Что мы вслед за державиным понимаем под чудесным и вечным
Вопросы и ответы к стихотворению Г. Р. Державина «Памятник»
Высокое назначение поэта в обществе и народная память о его творчестве — ведущие темы «Памятника». Можно выделить темы, через которые раскрываются главные. Это тема памятника, способного противостоять напору времени и стихий. Это связь славы русского поэта с существованием славянского рода («Доколь славянов род вселенна будет чтить…»), географические границы этой славы. Это и творческая манера поэта, создание которой ставит себе в заслугу Державин. При этом названы два конкретных произведения — «Фелица» и «Бог». Наконец, муза, венчающая чело свое «зарей бессмертия».
Памятник, «чудесный, вечный», который «металлов тверже и выше пирамид», — понятие глубоко духовное, впоследствии красочно и точно будет назван Пушкиным «нерукотворным». Это память народа, которая будет чтить произведения поэта, имеющие как конкретно-историческое, так и вневременное значение. Материальное сооружение будет рано или поздно подвергнуто разрушению временем, творческое наследие, если оно представляет духовную ценность для общества, не подвержено разрушительным процессам.
Поэт связывает значение своего творчества с существованием и развитием славянской культуры. Создание новой поэтической манеры он рассматривает как новый и существенный вклад в русскую поэзию.
Заслуги перечислены им лаконично и точно: «в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить», т. е. очеловечить образ царствующей императрицы, реформирование стиля оды, внести простоту и искренность в стиль философских размышлений («Бог»).
«Забавный русский слог» — это новая стилистическая манера, введенная Державиным в русскую литературу, в которой написаны два центральных его произведения «Фелица» и «Бог». Ей свойственны искренность, отсутствие торжественных аффектаций, гражданская смелость и правдолюбие. «Истину царям» Державин говорил «с улыбкой», т. е. смягчая резкость нравоучений шутливостью тона, однако не снижая глубины возражений и несогласий, что мы хорошо знаем из его биографии. «Забавный русский слог» — это один из существенных стилистических элементов поэзии Державина, называемый еще в литературоведении как «разрушение (или, по А. В. Западову, — обновление) классицистической оды».
Примеры целесообразно привести из названных произведений. Так, противопоставляя современное ему царствование Екатерины II нравам двора Анны Иоанновны, Державин включает в оду «Фелица» строки:
В той же оде мы читаем изображение быта провинциального дворянина, хотя и живущего в столице. Материал с сайта //iEssay.ru
Стихотворение звучит плавно, торжественно. Можно сказать, что оно написано высоким стилем, основанным в сочетании как общеупотребительной, так и устаревшей, старославянской лексики, придающей ему торжественное звучание. Старославянизмы способствуют приданию особой значимости темам, столь важным для поэта, для утверждения его высокой миссии в обществе (воздвиг, сокрушит, тлен, вселенна (усеченная форма), презрит, чело, венчать и т. д.). И лишь строфа о «забавном русском слоге» исполнена в среднем стиле, звучит сердечно и просто, что полностью соответствует заявленной в ней теме.
Вопросы и ответы к стихотворению Г. Р. Державина “Памятник”
Какие темы вы можете выделить в стихотворении “Памятник”?
Высокое назначение поэта в обществе и народная память о его творчестве – ведущие темы “Памятника”. Можно выделить темы, через которые раскрываются главные. Это тема памятника, способного противостоять напору времени и стихий.
Это связь славы русского поэта с существованием славянского рода (“Доколь славянов род вселенна будет чтить…”), географические границы этой славы. Это и творческая манера поэта, создание которой ставит себе в заслугу Державин. При
Наконец, муза, венчающая чело свое “зарей бессмертия”.
Что мы вслед за Державиным понимаем под “чудесным” и “вечным” памятником, который тверже металлов и “выше пирамид”? В чем смысл противопоставления металла, пирамид и памятника, возведенного себе поэтом?
Памятник, “чудесный, вечный”, который “металлов тверже и выше пирамид”, – понятие глубоко духовное, впоследствии красочно и точно будет назван Пушкиным “нерукотворным”. Это память народа, которая будет чтить произведения поэта,
Как решается в стихотворении тема бессмертия? Почему автор уверен, что после смерти слава его возрастет?
Поэт связывает значение своего творчества с существованием и развитием славянской культуры. Создание новой поэтической манеры он рассматривает как новый и существенный вклад в русскую поэзию.
Что ставит Державин себе в заслугу как поэту и человеку?
Заслуги перечислены им лаконично и точно: “в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить”, т. е. очеловечить образ царствующей императрицы, реформирование стиля оды, внести простоту и искренность в стиль философских размышлений (“Бог”).
Что, по-вашему, означает “забавный русский слог”? Можете ли вы привести его примеры из поэзии Державина?
“Забавный русский слог” – это новая стилистическая манера, введенная Державиным в русскую литературу, в которой написаны два центральных его произведения “Фелица” и “Бог”. Ей свойственны искренность, отсутствие торжественных аффектаций, гражданская смелость и правдолюбие. “Истину царям” Державин говорил “с улыбкой”, т. е. смягчая резкость нравоучений шутливостью тона, однако не снижая глубины возражений и несогласий, что мы хорошо знаем из его биографии. “Забавный русский слог” – это один из существенных стилистических элементов поэзии Державина, называемый еще в литературоведении как “разрушение (или, по А. В. Западову, – обновление) классицистической оды”.
Примеры целесообразно привести из названных произведений. Так, противопоставляя современное ему царствование Екатерины II нравам двора Анны Иоанновны, Державин включает в оду “Фелица” строки:
Там свадеб шутовских не парят, В ледовых банях их не жарят, Не щелкают в усы вельмож;Князья наседками не клохчут, И сажей не марают рож.
В той же оде мы читаем изображение быта провинциального дворянина, хотя и живущего в столице.
Иль, сидя дома, я прокажу, Играя в дураки с женой;То с ней на голубятню лажу, То в жмурки резвимся порой;То в свайку с нею веселюся, То ею в голове ищуся. Каким стилем написано это стихотворение? Есть ли в нем элементы высокого стиля?
Какова роль старославянизмов в стихотворении?
Стихотворение звучит плавно, торжественно. Можно сказать, что оно написано высоким стилем, основанным в сочетании как общеупотребительной, так и устаревшей, старославянской лексики, придающей ему торжественное звучание. Старославянизмы способствуют приданию особой значимости темам, столь важным для поэта, для утверждения его высокой миссии в обществе (воздвиг, сокрушит, тлен, вселенна (усеченная форма), презрит, чело, венчать и т. д.).
И лишь строфа о “забавном русском слоге” исполнена в среднем стиле, звучит сердечно и просто, что полностью соответствует заявленной в ней теме.
Related posts:
Державин Памятник. Какие темы вы можете выделить в стихотворении
Какие темы вы можете выделить в стихотворении “Памятник”?
Высокое назначение поэта в обществе и народная память о его творчестве – ведущие темы “Памятника”. Можно выделить темы, через которые раскрываются главные. Это тема памятника, способного противостоять напору времени и стихий.
Это связь славы русского поэта с существованием славянского рода (“Доколь славянов род вселенна будет чтить…”), географические границы этой славы. Это и творческая манера поэта, создание которой ставит
Наконец, муза, венчающая чело свое “зарей бессмертия”.
Что мы вслед за Державиным понимаем под “чудесным” и “вечным” памятником, который тверже металлов и “выше пирамид”? В чем смысл противопоставления металла, пирамид и памятника, возведенного себе поэтом?
Памятник, “чудесный, вечный”, который “металлов тверже и выше пирамид”, – понятие глубоко духовное, впоследствии красочно и точно будет назван Пушкиным “нерукотворным”. Это память народа, которая
Как решается в стихотворении тема бессмертия? Почему автор уверен, что после смерти слава его возрастет?
Поэт связывает значение своего творчества с существованием и развитием славянской культуры. Создание новой поэтической манеры он рассматривает как новый и существенный вклад в русскую поэзию.
Что ставит Державин себе в заслугу как поэту и человеку?
Заслуги перечислены им лаконично и точно: “в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить”, т. е. очеловечить образ царствующей императрицы, реформирование стиля оды, внести простоту и искренность в стиль философских размышлений (“Бог”).
Что, по-вашему, означает “забавный русский слог”? Можете ли вы привести его примеры из поэзии Державина?
“Забавный русский слог” – это новая стилистическая манера, введенная Державиным в русскую литературу, в которой написаны два центральных его произведения “Фелица” и “Бог”. Ей свойственны искренность, отсутствие торжественных аффектаций, гражданская смелость и правдолюбие. “Истину царям” Державин говорил “с улыбкой”, т. е. смягчая резкость нравоучений шутливостью тона, однако не снижая глубины возражений и несогласий, что мы хорошо знаем из его биографии. “Забавный русский слог” – это один из существенных стилистических элементов поэзии Державина, называемый еще в литературоведении как “разрушение (или, по А. В. Западову, – обновление) классицистической оды”.
Примеры целесообразно привести из названных произведений. Так, противопоставляя современное ему царствование Екатерины II нравам двора Анны Иоанновны, Державин включает в оду “Фелица” строки:
Там свадеб шутовских не парят,
В ледовых банях их не жарят,
Не щелкают в усы вельмож;
Князья наседками не клохчут,
И сажей не марают рож.
В той же оде мы читаем изображение быта провинциального дворянина, хотя и живущего в столице.
Иль, сидя дома, я прокажу,
Играя в дураки с женой;
То с ней на голубятню лажу,
То в жмурки резвимся порой;
То в свайку с нею веселюся,
То ею в голове ищуся.
Каким стилем написано это стихотворение? Есть ли в нем элементы высокого стиля? Какова роль старославянизмов в стихотворении?
Стихотворение звучит плавно, торжественно. Можно сказать, что оно написано высоким стилем, основанным в сочетании как общеупотребительной, так и устаревшей, старославянской лексики, придающей ему торжественное звучание. Старославянизмы способствуют приданию особой значимости темам, столь важным для поэта, для утверждения его высокой миссии в обществе (воздвиг, сокрушит, тлен, вселенна (усеченная форма), презрит, чело, венчать и т. д.).
И лишь строфа о “забавном русском слоге” исполнена в среднем стиле, звучит сердечно и просто, что полностью соответствует заявленной в ней теме.
Related posts:
Тема поэта и поэзии в лирике Г. Р. Державина. Стихотворение «Памятник» (1795 год)
Разработка урока литературы в 9 классе. Данная разработка содержит развернутый план – конспект урока « Тема поэта и поэзии в лирике Г. Р. Державина. Стихотворение «Памятник» (1795 год)».
Просмотр содержимого документа
«Тема поэта и поэзии в лирике Г. Р. Державина. Стихотворение «Памятник» (1795 год)»
Тема поэта и поэзии в лирике Г. Р. Державина. Стихотворение «Памятник» (1795 год)
1.Выяснить, какое место занимает тема поэта и поэзии в русской литературе 18 века;
2.познакомиться с историей создания стихотворения « Памятник» Г.Р.Державина;
3.выяснить, в чём видит поэт задачу своего творчества в стихотворении; сравнить взгляды на поэзию в стихотворении Державина и в переводе М.В.Ломоносова оды Горация « К Мельпомене»;
4.посмотреть, как повлияло творчество Г. Р. Державина на последующие поколения поэтов.
Ты прав, Певец: ты будешь жить;
Ты памятник воздвигнул вечный:
Его не могут сокрушить
Ни гром, ни вихорь быстротечный.
К.Ф. Рылеев “Державин”
3.Слово учителя: Практически каждый поэт в своем творчестве ещё с античных времен обращается к теме вечности, к теме назначения поэта и поэзии.
4. Работа над эпиграфом урока.
Для начала было бы здорово вспомнить, что школьная литература знает три памятника: Горация, Державина и Пушкина (иногда еще упоминают Ломоносова).
Впервые на русский язык оду Горация «К Мельпомене» («Создал памятник я…») перевел Ломоносов. А Державин стал первым автором в русской литературе, кто обратился к теме поэта и поэзии и творческого бессмертия произведений. Подобными эпическими одами славились Гомер и Гораций, а позже – многие русские литераторы, в числе которых оказался и Гавриил Державин. Этот поэт является одним из ярчайших представителей классицизма, который унаследовал европейские традиции слагать свои стихи «высоким штилем», но, вместе с тем, настолько адаптировал их к разговорной речи, что они были доступны пониманию практически любого слушателя.
При жизни Гавриил Державин был обласкан императрицей Екатериной II, которой посвятил свою знаменитую оду «Фелица», однако его вклад в русскую литературу был по достоинству оценен потомками лишь после смерти поэта, который стал своего рода духовным наставником для Пушкина и Лермонтова.
В1795 году Гавриил Державин написал стихотворение «Памятник», которое первоначально назвал «К музе». Это произведение по своей форме было выдержано в лучших традициях древнегреческой поэзии. однако его содержание очень многие посчитали вызывающим и нескромным. Тем не менее, отражая нападки критиков, Державин советовал им не обращать внимания на напыщенный слог, а вдумываться в содержание, отмечая, что не себя он восхваляет в данном произведении, а русскую литературу, которой, наконец, удалось вырваться из тесных оков классицизма и стать более простой для понимания.
Стихотворение захватывает тему бессмертия поэта в его творениях. Автор размышляет о воздействии поэзии на современников и потомков, о праве поэта на уважение и любовь сограждан.
Идея стихотворения заключается в том, что Державин считал цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы.
Главной особенностью поэзии Державина была искренность.
В стихотворении «Памятник» он без всякого страха высказывает свое мнение о власти и поясняет, в чем состоят его заслуги перед отечественной литературой: «…первый я дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о Боге и истину царям с улыбкой говорить ».
«Весь я не умру, но часть меня большая, от тлена убежав, по смерти станет жить», — отмечает поэт. При этом он подчеркивает, что слух о нем прокатится по всей русской земле.
Именно эта фраза вызвала негодование оппонентов поэта, которые приписали Державину чрезмерную гордыню. Однако автор имел ввиду не собственные поэтические достижения, а новые веяния в русской поэзии, которые, как он и предвидел, будут подхвачены новым поколением литераторов. И именно их произведения получат широкую популярность среди различных слоев населения благодаря тому, что сам поэт сумеет их научить «в сердечной простоте беседовать о Боге и истину царям с улыбкой говорить».
Примечательно, что в своих предположениях о будущем русской поэзии, чело которой будет увенчано «зарей бессмертия», Гавриил Державин оказался прав. Примечательно, что незадолго до смерти поэт присутствовал на выпускном экзамене в Царскосельском лицее и слушал стихи юного Пушкина, которого «в гроб сходя, благословил». Именно Пушкину суждено было стать продолжателем поэтических традиций, которые были заложены в русской литературе Державиным. Неудивительно, что знаменитый русский поэт, подражая своему учителю, впоследствии создал стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», которое перекликается с «Памятником» Державина и является продолжением многогранной полемики о роли поэзии в современном русском обществе.
4.Чтение стихотворения « Памятник» учителем.
-Какова особенность интонации прочтения данного стихотворения?
(Прочитано с неторопливой торжественной интонацией)
-Какие слова непонятны в стихотворении Державина?
5.Работа над анализом стихотворений.
« Памятник» Державина и Ломоносова)
-Какая тема объединяет эти два стихотворения? (Роль творчества, тема назначения поэта и поэзии)
—Какие черты биографии поэтов нашли отражение в стихотворениях?
Перевод Ломоносова: «Что мне беззнатный род препятством не был…»
-Объясните значение этих слов. (В этих полных достоинства словах — явный ответ многочисленным недругам Ломоносова и из среды дворянской знати, и из числа его литературных противников, которые неоднократно попрекали его крестьянским происхождением и в лицо которым он бросал: «Кто породою хвалится, тот чужим хвастает»).
( Ломоносов добавил в перевод этот факт из своей жизни).
Державин: « Как из безвестности я тем известен стал…», «Что первый я дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить», « И истину царям с улыбкой говорить».
— Какой биографический факт объединяет двух поэтов? ( Из безвестности стали известными…) Державин, начавший свой путь безвестным солдатом, долго и трудно выбивающийся в «большие люди» и всем успехам на жизненном пути обязанный лишь самому себе).
1 строфа. – С чем сравнивается памятник в переводе Ломоносова?
(« превыше пирамид, крепче меди»)
— А с чем сравнивается памятник в стихотворении Державина?
(“металлов выше он и тверже пирамид”).
—Почему именно с ними? ( Крепость, вечность)
Памятник – это творение, оставляемое потомкам, поэтому сравнение с пирамидами, металлом подразумевает переносный смысл.
—Какую мысль помогает утвердить данные сравнения?
(Все это помогает утвердить мысль о важности творчества, о бессмертии художественных произведений).
А какие эпитеты использует Державин, говоря о памятнике?
— Попробуйте найти разницу в интонации строк Державина и Ломоносова?
У Ломоносова (торжественная)
У Державина (мягкая, душевная).
Поэты убеждены, что сила поэзии могущественнее законов природы и времени.
— В каких строках об этом сказано?
Что бурный Аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
(«Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полёт его не сокрушит»). Прокомментируйте мысль Державина.
(Его памятник не подвластен вихрям, громам, времени).
— В чём видел Гораций ( в переводе Ломоносова) залог своего бессмертия?
( « Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом»)
( Залог бессмертия видел в мощи Рима)
-А в чём видит Державин прочность славы?
( « И слава возрастёт моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить»)
—Как вы понимаете эти слова?
(Прочность славы видит в уважении к Отечеству, считает себя национальным русским поэтом)
. Уважение к Отечеству, к соотечественникам.
.-Обратите внимание, как Державин прекрасно обыгрывает общность корня в словах «слава» и « славяне» (на слайде « И слава возрастёт моя…»
Д. Благого, « с гордостью рисует картину своей посмертной славы среди многочисленных населяющих Россию народов»
— Какова география в стихотворении Ломоносова? (« Шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом наряде…»)
— Где находится река Авфид? ( В Древнем Риме, на родине Горация)
-Что ставят поэты себе в заслугу?
Гораций в переводе Ломоносова: « Чтоб внесть в Италию стихи эольски
И первому звенеть Алцейской лирой». (Хорошо (искусно )писал стихи, как его любимый древнегреческий поэт Алкей. Бытует мнение, что оды Горация-перевод песен Алкея )
Державин: « Что первый я дерзнул в забавном русском слоге…»
Почему поэтом выбран глагол «дерзнул»?
(1.Дерзать-осмеливаться на что-нибудь. 2.Смело стремиться к чему-нибудь благородному, высокому, новому)
-На что осмелился поэт? (« о добродетелях Фелицы возгласить»)
-Что требовал жанр оды? ( Говорить о величии монархов, прославлять их дела, создавать некий «парадный образ». Державин говорит о добродетелях Фелицы-Екатерины 2.
Создание « забавного русского слога», т.е. нового языкового стиля, который позволил раздвинуть рамки тогдашней поэзии, насытив её разговорной речью.
Последняя строфа. К кому обращены последние строфы стихотворений?
. Какое значение имеет это слово?
-К чему призывает Музу Гораций?
— А что добавил Державин?
(« И презрит кто тебя, сама тех презирай» Державин не надеется на единодушное одобрение современников.
« Непринуждённою рукой неторопливой
Чело твоё зарёй бессмертия венчай»
Муза его и на пороге бессмертия сохраняет черты воинственности и величия.)
— Найдите слова высокого стиля. ( Возгордясь, чело, венчай, презрит)
— Для чего Державин их вводит в стихотворение? ( Для создания интонации торжественности)
— Какой классицистический жанр требовал торжественного прочтения? ( Ода)
-Дайте определение этому жанру.
— Почему « Памятник» относится к жанру оды? ( Говорит о величии творчества, поэзии, об общественной роли поэта, его долга перед Отечеством).
Перед нами ода, и Державин, разрушитель всех канонов, тем не менее в последней строфе создаёт интонацию торжественности и славит здесь отнюдь не себя. А что славит? ( Творчество, поэзию)
-Перед вами 2 перевода оды Горация. Что нового внёс Державин в своё стихотворение, чего не сделал Ломоносов? ( Звучат личные мотивы: если Ломоносов в переводе идёт вслед за подлинником, то Державин говорит о значимости своего творчества для России, для русских)
— Какая основная мысль объединяет эти стихотворения? ( Созданное делает поэта бессмертным и остаётся в памяти потомков).
Какие темы вы можете выделить в стихотворении «Памятник»?
Что мы вслед за Державиным понимаем под «чудесным» и «вечным» памятником, который тверже металлов и «выше пирамид»? В чем смысл противопоставления металла, пирамид и памятника, возведенного себе поэтом?
Как решается в стихотворении тема бессмертия? Почему автор уверен, что после смерти слава его возрастет?
Что ставит Державин себе в заслугу как поэту и человеку?
5.Каким стилем написано это стихотворение?
7.Д.з. Докажите справедливость слов Г.Р.Державина « Я памятник воздвиг себе чудесный, вечный…»
Державин Памятник. Какие темы вы можете выделить в стихотворении
Державин Памятник. Какие темы вы можете выделить в стихотворении 18.07.2012 Aeon
Памятник
Какие темы вы можете выделить в стихотворении «Памятник»?
Высокое назначение поэта в обществе и народная память о его творчестве — ведущие темы «Памятника». Можно выделить темы, через которые раскрываются главные. Это тема памятника, способного противостоять напору времени и стихий. Это связь славы русского поэта с существованием славянского рода («Доколь славянов род вселенна будет чтить…»), географические границы этой славы. Это и творческая манера поэта, создание которой ставит себе в заслугу Державин. При этом названы два конкретных произведения — «Фелица» и «Бог». Наконец, муза, венчающая чело свое «зарей бессмертия».
Что мы вслед за Державиным понимаем под «чудесным» и «вечным» памятником, который тверже металлов и «выше пирамид»? В чем смысл противопоставления металла, пирамид и памятника, возведенного себе поэтом?
Памятник, «чудесный, вечный», который «металлов тверже и выше пирамид», — понятие глубоко духовное, впоследствии красочно и точно будет назван Пушкиным «нерукотворным». Это память народа, которая будет чтить произведения поэта, имеющие как конкретно-историческое, так и вневременное значение. Материальное сооружение будет рано или поздно подвергнуто разрушению временем, творческое наследие, если оно представляет духовную ценность для общества, не подвержено разрушительным процессам.
Как решается в стихотворении тема бессмертия? Почему автор уверен, что после смерти слава его возрастет?
Поэт связывает значение своего творчества с существованием и развитием славянской культуры. Создание новой поэтической манеры он рассматривает как новый и существенный вклад в русскую поэзию.
Что ставит Державин себе в заслугу как поэту и человеку?
Заслуги перечислены им лаконично и точно: «в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить», т. е. очеловечить образ царствующей императрицы, реформирование стиля оды, внести простоту и искренность в стиль философских размышлений («Бог»).
Что, по-вашему, означает «забавный русский слог»? Можете ли вы привести его примеры из поэзии Державина?
«Забавный русский слог» — это новая стилистическая манера, введенная Державиным в русскую литературу, в которой написаны два центральных его произведения «Фелица» и «Бог». Ей свойственны искренность, отсутствие торжественных аффектаций, гражданская смелость и правдолюбие. «Истину царям» Державин говорил «с улыбкой», т. е. смягчая резкость нравоучений шутливостью тона, однако не снижая глубины возражений и несогласий, что мы хорошо знаем из его биографии. «Забавный русский слог» — это один из существенных стилистических элементов поэзии Державина, называемый еще в литературоведении как «разрушение (или, по А. В. Западову, — обновление) классицистической оды».
Примеры целесообразно привести из названных произведений. Так, противопоставляя современное ему царствование Екатерины II нравам двора Анны Иоанновны, Державин включает в оду «Фелица» строки:
Там свадеб шутовских не парят,
В ледовых банях их не жарят,
Не щелкают в усы вельмож;
Князья наседками не клохчут,
И сажей не марают рож.
В той же оде мы читаем изображение быта провинциального дворянина, хотя и живущего в столице.
Иль, сидя дома, я прокажу,
Играя в дураки с женой;
То с ней на голубятню лажу,
То в жмурки резвимся порой;
То в свайку с нею веселюся,
То ею в голове ищуся.
Каким стилем написано это стихотворение? Есть ли в нем элементы высокого стиля? Какова роль старославянизмов в стихотворении?
Стихотворение звучит плавно, торжественно. Можно сказать, что оно написано высоким стилем, основанным в сочетании как общеупотребительной, так и устаревшей, старославянской лексики, придающей ему торжественное звучание. Старославянизмы способствуют приданию особой значимости темам, столь важным для поэта, для утверждения его высокой миссии в обществе (воздвиг, сокрушит, тлен, вселенна (усеченная форма), презрит, чело, венчать и т. д.). И лишь строфа о «забавном русском слоге» исполнена в среднем стиле, звучит сердечно и просто, что полностью соответствует заявленной в ней теме.