Что мы знаем о тексте 5 класс фгос

Урок развития речи в 5-м классе на тему «Что такое текст?»

Ход урока

1. Речевая разминка. Реализация домашнего задания

Начнем разминку с подготовленного дома “бинома фантазии”, тренирующего воображение, развивающего речь. Итак, чей “бином фантазии” будет интересней сегодня? Рука – береза. Сочиняя “биномы фантазии”, вы придумывали маленькие тексты. А что такое текст? Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить это.

2. Формирование новых понятий, умений, навыков

1. Повторение понятия текста

Задание 2: Пронумеруйте предложения. Можно ли поменять их местами? Почему?

Повадился медведь в деревню ходить. Чуть стемнеет – косолапый тут как тут. Решили охотники поймать зверя. Привезли они ловушку, мёдом обмазали, зерна насыпали. А Мишка всё съел и был таков.

Задание 3: Прочитайте запись. Почему её трудно читать? Найдите границы предложений.

Однажды мальчик и дельфин купались в море и играли друг с другом вдруг мальчик оказался верхом на дельфине тот не сбросил седока и взял направление к берегу.

2. Индивидуальное задание: сообщение ученицы о красной строке.

Задание: послушайте сообщение и запишите в тетрадь, что такое красная строка, зачем она нужна. (Красная строка – это отступ в начале строки, с помощью которого выделяем каждую новую часть, т.е. новую мысль)

3. Упражнение “Понаблюдайте”

а) Работа с учебником. § 100

Задание: прочитайте материал учебника и ответьте на вопросы. Какая группа предложений является текстом? Почему нельзя назвать текстом два других высказывания? Что такое текст?

б) Устное лингвистическое изложение по видимому тексту.

Задание: прочитайте два определения и § 100 , найдите общие признаки текста. Расскажите, что такое текст. Чем отличается текст от предложения? Запишите признаки текста и запомните их.

Текст имеет свои черты, не свойственные предложению. Отдельные части текста объединяются не только союзами и союзными словами, но и другими средствами: использованием синонимов, местоимений или повтором одних и тех же слов, некоторых словосочетаний и предложений.

Текст – это цельность и завершённость, а предложения часто этими свойствами не обладают.

Содержание текста – это описание фактов, событий, места действия и времени протекания этого действия, рассуждения автора, движения сюжета и т.п. Текст – это выражение основной мысли, идеи произведения. Текст может быть и очень большим (например, роман), и очень маленьким (например, справка).

Энциклопедический словарь юного филолога. Языкознание

Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация и др.

В тексте предложения связаны не только общей темой, нои определённой идеей, основной мыслью.

Тема – это то, о чём говорится в тексте.

Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан.

Е. Никитина. Русская речь. 5 класс

3. Беседа по содержанию прочитанного

4. Знакомство с опорной схемой.

Что мы знаем о тексте 5 класс фгос

Расскажите о тексте, опираясь на схему

(Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Смысловая связь осуществляется благодаря тому, что предложения в тексте объединены темой. Это единство темы поддерживается лексикой на одну тему, повторами, однокоренными словами, синонимами, наличием заголовка. Тема – это то, о чём говорится в тексте. Но в тексте выделяется самое главное. Это основная мысль – то, что говорится о данной теме.

Грамматическая связь создаётся благодаря определённому порядку предложений, порядку слов, интонации, трёхчастной структуре.)

5. Работа с текстом

Задание: прочитайте небольшой рассказ Валентина Катаева.

В лесу стоял старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя, поклонился пню и побрёл дальше.

Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Возгордился старый пень и говорит деревьям:

– Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка – поклонилась, пришли девочки – поклонились, пришёл старик – поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня, не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.

Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.

Рассердился старый пень и ну кричать:

– Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:

– Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали.

7. Работа с текстом

Членение текста на микротемы и составление плана. Определения стиля речи

Текст делится на абзацы – микротемы. Когда мы пишем изложение, то всегда составляем план. Теперь вы будете знать, что в плане столько пунктов, сколько микротем.

4. Итоги урока

Понравился ли вам рассказ – притча В.П. Катаева? Имеет ли он отношение к нам? Что нового о тексте вы узнали на уроке?

Источник

Презентация на тему Что мы знаем о тексте 5 класс

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что мы знаем о тексте 5 класс фгос

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Что мы знаем о тексте
Урок русского языка в 5 классе подготовлен учителем русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 46 г. Белгорода Захаровой Л.Н.

Описание слайда:

Проверить, как усвоен материал – правописание слов с орфограммами
Прививать навык работы с текстами
Формировать навык самоанализа и самоконтроля

Описание слайда:

Работа со схемой
Текст
Художественный
Технический
Научный
Устный
Письменный
Печатный
Рукописный
Книги
Статьи
Стихотворения
Телепрограммы
Приказы
К рисунку
К схеме
К фотографии
Читать
Пересказывать
Слушать
Понимать
Проверять
Написать
Заучить наизусть
Какой?
К чему?
Чего?
Что с ним делать?

Описание слайда:

Закрепим изученное
Упр. 65 – обсудить вопросы, разобрать задания
Упр. 66 – прочитайте диалог по ролям, ответить на вопросы
Упр. 67 – сравнить две записи, ответить на вопросы:
1) какую из записей вы бы назвали текстом?
2) почему первая запись не является текстом?
3) какая запись текст?
4) озаглавьте текст. Почему вы так его озаглавили?

Описание слайда:

Текст – высказывание, состоящее из предложений, связанных между собой по смыслу.
Заголовок называет тему текста.
В заголовке содержится общий смысл текста. Важно кратко и точно его передать.

Описание слайда:

Закрепим изученное
Упр. 69
1) Прочитайте предложения.
2) Почему нельзя назвать эти предложения текстом?
3) Что кроме общего смысла нужно для того, чтобы предложения стали текстом?
4) Опираясь на сделанные нами выводы, попробуйте определить, что такое текст.
5) Прочитайте теоретический материал в учебнике на с. 34 и уточните определение текста.

Описание слайда:

Домашнее задание
§ 14, выучит запись в тетради
Упр. 70, подготовиться к изложению, составить план текста

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Что мы знаем о тексте 5 класс фгос

Курс повышения квалификации

Охрана труда

Что мы знаем о тексте 5 класс фгос

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Что мы знаем о тексте 5 класс фгос

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Презентация по истории на тему :»Внешняя политика РФ в 1990-е годы»

Презентация по истории на тему «Средневековое общество» (СПО, 1 курс)

Рабочая программа ОГСЭ.02 История

Рабочая программа ОУДб.05 История

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ДВИГАТЕЛЯ ВАЗ 21083»

Курсы повышения квалификации «Организация деятельности педагогических работников по классному руководству» 17 ч.

Презентация к исследованию «Образование Верещакского Дома Культуры»

Исследовательская работа «Образование Верещакского Дома Культуры»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5371195 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что мы знаем о тексте 5 класс фгос

Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов

Время чтения: 3 минуты

Что мы знаем о тексте 5 класс фгос

Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года

Время чтения: 1 минута

Что мы знаем о тексте 5 класс фгос

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что мы знаем о тексте 5 класс фгос

Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки

Время чтения: 1 минута

Что мы знаем о тексте 5 класс фгос

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что мы знаем о тексте 5 класс фгос

Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме » Текст «

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

урока по русскому языку в 5 классе по теме «Текст» учителя русского языка и литературы МБОУ «Баратаевская средняя школа» г Ульяновска

Журавлевой Людмилы Вячеславовны

Цель деятельности учителя

Углубить знания учащихся о смысловой и грамматической цельности текста, его строении; ознакомить со способами связи предложений в тексте.

Урок развития речи, «открытия» нового знания.

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие текст ; уметь определять признаки текста.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентносного опыта / приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные : осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения

Наблюдение за языковыми явлениями, эвристический метод; развитие исследовательских навыков, конструирование, индивидуальная, групповая, фронтальная работа.

Учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х ч. / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др. – М.: Просвещение, 2017 г.

Здравствуйте, ребята! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас. Записываем в тетради

Актуализация опорных знаний путем постановки проблемного вопроса: Почему записанные на доске предложения образуют текст?

Быстро наступает вечер в глухом лесу. Скрылось за деревьями вечернее низкое солнце.

Ещё не спят, кормятся в лесу птицы.

Вот на стволе дерева уселся красноголовый чёрный дятел. Он звонко долбит сухое дерево. Далеко слышен в вечернем тихом лесу торопливый стук дятла.

Что такое текст? (Это предложения, связанные по смыслу и с помощью языковых средств)

Можно ли озаглавить данный текст? (Озаглавить можно «Дятел в вечернем лесу»)

Что же отражается в заглавии? (В заглавии отражается тема текста)

А какова основная мысль данного текста? (Далеко слышен в вечернем лесу торопливый стук дятла – в этом предложении отражена основная мысль данного текста)

Определение темы урока детьми

Как вы думаете, какова же будет тема нашего сегодняшнего урока? («Тема, основная мысль и структура текста»).

Работа с учебником (открытие новых знаний)

Самостоятельно изучите материал учебника на стр.34 и ответьте на следующие вопросы по записанному на доске тексту:

Какие четкие границы имеет текст? (Текст имеет начало и конец)

Как разделен данный текст? (Данный текст разделен на абзацы)

Что содержит каждый абзац? (Каждый абзац содержит микротему)

Формулирование правила, его запоминание, отработка и закрепление.

Применяя дополнительные знания о тексте, выполняем упражнение 68.

На ваших столах тексты. Прочтите.

На склоне небольшого пригорка нашего села стояла молоденькая берёзка. У берёзки была нежная и светлая атласная кожица. Куда не глянешь, всюду одни льды. Я стал вглядываться в узкую полоску воды, которую разрезал во льдах наш корабль. Играя, ветер весело пересчитывал на берёзке изумрудные листочки. Конь бьётся, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать верёвку. Корабль замедлил ход и остановился. Пришлось спустить шлюпку и вернуться к льдине, на которой лежал белёк – детёныш тюленя. А конь этот оказался не простым. Да и парень тоже не промах – ещё крепче верёвку натянул.

— Докажите, что прочитанное можно назвать текстом? (Текстом назвать нельзя, т.к. нет смысловой связи)

— Попробуйте вычленить из данного отрывка 3 текста, обратите внимание на лексику, грамматические формы слов, смысл. Для удобства подчеркивайте строки текса карандашами разных цветов. Можно эту работу делать в паре.

На склоне небольшого пригорка нашего села стояла молоденькая берёзка. У берёзки была нежная и светлая атласная кожица. Играя, ветер весело пересчитывал на берёзке изумрудные листочки.

Куда не глянешь, всюду одни льды. Я стал вглядываться в узкую полоску воды, которую разрезал во льдах наш корабль. Корабль замедлил ход и остановился. Пришлось спустить шлюпку и вернуться к льдине, на которой лежал белёк – детёныш тюленя.

Конь бьётся, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать верёвку. А конь этот оказался не простым. Да и парень тоже не промах – ещё крепче верёвку натянул.

— Докажите, что перед вами текст.

1 ряд – первый текст («Берёзка»)

2 ряд – второй текст («Белёк»)

3 ряд – третий текст («Заарканил»)

— Сделайте вывод, какими признаками должен обладать текст. (Должно быть тематическое, смысловое единство. Предложения должны быть связаны не только по смыслу, но и грамматически. Должно быть стилистическое единство)

Прочитайте, продолжите рассказ.

Купались мы на реке вместе с папой. Папа плавал очень хорошо. Он переплыл на другую сторону и стал звать к себе Джека. Пёс в это время играл с нами. Но как только услыхал папин голос…

Домашнее задание (по выбору учащихся).

Упр. 68, составить таблицу «Признаки текста»

Упр. 69, составить таблицу «Признаки текста»

В конце урока дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

На уроке я работал активно / пассивно

Своей работой на уроке я доволен / не доволен

Источник

Разработка урока русского языка (ФГОС) для обучающихся 5 класса. Тема «Что такое текст»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Разработка урока русского языка для обучающихся 5 класса (ФГОС)

Фомина Т.Н., учитель русского

языка и литературы

МБОУ СОШ №36 с. Дефановка

Тема: Что такое текст.

Тип: изучение нового материала.

• Познакомить учащихся с отличительными особенностями текста

• Формировать у школьников навыки связного устного высказывания

• Способствовать воспитанию чувства прекрасного.

В течении урока ребята заполняют маршрутные листы, выставляя напротив

каждого этапа урока оценку себе и своим знаниям; в тетради записывают тезисы, относящиеся к понятию текст.

I. Актуализация знаний

— Сегодня, ребята, я предлагаю вам забыть, что вы ученики и представить, что вы группа серьезных, всемирно известных ученых, работающих над важнейшими проблемами лингвистики. Представили?

-Ребята, а какое качество является самым важным качеством для ученого? (умение

мыслить, анализировать, думать)

-Вы обладаете такими качествами? (Да)

— Тогда я только напомню вам правила общения. (запись на слайде)

-И мы начинаем наш урок, на котором будем работать с очень важным не только для ученых материалом? Каким? Угадайте?

II. Загадка. Определение темы и цели урока.

— Это слово заимствовано из немецкого языка, но произошло оно от латинского слова, означает ткань, единство. Обозначает оно словесное единство. О каком языковом понятии идет речь? (о тексте)

-Да, ребята, на уроке мы будем говорить о тексте. А на каких уроках помимо

уроков русского языка вам приходится работать с текстом? (на любых)

(Запись темы урока: Что такое текст.)

-Итак, господа ученые, тему мы определи, а теперь мне хотелось бы вас попросить

определить цель нашего урока. На какие вопросы нам необходимо сегодня ответить?

(Что такое текст. Каковы признаки текста.)

— Для чего нам это нужно знать? Где мы найдем применение данным знаниям?

(Чтобы научиться самим строить тексты.)

— Итогом нашей работы будут тезисы, которые вы должны будете продолжить.

А я лишь напоминаю, что такое тезис . (слайд)

III. Практическая работа (тексты на столах и на слайде)

1задание. Какой из данных отрывков является текстом?

1. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Чистым белым снегом

покрылась земля. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Еще цветут

поздние осенние цветы.

2. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружатся в

воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины. Еще цветут поздние осенние цветы.

( Текстом можно назвать второй отрывок, т.к. в нем идет речь об одном

предмете речи, предложения связаны между собой единой темой).

— Сделайте вывод об обязательном признаке текста. (Текст – это группа

предложений, объединенных в целое одной темой)

— Тематическое и смысловое единство – необходимые признаки текста.

Связанный по смыслу текст должен быть озаглавлен. Текст вместе с заголовком представляет собой единое целое. Что нужно сделать, чтобы озаглавить текст? ( Надо

поставить два вопроса: о чем говорится? Что именно?)

Какой заголовок подходит нашему тексту? Почему?

2) Русский лес осенью.

Мастер-класс. ФГОС. № 1’2015 66

2 задание. На ваших столах тексты. Прочтите.

Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку.

Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. А конь этот оказался не простым.

Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку

— Докажите, что прочитанное можно назвать текстом? (текстом назвать нельзя,

т.к. нет смысловой связи)

— Попробуйте вычленить из данного отрывка 3 текста, обратите внимание на

лексику, грамматические формы слов, смысл. Для удобства подчеркивайте строки текста карандашами разных цветов. Можно эту работу делать в паре.

— Докажите, что перед вами текст.

— Можем ли мы понять текст, если не знаем значение некоторых слов? Все ли

конце для ловли животных. Кочевник – человек, который ведет кочевой образ жизни, т.е.

переходит с места на место со своим жильем и имуществом)

— Озаглавливаем тексты. Какие два вопроса нужно поставить? (о чем говорится? что именно?)

1 ряд- первый текст, 2 ряд – второй, 3 ряд – третий. ( Моя лошадка. Заарканил. Кочевники).

— Сделайте вывод, какими признаками должен обладать текст. (Должно быть

тематическое, смысловое единство. Предложения должны быть связаны не только по смыслу, но и грамматически. Должно быть стилистическое единство.)

Физминутка. Если услышите слово с проверяемой безударной гласной в

корне, то ловите ее и хлопайте. Если в непроверяемой – присядьте.

3 задание. А теперь решаем еще одну задачу. В нашем тексте предложения перепутались. Проверим, важна ли в тексте последовательность предложений?

Расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст. (письменно)

Укажите сцепляющие слова. Какими словами присоединяется 2 пред. к 1, и т.д.

Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверек.

В. Как она очутилась в городе?

Г. В городе Орле рабочие пилили толстые бревна на доски.

( ГБАВ. Сцепляющие слова: бревна – одно бревно, рыжий зверек – белка, белка – она.)

— Сделайте вывод, какими признаками должен обладать текст. (Необходима

последовательность предложений, грамматическая связь)

4 задание. А теперь мы обратимся к поэтическим текстам. Какова тема

текстов? Можно ли понять, как авторы относятся к изображаемому?

1. Чудная картина! Тучи без конца,

Дождик так и льется, лужи у крыльца.

Чахлая рябина мокнет под окном;

Смотрит деревушка сереньким пятном. (А. Плещеев)

2. Унылая пора! Очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса,

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса. (А.С.Пушкин)

( Тексты посвящены осени, но авторы по-разному относятся к изображаемому.

Пушкин видит в увядающей природе прекрасные черты, а Плещеев создает унылую картину дождя. Таким образом, тексты различны по цветовой гамме, уменьшительно-ласкательные суффиксы одного текста и возвышенная лексика другого.)

— Таким образом тексты отличаются основной мыслью. Что такое основная мысль текста?

Ответ на этот вопрос вы найдете в учебнике на стр. 160 (Это то, для чего текст написан. Что хочет нам сказать автор. Это авторская позиция текста.)

— Текст создается для выражения мысли.

IV. Прослушайте стихотворение Виктора Орлова «Что нельзя купить» и

определите основную мысль.

Я с утра брожу босой,

Весь обрызганный росой,

С птицей возле тополька

Воду пью из родника.

Если деньги накопить,

Можно многое купить –

Дом, одежду и завод,

Где-то дома у метро –

Всюду вывески висят.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек.

(Не все на свете можно купить. И то, что не покупается,

и является самым ценным на свете)

V. Подведение итогов урока

— Закончите работу (маршрутный лист урока) над тезисами «Признаки текста», дайте оценку уроку, а также себе поставьте оценку за работу на уроке и сдайте листочки.

А мы подведем итог. Какими признаками должен обладать текст?

VI. Домашнее задание

— Напишите мини-сочинение на тему «Что нельзя купить?»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *