Что мы знаем о речи 2 класс
Конспект по русскому языку на тему «Речь» (2 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок русского языка во 2 Б классе
Цель: систематизировать знания учащихся по данной теме
— формировать у учащихся понимание того, что предложение является единицей речи, находить грамматическую основу;
-развивать орфографическую зоркость, внимание, речь учеников;
— предоставить возможность оценить свои знания и умения
Познавательные УУД: систематизировать знания по теме «Речь»
— умение дать характеристику предложению, разбирать предложение по членам предложения
— умение анализировать и доказывать
— умение слушать и исправлять ошибки
— умение определять учебную задачу
Минутка чистописания. Повторение темы «Звуки» (слайд 2)
— По какому признаку сгруппированы буквы?
— Напишите каждую группу два раза.
Б) Составьте из звуков слово (дана транскрипция слова). Проведите краткий звуковой анализ слова. (речь)
В) Определите тему урока. (слайд 3)
Сегодня на уроке мы повторим, что такое речь, какие виды речи бывают. Подумаем, почему нужно совершенствовать свою речь.
3. Работа по теме урока.
А) Прочитайте текст (карточка у каждого ученика)
Люди говорят, читают и пишут, рассказывают, слушают и спрашивают, добывают новую информацию. Всё это люди могут делать потому, что знают свой язык.
Речь состоит из предложений, которые выражают мысль. Речь бывает разговорная, деловая, научная, художественная.
В научно-деловой речи сообщаются точные сведения. Это речь строгая, в ней не выражаются чувства.
Художественная речь – это речь образная (изобразительная). В ней передаются чувства, настроение человека.
Речь бывает внешняя (средство общения) и внутренняя (средство мышления). В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно разделить на описание, повествование, рассуждение. Каждый тип речи обладает отличительными признаками.
Чем активнее люди совершенствуют устную, письменную речи, пополняют свой словарь, тем выше уровень их знаний и культуры поведения.
Б) Работа с данным текстом.
-Что знакомо по данной теме?
— Что узнали для себя нового?
— Что такое речь? Прочитайте.
— Выпишите предложения, в которых говорится, что такое устная речь и что такое письменная речь.
— Проверьте, правильно ли вы выписали. (слайд 4)
— Какую речь я сейчас использовала?
5. Повторение по теме «Предложение»
— Найдите предложения (по классу развешаны)
Дети, будьте внимательны!
Грамота – второй язык.
Почему нельзя обзывать друг друга?
Речь красна слушанием.
— Сколько здесь предложений? Докажите, что это предложения. Дайте характеристику. Что знаете о предложениях. (слайд 5)
— Объясните смысл пословиц.
— Спишите пословицу о речи.
— Найдите слово на орфограмму «безударная гласная в корне проверяемая ударением». Докажите написание. (слайд 6)
— Какой тип речи вы сейчас использовали?
— Используете ли вы и родители в своей речи пословицы, поговорки, фразеологизмы?
— По-вашему мнению, нужно ли работать над своей речью, совершенствовать ее?
6. Работа с текстом.
Закройте глазки. (Читаю текст из упр. 224)
— О чем говорится в тексте.
— Откройте с. 110, упр.224. Прочитайте текст шёпотом. Выберите заголовок.
— Какую речь использовали?
— Спишите вторую часть. Какую речь использовали?
— Подчеркните главные члены предложения.
7.Рефлексия ( слайд 8)
— Мне было трудно выполнить …
Оцените себя по результату выполненной работы в карточке. Выберите вариант трудности.
Виды речи в русском языке – функции и формы (2 класс)
Понимание основ речи, ее строения и истоков – очень важно. Ученик 2 класса, который знает, какие существуют виды речи в русском языке, может грамотно объяснить их особенности и понимает, почему она принимает те или иные формы, может с полным правом считать, что он заложил основу для того, чтобы грамотно излагать свои мысли. Итак, существует три основных вида речи – устная, письменная и внутренняя.
Виды и функции речи
Устная речь – та, которая произносится, говорится. Ее же люди слышат. И ее основная функция – это коммуникация, то есть передача информации от одного человека к другому.
Слово “устный” произошло от древнерусского “уста” – так раньше назывались губы. То есть, из самого названия уже понятно, что это за речь.
Второй вид речи – это письменная. Из ее названия также понятно, что это то, что записано с помощью букв и других знаков. То есть, все, что мы читаем и пишем, относится к этому виду. Она также может случить для общения между людьми, но выполняет и другие функции. Так, она необходима для фиксирования информации и выражения мыслей.
Внутрення речь – это речь “про себя”, совершенно особенная речевая разновидность. Ее функциональные особенности заключаются в том, что с ее помощью человек только фиксирует те знания, которые он получил. Также она помогает систематизировать мысли. Она используется тогда, когда человек думает или читает не вслух.
Внутренняя речь – это всегда отрывки и фрагменты. Она отличается тем, что от нее можно перейти к устной или письменной, предварительно более логично и связно сформулировав мысль.
Какие формы речи существуют в русском языке?
Есть несколько основных форм речи, которые непосредственно связаны с ее видами. И первая – это говорение, то есть форма, которую принимает устная речь. Когда человек говорит, он выражает свои мысли с помощью слов, сказанных вслух. Таким образом он передает информацию одному или нескольким людям, с которыми говорит. Но говорение не обязательно является диалогом – это может быть публичное выступление, речь диктора на телевидении и так далее. На письме оно выражается с помощью прямой речи, но она только передает сказанное, не являясь говорением.
Письменная форма – это речь на письме. Но если письменный вид речи – это не только фиксация, но и прочтение написанного, то в формах чтение выделяется в другую категорию.
Таким образом всего форм три, как и видов, но такой вид как письменная речь, включает две формы – письмо и чтение.
Примеры разных видов речи
Чтобы лучше понять тему, стоит рассмотреть разновидности речи с примерами. Так, устная речь – это разговор с мамой, ответ на уроке, рассказ учителя, реплики героев в фильме и так далее.
Письменная – это конспект урока, сочинение, даже записка на холодильнике. Кстати, когда человек печатает на машинке или компьютере – это тоже письменная форма речи.
Раньше для того, чтобы записать свои мысли, люди использовали пиктограммы – это такие специальные символы. Сегодня для этого, в основном, используются буквы, но в некоторых странах (таких как Япония, Китай, Корея и другие) письменная речь передается с помощью иероглифов.
Внутренняя речь – это любые мысли человека, неважно, размышляет ли он о любимом пирожном или о том, как пересказать книгу на уроке литературы.
Что мы узнали?
В русском языке, по мнению лингвистов, существует три вида речи – письменная, устная и внутренняя (она же “про себя”). Они нужны для того, чтобы общаться с другими людьми, фиксировать информацию на бумаге или в специальной программе, приводить информацию с систему, размышлять, а также читать и слушать.
Какая бывает речь? (2 класс Школа России)
Ознакомление учащихся с учебником, видами речи (устная, письменная), формирование представления о значении родного языка в жизни людей и роли русского языка.
Просмотр содержимого документа
«Какая бывает речь? (2 класс Школа России)»
называется устная речь.
Найдите начало и конец предложений. Прочитайте их.
Дед Иван живёт в деревне Дубки н асту — пает вечер в се выходят в сад б абушка Наталья ставит на стол чайник и чашки в се будут пить чай с душистым медом х орошо летом в деревне!
Спишите третье предложение. Подчеркните главные члены предложения.
Вспомните правило, вставьте пропущенные буквы.
В…лчата, зв…рьки, стр…жи, цв…тной.
Выбери верный ответ:
Когда и как появилась устная речь?
стали устно передавать знания школьникам.
2. Очень давно, когда люди сообща стали добывать
пищу и строить жилища.
Что использовали люди для письма в древние
Почему речь, которую произносят, называют
1. Потому что в старину рот называли «устами».
2. Потому что, когда человек говорит, у него шевелятся усы.
Что появилось раньше: устная или письменная
1. Устная речь появилась раньше письменной.
2.Письменная речь появилась раньше устной.
Как в письменной речи одно предложение
Урок русского языка во 2 классе.Язык и речь.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 города Унеча Брянской области
« Язык и речь, их значение в жизни людей »
учитель начальных классов
Тема : Язык и речь, их значение в жизни людей.
Ручки, книжки и тетрадки?
Каждый день – всегда, везде,
Смело, чётко говорим,
И красиво все сидим.
-Ребята, а теперь друг к другу повернитесь, и друг другу улыбнитесь.
Прочитайте эпиграф к нашему уроку:
Как прекрасен и велик
Русский, близкий нам язык.
Для чего нужно изучать русский язык?
На уроках русского языка мы учимся понимать красоту и силу русского слова. Язык людей — язык слов.
В связи с этим скажите, о чем мы будем сегодня говорить на уроке, или какова тема сегодняшнего урока?
Речь — это способность говорить. Речь имеет разные виды:
слушание, говорение, речь про себя (внутренняя речь); чтение и письмо.
Какие виды речи иллюстрируют рисунки?
Подберите к рисунку нужную подпись.
Запишите букву я , сочетания этой буквы с другими буквами и слова « язык, язычок, русский язык» по образцу:
я яя яг яз ям ся ня
язык язычок русский язык ( Работа над многозначностью слова язык)
В народе говорят: Хорошую речь приятно слушать.
Запишите эту пословицу. Как вы её понимаете?
Докажите, что это предложение.
Сколько в нём слов?
Слова, которые имеют несколько значений, в русском языке называют
многозн а чными. Слово язык – многозначное слово.
4. Историческая справка.
Когда же возникла речь?
О чень-очень давно, миллионы лет назад, первые люди на Земле не умели не только писать, но и говорить! Первобытные люди, как и животные, которые их окружали, могли издавать только самые простые звуки! Кричали , если им грозила опасность, рычали, если кому-то было больно, визжали от радости, если удавалось найти пищу.
Постепенно люди научились добывать больше пищи, научились строить простые жилища, научились пользоваться огнем. Необходимо было найти какой-то способ договориться об охоте, рассказать, где растут съедобные ягоды, предупредить об опасности! И первобытные люди нашли выход! Они стали пользоваться не только звуками, но и жестами. Получался вполне понятный язык жестов. Но жесты и мимика человека в темноте не были видны. Людям просто необходимо было догадаться, что все предметы и явления природы можно не изображать жестами, а
передавать словами. Но прошли десятки тысяч лет, прежде чем люди стали говорить.
Никто этого точно не знает, но многие считают, что речь могла возникнуть, когда люди стали делать каменные орудия труда , примерно 25 тысяч лет назад. Каждый раз, когда возникало какое-то слово, пещерные люди «договаривались», что оно будет означать. Когда они изобрели слова, сразу стало легче и лучше жить. Слова помогали людям общаться . Так появилась устная речь.
5.Объяснение нового материала.
О каких знаках идёт речь?
А сейчас мы как пишем? (в тетради, печатаем на компьютере).
Теперь мы владеем не только устной речью, но и письменной речью.
1) Игровой момент . ( Учитель показывает игрушку Буратино):
К нам в гости пришёл Буратино. Буратино гулял по осеннему лесу и простудился. Теперь он не может говорить, у него ангина. Буратино воспользовался письменной речью и написал нам загадки.
Учитель: Какой письменной или устной речью является письмо, которое написал Буратино? (Письменной речью.)
— Да, если бы не письменная речь Буратино с больным горлом смог бы с нами общаться? (Нет, не смог.)
Отгадайте загадки. О какой речи они напоминают?
(Радио. Это устная речь.)
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам.
На одном таком листе
Много разных новостей.
(Газета. Это письменная речь.)
Поверчу волшебный круг –
И меня услышат вдруг. (Телефон)
(Устная речь).
Стальной конёк по белому полю бегает,
За собой чёрные следы оставляет. (Ручка)
(Письменная речь)
Запишите отгадки. Вверху цифрой укажите количество слогов в каждом слове.
Радио, газета, телефон, ручка.
Руки в стороны развел
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключ ему достать,
Надо на носочки встать.
Крепче Буратино стой,
Вот он – ключик золотой!
Объяснение материала (2)
Речь помогает: общаться ; п ередавать информацию друг другу; делиться мыслями, чувствами; договари ва ться о чём-нибудь; похвалить, развеселить, рассмешить кого-то; посоветоваться с кем-либо.
Писатель Лев Васильевич Успенский сказал:
Речь человека должна быть вежливой, уважительной. Вежливо нам помогают вежливые слова. Эти волшебные слова согревают нас, как лучики солнца, помогают нам в трудную минуту.
Игра « Доскажи словечко».
Растает ледяная глыба
Зазеленеет старый пень,
Мальчик, вежливый т развитый,
Когда меня бранят за шалости,
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят
Запишите волшебные слова.
Речь нужна для того, чтобы … (общаться с другими людьми).
Речь бывает … (устная и письменная).
Слайд 24 [добавить анимацию на каждую строку]
Наш гость Буратино в благодарность за вашу работу подарил пожелание от мудрой Черепахи Тортиллы:
Используйте драгоценный дар речи только для блага окружающих.
Старайтесь быть интересными собеседниками , слушателями, активными читателями.
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 60. Что такое части речи?
Части речи – классы, по которым распределяются слова в соответствии с их грамматическими свойствами. Каждая часть речи что-либо называет (обозначает): или предмет, или признак предмета, или действие предмета.
Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет.
Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначает признак предмета.
Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В.П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Наша речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. У каждого слова своя работа. Одни слова называют предметы, другие описывают предметы, третьи называют их действия.
В русском языке все слова делятся на большие группы – части речи, в зависимости от того, что они обозначают, на какие вопросы отвечают, какими признаками обладают, какую роль играют в предложении.
Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет.
Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначает признак предмета.
Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета.
Чтобы определить, к какой части речи относится слово, действуйте по алгоритму:
3. Назовите часть речи.
Когда необходимо указать части речи, принято сокращать слова следующим образом.
Имя существительное – сущ.
Имя прилагательное – прил.
Примеры заданий и разбор их решения. Тренировочный модуль
Задание. Электронная пропись.
Прочитайте пословицы. Спишите. Определите часть речи и обозначьте её, надписав сокращение над выделенным словом.
Старый друг лучше новых двух.
Дружба и братство дороже богатства.
Дружба как стекло, разобьёшь – не сложишь.
Подсказка: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Старый друг лучше новых двух.
Дружба как стекло, разобьёшь – не сложишь.
Задание. Определение частей речи.
Прочитайте предложения. Какой частью речи являются обозначенные слова? Выделите разными цветами имена существительные и глаголы.
Пила хорошо заточена.
Подсказка: Поставьте вопросы к словам. Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? Глаголы отвечают на вопросы что делала? что делал?