Что мы знаем о тексте 5 класс технологическая карта урока

Урок развития речи в 5 классе «Что мы знаем про текст»

Что мы знаем о тексте 5 класс технологическая карта урока

Урок предназначен для повторения знаний учащихся за 1-4 класс по теме «Текст». Цель урока: предметная – обобщение и расширение знаний обучающихся о тексте.

Что мы знаем о тексте 5 класс технологическая карта урока

Содержимое разработки

ЧТО МЫ ЗНАЕМ ПРО ТЕКСТ

Цель урока: предметная – обобщение и расширение знаний обучающихся о тексте

Метапредметные задачи: развитие универсальных учебных действий обучающихся:

Общеучебных: ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы; искать и выделять необходимую информацию

Логических: устанавливать причинно-следственные связи; строить текст; выдвигать гипотезы; самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера

1. Уметь слушать и вступать в диалог

2. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами и выстраивая текст

1.Проявлять любознательность при получении знаний

2.Проявлять чувство взаимоуважения, взаимовыручки.

1. Определять цель урока на основе соотнесения того, что уже «мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать»

2.Контролировать себя в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

3. Корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата

5. Регулировать мобилизацию своих усилий и энергии для достижения цели

конкретизация полученных знаний о тексте;

закрепление умения распознавать текст и строить текст в соответствии с заданной темой;

обогащение речи обучающихся

Развитие мышления (логического, критического),внимания, памяти.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация к уроку, учебник.

Здравствуйте, ребята! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас. Записываем в тетради число, классная работа.

2.Актуализация опорных знаний путем постановки проблемного вопроса:

Почему записанные на доске предложения образуют текст?

Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьётся лесная тропинка.

Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.

Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут деревья и меняются времена года.

Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка.

Что такое текст? (Эти предложения, связанные по смыслу и с помощью языковых средств).

Можно ли озаглавить данный текст?(Озаглавить можно «Тропинка»)

Что же отражается в заглавии? (В заглавии отражается тема текста)

А какова основная мысль данного текста?( Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка –в этом предложении отражена основная мысль данного текста )

3.Определение темы урока детьми

Как вы думаете, какова же будет тема нашего сегодняшнего урока?

( «Что мы знаем про текст»)

4. Работа с учебником (открытие новых знаний)

Самостоятельно изучите материал учебника на стр.35 и ответьте на следующие вопросы по записанному на доске тексту:

Какие четкие границы имеет текст?( Текст имеет начало и конец).

Как разделен данный текст?( Данный текст разделен на абзацы)

Что содержит каждый абзац?( Каждый абзац содержит микротему)

5. Формулирование правила, его запоминание, отработка и закрепление.

Применяя дополнительные знания о тексте, выполняем упражнение 45.

-Тема текста – встреча с дятлом.

А теперь мы обратимся к поэтическому тексту

Прослушайте стихотворение Виктора Орлова «Что нельзя купить» и определите основную мысль.

Я с утра брожу босой,

Весь обрызганный росой,

С птицей возле тополька

Воду пью из родника.

Если деньги накопить,

Можно многое купить

Дом, одежду и завод,

Где-то дома у метро –

Всюду вывески висят.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек.

(Не все на свете можно купить. И то, что не покупается, и является самым ценным на свете)

На ваших столах тексты. Прочтите.

Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. А конь этот оказался не простым. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.

— Докажите, что прочитанное можно назвать текстом? (текстом назвать нельзя, т.к. нет смысловой связи)

— Попробуйте вычленить из данного отрывка 3 текста, обратите внимание на лексику, грамматические формы слов, смысл. Для удобства подчеркивайте строки текста карандашами разных цветов. Можно эту работу делать в паре.

(Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился.. А конь этот оказался не простым.

Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники.)

— Докажите, что перед вами текст.

— Можем ли мы понять текст, если не знаем значение некоторых слов? Все ли слова вам понятны?( Мы можем понять текст, если не знаем значение некоторых слов.)

— Встретились неизвестные слова – аркан, кочевник. Чтобы понять текст, нам необходимо узнать значение этих слов. Как нам это сделать? К какому словарю мы можем обратиться? (Нужно обратиться к толковому словарю,чтобы узнать значение этих слов: аркан – длинная веревка с затягивающейся петлей на конце для ловли животных. Кочевник – человек, который ведет кочевой образ жизни, т.е. переходит с места на место со своим жильем и имуществом)

— Озаглавливаем тексты. Какие два вопроса нужно поставить? (о чем говорится? что именно?)

1 ряд- первый текст, 2 ряд – второй, 3 ряд – третий. ( Моя лошадка. Заарканил. Кочевники).

— Сделайте вывод, какими признаками должен обладать текст. (Должно быть тематическое, смысловое единство. Предложения должны быть связаны не только по смыслу, но и грамматически. Должно быть стилистическое единство.)

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь — богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

Буквой «л» расставим ноги.

Точно в танце — руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, взаимопроверкой.

Б) Европейцы впервые услышали о растении, названном хлопчатником, в 16 веке.

В) Хлопок – богатство Узбекистана.

Г) Ткани из хлопка очень прочны, не портятся от стирки и устойчивы к гнилостным бактериям.

2.Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
А) Вот Б) Поэтому В) Значит Г) Однако

(1) Хлопок – богатство Узбекистана.

(2) Из хлопка делают ткань, бумагу, рыболовные сети, водолазные костюмы. (3)Хлопковое масло употребляется в пищу. (4)Им пропитывают ткань, чтобы она не пропускала воду.

(5)Стебли хлопчатника- отличное топливо. (6)Вот какое удивительное растение хлопчатник.

Напишите мини-сочинение на тему «Что нельзя купить?»

В конце урока дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

Источник

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: Что мы знаем о тексте?

Конспект урока по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: Что мы знаем о тексте?»

План-конспект урока русского языка в 5 классе

Тема урока: что мы знаем о тексте?

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: уметь аргументировано доказывать наличие признаков текста;

уметь определять тему и основную мысль;

систематизировать знания учащихся о тексте, его признаках.

1.Уметь слушать и вступать в диалог

2. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами и выстраивая текст

Развитие универсальных учебных действий обучающихся:

1. Ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы

2. Искать и выделять необходимую информацию

3. Устанавливать причинно-следственные связи

6. Самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера

7. Проявлять любознательность при получении знаний

8. Проявлять чувство взаимоуважения, взаимовыручки.

9. Определять цель урока на основе соотнесения того, что уже «мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать»

10. Корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата

● конкретизация полученных знаний о тексте;

● закрепление умения распознавать текст и строить текст в соответствии с заданной темой;

● обогащение речи обучающихся

● Развитие мышления (логического, критического), внимания, памяти.

Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Включение в деловой ритм.

Выбери из предложенных картинок (солнышко или тучка) ту, которая соответствует твоему настроению. На доске тоже магнитом закрепляется та картинка, которую выбрали большинство ребят.

Подготовка класса к работе

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Актуализация и пробное учебное действие

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Организует повторение знаний, закрепление умений.

Чтобы назвать тему нашего сегодняшнего урока, нам надо разгадать кроссворд, а ключевое слово и будет темой нашего урока.

Слова с противоположным значением (антонимы)

Синтаксическая единица языка, которая имеет законченный смысл (предложение)

Главная часть слова, в которой заключено лексическое значение слова (корень)

Слова с близким по смыслу значением (синонимы)

Раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение (синтаксис)

Разгадывают кроссворд, отгадывают ключевое слово.

Называют тему урока «Текст»

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)

Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)

Постановка учебной задачи

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

Создает проблемную ситуацию посмотрите на доску, можно ли эти предложения назвать текстом?

Детство начинается с любви к матери. Это самое святое чувство. Если в твоей душе нет его, значит, когда ты станешь взрослым, не будет у тебя ни любви к другу, ни любви к Родине. Все будет для тебя безразличным, кроме собственного покоя и удобства.

Докажите, что это текст.

Почему возникли затруднения?

Что мы еще с вами не знаем?

Ставят цели, формулируют проблему и тему урока.

Определяют цель урока.

Проблему урока: научиться выделять основные признаки текста.

Постановка вопросов (К)

Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)

Формулирование проблемы (П – лог.)

Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Назовите пути решения нашей проблемы.

Вернемся к нашему тексту, чем вы можете дополнить свои доказательства.

Выделите ключевые слова в этом тексте. Как вы их понимаете?

Составляют план достижения цели. (посмотреть в учебнике)

На основе материала учебника

делают вывод об основных признаках текста, составляют таблицу.

Дополняют по тексту основные его признаки. Выделяют ключевые слова.

Надо любить маму, иначе останешься эгоистом.

Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование)

Цель этапа: усвоение учащимися признаков текста

Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение.

Разбивая детей в пары, предлагает выполнить ряд заданий к упражнениям.

Докажите, что перед вами тексты.

Доброта помогает разбудить в человеке его лучшие качества. Чаще всего люди на добро отвечают добром. Таким образом, доброта человека может воспитать другого. Эта мысль вновь подтверждает, что с доброты человек начинается

Что объединяет все эти тексты? (общая мысль – надо быть добрым)

Учитель организует физминутку.

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь — богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

Буквой «л» расставим ноги.

Точно в танце — руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Работают с упражнением

В парах проговаривают различие между двумя колонками, делают вывод.

Опираясь на составленные памятки, доказываю, что перед ними тексты, определяют тему, основную мысль, озаглавливают.

Дети делают выводы, что объединяет все эти тексты – доброта. Если будешь добрым со всеми людьми, значит, и они к тебе будут добрыми. От своей доброты твой жизненный путь становится ярче.

Управление поведением партнера (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

Действие по аналогии (П)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей

Организует деятельность по применению новых знаний.

(1) В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. (2)Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. (3)Что такое нравственность? (4) Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие. (5) Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется этой системой правил.

Выполните задания по тексту.

Расположите предложения в правильном порядке, чтобы получился текст.

Выпишите из текста антонимы.

Выпишите слова с разделительным мягким знаком.

Выпишите грамматическую основу 5 предложения.

Выпишите однокоренные слова

Подберите синонимы к слову доброта.

Оцените себя, поставьте оценку по пятибалльной шкале.

Проверяют по эталону, выставляют оценку

2). Хорошо – плохо, добро – зло.

4). Человек пользуется

6) Забота, милосердие, сострадание, человечность.

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Организует рефлексию, организует самооценку результатов уч-ся.

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Отвечают на вопросы:

Какую цель ставили?

Удалось достичь поставленной цели?

Какие получили результаты?

Что вызвало особые затруднения?

Где можно применить новые знания?

Поднимают картинку (солнышко или тучку), тем самым показывают своё настроение, изменилось ли оно на уроке.

Умение выражать свои мысли (К)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка на основе успешности (Л)

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)

Прочитайте высказывания известных людей. Что их объединяет?

Во внутреннем мире человека доброта – это солнце. В.Гюго

Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство – доброта. Ф.Бэкон

Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям. Ж. Руссо

Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает. Торо Г.

А закончить наш сегодняшний урок хотелось бы следующими словами.

В этом мире огромном, в котором живем я и ты,

Не хватает тепла, не хватает людской доброты.

Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,

Будем вместе учиться друг другу, как звезды, светить.

Ждут нас сотни дорог, но у каждого будет своя,

И до цели добраться, конечно, помогут друзья.

Чтоб скорее исполнились давние наши мечты,

Пусть всегда будет главным уроком урок доброты.

Читают высказывания, их объединяет слово доброта.

Источник

Технологическая карта урока по теме Что мы знаем о тексте (5 класс)

Что мы знаем о тексте

Планируемые образовательные результаты

Определить признаки текста; выделять структурные компоненты текста; выявлять композиционные особенности текста

Уметь анализировать разные виды информации: графические схемы, высказывания; работать на ПК

Уметь вести учебный диалог, умение работать в команде

Решаемые учебные проблемы

Овладение навыком построения текста

Основные понятия, изучаемые на уроке

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Интерактивная доска, мобильный класс

Методическое назначение средств ИКТ

Соблюдение дидактического принципа наглядности

Аппаратное и программное обеспечение

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Формирование конкретного образовательного результата\группы результатов

Анализ схемы на стр. учебника № 32

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Комментирование графической схемы

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Форма организации деятельности учащихся

Функции \ роль учителя на данном этапе

Основные виды деятельности учителя

Побуждать к высказыванию

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Умение выделять основную информацию в учебном материале

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Форма организации деятельности учащихся

Функции \ роль учителя на данном этапе

Основные виды деятельности учителя

Организация самоконтроля обучающихся в ходе выполнения упр. № 66

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

1.Сопоставление 2 высказываний (упр. № 67), обобщение информации и формулировка вывода

2. Упр. № 68 Определение границ высказывания и границ текстов; озаглавливание текстов

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

1.Анализируют высказывания, формулируют выводы наблюдений

2. Конструирование текста с учетом полученных знаний о признаках текста

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Форма организации деятельности учащихся

2.Коллективная и индивидуальная работа

Функции \ роль учителя на данном этапе

Побуждающая к высказыванию

Основные виды деятельности учителя

1.Организует работу в парах, побуждает к высказыванию своего мнения

2. Организует коллективную работу

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Установление логической последовательности предложений в тексте на материале упр. №69

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Самостоятельная работа с информацией, обобщение и систематизация полученных знаний на уроке

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Интерактивная доска, ПК

Форма организации деятельности учащихся

Функции \ роль учителя на данном этапе

Основные виды деятельности учителя

Организует взаимоконтроль

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание.

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Инструктаж по домашнему заданию упр.№69

Домашнее задание параграф № 14, упр. 70

Рефлексия. Вопрос учителя: что ты узнал нового о тексте?

Аннотация к технологической карте урока русского языка в 5 классе:

Данная технологическая карта учитывает поэтапное проектирование урока. Она составлена с учетом требований ФГОС и современной образовательной информационной среды. Технологическая карта определяет основные виды учебной деятельности обучающегося на каждом этапе урока, формы организации деятельности учащегося. Она предусматривает функции и основные виды деятельности учителя. Технологическая карта помогает осуществить самоанализ урока.

Источник

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе «Текст и его признаки» (ФГОС)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Технологическая карта урока

ТЕМА: ТЕКСТ И ЕГО ПРИЗНАКИ

Предмет: русский язык

Виды работы, формы, методы, приёмы

Приём: словесное приветствие

Приветствует учащихся. Просит проверить учащихся собственную готовность уроку (учебник, тетрадь, дневник, пенал). Настраивает учащихся на активную и продуктивную деятельность на уроке. Создает положительный настрой.

Приветствуют учителя. Проверяют собственную готовность к уроку (наличие учебника, тетради, дневника и пенала). Настраиваются на урок.

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

Внешняя и внутренняя (психологическая) готовность к уроку

Запись числа и классной работы в тетрадях

Просит записать учащихся в своих тетрадях, отступив 2 строки от предыдущей записи, сегодняшнее число (Двадцать шестое сентября) и классную работу как на доске. Просит 3-ю строку (там, где должна быть тема, оставить пустой). Следит за выполнением данной деятельности.

Записывают число и классную работу в тетрадях. Оставляют 3-ю строку пустой.

Приём: создание логической последовательности

Обращает внимание учащихся на доску. Просит определить логическую последовательность слов, прикрепленных в разном порядке, на доске. После чего просит одного учащегося выйти к доске, расположить слова в правильной последовательности, объяснить построение именно такой логической цепочки слов. Слушает ответ учащегося. Комментирует этот ответ. Оценивает деятельность ответ учащегося «+» в оценочном листе учащегося.

Обращают внимание на доску. Размышляют над построением логической цепочки слов. Затем следят за правильностью/неправильностью выполнения этого задания на доске учащимся. Если не согласны с правильностью выполнения, поднимают руку и ждут, пока их спросит учитель. Слушают объяснение построения такой логической цепочки учащимся, который находится у доски. Если не согласны с ответом, поднимают руку и ждут, пока их спросит учитель.

5 листов формата А4, на которых напечатаны крупным шрифтом слова: ПРЕДЛОЖЕНИЕ,

СЛОВА, СЛОВОСОЧЕТАНИЕ, ЗВУК и вопросительный знак.

Приём: соотношение понятий

Дает установку учащимся вспомнить, какие разделы науки о языке изучают каждую единицу языка? Для этого слова, прикрепленные на доске (ФОНЕТИКА, ЛЕКСИКОЛОГИЯ, СИНТАКСИС) нужно правильно расположить под единицами языка (ЗВУК, СЛОВО, СЛОВОСОЧЕТАНИЕ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ). Вызывает к доске одного учащего для выполнения данного задания. Оценивает деятельностью учащегося «+» в его оценочном листе.

Учащиеся вспоминают, какие разделы науки о языке изучают каждую единицу языка. Следят за деятельностью одного учащегося у доски. Если не согласны с правильностью выполнения, поднимают руку и ждут, пока их спросит учитель. Проверяют свои знания.

Правильное расположение понятий:

4 листа формата А4, на которых напечатаны крупным шрифтом слова: СИНТАКСИС, ФОНЕТИКА, ЛЕКСИКОЛОГИЯ

Формулировка темы урока учащимися

Приём: создание проблемной ситуации

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *