Что мы знаем о народах россии 1 класс конспект
«Что мы знаем о народах России?» (1 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: Что мы знаем о народах России?
— Как называется страна, в которой мы живем?
— А как называется Столица нашего государства?
— Каждый из нас принадлежи к какому-то народу, национальности. Некоторые из вас уже побывали в других местах нашей страны. Какие народы, кроме русских вы знаете?
— Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке?
— Откройте учебник на стр.12
Ребята, давайте с вами рассмотрим представителей некоторых народов России и сравним их лица и костюмы.
Русский народ: девушки носили длинные рубахи с рукавами, поверх нее надевали сарафан, на голове заплетали одну косу и украшали голову лентой или венцом.
Парни носили рубахи, которые подпоясывали узким поясом и были порты, это так назывались штаны. Из обуви носили лапти.
Татарский народ : в татарском национальном костюме преобладают белые, красные, синие, зеленые цвета. Татарские девушки надевали на голову бархатный калфак, расшитый бисером или жемчугом.
Основа мужского костюма это штаны и рубаха, которую шили очень свободной, длинной до колен. Штаны шили из полосатой ткани.
Представители сильного пола надевали сорочки двух видов. Это могла быть короткая рубашка или длинная рубашка, которая доставала до колен. Штаны не отличались разнообразием: узкие, суконные. Рубашки часто дополнялись шейными платками. –
Бурятский народ : Мужская одежда- летний и зимний халат, который обязательно опоясывался. Шапки.
Женская одежда- Девочки носили длинные платья, которые подпоясывались, чтобы подчеркнуть тонкую, гибкую талию. На голове девушки носили кушаки.
Осетинский народ: Особенностью национальной осетинской одежды являлось сходство верхнего мужского и женского платьев по крою и способу ношения. Мужчины на голове носят папахи с 3х лет, значимым был ремень на талии. Ремень начинали носить в возрасте десяти лет.
Чукотский народ : Одеваются очень тепло, т.к живут на севере, шьют одежду из шкур животных в основном оленей, шубы, на ногах унты.
— Люди разных народов отличаются друг от друга внешним видом: овалом лица, цветом волос, разрезом глаз.
Только ли внешне отличаются друг от друга представители разных народов?
— Все народы живут в одной стране, единой семьей. Вместе трудятся, отдыхают, решат проблемы, но у каждого народа есть свои традиции.
Традиция- это то, что перешло от одного поколения к другому. Например: идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи)
— А еще все народы отмечают праздники, какие праздники вы знаете.
— Кроме этих праздников народы России отмечают и национальные праздники. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Русский народный праздник- Масленица (связан с проводами зимы и встречей весны. Разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы)
Пасха- (Светлое Христово Воскресение (воскресение Иисуса Христа). Сегодня этот важнейший христианский праздник отмечается в России очень широко. Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальный огонь), Жизнь (Пасхальные куличи, яйца и зайцы).
Ежегодно в нашей стране проводится национальный праздник татар и башкир – Сабантуй – праздник урожая. Отмечается он в воскресенье. К нему готовятся заранее — убирают и белят в доме, готовят угощения для гостей
Праздник Курбан – байрам отмечается в Башкирии, Татарстане, Чечне и других исламских государствах. В этот день принято совершать полное омовение, закалывать овец и есть баранину, раздавать милостыню (делиться угощением из баранины). Праздник показывает милосердие, величие Бога и то, что люди должны исполнять повеление Бога, каким бы трудным оно не было.
Новруз – религиозный праздник начала нового года у татар и башкир. На праздничный стол складывают круглые лепёшки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов.
Важную роль в жизни народов России играет религия.
Религия- совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа, которые являются предметом поколения.
Особенно распространены в нашей стране такие религии как христианство, ислам, иудаизм, буддизм.
— Детям раздается картинка с одним из народов России, которую нужно раскрасить.
— Назовите название национальностей, которые изображены на рисунке.
— Ребята, кто назовет, какие народы проживают в России?
— Чем различаются представители разных народов?
— А какие народы населяют наш край, Новосибирскую область.
— Какие русские народные праздники вы запомнили?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Конспект » Что мы знаем о народах России»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра Начального образования
МБОУ «Чистенская школа-гимназия»
по «Окружающему миру»
на тему «Что мы знаем о народах России»
Студентки Чураевой С.А.
специальности «Начальное образование»
Методист: к. п. н., доцент Бекирова А.Р.
Количество учащихся – 26.
Тип урока – урок изучения нового материала.
Цель урока : познакомить детей с многонациональностью России, дать представление о костюмах и праздниках некоторых из народов.
Обучающая : обучить детей названиям некоторых народов, научить отличать их между собой по костюму, праздникам.
Развивающая : развивать познавательный интерес, мышление, чувство воли.
Воспитательная : воспитывать уважительное отношение ко всем народам мира, порядочность.
Личностные УУД: умение осознавать свою этническую и национальную принадлежность, уважительно относиться к истории и культуре других народов; выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД : умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД : умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт .
Методы обучения: практические (упражнение), наглядные (иллюстрация), словесные (рассказ, беседа), работа с книгой, видеометод (просмотр).
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Педагогический стиль: демократический.
Вместе дружная семья.
Улыбнись соседу слева!
Улыбнись соседу справа!
За работу нам пора.
Актуализация опорных знаний
На прошлом уроке мы с вами начали путешествие по нашей стране. Вспомните, как она называется?
В самолёте нам лететь,
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
Ленты рек, озёра, горы.
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая,
А кто вспомнит как называется столица России? Сейчас я вам раздам листочки, а вы должны будете разукрасить флаг, который там нарисован в цвета флага России. А потом мы проверим, кто правильно запомнил.
На экране появляется правильный ответ (слайд 2). У всех так получилось?
Сообщение темы и цели урока.
А начать новую тему урока я хочу со стихотворения Владимира Степанова:
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд
Один черкеску носит
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод,
Один кумыс готовит
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна.
Сегодня на уроке мы с вами узнаем, как много народов населяют нашу страну. Узнаем о праздниках некоторых из этих народов, костюмах.
Изучение нового материала.
Наша страна занимает огромную территорию. И населяют её люди разных национальностей. Всем хватает места. Народы живут в мире и согласии. Вспомните, какие народы вы знаете? Какие народы населяют наш край?
Русские (слайд 4) составляют около 80% населения. Рассмотрите национальный русский костюм. Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки и штанов из холста. На ногу обували лапти, а кто был богаче — сапоги. Зимой поверх рубахи надевали зипуны (как наши современные пальто) и шубы. Женский костюм состоял из рубахи, поверх которой надевали сарафан, передник. Конечно, сейчас мы в такой одежде не выйдем на улицу. Где можно увидеть исторические русские одежды? (В ансамблях народной песни, на сувенирной продукции.)
Какой русский праздник изображен на фотографии 1 (с. 13)? (Масленица.)
Масленица (слайд 5) — народный праздник, который был связан с проводами зимы и встречей весны. Своё название получил за то, что в последнюю неделю перед Великим постом разрешалось употреблять в пищу сливочное масло, молочные продукты. На этой неделе в каждом доме обязательно пекли блины (слайд 6). В последний день Масленицы проходил ритуал проводов зимы — сжигание чучела Масленицы (слайд 7).
Прочитайте название под второй картинкой.
Любой народ имеет свои национальные обряды и праздники. Об одном из татарских праздников мы поговорим подробнее. На странице 13 найдите рисунок под номером 2. Прочитайте название.
Праздник Сабантуй (слайд 9) имеет тысячелетнюю историю. Раньше его праздновали в начале весенних полевых работ. Люди отмечали его, надеялись на хороший урожай в новом году.
Праздник растягивался на несколько дней. Вначале дети (а иногда и юноши) собирали по домам крашеные яйца, различные угощения и подарки, затем проводились состязания (бег, скачки, национальная борьба) (слайд 10). Завершался Сабантуй вечерними молодежными игрищами: песнями, танцами (слайд 11).
В наши дни Сабантуй празднуют летом, после завершения сельскохозяйственных работ. Теперь это государственный праздник, который проходит один день. Прочитайте название народа под левой картинкой.
Буряты (слайд 12). У них так же, как у любого другого народа, существует национальный костюм, традиционные праздники и обряды. Прочитайте название бурятского праздника на странице 13.
Сурхарбан (слайд 13) — бурятский народный праздник. Проводится он в первое воскресенье июля, после завершения весенних сельскохозяйственных работ. Мужчины соревнуются в стрельбе из лука, скачках и борьбе.
Есть еще множество других народов. Давайте прочитаем в учебнике, какие народы там еще есть? Мы можем перечислять ещё много народов, знакомиться с их обычаями, языками, национальными костюмами и праздниками. Но нельзя не сказать о религии. Важную роль в жизни народов России играет религия. Из многих религий в нашей стране особенно распространены христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Когда вы подрастет, возможно вы тоже будете исповедовать определенную религию. Главное помнить ни одна из этих религий не является главной по отношению к другим.
А теперь возьмём рабочие тетради и проверим, как вы запомнили представителей народов России. Откройте Приложение на странице 59, вырежьте оттуда картинки. Расположите картинки над их подписями на странице 5. Проверьте работы своих соседей по парте. Если вы не нашли ошибок, то можно наклеивать картинки.
А какие еще народы вы еще можете назвать? Что вы о них знаете?
Нарисуйте на стр. 6 национальный костюм одного из народов нашего края.
А сейчас работа в парах. Я даю вам минутку, чтобы вы с соседом придумали рассказ о празднике, который вы оба праздновали. А потом один из пары выйдет и расскажет нам об этом празднике.
Итог урока (слайд 14)
И напоследок, ребята, я бы хотела вам включить отрывок из мультика, который я уверенна вы все смотрели, а вы мне потом скажете, почему я решила показать вам именно его (Отрывок из мультика «Кот Леопольд»).
Итак, почему я вам показала этот отрывок? Верно. Мы все должны жить дружно друг с другом, не важно, одна у нас национальность или нет, мы должны помогать друг другу. Ну что вам понравился урок? С какими народами мы сегодня познакомились? Спасибо за работу, ребята!
Учебное занятие по окружающему миру 1 класс «Что мы знаем о народах России?»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Черепановский педагогический колледж»
Школа: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Черепаново».
Учитель : Кулманакова Ирина Александровна
Методист: Юртаева Наталья Витальевна
Студент: Ходакова Анна Сергеевна
Тема: Что мы знаем о народах России?
Тип: открытие новых знаний
Цель: формирование представлений о народах, населяющих нашу страну
Дидактические: обучить детей названиям некоторых народов, научить отличать их между собой по костюму, праздникам.
Развивающие : развивать познавательный интерес, мышление, чувство воли.
Воспитывающие: воспитывать уважительное отношение ко всем народам мира, порядочность
Предметные: рассматривать иллюстрации учебника, сравнить лица и национальные костюмы представителей разных народов; обсуждать, в чем разница народов России и что связывает их в единую семью.
Познавательные: умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
Регулятивные: умение принимать установленные правила в планировании способа решения; преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Коммуникативные: умение работать в парах, обучатся сотрудничеству.
Личностные: натальные навыки адаптации в изменяющем мире; мотивация учебной деятельности.
Основные понятия: религия, традиция, национальный костюм
для учителя: презентация, учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал, карта.
для учеников: учебник, рабочая тетрадь.
Технологическая карта учебного занятия по технологии
Этап учебного занятия
Образовательная задача этапа учебного занятия
Методы, формы и приёмы
Дидактические средства и интерактивное оборудование
-Здравствуйте! Меня зовут Анна Сергеевна, и сегодня учебное занятие по окружающему миру проведу я. Мне очень приятно всех вас видеть. Я желаю вам работать дружно и открыть что-то новое.
-Проверьте, всё ли у вас готово к занятию. Нам понадобится учебник, рабочая тетрадь, пенал с цветными карандашами.
Приветствуют учителя, проверяют готовность к учебному занятию.
2.Актуализация знаний и мотивация
Актуализировать жизненный опыт детей и мотивировать детей к учебной деятельности.
-Давайте вспомним, чем вы занимались на прошлом занятии?
— Как называется страна, в которой мы живем? (карта)
— А как называется Столица нашего государства? (карта)
-Назовите государственные символы
-Ребята, а в каком городе мы живем?
— Ребят, а какие символы есть в нашем городе?
-Давайте посмотрим на слайд (Сл 2)
-Ребята, а вы видели флаг Черепановского района или герб? Где вы видели, может мимо проходили?
Определить тему учебного занятия, поставить цель и задачи УЗ.
-Хорошо ребята, мы повторили с вами прошлую тему, а чтобы узнать, о чем мы с вами будем сегодня разговаривать послушайте внимательно стихотворение:
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
Один черкеску носит
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Один кумыс готовит
Другой готовит мед.
Другим милей весна.
-Ребята, о чем это стихотворение?
Как вы думаете, какая тема нашего занятия? (сл3)
-Правильно ребята! Сегодня на уроке мы с вами узнаем, как много народов населяют нашу страну. Узнаем о праздниках некоторых из этих народов, одежда, костюмы по которым мы узнаем, что за народ. (Карта)
Формирование шагов, которые необходимо сделать для достижения поставленной цели.
Словесный, демонстрация, наглядный, практический.
Наша страна занимает огромную территорию. И населяют её люди разных национальностей. В России проживает около 140 миллионов человек.
Откройте учебник на стр.12
— Давайте с вами рассмотрим представителей некоторых народов России и сравним их лица и костюмы.
-Первый народ который мы рассмотрим это:
Русский народ: девушки носили длинные рубахи с рукавами, поверх нее надевали сарафан, на голове заплетали одну косу и украшали голову лентой или венцом.
Парни носили рубахи, которые подпоясывали узким поясом и были порты, это так назывались штаны. Из обуви носили лапти. (сл4)
Татарский народ: в татарском национальном костюме преобладают белые, красные, синие, зеленые цвета. Татарские девушки надевали на голову бархатный калфак, расшитый бисером или жемчугом.
Основа мужского костюма это штаны и рубаха, которую шили очень свободной, длинной до колен. Штаны шили из полосатой ткани. (сл5)
Еврейский народ: единственным предметом одежды, традиционным для еврея в любом конце света является талит – четырехугольная материя, на углах которой прикреплены плетеные кисти. (сл6)
Представители сильного пола надевали сорочки двух видов. Это могла быть короткая рубашка или длинная рубашка, которая доставала до колен. Штаны не отличались разнообразием: узкие, суконные. Рубашки часто дополнялись шейными платками. (сл7)
Бурятский народ: Мужская одежда- летний и зимний халат, который обязательно опоясывался. Шапки.
Осетинский народ: Особенностью национальной осетинской одежды являлось сходство верхнего мужского и женского платьев по крою и способу ношения. Мужчины на голове носят папахи с 3х лет, значимым был ремень на талии. Ремень начинали носить в возрасте десяти лет.(сл9)
Чукотский народ: Одеваются очень тепло, т.к живут на севере, шьют одежду из шкур животных в основном оленей, шубы, на ногах унты. (сл9)
— Люди разных народов отличаются друг от друга внешним видом: овалом лица, цветом волос, разрезом глаз.
-Только ли внешне отличаются друг от друга представители разных народов?
— Все народы живут в одной стране, единой семьей. Вместе трудятся, отдыхают, решат проблемы, но у каждого народа есть свои традиции.
Традиция- это то, что перешло от одного поколения к другому. Например: идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи)
— А еще все народы отмечают праздники, какие праздники вы знаете.
— Кроме этих праздников народы России отмечают и национальные праздники. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Русский народный праздник- Масленица (связан с проводами зимы и встречей весны. Разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы) (сл11)
Ежегодно в нашей стране проводится национальный праздник татар и башкир – Сабантуй – праздник урожая. Отмечается он в воскресенье. К нему готовятся заранее — убирают и белят в доме, готовят угощения для гостей (сл12)
Сурхарбаан — бурятский спортивный народный праздник. На празднование съезжалось огромное количество людей, каждый род выставлял наилучших своих борцов (баторов), метких стрелков (мэргэнов), самых ловких наездников и самых быстрых жеребцов. (сл12)
Новруз – религиозный праздник начала нового года у татар и башкир. На праздничный стол складывают круглые лепёшки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов. (сл13)
Важную роль в жизни народов России играет религия.
Особенно распространены в нашей стране такие религии как христианство, ислам, иудаизм, буддизм.
-Сейчас откройте рабочие тетради на с.5. номер 1.
-Ребята, посмотрите, здесь есть называние народов Росси, откройте сейчас страницу 59, здесь вы видите костюмы, дома вместе с родителями нужно будет вырезать эти народы в костюмах и приклеить их в то окошечко, где их название
-А сейчас переверните с6№3
— Ребята сейчас вам нужно будет нарисовать женский или мужской костюм русского народа.
-Сейчас покажу костюмы русских народов простые и праздничные.
Тема «Конспект урока по окружающему миру Что мы знаем о народах России? 1 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Что мы знаем о народах России?
• Первоклассники познакомятся с народами, живущими в России, поймут, чем они различаются и что связывает их друг с другом.
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: физическая карта России, интерактивная доска, презентация (изображения флагов и гербов разных стран, представителей разных народов, населяющих Россию, национальных праздников), ножницы, клей.
1. Актуализация знаний
— На прошлом уроке мы с вами начали путешествие по нашей стране. Вспомните, как она называется? Как называется её столица? Среди изображенных на экране флагов найдите флаг России. Покажите герб нашей страны.
2. Мотивация учебной деятельности
— Прошлый урок мы закончили стихотворением Владимира Степанова о Родине. Сегодня мы продолжим путешествие по стране вместе с этим поэтом, узнаем, какие народы живут в России, ближе познакомимся с ними.
3. Работа по теме урока
Учитель читает отрывок из стихотворения.
В самолёте нам лететь,
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
Ленты рек, озёра, горы.
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая,
Действительно, наша страна занимает огромную территорию. И населяют её люди разных национальностей. Всем хватает места. Народы живут в мире и согласии. Вспомните, какие народы вы знаете? Какие народы населяют наш край?
Рассмотрите рисунок на странице 12. Перед вами представители только нескольких народов России. Всего на территории России проживает более 180 народов. Русские составляют около 80% населения. Рассмотрите национальный русский костюм. Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки и штанов из холста. На ногу обували лапти, а кто был богаче — сапоги. Зимой поверх рубахи надевали зипуны (как наши современные пальто) и шубы. Женский костюм состоял из рубахи, поверх которой надевали сарафан, передник. Конечно, сейчас мы в такой одежде не выйдем на улицу. Где можно увидеть исторические русские одежды? (В ансамблях народной песни, на сувенирной продукции.)
Какой русский праздник изображен на фотографии 1 (с. 13)? (Масленица.)
Масленица — народный праздник, который был связан с проводами зимы и встречей весны. Своё название получил за то, что в последнюю неделю перед Великим постом разрешалось употреблять в пищу сливочное масло, молочные продукты. На этой неделе в каждом доме обязательно пекли блины. В народе каждый день Масленицы имеет своё название: встреча, заигрыш, лакомки, разгуляй, тёщины вечёрки, золовкины посиделки, проводы. Каждый день соблюдался определённый ритуал. Так, например, в среду зятья приходили к тёще на блины, а в пятницу с ответным визитом к зятьям приходили тёщи. В последний день Масленицы проходил ритуал проводов зимы — сжигание чучела Масленицы.
Дай блинком полакомиться.
Прогони от нас метели,
Прокати на карусели.
Растопи холодный лёд,
Пусть весна скорей придёт!
Прочитайте название под второй картинкой.
Татары — вторая по численности народность на территории России. Более половины населения республики Татарстан (учитель показывает на карте), конечно, татары. Национальная одежда татар состояла из шаровар (широких в бедрах, часто со сборками на талии и сужающихся книзу штанов) и рубашки. Сверху надевали халаты, кафтаны, более тёплую одежду по сезону. На голову мужчины надевали тюбетейку, сверху — шапку на меху, а женщины — вышитую бархатную шапочку и платок. Традиционной обувью являлись сапоги-ичиги с мягкой.
Любой народ имеет свои национальные обряды и праздники. Об одном из татарских праздников мы поговорим подробнее. На странице 13 найдите рисунок под номером 2. Прочитайте название.
Праздник Сабантуй имеет тысячелетнюю историю. Раньше его праздновали в начале весенних полевых работ. Люди отмечали его, надеялись на хороший урожай в новом году.
Праздник растягивался на несколько дней. Вначале дети (а иногда и юноши) собирали по домам крашеные яйца, различные угощения и подарки, затем проводились состязания (бег, скачки, национальная борьба). Завершался Сабантуй вечерними молодежными игрищами: песнями, танцами.
— В наши дни Сабантуй празднуют летом, после завершения сельскохозяйственных работ. Теперь это государственный праздник, который проходит один день. Прочитайте название народа под левой картинкой.
Сегодня буряты проживают преимущественно в Республике Бурятии (учитель показывает на карте). У них так же, как у любого другого народа, существует национальный костюм, традиционные праздники и обряды. Прочитайте название бурятского праздника на странице 13.
Сурхарбан — бурятский народный праздник. Проводится он в первое воскресенье июля, после завершения весенних сельскохозяйственных работ. Мужчины соревнуются в стрельбе из лука, скачках и борьбе.
На Кавказе есть Республика Северная Осетия (учитель показывает на карте). Основное население республики — осетины. Найдите их изображение в учебнике. Рассмотрите мужской и женский костюмы.
На территории Республики Башкортостан (учитель показывает на карте) проживают башкиры. По численности они занимают четвёртое место в России.
Рассмотрите национальный костюм чукчей. Как вы думаете: в южной или северной части нашей страны живут чукчи? Этот немногочисленный народ живёт на Крайнем Севере (учитель показывает на карте). Там всегда очень холодно, поэтому одежда шьётся из меха.
Мы можем перечислять ещё много народов, знакомиться с их обычаями, языками, национальными костюмами и праздниками. Но нельзя не сказать о религии. Прочитайте текст на странице 13.
Какие религии распространены на территории нашей страны? Ни одна из этих религий не является главной по отношению к другим. Любой россиянин имеет право выбрать для себя одну из них или не выбирать никакой.
— А теперь возьмём рабочие тетради и проверим, как вы запомнили представителей народов России. Откройте Приложение на странице 59, вырежьте оттуда картинки. Расположите картинки над их подписями на странице 5. Проверьте работы своих соседей по парте. Если вы не нашли ошибок, то можно наклеивать картинки.
Дома вы можете нарисовать национальный костюм одного из народов нашего края на странице 6 тетради.
4. Рефлексия учебной деятельности
— Мы с вами говорили о народах России. Что вы запомнили? С какими национальными праздниками познакомились? В какое время года они проводятся? С чем связаны? Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?
Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске и показывают оценку.
— Прочитайте вывод на странице 13.
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим — степной простор.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один — рыбак с рожденья,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Другим милей весна.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.