Что мы знаем о русском языке 5 класс разумовская конспект
Технологическая карта урока «Что мы знаем о русском языке», 5 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Технологическая карта урока русского языка.
Класс: 5 класс, дата 05.09.2016год, предмет: русский язык.
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)
Вид урока: урок теоретических и практических самостоятельных работ (исследовательского типа)
обучающие: объяснить учащимся, что русский язык – один из развитых языков мира, богатый и выразительный;
дать понятие о языке, как о развивающемся явлении, о разных формах его существования, о происхождении родного языка, его месте среди других языков;
развивающие: способствовать развитию внимания, памяти, мышления, умению сопоставлять языковые явления и делать выводы, отрабатывать каллиграфические навыки письма;
воспитательные: создать условия для воспитания любви и уважения к родному языку, чувство гордости за родной язык и осознание его величия и могущества; расширить кругозор учащихся представлениями о связи слова с материальной культурой и духовной жизнью человека.
Оборудование: учебник, медиапроектор, компьютер, шаблоны солнышка, презентация.
1.Организационный момент(мотивация к учебной деятельности)
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.
(Приветствие, проверка готовности к учебному занятию, организация внимания детей)
— Добрый день, ребята! Дорисуйте серединку солнышка, которое лежит у вас на столах. Поднимите, пожалуйста, свои солнышки и озарите лучами весь класс. Спасибо. Улыбнитесь друг другу, пусть ваши добрые улыбки подарят всем хорошее настроение.
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Поднимают солнышки и демонстрируют своё настроение.
Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на урок
Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем и друг с другом
Регулятивные УУД: прогнозирование – предположение результата и уровня усвоения материала
Цель: повторение изученного материала, необходимого для ОНЗ, выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.
Подытожим, для чего человеку нужен язык?
Как вы думаете, какая тема урока может быть сегодня?
Объявление темы урока, обобщив высказывания учащихся.
Введение понятия «Эпиграф».
Чтение эпиграфа к уроку:
«Самая большая ценность народа – его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает»
Язык позволяет людям думать и произносить речь;
Язык позволяет людям сообщать мысли друг другу;
Возможность жить в обществе людей, поддерживать отношения.
Дети называют тему урока по своим выводам и предпочтению.
Дети находят объяснения понятию «Эпиграф» из различных источников или по личному опыту.
УУД: личностные: приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения
Регулятивные: в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев; понимают причины успеха и неудач и находят способы выхода из этой ситуации;
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов;
Коммуникативные: отстаивание своей точки зрения (при необходимости)
3.Проблемное объяснение нового знания.
Цель:обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися знаний, что такое «Лексическое значение» и алгоритм его определения
— Народы мира говорят на разных языках. Какие языки вам известны?
Работа с учебником (Упр. 6, выполнение задания, вывод)
«Русский язык – это национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира. Писатель К. Паустовский, подчеркивая богатство русского языка, отмечал, что «для всего, что существует в природе есть великое множество хороших слов и названий»
Как понимаете смысл этого высказывания?
Работа с учебником. (Упр. 7, по заданию)
Учитель обобщает высказывание ребят и предлагает сделать взаимопроверку в тетрадях.
Учитель предлагает физминутку.
Учитель предлагает ученикам решить проблему происхождения языка по вопросам, которые записаны на доске, т.е. проведите «научные изыскания» для раскрытия темы урока.
1.Гипотезы происхождения языка известны вам?
2.Почему теория общественного происхождения получила наибольшее признание? Кто является ее автором?
3.Каковы условия происхождения языка?
Обобщение высказываний учащихся, подведение итога.
Слушают учителя, находят информацию, отвечают.
Выполняют задания к упражнению, делают вывод.
(Все языки отличаются друг от друга), (ближайшими братьями русского языка являются украинский и белорусские языки)
Урок русского языка 5 класс: «Что мы знаем о русском языке?»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Что мы знаем о русском языке?
Цель урока: объяснить учащимся роль русского языка в современном мире.
— научиться выделять условия, необходимые для речевого общения;
— научиться дифференцировать монологическую и диалогическую речь.
— добывать информацию с помощью вопросов;
— применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
— объяснять процессы, связи и отношения, выявляемые в исследовании структуры текста.
— сформировать представление о родном языке как важнейшем средства познания
— Доброе утро! У вас на партах лежат солнышки, на которых вы сейчас должны отразить свое настроение. Пожалуйста, поднимите их
Дорисовывают улыбку или грусть, поднимают солнышко и демонстрируют свое настроение
1. Проверка домашнего задания
— Вашим домашним заданием было упражнение 4. Давайте проверим его и устно ответим на вопросы в задании.
2. Вспоминаем предыдущий урок
— Давайте вместе вспомним, для чего же нужен человеку язык?
(1. Язык позволяет людям думать; 2. Язык позволяет людям сообщать мысли друг другу; 3. Язык позволяет людям жить в обществе; 4. Язык позволяет людям радоваться его красоте).
— Обратимся к упражнению 5.
Просит записать число и тему урока.
Проверяют вместе домашнее задание, отвечая на вопросы с помощью учителя и учебника.
Дают ответ на вопрос
Выполняют задание и отвечают на вопросы после упражнения
Делают запись в тетради
Открытие нового знания
1. Беседа о русском языке
— Народы мира говорят на многих языках. Какие из них вы знаете?
2. Работа с учебником
Просит открыть упражнение 6 и прочитать текст, а затем списать его, выполнив задание.
— Какие выводы из этого текста можно сделать? (Все языки отличаются друг от друга. Ближайшими братьями русского языка являются украинский и белорусский языки, так как они составляют группу восточнославянских языков).
Русский язык — это национальный язык русского народна, один из богатейших языков мира. Писатель К. Паустовский, подчеркивая богатство русского языка, отмечал, что «для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».
— Как вы понимаете смысл высказывания?
Просит открыть упражнение 7 и списать один из текстов
К слову нужно относиться бережно. Поэт В. Шефнер писал:
Словом можно полки за собой повести.
— Как вы понимаете эти слова?
Народ же в пословицах и поговорках так говорил о русском языке:
Человеческое слово стрелы острее.
Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.
Не великое дело — великое слово.
Язык мал, а великим делом ворочает.
3. Происхождение языка
— Вы когда-нибудь задумывались о том, как возник язык? Правильно, мы обращались к этому вопросу с вами на предыдущем уроке. Кто помнит, как же возник язык?
Отвечают на вопросов
Выполняют упражнения, проверяя с помощью учителя
Что мы знаем о русском языке 5 класс разумовская конспект
Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта «Инфоурок».
Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж
Время чтения: 2 минуты
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок русского языка по теме «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ»
Формы и приемы, использованные в работе на данном уроке, имеют наипервейшую необходимость побудить учащихся к мысли, что успех в речевом развитии определяет результативность в усвоении других школьных предметов и влияет на завтрашнюю профессиональную судьбу каждого, то есть содержание урока должно вооружить учащихся знаниями того, зачем изучать русский язык.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ»»
Русский язык. 5 класс. / М. М. Разумовская, В. И. Капинос /
ТЕМА: ЧТО МЫ ЗНАЕМ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ Урок 3
Смолина Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы
1. Объяснить учащимся, что русский язык – один из развитых языков мира, богатый и выразительный; наша задача – беречь его; дать представление о языке как развивающемся явлении, о разных формах его существования, о происхождении родного языка, его месте среди других языков.
2. Объяснить, что ближайшими братьями русского языка являются украинский и белорусский языки; донести до учащихся идею связи языка с судьбою народа – носителя этого языка, формируя патриотическое отношение к языку, чувство гордости за родной язык и осознание его величия и могущества; расширить кругозор учащихся представлениями о связи слова с материальной культурой и духовной жизнью человека.
3. Познакомить учащихся со сведениями о Михаиле Васильевиче Ломоносове как создателе русской лингвистики.
Оборудование: портрет М. В. Ломоносова; выставка литературы о М. В. Ломоносове, его вкладе в развитие русской лингвистики; плакат с представленными пословицами о значении языка и речи; подвижная таблица «ЗСП» и таблица «Слово».
Методическое обеспечение: формы и приемы, использованные в работе на данном уроке, имеют наипервейшую необходимость побудить учащихся к мысли, что успех в речевом развитии определяет результативность в усвоении других школьных предметов и влияет на завтрашнюю профессиональную судьбу каждого, то есть содержание урока должно вооружить учащихся знаниями того, зачем изучать русский язык.
I. Организационный момент.
II. Устные сообщения учащихся на тему «Какая речь вредит человеку, становится его врагом?», их анализ и оценка одноклассниками.
III. Беседа о русском языке.
Учитель сообщает пятиклассникам, что ученым известно много случаев, когда дети вырастали среди животных, как в сказке американского писателя Киплинга «Маугли». Но это только в сказке ребенок, проживший многие годы среди зверей, может свободно пользоваться человеческим языком! В жизни такого не бывает. Если ребенок растет не с людьми, а в стае животных, то он никогда не научится говорить. Например, в 1920 году в джунглях были найдены в волчьем логове две девочки, которые прожили там довольно много времени. Они не только не умели разговаривать, но вели себя как настоящие зверята: быстро ползали на четвереньках, рычали, ели только сырое мясо, хорошо видели в темноте. За годы жизни среди людей девочки так и не смогли научиться свободно говорить и делать то, что умеет ребенок уже в четыре года.
– Как вы думаете, почему это произошло?
– Народы мира говорят на сотнях языков. Какие языки вам известны?
Русский язык – это национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира. Писатель К. Паустовский, подчеркивая богатство русского языка, отмечал, что «для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».
К слову нужно относиться бережно. Поэт В. Шефнер писал:
Словом можно полки́ за собой повести.
– Как вы понимаете эти слова?
– А вот как выразил эту мысль народ в пословицах и поговорках о языке (2–3 пословицы записываются в тетради):
Человеческое слово стрелы острее.
Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.
На великое дело – великое слово.
Язык мал, а великим делом ворочает.
Хорошую речь хорошо и слушать.
Ласковое слово и кость ломит.
IV. Решение проблемы происхождения языка.
Учитель. А вы когда-нибудь задумывались о том, как возник язык?
Учащиеся размышляют вслух, высказывают свои предположения.
– Более полную и систематизированную информацию по проблеме происхождения языка нам представят учащиеся, которые самостоятельно подготовили сообщения, предварительно проведя «научные изыскания».
На доске записаны вопросы, которые облегчат учащимся восприятие материала сообщений и помогут следить за содержанием и последовательностью изложения для последующей краткой информации или пересказа.
Учитель обращает внимание детей на эти вопросы:
1. Гипотезы происхождения человеческого языка, известные вам.
2. Почему теория общественного происхождения языка получила наибольшее признание? Кто является ее автором?
3. Каковы основные этапы эволюции человека и его языка?
4. Каковы условия происхождения языка?
V. Работа по учебнику.
1. Выполнение упражнений 6, 7 (устно) на с. 6.
Дети анализируют лингвистические тексты, сопоставляют фонетические и орфографические особенности близкородственных языков.
2. Рассказы о деятельности М. В. Ломоносова (по материалу домашнего упражнения и дополнительному материалу, подобранному учащимися самостоятельно).
3. Выполнение упражнения ЗСП-3 на с. 7.
1) Учащиеся переписывают слова без ошибок, воспроизводя обозначение морфем, ударений, прочитывают (сначала вслух по очереди, потом каждый про себя), сопоставляя значение, строение и правописание каждого слова.
2) Игра «Кто подберет больше однокоренных слов?».
Учащиеся должны подобрать как можно больше однокоренных слов к словам из рубрики ЗСП.
Учитель адресует учащимся слова А. И. Куприна, написанные на плакате, которые подведут итог всему сказанному и выполненному на уроке: «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».
Затем учитель просит учащихся поделиться мнением о выводах, которые они для себя сделали на сегодняшнем уроке.
Учитель. Объясните, как вы понимаете фразу Л. В. Щербы: «Каждый язык отражает культуру того народа, который на нем говорит».
Домашнее задание: параграф 2, упражнение 8 (письменно); подобрать высказывания о русском языке, выучить наизусть те, которые понравились.
Конспекты уроков (1-10) по русскому языку 5 класс М.М.Разумовская
Конспекты уроков по русскому языку (1-10) 5 класс М.М.Разумовская
Просмотр содержимого документа
«Конспекты уроков (1-10) по русскому языку 5 класс М.М.Разумовская»
Тема: Зачем человеку нужен язык. Язык и речь.
Тип: изучение нового материала
Задачи: *обеспечивать высокий уровень включенности обучающихся в учебную деятельность; * учить различать виды речевой деятельности
Осознавать роль родного языка в жизни человека и общества, основную функцию языка; * получить представление о языке, как знаковой системе, о лингвистике, как науке, о видах речевой деятельности.
*Регулятивные: выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствие с целью.
*Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать свое суждение; использовать виды чтения (ознакомительное и изучающее) для работы с учебником.
*коммуникативные: воспроизводить содержание прослушанного текста, работать в группах
*осознавать эстетическую ценность русского языка, осознавать необходимость владения русским языком для учебной деятельности
Приветствие учеников. Поздравление с началом нового учебного года. Знакомство.
Ознакомление с требованиями на уроках ря.
Приветствие учителя. Знакомство.
АКТУАЛИЗАЦИЯ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ
Предлагает рассмотреть форзац и страницы учебника, прокомментировать, какие темы будут изучены в первой половине года, как условные обозначения помогают ориентироваться в учебнике, какие сведения нужно обобщить в разделе «Повторение изученного»
Рассматривают учебник, делятся мыслями, комментируют условные обозначения, темы, которые будут изучены в первой половине года. Вспоминают темы, которые предстоит повторить и обобщить в начале 5 класса
МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
*Упр.4. прочитать, объяснить, как понимают смысл предложений, сформулировать тему урока. Сделать записи в тетради. определить задачу урока.
*предлагает прочитать эпиграф к теме урока. Объяснить его. Записать
Читают упр4, объясняют смысл предложений, формулируют тему урока. Делают записи в тетрадь. В процессе обсуждения формулируют учебную задачу: определять роль родного языка в жизни человека и общества, основную функцию языка.
* читают эпиграф, что такое эпиграф. Объясняют смысл. записывают
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
* выполнить задание 2 к упр 4. Каждому ряду одно слово (объяснить смысл слова, подобрать однокоренные слова)
*упр.2. прочитать, поразмышлять, о чем он, подумать, какие функции выполняет язык
*Сделайте вывод о роли языка в жизни человека, опираясь на прочитанный текст
* Как вы думаете, как надо относиться к родному языку?
Познакомьтесь с высказыванием И. С. Тургенева (вынесено на доску), выразительно прочитайте его, поразмышляйте, запишите.
*1) отделять одно от другого. 2. нарушать связь, единство.
3) Вызывающий удивление, странный. дивный, удивлённый; дивиться, удивить, удивлённый, удивиться, удивлять, удивительно, удивлённо.
*выполняют упр2., размышляют, какие функции выполняет язык: передача мыслей, знаний; общение; передача накопленного опыта.
*делают вывод о роли языка в жизни человека.
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса»
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ
Предлагает соотнести поставленную задачу урока с результатами урока, выявить возникшие затруднения
Отвечают на вопросы в поставленной учебной задаче: какова роль языка в жизни человека, какие функции выполняет язык. Оценивают результаты своей деятельности
Тема: ЧТО МЫ ЗНАЕМ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Тип: изучение нового материала
Задачи: *объяснить роль русского языка в современном мире
обучающие: Объяснить учащимся, что русский язык – один из развитых языков мира, богатый и выразительный; наша задача – беречь его; дать представление о языке как развивающемся явлении, о разных формах его существования, о происхождении родного языка, его месте среди других языков.
развивающие: Дать понятие о месте русского языка среди других славянских языков, познакомить с создателем русской лингвистики М.В. Ломоносовым.
воспитательные: продолжить прививать любовь и уважение к родному языку, формируя патриотическое отношение к языку, чувство гордости за родной язык и осознание его величия и могущества; расширить кругозор учащихся представлениями о связи слова с материальной культурой и духовной жизнью человека.
научиться работать с лингвистическим текстом.
Коммуникативные: готовность слушать собеседника; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; признавать возможность существования различных точек зрения
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста.
формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала.
Много языков на свете разных-
Выучить их все не смог бы я.
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя.
Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой привычный русский,
Для меня родной лишь он один.
Мелодичный, звонкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря «великим и могучим»
Наш язык Тургенев называл.
Развиваясь быстро, динамично
Впитывая разные слова.
Новое воспринимал отлично,
Но и мудрость предков в нем жива.
Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!
Просит подумать, о чем это стихотворение
* Приветствуют учителя. Размышляют, обсуждают.
*Проверяет выполнение домашнего задания, выявляет затруднения, возникшие на прошлом уроке
Рассказывают о Ломоносове. Отвечают на вопрос: почему мы говорим о нём на уроке русского языка? Отвечают на вопрос: зачем человеку нужен язык? Язык позволяет людям думать
2 Язык позволяет людям сообщать мысли друг другу.
3. Язык позволяет людям жить в обществе
4. Язык позволяет людям радоваться его красоте
Постановка учебной задачи
*Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.
*Народы мира говорят на разных языках, гордятся своим языком. А что вы знаете о русском языке? — Откройте учебник на стр.6, прочитайте тему.
— Какую цель вы ставите перед собой на урок по этой теме?
*Объясните, как вы понимаете фразу Л. В. Щербы: «Каждый язык отражает культуру того народа, который на нем говорит».
— Эти слова вы запишете в качестве эпиграфа к уроку.
-Что называется эпиграфом?
*2-3 учащихся отвечают
*Дети ставят цели, аргументируют. Записывают тему.
Отвечают на вопрос, аргументируют
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Упр. 1. С.6. какова основная мысль текста?
— Какая информация была для вас интересной, неожиданной? Запишите её.
— Обратите внимание на выделенные слова. Какая работа с ними вам предстоит?
— Докажите, что вы правильно выполнили задание.
— Что надо знать, чтобы не ошибиться при подборе однокоренных слов?
Читают, рассуждают, определяют основную мысль текста.
Записывают в тетрадь.
К 4-м словам подбирают однокоренные, выделяя корень.
Проверка работ с объяснением.
Знать значение слова, правописание.
Развитие учебно-языковых и орфографических умений
В вашем учебнике, если вы обратили внимание, есть зашифрованные задания. Какие? (ЗСП)
— Откройте ЗСП-1, стр.4, посмотрите, как правильно надо выполнять такие задания.
— Работаем с первыми двумя словами.
— Чему учат такие задания?
Отвечают на вопрос.
О чём мы говорили на протяжении 2-х уроков?
— Откройте упр. 8, прочитайте задание.
— Какие вопросы у вас возникли?
— Как вы думаете, зачем мы знакомились с ЗСП перед выполнением этого задания?
Ответы: о роли языка
Чтобы помнить орфограммы.
Язык наш прекрасный –
То мощный и страстный,
В нем есть и усмешка, и мягкость, и ласка.
И рассказы, и сказки.
Люби и храни наш великий язык.
*Объясните, как вы понимаете стихотворение
*Затем учитель просит учащихся поделиться мнением о выводах, которая они для себя сделали на сегодняшнем уроке.
Дают ответы на вопросы
Не забывать о значимости речи
Анализируют работу на уроке через самооценку.
Упр7., закончить зсп-1
Тема: РЕЧЬ МОНОЛОГИЧЕСКАЯ И ДИАЛОГИЧЕСКАЯ. УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
Тип: Урок «открытия» нового знания.
Задачи: Иметь представление о видах речи, зависящих от ролевого участия в общении собеседников (говорящий – слушающий) или от формы языка (звуковая, буквенная). Находить в текстах литературных произведений образцы монологов и диалогов. Овладеть культурой диалогического общения (строить диалог в заданной ситуации, соблюдая правила этикета).
обучающие: дать понятие о монологе и диалоге, о речи устной и письменной; показать роль устного и письменного общения в жизни человека.
развивающие: показать роль устного и письменного общения в жизни человека; дать некоторые сведения из истории появления и развития письма.
воспитательные: продолжить прививать любовь и уважение к родному языку
Предметные: научиться выделять условия, необходимые для речевого общения, дифференцировать монологическую и диалогическую, устную и письменную речь.
Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).
Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста.
Личностные: формирование знания о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры России.
*Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
*Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. *отвечают д/з
1. Беседа «Что такое речь и условия, необходимые для речевого общения».
*Мы говорили с вами о том, что такое язык, что мы знаем о русском языке. Но ответьте мне на вопросы, а что такое речь? Как разделить понятия речь и язык? Являются ли они синонимами?
1. Пример для обсуждения.
Однажды в детский лагерь «Артек» приехали из далекого северного города Норильска два мальчика: Коля Дубов и Сережа Новиков. Рано утром Коля пошел к морю: не терпелось скорей увидеть то, о чем давно мечтал, – море. Подходит Коля к берегу и видит: море будто исчеркано белыми полосками – бурунами. Что такое? Может, тут большие учения проходят? Да нет! Это – дельфины! О чудо чудное! Играют, резвятся! Блестят на солнце их черные атласные спины. А как их много! Скорей! Скорей рассказать об этом ребятам!
Но… вот досада: на берегу никого нет. Помчался Коля к спортплощадке. Встречает мальчика. «Дельфины! В море – дельфины!» – говорит Коля. А мальчик, улыбаясь, отрицательно качает головой: «Не понимаю, мол».
«Иностранец, – догадывается Коля. – Вот незадача!» Видит: дедушка идет, с корзиной и цветами. «Наверно, садовник, – думает наш Коля и скорей к нему. – Дедушка, в море – дельфины!» А тот, показывая на свои уши, тоже отрицательно качает головой: не слышит… Ну что это такое?! Не с кем счастьем поделиться!
А вон Сережа-норильчанин. Тоже к морю бежит.
– Сергей, я дельфинов видел! – кричит Коля.
– Вон там, в море! Идем, я покажу!
Так речь наконец-то состоялась.
2. Вопросы для обсуждения. Почему Коле хотелось с кем-нибудь поговорить, пообщаться? (Видел дельфинов, есть что рассказать.)
Почему Коля пытался вступить в общение с мальчиком, с дедушкой? (Рассказать есть что, но пока некому.)
Почему не состоялось общение Коли с мальчиком-иностранцем? (У Коли и мальчика-иностранца нет общего для них языка.)
Почему не состоялось общение Коли с дедушкой? (Дедушка глухой, у него не функционирует один из каналов связи человека с окружающим миром – орган слуха.)
*актуализируют знания, полученные на прошлых уроках, рассуждают, отвечают на вопросы.