Что мы вслед за державиным понимаем под чудесным и вечным

Вопросы и ответы к стихотворе­нию Г. Р. Державина «Памятник»

Высокое назначение поэта в обществе и народная память о его творчестве — веду­щие темы «Памятника». Можно выде­лить темы, через которые раскрываются главные. Это тема памятника, способного противостоять напору времени и стихий. Это связь славы русского поэта с сущест­вованием славянского рода («Доколь славянов род вселенна будет чтить…»), гео­графические границы этой славы. Это и творческая манера поэта, создание кото­рой ставит себе в заслугу Державин. При этом названы два конкретных произведе­ния — «Фелица» и «Бог». Наконец, муза, венчающая чело свое «зарей бессмертия».

Памятник, «чудесный, вечный», кото­рый «металлов тверже и выше пира­мид», — понятие глубоко духовное, впос­ледствии красочно и точно будет назван Пушкиным «нерукотворным». Это память народа, которая будет чтить произведения поэта, имеющие как конкретно-историче­ское, так и вневременное значение. Мате­риальное сооружение будет рано или по­здно подвергнуто разрушению временем, творческое наследие, если оно представ­ляет духовную ценность для общества, не подвержено разрушительным процессам.

Поэт связывает значение своего творче­ства с существованием и развитием славян­ской культуры. Создание новой поэтиче­ской манеры он рассматривает как новый и существенный вклад в русскую поэзию.

Заслуги перечислены им лаконично и точно: «в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить», т. е. очело­вечить образ царствующей императрицы, реформирование стиля оды, внести про­стоту и искренность в стиль философских размышлений («Бог»).

«Забавный русский слог» — это новая стилистическая манера, введенная Держа­виным в русскую литературу, в которой написаны два центральных его произве­дения «Фелица» и «Бог». Ей свойствен­ны искренность, отсутствие торжествен­ных аффектаций, гражданская смелость и правдолюбие. «Истину царям» Державин говорил «с улыбкой», т. е. смягчая рез­кость нравоучений шутливостью тона, од­нако не снижая глубины возражений и несогласий, что мы хорошо знаем из его биографии. «Забавный русский слог» — это один из существенных стилистиче­ских элементов поэзии Державина, на­зываемый еще в литературоведении как «разрушение (или, по А. В. Западову, — обновление) классицистической оды».

Примеры целесообразно привести из названных произведений. Так, противо­поставляя современное ему царствование Екатерины II нравам двора Анны Иоан­новны, Державин включает в оду «Фели­ца» строки:

В той же оде мы читаем изображение быта провинциального дворянина, хотя и живущего в столице. Материал с сайта //iEssay.ru

Стихотворение звучит плавно, торжест­венно. Можно сказать, что оно написано высоким стилем, основанным в сочетании как общеупотребительной, так и устарев­шей, старославянской лексики, придаю­щей ему торжественное звучание. Старо­славянизмы способствуют приданию осо­бой значимости темам, столь важным для поэта, для утверждения его высокой мис­сии в обществе (воздвиг, сокрушит, тлен, вселенна (усеченная форма), презрит, чело, венчать и т. д.). И лишь строфа о «забавном русском слоге» испол­нена в среднем стиле, звучит сердечно и просто, что полностью соответствует заяв­ленной в ней теме.

Источник

Вопросы и ответы к стихотворе­нию Г. Р. Державина “Памятник”

Какие темы вы можете выделить в стихотворении “Памятник”?

Высокое назначение поэта в обществе и народная память о его творчестве – ведущие темы “Памятника”. Можно выделить темы, через которые раскрываются главные. Это тема памятника, способного противостоять напору времени и стихий.

Это связь славы русского поэта с существованием славянского рода (“Доколь славянов род вселенна будет чтить…”), географические границы этой славы. Это и творческая манера поэта, создание которой ставит себе в заслугу Державин. При

Наконец, муза, венчающая чело свое “зарей бессмертия”.

Что мы вслед за Державиным понимаем под “чудесным” и “вечным” памятником, который тверже металлов и “выше пирамид”? В чем смысл противопоставления металла, пирамид и памятника, возведенного себе поэтом?

Памятник, “чудесный, вечный”, который “металлов тверже и выше пирамид”, – понятие глубоко духовное, впоследствии красочно и точно будет назван Пушкиным “нерукотворным”. Это память народа, которая будет чтить произведения поэта,

Как решается в стихотворении тема бессмертия? Почему автор уверен, что после смерти слава его возрастет?

Поэт связывает значение своего творчества с существованием и развитием славянской культуры. Создание новой поэтической манеры он рассматривает как новый и существенный вклад в русскую поэзию.

Что ставит Державин себе в заслугу как поэту и человеку?

Заслуги перечислены им лаконично и точно: “в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить”, т. е. очеловечить образ царствующей императрицы, реформирование стиля оды, внести простоту и искренность в стиль философских размышлений (“Бог”).

Что, по-вашему, означает “забавный русский слог”? Можете ли вы привести его примеры из поэзии Державина?

“Забавный русский слог” – это новая стилистическая манера, введенная Державиным в русскую литературу, в которой написаны два центральных его произведения “Фелица” и “Бог”. Ей свойственны искренность, отсутствие торжественных аффектаций, гражданская смелость и правдолюбие. “Истину царям” Державин говорил “с улыбкой”, т. е. смягчая резкость нравоучений шутливостью тона, однако не снижая глубины возражений и несогласий, что мы хорошо знаем из его биографии. “Забавный русский слог” – это один из существенных стилистических элементов поэзии Державина, называемый еще в литературоведении как “разрушение (или, по А. В. Западову, – обновление) классицистической оды”.

Примеры целесообразно привести из названных произведений. Так, противопоставляя современное ему царствование Екатерины II нравам двора Анны Иоанновны, Державин включает в оду “Фелица” строки:

Там свадеб шутовских не парят, В ледовых банях их не жарят, Не щелкают в усы вельмож;Князья наседками не клохчут, И сажей не марают рож.

В той же оде мы читаем изображение быта провинциального дворянина, хотя и живущего в столице.

Иль, сидя дома, я прокажу, Играя в дураки с женой;То с ней на голубятню лажу, То в жмурки резвимся порой;То в свайку с нею веселюся, То ею в голове ищуся. Каким стилем написано это стихотворение? Есть ли в нем элементы высокого стиля?

Какова роль старославянизмов в стихотворении?

Стихотворение звучит плавно, торжественно. Можно сказать, что оно написано высоким стилем, основанным в сочетании как общеупотребительной, так и устаревшей, старославянской лексики, придающей ему торжественное звучание. Старославянизмы способствуют приданию особой значимости темам, столь важным для поэта, для утверждения его высокой миссии в обществе (воздвиг, сокрушит, тлен, вселенна (усеченная форма), презрит, чело, венчать и т. д.).

И лишь строфа о “забавном русском слоге” исполнена в среднем стиле, звучит сердечно и просто, что полностью соответствует заявленной в ней теме.

Related posts:

Источник

Державин Памятник. Какие темы вы можете выделить в стихотворе­нии

Какие темы вы можете выделить в стихотворе­нии “Памятник”?

Высокое назначение поэта в обществе и народная память о его творчестве – веду­щие темы “Памятника”. Можно выде­лить темы, через которые раскрываются главные. Это тема памятника, способного противостоять напору времени и стихий.

Это связь славы русского поэта с сущест­вованием славянского рода (“Доколь славянов род вселенна будет чтить…”), гео­графические границы этой славы. Это и творческая манера поэта, создание кото­рой ставит

Наконец, муза, венчающая чело свое “зарей бессмертия”.

Что мы вслед за Державиным понимаем под “чудесным” и “вечным” памятником, который твер­же металлов и “выше пирамид”? В чем смысл про­тивопоставления металла, пирамид и памятника, возведенного себе поэтом?

Памятник, “чудесный, вечный”, кото­рый “металлов тверже и выше пира­мид”, – понятие глубоко духовное, впос­ледствии красочно и точно будет назван Пушкиным “нерукотворным”. Это память народа, которая

Как решается в стихотворении тема бессмер­тия? Почему автор уверен, что после смерти слава его возрастет?

Поэт связывает значение своего творче­ства с существованием и развитием славян­ской культуры. Создание новой поэтиче­ской манеры он рассматривает как новый и существенный вклад в русскую поэзию.

Что ставит Державин себе в заслугу как поэту и человеку?

Заслуги перечислены им лаконично и точно: “в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить”, т. е. очело­вечить образ царствующей императрицы, реформирование стиля оды, внести про­стоту и искренность в стиль философских размышлений (“Бог”).

Что, по-вашему, означает “забавный русский слог”? Можете ли вы привести его примеры из поэ­зии Державина?

“Забавный русский слог” – это новая стилистическая манера, введенная Держа­виным в русскую литературу, в которой написаны два центральных его произве­дения “Фелица” и “Бог”. Ей свойствен­ны искренность, отсутствие торжествен­ных аффектаций, гражданская смелость и правдолюбие. “Истину царям” Державин говорил “с улыбкой”, т. е. смягчая рез­кость нравоучений шутливостью тона, од­нако не снижая глубины возражений и несогласий, что мы хорошо знаем из его биографии. “Забавный русский слог” – это один из существенных стилистиче­ских элементов поэзии Державина, на­зываемый еще в литературоведении как “разрушение (или, по А. В. Западову, – обновление) классицистической оды”.

Примеры целесообразно привести из названных произведений. Так, противо­поставляя современное ему царствование Екатерины II нравам двора Анны Иоан­новны, Державин включает в оду “Фели­ца” строки:

Там свадеб шутовских не парят,

В ледовых банях их не жарят,

Не щелкают в усы вельмож;

Князья наседками не клохчут,

И сажей не марают рож.

В той же оде мы читаем изображение быта провинциального дворянина, хотя и живущего в столице.

Иль, сидя дома, я прокажу,

Играя в дураки с женой;

То с ней на голубятню лажу,

То в жмурки резвимся порой;

То в свайку с нею веселюся,

То ею в голове ищуся.

Каким стилем написано это стихотворение? Есть ли в нем элементы высокого стиля? Какова роль старославянизмов в стихотворении?

Стихотворение звучит плавно, торжест­венно. Можно сказать, что оно написано высоким стилем, основанным в сочетании как общеупотребительной, так и устарев­шей, старославянской лексики, придаю­щей ему торжественное звучание. Старо­славянизмы способствуют приданию осо­бой значимости темам, столь важным для поэта, для утверждения его высокой мис­сии в обществе (воздвиг, сокрушит, тлен, вселенна (усеченная форма), презрит, чело, венчать и т. д.).

И лишь строфа о “забавном русском слоге” испол­нена в среднем стиле, звучит сердечно и просто, что полностью соответствует заяв­ленной в ней теме.

Related posts:

Источник

Тема поэта и поэзии в лирике Г. Р. Державина. Стихотворение «Памятник» (1795 год)

Разработка урока литературы в 9 классе. Данная разработка содержит развернутый план – конспект урока « Тема поэта и поэзии в лирике Г. Р. Державина. Стихотворение «Памятник» (1795 год)».

Просмотр содержимого документа
«Тема поэта и поэзии в лирике Г. Р. Державина. Стихотворение «Памятник» (1795 год)»

Тема поэта и поэзии в лирике Г. Р. Державина. Стихотворение «Памятник» (1795 год)

1.Выяснить, какое место занимает тема поэта и поэзии в русской литературе 18 века;

2.познакомиться с историей создания стихотворения « Памятник» Г.Р.Державина;

3.выяснить, в чём видит поэт задачу своего творчества в стихотворении; сравнить взгляды на поэзию в стихотворении Державина и в переводе М.В.Ломоносова оды Горация « К Мельпомене»;

4.посмотреть, как повлияло творчество Г. Р. Державина на последующие поколения поэтов.

Ты прав, Певец: ты будешь жить;

Ты памятник воздвигнул вечный:

Его не могут сокрушить

Ни гром, ни вихорь быстротечный.

К.Ф. Рылеев “Державин”

3.Слово учителя: Практически каждый поэт в своем творчестве ещё с античных времен обращается к теме вечности, к теме назначения поэта и поэзии.

4. Работа над эпиграфом урока.

Для начала было бы здорово вспомнить, что школьная литература знает три памятника: Горация, Державина и Пушкина (иногда еще упоминают Ломоносова).

Впервые на русский язык оду Горация «К Мельпомене» («Создал памятник я…») перевел Ломоносов. А Державин стал первым автором в русской литературе, кто обратился к теме поэта и поэзии и творческого бессмертия произведений. Подобными эпическими одами славились Гомер и Гораций, а позже – многие русские литераторы, в числе которых оказался и Гавриил Державин. Этот поэт является одним из ярчайших представителей классицизма, который унаследовал европейские традиции слагать свои стихи «высоким штилем», но, вместе с тем, настолько адаптировал их к разговорной речи, что они были доступны пониманию практически любого слушателя.

При жизни Гавриил Державин был обласкан императрицей Екатериной II, которой посвятил свою знаменитую оду «Фелица», однако его вклад в русскую литературу был по достоинству оценен потомками лишь после смерти поэта, который стал своего рода духовным наставником для Пушкина и Лермонтова.

В1795 году Гавриил Державин написал стихотворение «Памятник», которое первоначально назвал «К музе». Это произведение по своей форме было выдержано в лучших традициях древнегреческой поэзии. однако его содержание очень многие посчитали вызывающим и нескромным. Тем не менее, отражая нападки критиков, Державин советовал им не обращать внимания на напыщенный слог, а вдумываться в содержание, отмечая, что не себя он восхваляет в данном произведении, а русскую литературу, которой, наконец, удалось вырваться из тесных оков классицизма и стать более простой для понимания.

Стихотворение захватывает тему бессмертия поэта в его творениях. Автор размышляет о воздействии поэзии на современников и потомков, о праве поэта на уважение и любовь сограждан.
Идея стихотворения заключается в том, что Державин считал цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы.
Главной особенностью поэзии Державина была искренность.

В стихотворении «Памятник» он без всякого страха высказывает свое мнение о власти и поясняет, в чем состоят его заслуги перед отечественной литературой: «…первый я дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о Боге и истину царям с улыбкой говорить ».

«Весь я не умру, но часть меня большая, от тлена убежав, по смерти станет жить», — отмечает поэт. При этом он подчеркивает, что слух о нем прокатится по всей русской земле.

Именно эта фраза вызвала негодование оппонентов поэта, которые приписали Державину чрезмерную гордыню. Однако автор имел ввиду не собственные поэтические достижения, а новые веяния в русской поэзии, которые, как он и предвидел, будут подхвачены новым поколением литераторов. И именно их произведения получат широкую популярность среди различных слоев населения благодаря тому, что сам поэт сумеет их научить «в сердечной простоте беседовать о Боге и истину царям с улыбкой говорить».

Примечательно, что в своих предположениях о будущем русской поэзии, чело которой будет увенчано «зарей бессмертия», Гавриил Державин оказался прав. Примечательно, что незадолго до смерти поэт присутствовал на выпускном экзамене в Царскосельском лицее и слушал стихи юного Пушкина, которого «в гроб сходя, благословил». Именно Пушкину суждено было стать продолжателем поэтических традиций, которые были заложены в русской литературе Державиным. Неудивительно, что знаменитый русский поэт, подражая своему учителю, впоследствии создал стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», которое перекликается с «Памятником» Державина и является продолжением многогранной полемики о роли поэзии в современном русском обществе.

4.Чтение стихотворения « Памятник» учителем.

-Какова особенность интонации прочтения данного стихотворения?

(Прочитано с неторопливой торжественной интонацией)

-Какие слова непонятны в стихотворении Державина?

5.Работа над анализом стихотворений.

« Памятник» Державина и Ломоносова)

-Какая тема объединяет эти два стихотворения? (Роль творчества, тема назначения поэта и поэзии)

Какие черты биографии поэтов нашли отражение в стихотворениях?

Перевод Ломоносова: «Что мне беззнатный род препятством не был…»

-Объясните значение этих слов. (В этих полных достоинства словах — явный ответ многочисленным недругам Ломоносова и из среды дворянской знати, и из числа его литературных противников, которые неоднократно попрекали его крестьянским происхождением и в лицо которым он бросал: «Кто породою хвалится, тот чужим хвастает»).

( Ломоносов добавил в перевод этот факт из своей жизни).

Державин: « Как из безвестности я тем известен стал…», «Что первый я дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить», « И истину царям с улыбкой говорить».

Какой биографический факт объединяет двух поэтов? ( Из безвестности стали известными…) Державин, начавший свой путь безвестным солдатом, долго и трудно выбивающийся в «большие люди» и всем успехам на жизненном пути обязанный лишь самому себе).

1 строфа. – С чем сравнивается памятник в переводе Ломоносова?

(« превыше пирамид, крепче меди»)

А с чем сравнивается памятник в стихотворении Державина?

(“металлов выше он и тверже пирамид”).

Почему именно с ними? ( Крепость, вечность)

Памятник – это творение, оставляемое потомкам, поэтому сравнение с пирамидами, металлом подразумевает переносный смысл.

Какую мысль помогает утвердить данные сравнения?

(Все это помогает утвердить мысль о важности творчества, о бессмертии художественных произведений).

А какие эпитеты использует Державин, говоря о памятнике?

— Попробуйте найти разницу в интонации строк Державина и Ломоносова?

У Ломоносова (торжественная)

У Державина (мягкая, душевная).

Поэты убеждены, что сила поэзии могущественнее законов природы и времени.

В каких строках об этом сказано?

Что бурный Аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.

(«Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полёт его не сокрушит»). Прокомментируйте мысль Державина.

(Его памятник не подвластен вихрям, громам, времени).

— В чём видел Гораций ( в переводе Ломоносова) залог своего бессмертия?

( « Я буду возрастать повсюду славой,

Пока великий Рим владеет светом»)

( Залог бессмертия видел в мощи Рима)

-А в чём видит Державин прочность славы?

( « И слава возрастёт моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить»)

Как вы понимаете эти слова?

(Прочность славы видит в уважении к Отечеству, считает себя национальным русским поэтом)

. Уважение к Отечеству, к соотечественникам.

.-Обратите внимание, как Державин прекрасно обыгрывает общность корня в словах «слава» и « славяне» (на слайде « И слава возрастёт моя…»

Д. Благого, « с гордостью рисует картину своей посмертной славы среди многочисленных населяющих Россию народов»

— Какова география в стихотворении Ломоносова? (« Шумит струями Авфид,

Где Давнус царствовал в простом наряде…»)

Где находится река Авфид? ( В Древнем Риме, на родине Горация)

-Что ставят поэты себе в заслугу?

Гораций в переводе Ломоносова: « Чтоб внесть в Италию стихи эольски
И первому звенеть Алцейской лирой». (Хорошо (искусно )писал стихи, как его любимый древнегреческий поэт Алкей. Бытует мнение, что оды Горация-перевод песен Алкея )

Державин: « Что первый я дерзнул в забавном русском слоге…»

Почему поэтом выбран глагол «дерзнул»?

(1.Дерзать-осмеливаться на что-нибудь. 2.Смело стремиться к чему-нибудь благородному, высокому, новому)

-На что осмелился поэт? (« о добродетелях Фелицы возгласить»)

-Что требовал жанр оды? ( Говорить о величии монархов, прославлять их дела, создавать некий «парадный образ». Державин говорит о добродетелях Фелицы-Екатерины 2.

Создание « забавного русского слога», т.е. нового языкового стиля, который позволил раздвинуть рамки тогдашней поэзии, насытив её разговорной речью.

Последняя строфа. К кому обращены последние строфы стихотворений?

. Какое значение имеет это слово?

-К чему призывает Музу Гораций?

— А что добавил Державин?

(« И презрит кто тебя, сама тех презирай» Державин не надеется на единодушное одобрение современников.

« Непринуждённою рукой неторопливой

Чело твоё зарёй бессмертия венчай»

Муза его и на пороге бессмертия сохраняет черты воинственности и величия.)

— Найдите слова высокого стиля. ( Возгордясь, чело, венчай, презрит)

— Для чего Державин их вводит в стихотворение? ( Для создания интонации торжественности)

— Какой классицистический жанр требовал торжественного прочтения? ( Ода)

-Дайте определение этому жанру.

— Почему « Памятник» относится к жанру оды? ( Говорит о величии творчества, поэзии, об общественной роли поэта, его долга перед Отечеством).

Перед нами ода, и Державин, разрушитель всех канонов, тем не менее в последней строфе создаёт интонацию торжественности и славит здесь отнюдь не себя. А что славит? ( Творчество, поэзию)

-Перед вами 2 перевода оды Горация. Что нового внёс Державин в своё стихотворение, чего не сделал Ломоносов? ( Звучат личные мотивы: если Ломоносов в переводе идёт вслед за подлинником, то Державин говорит о значимости своего творчества для России, для русских)

— Какая основная мысль объединяет эти стихотворения? ( Созданное делает поэта бессмертным и остаётся в памяти потомков).

Какие темы вы можете выделить в стихотворе­нии «Памятник»?

Что мы вслед за Державиным понимаем под «чудесным» и «вечным» памятником, который твер­же металлов и «выше пирамид»? В чем смысл про­тивопоставления металла, пирамид и памятника, возведенного себе поэтом?

Как решается в стихотворении тема бессмер­тия? Почему автор уверен, что после смерти слава его возрастет?

Что ставит Державин себе в заслугу как поэту и человеку?

5.Каким стилем написано это стихотворение?

7.Д.з. Докажите справедливость слов Г.Р.Державина « Я памятник воздвиг себе чудесный, вечный…»

Источник

Державин Памятник. Какие темы вы можете выделить в стихотворе­нии

Державин Памятник. Какие темы вы можете выделить в стихотворе­нии 18.07.2012 Aeon

Памятник

Какие темы вы можете выделить в стихотворе­нии «Памятник»?

Высокое назначение поэта в обществе и народная память о его творчестве — веду­щие темы «Памятника». Можно выде­лить темы, через которые раскрываются главные. Это тема памятника, способного противостоять напору времени и стихий. Это связь славы русского поэта с сущест­вованием славянского рода («Доколь славянов род вселенна будет чтить…»), гео­графические границы этой славы. Это и творческая манера поэта, создание кото­рой ставит себе в заслугу Державин. При этом названы два конкретных произведе­ния — «Фелица» и «Бог». Наконец, муза, венчающая чело свое «зарей бессмертия».

Что мы вслед за Державиным понимаем под «чудесным» и «вечным» памятником, который твер­же металлов и «выше пирамид»? В чем смысл про­тивопоставления металла, пирамид и памятника, возведенного себе поэтом?

Памятник, «чудесный, вечный», кото­рый «металлов тверже и выше пира­мид», — понятие глубоко духовное, впос­ледствии красочно и точно будет назван Пушкиным «нерукотворным». Это память народа, которая будет чтить произведения поэта, имеющие как конкретно-историче­ское, так и вневременное значение. Мате­риальное сооружение будет рано или по­здно подвергнуто разрушению временем, творческое наследие, если оно представ­ляет духовную ценность для общества, не подвержено разрушительным процессам.

Как решается в стихотворении тема бессмер­тия? Почему автор уверен, что после смерти слава его возрастет?

Поэт связывает значение своего творче­ства с существованием и развитием славян­ской культуры. Создание новой поэтиче­ской манеры он рассматривает как новый и существенный вклад в русскую поэзию.

Что ставит Державин себе в заслугу как поэту и человеку?

Заслуги перечислены им лаконично и точно: «в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить», т. е. очело­вечить образ царствующей императрицы, реформирование стиля оды, внести про­стоту и искренность в стиль философских размышлений («Бог»).

Что, по-вашему, означает «забавный русский слог»? Можете ли вы привести его примеры из поэ­зии Державина?

«Забавный русский слог» — это новая стилистическая манера, введенная Держа­виным в русскую литературу, в которой написаны два центральных его произве­дения «Фелица» и «Бог». Ей свойствен­ны искренность, отсутствие торжествен­ных аффектаций, гражданская смелость и правдолюбие. «Истину царям» Державин говорил «с улыбкой», т. е. смягчая рез­кость нравоучений шутливостью тона, од­нако не снижая глубины возражений и несогласий, что мы хорошо знаем из его биографии. «Забавный русский слог» — это один из существенных стилистиче­ских элементов поэзии Державина, на­зываемый еще в литературоведении как «разрушение (или, по А. В. Западову, — обновление) классицистической оды».

Примеры целесообразно привести из названных произведений. Так, противо­поставляя современное ему царствование Екатерины II нравам двора Анны Иоан­новны, Державин включает в оду «Фели­ца» строки:

Там свадеб шутовских не парят,

В ледовых банях их не жарят,

Не щелкают в усы вельмож;

Князья наседками не клохчут,

И сажей не марают рож.

В той же оде мы читаем изображение быта провинциального дворянина, хотя и живущего в столице.

Иль, сидя дома, я прокажу,

Играя в дураки с женой;

То с ней на голубятню лажу,

То в жмурки резвимся порой;

То в свайку с нею веселюся,

То ею в голове ищуся.

Каким стилем написано это стихотворение? Есть ли в нем элементы высокого стиля? Какова роль старославянизмов в стихотворении?

Стихотворение звучит плавно, торжест­венно. Можно сказать, что оно написано высоким стилем, основанным в сочетании как общеупотребительной, так и устарев­шей, старославянской лексики, придаю­щей ему торжественное звучание. Старо­славянизмы способствуют приданию осо­бой значимости темам, столь важным для поэта, для утверждения его высокой мис­сии в обществе (воздвиг, сокрушит, тлен, вселенна (усеченная форма), презрит, чело, венчать и т. д.). И лишь строфа о «забавном русском слоге» испол­нена в среднем стиле, звучит сердечно и просто, что полностью соответствует заяв­ленной в ней теме.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *