Что мы видим на картине девочка с персиками
Мое отношение к картине Девочка с персиками, что написать?
чем понравилась картина девочка с персиками
мое отношение к картине девочка с персиками
Мое отношение к картине «Девочка с персиками» Валентина Серова:
Картина Девочка с персиками, была написана художником В.А. Серовым. На ней мы видим девочку сидящую за обеденным столом и держащую в руках персик. Когда я смотрю на эту картину у меня создается радостное настроение, потому что за окном стоит лето, а девочка одета в праздничный наряд, на ее шее повязан бант. Я очень люблю солнечные дни и на этой картине тоже можно видеть, что за окном светит солнце. Также на столе мы можем видеть солнечные персики, так как они желтого цвета.
Картина мне понравилась четкостью изображения, так все детали прорисованы художником четко и поэтому создается впечатление что персики можно потрогать, в окно выглянуть, а на стульях посидеть.
Преобладающие цвета в картине В. Серого «Девочка с персиками» – розовые и голубые – радуют глаз. И создают ощущение чего-то нежного, детского и прозрачного. И это вполне отвечает содержанию картины. Юная дева, как мы знаем, дочь мецената Саввы Мамонтова – Вера, сама почти ребенок. Задумчивый пытливый детский взгляд, белая скатерть, яркий бант на груди – притягивают внимание.
Через окно смутно пробивается листва деревьев. Персики на столе, и пожелтевшая листва создают ощущение, что это конец лета. Волосы девочки растрепаны, на смуглом лице горит румянец. Кажется, что вот только Вера была в саду и принесла спелые персики и кленовые листья. На какое-то мгновение, которое запечатлел художник, она задумалась, присела, чтобы разрезать и насладиться спелыми плодами. И, кажется, что совсем скоро она сорвется и побежит снова в сад и займется своими детскими играми.
Картина очень светлая, радостная и лучезарная. Она поднимает настроение и радует своими светлыми красками.
Как сложились судьбы героини и картины «Девочка с персиками»?
Картина «Девочка с персиками», созданная Валентином Серовым, сегодня является признанным шедевром русской живописи. Художник был одним из самых известных и востребованных портретистов своего времени.
Практически все, у кого была хотя бы незначительная сумма денег, стремились заказать портрет именно у Серова. Однако сам живописец тяготел к импрессионизму, который вряд ли приняла бы публика того времени. Именно поэтому «Девочка с персиками» долгое время оставалась в имении в Абрамцево, где и была создана. Каковы история и особенности этой картины? Как сложилась судьба той самой “Девочки с персиками”?
История создания картины
В 1870 году русский меценат и предприниматель Савва Мамонтов приобрёл усадьбу Абрамцево у дочери писателя Сергея Аксакова. Тогда никто и предположить не мог, что именно это место станет ключевым в истории создания одной из самых знаменитых картин русской живописи.
Впервые усадьбу Мамонтова Валентин Серов посетил в 1875 году, причём визит произошёл по инициативе матери художника. Она была композитором, а Мамонтов, как я уже заметила, оказывал покровительство творческим людям. Однако поистине знаковым стал 1887 год.
Именно тогда, в августе, Серов снова посетил Абрамцево. В разгар солнечного дня в комнату вбежала 11-летняя Вера Мамонтова, дочь хозяина, и, схватив персик, села за стол. Обладающий особым видением художника Серов тут же предложил девочке позировать для его картины.
Усадьба Абрамцево, место рождения знаменитой картины В.А.Серова / © stvo99 / fototerra.ru
Вера согласилась, после чего почти два месяца позировала живописцу. От себя хочу отметить, что занятие это было совсем непростым для ребёнка, а потому надо отдать должное терпению дочери Мамонтова. Сам Валентин Серов признавался:
“Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, уж очень хотелось свежести живописи, при полной законченности, вот как у старых мастеров…”
Завершив работу, Валентин Серов передал картину маме Веры, после чего долгое время она висела в комнате уже знакомой нам «Девочки с персиками». Кстати, сегодня в усадьбе тоже можно увидеть это изображение, однако оно представляет собой копию. Оригинал же хранится в Третьяковской галерее.
Знаменитая картина В.А.Серова «Девочка с персиками», 1887 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Судьба Веры Мамонтовой
Однако картина «Девочка с персиками» была далеко не последней работой, где появлялся образ Веры Мамонтовой. Сам Виктор Васнецов, автор знаменитой «Алёнушки», признавался, что при создании лица героини на своём полотне вспоминал тёмное сияние глаз Веры. Также девушку можно увидеть на картине Врубеля «Тамара в гробу».
Увы, судьбу «Девочки с персиками» нельзя назвать счастливой. Выйдя замуж, она родила трёх детей, однако младший сын умер в раннем возрасте. Сама Вера Мамонтова скончалась от скоротечной пневмонии в возрасте 32 лет. О необыкновенной – неяркой, но притягательной – красоте этой девушки можно судить лишь с оставшихся полотен известных художников, которых вдохновляла её внешность.
Уникальность «Девочки с персиками»
Но давайте вернёмся к самому известному изображению Веры Мамонтовой. Серов не просто реалистично, а поистине виртуозно передал характер Веры. Она смотрит на зрителя, а в её глазах заметен озорной огонёк. Более того, живой нрав девочки можно отметить и в складке губ.
Кажется, что она вот-вот рассмеётся. В её позе и выражении лица нет ни намёка на натужность. Конечно, сегодня в век фотографий, это мало кого может удивить. Но представьте: картина «Девочка с персиками» писалась более месяца, а значит, и Серов, и Вера должны были проявить необыкновенное мастерство художника и натурщицы. Создаётся такое впечатление, будто перед нами запечатлён пойманный миг – и именно это демонстрирует гениальность работы мастера.
Иллюстрация М.А.Врубеля к поэме М.Ю.Лермонтова «Демон», 1890-1891 годы
На заднем плане, за окном, видны зеленеющие деревья. Это часть Абрамцевского парка, а именно – Гоголевская аллея, по которой Николай Васильевич любил совершать свои прогулки. Персики, лежащие на столе перед Верой, тоже имеют свою небольшую историю. Персиковые деревья Савва Мамонтов приобрёл в 1871 году в соседних имениях. С той поры в оранжерее Абрамцево выращивались ти сочные вкусные плоды.
В комнате также можно разглядеть фигурку деревянного солдата. Её Мамонтов купил в Троице-Сергиевой лавре. Что интересно, изначально деревянный гренадер не был раскрашен, а его росписью занимался сам Серов. Возможно, именно потому художник решил добавить и это своё “творение” в композицию картины.
Валентин Александрович Серов, академик живописи / © К.А.Фишер
Оценка творения Серова
Серов не спешил показывать свою картину публике. Возможно, не считал её особо ценной, а может, понимал, что в России ещё не готовы оценить импрессионистическую живопись по заслугам.
Знакомые Серова отмечали, что в Париже «Девочка с персиками» непременно произвела бы фурор. Однако и на родине живописца знатоки искусства приняли его работу. В 1888 году Валентин Серов получил премию Московского общества любителей художеств, а в дальнейшем картина была признана истинным шедевром.
Многие искусствоведы нашего времени сравнивают «Девочку с персиками» Серова и работы других художников, изображавших детей. Ни в одной из них нет такой живости, света и той самой “свежести кисти”, к которой стремился сам живописец. Всё это сполна реализовано лишь в картине с очаровательной Верой Мамонтовой.
Фрагмент картины В.М.Серова «Девочка с персиками»
Картину «Девочка с персиками» Валентин Серов называл лучшим своим творением. Уже в конце жизни он признавался, что не раз пытался достичь того уровня, который проявился в этой работе, однако так и не смог. «Девочка с персиками» действительно стала неповторимым, истинным шедевром мастера, что вложил в творение не только труд, но и душу.
Валентин Серов: картина “Девочка с персиками”
Картина «Девочка с персиками» — картина русского живописца Валентина Серова, написана в 1887 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Сочинение по картине «Девочка с персиками»
Вариант 1
В просторной, залитой солнечным светом комнате за большим обеденным столом сидит девочка, в руках она держит золотистый персик. Непокорные темные волосы растрепаны, взгляд ее карих глаз спокоен, но в них затаился лукавый огонек. Перед нами картина талантливого живописца В.А.Серова «Девочка с персиками». Это портрет двенадцатилетней Веруши Мамонтовой, дочери московского купца и мецената. Увидев живую и непоседливую девочку в тот миг, когда она прибежала из сада с персиком в руке, художник предложил ей позировать. Хотя на первый взгляд, кажется, что картина создавалась в порыве вдохновения, работа заняла больше трех месяцев. Именно это произведение и принесло Серову славу.
С холста пристально смотрит смуглая девочка с темными, как угольки, горящими глазами. Есть в этом взгляде что-то искрометное и озорное, как будто она задумала какую-то шалость. Губы плотно сжаты, она старается выглядеть серьезно, но радостный смех так и рвется наружу. По слегка раздутым ноздрям, растрепанным волосам и легкому румянцу на щеках становится заметно, что девочка всего пару минут назад резвилась в саду.
Поза девочки выражает едва сдерживаемое нетерпение, как будто она только на минуту присела за стол, и вот-вот сорвется, словно бабочка, и убежит играть. Она полна жизни и энергии, поэтому не может долго усидеть на месте. Художнику удалось точно поймать момент и запечатлеть его на холсте. Картина пропитана атмосферой легкости и беззаботности, которые бывают только в детстве.
Проступающий на щеках нежный румянец гармонично сочетается с цветом персиков, лежащих на столе. Тонкие пальцы обхватили плоды с бархатистой кожицей. Они выписаны так реалистично, что возникает желание их съесть. Элементы натюрморта и пейзажа расширяют стандартное понятие портрета. Художник использует контрастные тона на фоне общей пастельной гаммы. Героиня с темными курчавыми волосами одета в розовую блузу с большим черным бантом, украшенным алой гвоздикой, вокруг расставлены стулья из темного дерева.
Мягкий солнечный свет, льющийся из окон, наполняет все пространство разноцветными бликами. Он радужно сияет на стенах, мебели, на белоснежной скатерти, покрывающей обеденный стол, и серебряном ноже. Отблески скользят и по загорелому лицу главной героини, переливаются перламутром на блузке, заливают всю ее фигуру. Вся картина словно пронизана чистым воздухом, легкостью и светом. За окном стоят последние летние деньки или только начинается осень, так как на деревьях много зеленой листвы.
Картина «Девочка с персиками», написанная более столетия назад, покоряет своей неповторимой теплотой и светом. Художнику удалось показать всю красоту и безмятежность чудесной поры — юности. Стоит только взглянуть на портрет, и на душе возникает чувство радости и умиротворения.
Вариант 2
Валентин Александрович Серов — талантливый русский художник, ученик И.Е. Репина. Ему принадлежат картины «Яблоки на листьях», «Открытое окно. Сирень», «Заросший пруд». Но больше всего Серов любил рисовать портреты. Самое известное полотно среди них — «Девочка с персиками».
Героиня одета в бледно-розовую блузку с причудливым бантом в горошек. Благодаря этому наряду она выделяется на полотне. У нее большие черные глаза. Вьющиеся волосы уложены небрежно. На смуглом лице проступает яркий румянец. Губы зажаты в скромной улыбке. Выражение лица говорит о стеснительном характере девочки.
На заднем фоне виднеется огромное окно. Через него в комнату вливается яркий солнечный свет. За окном расположился фруктовый сад. По комнате аккуратно расставлены деревянные стулья. На стене висит декоративная тарелка. По убранству дома можно сказать, что здесь живут зажиточные люди.
Картину «Девочка с персиками» Серов посвятил Вере, дочери русского мецената С.И. Мамонтова. Художник очень часто бывал у них в гостях. А увиденный им момент из жизни Веры он решил воплотить в своей работе. Нежные, пастельные, светлые тона картины передают трепетное отношение художника к своей героине. Глядя на полотно, тоже хочется выбежать из дома, очутиться в персиковом саду и насладиться незабываемым вкусом сочных фруктов!
Вариант 3
Картина Серова «Девочка с персиками» была написана в прошлом веке. На этой иллюстрации изображена девочка — подросток, сидящая за столом, застеленным белой скатертью. Этот предмет интерьера создает светлый фон. На нем разложены румяные персики. Один фрукт юное создание держит в руках. Красоту натюрморта подчеркивают резные кленовые листья, разбросанные рядом с плодами.
Старинная утварь: стулья, подсвечник, тарелка, висящая на стене, как будто говорят о том, что это дачный домик, куда семья маленькой барышни приехала отдохнуть на лето. Темная мебель и оранжевые тона обстановки комнаты контрастно сочетаются.
Вся комната пронизана лучами ласкового солнышка, которые льются из окна, без занавесок. Они рассыпаются бликами по всему помещению и раскрашивают его разными оттенками палитры. На розовой кофточке девочки появляются сиреневатые блики. А на белых стене и скатерти видны голубоватые пятна. Еще, таким образом, живописец пытался отобразить атмосферу безмятежного утра на картине.
За окном виднеется зеленовато-желтая листва, что говорит о том, что на улице закат лета. Скоро кончатся веселые летние каникулы, и юная барышня уедет учиться.
Это время года очень любят дети, поэтому на лице девочки написано нетерпение. Она сейчас съест персики и опять убежит на природу, на вольные деревенские просторы. Это красивое, юное, чистое создание о чем-то мечтает, наверное, о том, как проведет день.
Вся картина создает впечатление радости. На эту иллюстрацию любовалось ни одно поколение людей. Она помогала многим почитателям живописи избавиться от плохого настроения. Это произведение учит нас познавать красоту изобразительного искусства.
Описание картины «Девочка с персиками»
В. Серов вырос в творческой среде, где процветал талант его композитора-отца А. Серова. К слову сказать, родитель и сам любил постоять за мольбертом, и мальчик имел возможность брать уроки живописи у самого И. Репина. Обстановка созидания и постоянное присутствие «звезд» искусства того времени в доме была привычна для будущего художника, так что о славе он и не мечтал, ведь привык к ней.
У отца были возможности и средства отправить сына для освоения тонкостей живописи в Париж, а позже – в Абрамцево. Там, в усадьбе мецената и промышленника Саввы Мамонтова росли вкуснейшие персики, играла дочка Вера и гостили такие художники как Поленов, Репин, Васнецов и Остроухов.
Картина «Девочка с персиками» появилась из-под кисти Серова, совершенно случайно, как и все уникальное. Верочка Мамонтова была любимицей не только своих родных, а и многочисленных представителей богемы, взятых под крыло ее отца. Это был живой, непоседливый и общительный ребенок, перед непосредственностью которого было трудно устоять. А вот к Серову уже тогда относились неоднозначно. Некоторые говорили, что его творчество – вовсе не творчество, а пиар Мамонтова, знакомого с его отцом, кое-кто утверждал, что слишком уж традиционны и реалистичны его полотна, но позже критики и искусствоведы заговорили о новаторском подходе, который отвергал рутинные законы живописи того времени.
Кто бы что ни думал, портрет Веры Мамонтовой Серов написал в 22 года. Он был всего на 10 лет старше героини своей картины, и все гостившие у Саввы люди просто удивлялись, как ему удавалось удерживать девчушку на месте. Работа была названа просто и лаконично – «В.М.» и стала открытием на выставке 1887 года, поразившем абсолютно всех. Публика наших дней до сих пор не может разобраться, кого же изобразил художник – пленительную женщину или рано повзрослевшую девочку, ведь этот портрет уже тогда начали считать импрессионистическим – слишком уж много в нем света и неосознанной полудетской свежести. Именно последний фактор уже более ста лет не отпускает от себя зрителей, именно наполненный чистым воздухом сад, непоседливость Веры привлекает к себе поклонников со всего мира.
Самое сложное в работе Серова было удержать Веру на одном месте. Он вспоминал, что работал над картиной очень долго, пытаясь выписать детали, но зрителю кажется, что на написана за несколько секунд. Розовая кофточка смуглой девушки с черным бантом, белая скатерть и случайно брошенные на стол персики создают ощущение сиюминутности происходящего. Вам, наверное, сразу же пришла на ум «Стрекоза» Репина, и это неслучайно – художник взял у мэтра только лучшее. Обстановка старинной усадьбы – часы, стулья, окна – кажутся не просто частью интерьера, а частью летнего дня за окном.
Легкостью и свободой отличается нежный цвет розовой блузы Верочки – она кажется изготовленной из мельчайших паутинок. Скатерть на столе белая только на первый взгляд, ведь если вы присмотритесь повнимательней, то увидите переливы голубых, золотых, даже темных оттенков. Свет солнца за окном не только бодрит, а и наполняет комнату радостью, падает из окон и заполняет весь объем помещения. Его блики скользят по лицу девочки, отчего и возникают переливы перламутра на блузке и на скатерти.
Лицо Веры нельзя назвать традиционно русским типажом. В ней переплелись необычные восточные, или даже цыганские черты с типичной манерой смотреть вперед, характерной для русских. Последнее неудивительно – мать девочки имела итальянские корни, а отец до последнего отличался истинно московской деловой хваткой. Тем не менее, Елизавета Мамонтова (мать Веры), не отличалась красотой, но дочка ее на картине – само обаяние и непосредственность.
Глядя на ее всколоченные темные волосы и глаза, устремленные в сторону, можно сказать, что эта девочка – неформальный лидер среди детворы. Кажется, что она лишь на миг заскочила в столовую, чтобы дать возможность Серову сделать несколько набросков портрета и, схватив персики, умчаться во двор. Этот живой ребенок с горящими черными глазами, загорелый на абрамцевском солнце, кажется, утверждает саму жизнь.
Импрессионистические мотивы картины прослеживаются не только в воздушной чистоте пространства и мимолетности мгновения, а и в игре солнечного света, которая странным образом сочетается с продуманно завершенной композицией. Фигура Верочки удачно вписана в обстановку столовой, она кажется вполне естественной, а свет и воздух наполняют не только столовую, а и мир за окном.
Картина не оставляет равнодушной никого – ее колорит свеж, образ гармоничен, а художественные образы удивительно сочетаются с жизненной правдой. Среди приемов импрессионизма в живописи Серов использовал свободные вибрирующие мазки – так передавалась игра светотени.
«Девочка с персиками» вышла замуж, родила троих детей, ее брак казался удачным, а будущая жизнь – счастливой, но… За год до смерти матери Вера заболела пневмонией и умерла. Ей было всего 32. Оранжереи, где садовники Мамонтова выращивали вкуснейшие плоды в 1926 разобрали, а сама усадьба ушла с молотка. На развалинах строения, видевшего величайших творческих людей своей эпохи, начали строить светлое коммунистическое будущее. Протрет Веры Мамонтовой, написанный В. Серовым, тем не менее, продолжает петь гимн молодости и чистоте по сегодняшний день.
11 интересных фактов о знаменитой картине «Девочка с персиками»
Краткая история создания картины «Девочка с персиками»
Валентин Александрович Серов — живописец, мастер портретного жанра конца XIX-начала XX веков.
Весной 1887 года художник посетил Италию и вдохновился яркими пейзажами и жизнерадостными людьми. Живописец считал, что его современники создают мрачные, тяжелые полотна. Он же хотел запечатлеть светлое и радостное восприятие мира, перенести краски солнечной Италии в свои картины.
После путешествия по Италии Серов приезжает в подмосковную усадьбу Абрамцево, которой владел фабрикант и меценат Савва Мамонтов. Художник часто сюда приезжал и надолго оставался. В Абрамцеве постоянно собирались творческие люди: писатели, архитекторы, музыканты. В такой дружеской атмосфере В. С. Серову пришла идея создания непринужденного, живого портрета. Он хотел забыть о правилах, о том, чему его учили, и просто перенести на холст увиденное. По мнению Серова, портреты часто утрачивают естественную свежесть, которую видишь в реальности, но не всегда можешь передать красками.
Кто на портрете?
На холсте мы видим Веру Мамонтову, дочь хозяина усадьбы. Девочку художник знал с рождения. Первый раз Серов посетил Абрамцево в десять лет. У четы Мамонтовых тогда только родилась дочь Вера, а их сыновья были ровесниками будущего живописца. Мальчишки часто устраивали домашние спектакли и веселые игры. Серов ощущал себя родным в семье Мамонтовых.
В момент создания знаменитого полотна Вере было двенадцать лет, а художнику двадцать два. Интересно, как молодому живописцу удалось уговорить веселую, подвижную девочку-подростка долго позировать и сидеть на одном месте. Картину мастер писал больше месяца.
Как возник сюжет картины?
Однажды летним солнечным днем Вера забежала в столовую. Солнечная, румяная, запыхавшаяся от веселых уличных игр, она быстро взяла персик и на мгновение присела отдохнуть. Художника впечатлила девичья непосредственность. Так родилась идея шедевра.
Сначала картина обозначалась как «Портрет В. М.». Позже полотно приобрело обобщенное название, так как Серов создал не просто портрет конкретного человека, а собирательный образ девочки — обаятельной, естественной, задорной.
Цвет и настроение шедевра
«Девочка с персиками» удивительно притягивает взгляд. Хочется всматриваться в юное свежее лицо главной героини, ловить настроение, изучать детали картины.
Рука живописца запечатлела дивное мгновение молодости, безмятежного бытия девочки-подростка. Кажется, что Серов сотворил шедевр за пару минут, будто сфотографировал, поймав короткий прекрасный момент. Растрепанные волосы, пылкий взгляд, вынужденная поза выдают настроение девочки. Она принимает серьезный вид, ведь ее попросили позировать, но так хочется рассмеяться, вспорхнуть и умчаться навстречу веселым играм и приключениям.
Жизнерадостность Веры подчеркивается теплыми, радостными тонами. Даже розовая блузка будто освещает пространство мягким светом. Нежный румянец на щеках девочки невольно сравниваешь со свежими персиками. Стены и стол, напротив, изображены с использованием холодных оттенков серого и голубого. Такое ощущение, что комната слишком строга и скучна для беззаботной и озорной Веры.
Интересный факт
Однажды кто-то из друзей Серова, гостивших в усадьбе Абрамцево, решил пошутить и нарисовал на холсте жука. Серов закрасил насекомое, но черная краска со временем проступила. Присмотритесь внимательнее. Видите бледно-фиолетовое пятно в левом нижнем углу? Это — тот самый жук.
Что стало с картиной?
После окончания творческого процесса Серов подарил портрет Вериной матери Елизавете Григорьевне. Картина долго украшала стену столовой, в которой девочка позировала художнику. Сегодня в Абрамцеве находится копия портрета, а оригинал можно увидеть в Третьяковской галерее.
Портрет высоко оценили критики. В художественной манере Серова они отметили восхитительную игру света и тени, характерную для импрессионизма, и сравнили живописца с европейскими мастерами.
Судьба Веры
Вера Мамонтова позировала не только Серову, но и другим знаменитым художникам. Жизнь ее оказалась похожей на «картинный» светлый, но короткий миг. Женщина была счастлива в браке с московским дворянином, министром Александром Самариным. Вера стала матерью троих детей. В тридцать два года жизнь ее оборвалась из-за тяжелой формы пневмонии.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0
Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.
«ДЕВОЧКА С ПЕРСИКАМИ» В. СЕРОВА ПОД МИКРОСКОПОМ
Иногда лучше не знать историю жизни прототипов персонажей известных произведений. Девочка с персиками в реальности прожила всего 32 года (умерла от пневмонии), ее муж больше не женился, остались трое детей. Будущее в глазах героини картины Валентина Серова не считывается. По ней даже не видно, что она дочь богатого промышленника.
1 ДЕВОЧКА. Озорной характер Веры Мамонтовой читается и в ее лукавом взгляде, и в складке губ — того и гляди рассмеется. Растрепанные волосы, румянец во все лицо, пылающая мочка уха указывают на то, что она только что носилась по двору. А через минуту вскочит и побежит дальше. Тем не менее это был ее первый опыт продолжительного позирования. Искусствовед Элеонора Пастон говорит: «Считается, что ее внешние черты Врубель придал «Снегурочке», «Египтянке», Тамаре на иллюстрациях к «Демону». Веру Саввишну со временем прозвали «абрамцевской богиней». Ее портреты также писал Васнецов («Девушка с кленовой веткой», «Боярышня»).
2 БЛУЗКА. На Вере повседневная одежда, хоть и украшенная ярким бантом. Просторная блуза кажется несколько мешковатой и слишком детской для 11-летней девочки. То, что она не переодевается специально для позирования, подчеркивает спонтанность ситуации и простоту отношений. Розовая блузка становится самым ярким и праздничным акцентом картины, и создается впечатление, что свет исходит не только из окна, но и от героини.
3 КОМНАТА. Место действия — столовая Мамонтовых в усадьбе Абрамцево, одна из анфиладных комнат.
4 СТОЛ. За большим раздвижным столом всегда собиралось много народу — члены семьи и друзья. Элеонора Пастон рассказывает, что Серов часто работал здесь.
5 ПЕРСИКИ выращены в оранжерее Мамонтовых. Деревья для нее семья купила в имениях Артемово и Жилкино в 1871 году. Выращивал персики артемовский садовник, которого Мамонтовы пригласили к себе после того, как он продал им деревья.
6 КЛЕНОВЫЕ ЛИСТЬЯ. Серов заканчивал работу над портретом в сентябре. Желтеющая листва за окном и на столе — свидетельство долгого терпения девочки. Кроме того, осенние кленовые листья рядом с летними персиками будто напоминают: жизнь быстротечна, и надо радоваться, пока ты юн и светит солнце.
7 ГРЕНАДЕР. Игрушечный деревянный солдат в левом углу — изделие сергиево-посадских кустарей. По словам заместителя директора по науке музея-заповедника «Абрамцево» Елены Митрофановой, Мамонтовы купили игрушку в Троице-Сергиевой лавре в 1884 году. Фигурка была некрашеная, расписывал ее Серов. В Абрамцевском музее есть даже выполненный художником эскиз росписи. Гренадер до сих пор стоит на тумбочке в том же самом углу.
8 КРАСНАЯ ГОСТИНАЯ. Соседняя комната, часть которой видна слева, — так называемая Красная гостиная, где собирались писатели и художники, друзья Мамонтовых. Там они читали по ролям произведения Пушкина, Гоголя, Тургенева, музицировали, дискутировали.
9 СТУЛЬЯ. Добротные стулья из красного дерева достались Мамонтовым от Аксаковых вместе с традицией художественных посиделок. Те два, что стоят у окна, — со спинками в виде лиры — были очень модными в начале XIX века, а в конце его уже превратились в антиквариат. В Красной гостиной виден стул в стиле жакоб. Подобная мебель строгих прямых очертаний, с вставками из золоченой латуни, появилась в России еще при Екатерине II. В Абрамцеве сохранились и стулья-лиры, и жакоб, который по-прежнему стоит в Красной гостиной.
10 ОКНО столовой, как и терраса, примыкающая к Красной гостиной, выходит в Абрамцевский парк, на аллею, названную Гоголевской в честь писателя, любившего здесь гулять. Видно, что оконные рамы далеко не новые, краска на них кое-где облупилась. Это добавляет картине естественности и ощущения того уюта, которое можно испытывать только в «родных стенах».
11 ТАРЕЛКА. Савва Мамонтов увлекался прикладным искусством. В 1889 году он даже открыл при усадьбе гончарную мастерскую, в которой создавались изделия из керамики в технике майолика. В частности, этим занимался Врубель. Судьба тарелки, изображенной Серовым за два года до открытия мастерской, неизвестна, но она настолько гармонично вписана в интерьер, что позже на той же стенке появилась другая майоликовая тарелка, уже из мастерской Мамонтовых. Она и сейчас висит в столовой на этом месте.
Августовским днем 1887 года 11-летняя Вера Мамонтова, отвлекшись от уличных игр, вбежала в дом и присела за стол, схватив персик. Ее жизнерадостный вид так впечатлил Валентина Серова, что он предложил девочке позировать. Художник знал модель с младенчества. Он часто бывал и даже подолгу жил в имении Мамонтовых Абрамцево, которое те купили у дочери писателя Сергея Аксакова в 1870 году. Еще при Аксаковых усадьба была центром русской культурной жизни. При Мамонтовых традиции продолжились. Здесь гостили Тургенев, Репин, Врубель, Антокольский… Абрамцево было и «домом творчества», и местом, где в атмосфере домашнего уюта собирались друзья.
Абрамцево — музей усадьба
В гостях у Саввы Ивановича Мамонтова. 1889 В.А. Серов, К.А. Коровин, И.Е. Репин, В.И. Суриков, М.М. Антокольский
Пасхальный стол в семье Мамонтовых, 1888 г. Справа налево: Андрей, Александра, Сергей и Всеволод Мамонтовы. Конец 1880-х
Впервые Серова привезла в Абрамцево мать-композитор в 1875 году. Он рос вместе со старшими детьми Мамонтовых, постоянно терпя их проказы. Младшая Вера тоже подшучивала над юным Серовым. Все изменилось в 1887 году, когда 22-летний художник вернулся из Италии, вдохновленный солнечными пейзажами и шедеврами Ренессанса. Тогда у Серова, по его воспоминаниям, был дурман в голове и желание «писать только отрадное». Еще недавно художник был невольным участником Вериных игр, а теперь та, которую до сих пор никто не мог заставить усидеть на месте, часами позировала ему каждый день почти два месяца. Со стороны девочки это была дань по-родственному близким отношениям. А картина явилась «своеобразной благодарностью Серова теплу и уюту дома Мамонтовых, ставших для художника второй семьей», — считает доктор искусствоведения, старший научный сотрудник Третьяковской галереи Элеонора Пастон.
Валентин Серов, автопортрет
«Бывают создания человеческого духа, перерастающие во много раз намерения их творцов… К таким… надо отнести и тот удивительный серовский портрет. Из этюда «девочки в розовом»… он вырос в одно из самых замечательных произведений русской живописи», — писал о картине художник Игорь Грабарь.
Валентин Серов подарил картину матери Веры, Елизавете Мамонтовой, и долгое время портрет находился в Абрамцеве, в той же комнате, где был написан. Теперь там висит копия, а оригинал выставлен в Третьяковской галерее.
А как сложилась судьба девочки?
Верочка Мамонтова, конец 1880-х.
Через девять лет после «Девочки с персиками» еще один портрет Веры написал Виктор Васнецов, пообещав подарить ей его только в том случае, если она выйдет замуж за русского.
«Девушка с кленовой веткой». В.Васнецов, 1896 год В этом же платье Вера венчалась с А.Д.Самариным
Вскоре подарок уже висел над письменным столом ее мужа: Вера вышла замуж за Александра Дмитриевича Самарина, будущего обер-прокурора Святейшего Синода (министра по делам церкви) и предводителя дворянства города Москвы.
Популярность его среди православных москвичей была так велика, что когда летом 1917 года в Москве избирали митрополита, среди кандидатов были: архиепископ Тихон Ярославский (позже избранный Патриархом) и мирянин Александр Самарин.
Вера Саввишна и Александр Дмитриевич Самарины, 1903 год. Италия, Рим, свадебное путешествие.
Венчались они в Москве на Поварской в церкви Бориса и Глеба — это был приход Самариных, живших неподалеку. Позже церковь уничтожили большевики, сейчас на этом месте часовня – прямо рядом с выходом из метро «Арбатская».
Радовались за них все – молодые давно любили друг друга, но пожениться смогли только после смерти отца Александра Дмитриевича, который долгие годы не давал согласие на его брак с Верой.
Поселились молодожены в своем имении неподалеку от села Аверкиево Павло-Посадского района. А в апреле 1904 года у Самариных появился первенец, Юрочка.
В августе 1905 года родилась дочь Лиза, в мае 1907 года — второй сын, Сергей.
А 27 декабря 1907 года Вера Саввична внезапно умерла от скоротечного воспаления легких. Сгорела за три дня. Собирались на Рождество всей семьей в Абрамцево, остановились проездом в своем московском доме на Поварской и…
Панихида по Вере Саввишне, 1908 год.
Похоронили ее в любимом Абрамцеве, около церкви Спаса Нерукотворного. Вере было всего 32 года.
Все заботы о детях взяла на себя ее сестра Александра Саввишна. Вот она на фото, первая слева. Рядом Савва Мамонтов с детьми Веры — Сережей, Лизой и Юрием. Италия, 1910 год.
Александр Дмитриевич пережил Веру на 25 лет. Больше он никогда не женился. В память о любимой жене Самарин построил храм Живоначальной Троицы в селе Аверкиево, недалеко от их усадьбы.
Храм Живоначальной Троицы в селе Аверкиево, архитектор Башкиров.
В 30-е годы храм был закрыт и разграблен и все годы советской власти использовался как подсобное помещение, в том числе для хранения различных химических удобрений. Сейчас усилиями прихожан, спонсоров и меценатов храм почти восстановлен.
А.Д.Самарин с дочерью Лизой в якутской ссылке, 1926 год.
Сам Александр Дмитриевич погиб в ГУЛАГе в 1932 году. Все годы якутской ссылки с ним провела его дочь, Лиза.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.
Модель
Изображённая на картине Вера Саввишна Мамонтова (20 октября 1875 — 27 декабря 1907) — дочь Саввы Ивановича Мамонтова и его жены Елизаветы Григорьевны.
В 1896 году (когда Вере шёл 21 год) Виктор Михайлович Васнецов написал ещё один её портрет — «Девушка с кленовой веткой». Кроме этого, Серов написал ещё несколько портретов Прасковьи Мамонтовой — двоюродной сестры Веры Мамонтовой.
В ноябре 1903 года в Москве вышла замуж за А. Д. Самарина. После свадебного путешествия в Италию молодые поселились в своём доме в городе Богородске. В браке родились трое детей:
Через пять лет после свадьбы, в конце декабря 1907 года в возрасте 32 лет заболела пневмонией и через три дня умерла. Похоронена в Абрамцеве около церкви Спаса Нерукотворного.
Галерея
Вера Мамонтова. Фотография 1888 года
Александр Дмитриевич и Вера Саввишна Самарины
Вера Саввишна Самарина в поездке на пароходе по Волге. Июнь 1902 года
Васнецов В. М. «Девушка с кленовой веткой» (Портрет Веры Саввишны Мамонтовой), 1896 год
Васнецов В. М. «Боярышня» (Портрет Веры Саввишны Мамонтовой), 1884 год
История картины
На картине изображена столовая дома Мамонтовых в усадьбе Абрамцево. В 1871 году Мамонтовы купили персиковые деревья в имениях Артемово и Жилкино, и эти деревья были посажены в оранжерее Мамонтовых. За деревьями ухаживал специально нанятый садовник из Артемово. Изображенный за правым плечом девочки деревянный гренадер был куплен Мамонтовыми в Троице-Сергиевой лавре в 1884 году, фигурку раскрасил сам Серов.
Впервые Серов попал в Абрамцево в 1875 году, его привезла туда его мать, которая была композитором.
В августе 1887 года 11-летняя Вера Мамонтова вбежала в дом и, взяв персик, присела за стол. Валентин Серов, который часто гостил в имении Абрамцево, предложил девочке позировать. Вера позировала 22-летнему Серову каждый день почти два месяца. Серов подарил картину Елизавете Мамонтовой, матери Веры, и картина долгое время висела в комнате. Теперь в Абрамцево висит копия, а оригинал экспонируется в Третьяковской галерее[1].
Валентин Серов так отзывался о работе над этой картиной:[2]
Всё, чего я добивался, — это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, — вот как у старых мастеров.
За картину «Девочка с персиками» Валентин Серов был в 1888 году награждён премией Московского общества любителей художеств.
Справа внизу подпись: Сѣровъ 87
. Произведение записано в инвентарной книге Государственной Третьяковской галереи под номером 13011. Приобретена в 1929 г. у А. С. Мамонтовой[3].
Отрывок, характеризующий Девочка с персиками
Князь Андрей поцеловался с сестрою рука в руку и сказал ей, что она такая же pleurienicheuse, [плакса,] как всегда была. Княжна Марья повернулась к брату, и сквозь слезы любовный, теплый и кроткий взгляд ее прекрасных в ту минуту, больших лучистых глаз остановился на лице князя Андрея. Княгиня говорила без умолку. Короткая верхняя губка с усиками то и дело на мгновение слетала вниз, притрогивалась, где нужно было, к румяной нижней губке, и вновь открывалась блестевшая зубами и глазами улыбка. Княгиня рассказывала случай, который был с ними на Спасской горе, грозивший ей опасностию в ее положении, и сейчас же после этого сообщила, что она все платья свои оставила в Петербурге и здесь будет ходить Бог знает в чем, и что Андрей совсем переменился, и что Китти Одынцова вышла замуж за старика, и что есть жених для княжны Марьи pour tout de bon, [вполне серьезный,] но что об этом поговорим после. Княжна Марья все еще молча смотрела на брата, и в прекрасных глазах ее была и любовь и грусть. Видно было, что в ней установился теперь свой ход мысли, независимый от речей невестки. Она в середине ее рассказа о последнем празднике в Петербурге обратилась к брату: – И ты решительно едешь на войну, Andre? – сказала oia, вздохнув. Lise вздрогнула тоже. – Даже завтра, – отвечал брат. – II m’abandonne ici,et Du sait pourquoi, quand il aur pu avoir de l’avancement… [Он покидает меня здесь, и Бог знает зачем, тогда как он мог бы получить повышение…] Княжна Марья не дослушала и, продолжая нить своих мыслей, обратилась к невестке, ласковыми глазами указывая на ее живот: – Наверное? – сказала она. Лицо княгини изменилось. Она вздохнула. – Да, наверное, – сказала она. – Ах! Это очень страшно… Губка Лизы опустилась. Она приблизила свое лицо к лицу золовки и опять неожиданно заплакала. – Ей надо отдохнуть, – сказал князь Андрей, морщась. – Не правда ли, Лиза? Сведи ее к себе, а я пойду к батюшке. Что он, всё то же? – То же, то же самое; не знаю, как на твои глаза, – отвечала радостно княжна. – И те же часы, и по аллеям прогулки? Станок? – спрашивал князь Андрей с чуть заметною улыбкой, показывавшею, что несмотря на всю свою любовь и уважение к отцу, он понимал его слабости. – Те же часы и станок, еще математика и мои уроки геометрии, – радостно отвечала княжна Марья, как будто ее уроки из геометрии были одним из самых радостных впечатлений ее жизни. Когда прошли те двадцать минут, которые нужны были для срока вставанья старого князя, Тихон пришел звать молодого князя к отцу. Старик сделал исключение в своем образе жизни в честь приезда сына: он велел впустить его в свою половину во время одевания перед обедом. Князь ходил по старинному, в кафтане и пудре. И в то время как князь Андрей (не с тем брюзгливым выражением лица и манерами, которые он напускал на себя в гостиных, а с тем оживленным лицом, которое у него было, когда он разговаривал с Пьером) входил к отцу, старик сидел в уборной на широком, сафьяном обитом, кресле, в пудроманте, предоставляя свою голову рукам Тихона. – А! Воин! Бонапарта завоевать хочешь? – сказал старик и тряхнул напудренною головой, сколько позволяла это заплетаемая коса, находившаяся в руках Тихона. – Примись хоть ты за него хорошенько, а то он эдак скоро и нас своими подданными запишет. – Здорово! – И он выставил свою щеку. Старик находился в хорошем расположении духа после дообеденного сна. (Он говорил, что после обеда серебряный сон, а до обеда золотой.) Он радостно из под своих густых нависших бровей косился на сына. Князь Андрей подошел и поцеловал отца в указанное им место. Он не отвечал на любимую тему разговора отца – подтруниванье над теперешними военными людьми, а особенно над Бонапартом. – Да, приехал к вам, батюшка, и с беременною женой, – сказал князь Андрей, следя оживленными и почтительными глазами за движением каждой черты отцовского лица. – Как здоровье ваше? – Нездоровы, брат, бывают только дураки да развратники, а ты меня знаешь: с утра до вечера занят, воздержен, ну и здоров. – Слава Богу, – сказал сын, улыбаясь. – Бог тут не при чем. Ну, рассказывай, – продолжал он, возвращаясь к своему любимому коньку, – как вас немцы с Бонапартом сражаться по вашей новой науке, стратегией называемой, научили. Князь Андрей улыбнулся. – Дайте опомниться, батюшка, – сказал он с улыбкою, показывавшею, что слабости отца не мешают ему уважать и любить его. – Ведь я еще и не разместился. – Врешь, врешь, – закричал старик, встряхивая косичкою, чтобы попробовать, крепко ли она была заплетена, и хватая сына за руку. – Дом для твоей жены готов. Княжна Марья сведет ее и покажет и с три короба наболтает. Это их бабье дело. Я ей рад. Сиди, рассказывай. Михельсона армию я понимаю, Толстого тоже… высадка единовременная… Южная армия что будет делать? Пруссия, нейтралитет… это я знаю. Австрия что? – говорил он, встав с кресла и ходя по комнате с бегавшим и подававшим части одежды Тихоном. – Швеция что? Как Померанию перейдут? Князь Андрей, видя настоятельность требования отца, сначала неохотно, но потом все более и более оживляясь и невольно, посреди рассказа, по привычке, перейдя с русского на французский язык, начал излагать операционный план предполагаемой кампании. Он рассказал, как девяностотысячная армия должна была угрожать Пруссии, чтобы вывести ее из нейтралитета и втянуть в войну, как часть этих войск должна была в Штральзунде соединиться с шведскими войсками, как двести двадцать тысяч австрийцев, в соединении со ста тысячами русских, должны были действовать в Италии и на Рейне, и как пятьдесят тысяч русских и пятьдесят тысяч англичан высадятся в Неаполе, и как в итоге пятисоттысячная армия должна была с разных сторон сделать нападение на французов. Старый князь не выказал ни малейшего интереса при рассказе, как будто не слушал, и, продолжая на ходу одеваться, три раза неожиданно перервал его. Один раз он остановил его и закричал: