Что мы впервые замечаем в характере базарова после разговора с мужиками
Анализ повествовательной организации 27 главы романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» (*Общие критические статьи)
2. Рассмотрите повествовательную организацию текста. Выявите позицию автора и способы её показа в тексте.
В 27 главе Базаров, потерпевший поражение в любви, приезжает в небольшое именьице своих родителей, сообщая отцу, что приехал надолго, на целых шесть недель, так как хочет работать, и попросил не мешать ему. Радость родителей была безмерна, тем более, что они не ожидали приезда сына.
Эту главу можно считать развязкой, так как в ней главный герой умирает от случайного пореза пальца. А последняя глава играет роль эпилога, так как в ней раскрываются события, произошедшие после смерти главного героя, мы узнаём о дальнейшей судьбе остальных героев. Главу можно назвать «Смерть Базарова».
В начале главы автор с сочувствием изображает безмерную радость родителей Базарова. Образ Арины Власьевны создаётся целым рядом слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, и в этом передаётся симпатия автора к матери Базарова: «Василий Иванович сравнил её с «куропатицей»: куцый хвостик её коротенькой кофточки действительно придавал ей нечто птичье». Кроме того, глаголы «переполошилась», «избегалась» очень ярко передают взволнованное и радостное состояние матери. Чувства отца передаются тоже с помощью глаголов: «мычал», «покусывал», «вертел», «разевал» (рот), «хохотал». Родители боятся нарушить уединение сына, побеспокоить его, помешать работе.
Очевидно, Базаров надеялся преодолеть душевный кризис работой, но этого не случилось: «лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством. Странная усталость замечалась во всех его движениях, даже походка его, твёрдая и стремительная, изменилась».
Чуткий отец замечает состояние своего сына, но не может вызвать его на откровенность.
Отношение автора к Базарову сложное и противоречивое. С одной стороны, его увлекает сильная и могучая натура героя, он сочувствует его переживаниям, глухой тоске, вызванной безответной любовью. С другой стороны, писателю важно показать несостоятельность нигилистических взглядов Базарова, несостоятельность претензий человека на господство в мире. Поэтому показателен здесь разговор Евгения Базарова с мужиками.
Читателю ясно видно, что «патриархально-добродушная певучесть» мужика и его нарочито покорная речь – это поза, маскировка хитрого мужика перед барином. Мужик принимает Базарова за барина. Тургенев тонко показывает, как вся эта поза мужика исчезает, как он сбрасывает с себя славянофильский кафтан, перестаёт прикидываться простачком, изображая рабскую покорность господину. На самом деле мужик сообразительный, отнюдь не патриархальный.
После разговора с Базаровым автор воспроизводит разговор двух мужиков и показывает, как исчезает напускная патриархальная певучесть в голосе мужика, как слышится в этом голосе уже какая-то небрежная суровость. На вопрос мужика средних лет, о чём толковал барин, первый отвечает: «… так болтал кое-что; язык почесать захотелось. Известно, барин; разве он что понимает?»
Автор с большим сочувствием изображает радость Василия Ивановича от общения с сыном, его отцовскую гордость. Базаров нашёл себе занятие, помогая отцу в лечении крестьян. Насмешки сына над средствами, применяемыми отцом, не смущали Василия Ивановича, они даже утешали его, так как он воспринимал это как преодоление тоски и грусти. Он приходил в восторг от сына-помощника, его восхищала сила Евгения, когда тот вырвал зуб у заезжего разносчика с красным товаром. Радость отца, его восторг необходимы автору, чтобы усилить трагизм положения отца, теряющего сына, которым он так гордился, в котором видел все свои надежды и мечты.
Завязка главы начинается со слова «однажды». Здесь рассказывается о мужике из соседней деревни, который привёз к Василию Ивановичу своего брата, больного тифом. Но было поздно, больной по дороге домой умер. Через три дня Базаров обратился к своему отцу с просьбой дать ему адский камень, чтобы прижечь ранку. Объяснение Базарова встревоженному отцу коротко: он ездил в деревню и попросил разрешить ему участвовать во вскрытии трупа умершего от тифа мужика, так как он давно не упражнялся, во время этого он порезался. Евгений признался отцу, что уже поздно, прошло четыре часа, он уже заразился, а у уездного лекаря не было адского камня. Отец не хочет верить, что Евгений заражён, но сын неумолим. В эту минуту он думает о родителях, понимая, как тяжела для них будет утрата, и просит обратиться к религии. Последняя просьба Базарова к отцу послать нарочного к Одинцовой.
Тургенева называют «тайным психологом». «Тайный психологизм» писателя заключается в том, что он избегает открыто выражать авторскую позицию, избегает прямой авторской оценки и характеристики, чаще всего позиция автора проявляется не прямо, а косвенно. Прямую оценку автор даёт своему герою только после эпизода разговора Базарова с мужиками. Позиция автора выражается с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (в изображении родителей Базарова), авторских ремарок, авторских характеристик, портрета, пейзажа, диалогов, речевой характеристики.
Тургенев «Отцы и Дети»
Ответьте хотя-бы на что-то.
1. Почему Тургенев приводит героя к смерти? Как в этом отражаются взгляды писателя?
2. Как в столкновении с окружающими героями растет одиночество Базарова? Почему не может быть понимания с «отцами»? Почему «уходит» Аркадий? Почему невозможна любовь с Одинцовой?
3. Как складывается отношение Базарова с народом, той силой, которую чувствует за собой герой, ради кого он готов жертвовать собой? Сравните отношение дворовых в Марьине и отношение мужиков в имении Базарова. Охарактеризуйте эпизод «Разговор с мужиками», отметив «подыгрывание» мужиков барину. Что мы впервые замечаем в характере Базарова после разговора с мужиками?
4. Наблюдая за поведением Базарова, проследите, как проявляется в нем ощущение одиночества.
5. Какова причина смерти героя и ее символический смысл? Как ведет себя Базаров? Почему он скрывает от родителей свое состояние? Как относится к смерти и как борется с болезнью?
6. Почему герой отказывается от исповеди, зная, что все равно умрет? Почему при этом, оставшись верным своим убеждениям, просит позвать Одинцову? Почему перед смертью Базаров говорит так красиво, как никогда не говорил, т. е. изменяет своим принципам?
7. В чем символический смысл смерти Базарова? Что символизирует описание кладбища с могилой Базарова?
Проблема отцов и детей не раз поднималась в русской классической литературе. Тема эта стара как мир. Является она лишь частью той бесконечной естественной борьбы старого с новым» из которой новое не всегда выходит победителем, и трудно сказать, хорошо это или плохо. Кроме того, в семье, от своих родителей человек получает первые знания о жизни, об отношениях между людьми, поэтому от взаимоотношений в семье, между родителями и детьми, зависит то, как в будущем человек будет относиться к другим людям, какие нравственные принципы изберет для себя, что для него будет самым главным и святым.
К проблеме отцов и детей разные авторы подходят по-разному. Кроме романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», само название которого показывает, что эта тема самая важная в романе, данная проблема существует практически во всех произведениях: в одних она представлена более ярко, в других появляется лишь намеками для более полного раскрытия образа героя. Трудно сказать, кто первый поднял проблему отцов и детей. Она настолько жизненна, что, кажется, существовала всегда на страницах литературных произведений.
Проблема отцов и детей включает в себя целый ряд важных нравственных проблем. Это и проблема образования, проблема выбора нравственных правил, проблема благодарности, проблема непонимания. Они подняты в различных произведениях, и каждый автор пытается по-своему взглянуть на них.
Иван Сергеевич Тургенев. Роман «Отцы и дети». История создания. Нигилизм Базарова. Спор отцов и детей. Любовь в романе «Отцы и дети» «Вся моя биография в моих
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Вопросы и задания для беседы
Почему Тургенев «приводит» героя к смерти? Как в этом отражаются взгляды писателя?
Как в столкновении с окружающими героями растет одиночество Базарова? Почему не может быть понимания с «отцами»? Почему «уходит» Аркадий? Почему невозможна любовь с Одинцовой?
Как складываются отношения Базарова с народом, той силой, которую чувствует за собой герой, ради кого он готов жертвовать собой? (Сравнить отношение дворовых в Марьине и отношение мужиков в имении Базарова, охарактеризовать сцену «Разговор с мужиками», отметив «подыгрывание» мужиков барину.) Что мы впервые замечаем в характере Базарова после разговора с мужиками?
Наблюдая за поведением Базарова, проследите, как проявляется в нем ощущение одиночества.
Какова причина смерти и ее символический смысл? Как ведет себя Базаров? Почему скрывает от родителей свое состояние? Как относится к смерти и как борется с болезнью?
Почему герой отказывается от исповеди, зная, что все равно умрет? Почему при этом, оставшись верным своим убеждениям, просит позвать Одинцову? Почему перед смертью Базаров говорит так красиво, как никогда не говорил, т. е. изменяет своим принципам? (Перед лицом смерти исчезло все внешнее, наносное и осталось самое главное: цельная, убежденная натура, способная к прекрасному чувству, к поэтическому восприятию мира.)
В чем символический смысл смерти Базарова? Что символизирует описание кладбища с могилой Базарова?
«Кто ж вам милей: отцы иль дети?» 6 Споры вокруг романа «Отцы и дети»
Двойственное отношение Тургенева к главному герою романа навлекло на писателя упреки и порицание современников. Жестоко бранили и автора, и Базарова. Заключительный урок по роману можно провести в форме диспута, где каждая группа учащихся будет защищать определенную точку зрения.
I группа представляет взгляд самого писателя, который сумел верно почувствовать нарождающийся новый тип героя, но не встал на его сторону.
«Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю я его или ненавижу!» «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса». «Выпущенным мною словом „ нигилист“ воспользовались тогда многие, которые ждали только случая, предлога, чтобы остановить движение, овладевшее русским обществом… Когда я вернулся в Петербург, в самый день известных пожаров Апраксинского двора, слово „нигилист“ уже было подхвачено тысячами голосов, и первое восклицание, вырвавшееся из уст первого знакомого, встреченного мною на Невском, было: „Посмотрите, что ваши нигилисты делают! Жгут Петербург!“ „…Я не имел права давать нашей реакционной сволочи возможность ухватиться за кличку — за имя; писатель во мне должен был принести эту жертву гражданину“. „Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на погибель потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего, — мне мечтался какой-то странный pendant Пугачеву“».
Тургенев показывает Базарова противоречиво, но он не стремится развенчать его, уничтожить.
II группа рассматривает позицию М. Н. Каткова, редактора журнала «Русский вестник» (статьи «Роман Тургенева и его критики», «О нашем нигилизме (по поводу романа Тургенева)»).
«Как не стыдно было Тургеневу спустить флаг перед радикалом и отдать ему честь, как перед заслуженным воином». (Рассказ П. В. Анненкова о реакции Каткова.)
«Если не в апофеоз возведен Базаров, то нельзя не сознаться, что он как-то случайно попал на очень высокий пьедестал. Он действительно подавляет все окружающее. Все перед ним или ветошь, или слабо и зелено. Такого ли впечатления нужно было желать?» (Письмо Каткова Тургеневу.)
Катков отрицает нигилизм, считая его болезнью, с которой нужно бороться, но отмечает, что Тургенев ставит Базарова выше всех.
III группа. Взгляды Ф. М. Достоевского. Базаров — «теоретик», находящийся в разладе с «жизнью», жертва своей сухой и отвлеченной теории. Это герой, близкий к Раскольникову. Не рассматривая теорию Базарова, Достоевский считает, что всякая отвлеченная, рассудочная теория приносит человеку страдания. Теория разбивается о жизнь. Достоевский не говорит о причинах, порождающих эти теории.
IV группа. Позиция М. А. Антоновича (статьи «Асмодей нашего времени», «Промахи», «Лжереалисты»). Очень резкая позиция, отрицающая социальную значимость и художественную ценность романа. В романе «…нет ни одного живого лица и живой души, а все только отвлеченные идеи и разные направления, олицетворенные и названные собственными именами». Автор не расположен к молодому поколению и «отцам он отдает полное предпочтение и всегда старается возвысить их за счет детей». Базаров, по мнению Антоновича, — «обжора, болтун, циник, пьянчужка, хвастунишка, жалкая карикатура на молодежь, а весь роман — клевета на молодое поколение». Позицию Антоновича поддержала «Искра» и некоторые сотрудники «Русского слова».
V группа. Взгляд Д. Минаева (стихотворение «Отцы иль дети?» Параллель с романом). Ирония Минаева по отношению к противостоянию «отцов» и «детей».
VI группа. Роман в оценке Писарева (статьи «Базаров», «Нерешенный вопрос», «Прогулка по садам российской словесности», «Посмотрим!» «Новый тип»). Писарев дает наиболее подробный и обстоятельный анализ романа.
«Тургенев не любит беспощадного отрицания, и между тем личность беспощадного отрицателя выходит личностью сильною и внушает каждому читателю невольное уважение. Тургенев склонен к идеализму, а между тем ни один из идеалистов, выведенных в его романе, не может сравниться с Базаровым ни по силе ума, ни по силе характера».
Писарев объясняет положительный смысл главного героя, подчеркивает жизненную важность Базарова; анализирует отношения Базарова с другими героями, определяет их отношение к лагерям «отцов» и «детей»; доказывает, что нигилизм получил свое начало именно на русской почве; определяет своеобразие романа.
Мысли Д. Писарева о романе разделил А. Герцен. Споры о романе продолжались и продолжаются сейчас, потому что в романе Тургенев последовал словам Боткина: «Не бойся раскрыть свою душу и стать перед читателем лицом к лицу». Однажды Тургенев сказал: «Одно лишь настоящее, могущественно выраженное характерами или талантами, становится неумирающим прошедшим». Незатихающие споры вокруг романа — лучшее доказательство этих слов.
Урок по русской литературе на тему: «Век нынешний и век минувший». Конфликт поколений в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
проанализировать образы главных героев романа;
сделать вывод об основном конфликте романа;
Базаров и народ
Наблюдательный Базаров, живя в деревне Кирсановых, а затем у своих родителей, чаще начал встречаться с мужиками. На них он обратил внимание в Марьине. Заинтересовал его крестьянин, гнавший спутанных лошадей в утро перед дуэлью. В деревне у отца Евгений имел возможность чаще общаться с народом. С одной стороны, из сел к Василию Ивановичу привозили больных, и этих людей, несомненно, видел Базаров. С другой, он, как беспокойная и деятельная натура, сам уходил в деревню и лично знакомился с крепостными.
Базаров, конечно, знал, что передовые люди видели в народе главную историческую силу. «Ну, — говорил Базаров, обращаясь к мужику,- излагай мне свои воззрения на жизнь, братец: ведь в вас, говорят, вся сила и будущность России, от вас начнется новая эпоха в истории, — вы нам дадите и язык настоящий и законы». Нельзя не видеть в самой постановке вопроса иронического отношения Евгения к мужику. Крестьянин либо молчал и не отвечал на него, либо говорил весьма неохотно, только для того, чтобы что-нибудь сказать: «А мы могим … тоже, потому значит … какой положен у нас, примерно предел». Не удовлетворяясь подобным «ответом», Евгений, нисколько не меняя тона беседы, шел далее. «Ты мне растолкуй, что такое есть ваш мир. — спрашивал он, — и тот ли это самый мир, что на трех рыбах стоит?». И крестьянин «растолковывал» его: «Это, батюшка, земля стоит на трех рыбах … а против нашего, то есть, миру, известно, господская воля; потому вы наши отцы. А чем строже барин взыщет, тем милее мужику».
Диалог этот весьма примечательный и имеет глубокий смысл. Заканчивается он авторским замечанием о том, что Базаров однажды, после разговора с крестьянином, «презрительно пожал плечами и отвернулся». Он не только не услышал живой народной мудрости, но почувствовал какую-то патриархальную дичь, возмутившую его.
Базаров не понял своего собеседника. Но разве только такие мужики, с которыми он говорил, представляли суть народной жизни? К сожалению, других типов крестьян, подобных тем, которых изображал Некрасов, в романе Тургенева мы не находим. Правда, Тургенев отмечал, что мужики разговаривали с Базаровым, как с барином, с трепетом, робостью и волнением, как школьник перед строгим и требовательным учителем. Между собой же они говорили по-иному, запросто, обнаруживая здравый ум.
И.С.Тургенев «Отцы и дети». Анализ эпизода «Смерть Базарова»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: И.С.Тургенев «Отцы и дети». Анализ эпизода «Смерть Базарова»
Цель: подвести учащихся к ответу на вопрос: «Почему Тургенев заканчивает свой роман сценой смерти главного героя?»; показать духовное богатство и силу духа Базарова.
Целевая аудитория: 10 класс
Оборудование: раздаточный материал, схема, памятка, репродукция картины В.Г.Перова «Старики-родители на могиле сына».
Тип урока: комбинированный урок, урок-анализ художественного произведения.
Эпиграф урока: «Базаров – это титан, вставший против своей матери-земли, как ни велика его сила, она только свидетельствует о величии силы, его породившей и питающей, но не равняется с матерью силою» Н.Н.Страхов
Актуализация опорных знаний
Тургенев говорит о Базарове «Страстное, грешное, бунтующее сердце». Прокомментируйте слова автора цитатами из текста.
Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.
Каждый писатель, создавая свое произведение, несет ответственность за судьбы героев. Автор старается не просто рассказать о жизни человека, изобразив наиболее яркие ее моменты, но и показать, как сформировался характер героя, в каких условиях развивался, какие особенности психологии и мировоззрения того или иного персонажа привели к счастливой либо трагичной развязке.
Работа с эпиграфом урока.
*Согласны ли вы с мнением Н.Н.Страхова? Объясните свою позицию.
4. Работа над темой урока.
1) Объяснение учителя:
Что такое эпизод в художественном тексте?
Что значит проанализировать эпизод?
2)Ознакомление с памяткой «Сочинение-анализ эпизода художественного произведения» (работа в парах с раздаточным материалом)
3) Анализ эпизодов (беседа): глава 27, со слов «Базаров вдруг повернулся на диване…», «Она взглянула на Базарова … и становилась у двери…»
* почему Тургенев «приводит» героя к смерти?
* как в столкновении с окружающими растет одиночество Базарова? Почему не может быть понимания с «отцами»?
* почему «уходит» Аркадий? Почему невозможна любовь с Одинцовой?
* как складываются отношения Базарова с народом, той силой, которую чувствует за собой герой, ради кого он готов жертвовать собой?
* что мы впервые замечаем в характере Базарова после разговора с мужиками?
* наблюдая за поведением Базарова, проследите, как проявляется в нем ощущение одиночества.
* Почему герой скрывает от родителей свое состояние? Как относится к смерти и как борется с болезнью?
* почему герой отказывается от исповеди, зная, что умрет?
* почему перед смертью Базаров говорит так красиво, как никогда не говорил, т.е. изменяет своим принципам?
* в чем символический смысл смерти героя? Что символизирует описание кладбища с могилой Базарова?
* как вы думаете, почему Тургенев не завершил роман смертью Базарова? Прокомментируйте композиционную роль последней главы романа.
4) «Под сенью дружных муз…»: работа с репродукцией картины В.Г.Перова «Старики-родители на могиле сына»
Внимательно рассмотрите репродукцию картины В.Г.Перова «Старики-родители на могиле сына». Как живописное полотно перекликается с романом И.С.Тургенева?
5.Рефлексия. Подведение итогов урока.
Заключительное слово учителя
Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» заканчивается смертью главного героя. Тургенев чувствовал что-то новое, видел новых людей, но не мог себе представить, как они будут действовать. Базаров умирает молодым, не успев приступить ни к какой деятельности. Своей смертью он как бы искупает односторонность своих взглядов, которую не принимает автор. Умирая, главный герой не изменил ни своему сарказму, ни своей прямоте, но стал мягче, добрее, и говорит по-другому, даже романтично, что совершенно противоречит его убеждениям нигилиста.
Симпатии автора к герою проявились даже в сцене смерти. Именно ею Тургенев хотел показать сущность Базарова, его настоящий характер. Проявления любви к Одинцовой не лишает молодого человека главного в его характере: его самоотверженности, смелости, он не трусит, думая о скорой кончине. Базаров умирает, не беспокоясь о смерти, как таковой. Не беспокоясь о людях, которые останутся жить, о пользе своих дел для них. Какова же роль эпизода смерти? Его роль – показать нестандартность личности Базарова и несостоятельность его нигилизма перед вечным движением жизни и величественным спокойствием смерти.
6. Домашнее задание.
Написать сочинение-анализ эпизода художественного произведения «Роль эпизода смерти Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».