Что мы знаем о вертикальных углах

Вертикальные углы

Какие углы вертикальные? Каким свойством обладают вертикальные углы?

Рассмотрим определение вертикальных углов и их свойство, а также применим свойство вертикальных углов для решения задач.

Определение.

Вертикальные углы — это пары углов с общей вершиной, которые образованы при пересечении двух прямых так, что стороны одного угла являются продолжением сторон другого.

При пересечении двух прямых образуется две пары вертикальных углов:

Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть фото Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть картинку Что мы знаем о вертикальных углах. Картинка про Что мы знаем о вертикальных углах. Фото Что мы знаем о вертикальных углах

∠1 и ∠2 — вертикальные углы

Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть фото Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть картинку Что мы знаем о вертикальных углах. Картинка про Что мы знаем о вертикальных углах. Фото Что мы знаем о вертикальных углах

∠3 и ∠4 — вертикальные углы

Свойство вертикальных углов.

Вертикальные углы равны.

Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть фото Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть картинку Что мы знаем о вертикальных углах. Картинка про Что мы знаем о вертикальных углах. Фото Что мы знаем о вертикальных углах

Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть фото Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть картинку Что мы знаем о вертикальных углах. Картинка про Что мы знаем о вертикальных углах. Фото Что мы знаем о вертикальных углах

Таким образом, при пересечении двух прямых образуется две пары равных межу собой углов.

1) Сумма вертикальных углов равна 140º. Найти эти углы.

Так как вертикальные углы равны, а в условии сказано, что их сумма равна 140º, то каждый из них равен по 140:2=70º.

2) Сумма двух углов, образованных при пересечении двух прямых, равна 100º. Найти эти углы.

При пересечении двух прямых образуются углы двух видов — вертикальные и смежные.

Так как сумма смежных углов равна 180º, а по условию, сумма углов равна 100º, то эти углы — вертикальные.

А так как вертикальные углы равны, то каждый из них равен по 100:2=50º.

Вертикальные углы во многих задачах — важный элемент при доказательстве равенства треугольников и подобия треугольников.

Источник

Смежные и вертикальные углы

Смежные углы

Смежные углы — это пара углов, у которых одна сторона общая, а две другие стороны лежат на одной прямой. Следовательно, два смежных угла составляют развёрнутый угол. Общая сторона двух смежных углов называется наклонной к прямой, на которой лежат другие стороны (только в том случае, когда смежные углы не равны).

Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть фото Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть картинку Что мы знаем о вертикальных углах. Картинка про Что мы знаем о вертикальных углах. Фото Что мы знаем о вертикальных углах

∠ABD и ∠DBC — это смежные углы, AC — прямая, луч BD — общая сторона углов и наклонная к прямой AC, ∠ABC — развёрнутый угол, B — основание наклонной.

Чтобы построить угол, смежный с данным углом, нужно одну из сторон угла продлить за вершину:

Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть фото Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть картинку Что мы знаем о вертикальных углах. Картинка про Что мы знаем о вертикальных углах. Фото Что мы знаем о вертикальных углах

Сумма смежных углов

Любые два смежных угла составляют в сумме развёрнутый угол. Развёрнутый угол равен двум прямым углам, поэтому можно сказать, что сумма двух смежных углов равна двум прямым углам.

Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть фото Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть картинку Что мы знаем о вертикальных углах. Картинка про Что мы знаем о вертикальных углах. Фото Что мы знаем о вертикальных углах

где d — это обозначение прямого угла (d = 90°).

Вертикальные углы

Вертикальные углы — это пара углов, у которых стороны одного угла являются продолжением сторон другого угла. Пересечение двух прямых линий образует две пары вертикальных углов:

Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть фото Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть картинку Что мы знаем о вертикальных углах. Картинка про Что мы знаем о вертикальных углах. Фото Что мы знаем о вертикальных углах

∠AOB и ∠COD, а также ∠AOD и ∠BOC — вертикальные углы.

Равенство вертикальных углов

Вертикальные углы равны между собой. Рассмотрим вертикальные углы 1 и 3:

Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть фото Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть картинку Что мы знаем о вертикальных углах. Картинка про Что мы знаем о вертикальных углах. Фото Что мы знаем о вертикальных углах

Сумма 1 и 2 равна развёрнутому углу (180°). Сумма 2 и 3 тоже равна развёрнутому углу (180°). Значит:

Следовательно, 1 = 3. Равенство вертикальных углов доказано.

Источник

Вертикальные углы. 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7

Цель урока:

Образовательная: формирование знаний о вертикальных углах, умения самостоятельно определять вертикальные углы в комбинациях геометрических фигур, умения применять знания при решении геометрических задач и способов деятельности;

Развивающая: формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, развитие умения сравнивать и находить различий и сходства у смежных и вертикальных углов, развитие умение обобщать и синтезировать знания о смежных и вертикальных углах, развитие умения выдвигать гипотезы и предположения, развитие ассоциативного мышления, воображения;

Воспитательная: воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской деятельности, воспитание активности, увлеченности, целеустремленности, наблюдательности, интуиции, сообразительности, самостоятельности.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, карточки-смайлики, карточки-опросники для рефлексии;

Приемы и методы ведения урока: проблемная ситуация, диалоговое общение, объяснение, эвристическая беседа, презентация.

Ход урока

Этап урокДеятельность учителяДеятельность учащихсяПланируемый результат
1.Организационный этап

Цель: вовлечение учащихся в учебный процессОрганизует положительный настрой на урок, вспоминает с учащимися способы деятельности

Добрый день. Начинаем наш урок. С каким настроением вы приступаете к работе?

— Прежде чем выяснить, чего мы не знаем, что необходимо сделать?Воспринимают информацию, реагируют на вопросы учителя.

Учащиеся дают ответ с помощью сигнальных карточек-смайликов

-Надо выяснить, чего мы не знаем и самостоятельно найти выход из затруднения.

-Выяснить, что нам известно.Включение учащихся в учебную деятельность, формирование познавательных УУД2.Актуализаци опорных знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся

Цель: активизация мотивационной деятельностиИнформирует о новых знаниях, мотивирует учебную деятельность:

— В какой большой теме мы с вами сейчас работаем?

— Вспомните план, по которому идет изучение любой темы?

— Что из перечисленного мы уже изучили?

Сформулируйте свойство смежных углов.Воспринимают информацию, обнаруживают первичное понимание:

Определение угла, смежные углы, дают определения, вспоминают свойство смежных углов.Развитие коммуникативных компетенций, коммуникативных УУД3.Актуализация знаний

Цель: подготовка к усвоению новых знанийСлайд 1

Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть фото Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть картинку Что мы знаем о вертикальных углах. Картинка про Что мы знаем о вертикальных углах. Фото Что мы знаем о вертикальных углах

Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть фото Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть картинку Что мы знаем о вертикальных углах. Картинка про Что мы знаем о вертикальных углах. Фото Что мы знаем о вертикальных углах

Ребята, а что можно сказать об углах 4 и 2, 1 и 3, 5 и 7?Учащиеся на основании определения смежных углов находят пары смежных углов

Учащиеся предполагают, что они равны, что стороны одного являются дополнительными полупрямыми к сторонам другого, возможно среди предполагаемых названий пар возникнет название “вертикальные”Осознание потребности к построению нового способа действий.4.Первичное усвоение новых знаний

Цель: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материалаОрганизует первичное усвоение знаний учащимися

Как они выглядят, какое название им можно дать?

Тема сегодняшнего урока:

Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть фото Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть картинку Что мы знаем о вертикальных углах. Картинка про Что мы знаем о вертикальных углах. Фото Что мы знаем о вертикальных углах

Цель нашего урока: познакомиться с понятием вертикальных углов, их свойством и научиться решать задачи с применением этих свойств.

Два угла называются вертикальными, если стороны одного являются дополнительными полупрямыми сторон другого

Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть фото Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть картинку Что мы знаем о вертикальных углах. Картинка про Что мы знаем о вертикальных углах. Фото Что мы знаем о вертикальных углах

Что можно сказать о вертикальных углах, каким свойством они обладают?

Верно! Давайте докажем это. Итак, теорема: Вертикальные углы равны.

Пусть Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть фото Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть картинку Что мы знаем о вертикальных углах. Картинка про Что мы знаем о вертикальных углах. Фото Что мы знаем о вертикальных углах1 и Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть фото Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть картинку Что мы знаем о вертикальных углах. Картинка про Что мы знаем о вертикальных углах. Фото Что мы знаем о вертикальных углах2 – данные вертикальные углы, Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть фото Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть картинку Что мы знаем о вертикальных углах. Картинка про Что мы знаем о вертикальных углах. Фото Что мы знаем о вертикальных углахСОD и Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть фото Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть картинку Что мы знаем о вертикальных углах. Картинка про Что мы знаем о вертикальных углах. Фото Что мы знаем о вертикальных углахDOA. Отсюда, по теореме о сумме смежных углов заключаем, что каждый из углов DOC и AOB дополняет угол AOD до 180 градусов, т.е. Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть фото Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть картинку Что мы знаем о вертикальных углах. Картинка про Что мы знаем о вертикальных углах. Фото Что мы знаем о вертикальных углах1 = Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть фото Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть картинку Что мы знаем о вертикальных углах. Картинка про Что мы знаем о вертикальных углах. Фото Что мы знаем о вертикальных углах 2. Что и требовалось доказать.

Давайте найдем, где в учебнике рассказано о вертикальных углах и их свойствах, откройте стр. 22 учебника, п.15. Найдите определение вертикальных углов. Прочитайте. Найдите Теорему о вертикальных углах, прочитайте.Осмысливают, углубляют понимание нового материала

Учащиеся записывают дату, тему урока в тетрадь

Учащиеся переносят рисунок в тетрадь, наносят обозначения

Учащиеся выдвигают гипотезу, что вертикальные углы равны

Учащиеся записывают краткую запись теоремы: если Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть фото Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть картинку Что мы знаем о вертикальных углах. Картинка про Что мы знаем о вертикальных углах. Фото Что мы знаем о вертикальных углах 1 и Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть фото Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть картинку Что мы знаем о вертикальных углах. Картинка про Что мы знаем о вертикальных углах. Фото Что мы знаем о вертикальных углах 2 вертикальные, то Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть фото Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть картинку Что мы знаем о вертикальных углах. Картинка про Что мы знаем о вертикальных углах. Фото Что мы знаем о вертикальных углах 1 = Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть фото Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть картинку Что мы знаем о вертикальных углах. Картинка про Что мы знаем о вертикальных углах. Фото Что мы знаем о вертикальных углах 2

Учащиеся записывают доказательство.

Учащиеся работают с учебником, читают вслух определение вертикальных углов и теорему о вертикальных углах.Усвоение нового понятия “вертикальные углы”, и новых способов деятельности, развитие регулятивной компетенции5. Первичная проверка понимания

Цель: становление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекцияОрганизует проверку понимания на примере нестандартной ситуации

А теперь, ребята, найдем вертикальные углы в нестандартных ситуациях, внимание на интерактивную доску:

Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть фото Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть картинку Что мы знаем о вертикальных углах. Картинка про Что мы знаем о вертикальных углах. Фото Что мы знаем о вертикальных углахЧто мы знаем о вертикальных углах. Смотреть фото Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть картинку Что мы знаем о вертикальных углах. Картинка про Что мы знаем о вертикальных углах. Фото Что мы знаем о вертикальных углах

На основании чего можно сделать такой вывод?Демонстрируют первичное понимание полученных знаний:

Учащиеся определяют пары вертикальных углов: Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть фото Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть картинку Что мы знаем о вертикальных углах. Картинка про Что мы знаем о вертикальных углах. Фото Что мы знаем о вертикальных углах6 и Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть фото Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть картинку Что мы знаем о вертикальных углах. Картинка про Что мы знаем о вертикальных углах. Фото Что мы знаем о вертикальных углах 4,

Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть фото Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть картинку Что мы знаем о вертикальных углах. Картинка про Что мы знаем о вертикальных углах. Фото Что мы знаем о вертикальных углах 3 и Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть фото Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть картинку Что мы знаем о вертикальных углах. Картинка про Что мы знаем о вертикальных углах. Фото Что мы знаем о вертикальных углах 5 и объясняют почему они вертикальные.

Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть фото Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть картинку Что мы знаем о вертикальных углах. Картинка про Что мы знаем о вертикальных углах. Фото Что мы знаем о вертикальных углах DFM и Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть фото Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть картинку Что мы знаем о вертикальных углах. Картинка про Что мы знаем о вертикальных углах. Фото Что мы знаем о вертикальных углах BFA, Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть фото Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть картинку Что мы знаем о вертикальных углах. Картинка про Что мы знаем о вертикальных углах. Фото Что мы знаем о вертикальных углах DFB и Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть фото Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть картинку Что мы знаем о вертикальных углах. Картинка про Что мы знаем о вертикальных углах. Фото Что мы знаем о вертикальных углах MFA,Усвоение понятия вертикальных углов и их свойств, формирование критического мышления6.Первичное закрепление

Цель: выявление пробелов, неверных представлений и их коррекцияОрганизует решением задач

А теперь рассмотрим следующую задачу:

— Какие углы изображены на чертеже?

— Сколько пар вертикальных углов вы видите?

Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть фото Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть картинку Что мы знаем о вертикальных углах. Картинка про Что мы знаем о вертикальных углах. Фото Что мы знаем о вертикальных углах

— Чтобы найти углы 1 и 2 какие свойства нужно применить?

Приступим к решению:

Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть фото Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть картинку Что мы знаем о вертикальных углах. Картинка про Что мы знаем о вертикальных углах. Фото Что мы знаем о вертикальных углахDOA и Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть фото Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть картинку Что мы знаем о вертикальных углах. Картинка про Что мы знаем о вертикальных углах. Фото Что мы знаем о вертикальных углахAOB являются смежными, т.к. АО – общая, а DO и OB – дополнительные полупрямые. Значит, по свойству смежных углов:

Решим ещё одну задачу. Откройте учебник, стр.26, задача №7.

Учитель делает чертеж на доске:

Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть фото Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть картинку Что мы знаем о вертикальных углах. Картинка про Что мы знаем о вертикальных углах. Фото Что мы знаем о вертикальных углах

Какие углы при этом образуются?

Повторим свойства смежных и вертикальных углов.

Учащиеся записывают условие задачи, делают чертёж, наносят обозначения.

— свойства смежных углов, свойства вертикальных углов, формулируют эти свойства;

К доске выходит 1 ученик и решает задачу совместно с классом под руководством учителя. Учащиеся записывают решение в тетрадь.

Учащиеся работают с учебником. Читают задачу вслух: Один из углов, которые получаются при пересечении двух прямых, равен 30 градусов. Чему равны остальные углы?

Две пересекающиеся прямые.

Острые, тупые, вертикальные, смежные.

Учащиеся озвучивают свойства смежных и вертикальных углов. Один из учащихся идет к доске для решения задачи.Применение свойств вертикальных углов при решении задач, формирование способности к обобщению, развитие умения работать с текстом7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего заданияЗакройте тетради, откройте дневники, запишите домашнее задание:

Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть фото Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть картинку Что мы знаем о вертикальных углах. Картинка про Что мы знаем о вертикальных углах. Фото Что мы знаем о вертикальных углах

Откройте учебники, найдите номера домашнего задания.

№9. Прочитайте вслух условие

Какие углы могут образовываться при пересечении двух прямых?

№10. Прочитайте вслух условие

Какие углы могут образовываться при пересечении двух прямых?

Может ли один из вертикальных углов быть в 4 раза больше другого? Каким свойством нужно воспользоваться в задаче?

№11. Прочитайте вслух условие

Какие углы могут образовываться при пересечении двух прямых?

Может ли один из вертикальных углов быть в на 50 градусов меньше другого?

Каким свойством нужно воспользоваться в задаче?Учащиеся закрывают тетради.

Открывают дневники, записывают д/з.

Открывают учебники, стр.27

Свойством вертикальных и смежных углов

Учащиеся читают вслух условие: Один из углов, образованных при пересечении двух прямых, в четыре раза больше другого. Найдите эти углы.

Свойством вертикальных и смежных углов

Учащиеся читают вслух условие: Один из углов, образованных при пересечении двух прямых, на 50 градусов меньше другого. Найдите эти углы.

Свойством вертикальных и смежных угловОсмысление приемов и способов деятельности8.Рефлексия

Цель: выявление уровня осознания содержания пройденного— Выполнили вы сегодня условия учебной деятельности?

— Какую цель ставили перед собой на уроке?

— Смогли ли ее достичь?

— Выполнили ли основную задачу урока?

— Что более всего понравилось на уроке?

Напиши, над чем тебе надо еще поработать дома и на следующем уроке.

— Оцените свое настроение на сегодняшнем уроке. (Оценка происходит с помощью карточексмайликов )

— Спасибо вам большое! Вы хорошо поработали на уроке. Урок окончен.Ученики отвечают на вопросы фронтально.

Оценивают свою деятельность с помощью карточки самооценки.

Источник

Угол. Свойства смежных и вертикальных углов.

Сумма двух смежных углов равна двум прямым углам.

Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть фото Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть картинку Что мы знаем о вертикальных углах. Картинка про Что мы знаем о вертикальных углах. Фото Что мы знаем о вертикальных углах

Даны два смежных угла: АОВ и ВОС. Требуется доказать, что:

Восставим из точки О к прямой АС перпендикуляр OD. Мы разделили угол АОВ на две части AOD и DOB так, что можно написать:

Прибавим к обеим частям этого равенства по одному и тому же углу BOС, отчего равенство не нарушится:

что и требовалось доказать.

Следствия.

Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть фото Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть картинку Что мы знаем о вертикальных углах. Картинка про Что мы знаем о вертикальных углах. Фото Что мы знаем о вертикальных углах

Если из одной точки ( O) прямой (AB) восстановить к ней, по каждую ее сторону, перпендикуляры, то эти перпендикуляры образуют одну прямую (СD). Из всякой точки вне прямой можно опустить на эту прямую перпендикуляр и притом только один.

Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть фото Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть картинку Что мы знаем о вертикальных углах. Картинка про Что мы знаем о вертикальных углах. Фото Что мы знаем о вертикальных углах

Потому, что сумма углов COB и BOD равна 2d.

Прямая С части которой OС и OD служат перпендикулярами к прямой AB, называется прямой перпендикулярной к AB.

Если прямая СD перпендикулярна к прямой AB, то и наоборот: AB перпендикулярна к СD, потому что части OA и OB служат также перпендикулярны к СD. Поэтому прямые AB и СD называются взаимноперпендикулярными.

То, что две прямые AB и СD взаимноперпендикулярны, выражают письменно так AB ^ СD.

Два угла называются вертикальными, если стороны одного составляют продолжение сторон другого.

Два вертикальных угла равны.

Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть фото Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть картинку Что мы знаем о вертикальных углах. Картинка про Что мы знаем о вертикальных углах. Фото Что мы знаем о вертикальных углах

Пусть даны два вертикальных угла: AOD и СOB т.е. OB есть продолжение OA, а OС продолжение OD.

По свойству смежных углов можем написать:

Значит: AOD + DOB = DOB + BOС.

Если вычесть из обеих частей этого равенства по углу DOB, получим:

Источник

Основы геодезии

О геодезии и разный полезный материал для геодезистов.

Измерение вертикальных углов

Вертикальный угол – это плоский угол, лежащий в вертикальной плоскости. К вертикальным углам относятся угол наклона и зенитное расстояние. Угол между горизонтальной плоскостью и направлением линии местности называется углом наклона и обозначается буквой ν. Углы наклона бывают положительные и отрицательные.

Угол между вертикальным направлением и направлением линии местности называется зенитным расстоянием и обозначается буквой Z. Зенитные расстояния всегда положительные (рис.4.20).

Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть фото Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть картинку Что мы знаем о вертикальных углах. Картинка про Что мы знаем о вертикальных углах. Фото Что мы знаем о вертикальных углах

Угол наклона и зенитное расстояние одного направления связаны соотношением:

Вертикальный круг теодолита. Вертикальный круг теодолита предназначен для измерения вертикальных углов, то-есть, углов наклона или зенитных расстояний.

Вертикальный круг большинства теодолитов устроен следующим образом: лимб вертикального круга жестко соединен с трубой (насажен на один из концов оси трубы), центр лимба совмещен с геометрической осью вращения трубы, а его плоскость перпендикулярна этой оси. Деления на лимбе наносят по разному: либо от 0 до 360, либо от 0 до 180 в обе стороны со знаками “плюс” и “минус” или без знаков и т.д. Для отсчета по лимбу имеется алидада. Основные части алидады: отсчетное приспособление, цилиндрический уровень (или компенсатор) и микрометренный винт.

Пузырек уровня в момент отсчета приводится в нуль-пункт, то есть, ось уровня служит указателем горизонтального направления. Отсчетным индексом является нулевой штрих отсчетного приспособления. Ось уровня и линия отсчетного индекса (линия, соединяющая отсчетный индекс с центром лимба) должны быть параллельны; при выполнении этого условия линия отсчетного индекса будет горизонтальна в момент взятия отсчета по вертикальному кругу.

Взаимное положение лимба и зрительной трубы должно удовлетворять условию: визирная линия трубы и нулевой диаметр лимба должны быть параллельны.

Оба условия вместе составляют так называемое главное условие вертикального круга теодолита; оно читается так: визирная линия трубы должна занимать горизонтальное положение, когда отсчет по лимбу равен нулю и пузырек уровня находится в нульпункте. На практике оба эти условия могут не выполняться и имеет место случай, изображенный на рис.4.21-а.

Во-первых, при насаживании лимба на ось трубы между нулевым диаметром лимба и визирной линией трубы остается малый угол x. Во-вторых, линия отсчетного индекса может быть непараллельна оси уровня и между ними существует малый угол y. Таким образом, хотя отсчет по лимбу равен нулю, визирная линия трубы занимает наклонное положение, и угол наклона ее равен:

Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть фото Что мы знаем о вертикальных углах. Смотреть картинку Что мы знаем о вертикальных углах. Картинка про Что мы знаем о вертикальных углах. Фото Что мы знаем о вертикальных углах

Если установить визирную линию горизонтально (рис.4.21-б), то отсчет по лимбу станет равным:

Этот отсчет называется местом нуля вертикального круга и обозначается М0.

Таким образом, место нуля вертикального круга теодолита – это отсчет по лимбу вертикального круга при горизонтальном положении визирной линии трубы и оси уровня вертикального круга.

Для конкретного теодолита формулы для вычисления угла наклона и места нуля приводятся в паспорте. Например, для теодолитов 2Т30 и Т15 эти формулы имеют вид:

Положение вертикального круга, при котором отсчет по лимбу вертикального круга равен (с точностью до M0) углу наклона, считается основным; у большинства современных теодолитов основным положением является КЛ.

Для измерения углов наклона удобно иметь М0 близким к нулю, поэтому нужно регулярно выполнять поверку места нуля, которая предусматривает следующие действия:

наведение трубы на точку при КЛ, приведение пузырька уровня в нульпункт и взятие отсчета по вертикальному кругу,
перевод трубы через зенит, наведение трубы на точку при КП, приведение пузырька уровня в нульпункт и взятие отсчета по вертикальному кругу,
вычисление по соответствующим формулам места нуля М0 и угла наклона ν.

Если М0 получается большим, то при основном положении круга нужно навести трубу на точку и микрометренным винтом алидады установить отсчет, равный углу наклона; при этом пузырек уровня отклонится от нульпункта. Исправительными винтами уровня привести пузырек в нульпункт.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *