнении

Вернемся к исходному уравнению Что на что делить в уравнениии подставим вместо x найденное значение 4

Что на что делить в уравнении

Получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

При решении данного уравнения мы умножили обе его части на 8. В результате получили уравнение Что на что делить в уравнении. Корень этого уравнения, как и уравнения Что на что делить в уравненииравен 4. Значит эти уравнения равносильны.

Множитель на который умножаются обе части уравнения принято записывать перед частью уравнения, а не после неё. Так, решая уравнение Что на что делить в уравнении, мы умножили обе части на множитель 8 и получили следующую запись:

Что на что делить в уравнении

От этого корень уравнения не изменился, но если бы мы сделали это находясь в школе, то нам сделали бы замечание, поскольку в алгебре множитель принято записывать перед тем выражением, с которым он перемножается. Поэтому умножение обеих частей уравнения Что на что делить в уравнениина множитель 8 желательно переписать следующим образом:

Что на что делить в уравнении

Пример 2. Решить уравнение Что на что делить в уравнении

Умнóжим обе части уравнения на 15

Что на что делить в уравнении

В левой части множители 15 можно сократить на 15, а в правой части множители 15 и 5 можно сократить на 5

Что на что делить в уравнении

Перепишем то, что у нас осталось:

Что на что делить в уравнении

Раскроем скобки в правой части уравнения:

Что на что делить в уравнении

Перенесем слагаемое x из левой части уравнения в правую часть, изменив знак. А слагаемое 15 из правой части уравнения перенесем в левую часть, опять же изменив знак:

Что на что делить в уравнении

Приведем подобные слагаемые в обеих частях, получим

Что на что делить в уравнении

Имеем дело с компонентами умножения. Переменная x является неизвестным сомножителем. Найдём этот известный сомножитель:

Что на что делить в уравнении

Отсюда Что на что делить в уравнении

Вернемся к исходному уравнению Что на что делить в уравнениии подставим вместо x найденное значение 5

Что на что делить в уравнении

Пример 3. Решить уравнение Что на что делить в уравнении

Умнóжим обе части уравнения на 3

Что на что делить в уравнении

В левой части можно сократить две тройки, а правая часть будет равна 18

Что на что делить в уравнении

Останется простейшее уравнение Что на что делить в уравнении. Имеем дело с компонентами умножения. Переменная x является неизвестным сомножителем. Найдём этот известный сомножитель:

Что на что делить в уравнении

Отсюда Что на что делить в уравнении

Вернемся к исходному уравнению Что на что делить в уравнениии подставим вместо x найденное значение 9

Что на что делить в уравнении

Получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Пример 4. Решить уравнение Что на что делить в уравнении

Умнóжим обе части уравнения на 6

Что на что делить в уравнении

В левой части уравнения раскроем скобки. В правой части множитель 6 можно поднять в числитель:

Что на что делить в уравнении

Сократим в обеих частях уравнениях то, что можно сократить:

Что на что делить в уравнении

Перепишем то, что у нас осталось:

Что на что делить в уравнении

Раскроем скобки в обеих частях уравнения:

Что на что делить в уравнении

Что на что делить в уравнении

Приведем подобные слагаемые в обеих частях:

Что на что делить в уравнении

Что на что делить в уравнении

Вернемся к исходному уравнению Что на что делить в уравнениии подставим вместо x найденное значение 4

Что на что делить в уравнении

Получилось верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Пример 5. Решить уравнение Что на что делить в уравнении

Раскроем скобки в обеих частях уравнения там, где это можно:

Что на что делить в уравнении

Умнóжим обе части уравнения на 15

Что на что делить в уравнении

Раскроем скобки в обеих частях уравнения:

Что на что делить в уравнении

Сократим в обеих частях уравнения, то что можно сократить:

Что на что делить в уравнении

Перепишем то, что у нас осталось:

Что на что делить в уравнении

Раскроем скобки там, где это можно:

Что на что делить в уравнении

Воспользуемся переносом слагаемых. Слагаемые, содержащие неизвестное, сгруппируем в левой части уравнения, а слагаемые, свободные от неизвестных — в правой. Не забываем, что во время переноса, слагаемые меняют свои знаки на противоположные:

Что на что делить в уравнении

Приведем подобные слагаемые в обеих частях уравнения:

Что на что делить в уравнении

Что на что делить в уравнении

В получившемся ответе можно выделить целую часть:

Что на что делить в уравнении

Вернемся к исходному уравнению и подставим вместо x найденное значение Что на что делить в уравнении

Что на что делить в уравнении

Что на что делить в уравнении

Наша задача состоит в том, чтобы убедиться равна ли левая часть правой. Другими словами, доказать равенство A = B

Найдем значение выражения, находящегося в переменной А.

Что на что делить в уравнении

Что на что делить в уравнении

Теперь попробуем не умножать обе части уравнения на одно и то же число, а делить.

Что на что делить в уравнении

Подставим найденное значение 2 вместо x в исходное уравнение:

Что на что делить в уравнении

Теперь попробуем разделить все слагаемые уравнения 30x + 14x + 14 = 70x − 40x + 42 на какое-нибудь число. Замечаем, что все слагаемые этого уравнения имеют общий множитель 2. На него и разделим каждое слагаемое:

Что на что делить в уравнении

Выполним сокращение в каждом слагаемом:

Что на что делить в уравнении

Перепишем то, что у нас осталось:

Что на что делить в уравнении

Решим это уравнение, пользуясь известными тождественными преобразованиями:

Что на что делить в уравнении

Что на что делить в уравнении

Этим методом мы тоже будем пользоваться часто.

Умножение на минус единицу

Если обе части уравнения умножить на минус единицу, то получится уравнение равносильное данному.

Данное правило позволяет поменять знаки всех компонентов, входящих в уравнение. Для чего это нужно? Опять же, чтобы получить равносильное уравнение, которое проще решать.

Рассмотрим уравнение Что на что делить в уравнении. Чему равен корень этого уравнения?

Прибавим к обеим частям уравнения число 5

Что на что делить в уравнении

Приведем подобные слагаемые:

Что на что делить в уравнении

А теперь вспомним про коэффициент буквенного выражения. Что же представляет собой левая часть уравнения Что на что делить в уравнении. Это есть произведение минус единицы и переменной x

Что на что делить в уравнении

Что на что делить в уравнении

Что на что делить в уравнении

Что на что делить в уравнении

Что на что делить в уравнении

Получилось верное числовое равенство. Значит уравнение решено верно.

Теперь попробуем умножить обе части уравнения Что на что делить в уравнениина минус единицу:

Что на что делить в уравнении

После раскрытия скобок в левой части образуется выражение Что на что делить в уравнении, а правая часть будет равна 10

Что на что делить в уравнении

Корень этого уравнения, как и уравнения Что на что делить в уравненииравен 5

Что на что делить в уравнении

Значит уравнения Что на что делить в уравнениии Что на что делить в уравненииравносильны.

Пример 2. Решить уравнение Что на что делить в уравнении

Понятно, что от умножения на −1 любое число поменяет свой знак на противоположный. Поэтому саму процедуру умножения на −1 и раскрытие скобок подробно не расписывают, а сразу записывают компоненты уравнения с противоположными знаками.

Так, умножение уравнения Что на что делить в уравнениина −1 можно записать подробно следующим образом:

Что на что делить в уравнении

либо можно просто поменять знаки всех компонентов:

Что на что делить в уравнении

Получится то же самое, но разница будет в том, что мы сэкономим себе время.

Что на что делить в уравнении

Когда корень найден, переменную обычно записывают в левой части, а её значение в правой, что мы и сделали.

Пример 3. Решить уравнение Что на что делить в уравнении

Что на что делить в уравнении

Из обеих частей получившегося уравнения вычтем 2x и приведем подобные слагаемые:

Что на что делить в уравнении

Прибавим к обеим частям уравнения единицу и приведем подобные слагаемые: Что на что делить в уравнении

Приравнивание к нулю

Недавно мы узнали, что если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение равносильное данному.

А что будет если перенести из одной части в другую не одно слагаемое, а все слагаемые? Верно, в той части откуда забрали все слагаемые останется ноль. Иными словами, не останется ничего.

В качестве примера рассмотрим уравнение Что на что делить в уравнении. Решим данное уравнение, как обычно — слагаемые, содержащие неизвестные сгруппируем в одной части, а числовые слагаемые, свободные от неизвестных оставим в другой. Далее выполняя известные тождественные преобразования, найдем значение переменной x

Что на что делить в уравнении

Теперь попробуем решить это же уравнение, приравняв все его компоненты к нулю. Для этого перенесем все слагаемые из правой части в левую, изменив знаки:

Что на что делить в уравнении

Приведем подобные слагаемые в левой части:

Что на что делить в уравнении

Альтернатива правилам нахождения неизвестных

Очевидно, что зная о тождественных преобразованиях уравнений, можно не заучивать наизусть правила нахождения неизвестных.

К примеру, для нахождения неизвестного в уравнении Что на что делить в уравнениимы произведение 10 делили на известный сомножитель 2

Что на что делить в уравнении

Но если в уравнении Что на что делить в уравненииобе части разделить на 2 корень найдется сразу. В левой части уравнения в числителе множитель 2 и в знаменателе множитель 2 сократятся на 2. А правая часть будет равна 5

Что на что делить в уравнении

Уравнения вида Что на что делить в уравнениимы решали выражая неизвестное слагаемое:

Что на что делить в уравнении

Что на что делить в уравнении

Что на что делить в уравнении

Но можно воспользоваться тождественными преобразованиями, которые мы сегодня изучили. В уравнении Что на что делить в уравнениислагаемое 4 можно перенести в правую часть, изменив знак:

Что на что делить в уравнении

Что на что делить в уравнении

Далее разделить обе части на 2

Что на что делить в уравнении

В левой части уравнения сократятся две двойки. Правая часть будет равна 2. Отсюда Что на что делить в уравнении.

Либо можно было из обеих частей уравнения вычесть 4. Тогда получилось бы следующее:

Что на что делить в уравнении

В случае с уравнениями вида Что на что делить в уравненииудобнее делить произведение на известный сомножитель. Сравним оба решения:

Что на что делить в уравнении

Первое решение намного короче и аккуратнее. Второе решение можно значительно укоротить, если выполнить деление в уме.

Тем не менее, необходимо знать оба метода, и только затем использовать тот, который больше нравится.

Когда корней несколько

Что на что делить в уравнении

То есть в уравнении x(x + 9) = 0 равенство будет достигаться, если x будет равен нулю или (x + 9) будет равно нулю.

Пример 2. Решить уравнение Что на что делить в уравнении

Найдем такое x при котором выражения (x − 1) или (x − 2) обращаются в нули:

Что на что делить в уравнении

Подставляем по-очереди найденные значения в исходное уравнение Что на что делить в уравнениии убеждаемся, что при этих значениях левая часть равняется нулю:

Что на что делить в уравнении

Когда корней бесконечно много

Уравнение может иметь бесконечно много корней. То есть подставив в такое уравнение любое число, мы получим верное числовое равенство.

Пример 1. Решить уравнение Что на что делить в уравнении

Что на что делить в уравнении

Пример 2. Решить уравнение Что на что делить в уравнении

Корнем данного уравнения является любое число. Если раскрыть скобки в левой части уравнения, то получится равенство 10x + 12 = 10x + 12. Это равенство будет получаться при любом x

Когда корней нет

Что на что делить в уравнении

Пусть Что на что делить в уравнении

Что на что делить в уравнении

Пример 2. Решить уравнение Что на что делить в уравнении

Раскроем скобки в левой части равенства:

Что на что делить в уравнении

Приведем подобные слагаемые:

Что на что делить в уравнении

Что на что делить в уравнении

Буквенные уравнения

Уравнение может содержать не только числа с переменными, но и буквы.

Например, формула нахождения скорости является буквенным уравнением:

Что на что делить в уравнении

Данное уравнение описывает скорость движения тела при равноускоренном движении.

Умнóжим обе части уравнения Что на что делить в уравнениина t

Что на что делить в уравнении

В правой части переменные t сократим на t и перепишем то, что у нас осталось:

Что на что делить в уравнении

В получившемся уравнении левую и правую часть поменяем местами:

Что на что делить в уравнении

У нас получилась формула нахождения расстояния, которую мы изучали ранее.

Умнóжим обе части уравнения на t

Что на что делить в уравнении

В правой части переменные t сократим на t и перепишем то, что у нас осталось:

Что на что делить в уравнении

В получившемся уравнении v × t = s обе части разделим на v

Что на что делить в уравнении

В левой части переменные v сократим на v и перепишем то, что у нас осталось:

Что на что делить в уравнении

У нас получилась формула определения времени, которую мы изучали ранее.

Предположим, что скорость поезда равна 50 км/ч

А расстояние равно 100 км

Тогда буквенное уравнение Что на что делить в уравнениипримет следующий вид

Что на что делить в уравнении

Что на что делить в уравнении

либо можно воспользоваться тождественными преобразованиями. Сначала умножить обе части уравнения на t

Что на что делить в уравнении

Затем разделить обе части на 50

Что на что делить в уравнении

Пример 2. Дано буквенное уравнение Что на что делить в уравнении. Выразите из данного уравнения x

Вычтем из обеих частей уравнения a

Что на что делить в уравнении

Разделим обе части уравнения на b

Что на что делить в уравнении

Что на что делить в уравнении

Видим, что второе решение намного проще и короче.

Пример 3. Дано буквенное уравнение Что на что делить в уравнении. Выразите из данного уравнения x

Раскроем скобки в обеих частях уравнения

Что на что делить в уравнении

Что на что делить в уравнении

В левой части вынесем за скобки множитель x

Что на что делить в уравнении

Разделим обе части на выражение a − b

Что на что делить в уравнении

Что на что делить в уравнении

Что на что делить в уравнении

Что на что делить в уравнении

Что на что делить в уравнении

Пример 4. Дано буквенное уравнение Что на что делить в уравнении. Выразите из данного уравнения x

Приведем левую часть уравнения к общему знаменателю:

Что на что делить в уравнении

Умнóжим обе части на a

Что на что делить в уравнении

В левой части x вынесем за скобки

Что на что делить в уравнении

Разделим обе части на выражение (1 − a)

Что на что делить в уравнении

Линейные уравнения с одним неизвестным

Рассмотренные в данном уроке уравнения называют линейными уравнениями первой степени с одним неизвестным.

Если уравнение дано в первой степени, не содержит деления на неизвестное, а также не содержит корней из неизвестного, то его можно назвать линейным. Мы еще не изучали степени и корни, поэтому чтобы не усложнять себе жизнь, слово «линейный» будем понимать как «простой».

Линейное уравнение первой степени с одним неизвестным в каноническом виде называют уравнение вида ax = b.

Что на что делить в уравнении

В будущем после изучения рациональных выражений, мы рассмотрим такие понятия, как посторонние корни и потеря корней. А пока рассмотренного в данном уроке будет достаточным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *