Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс

Что мы знаем о русском языке?

Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Смотреть фото Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Смотреть картинку Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Картинка про Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Фото Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс

Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Смотреть фото Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Смотреть картинку Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Картинка про Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Фото Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс

Содержимое разработки

Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Смотреть фото Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Смотреть картинку Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Картинка про Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Фото Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс

Что мы знаем о русском языке?

Автор презентации: Хамидуллина Ляйсан Фларидовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа №103»

Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Смотреть фото Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Смотреть картинку Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Картинка про Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Фото Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Смотреть фото Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Смотреть картинку Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Картинка про Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Фото Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Смотреть фото Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Смотреть картинку Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Картинка про Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Фото Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Смотреть фото Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Смотреть картинку Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Картинка про Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Фото Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Смотреть фото Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Смотреть картинку Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Картинка про Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Фото Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Смотреть фото Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Смотреть картинку Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Картинка про Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Фото Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Смотреть фото Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Смотреть картинку Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Картинка про Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Фото Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс

Кири́лл и Мефо́дий — братья из города Солуни, создатели старославянской азбуки и церковнославянского языка, христианские проповедники. Канонизированы и почитаются как святые и на Востоке, и на Западе. В славянском православии почитаются как святые равноапостольные «учи́тели слове́нские».

Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Смотреть фото Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Смотреть картинку Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Картинка про Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Фото Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс

Кири́лл и Мефо́дий

Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Смотреть фото Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Смотреть картинку Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Картинка про Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Фото Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс

Русский язык – богатый, архаичный язык; А. С. Пушкин – основоположник современного русского литературного языка.

Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Смотреть фото Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Смотреть картинку Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Картинка про Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Фото Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс

Русский язык Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! И.С. Тургенев Июнь, 1882 г.

Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Смотреть фото Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Смотреть картинку Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Картинка про Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Фото Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс

Домашнее задание: 1) выучить наизусть высказывание И.С. Тургенева о русском языке, подготовиться к выразительному чтению; 2) Упражнение 8 (стр. 7).

Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Смотреть фото Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Смотреть картинку Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Картинка про Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Фото Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс

Спасибо за внимание! Отличная работа!

Источник

Конспекты уроков (1-10) по русскому языку 5 класс М.М.Разумовская

Конспекты уроков по русскому языку (1-10) 5 класс М.М.Разумовская

Просмотр содержимого документа
«Конспекты уроков (1-10) по русскому языку 5 класс М.М.Разумовская»

Тема: Зачем человеку нужен язык. Язык и речь.

Тип: изучение нового материала

Задачи: *обеспечивать высокий уровень включенности обучающихся в учебную деятельность; * учить различать виды речевой деятельности

Осознавать роль родного языка в жизни человека и общества, основную функцию языка; * получить представление о языке, как знаковой системе, о лингвистике, как науке, о видах речевой деятельности.

*Регулятивные: выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствие с целью.

*Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать свое суждение; использовать виды чтения (ознакомительное и изучающее) для работы с учебником.

*коммуникативные: воспроизводить содержание прослушанного текста, работать в группах

*осознавать эстетическую ценность русского языка, осознавать необходимость владения русским языком для учебной деятельности

Приветствие учеников. Поздравление с началом нового учебного года. Знакомство.

Ознакомление с требованиями на уроках ря.

Приветствие учителя. Знакомство.

АКТУАЛИЗАЦИЯ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ

Предлагает рассмотреть форзац и страницы учебника, прокомментировать, какие темы будут изучены в первой половине года, как условные обозначения помогают ориентироваться в учебнике, какие сведения нужно обобщить в разделе «Повторение изученного»

Рассматривают учебник, делятся мыслями, комментируют условные обозначения, темы, которые будут изучены в первой половине года. Вспоминают темы, которые предстоит повторить и обобщить в начале 5 класса

МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

*Упр.4. прочитать, объяснить, как понимают смысл предложений, сформулировать тему урока. Сделать записи в тетради. определить задачу урока.

*предлагает прочитать эпиграф к теме урока. Объяснить его. Записать

Читают упр4, объясняют смысл предложений, формулируют тему урока. Делают записи в тетрадь. В процессе обсуждения формулируют учебную задачу: определять роль родного языка в жизни человека и общества, основную функцию языка.

* читают эпиграф, что такое эпиграф. Объясняют смысл. записывают

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

* выполнить задание 2 к упр 4. Каждому ряду одно слово (объяснить смысл слова, подобрать однокоренные слова)

*упр.2. прочитать, поразмышлять, о чем он, подумать, какие функции выполняет язык

*Сделайте вывод о роли языка в жизни человека, опираясь на прочитанный текст

* Как вы думаете, как надо относиться к родному языку?

Познакомьтесь с высказыванием И. С. Тургенева (вынесено на доску), выразительно прочитайте его, поразмышляйте, запишите.

*1) отделять одно от другого. 2. нарушать связь, единство.

3) Вызывающий удивление, странный. дивный, удивлённый; дивиться, удивить, удивлённый, удивиться, удивлять, удивительно, удивлённо.

*выполняют упр2., размышляют, какие функции выполняет язык: передача мыслей, знаний; общение; передача накопленного опыта.

*делают вывод о роли языка в жизни человека.

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса»

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ

Предлагает соотнести поставленную задачу урока с результатами урока, выявить возникшие затруднения

Отвечают на вопросы в поставленной учебной задаче: какова роль языка в жизни человека, какие функции выполняет язык. Оценивают результаты своей деятельности

Тема: ЧТО МЫ ЗНАЕМ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Тип: изучение нового материала

Задачи: *объяснить роль русского языка в современном мире

обучающие: Объяснить учащимся, что русский язык – один из развитых языков мира, богатый и выразительный; наша задача – беречь его; дать представление о языке как развивающемся явлении, о разных формах его существования, о происхождении родного языка, его месте среди других языков.

развивающие: Дать понятие о месте русского языка среди других славянских языков, познакомить с создателем русской лингвистики М.В. Ломоносовым.

воспитательные: продолжить прививать любовь и уважение к родному языку, формируя патриотическое отношение к языку, чувство гордости за родной язык и осознание его величия и могущества; расширить кругозор учащихся представлениями о связи слова с материальной культурой и духовной жизнью человека.

научиться работать с лингвистическим текстом.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; признавать возможность существования различных точек зрения

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста.

формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала.

Много языков на свете разных-

Выучить их все не смог бы я.

Все они по-своему прекрасны,

В каждом есть изюминка своя.

Говорят в Париже по-французски,

По-немецки говорит Берлин;

Мне же дорог мой привычный русский,

Для меня родной лишь он один.

Мелодичный, звонкий и певучий,

С детства он меня очаровал,

И не зря «великим и могучим»

Наш язык Тургенев называл.

Развиваясь быстро, динамично

Впитывая разные слова.

Новое воспринимал отлично,

Но и мудрость предков в нем жива.

Да и только нашей, русской речью

Можно Русь привольную воспеть!

Будет жить язык наш русский вечно

И не сможет, верю, умереть!

Просит подумать, о чем это стихотворение

* Приветствуют учителя. Размышляют, обсуждают.

*Проверяет выполнение домашнего задания, выявляет затруднения, возникшие на прошлом уроке

Рассказывают о Ломоносове. Отвечают на вопрос: почему мы говорим о нём на уроке русского языка? Отвечают на вопрос: зачем человеку нужен язык? Язык позволяет людям думать

2 Язык позволяет людям сообщать мысли друг другу.

3. Язык позволяет людям жить в обществе

4. Язык позволяет людям радоваться его красоте

Постановка учебной задачи

*Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.

*Народы мира говорят на разных языках, гордятся своим языком. А что вы знаете о русском языке? — Откройте учебник на стр.6, прочитайте тему.

— Какую цель вы ставите перед собой на урок по этой теме?

*Объясните, как вы понимаете фразу Л. В. Щербы: «Каждый язык отражает культуру того народа, который на нем говорит».

— Эти слова вы запишете в качестве эпиграфа к уроку.

-Что называется эпиграфом?

*2-3 учащихся отвечают

*Дети ставят цели, аргументируют. Записывают тему.

Отвечают на вопрос, аргументируют

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Упр. 1. С.6. какова основная мысль текста?

— Какая информация была для вас интересной, неожиданной? Запишите её.

— Обратите внимание на выделенные слова. Какая работа с ними вам предстоит?

— Докажите, что вы правильно выполнили задание.

— Что надо знать, чтобы не ошибиться при подборе однокоренных слов?

Читают, рассуждают, определяют основную мысль текста.

Записывают в тетрадь.

К 4-м словам подбирают однокоренные, выделяя корень.

Проверка работ с объяснением.

Знать значение слова, правописание.

Развитие учебно­-языковых и орфографических умений

В вашем учебнике, если вы обратили внимание, есть зашифрованные задания. Какие? (ЗСП)

— Откройте ЗСП-1, стр.4, посмотрите, как правильно надо выполнять такие задания.

— Работаем с первыми двумя словами.

— Чему учат такие задания?

Отвечают на вопрос.

О чём мы говорили на протяжении 2-х уроков?

— Откройте упр. 8, прочитайте задание.

— Какие вопросы у вас возникли?

— Как вы думаете, зачем мы знакомились с ЗСП перед выполнением этого задания?

Ответы: о роли языка

Чтобы помнить орфограммы.

Язык наш прекрасный –

То мощный и страстный,

В нем есть и усмешка, и мягкость, и ласка.

И рассказы, и сказки.

Люби и храни наш великий язык.

*Объясните, как вы понимаете стихотворение

*Затем учитель просит учащихся поделиться мнением о выводах, которая они для себя сделали на сегодняшнем уроке.

Дают ответы на вопросы

Не забывать о значимости речи

Анализируют работу на уроке через самооценку.

Упр7., закончить зсп-1

Тема: РЕЧЬ МОНОЛОГИЧЕСКАЯ И ДИАЛОГИЧЕСКАЯ. УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

Тип: Урок «открытия» нового знания.

Задачи: Иметь представление о видах речи, зависящих от ролевого участия в общении собеседников (говорящий – слушающий) или от формы языка (звуковая, буквенная). Находить в текстах литературных произведений образцы монологов и диалогов. Овладеть культурой диалогического общения (строить диалог в заданной ситуации, соблюдая правила этикета).

обучающие: дать понятие о монологе и диалоге, о речи устной и письменной; показать роль устного и письменного общения в жизни человека.

развивающие: показать роль устного и письменного общения в жизни человека; дать некоторые сведения из истории появления и развития письма.

воспитательные: продолжить прививать любовь и уважение к родному языку

Предметные: научиться выделять условия, необходимые для речевого общения, дифференцировать монологическую и диалогическую, устную и письменную речь.

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста.

Личностные: формирование знания о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры России.

*Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

*Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. *отвечают д/з

1. Беседа «Что такое речь и условия, необходимые для речевого общения».

*Мы говорили с вами о том, что такое язык, что мы знаем о русском языке. Но ответьте мне на вопросы, а что такое речь? Как разделить понятия речь и язык? Являются ли они синонимами?

1. Пример для обсуждения.

Однажды в детский лагерь «Артек» приехали из далекого северного города Норильска два мальчика: Коля Дубов и Сережа Новиков. Рано утром Коля пошел к морю: не терпелось скорей увидеть то, о чем давно мечтал, – море. Подходит Коля к берегу и видит: море будто исчеркано белыми полосками – бурунами. Что такое? Может, тут большие учения проходят? Да нет! Это – дельфины! О чудо чудное! Играют, резвятся! Блестят на солнце их черные атласные спины. А как их много! Скорей! Скорей рассказать об этом ребятам!

Но… вот досада: на берегу никого нет. Помчался Коля к спортплощадке. Встречает мальчика. «Дельфины! В море – дельфины!» – говорит Коля. А мальчик, улыбаясь, отрицательно качает головой: «Не понимаю, мол».

«Иностранец, – догадывается Коля. – Вот незадача!» Видит: дедушка идет, с корзиной и цветами. «Наверно, садовник, – думает наш Коля и скорей к нему. – Дедушка, в море – дельфины!» А тот, показывая на свои уши, тоже отрицательно качает головой: не слышит… Ну что это такое?! Не с кем счастьем поделиться!

А вон Сережа-норильчанин. Тоже к морю бежит.

Сергей, я дельфинов видел! – кричит Коля.

Вон там, в море! Идем, я покажу!

Так речь наконец-то состоялась.

2. Вопросы для обсуждения. Почему Коле хотелось с кем-нибудь поговорить, пообщаться? (Видел дельфинов, есть что рассказать.)

Почему Коля пытался вступить в общение с мальчиком, с дедушкой? (Рассказать есть что, но пока некому.)

Почему не состоялось общение Коли с мальчиком-иностранцем? (У Коли и мальчика-иностранца нет общего для них языка.)

Почему не состоялось общение Коли с дедушкой? (Дедушка глухой, у него не функционирует один из каналов связи человека с окружающим миром – орган слуха.)

*актуализируют знания, полученные на прошлых уроках, рассуждают, отвечают на вопросы.

Источник

Конспект урока родного русского языка в 5 классе

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок родного русского языка в 5 классе

(конспект учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ № 49» г. Саратова Дакировой К.С.)

Тема: Официально-деловой стиль. Объявление

1) познакомить учащихся с официально-деловым стилем, сферой его применения, его особенностями и жанрами, с правилами составления объявлений;

2) развивать творческое мышление, языковую компетенцию, формировать навыки работы в группе;

3) воспитывать культуру речи, делового письма.
Оборудование : учебник «Русский родной язык» (под редакцией Александровой О.М, Загоровской О.В, Богданова С.В. и др), Толковый словарь русского языка Дмитриева. Астрель: АСТ, 2003. — 1578 с., таблица, раздаточные карточки, ребус

Задание: перед вами лежит сетка таблицы “Официально-деловой стиль” с незаполненными столбцами:

А также опорные карточки с определённым содержанием:

В соответствии с постановлением,

принимая во внимание, следует завизировать, необходимо обратить внимание и т.д.

указ, доверенность, расписка,

акт, объявление, инструкция, протокол

Переписка граждан с учреждениями, учреждений друг с другом, составление государственных документов и деловых бумаг

Логичность и краткость высказывания.

Предельная точность изложения, которая должна исключить разное толкование

— Ваша задача заключается в том, чтобы определить, к какому из озаглавленных столбцов таблицы относится каждая опорная карточка, и прикрепить её к таблице. Правильно выполнив задание, вы сможете узнать много нужного и интересного. (Работа в группах)
— А теперь мы все вместе проверим, что у вас получилось. (Таблица на доске)

Логичность и краткость высказывания.

Предельная точность изложения, которая должна исключить разное толкование

Устав, кодекс, закон, приказ, указ, доверенность, расписка, акт, объявление, инструкция, протокол, заявление

В соответствии с постановлением,

принимая во внимание, следует завизировать, необходимо обратить внимание и т.д.

— Выдержан ли деловой стиль в этом документе? За счёт чего возникает комический эф-фект? Какие исправления вы бы внесли?

— Итак, ребята, мы сегодня поподробнее поговорим об одном из жанров официально-делового стиля – объявлении. Очень надеюсь: все, что мы узнаем на уроке, пригодится вам в практической деятельности. Скажите, в каких ситуациях необходимо бывает дать объявление.

— Теперь поведем небольшую исследовательскую работу по анализу предложенных текстов. Читаем задание к упражнению 207, 209. Вам необходимо проанализировать содержание предложенных объявлений, решить, полная ли представленная в них информация, предложить свои дополнения к тексту, если они необходимы.

1 группа – упр 207, объявление 1,2

2 группа – упр 207, объявление 3,4

3 группа – упр 207, объявление 5,6

4 группа – упр 207, объявление 7 и упр. 209

В ходе коллективной работы приходим к выводам о том, что объявление – это официальное извещение о чем-нибудь. Оно должно быть кратким, лаконичным, содержать самую необходимую информацию, а именно ответы на вопросы: что, где, когда происходит или произошло.

Реализация индивидуального задания по словарю :

Объявление- это официальное сообщение, уведомление о чём-либо, сделанное в устной или письменной форме. Д. В. Дмитриев. Толковый словарь русского языка Дмитриева. Астрель: АСТ, 2003. — 1578 с. — (Словари Академии Российской).

— Есть несколько типов объявлений:

— Возьмите желтый конверт, прочитайте текст и определите тип объявления

Завтра, 5 марта, приглашаем всех на премьеру спектакля-комедии «Синяя варежка», которая состоится в актовом зале школы №1 в 18:00. Не упустите шанс культурно обогатиться, окунувшись в театральный мир! По вопросам приобретения билетов обращайтесь к Ивановой Вере Николаевне или по номеру 89244612379.

Только 3 марта спешите приобрести вязаные варежки отличного качества и по низкой цене студии Веры Валерьевой «Сударушка»! Широкий выбор моделей, расцветок и шерсти. Все варежки эксклюзивны! Приходите 3 марта в актовый зал школы №1 с 15:00 – 18:00. Таких варежек, как у нас, нет нигде!

Утеряна сумочка с документами 22 февраля 2016г. в районе школы №1. Нашедшего просим сообщить о находке по телефону: 89244615362

— Поработаем над созданием текста объявления – упр 208

1, 2 группа – объявление 1;

3, 4 группа – объявление 2

(Ответы учеников о результатах выполнения задания)
III. Итог.
— То, с чем мы сегодня знакомились, лишь малая часть того, что скрывает за собой тема «Официально-деловой стиль”. Мы еще не раз будем обращаться к этой теме.
Вопросы для повторения:
— Назовите основную цель официально-делового стиля?
— Какова сфера применения данного стиля?
— В чём особенности официально-делового стиля?

— Какие жанры официально-делового стиля вы можете назвать?

Источник

Урок русского языка в 5 классе «Что мы знаем о русском языке»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Модуль (тема): О языке и речи

Тема урока: Что мы знаем о русском языке. (5 класс)

Целеполагание для ученика (ЗУН – что надо знать, уметь после прохождения темы):

1.Знать, какое место занимает русский язык среди других языков.

2.Наблюдать и делать выводы.

3.Уметь определять основную мысль текста, объяснять смысл прочитанного.

4. Уметь приводить свои примеры из жизненных ситуаций, составлять свой небольшой рассказ по теме.

5. Определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока, проговаривать в логической последовательности свои действия, учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.

Целеполагание для учителя:

1. Организовать деятельность учащихся, способствующую усвоению знаний о родном языке, сорганизовать гармонизированную работу учащихся и способствовать их эффективному развитию.

2.Научить учащихся видеть красоту русского языка, обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты .

Новые понятия, термины: языки-родственники, лингвистическое высказывание

Домашнее задание: подготовиться к письму по памяти по выбору: упр. 7 или стихотворение «Выучи русский язык» (С. Абдулла в переводе В. Липко)( http://mamamozhetvse.ru )

Информационная карта урока для учителя

Деятельность обучающихся, учителя

1. Много языков на свете разных-

Выучить их все не смог бы я.

Все они по-своему прекрасны,

В каждом есть изюминка своя.

Говорят в Париже по-французски,

По-немецки говорит Берлин;

Мне же дорог мой, привычный, русский,

Для меня родной лишь он один.

Мелодичный, гибкий и певучий,

С детства он меня очаровал,

И не зря великим и могучим

Наш язык Тургенев называл.

Развиваясь быстро, динамично,

Впитывая разные слова.

Новое воспринимал отлично,

Но и мудрость предков в нём жива.

Да и только нашей, русской речью

Можно Русь привольную воспеть!

Будет жить язык наш русский вечно

И не сможет, верю, умереть! (М. Крюков)

— Сегодня мы продолжаем изучение большой темы «О языке и речи». Каждый наш первый урок русского языка – ступенька познания нового. По лестнице знаний мы поднимаемся всё выше, открывая для себя русский язык. Сегодня вы расскажите, что вы знаете о русском языке и откроете его для себя с новой стороны. Но это будет чуть позже.

Группа учащихся получает задание: в течение урока подготовить мини-проект «Что значит любить русский язык»

2. Самое сладкое и самое горькое

Притча от Сулхана-Саба Орбелиани

Н екий царь приказал своему визирю:

— Ступай принеси мне кушанье, слаще которого не найти ни на земле, ни в морских глубинах.

Визирь пошёл и купил язык; принёс его, зажарил и подал. Понравилось царю.

В другой раз царь приказал:

— Ступай и принеси мне такое кушанье, горше которого не найти на свете.

Визирь пошел, снова купил язык и подал ему.

— Я просил сладкое, ты подал мне язык; я просил горькое, и ты снова подаёшь язык.

— Клянусь твоей головою, на свете нет ничего слаще языка и горше языка.
Источник: https://pritchi.ru/id_4429

— В чём смысл этой мудрой притчи?

— Имеет ли это отношение к теме нашего урока?

Величайшее богатство языка – его язык

4. Сформулируйте цели нашего урока

Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Смотреть фото Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Смотреть картинку Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Картинка про Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Фото Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс

2.Проверка домашнего задания

Учащиеся зачитывают составленный дома текст о том, зачем нужен людям язык и о его роли в обществе (упр. 8)

3. Мобилизирующий этап

Анализ стихотворения М. Крюкова, прозвучавшего в начале урока:

— Прочитайте стихотворение про себя, а затем выразительно вслух.

— Подготовьте устный ответ на вопрос «Что сообщает нам о русском языке автор данного стихотворения?»

— Какая информация оказалась для вас новой?

— Соотнесите информацию, содержащуюся в стихотворении со слайдом презентации.

Слайд презентации Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Смотреть фото Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Смотреть картинку Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Картинка про Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс. Фото Что мы знаем о русском языке конспект 5 класс

4. Усвоение новых знаний

5. Закрепление и проверка новых знаний

1. Выразительное чтение наизусть стихотворения:

В день солнечный июльский,

Цветы, цветы вокруг.

Красив язык мой русский,

Как этот летний луг.

Иду тропинкой узкой-

Могуч язык мой русский,

Как этот русский лес!

И в радости, и в грусти –

Он всякий час со мной.

Родной язык мой русский,

— Многие ребята не любят уроки русского языка. Почему? Ответ на этот вопрос попробовали найти …..

Представление итогов мини-исследования «Отношение к урокам русского языка»

Вывод: Русский язык – это словари, правила, ошибки… Справиться с этим не каждому под силу…

2. – Но сегодня праздник русского языка. И мы убеждаемся в том, что к изучению его нужно относиться по-особенному. Вы никогда не задавались вопросом, почему люди не понимают друг друга и вообще говорят на разных языках? А ведь на этот счет тоже существует своя легенда. Может она и покажется немножко сказочной, но вдруг в ней есть крупица истины, кто знает… Рассказ легенды подготовленным учащимся :

Когда-то все люди земли понимали друг друга, говоря на одном языке: ведь все были потомками рода Ноя, спасшегося во время потопа и нашедшего пристанище возле Араратских гор. Постепенно род увеличивался, обретал новые знания и умения. И задумали люди построить город, а в нем высокую башню до самых небес, которую можно было увидеть с любого конца земли.

Многому научились люди к тому времени: обжигали кирпичи, собирали камни, укладывая их в фундамент. Постепенно башня росла, поднимаясь все выше к небу. Радовались люди, видя, как стремительно растет их творение.

Узнал об этом Господь и удивился, увидев огромную башню, которая тянулась к небу. Не понравилась Богу эта затея: снова проявилась гордыня и тщеславие у людей, вздумавших подняться к небу. И сказал он: «Вот один народ, все понимают друг друга, все говорят на одном языке. Но что они делают? Гордые и упрямые они хотят возвыситься до неба, приблизится к самому Господу!». Не стал он смертью карать людей, но наказал их иным способом, смешав язык, на котором они говорили.

Выйдя в один прекрасный день к своей башне, взявшись за работу, люди вдруг перестали понимать речь другого. Никто не понимал, о чем говорят рядом, люди не могли ничего делать, строительство остановилось. Люди спустились на землю со своей недостроенной башни, чтобы выяснить, что с ними случилось. Но на земле стали ссориться, не понимая, о чем говорят, и что хочет каждый из них. Видя это, Господь решил помочь людям, для этого заставив покинуть недостроенный город и разъехаться в разные края. Так и поступил народ, оставив недостроенную башню и расселившись в разных концах земли. Со временем они забыли о своем родстве, у них появились новые традиции, образовался свой язык, обряды и обычаи.

А недостроенный город, где возводили башню, получил название Вавилон — «смешение». Ведь именно здесь Господь смешал все языки, вынудил людей разъехаться по разным землям, так и не закончив строительство Вавилонской башни.

— Нам посчастливилось: мы говорим на русском языке. А в чём нам посчастливилось?

Наш язык удивительно гибкий, звучный, богатый.

— А почему русский язык называют богатым?

Русский язык богат, потому что в нём очень много слов.

— А как можно назвать народ, которому дан такой язык?

Народ русский могуч и велик, велик и его язык.

3. Представление мини – проекта «Что значит любить русский язык?»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *