Что мы знаем о частях речи 5 класс

Урок русского языка «Части речи» (5 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МБОУ Баганская СОШ№1

Конспект урока по русскому языку

«Части речи. Повторение»

Учитель: Шелудько М.В.

Тема урока : Части речи.

Цель урока: Закрепление знаний о самостоятельных и служебных частях речи, умений определять части речи.

Задачи:

1. закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;

2. развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;

3. воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование:

1. компьютер, проектор, презентация к уроку;

— Добрый день, ребята. Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату.

СЛАЙД. «Дерево настроений»

Обратите внимание на наше одинокое дерево. Выберите мысленно любой листочек, который вы видите на нём, нарисуйте похожий на полях тетради.

Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Те, кто выбрал красный, — получат пятёрки.

Желтый — проявят активность.

Коричневый — будут настойчивы.

Помните, что всё зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.

II . Актуализация знаний.

А вы знаете, ребята, что сегодня я тему нашего урока спрятала в стихотворном тексте, слушайте стихотворение и подумайте, какова тема нашего урока? Назовите её!

С прилагательным весёлый

Новый школьный день пришел.

Бьёт числительное семь.

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Нам их надо повторять.

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Повторяем … (части речи)

=) Тема урока, запись в тетради. СЛАЙД

— Какую цель мы поставим для себя? (Закрепить, какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным? Уметь определять части речи, их морфологические и синтаксические признаки). СЛАЙД

— Итак, мы с вами только что повторили основные части речи. А на какие две группы мы их можем разделить? (самостоятельные и служебные).

— Я уверена, что вы многое знаете об этих двух группах. Прочитайте, пожалуйста, текст и исправьте все теоретические ошибки. СЛАЙД.

Все части речи делятся на две группы: самостоятельные и служебные. К служебным относятся союзы, частицы и местоимения. К ним мы не можем задать вопрос, но зато они являются членами предложения. Служебные части речи передают в речи основную информацию.

Самостоятельные части речи могут обозначать предмет и действие предмета. Они служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях.

— Перечислите самостоятельные части речи. А теперь служебные.

— Замечательно! А как вы думаете, зачем нам нужно знать и отличать друг от друга части речи? (ответы ребят).

III . Закрепление материала.

— Сегодня мы с вами плодотворно поработаем. Не забывайте, что все свои ошибки и пометки вы делаете зелёной ручкой.

Задание №1: Сейчас на доске будут появляться слова. Ваша задача состоит в том, чтобы разделить их на самостоятельные и служебные. Когда будет появляться самостоятельная часть речи – поднимает руку первый вариант, когда появляется слово служебной части речи – второй. СЛАЙД.

Слова: Свет у лисица бежать за учить рыжий на медведь жарит вкусные и пишет.

— Назовите, какой частью речи является каждое слово (по цепочке, устно).

— Можно ли из данного набора слов составить предложение? (Нет, т.к. они не связаны по смыслу).

— Поставьте себе отметку за это задание в таблицах самооценки (даже в том случае, если вы не отвечали устно).

Задание 2: От слов перейдём к предложениям и поработаем с ними. Я буду читать предложение, а вы выписывать из него в тетрадь только названную часть речи. Можете в парах обсуждать работу.

1. Выпишите прилагательное: Желтый цыплёнок бегает по двору.

2. Выпишите существительное в Им.падеже: Листок дрожал и трепетал на ветру.

3. Выпишите глагол: У любимой книги оторвался переплёт.

4. Выпишите предлог: Сонечка улыбалась от счастья.

5. Выпишите существительное 1-го склонения: У старого дерева нет ни одной сухой ветки.

6. Выпишите союз: Мы прыгали и смеялись.

7. Выпишите глагол: Синий шарик улетел в бескрайнее синее небо.

— Какое предложение у вас получилось? СЛАЙД + ДОСКА (Желтый листок оторвался от ветки и улетел).

— Оцените свою работу, поставив отметку в таблице за второе задание.

Задание 3: Получившееся предложение я прошу вас разобрать по составу (один учащийся работает с предложением у доски на отметку в лист самооценки).

— Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа вместе со мной. Поставьте отметку за данную работу в лист самооценки.

Задание 4: А сейчас мы поработаем с самой крупной единицей синтаксиса – текстом.

— Ваша задача – списать текст, вставляя пропущенные буквы, графически выделяя орфограммы. СЛАЙД.

Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперед.

— Устно прокомментируйте орфограммы.

— Оцените свою работу с орфограммами, поставив себе отметку в листы самооценки (4 задание).

— Сформулируйте тему текста. О чём говорится в тексте (о грозе).

— Внимательно посмотрите на текст и подчеркните одной чертой существительные второго склонения (небо, бор, порыв, ветра, деревьев).

— Найдите прилагательное, имеющее значение «просуществовавший долгое время» (старый). Определите род, число и падеж данного прилагательного (м.р., ед.ч., Им.п.).

— Подчеркните двумя чертами глаголы второго спряжения (хмурится, готовится, кружится, мчится).

— Обведите в овал союз (и). Что он соединяет в предложении.

— Какие части речи отсутствуют в тексте? (Частица, числительное, местоимение, междометие).

Задание 5: Вы большие молодцы, раз справились с таким трудным заданием. Но теперь настала пора проверить свои знания не в коллективной, а в индивидуальной работе. Каждому из вас я раздала тестовую работу, выполните данное задание в течение 2-3 минут.

Проверка теста по СЛАДЙУ.

— Оцените свою работу, выставив отметку в лист самооценки.

— Давайте вернёмся к нашей цели урока. СЛАЙД.

— Получилось ли у нас достичь поставленной цели?

— Подкрепите свою уверенность, выставив себе за урок отметки в листах самооценки (строчка «итог»). Сдайте мне эти листочки, не забудьте подписать имя и фамилию.

Прочитать и составить план Параграфа 13.

— А теперь мне хотелось бы узнать, как вы чувствовали себя на сегодняшнем уроке. Обратите внимание на слайд презентации. Выберите то животное, которое наиболее хорошо отражает ваше состояние на уроке. Запишите название этого животного в тетрадь.

ЗАЯЦ – боялись отвечать, боялись допустить ошибку.

ЛИСА – работали, но хитрили, делая себе послабление.

ЛЕВ – бесстрашно бросались на любое задание и без проблем с ним справлялись.

Источник

Урок в 5 классе по теме «Части речи».

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выполнила: Прачун Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы второй квалификационной категории МБОУ «СОШ № 5 г. Абакан.

Предмет : русский язык.

Тема урока : Части речи.

Цель урока: Знать, какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным? Уметь определять части речи.

1. закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;

2. развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;

3. воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

1. компьютер, проектор, презентация к уроку;

3. таблица для работы (доска)

3. задание для групповой работы

4 . раздаточные листы с индивидуальным заданием;

5. тест для каждого учащегося.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Добрый день, ребята! Давайте сейчас проверим вашу готовность к уроку.

— Готовы наши ножки?- Да. Готовы.

А вы знаете, ребята, что сегодня я тему нашего урока спрятала в стихотворном тексте, слушайте стихотворение и смотрите внимательно на него. Подумайте, какова тема нашего урока? Назовите её ! (Слайд №2)

С прилагательным весёлый

Новый школьный день пришел.

Бьёт числительное семь.

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Нам их надо повторять.

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Повторяем … ( части речи)

Правильно. Тема нашего урока – части речи. В русском языке наряду с самостоятельными частями речи есть «маленькие» слова, которые называются служебными.

2. Запись темы урока в тетрадь (проговорить) (Слайд №3)

Ребята, а что всегда мы проговариваем после того, как записали тему урока? (цель урока)

— Попытайтесь сформулировать цель нашего урока. В этом вам поможет тема урока.

Цель урока: Знать, какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным? Уметь определять части речи. (Слайд №4)

Для плодотворной работы на уроке, для достижения цели нам необходимо спланировать работу по алгоритму (план действия). Как и зачем мы будем работать, что нового узнаем, чему должны научиться (конечный результат нашей работы).

— Что предполагает урок изучения нового материала? (Познание чего–то нового, изучение нового материала, применение этого материала, оценка и сравнение с эталоном).

3. Открытие новых знаний.

Внимательно послушайте сказку. О чём в ней идёт речь?

В одном волшебном королевстве жили—были необычные жители. Одни из них были очень важные. Это были Самостоятельные части речи, которые считали себя самыми главными, а другие жители королевства несли службу, помогали им. Это были Служебные части речи. Жили Части речи очень дружно. Служебные части речи верно служили Самостоятельным:

помогали словам в предложении принять нужную форму;

связывали слова в предложении и части предложения;

вносили в предложение дополнительный смысл.

А Самостоятельные части речи были им за это благодарны.

Однажды в королевстве был парад, и части речи должны были построиться в две колонны: самостоятельные и служебные части речи. Как они хотели пройти перед королем и показать ему, какие они красивые и нужные! Но

очень боялись, правильно ли они встали в колонны?

— Скажите, на какие группы делятся части речи?

— Назовите, какие части речи относятся к самостоятельным?

— Назовите, какие относятся к служебным?

— Давайте, ребята, посмотрим таблицу!

Что мы знаем о частях речи 5 класс. Смотреть фото Что мы знаем о частях речи 5 класс. Смотреть картинку Что мы знаем о частях речи 5 класс. Картинка про Что мы знаем о частях речи 5 класс. Фото Что мы знаем о частях речи 5 класс

А теперь, помогите частям речи правильно встать в колонну. Работаете в группах, заполняете таблицу. Приложение 1.

Человек, любимый, ты, птица, добрый, пять, я, смелый, улыбаться, семеро, дружно, три, его, бежать, весело, они, думать, сегодня, вчера, мне,от, к, до, а, но, и, да, не, ни, Ой! Эх! У!

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

— Проверьте и сравните с эталоном (слайд № 6).

А сейчас, ребята, самый трудный этап урока. Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? Назовите ваши предположения, версии. (Предположения, версии учащихся).

Поможет нам ответить на эти вопросы задание.

3.Составьте и запишите предложения из данных слов в тетради. (Слайд №7)

Задуматься, части, речи. Перестать, спорить.

Стать, они, жить, большой, дружной, семья. (Слайд №8).

— Прочитайте получившийся текст. Из каких частей речи состоят данные предложения? Надпишите названия частей речи над словами.

Попробуйте составить предложение из данных слов : в, и, от, про, с, а, к, по, за, но, из, о, когда.

Удалось ли вам это? Почему? Как называются эти части речи?

Вывод: из служебных частей речи нельзя составить предложение. Они употребляются только с самостоятельными частями речи.

— Можно задать вопрос к самостоятельным частям речи? А к служебным?

— Являются членами предложения самостоятельные? А служебные?

— Можно определить лексическое значение у самостоятельных? А у служебных?

Теперь посмотрим на таблицу и проверим, правильно ли мы ответили на вопросы.

4. Работа с таблицей. (Слайд № 9) (Таблица на доске).

1. Можно задать вопрос.

1. Нельзя задать вопрос.

2. Являются членами предложения.

2. Не являются членом предложения.

3. Имеют лексическое значение.

3. Не имеют лексического значения.

А сейчас, ребята, отдохнём. Встали, вышли из- за парт.

Ветер дует нам в лицо,

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

3. Закрепление учебного материала.

— Мы продолжаем наш урок. Проверим, умеете вы определять части речи.

Задание 1. «Части речи» (Каждый самостоятельно выполняет индивидуальное задание). (Слайд № 11). Приложение 2.

Положите перед собой индивидуальные листочки с заданием. Разбейте множество слов на группы. Подчеркни цветным карандашом:

красным – слова, обозначающие предмет;

зеленым – слова, обозначающие действия предмета;

синим – слова, обозначающие признак предмета;

желтым – слова, к которым нельзя поставить вопрос.

— Что нужно сделать для того, чтобы правильно выполнить задание? Проговорите алгоритм вашей работы .

Свет у лисица бежать за учить рыжий На

медведь жарит вкусные синее

пишет От нежный красивый

до домик огород смотрит

Проверьте себя и сравните с эталоном. (Слайд № 12). Оцените свою работу (критерии оценивания даны на доске).

Задание 2. (выполняют устно, на доске дана таблица).

А сейчас отгадайте загадку. Назовите часть речи, о которой говорится в ней. К самостоятельным или служебным частям речи она относится? Обоснуйте свой ответ. Приведите 1-2 примера (Подсказка на доске)

Загадки про части речи

Всё что существует, оно обозначает,

На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число, и род.

У него к тому же три склоненья есть,

Падежей различных сразу целых шесть.

Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,

Строго сам за тем следит.

Он три времени имеет

И спрягаться он умеет.

Детям строят много школ,

Художницу нашу знает весь свет:

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

С папой Существительным

Живёт на редкость дружно:

Когда ему так нужно.

Она с ним не расстанется

Стоит с ним в одном роде,

Быстро предметы оно сосчитает,

Строгий порядок при счёте их знает.

На два вопроса ответит вам только,

Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?

Цифры частенько его заменяют,

Люди его в устной речи склоняют,

Часто при этом они ошибаются,

Как его звать, кто скорей догадается?

Признаки действий оно означает,

Всем любопытным оно отвечает

КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?

ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?

Очень не любит оно изменяться,

Род не имеет, не хочет склоняться.

Как его имя, скорее ответьте!

(Наречие. 1-2 примера)

Применяем все мы это

Вместо имени предмета,

Вместо признака предмета

Применяем тоже это,

И количество предметов

Заменяет часто это.

Нам на всё оно укажет,

Но имён ничьих не скажет.

Часто очень применяется,

Сильно очень изменяется.

Без него, как ни крутись,

В речи нам не обойтись.

В предложении на службе

С падежом всегда он в дружбе,

На него показывает

И слова все связывает.

Объединять и связывать стараюсь

Я равных и неравных в нужный час.

Порою я совсем не повторяюсь,

Порою повторяюсь много раз.

Молодцы! Вы справились с заданием.

Задание 3. Итоговый контроль.

А сейчас проведём итоговый контроль ( Тест распечатан для каждого учащегося). (Слайд № 13). Приложение 3.

1. Что обозначает имя существительное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

2. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

3. Что обозначает глагол?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

4. Из данных слов выберите имена существительные:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

5. Из данных слов выберите имена прилагательные:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

6. Из данных слов выберите глаголы:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:

а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера

8. Из данных слов выберите служебные части речи:

а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать

— Взаимопроверка по ключу: (Слайд № 14):

Домашнее задание (Слайд № 15). Сочинить сказку о самостоятельных и служебных частях речи (для сильных); нарисовать карту государства «Части речи».

Рефл е ксия. Подведение итогов учебной деятельности. Результаты урока.

— Что узнали нового на уроке? Что делали? Как мы это выполняли?

— Помогите словам правильно встать в колонну, заполните таблицу:

Человек, любимый, ты, птица, добрый, пять, я, смелый, улыбаться, семеро, дружно, три, его, бежать, весело, они, думать, сегодня, вчера, мне,от, к, до, а, но, и, да, не, ни, Ой! Эх! У!

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

Положите перед собой индивидуальные листочки с заданием. Разбейте множество слов на группы:

красным – слова, обозначающие предмет;

зеленым – слова, обозначающие действия предмета;

синим – слова, обозначающие признак предмета;

желтым – слова, к которым нельзя поставить вопрос.

Свет у лисица бежать за учить рыжий На

медведь жарит вкусные синее

пишет От нежный красивый

до домик огород смотрит

1. Что обозначает имя существительное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

2. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

3. Что обозначает глагол?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

4. Из данных слов выберите имена существительные:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

5. Из данных слов выберите имена прилагательные:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

6. Из данных слов выберите глаголы:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:

а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера

8. Из данных слов выберите служебные части речи:

а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать

Что мы знаем о частях речи 5 класс. Смотреть фото Что мы знаем о частях речи 5 класс. Смотреть картинку Что мы знаем о частях речи 5 класс. Картинка про Что мы знаем о частях речи 5 класс. Фото Что мы знаем о частях речи 5 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что мы знаем о частях речи 5 класс. Смотреть фото Что мы знаем о частях речи 5 класс. Смотреть картинку Что мы знаем о частях речи 5 класс. Картинка про Что мы знаем о частях речи 5 класс. Фото Что мы знаем о частях речи 5 класс

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Что мы знаем о частях речи 5 класс. Смотреть фото Что мы знаем о частях речи 5 класс. Смотреть картинку Что мы знаем о частях речи 5 класс. Картинка про Что мы знаем о частях речи 5 класс. Фото Что мы знаем о частях речи 5 класс

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что мы знаем о частях речи 5 класс. Смотреть фото Что мы знаем о частях речи 5 класс. Смотреть картинку Что мы знаем о частях речи 5 класс. Картинка про Что мы знаем о частях речи 5 класс. Фото Что мы знаем о частях речи 5 класс

Номер материала: ДБ-353771

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что мы знаем о частях речи 5 класс. Смотреть фото Что мы знаем о частях речи 5 класс. Смотреть картинку Что мы знаем о частях речи 5 класс. Картинка про Что мы знаем о частях речи 5 класс. Фото Что мы знаем о частях речи 5 класс

Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах

Время чтения: 2 минуты

Что мы знаем о частях речи 5 класс. Смотреть фото Что мы знаем о частях речи 5 класс. Смотреть картинку Что мы знаем о частях речи 5 класс. Картинка про Что мы знаем о частях речи 5 класс. Фото Что мы знаем о частях речи 5 класс

Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе

Время чтения: 1 минута

Что мы знаем о частях речи 5 класс. Смотреть фото Что мы знаем о частях речи 5 класс. Смотреть картинку Что мы знаем о частях речи 5 класс. Картинка про Что мы знаем о частях речи 5 класс. Фото Что мы знаем о частях речи 5 класс

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что мы знаем о частях речи 5 класс. Смотреть фото Что мы знаем о частях речи 5 класс. Смотреть картинку Что мы знаем о частях речи 5 класс. Картинка про Что мы знаем о частях речи 5 класс. Фото Что мы знаем о частях речи 5 класс

Для школьников к 1 сентября разработают короткие экскурсионные маршруты

Время чтения: 1 минута

Что мы знаем о частях речи 5 класс. Смотреть фото Что мы знаем о частях речи 5 класс. Смотреть картинку Что мы знаем о частях речи 5 класс. Картинка про Что мы знаем о частях речи 5 класс. Фото Что мы знаем о частях речи 5 класс

Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования

Время чтения: 2 минуты

Что мы знаем о частях речи 5 класс. Смотреть фото Что мы знаем о частях речи 5 класс. Смотреть картинку Что мы знаем о частях речи 5 класс. Картинка про Что мы знаем о частях речи 5 класс. Фото Что мы знаем о частях речи 5 класс

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока по русскому языку «Части речи». 5 класс

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Управление образование Серпуховского района Московской области

МОУ «Липицкая средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока на конкурс

«Мое призвание – педагог»

урок русского языка в 5 классе на тему

Участник: учитель русского языка и литературы Привезенцева (Калмыкова) Оксана Андреевна

Приложение 1. Текст и таблица. …………………………………………7

Приложение 2. Самоанализ………………… ………. …………………8

Русский язык. 5 класс. Привезенцева (Калмыкова) О.А

— используя опорную таблицу, повторить изученные части речи;

-развивать навыки определения частей речи по грамматическим признакам

Виды работы : беседа, работа в парах, в группах, самостоятельная работа, творческое задание.

Технологии : технология адаптивного обучения, ИКТ.

— в результате заполнения таблицы вспомнить грамматические признаки частей речи;

— определять части речи по их признакам;

— ставить цель и выбирать пути достижения;

— эффективно работать в группе и в парах;

Оборудование : презентация с текстом, карточки с таблицами.

Психологический и эмоциональный настрой.

Актуализация опорных знаний.

Мотивация учебной деятельности.

Начнем нашу работу.

Обратите внимание на доску. Вы видите запись. Прочитайте!

Задает вопросы. Это можно назвать текстом?

— Почему? Что в нем пропущено?

-Что будет, если из речи мы уберем, хотя бы одну часть речи?

— Тема нашего урока «Части речи».

-Запишите в тетрадь число и тему урока.

Показывает на экране текст.

Слушает. Координирует ответы.

Актуализация опорных знаний.

Отвечают на вопросы.

Слово учителя. Какие части речи вы знаете? Объединитесь в пары и запишите части речи, изученные вами в начальной школе.

Контролирует выполнение задания в парах. Координирует.

Мотивация учебной деятельности.

Запись в тетрадях известных частей речи.

Слово учителя. На столах у каждого лежат таблицы. Посмотрите на них. Что в них не хватает. Объединитесь в группы и заполните их вместе.

Контролирует выполнение задания в группах.

Работа над темой урока.

Работают в группах. Заполняют таблицы.

Слово учителя. Послушайте стихотворение. И при прослушивании ответьте на вопрос: «На какие группы делятся части речи?».

Мама – Существительное, к слову сказать, очень мнительное.

Папа – Глагол – сущий балабол.

Дочери: Числительное, в маму впечатлительное,

Местоимение, везде с чужим мнением.

Сыновья: Наречие, очень недоверчивое,

И Прилагательное, ласково внимательное.

Мать – Частица – всех чувств мастерица,

Отец – Союз – царь всех уз,

Сын – Предлог (в кого отрок?),

М Междометие – дальний родственник

Ох-эй,а-этия со своей девушкой Звуконаследием.

Дублирует текст на доске.

Слушает ответы учащихся.

Слушают. Отвечают на вопросы.

Слово учителя. Теперь, когда мы вспомнили все, что мы знаем о частях речи, будем применять свои знания на практике. Откройте учебник на странице 36, найдите упражнение № 73. Прочтите задание. ( Разделить части речи на три группы: существительное, прилагательное, глагол).

Организует работу над упражнением.

Выполняют упражнения. Три ученика выходят к доске. Один выписывает существительные, второй – прилагательные, третий – глаголы.

Ставят оценку за выполнение задания.

Слово учителя. Кто такие маркетологи? Люди, работающие в рекламе. Предлагаю творческое задание. Разделиться на группы маркетологов и прорекламировать одну из частей речи.

Контролирует творческую работу.

Работают в группах над рекламой части речи.

Озвучивают реклама классу.

Ставят оценку за работу в группах.

Слово учителя. Спасибо вам за ваше творчество. И давайте еще раз вспомним. Что мы повторяли на уроке? Все ли помнили до повторения? Сколько частей речи в русском языке? На какие два вида они делятся? Чем самостоятельные части речи отличаются от служебных?

Поставим еще одну оценку. Оцените свое внимание и активность на уроке. И посчитаем итоговую оценку. Сложите сумму полученных баллов. Если у вас от 20 до 18, ставите на полях 5; от 17 до14, это оценка 4. И от 13 до 8, оценка – 3. Проставьте итоговую оценку на полях и обведите в круг.

И запишем домашнее задание. Упражнение №75. Откройте его и прочтите задание. Вам все понятно? Всем спасибо за урок и вашу работу!

Контролирует проставление оценок.

Отвечают на вопросы. Ставят оценки.

Записывают домашнее задание.

Список использованной литературы.

Таблица 1. Части речи

Урок по теме «Части речи» проводится в 5 классе в разделе «Повторение изученного в начальной школе». При планировании урока мною были учтены возрастные особенности учащихся.

В соответствии с требованиями к современному уроку тема была сформулирована совместной работой учителя и учащихся.

На мой взгляд, выбранная структура урока является рациональной для решения поставленных задач всех частей урока.

Работа в парах, где дети вспоминали части речи, была мотивацией к учебной деятельности.

Для повторения ранее изученного материала и актуализации знаний я использовала такой приём, как заполнение таблиц в группах.

Обобщение и систематизация знаний по теме осуществлялись выполнением задания самостоятельно.

Опрос детей, усвоение знаний, закрепление шли одновременно, что позволяло мне не терять «нить» заинтересованности у учеников и следить за их активностью и должным восприятием материала.

На уроке я использовала разнообразные виды речевой деятельности: слушание, диалог, письмо.

Применение на уроке рабочих карточек позволило сэкономить время на списывании и сохранить высокий темп работы на уроке.

Характер упражнений достаточной степени сложности. Задания рассчитаны на обучающихся, имеющих средний уровень развития.

На протяжении всего урока было организовано диалогическое общение с обучающимися. Школьники свободно выражали свое мнение, не опасаясь критики со стороны учителя. Можно сделать вывод, что выбранная мною форма проведения урока позволила организовать равноправное общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.

В течение всего урока осуществлялся контроль знаний, умений и навыков обучающихся. Контроль усвоения знаний не был выделен в отдельный этап урока и проходил на протяжении всего урока. Осуществлялся самоконтроль со стороны обучающихся.

Обучающимся была дана возможность самостоятельно оценивать свою работу на уроке при выполнении заданий в парах (самоконтроль).

В конце урока совместно подведен итог работы над темой, что способствовало целостности и завершенности занятия в целом.

Активность класса, работоспособность обучающихся на разных этапах урока оптимальные. Организация самостоятельной учебной работы обучающихся умело сочеталась с другими видами деятельности. За счет чередования видов деятельности на уроке была исключена возможность перегрузки. Работа на уроке не являлась монотонной и однообразной.

Сочетание избранных форм работы на уроке (индивидуальная, фронтальная, групповая) рациональное, эффективное и целесообразное. Работа в парах на уроке служила для объединения усилий учащихся для достижения целей урока, для создания условий взаимопомощи, совершенствования коммуникативных навыков. Также групповая работа отвечала возрастным особенностям учащихся: компенсировала потребность общения со сверстниками.

В ходе занятия я старалась в равной степени взаимодействовать со всеми учениками и задействовать их в деятельности различных видов, поддерживала обучающихся, сталкивающихся с трудностями, делала небольшие подсказки, давала необходимые пояснения, старалась так организовать работу, чтобы каждый ученик смог проявить себя, показал свои способности. На протяжении всего урока присутствовали поощрения. На уроке преобладал демократический стиль общения педагога с учащимися.

Проанализировав занятие, можно сделать вывод: заявленные цели находили отражение в каждом этапе урока. Прослеживалась взаимосвязь всех этапов, что способствовало обеспечению целостности и завершенности занятия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *