Что мы знаем о стилях речи 7 класс разумовская конспект урока

Технологическая карта урока русского языка на тему «Речь. Что мы знаем о стилях речи»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема урока : Речь. Что мы знаем о речи и ее стилях.

Тема раздела: Речь. Язык. Правописание. Культура речи

УМК: М, М Разумовская, С.И. Львов, В.И. Капинос

Тип урока: с труктура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

Вид урока : комбинированный

Форма урока : коллективная, самостоятельная

Цель: Иметь преставление о языке как системе средств и о речи как об использовании средств языка для общения людей, то есть, речевой деятельности.

Научиться определять стили речи, используя речевую ситуацию.

Учебные задачи, направленные на достижение

личностных результатов обучения:

1. Формирование знания о взаимосвязи русского языка с культурой речи

2. Формирование сознания того, что речь – основная коммуникативная единица языка

3. Формирование устойчивой мотивации к

исследовательской деятельности (анализу) и конструированию

метапредметных результатов обучения:

1. Познавательные: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе изучения темы.

2. Коммуникативные: Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность)

Развивать умение осознанного построения речевого высказывания

3. Регулятивные: Применять методы информационного поиска, а также формировать умение овладения логическими действиями сравнения анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе анализа учебных действий;

предметных результатов обучения:

2. Научиться выделять условия, необходимые для речевого общения, дифференцировать тексты разных стилей

4 Правильно определять стили речи, знать их особенности и уметь создавать к каждому стилю речевую ситуацию

Зрительный ряд: презентация

Материалы для учащихся: учебник 6 класс «Русский язык» М. М. Разумовская

Материалы для учителя (оборудование): технологическая карта, презентация

УУД (формируемые на данном этапе урока)

1.Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Формирование знания о взаимосвязи русского языка с культурой речи.

Формирование готовности восприятия учебного материала

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

— Ребята, ваше домашнее задание тесно связано с темой нашего урока. Прочитайте высказывание Л.Крысина и ответьте на вопросы из упражнения. Как вы понимаете это высказывание? К какому стилю оно принадлежит?

Один из учеников зачитывает цитату и объясняет ее смысл.

Примерный ответ: «Слово – это важная единица языка, потому что оно может иметь несколько значений. Слово может употребляться в прямом и переносном смысле. Оно вмещает в себя множество оттенков. Только послушайте, как звучит: «бабушка», «бабулечка», «бабуся», «бабусечка» или «баба», «бабка». Сколько же в этих словах разных оттенков! Стиль данного текста – книжный; публицистический»

Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Развивать умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере стилевой принадлежности текстов

Проверка домашнего задания как элемент подхода к определению темы урока

3. Актуализация опорных знаний с целью подготовки к изучению новой темы

— Итак, прошу обратить ваше внимание на последнее предложение ответа ученика. О чем же сегодня мы будем с вами говорить?

— Если мы будем говорить о стилях, то какая цель будет стоять перед вами? Что вы должны сегодня на уроке понять?

Дети отвечают: «О стилях речи»

— Мы должны научиться определять стиль текста

Научиться выделять условия, необходимые для речевого общения, дифференцировать тексты разных стилей речи.

Правильно определять стили речи, знать их особенности и уметь создавать к каждому стилю речевую ситуацию

Метод проблемной ситуации

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

— А теперь, ребята, давайте начнем с главного. Вот вы говорите стили речи? А как вы понимаете слово речь?

— Если речь – это использование языка «в работе», то выделите виды речи и запишите схему в тетрадь. В качестве подсказки используйте упражнение 11. Сейчас я попрошу вас выполнить упражнения 13 и 14 и отобразить все в таблице. Проверьте себя, сверив свою работу со слайдом № 2

Ученики отвечают, что речь – это язык общения для людей.

Научиться выделять условия, необходимые для речевого общения, дифференцировать тексты разных типов речи.

Формирование устойчивой мотивации к

исследовательской деятельности (анализу) и конструированию

Метод сопоставления и анализа

Речь, произносимая человеком

Речь, записанная буквами

Монолог речь одного человека.

Диалог – речь двух и более лиц.

6.Обобщение и систематизация знаний

— Прочитайте, пожалуйста, материал «Возьмите на заметку?» Какие этикетные формулы вам знакомы?

Слова вежливости, этикетные слова: «извините», «большое спасибо», «пожалуйста».

Метод наблюдения, сопоставления и анализа

— Каждая реплика диалога записывается с новой строки и выделяется тире. Какие этикетные слова вы использовали в диалоге?

— Выделите их в овал цветным карандашом. Посмотрите на слайд № 3 и проверьте себя.

— Здравствуйте! Позовите, пожалуйста, Катю.

— Здравствуйте! К сожалению, ее сейчас нет дома. Ей что-нибудь передать?

— Нет, спасибо. Могу я позвонить позже?

— Да, конечно. Позвоните минут через 40.

— Хорошо. Еще раз спасибо. До свидания

Применять методы информационного поиска, а также формировать умение овладения логическими действиями сравнения анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе анализа учебных действий;

7. Повторение, обобщение и включение в систему знаний

— А теперь давайте поговорим о стилях речи. В домашнем задании вы определяли стиль высказывания. Это было довольно сложно. По каким признакам вы определили принадлежность текста к книжному публицистическому стилю? Какие стили речи вам известны?

— Посмотрите на слайд № 4.

— Вспомните, какая ситуация помогает определить стиль речи? А что означает это понятие? Как думаете?

Книжный и разговорный

Это ситуация общения, это условие, при котором возникает общение

Формирование устойчивой мотивации к

исследовательской деятельности (анализу) и конструированию. Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). А также развивать умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере стилевой принадлежности текстов.

Метод наблюдения, сопоставления и анализа

9.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

— Домашнее задание будет творческим. Опираясь на записи в тетради, выполните упражнение 19

-Спасибо. До свидания.

Ученики записывают домашнее задание

Правильно определять стили речи, знать их особенности и уметь создавать к каждому стилю речевую ситуацию

Метод рефлексии «Аргументации своего ответа»

— Итак, наш урок подходит к концу, мне бы хотелось узнать ответ на самый главный вопрос урока. Что же вы сегодня узнали на уроке? Оцените степень усвоения материала с помощью сигнальных карточек.

Мы познакомились с понятием «речь», научились определять стили речи и рассмотрели разные речевые ситуации.

Правильно определять стили речи, знать их особенности и уметь создавать к каждому стилю речевую ситуацию

Метод рефлексии «Аргументации своего ответа»

Источник

Методическая разработка урока русского языка на тему: «Стили речи» ( 7класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок русского языка в 7-м классе.

Тема: «Хорошую речь хорошо и слушать» («Стили речи»)

Образовательные: (слайд 2)Повторить, обобщить и систематизировать сведения о стилях речи. Выявлять языковые отличительные особенности текстов разных стилей. Развивающие: Развивать логические умения: анализировать, классифицировать, систематизировать и обобщать языковой материал, аргументировать свою точку зрения. Работать в группах и самостоятельно, уметь вести деловое обсуждение и анализировать свое поведение во время беседы с партнерами по общению. Осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности. Совершенствовать навыки монологической и диалогической речи. Воспитывать культуру речи.

Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний;

Технология: элемент критического мышления ЗХУ (презентация), использование диалоговых форм обучения.

Оборудование: на доске схема «Стили речи», мультимедиапроектор, раздаточный материал (приложения).

1.Орг.момент (настрой психологический) музыка.

Релаксация (под музыку звуков природы).

Закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный летний лес. Полюбуемся насыщенными красками леса, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в летнем лесу? Послушайте, как шуршат листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в летнем лесу? Вдохните глубоко этот аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть летнего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу. Я посчитаю до 5. На счёт «5» – вы откроете глаза. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы.

Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель

Сегодня очень важно воспитание речевой культуры, о которой много говорят СМИ. Речь наших современников многими воспринимается и оценивается как сниженная, ненормативная. При этом нередко подчеркивается катастрофическое состояние современного русского языка, ведущее к его разрушению и гибели. Наш родной язык, по определению К.Г. Паустовского, явление уникальное, удивительное. Сформулируйте проблему в виде вопроса: как сделать так, чтобы мы могли найти слова для выражения своих мыслей в любой ситуации, чтобы выбранная лексика соответствовала конкретной ситуации общения.

Загадка о стилях речи(найти)

В чем заключается главная мысль стих-я?

Ученики: Главная мысль стихотворения заключается в том, что в нашей повседневной жизни необходимо знать, к какому стилю относится какой-либо текст.

Учитель: Правильно. А как вы думаете, почему нужно уметь определять стиль речи?

Ученики: Для того, чтобы написать заявление или научную работу, нужно знать, в каком стиле его оформлять

Давайте сформулируем цели нашего урока.

– Как связана проблема с темой урока? Найдите точки соприкосновения между ними. Учащиеся:

– Повторить термины, определять языковые особенности и сферы функционирования стилей;

— определять ситуацию общения;

— повторить нормы современного литературного языка

Учитель: Полученный опыт работы поможет нам при анализе текстов, также поможет при написании сочинения, еще мы систематизируем знания о стилях речи.

2. Итак, сейчас мы с вами разделимся на группы (тройки). Вам нужно выбрать для совместной работы двух одноклассников, которых вы знаете несколько меньше, чем других. Получилось 6 групп.

У вас на столах есть лист оценивания. Вы на протяжении всего урока будете оценивать свою работу баллами, затем мы выведем общую оценку.

Словарная работа( Можно о природе)

(В)близи, (в)перемешку, (в)право, (в)слепую,(за)просто,(за)чем, (из)давна, (и)скоса, (до)чиста, (в)ширь, (в)пору, (по) иному, (по) медвежьи.

У вас на столах есть «таблицы ЗХУ», за 3 минуты вы должны вспомнить все то, что знаете о стилях речи и хотите узнать. Заполняем 2 графы.

«Знаю» Каждый записывает индивидуально.

Далее делимся информацией со своими партнерами.2минуты.

Оценивание 3 балла вопросов больше трех

Как вы думаете, каково происхождение слова стиль? Ученица даёт сообщение.

Слово стиль происходит от греческого «стилос» – палочка с заостренным концом для письма на дощечке, покрытой воском. На другом конце палочки была лопаточка, которой разглаживали воск, если нужно было стереть написанное. Древнеримский поэт Горации советовал «почаще перевертывать стиль», то есть стирать написанное, чтобы написать еще лучше. Так появилось новое, переносное значение слова стиль – манера письма, способ изложения, слог. В этом новом значении слово заимствовано всеми европейскими языками.

В русском языке сравнительно недавно оформилась научная дисциплина – стилистика, которая изучает особенности употребления средств языка в зависимости от речевой ситуации.

Формируемся в пары

Работа в парах с теоретическим материалом.(учебник стр 225)5мин

Сейчас вы самостоятельно поработаете с теоретическим материалом учебника,познакомитесь с терминами, которые вам понадобятся в дальнейшем. Переходим от пары к паре и делимся информацией друг с другом.

Кратко в графу узнал запишите, все то, что узнали. «Узнал»

Обмениваемся информацией в малой группе.

Лариса составляет сказку о стилях речи (Видео) ноутбук

( каждый учащийся вытягивает листочек и на обратной стороне указан стиль).

1 ученик – официально-деловой стиль,научный стиль.(Доводим до вашего сведения, что 24 февраля на территории Челябинской области будет усиление ветра 25м в секнду)( Частица-служебная част речи,с помощью которой образуются формы наклонений глагола и изменяется значение слов, словосочетаний и предложений.)

2 ученик – публицистический стиль.(Пример В Екатеринбурге прошел концерт «Творческие открытия года». В нем приняли участие более двадцати молодежных и детских коллективов и исполнителей.)

3 ученик – художественный стиль.(Все притихло, как будто ожидало чего-то небывалого.)

4 ученик – разговорный стиль.

Сейчас вы будете работать с ноутбуками.

Ваша задача создать презентацию по каждому стилю речи, вам предложены слайды, вам нужно выбрать то, что касается вашей темы и создать презентацию.

— Что же мы знаем о стилях речи? Свои знания вы покажете с помощью слайдов в презентации, который составите каждый самостоятельно. Защита презентации ( каждый ученик оценивает работы)

— Что изучает стилистика? Слайд №1

Пользуясь таблицей учебника, распределите и запишите слова, относящиеся к разным стилям.

Указ, новелла, монография, отчет, лекция, басня, доверенность, кодекс, конституция, поэма, устав, реферат, очерк, фельетон, учебник, аннотация, роман, справка.

Этап контроля знаний учащихся.

2 задание На доске тексты. Задача – определить стиль речи.

3.Я, Иванов Иван Иванович, выражаю свои искреннюю благодарность сотрудникам компании «Иволга», в частности, Сидорову С.С. и Пупкову В.В. за высокий уровень качества обслуживания и оперативное урегулирование всех спорных моментов прямо на месте и прошу поощрить их в соответствием с условиями коллективного договора «Иволга » (официально-деловой).

6. Лейтенант шел по желтому строительному песку, нагретому дневным палящим солнцем. Он был мокрым от кончиков пальцев до кончиков волос, все его тело было усеяно царапинами от острой колючей проволоки и ныло от сводящей с ума боли, но он был жив и направлялся к командному штабу, который виднелся на горизонте метрах в пятистах (художественный).

7. Ёо, чувак! Если ты читаешь этот текст, то врубаешься в тему. Энергия, драйв и скорость – вот что определяет мою жизнь. Я люблю экстрим, люблю острые ощущения, люблю, когда адреналин зашкаливает и сносит башку. Я без этого не могу, чувак, и знаю, что ты меня понимаешь. Мне глубоко по-барабану: скейтборд или паркур, ролики или байк, до тех пор, пока мне есть чему бросить вызов. И это круто! (разговорный)

8. Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Челябинской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии (публицистический).

9. Исходя из результатов экспериментов, которые свидетельствуют о том, что люди сканируют текст и не всегда просматривают веб-страницу целиком, целесообразно воспользоваться принципом перевернутой пирамиды и поместить вывод в начало текста (научный).

4. Определить стиль ( на экране показаны фотографии и нужно по ним определить стиль) слайд №2

* К огда мы делимся с кем-либо своими мыслями, выражаем чувства, мы используем… (разговорный)

*Если сообщаем научные сведения… (научный)

*Если составляем документы… (официально- деловой)

*Когда мы изображаем, рисуем словами… (публицистический)

*Воздействие с помощью созданных образов на мысли и чувства (художественный).

Источник

Урок по теме «Стили речи»

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.

Ход урока

1. Вводно-мотивационный этап.

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку. Сообщение темы урока. Актуальность этой темы:

Учитель: В конце года вы будете сдавать экзамены в формате ГИА, где будет задание на определение стиля текста. А также знания, полученные на уроке, пригодятся при анализе текста, который вы будете делать через 2 урока.

Сегодня мы вспомним, что такое стиль, какие стили речи есть в русском языке, и научимся различать их. Только один урок у нас по этой теме.

Работать мы будем по следующему плану (на доске). Обратите внимание на с.р., а если успеем, то побываем в роли редакторов.

2. Фронтальный опрос.

– Что такое стиль? Прочитайте значение этого слова в толковом словаре…

Какое из перечисленных значений нам подходит? Зачитайте.

(Стиль-совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики)

– Какие стили вы знаете? (учащиеся перечисляют)

– Проверьте, все ли стили вы назвали? Повернитесь и посмотрите на схему.

Что мы знаем о стилях речи 7 класс разумовская конспект урока

3. Проверка д/з:

(Были подготовлены сообщения об особенностях каждого стиля.)

Учитель: У вас на столах таблицы: цель, сфера применения, особенности стилей. Там пустая 2 графа. Во время сообщений вы будете заполнять эту графу.

– Чтобы определить стиль, нужно ответить на 3 вопроса:

Что мы знаем о стилях речи 7 класс разумовская конспект урока

На эти вопросы ответят выступающие и заполнят схемы, которыми мы будем пользоваться для определения стиля. Таблица:

ХудожественныйЦель

(зачем?)Обмен мыслями, впечатлениями, общениеСообщение, передача научной информацииТочная передача деловой

информацииСообщение, воздействие на слушателей или читателейВоздействие на мысли и чувстваСфера применения

(где?)Беседа в неофициальной обстановке; дружеские письма и посланияОфициальная обстановка; уроки, лекции; научно-популярные книгиОфициальная обстановка;

деловые бумагиОфициальная обстановка; средства массовой информации, в выступленияхХудожественная литератураОсобен-ностиПреобладание разговорной и просторечной лексики; интонация, мимика, жестыОднозначные слова; термины; отсутствие образных средствТермины, речевые штампы, канцеляризмы; конкретность, официальностьТоржественная лексика, эмоциональность; соединение стандартизированных слов и средств выразительностиШирокое использование изобра-зительно-выразительных средств; использование средств других стилей

Доклады учащихся:

Разговорный стиль

Разговорная речь-это речь непринуждённая, без предварительного отбора языковых средств. Большое значение в использовании тех или иных средств языка имеет речевая ситуация. Разговаривающие могут пользоваться не только словами, но и жестами и мимикой.

К языковым особенностям разговорной речи относится варьирование интонации, ударения, паузы.

К разговорной речи предъявляются менее строгие требования, чем в других стилях: используется эмоциональная, выразительная лексика. В толковых словарях русского языка лексика, характерная для разговорного стиля, имеет помету “разг.”В разговорном стиле может встретиться нелитературная, неправильная речь-просторечие. Например, вместо нейтрального слова столько может использоваться просторечное столечко, вместо слова столовая– столовка. Используются также фразеологизмы, которые придают речи большую выразительность(например, “бить баклуши”-ничего не делать) и слова с суффиксами субъективной оценки: домище, ножища, большущий, малюсенький.

Научный стиль

Научный стиль-разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется в устной и письменной речи. Основная функция научного стиля– доказательное изложение научной информации. Научная речь-это монологическая речь.

Научный стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг.

Научный стиль имеет свои особенности и в грамматике. Так, в научных текстах широко распространены причастия, деепричастия, отглагольные существительные. Часто используются существительные в форме единственного числа в значении множественного: Ландыш зацветает в начале мая. Вещественные и отвлечённые существительные могут употребляться в форме множественного числа: шумы в сердце, морские глубины. Научный стиль характеризуется точностью, строгой логичностью, чёткостью изложения.

Деловой стиль

Основная функция делового стиля – точная передача деловой информации. Деловой стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.

Деловой стиль характеризуется точностью, сжатостью изложения, использованием штампов: согласно приказу, на основании вышеизложенного, в соответствии с постановлением.

В деловой речи отсутствует лексика ограниченного употребления (диалектизмы, просторечные слова) и эмоционально-окрашенная лексика.

В деловых текстах используется строгий порядок слов в предложении

Публицистический стиль

Публицистический стиль используется в газетах, журналах (то есть в средствах массовой информации),выступлениях перед общественностью в агитационных целях. Основная функция стиля – функция воздействия (агитации и пропаганды). В публицистическом тексте не только содержится сообщение о чём-либо, но и выражено отношение автора к высказыванию.

Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов (в этом публицистический стиль сходен с научным),а также эмоциональностью, что сближает со стилем художественной литературы.

В публицистике используется лексика разных пластов: книжная: свершение, индустрия;

разговорная: молодчик, шумиха;

термины: атмосфера, деликатничать.

Часто используются иноязычные слова: шоу-спектакль, консенсус-соглашение; фразеологизмы: работать не покладая рук, загребать жар чужими руками; различные изобразительно-выразительные средства языка.

Стиль художественной литературы

Стиль художественной литературы (или художественный стиль) используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д.

Основная функция художественного стиля – воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо.

Художественный стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Используя изобразительно-выразительные средства языка, писатели и поэты знакомят читателей с бытом и духовной жизнью народов разных стран не только в наши дни, но и в далёком прошлом. В художественном стиле для придания тексту возвышенной, торжественной окраски, для создания колорита эпохи используются устаревшие слова: Восстань, пророк, и виждъ, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. (А.С.Пушкин)

Для стиля художественной литературы характерно сочетание особенностей разных стилей. Наиболее часто используются элементы разговорного стиля.

Учитель: Проверьте правильность заполнения таблицы. Самопроверка

Учитель: Итак, сколько всего стилей? Проверим, насколько внимательно вы слушали докладчиков.

Назовите стиль по характеристике. Пользуйтесь таблицей.

– Обмен мыслями, просторечная лексика (разговорный)

– Передача научной информации, термины (научный)

– Передача деловой информации, деловые бумаги (официально-деловой)

– Средства массовой информации, эмоциональность (публицистический)

– Художественная литература (художественный)

4. Лексическая игра

Учитель: А теперь посмотрите на 3 графу таблицы, где перечислены особенности стилей. Чем они различаются? Конечно, лексикой. В разных стилях используется разная лексика. Есть разговорная, есть книжная лексика, но во всех стилях используется нейтральная или общеупотребительная. Сейчас мы и поучимся различать лексику.3 человека у доски будут заполнять 3 графы (распределять слова по колонкам таблицы), остальные работают в тетрадях, а редактор будет работать со словарём и проверять правильность работы.

Общеупотребительная

РазговорнаяВерхВершинаМакушкаПрепятствиеПреградапомехаБоятьсяОпасатьсятруситьпрогнатьИзгнатьвыставитьволноватьсяТревожитьсяпсиховатьлицоликморда(просторечное)

– Итак, правильно заполнены графы (к редактору)?

– Проверяем все (самопроверка)

Оцениваем (критерии оценки: 1-2 ошибки-4,3-4– “3”)

5. Самостоятельная работа ( в группах)

Инструктаж перед с/р.:7

Учитель: Итак, мы вспомнили особенности разных стилей. Заполнили таблицу и схемы, которыми вы можете пользоваться при выполнении с/р. в группах. Вам нужно определить стиль данного вам текста и доказать его принадлежность к стилю.

– На что вы будете обращать внимание?(показать на схему):где и зачем используется данный текст. Во-первых, определите цель, затем сферу применения, особенности.

Потом 1 человек от команды (вы его выберете)зачитает текст и ответит на вопрос, а остальные внимательно слушают и проверяют.

Время выполнения работы 5 мин.

Задание для группы № 1:

“Ну что, Лёшка, рассказать тебе о нашем городе? Много памятников архитектуры, а не так давно был построен Ледовый Дворец. Мы туда с ребятами ходим кататься на коньках, так здорово! Также можно отдохнуть в Парке Мира или погонять на роликах у Вечного Огня. В общем, классно у нас в городе, приезжай – увидишь”.

Задание для группы № 2:

Коломна территориально и юридически квалифицируется как часть Подмосковья.

В городе и районе проживают немногим более 143 тысяч человек. За последние годы бурно развивается жилищное строительство, уменьшилась детская смертность, наблюдается положительная динамика в плане деторождения. Администрация города Коломны делает всё возможное для динамического развития города и повышения уровня благосостояния граждан.

Задание для группы № 3:

Коломна – древний город, основанный в 12 веке. Согласно летописным сведениям, он появился всего лишь на 30 лет позднее Москвы.

Само слово “Коломна” относится к финно-угорским племенам, жившим здесь до прихода славян. На их наречии это слово означало “место около кладбища”.

Другие данные свидетельствуют о том, что слово Коломна имеет “географическое” происхождение – ведь есть и река Коломенка, и село Коломенское. Существует также и красивая легенда об основании нашего города итальянским графом Карлом Колонною, спасавшимся от гонений римского папы Вонифатия 8.

Как бы там ни было, сегодня Коломна – культурный и промышленный центр Подмосковья, город, которым мы, коломчане, гордимся.

Задание для группы № 4:

Коломна – город, основанный в 1177 году. Летописные сведения свидетельствуют о детерминации финно-угорской группы языков в названии этого города.

Лингвистический анализ, проведённый исследователями и учёными – языковедами, подтверждает эту гипотезу.

Развивая свои исторические традиции, город по праву входит в пятёрку самых динамично развивающихся субъектов Подмосковья.

Анализ географического положения города позволяет предположить, что в городе и районе преобладают суглинистые почвы, а рельеф местности и климат подходит для стабильного овощеводства.

Задание для группы № 5:

Трудно найти в Подмосковье такой же красивый город, как Коломна. Живописные устья рек, своеобразный ландшафт позволяют в полной мере насладиться красотами этого хранилища традиций древности.

Словно невидимые стражи города, при въезде в него гостей встречают монументальные стелы, а когда проезжаешь мимо Маринкиной башни, кажется, что ещё немного, и появится Дмитрий Донской.

Подобно большой птице, распахнул свои объятья недавно выстроенный Ледовый Дворец спорта.

Проверка: учащиеся зачитывают текст и называют стиль.

Вопрос к другой группе:

6. Подведение итогов.

Давайте обобщим то, о чём мы говорили на уроке.

Сколько всего стилей в русском языке? Запишите названия по памяти.

Самопроверка (открывается доска со словами).

7. Домашнее задание.

Вы хорошо сегодня поработали, дома вы закрепите

данный материал, выполнив упр. 181(определить стиль текста) или отредактировать текст

(упр.180,ч.2); инд.зад. :продолжить рассказ по данному началу, придерживаясь того же стиля. Таблицей и схемой, которые мы составили на уроке, вы сможете воспользоваться дома и на последующих уроках при подготовке к экзамену.

8. Редактирование текста.

Учитель: А теперь вы ощутите себя в новой роли– в роли редакторов. Перед вами– текст, в котором допущены стилистические ошибки. Проверьте, найдите слова, не соответствующие стилю, исправьте текст.

Самопроверка.
Оценки.
Отредактируйте текст.

К какому стилю относится данный текст?

Какие нарушения лексических норм вы обнаружили в тексте. Исправьте.

Киев. основан в 6-7 веках как центр племени полян. В русских летописях известен с 860 года. В 9-нач. 12 веков столица Киевской Руси. В 1240 году разрушен вредными монголо-татарами. В 1362 году сразу захвачен Литвой,в 1569 году-Польшей. С 1654 года в составе России. Ну а теперича он столица Украины.

(Из тетради по истории ученика 6-го класса).

Текст №2. Найдите и исправьте ошибки в оформлении деловой бумаги.

Начальнику отделения связи

г. Москвы
№В-485
М.И.Прохоровой
Соколова А.П., живущего по адресу:
ул. Волгина, д.5, кв.44,

Уважаемая, Мария Ивановна!

Так как я со своею семьёй уезжаю на целый месяц отдыхать в Крым и моя квартира с 15 июля по 15 августа будет закрыта, то очень прошу Вас в моё отсутствие всю корреспонденцию, поступающую на моё имя, оставлять в почтовом отделении. Заранее весьма признателен Вам

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *