Что мы знаем о слове как единице языка 6 класс кратко

Слово как единица языка

Что мы знаем о слове как единице языка 6 класс кратко Что мы знаем о слове как единице языка 6 класс кратко

Всего получено оценок: 182.

Всего получено оценок: 182.

В русском языке достаточно много различных единиц, от самой мелкой – звука – до такой крупной, как текст. Однако основным его элементом, вне всякого сомнения, является слово. Каковы отличительные признаки этой языковой единицы и что позволяет ей занимать в его структуре центральное место?

Слово как единица языка

Итак, это основная лексическая единица, представляющая из себя звук или их комплекс. Она обладает собственным значением и употребляется в речи как некое самостоятельное целое. Материальной основой слова является звуковая оболочка, не отражающая никого явления в реальности. Звуковая оболочка нужна только для того, чтобы назвать предмет или явление, значение за ней закрепляется. Иногда слова появлялись по звукоподражательному принципу, иногда оно имело другую основу. В любом случае комплекс звуков, которым является слово, отражает некое представление человека о предмете, явлении, действии, признаке и тому подобном.

Таким образом, слово как основная единица языка имеет две стороны, внешнюю и внутреннюю, то есть звуковую оболочку и содержание (значение).

Слово не существует только в одной своей ипостаси, оно представляет собой гармоничное единство содержания и формы. Понятно, что сочетание звуков, не наполненное смыслом, не имеющее значения, не будет словом, но и только содержание без звуковой оболочки такой лексической единицей также не является.

Именно совокупность внешних и внутренних признаков и отличает слово от всех остальных единиц языка.

Самые существенные признаки слова

Всего центральная языковая единица имеет пять таких признаков. И первое место в списке занимает фонетическая оформленность – у него всегда строго определенное звучание, в слове должна быть как минимум одна фонема. В этом плане его можно было бы спутать с фразеологическим оборотом, но тут на помощь приходит еще один признак – неударность. У данной лексической единицы есть только одно основное ударение или она вообще является безударной.

Два или больше ударений говорят о том, что перед человеком не одно слово, а их свободное сочетание или фразеологический оборот.

Признак семантической валентности означает, что у слова есть значение. В русском языке не существует лексических единиц, которые бы его не имели. Это отличает его от звука, который также имеет свое звучание, и даже от морфемы как совокупности звуков.

Четвертый признак – лексико-грамматическая отнесенность, означающая на практике, что каждое слово в языке относится к какой-то части речи, “свободных” в этом плане слов просто нет.

Наконец, последний признак – непроницаемость. Его сложнее всего расшифровать, но фактически это закрепление того факта, что структура слова остается постоянное, просто вставлять в него звуки и другие слова нельзя.

Чтобы лучше понять все это, стоит рассмотреть пример. Взять, допустим, слово ручка – у него есть устоявшаяся оболочка, состоящая из пяти звуков, одно ударение и определенное значение. Он относится к лексической категории имен существительных и имеет исторически сложившуюся звуковую оболочку, вариации внутри которой недопустимы. Подобную характеристику можно дать любому слову в языке.

Совокупность слов – это словарный запас или лексика языка.

Что мы знаем о слове как единице языка 6 класс кратко

Что мы узнали?

Слово – это языковая единица, представляющая собой единство звуковой формы и содержания, то есть значения. От других единиц языка его можно отличить, если знать, какие пять устойчивых признаков оно имеет. Эти пять признаков позволяют составить характеристику, которая применима к любому слову в русском языке.

Источник

Слово как единица языка

В русском языке достаточно много различных единиц, от самой мелкой – звука – до такой крупной, как текст. Однако основным его элементом, вне всякого сомнения, является слово. Каковы отличительные признаки этой языковой единицы и что позволяет ей занимать в его структуре центральное место?

Что мы знаем о слове как единице языка 6 класс кратко

Слово как единица языка

Итак, это основная лексическая единица, представляющая из себя звук или их комплекс. Она обладает собственным значением и употребляется в речи как некое самостоятельное целое. Материальной основой слова является звуковая оболочка, не отражающая никого явления в реальности. Звуковая оболочка нужна только для того, чтобы назвать предмет или явление, значение за ней закрепляется. Иногда слова появлялись по звукоподражательному принципу, иногда оно имело другую основу. В любом случае комплекс звуков, которым является слово, отражает некое представление человека о предмете, явлении, действии, признаке и тому подобном.

Таким образом, слово как основная единица языка имеет две стороны, внешнюю и внутреннюю, то есть звуковую оболочку и содержание (значение).

Слово не существует только в одной своей ипостаси, оно представляет собой гармоничное единство содержания и формы. Понятно, что сочетание звуков, не наполненное смыслом, не имеющее значения, не будет словом, но и только содержание без звуковой оболочки такой лексической единицей также не является.

Именно совокупность внешних и внутренних признаков и отличает слово от всех остальных единиц языка.

Самые существенные признаки слова

Всего центральная языковая единица имеет пять таких признаков. И первое место в списке занимает фонетическая оформленность – у него всегда строго определенное звучание, в слове должна быть как минимум одна фонема. В этом плане его можно было бы спутать с фразеологическим оборотом, но тут на помощь приходит еще один признак – неударность. У данной лексической единицы есть только одно основное ударение или она вообще является безударной.

Два или больше ударений говорят о том, что перед человеком не одно слово, а их свободное сочетание или фразеологический оборот.

Признак семантической валентности означает, что у слова есть значение. В русском языке не существует лексических единиц, которые бы его не имели. Это отличает его от звука, который также имеет свое звучание, и даже от морфемы как совокупности звуков.

Четвертый признак – лексико-грамматическая отнесенность, означающая на практике, что каждое слово в языке относится к какой-то части речи, “свободных” в этом плане слов просто нет.

Наконец, последний признак – непроницаемость. Его сложнее всего расшифровать, но фактически это закрепление того факта, что структура слова остается постоянное, просто вставлять в него звуки и другие слова нельзя.

Чтобы лучше понять все это, стоит рассмотреть пример. Взять, допустим, слово ручка – у него есть устоявшаяся оболочка, состоящая из пяти звуков, одно ударение и определенное значение. Он относится к лексической категории имен существительных и имеет исторически сложившуюся звуковую оболочку, вариации внутри которой недопустимы. Подобную характеристику можно дать любому слову в языке.

Совокупность слов – это словарный запас или лексика языка.

Что мы узнали?

Слово – это языковая единица, представляющая собой единство звуковой формы и содержания, то есть значения. От других единиц языка его можно отличить, если знать, какие пять устойчивых признаков оно имеет. Эти пять признаков позволяют составить характеристику, которая применима к любому слову в русском языке.

Источник

Что мы знаем о слове как единице языка 6 класс кратко

Общее понятие

Слово изучается лингвистикой, философией, психологией и логикой. Оно является одним из важнейших сегментов речевого потока. Слово как основная единица языка выступает в качестве условного обозначения звуков, произносимых в устной речи. С его помощью человек может передавать и анализировать информацию. Слова имеют значение, состоящее из 3 элементов:

Что мы знаем о слове как единице языка 6 класс кратко

Значения слов разделены на подгруппы, называемые семантическими полями. Они связаны между собой единой сетью и формируют словарный запас языка. Семантические поля упрощают процесс классификации языковых единиц. Слово также имеет смысл. В отличие от значения, он не изменяется в соответствии с мотивами и действиями коммуникатора.

Для многих слов характерно явление многозначности. В лингвистике оно называется полисемией. Явления многозначности заключается в переносе наименования с одного объекта на другой, осуществляемого на основе внешнего сходства или общих функций. Существуют следующие разновидности переносных значений:

Совокупность словесных конструкций называется лексической системой или кодом языка. Она усваивается людьми в процессе развития человеческого интеллекта. Лексическая система разделена на подгруппы. Она классифицируется в соответствии с выработанными человечеством представлениями об окружающем мире.

Характерные свойства и функции

Словесные конструкции являются одним из основных средств общения. Они формируются при помощи грамматических правил и структурно-коммуникативных законов. В русском языке выделяют следующие свойства единиц языка:

Что мы знаем о слове как единице языка 6 класс кратко

По мнению лингвистов, эти признаки характерны только для классических слов. Чтобы различать языковые единицы в речи, необходимо определить минимальный набор свойства: номинативность, идиоматичность, лексико-грамматическая отнесенность и непроницаемость.

В русском языке присутствует явление словоизменения. Оно может иметь разную форму и лексико-грамматическое значение. Существуют следующие варианты словоизменения:

Слова называются однокоренными, если они имеют единый корень, но разные словообразовательные морфемы. Для их определения необходимо воспользоваться словарем, где кратко описаны особенности формирования единиц языка.

Слова обладают следующими функциями:

Что мы знаем о слове как единице языка 6 класс кратко

Что мы знаем о слове как единице языка 6 класс кратко

Функции языковой единицы зависят от ее части речи и синтаксической роли в предложении. Они не изменяются в соответствии с контекстом и словоформой.

Классификация словесных конструкций

В русском языке присутствует большое количество языковых единиц, схожих по лексическому значению, методам звукового выражения, происхождению и составу. В соответствии с этими признаками были созданы словесные классификации, упрощающих процесс изучения языка.

Выделяют следующие разновидности словесных конструкций по лексическому значению:

Что мы знаем о слове как единице языка 6 класс кратко

Лексическое значение изучается семасиологией и ономасиологией. Эти науки являются разделами лексики. Они исследуют слова с точки зрения характера выражения и содержания. Подходы к изучению лексического значения кратко описаны в толковых словарях.

Слова разделяют на группы по употреблению:

В русском языке присутствует огромное количество заимствований. Они также называются иностранными. Эти словесные конструкции были заимствованы из других языков по мере развития дипломатических отношений с различными странами мира. Многие иностранные слова были включены в состав русского языка в процессе глобализации. Они официально зафиксированы в толковых словарях. Словесные конструкции, сохранившиеся в первоначaльном лексическом значении с древних времён, называются исконными.

Источник

Класс: 6

Цели урока:

Оборудование: портрет К.Паустовского, мультимедийный проектор

Эпиграф: Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск. К.Паустовский

Ход урока

1. Оргмомент

2. Слово учителя.

Много слов на земле. Есть дневные слова –
В них весеннего неба сквозит синева…
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь… –

Это строчки из стихотворения Вадима Шефнера «Слово», и они, по-моему, перекликаются со словами Константина Паустовского (цитата дана в учебнике и записана на доске), которые даны как эпиграф к теме нашего урока «Слово – основная единица языка» (запись в тетрадях даты, темы урока). Прочитайте, пожалуйста, это высказывание.

– А какие ещё слова, излучающие поэзию, вы можете назвать?

Запишите их в тетрадь.

– О чём говорят В.Шефнер и К.Паустовский? (О красоте русского языка, его образности).

Я предлагаю вашему вниманию следующие высказывания известных поэтов и писателей (слайды, приложение 1):

Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык! (В.Брюсов)

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценней самой вещи. (Н.Гоголь)

Я никогда, ни одной строчки в жизни не напечатал не на русском языке; в противном случае я был бы не художник… (И.Тургенев)

Язык – инструмент; едва ли не труднее он самой скрипки… Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими. (А.Пушкин)

– Каким чувством пронизаны эти высказывания?

3. Проверка домашнего задания.

–К уроку вы, ребята, должны были приготовить презентацию о русском языке. Вот такое не совсем конкретное было задание – и чем же вы нас порадуете? (Просмотр слайдов, приложение 2, приложение 3, приложение 4, приложение 5, приложение 6).

– Спасибо всем. На мой взгляд, все работы интересны. Вы, наверное, обратили внимание, что материал разнообразный: язык как средство общения, стили речи, тропы, многозначность слова, высказывания о русском языке.

4. Работа по учебнику.

– Есть ещё много цитат великих людей о русском языке. В упражнении 2 дана цитата Л.Толстого, прочитайте выразительно.

– Какова, по вашему мнению, роль слов в жизни людей? О чём предупреждает Лев Толстой? (Беречься слов, которые разъединяют людей).

– А какие чувства и мысли можно выразить словами, по мнению Я.Козловского? – упражнение 3.

– Текст упражнения 4 спишите, подчеркните пропущенные буквы.

– О чём говорит автор?

5. Беседа:

«…чтоб завтра себя самого не стыдиться…» – как здорово, по-моему, ребята, сказано! Мне, к сожалению, иногда бывает стыдно, когда смотрю телевизор, ненароком слышу чужой разговор. Как вы думаете, почему? Совершенно верно – употребление грубых, нелитературных слов. Я зачитаю вам отрывки из газеты «Труд», статья называется «Язык живой и мёртвый»:

Но вот какая оказия. Слово само по себе имеет силу, энергию. И называть живого мёртвым без последствий для называемого не получается… А потом болеют, хиреют. И немудрено – сами накликиваем беду…

Но ещё страшнее для человеческой души матерная ругань. Это ведь намеренное оскорбление человека…»

– Когда речь заходит о подобных словах и выражениях, я, ребята, всегда вспоминаю стихотворение прекрасного поэта Эдуарда Асадова «О скверном и святом»:

Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире слово самое простое
И самое возвышенное – Мать!

Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то где-то
В кущунственную брань превращено? …

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И всё же трудно попросту понять,
Что слово «мат» идёт от слова «мать»,
Сквернейшее от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?

Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:

Бранитесь или ссорьтесь как хотите,
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!

Выдержать паузу – личные беседы показывают, что хоть раз, но «скверные» слова произнёс каждый ребёнок.

– Александр Сергеевич Грибоедов сказал: «Злые языки страшнее пистолета». Как вы понимаете это высказывание и согласны ли с ним?

6. Итог урока

– Урок сегодня начался со строчек стихотворения Вадима Шефнера, ими же мы и закончим урок:

Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Пусть разменной монетой не служат они, –
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначальную их чистоту…

7. Домашнее задание: упр.8, упр.9 устно (подготовить сообщение «Что мы знаем о слове как единице языка»).

Источник

Слова как единица языка

№16 колледж
Саттар Ұлдана Бақдаулетқызы студент группы Т-54
преподаватель русского языка Парманкулов Қанат Жаксымбекович

Оглавление:
1. Введение
2. Основная часть
История происхождения слова
Что такое слово? Основные свойства слова
Классификацияслова
Слово как единицаязыка
Лексическое значение слова
Что такое многозначные и однозначные слова…
Высказывания великих людей о слове
3. Заключение
4. Список литературы

Введение

То, какую большую роль играет слово в жизни, люди поняли давно. Это нашло свое отображение в фольклоре. Очень точными выражениями народ умеет охарактеризовать целую гамму чувств, которые возникают в разных жизненных ситуациях. Невозможно представить себе жизнь без слов. Ведь именно слова, обличённые в мысли, заставляют нас мечтать, верить, ждать, любить. Слова – неотъемлемая часть нас самих. Слову доступно все, что доступно человеческой мысли. А человеческой мысли доступно все!

Слово – великий двигатель человеческого прогресса. Слово хранит весь опыт, накопленный человечеством за миллионы лет. Наше слово — наш язык – нужно беречь, охранять, развивать и изучать, пользуясь всем тем, что нам оставили предыдущие поколения и, привнося свое, новое, заботиться о его красоте и чистоте.

История происхождения слова

История происхождения слов – это маленький кусочек истории жизни народа, развития его культуры, особенностей восприятия окружающей природы, рассказа о его верованиях, чувствах, страхах, надеждах. Почему мы называем себя славянами? Как понимали славяне время? Кто такой чёрт с точки зрения наших предков? Что такое счастье и горе в их представлении? На эти и многие другие вопросы отвечает этимология.

Этимология – наука о происхождении слов. Задача учёного-этимолога – определить, когда и откуда появилось слово в языке, что оно обозначало изначально, с какими другими словами языка связано родственными связями.

Что значит выяснить происхождение слова? Прежде всего, надо установить, к какой из двух больших групп в лексике русского языка оно принадлежит.

Все слова по происхождению делятся на исконные и заимствованные. Исконные слова те, которые либо унаследованы в языке от более древних эпох его развития, либо образовались в нём сравнительно недавно. Иначе говоря, это собственные слова данного языка. Среди них есть очень древние, они восходят к периоду, когда существовало единое племя индоевропейцев, говорящих на одном языке, который называют индоевропейским. Именно с этих давних времён к нам дошли слова мать, брат, беру, дам, ты, два и другие, обозначающие такие явления жизни, без которых не обойтись никогда. Однако шло время, индоевропейцы расселялись по Европе, их язык распадался на различные диалекты, которые потом становились самостоятельными языками, те снова делились на диалекты и снова превращались в языки… На каком-то этапе возникло племя славян и их язык, который сейчас мы называем общеславянским. Сейчас славянских языков 13: русский, белорусский, украинский, болгарский, сербский, хорватский, македонский, словенский, чешский, словацкий, польский и два лужицких – верхне- и нижнелужицкий, но в каждом из них есть мощный пласт общеславянской лексики. Целый ряд слов пришёл в общеславянский язык из языков соседей: германцев, тюрков, греков. Таким образом, общеславянская лексика различна по своему происхождению, но для русского языка всё это является исконной лексикой.

В лексике каждого языка достаточно много заимствований. Порой мы удивляемся, узнавая, что самые употребительные сейчас слова когда-то приходили к нам из других языков. Это заимствования из тюркских (татарского, узбекского, башкирского, турецкого), германских (готского, немецкого, английского, шведского, голландского), из финских (финского, карельского, эстонского), угорских (венгерского, мансийского, хантыйского), французского, итальянского, из литовского и латышского языков.

Особо следует сказать о латинском и греческом языках. Латынь в средневековой Европе была международным языком науки и культуры, поэтому многие научные термины (и не только научные) пришли к нам именно из этого языка. А греческий язык взаимодействует с русским с древнейших времён Руси, поскольку и торговые связи, и общность религий, и культурное влияние (именно греки Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку) повлекли за собой огромное количество грецизмов в русском языке.
Среди заимствований есть одна совершенно особенная группа слов – это заимствования из старославянского языка. Так называют язык древних болгар, ставший для Древней Руси, Сербии и некоторых других славянских стран таким же международным языком культуры, как латинский язык для Западной Европы. Памятники письменности старославянского языка – самые древние из памятников славянских народов: они сохранились с IX века. Доля старославянизмов в русском языке достаточно велика.

Что такое слово?

Существует много определений слова, но все они говорят об одном и том же.
Слово (однозначное аксиоматическое обозначение в лексике) — одна из основных структурных единиц языка, которая служит для именования предметов, их качеств и характеристик, их взаимодействий, а также именования мнимых и отвлечённых понятий, создаваемых человеческим воображением.

Основные свойства

Словами обозначаются конкретные предметы и отвлечённые понятия, выражаются человеческие эмоции и воля, называются «общие, абстрактные категории бытийных отношений» и т. д. Тем самым слово выступает в качестве основной значимой единицы языка. Подобно всякому другому языку, русский язык как средство общения является языком слов. Из слов, выступающих отдельно или в качестве компонентов фразеологических оборотов, формируются при помощи грамматических правил и законов предложения, а затем и текст как структурно-коммуникативное целое.

Учитывая сложность и многоплановость структуры слова, современные исследователи при его характеристике используют т. н. многоаспектный тип анализа, то есть указывают на сумму самых разных языковых свойств:
— Фонетическая оформленность и одноударность (наличие главного ударения).
— Семантическая оформленность (наличие лексического, грамматического, структурного значения).
— Номинативная функция (название явления реальной действительности и представление его в виде лексического значения).
— Воспроизводимость (слово существует в языке как готовая самостоятельная единица и воспроизводится говорящим в момент речи, а не изобретается заново).
— Синтаксическая самостоятельность (способность употребляться в качестве отдельного высказывания; относительная свобода расположения слов в предложении).
— Внутренняя линейная организация (слово состоит из морфем).
— Непроницаемость и неделимость (невозможность разрыва единицы какими-либо элементами). Исключения: никто — ни от кого и т. п.
— Цельнооформленность.
— Семантическая валентность (способность сочетаться с другими словами по определенным семантическим грамматическим законам).
— Материальность (существование слова в звуковой/графической оболочке).
— Информативность (объём знаний о явлении мира действительности).

Классификация слова
По значению:
— знаменательные (обозначающие некоторые понятия);
— служебные (служащие для связи слов между собой).
Части речи:
— слова подразделяются также на разные части речи (существительное, прилагательное, местоимение, глагол, числительное, наречие, предлог, союз, частица, междометие)
По происхождению:
— исконные (существовавшие в том или ином виде в языке-предке)
— заимствованные (пришедшие из какого-то иностранного языка)
По составу
— простые
— сложные
По употреблению
— общеупотребительные
— устаревшие
— историзмы — устарели в связи с исчезновением предмета (опричник)
— архаизмы — заменены другим словом (уста)
— неологизмы — малоупотребляемые из-за новизны
— термины — специальные слова, употребляемые людьми определённых профессий для обозначения понятий, с которыми они имеют дело
— арго, жаргон, сленг — слова, употребляемые при неформальном общении определёнными социальными, профессиональными и возрастными группами
— просторечные слова — употребляются малообразованными людьми независимо от социальной группы

Слово как единица языка

Слово – важнейшая структурно-семантическая единица языка, служащая для наименования предметов, процессов, свойств. В структурном отношении слово состоит из морфем (в том числе и из одной — «там», «вчера»), от которых отличается самостоятельностью и свободным воспроизведением в речи, и представляет собой строительный материал для предложения, в отличие от которого не выражает сообщения. Основной тип слова — простые знаменательные слова («дом», «хлеб», «ходить», «большой») — характеризуются структурной оформленностью (наличием собственного и единого ударения); семантической идиоматичностью; автономной номинативной функцией (способностью самостоятельно обозначать предметы или явления действительности, с которой связаны воспроизводимость слов в речи).

Объединяя в себе лексическое и грамматическое значения, слово принадлежит к определённой части речи, выражает в своём составе все предопределяемые системой данного языка грамматические значения (например, прилагательные русского языка выражают значения рода, числа, падежа) и в языках со словоизменением представляет собой совокупность всех его грамматических форм («хожу», «ходишь», «ходил» и т. д. образуются от одного глагола «ходить»). В слове закрепляются результаты познавательной деятельности людей, без слов невозможны не только выражение и передача понятий и представлений, но и самое их формирование. Значение слова выступает как обобщённое отражение обозначаемого им объекта. В речи слово может обозначать как весь класс данных объектов («Собака — животное»), так и отдельного представителя этого класса («Это чья собака?»). В значении слова отражается диалектическое соотношение общего и единичного, устойчивого и подвижного. Устойчивость его значения обеспечивает взаимопонимание, подвижность (сдвиги в конкретном значении слова) позволяет использовать слово для наименования новых объектов действительности и является одним из факторов художественного словесного творчества. С подвижностью связана тенденция к многозначности слова. Отношение говорящего к именуемому объекту образует эмоциональный аспект значения слова, выражающий чувства, субъективное мнение говорящего («городок» и «городишко»). Слова образуют в языке определённую систему, которая основывается на грамматических признаках слово, словообразовательных связях и семантических отношениях.

Отмеченные выше признаки знаменательного слова свойственны не всем словам

Лексическое значение слова

В состав исконно русской лексики входят те слова, которые образовались непосредственно в русском языке. В русском языке много заимствованных слов. По подсчетам ученых, примерно каждое десятое слово — заимствованное. В XVII в. русский язык обогатился немецкими, голландскими словами, в XIX в. большое количество заимствований было из французского языка, основные заимствования — это английские слова. Заимствованные слова можно опознать по некоторым признакам: если слово начинается с гласной а или э, если в корне слова есть сочетание ке, ге, хе, ею, мю, бю или пю, если в слове встречается буква ф, если в корне рядом соседствуют две и более гласные можно смело утверждать, что слово пришло в русский язык из другого языка.

Что такое многозначные и однозначные слова?
Однозначные слова – это
1) слова с одним лексическим значением. Например: рюкзак, доброта, дирижировать, колоссальный.
2) одно из языковых средств, активизирующихся в научном стиле. Однозначные слова служат для выражения точности: Очень неравномерно распределяется водный сток в году.
3) один из элементов информационной модели научного стиля, входящий в смоделированный с опорой на точность речи набор языковых средств.

Многозначные слова (полисемия) – это
1) наличие у слова более чем одного значения, т. е. способность одного слова передавать различную информацию о предметах и явлениях внеязыковой действительности.
Например, у слова горло 4 значения: передняя часть шеи; полость позади рта; верхняя суженная часть сосуда; узкий выход из залива, устье.
Во многих языках, в том числе в русском, многозначные слова преобладают над однозначными. Многозначные слова принято отграничивать от омонимии, т. к. значения многозначного слова связаны общими семантическими элементами (семантическими признаками) и образуют определённое семантическое единство (семантическую структуру слова).
Омонимы – это
1) одинаково звучащие единицы языка, в значении которых (в отличие от значений многозначных единиц) нет общих семантических элементов.
2) разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию единицы языка (слова, морфемы и др.).
Например: лист – у тетради и у растения; месяц – в календаре, на небе; горн – кузнечный, духовой инструмент; лента – на бескозырке у моряка, бумажная, бант в косе; и др.

Различаются первичные и вторичные (производные) значения, которые иногда понимаются как прямые и переносные значения.
Первичные значения, как правило, наименее контекстно обусловлены. Соотношение между первичными и вторичными значениями с течением времени может меняться, например: слово ток существует в современном русском языке, но употребляется в основном лишь терминологически — об электричестве. В значении «струящаяся жидкость» оно уже почти забыто.

У разных типов слов существуют различные типы многозначных слов, например, относительно регулярная и нерегулярная многозначность слова — слова, обозначающие населённые пункты (город, деревня, село, посёлок и т. д.), могут иметь в русском языке также значение «жители данного населенного пункта», т. е. следуют определённой семантической формуле, в то время как вторичные значения, например обозначения животных (лев, лиса и т. д.) в применении к людям индивидуальны. Особенности объединения значений в пределах одного слова во многом определяют своеобразие словарного состава каждого языка. Многозначными могут быть также синтаксические конструкции.

Например: многозначная синтаксическая фразема с двумя фиксированными элементами ВСЁ РАВНО. У этой фраземы есть три четко выделяемых лексических значения: всё равно 1 » ‘независимо ни от чего’; ср. Я всё равно сижу дома; всё равно 2 »‘безразлично’; ср. Нам всё равно, куда ехать и всё равно 3» ‘равносильно’; ср. Сняться в плохом фильме — всё равно что плюнуть в вечность (Фаина Раневская). Ни одну из этих единиц нельзя считать несинтаксической фраземой, поскольку каждая из них обладает синтаксическими и сочетаемостными особенностями, не разделяемыми никакими другими единицами русского языка.

Высказывания о слове

Слово — врата ума. Если держать их открытыми, ум ускользнет наружу.
Хун Цзычен

Выпустить слово легко, да поймать трудно. В разговоре, как в завещании, — меньше слов, меньше тяжб. Беседуя о пустяках, прощупывай почву для дел поважней. В скрытности есть что-то божественное. Кто в беседе легко открывается, того легко убедить — и победить.
Грасиан-и-Моралес

Меньше скажешь слов, скорее справишь дело.
Скотт В.

Выражай смертными словами бессмертные вещи.
Лукреций

Слишком старательные поиски слов часто портят всю речь. Лучшие слова — это те, которые являются сами собой; они кажутся подсказанными самой правдой.
Квинтилиан

Слово бьет иногда насмерть.
Грин А. С.

Словом вождь побуждает смело сражаться в бою.
Овидий

Говоря с мудрым, употребляй немного слов.
Катон

Болтун хочет заставить себя любить — и вызывает ненависть, хочет оказать услугу — и становится навязчивым, хочет вызвать удивление — и делается смешным; он оскорбляет своих друзей, служит своим врагам.
Плутарх

Многословие еще не залог разумения.
Фалес

Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен.
Чехов А. П.

Презирай болтуна, который прерывает собеседника, желая обязательно вставить слово.
Менандр

Когда не знаешь слов, нечем познавать людей.
Конфуций

Прекрасно слово, ибо в слове оставит память человек. Уходим мы с земли, а слово от нас останется вовек.
Ас-Самарканди

Суди не по отдельным словам, а по их общей связи.
Цицерон

Заключение
Можно бесконечно долго рассуждать о слове, о его значении в языке, но невозможно передать, насколько велика роль слов в нашей жизни. После написания данной работы я поняла одну простую вещь: русский язык настолько богатый и потрясающий, что русскими словами можно выразить абсолютно всё. Многие великие люди веками рассуждали о богатстве русского языка и его значении, и лишь немногие смогли точно передать это словами. И вот одно из лучших высказываний о слове великого поэта Михаила Юрьевича Лермонтова: «Язык и золото — вот наш кинжал и яд».

Список литературы
1. Современный русский язык / Н. М. Шанский, В. В. Иванов. 2-е изд. М.: Просвещение, 1987. 192 с.
2. Русский язык / Виноградов В. В.. 2-е изд. — М.: 1972. — С. 31
3. Аннушкин В. И. Язык — речь — слово в духовной литературе (размышления педагога-словесника)
4. Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во «Пилигрим». Т.В. Жеребило. 2010.
5. Виноградов В. В., Основные типы лексических значений слова, «Вопросы языкознания», 1953, № 5;
6. Ахманова О. С., Очерки по общей и русской лексикологии, М., 1957

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *