Что мы знаем о тексте 5 класс русский
Урок развития речи в 5-м классе на тему «Что такое текст?»
Ход урока
1. Речевая разминка. Реализация домашнего задания
Начнем разминку с подготовленного дома “бинома фантазии”, тренирующего воображение, развивающего речь. Итак, чей “бином фантазии” будет интересней сегодня? Рука – береза. Сочиняя “биномы фантазии”, вы придумывали маленькие тексты. А что такое текст? Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить это.
2. Формирование новых понятий, умений, навыков
1. Повторение понятия текста
Задание 2: Пронумеруйте предложения. Можно ли поменять их местами? Почему?
Повадился медведь в деревню ходить. Чуть стемнеет – косолапый тут как тут. Решили охотники поймать зверя. Привезли они ловушку, мёдом обмазали, зерна насыпали. А Мишка всё съел и был таков.
Задание 3: Прочитайте запись. Почему её трудно читать? Найдите границы предложений.
Однажды мальчик и дельфин купались в море и играли друг с другом вдруг мальчик оказался верхом на дельфине тот не сбросил седока и взял направление к берегу.
2. Индивидуальное задание: сообщение ученицы о красной строке.
Задание: послушайте сообщение и запишите в тетрадь, что такое красная строка, зачем она нужна. (Красная строка – это отступ в начале строки, с помощью которого выделяем каждую новую часть, т.е. новую мысль)
3. Упражнение “Понаблюдайте”
а) Работа с учебником. § 100
Задание: прочитайте материал учебника и ответьте на вопросы. Какая группа предложений является текстом? Почему нельзя назвать текстом два других высказывания? Что такое текст?
б) Устное лингвистическое изложение по видимому тексту.
Задание: прочитайте два определения и § 100 , найдите общие признаки текста. Расскажите, что такое текст. Чем отличается текст от предложения? Запишите признаки текста и запомните их.
Текст имеет свои черты, не свойственные предложению. Отдельные части текста объединяются не только союзами и союзными словами, но и другими средствами: использованием синонимов, местоимений или повтором одних и тех же слов, некоторых словосочетаний и предложений.
Текст – это цельность и завершённость, а предложения часто этими свойствами не обладают.
Содержание текста – это описание фактов, событий, места действия и времени протекания этого действия, рассуждения автора, движения сюжета и т.п. Текст – это выражение основной мысли, идеи произведения. Текст может быть и очень большим (например, роман), и очень маленьким (например, справка).
Энциклопедический словарь юного филолога. Языкознание
Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация и др.
В тексте предложения связаны не только общей темой, нои определённой идеей, основной мыслью.
Тема – это то, о чём говорится в тексте.
Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан.
Е. Никитина. Русская речь. 5 класс
3. Беседа по содержанию прочитанного
4. Знакомство с опорной схемой.
Расскажите о тексте, опираясь на схему
(Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Смысловая связь осуществляется благодаря тому, что предложения в тексте объединены темой. Это единство темы поддерживается лексикой на одну тему, повторами, однокоренными словами, синонимами, наличием заголовка. Тема – это то, о чём говорится в тексте. Но в тексте выделяется самое главное. Это основная мысль – то, что говорится о данной теме.
Грамматическая связь создаётся благодаря определённому порядку предложений, порядку слов, интонации, трёхчастной структуре.)
5. Работа с текстом
Задание: прочитайте небольшой рассказ Валентина Катаева.
В лесу стоял старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя, поклонился пню и побрёл дальше.
Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.
Возгордился старый пень и говорит деревьям:
– Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка – поклонилась, пришли девочки – поклонились, пришёл старик – поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня, не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.
Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.
Рассердился старый пень и ну кричать:
– Кланяйтесь мне! Я ваш царь!
Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:
– Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали.
7. Работа с текстом
Членение текста на микротемы и составление плана. Определения стиля речи
Текст делится на абзацы – микротемы. Когда мы пишем изложение, то всегда составляем план. Теперь вы будете знать, что в плане столько пунктов, сколько микротем.
4. Итоги урока
Понравился ли вам рассказ – притча В.П. Катаева? Имеет ли он отношение к нам? Что нового о тексте вы узнали на уроке?
Презентация на тему Что мы знаем о тексте 5 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Что мы знаем о тексте
Урок русского языка в 5 классе подготовлен учителем русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 46 г. Белгорода Захаровой Л.Н.
Описание слайда:
Проверить, как усвоен материал – правописание слов с орфограммами
Прививать навык работы с текстами
Формировать навык самоанализа и самоконтроля
Описание слайда:
Работа со схемой
Текст
Художественный
Технический
Научный
Устный
Письменный
Печатный
Рукописный
Книги
Статьи
Стихотворения
Телепрограммы
Приказы
К рисунку
К схеме
К фотографии
Читать
Пересказывать
Слушать
Понимать
Проверять
Написать
Заучить наизусть
Какой?
К чему?
Чего?
Что с ним делать?
Описание слайда:
Закрепим изученное
Упр. 65 – обсудить вопросы, разобрать задания
Упр. 66 – прочитайте диалог по ролям, ответить на вопросы
Упр. 67 – сравнить две записи, ответить на вопросы:
1) какую из записей вы бы назвали текстом?
2) почему первая запись не является текстом?
3) какая запись текст?
4) озаглавьте текст. Почему вы так его озаглавили?
Описание слайда:
Текст – высказывание, состоящее из предложений, связанных между собой по смыслу.
Заголовок называет тему текста.
В заголовке содержится общий смысл текста. Важно кратко и точно его передать.
Описание слайда:
Закрепим изученное
Упр. 69
1) Прочитайте предложения.
2) Почему нельзя назвать эти предложения текстом?
3) Что кроме общего смысла нужно для того, чтобы предложения стали текстом?
4) Опираясь на сделанные нами выводы, попробуйте определить, что такое текст.
5) Прочитайте теоретический материал в учебнике на с. 34 и уточните определение текста.
Описание слайда:
Домашнее задание
§ 14, выучит запись в тетради
Упр. 70, подготовиться к изложению, составить план текста
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Презентация по истории на тему :»Внешняя политика РФ в 1990-е годы»
Презентация по истории на тему «Средневековое общество» (СПО, 1 курс)
Рабочая программа ОГСЭ.02 История
Рабочая программа ОУДб.05 История
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ДВИГАТЕЛЯ ВАЗ 21083»
Курсы повышения квалификации «Организация деятельности педагогических работников по классному руководству» 17 ч.
Презентация к исследованию «Образование Верещакского Дома Культуры»
Исследовательская работа «Образование Верещакского Дома Культуры»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5371195 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Путин поручил разработать концепцию развития допобразования детей до 2030 года
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: Что мы знаем о тексте?
Конспект урока по русскому языку
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: Что мы знаем о тексте?»
План-конспект урока русского языка в 5 классе
Тема урока: что мы знаем о тексте?
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: уметь аргументировано доказывать наличие признаков текста;
уметь определять тему и основную мысль;
систематизировать знания учащихся о тексте, его признаках.
1.Уметь слушать и вступать в диалог
2. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами и выстраивая текст
Развитие универсальных учебных действий обучающихся:
1. Ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы
2. Искать и выделять необходимую информацию
3. Устанавливать причинно-следственные связи
6. Самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера
7. Проявлять любознательность при получении знаний
8. Проявлять чувство взаимоуважения, взаимовыручки.
9. Определять цель урока на основе соотнесения того, что уже «мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать»
10. Корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата
● конкретизация полученных знаний о тексте;
● закрепление умения распознавать текст и строить текст в соответствии с заданной темой;
● обогащение речи обучающихся
● Развитие мышления (логического, критического), внимания, памяти.
Мотивация к деятельности
Цель этапа: включение учащихся
Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.
Включение в деловой ритм.
Выбери из предложенных картинок (солнышко или тучка) ту, которая соответствует твоему настроению. На доске тоже магнитом закрепляется та картинка, которую выбрали большинство ребят.
Подготовка класса к работе
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
Актуализация и пробное учебное действие
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
Организует повторение знаний, закрепление умений.
Чтобы назвать тему нашего сегодняшнего урока, нам надо разгадать кроссворд, а ключевое слово и будет темой нашего урока.
Слова с противоположным значением (антонимы)
Синтаксическая единица языка, которая имеет законченный смысл (предложение)
Главная часть слова, в которой заключено лексическое значение слова (корень)
Слова с близким по смыслу значением (синонимы)
Раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение (синтаксис)
Разгадывают кроссворд, отгадывают ключевое слово.
Называют тему урока «Текст»
Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)
Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)
Постановка учебной задачи
Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).
Создает проблемную ситуацию посмотрите на доску, можно ли эти предложения назвать текстом?
Детство начинается с любви к матери. Это самое святое чувство. Если в твоей душе нет его, значит, когда ты станешь взрослым, не будет у тебя ни любви к другу, ни любви к Родине. Все будет для тебя безразличным, кроме собственного покоя и удобства.
Докажите, что это текст.
Почему возникли затруднения?
Что мы еще с вами не знаем?
Ставят цели, формулируют проблему и тему урока.
Определяют цель урока.
Проблему урока: научиться выделять основные признаки текста.
Постановка вопросов (К)
Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)
Формулирование проблемы (П – лог.)
Выявление места и причины затруднения
Цель этапа: постановка целей учебной деятельности
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
Назовите пути решения нашей проблемы.
Вернемся к нашему тексту, чем вы можете дополнить свои доказательства.
Выделите ключевые слова в этом тексте. Как вы их понимаете?
Составляют план достижения цели. (посмотреть в учебнике)
На основе материала учебника
делают вывод об основных признаках текста, составляют таблицу.
Дополняют по тексту основные его признаки. Выделяют ключевые слова.
Надо любить маму, иначе останешься эгоистом.
Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)
Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование)
Цель этапа: усвоение учащимися признаков текста
Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение.
Разбивая детей в пары, предлагает выполнить ряд заданий к упражнениям.
Докажите, что перед вами тексты.
Доброта помогает разбудить в человеке его лучшие качества. Чаще всего люди на добро отвечают добром. Таким образом, доброта человека может воспитать другого. Эта мысль вновь подтверждает, что с доброты человек начинается
Что объединяет все эти тексты? (общая мысль – надо быть добрым)
Учитель организует физминутку.
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь — богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
Буквой «л» расставим ноги.
Точно в танце — руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Работают с упражнением
В парах проговаривают различие между двумя колонками, делают вывод.
Опираясь на составленные памятки, доказываю, что перед ними тексты, определяют тему, основную мысль, озаглавливают.
Дети делают выводы, что объединяет все эти тексты – доброта. Если будешь добрым со всеми людьми, значит, и они к тебе будут добрыми. От своей доброты твой жизненный путь становится ярче.
Управление поведением партнера (К)
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)
Действие по аналогии (П)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей
Организует деятельность по применению новых знаний.
(1) В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. (2)Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. (3)Что такое нравственность? (4) Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие. (5) Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется этой системой правил.
Выполните задания по тексту.
Расположите предложения в правильном порядке, чтобы получился текст.
Выпишите из текста антонимы.
Выпишите слова с разделительным мягким знаком.
Выпишите грамматическую основу 5 предложения.
Выпишите однокоренные слова
Подберите синонимы к слову доброта.
Оцените себя, поставьте оценку по пятибалльной шкале.
Проверяют по эталону, выставляют оценку
2). Хорошо – плохо, добро – зло.
4). Человек пользуется
6) Забота, милосердие, сострадание, человечность.
Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)
Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Организует рефлексию, организует самооценку результатов уч-ся.
Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Отвечают на вопросы:
Какую цель ставили?
Удалось достичь поставленной цели?
Какие получили результаты?
Что вызвало особые затруднения?
Где можно применить новые знания?
Поднимают картинку (солнышко или тучку), тем самым показывают своё настроение, изменилось ли оно на уроке.
Умение выражать свои мысли (К)
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка на основе успешности (Л)
Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)
Прочитайте высказывания известных людей. Что их объединяет?
Во внутреннем мире человека доброта – это солнце. В.Гюго
Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство – доброта. Ф.Бэкон
Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям. Ж. Руссо
Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает. Торо Г.
А закончить наш сегодняшний урок хотелось бы следующими словами.
В этом мире огромном, в котором живем я и ты,
Не хватает тепла, не хватает людской доброты.
Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,
Будем вместе учиться друг другу, как звезды, светить.
Ждут нас сотни дорог, но у каждого будет своя,
И до цели добраться, конечно, помогут друзья.
Чтоб скорее исполнились давние наши мечты,
Пусть всегда будет главным уроком урок доброты.
Читают высказывания, их объединяет слово доброта.
Урок русского языка на тему » Что такое текст» (5 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок русского языка в 5- Б классе 03.10.16.
Тема: Что такое текст.
Познакомить учащихся с отличительными особенностями текста
Формировать у школьников навыки связного устного высказывания
Способствовать воспитанию чувства прекрасного.
I. Актуализация знаний
— Тему нашего сегодняшнего урока поможет отгадать мудрая сова.
II. Определение темы и цели урока.
-Да, ребята, на уроке мы будем говорить о тексте. А на каких уроках помимо уроков русского языка вам приходится работать с текстом? (на любых)
(Запись темы урока: Понятие о тексте..)
-Итак, тему мы определи, а теперь давайте поставим перед собой цель, что мы должны узнать о тексте?
(Что такое текст. Каковы признаки текста.)
— Для чего нам это нужно знать? Где мы найдем применение данным знаниям?
(Чтобы научиться самим строить тексты.)
III. Практическая работа
1. Исследовательская работа учебник, ч.1, стр. 33, упр.67.
Какой из данных отрывков является текстом?
( Текстом можно назвать второй отрывок, т.к. в нем идет речь об одном предмете речи, предложения связаны между собой единой темой).
— Сделайте вывод об обязательном признаке текста.
Тезис 1. Текст – это группа предложений, объединенных в целое одной темой.
Тезис 2. Признаки текста: тематическое и смысловое единство.
Связанный по смыслу текст должен быть озаглавлен. Текст вместе с заголовком представляет собой единое целое. Что нужно сделать, чтобы озаглавить текст?
Тезис 3. Чтобы озаглавить текст, н адо поставить два вопроса: о чем говорится? Что именно?
2. Конструирование текстов. Работа в парах.
Для начала нужно прочитать то, что написано на карточке
Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. А конь этот оказался не простым. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.
— Можно ли прочитанное назвать текстом? (текстом назвать нельзя, т.к. нет смысловой связи)
— Попробуйте вычленить из данного отрывка тексты, обратите внимание на лексику, грамматические формы слов, смысл. Для удобства подчеркивайте строки текста карандашами разных цветов. Эту работу вы будете делать в паре. Если вы всё сделаете правильно, то ваш ответ совпадет с содержимым мешочка.
— Можем ли мы понять сказанное, если не знаем значение некоторых слов? Все ли слова вам понятны?
— Встретились неизвестные слова – аркан, кочевник. Чтобы понять текст, нам необходимо узнать значение этих слов. Как нам это сделать? К какому словарю мы можем обратиться?
(Толковый словарь: Аркан – длинная веревка с затягивающейся петлей на конце для ловли животных. Кочевник – человек, который ведет кочевой образ жизни, т.е. переходит с места на место со своим жильем и имуществом)
Работа над текстами.
— Сколько текстов получилось?
(Конверт 2) ( три текста – три лошадки в мешочке).
— Озаглавливаем тексты. Какие два вопроса нужно поставить? (о чем говорится? что именно?)
— Сделайте вывод, какими признаками должен обладать текст.
Тезис 4. Предложения должны быть связаны по смыслу. Должно быть стилистическое единство.
3. Редактирование текста
А теперь решаем еще одну задачу. В нашем тексте предложения перепутались. Проверим, важна ли в тексте последовательность предложений?
Расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст. (письменно)Укажите сцепляющие слова. Какими словами присоединяется 2 пред. к 1, и т.д.
Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверек.
В. Как она очутилась в городе?
Г. В городе Орле рабочие пилили толстые бревна на доски.
( ГБАВ. Сцепляющие слова: бревна – одно бревно, рыжий зверек – белка, белка – она.)
— Сделайте вывод, какими признаками должен обладать текст.
Тезис 5. Необходима последовательность предложений, грамматическая связь.
V. Подведение итогов урока
— А мы подведем итог. Какими признаками должен обладать текст?
В тексте должно быть тематическое, смысловое, стилистическое единство; последовательность предложений, грамматическая связь).
— Мы с вами поставили в начале урока перед собой цель – узнать, что такое текст и каковы признаки текста. Если вы считаете, что лично вы достигли поставленной цели, то на клейком листочке напишите свое имя и наклейте на веселый смайлик, если не достигли – то на грустный смайлик.
VIII. Домашнее задание: 1.Устно: тезисы +схема стр.32.