Что мы видим когда трем глаза
10 таинственных феноменов мозга, которые мы только начинаем понимать
Разум — штука таинственная и изменчивая, но кем бы мы были без него? Тем не менее, иногда логика нас подводит, а глаза играют с нами злые шутки. Мозг трудно изучать, и это касается не только общих научных достижений, но и странных психических явлений. Например, все знакомы с дежавю, но мозг каждый день подкидывает нам другие феномены, которые мы порой даже не замечаем.
1. Как работает «промывка мозгов»?
«Промывка мозгов» полностью меняет то, как или о чём человек думает. Порой эту методику используют не для благих целей — например, на военнопленных, похищенных и других людях, находящихся в положении подчинения. Но это, по сути, уже крайняя форма «промывки мозгов».
Во-первых, «промывка мозгов» — это уничтожение всего, во что жертва верит. Это необходимо, чтобы начать с чистого листа, отпечатать новые мысли, идеи и ценности. Это странное сочетание умственного и физического насилия плюс обещание скорого избавления от мучителей, так что условия для манипуляции идеальны. После того, как сломленный человек начинает считать, что во всех отношениях был не прав, он начинает опираться на суждения человека, который только что его сломал, чтобы снова получить хоть какую-то картину мира.
Как мы уже говорили, вышеописанная методика — это крайний случай. Есть и другие методы «промывки мозгов», менее очевидные, но происходящие ежедневно. К ним можно причислить рекламу, предназначенную явно для манипуляции и изменения образа мышления. Любые организации или учреждения, которые вербуют людей в свои ряды, прибегают к общественной пропаганде. Даже пытающиеся порой манипулировать вами друзья «промывают» вам мозги, правда, в лёгкой форме.
Как на деле работает «промывка мозгов», известно мало. Не установлено, насколько успешны различные методы, потому что официальные опыты по понятным причинам считаются нарушением этики. Почти всё, что мы об этом знаем, рассказали военнопленные, но вопросов остаётся ещё очень много — например, насколько эти методы эффективны и как долго действуют. Исследования солдат не смогли окончательно ответить на эти вопросы, но это, похоже, во многом зависит от самосознания человека и силы его характера.
2. Почему некоторые люди не способны распознавать лица?
Прозопагнозия — это расстройство, при котором человек не может узнавать и распознавать лица, причём даже лица друзей или близких родственников. Расстройство также может проявляться, как неспособность распознать выражение лица, возраст человека или установить зрительный контакт.
Страдающие от прозопагнозии люди испытывают трудности с обработкой других визуальных сигналов, например, с трудом распознают ориентиры или неодушевлённые предметы, связанные с каким-то человеком (например, не могут узнать чей-то автомобиль или дом), а порой даже могут испытывать трудности с идентификацией животных.
Долгое время считалось, что прозопагнозия — это результат травмы головы, но теперь мы знаем, что около 2% людей с этим заболеванием рождаются. Считается, что врожденная прозопагнозия вызвана дефектом развития части мозга, отвечающей за распознавание предметов и дальнейшего использования этой информации — веретенообразной извилины. Но даже с новыми знаниями прозопагнозию трудно диагностировать, потому что человек часто находит другие способы узнавать людей, чтобы компенсировать свою неспособность распознавать лица.
3. Как мы концентрируемся на нужных нам звуках посреди шума?
Коктейль-пати эффект — это наша врождённая способность отделять важную информацию от фонового шума. Например, вести беседу с одним человеком посреди переполненной комнаты, где все разговаривают. Это явление было трудно изучить, потому что проверить точный неврологический ответ на конкретный стимул сложно, но кое-что наука смогла выяснить.
Исследователи из Университета Калифорнии в Сан-Франциско подсоединили сеть электронных датчиков непосредственно к головному мозгу пациентов, страдающих от тяжёлой формы эпилепсии, которым была назначена операция на головном мозге. Затем их попросили прослушать запись шумной беседы, а компьютеры в это время регистрировали их мозговую деятельность. Исследователи смогли не только определить, что слышали испытуемые, но и узнать, что мозг настраивался только на речь определённого типа.
Вместо того чтобы отфильтровывать информацию вроде фоновых разговоров или музыки, слуховой аппарат её просто игнорировал. Эти данные могут быть полезны для лечения проблем, связанных с аутизмом и нарушением обработки сенсорной информации. Также данные показывают, что наш мозг уже давно умеет то, чего современные технологии распознавания голоса до сих пор не могут — сосредотачиваться на одном источнике сигнала.
4. Почему нам часто снятся вещи, которые мы делали в этот же день?
Это явление называется эффектом «Тетриса»: если вы проведёте много времени, занимаясь какой-либо однообразной деятельностью вроде игры в «Тетрис», то ночью вам это приснится. Тому есть логичная причина — это не признак того, что вы просто переусердствовали.
Исследователи из Гарвардской медицинской школы предположили, что когда вам снится нечто, чем вы занимались в течение дня, ваш мозг пользуется связанной со сном паузой, чтобы закрепить поведение, которым вы так увлекались во время бодрствования. Участники исследования играли в «Тетрис» по несколько часов в день, и ко второй ночи большинству снились знакомые падающие блоки.
Исследователи пришли к выводу, что в первый день мозг не сразу понял необходимость выучить нечто новое, но при повторном длительном сеансе игры «выключатель щёлкнул», и это вызвало обработку информации во время сна.
Группа, состоящая как из новичков в игре, так и из опытных игроков, показала одни и те же результаты. Другая тестовая группа, состоящая из людей с расстройствами памяти, подобного эффекта не продемонстрировала. Это доказывает, что сны о «Тетрисе» не являются признаком «тетрисовой наркомании» — просто мозг продолжает учиться, пока остальная часть нас выключается на ночь.
5. Почему мы видим несуществующие узоры?
Апофения — это технический термин для описания распространённого переживания, когда вы видите картинку, которой на самом деле не существует: например, мы видим чьё-то лицо в подгорелом кусочке хлеба или пятне. Поэтому мы в тёплый солнечный день можем валяться на травке и угадывать, на что похожи облака.
Константинс Раудив
Первые намёки на то, что именно при этом делает мозг, пришли из совсем другого исследования — «голосов духов». Латвийский психолог Константинс Раудив записывал то, что называл «разговорами духов» и что остальной мир называл «статическими помехами». Другие учёные не слишком серьёзно относились к претензиям Раудива на то, что он слышал в своих записях какие-то связные голоса, но потом поняли, что он таким образом иллюстрировал способность мозга организовывать и обрабатывать информацию так, чтобы она приобретала для нас смысл.
Наше выживание как биологического вида в значительной степени зависело от способности собрать воедино разрозненную информацию для создания общей картины. Эта способность настолько укоренилась в мозге, что иногда он сильно ошибается в попытках распознать образы и в результате видит лица на стволах деревьев или в облаках.
6. Эффективна ли многозадачность?
Способность работать в многозадачном режиме часто поощряется на работе, но последние исследования показывают, что это не так эффективно, как принято думать. Сканирование мозга, проведённое во время многозадачной работы, показало, что вместо того, чтобы за раз выполнять несколько задач, люди просто переключаются с одной задачи на другую. Кстати, так и появился термин «переключаться на задачу».
Многозадачность не слишком-то эффективна, несмотря на то, что многие до сих пор верят в то, что чем больше вещей сделаешь в одно и то же время, тем быстрее добьёшься цели и получишь результат. На деле многозадачность чревата потерей эффективности в размере до 40% в течение дня. Вы можете считать себя более продуктивным и успешным, но в конце дня наверняка устанете сильнее, да вдобавок ещё и расстроитесь из-за того, как мало успели сделать.
Но многозадачность бывает разной: например, физическая деятельность совсем не мешает деятельности интеллектуальной — поэтому мы можем слушать аудиокнигу во время прогулки с собакой. Недостатком такого вида многозадачности является то, что она серьёзно ограничивает наше восприятие окружающего мира.
7. Почему мозговой штурм не работает?
На первый взгляд мозговой штурм может показаться отличным способом найти новые идеи и творчески подойти к решению проблемы, но на деле он имеет обратный эффект — во время мозгового штурма человек становится менее творческим и концентрируется на развитии чужих идей, а не предлагает свои. Существует несколько причин, по которым мозговой штурм не работает, но основная причина в том, что люди очень-очень ленивы.
Исследователи из Техасского университета в Остине называют это «социальным шараханьем»: люди просто присутствуют при мозговом штурме, выслушивают чужие идеи и изредка вносят свои, лишь ненамного отличающиеся от уже выдвинутых. Другие же не решаются высказать свои идеи из страха быть осмеянными группой, особенно после того, как услышат несколько неплохих предложений.
Легче объяснить, почему вы согласны с остальными, чем пойти на риск и начать отстаивать собственные идеи. Если учесть, что большинство мозговых штурмов длятся гораздо дольше, чем обычно длится творческий подъём, то встречи, нужные для поиска новых идей, на деле просто всех раздражают.
8. Есть ли природный талант?
Когда речь заходит о врождённом таланте, люди начинают противоречить сами себе. С одной стороны нам постоянно говорят, что мы способны на всё, что мы можем стать кем угодно, если будем работать достаточно упорно. С другой стороны некоторые люди, кажется, просто созданы для выбранной ими области — может, у них даже есть «природный талант». Как обычно, истина находится где-то посередине.
Выпускница Джульярдской школы и инструктор молодёжи в Колледже Болдуин-Уоллес Дианна Ричардсон считает, что сырой, не оформившийся природный талант действительно существует. Он проявляется у молодых студентов, которые работают по собственной инициативе, не опускают руки и заинтересованы в дальнейшем развитии. Но никакой сырой талант не может развиться без работы над ним.
Дианна Ричардсон
Мотивация и практика для развития таланта очень важны — чтобы стать экспертом в какой-либо области, требуется в среднем десять лет. Талант можно рассматривать скорее не как склонность к определённой профессии, а как совокупность личностных качеств, благодаря которым человек с большей вероятностью может преуспеть в той или иной области.
Наша личность и потребности постоянно меняются, и это одна из причин, почему некоторые люди не могут «открыть» свои скрытые таланты, пока не становятся старше. Такое случается, когда внешние факторы (без поощрений, тренеров или наставников) заставляют идти к цели. А цель сначала нужно перед собой поставить.
9. Почему инвалиды чувствуют фантомные конечности?
Многие люди с ампутированными конечностями сообщали, что их конечности болят. Иногда это не боль, а просто лёгкое чувство. Эти фантомные ощущения часто испытывают не только инвалиды. Вам казалось хоть раз, что в вашем кармане больше нет телефона, или, наоборот, вы злились, когда чувствовали, что он звонит на беззвучном режиме, а потом понимали, что никто вам не звонил? Это один и тот же эффект.
Исследователи из Университета Вандербильта установили, что разные части мозга связаны с определёнными частями тела, например, рукой или ногой. Когда конечность удаляется, то существующие в мозге связи остаются активными, пока мозг не обновит «карту тела» и не свыкнется с тем, что конечности больше нет. У людей, чувствующих фантомную вибрацию телефона, развиты аналогичные нейронные структуры.
Странно, но у тех людей, которые не расстаются с телефоном, мозг начинает распознавать его как придаток. Это объясняет, почему нам кажется, что мы свои телефоны чувствуем и слышим вызов, даже если забыли телефон дома или в машине. Это можно считать поводом для беспокойства — вот насколько мы уже привязаны к технологиям.
10. Почему мы видим что-то, когда закрываем глаза?
С этим эффектом мы хорошо знакомы, но, как правило, не задумываемся о нём. Если вы потрёте закрытые глаза, то «увидите» виртуальную радугу из цветных фигур и линий. Это называется фосфенами — глаза и мозг работают вместе, а мы в результате видим странные визуальные маркеры.
Мы видим фосфены, когда нет внешнего визуального стимула. Это может происходить, когда вы закрываете глаза или сосредоточены на какой-то однообразной картине, где искажена перспектива — например, на тёмном шоссе в ночное время. Люди, проводящие много времени в камерах сенсорной депривации или за медитацией, сообщают о видениях, которые можно объяснить фосфенами.
Временные фосфены могут появиться от физического стимулирования глаз — например, при нажатии на глазное яблоко. А серьёзные события вроде черепно-мозговых травм могут создать постоянные фосфены — в этом случае человек будет постоянно наблюдать их, потому что зрительные центры мозга активны при отсутствии внешних визуальных стимулов.
Например, когда пациенты в сознании подвергались операциям на головном мозге, они при электрической стимуляции различных областей мозга сообщали, что видели фосфены. При исследовании слепых людей выяснилось, что они тоже видят фосфены, причём видения зависят от того, какая часть зрительной системы повреждена. Видеть их могут не только люди — животные тоже на это способны.
Почему, когда зажмуришь глаза, видятся разные узоры?
Глаза передают мозгу информацию о том, какой свет на них падает. Если глаза плотно закрыты, на сетчатку не попадает никакого света и видеть мы ничего не должны. Почему же, когда мы закрываем глаза, то иногда все-таки видим цветные пятна и даже узоры?
Это побочный эффект работы мозга, распознающего цвета и яркости точек зрительного поля. Условия освещенности вокруг постоянно меняются, но мы должны правильно определять цвета и когда на улице день, и когда ночь, и когда мы идем по зеленому лесу, и когда мы плаваем под водой, и даже если мы попали на дискотеку и всё вокруг освещается разноцветными прожекторами. Если сделать фотографии одного и того же предмета в таких разных условиях, на всех фотографиях этот предмет будет разных цветов. И все-таки мы всегда будем правильно определять цвет предмета в самых разных обстоятельствах, если только среди нас нет дальтоников. Как мы это делаем?
На свет разных цветов реагируют разные клетки сетчатки — колбочки. Одни из них сильнее всего реагируют на красный свет, другие — на синий, а третьи — на зеленый. Колбочки посылают мозгу информацию о цвете каждой точки зрительного поля, а мозг разбирается, как ее интерпретировать. Если бы мозг интерпретировал информацию от колбочек прямолинейно, мы бы часто определяли цвета неправильно. Например, если бы мы попали в комнату, освещенную красным светом, то все предметы в ней казались бы нам красными, потому что сильнее всего посылали бы мозгу сигналы колбочки, отвечающие за красный цвет. Но на самом деле спустя несколько минут в такой комнате наши глаза приспособятся, и мы начнем правильно определять цвета предметов.
Это произойдет потому, что у мозга изменится представление о том, что такое «нулевой уровень красного». В комнате с красным освещением он определенно более высокий, чем при более привычном белом или желтом свете. После нескольких минут в освещенной красным светом комнате мозг начнет «вычитать» эту избыточную красноту из цветов всех предметов, и мы станем правильно воспринимать их цвета (хотя от колбочек всё еще будут поступать в основном красные сигналы).
Как мозг узнает, сколько именно красного нужно вычитать? Это происходит само собой, потому что клетки, в норме определяющие красноту, будут работать в красной комнате слишком активно и начнут уставать. Их активность быстро вернется к обычному уровню, но она уже будет соответствовать большей красноте, чем раньше.
На самом деле, такая подстройка нейронов, распознающих цвета, происходит и при самом обычном освещении. Точно так же мы подстраиваемся и к яркости света. Если какой-то цвет слишком яркий или что-то освещено очень сильно, в мозге автоматически происходит вычитание лишней яркости или лишнего цвета. Области, в которых проходила подстройка, мы иногда видим, закрывая глаза. Получается что-то вроде негатива, который мы некоторое время «видим», даже закрыв глаза. А узоры нам могут видеться из-за того, что мы склонны искать порядок даже там, где его нет. В том числе, в пятнах, которые могут быть видны, когда мы закрываем глаза.
(Помимо эффекта негатива, возникающего из-за подстройки зрительной системы, пятна и линии перед глазами могут появляться из-за нарушений ее работы. Чаще всего такие нарушения происходят из-за спазмов сосудов сетчатки или мозга. Появляющиеся пятна не имеют никакого отношения к тому, на что мы смотрим, и могут быть видны и с открытыми, и с закрытыми глазами. Спазмы сосудов происходят из-за переутомления, недосыпа или нервного напряжения. Так что если вы видите ни на что не похожие пятна и узоры — это не очень хороший знак.)
Еще ложные зрительные ощущения могут возникать из-за механического воздействия на глаза — например, если потереть закрытый глаз. Кроме того, их можно вызвать искусственно — воздействуя на области мозга, отвечающие за зрение. Ложные зрительные ощущения, возникающие без влияния света, называются фосфенами.
Убедиться, что мозг подстраивает наше ощущение цвета, можно с помощью таких картинок:
Сфокусируйтесь на крестике в середине одного из кружков слева на 20 секунд, а затем переместите взгляд на крестик в середине серого квадрата слева. Вы увидите круг противоположного цвета (например, если изначально вы смотрели на красный кружок, а потом переведете взгляд на серый фон, то увидите зеленый круг). Серый цвет — нейтральный, поэтому на его фоне вы видите цвет, обратный тому, к которому успели привыкнуть глаза.
Интересно, что с помощью таких трюков можно научиться видеть даже «невозможные» цвета — таких цветов не может быть у объектов реального мира, но увидеть их, благодаря свойствам нашей зрительной системы, можно. Для этого нужно привыкнуть к определенному яркому цвету, а потом перевести взгляд на фон противоположного цвета. Например, привыкнуть к красному и перевести взгляд на зеленый фон. Поскольку мозг привыкнет к красному цвету, он будет вычитать красноту у всего, что видят глаза. Но зеленый цвет — и так антипод красного, а если вычесть из него красноту, получится нечто вроде «сверхзеленого». Картинку такого цвета напечатать не получится, так что самостоятельно поэкспериментируйте со своим цветовым зрением.
Подробнее прочитать о распознавании цветов и о «невозможных» цветах можно в статье Chimerical Colors: Some Phenomenological Predictions from Cognitive Neuroscience.
Цвет — это лишь иллюзия, созданная мозгом
Невероятно, но в окружающем нас мире красок нет. Цвет — это лишь иллюзия, созданная мозгом, в физической реальности не существующая.
Посмотрите вокруг себя. Вас с самого рождения окружает иллюзия, «дополнительная реальность», которая будучи хорошим приспособлением настолько привычна, что подобно воздуху, для нас абсолютно незаметна.
Например, радугу человек показывает как бы только себе: ее существование связано с особенностями человеческого зрения и зависит от конических фоторецепторов в ваших глазах — для других живых существ, не имеющих подобных конусов-колбочек, радуга вообще не существует. Таким образом, вы не просто смотрите на радугу — вы создаете ее.
Дадим слово Эрвину Шрёдингеру, нобелевскому лауреату по физике, одному из создателей квантовой механики, более известному широкой публике благодаря одному коту: «Если вы спросите у физика, что, в его понимании, есть желтый свет, он вам ответит, что это поперечные электромагнитные волны, длина которых примерно равна 590 нанометрам (нм). Если вы спросите его: «а где тут желтый?», то он ответит: «в моей картине его нет совсем, но когда эти колебания попадают на сетчатку здорового глаза, у человека, которому принадлежит этот глаз, возникает ощущение желтого цвета.»
Однако, ощущение цвета невозможно объяснить в рамках объективной картины волн света, имеющейся у физиков. Доказательством тому служат зрительные иллюзии, цветные сны с закрытыми глазами и люди, споcобные видеть цвет иными органами чувств.
Обман зрения
Зрительные иллюзии раскрывают некоторые аспекты того, как работает зрение. Если пристально смотреть на точку в центре черно-белого изображения в течение 15 секунд, то картинка обретает краски.
Давайте посмотрим на ещё одну иллюзию. По русски она называется — бегущий салатовый круг, на английском звучит она более интересно, — сиреневый охотник или Пак—ман иллюзия. Основана она на эффекте Трокслера.
Что здесь необычного? Через мгновения на месте пропадающих фиолетовых пятен появляется зеленое пятно, носящееся по кругу. Но его ведь в реальности нет! Электромагнитные волны из диапазона спектра нанометров нам физически не попадают на сетчатку глаза. Это так же необычно, как если бы мы слышали мелодию песни, и при этом в ухо на барабанную перепонку не поступали бы звуковые колебания. А если сконцентрироваться на крестике, то фиолетовые пятна пропадают вовсе.
Вот статический кадр из гифки выше, который отображает реальность. Физически присутствуют только фиолетовые кружки. Зеленого нет ни на одном из кадров. Это ещё одно подтверждение нефизической природы цвета. Более того, когда мы видим цветные сны, глаза вообще закрыты.
Сконцентрируйте взгляд на центр картинки. Через некоторое время расплывчатые цветные образы исчезнут и превратятся в сплошной белый фон, исчезнув таким образом. Картинка не гиф. Здесь напротив, электромагнитные волны, отвечающие за цвета, попадают к нам в глаза, но цвета мы перестаем видеть.
Если посмотреть на центральные плитки кубика на вершине и на стороне повернутой к нам, то видно, что в первом случае плитка имеет коричневый цвет. Во втором — оранжевый. Это наше восприятие реальности. Но физическая реальность такова, что эти две плитки одно и то же.
Цветные цифры
«Я сказала моему отцу: я поняла, что для того, чтобы написать букву „R“ все, что я должна сделать, это сначала написать „P“ и затем провести линию вниз от её петли. И я была так удивлена, что могу превратить желтую букву в оранжевую букву, только добавив линию», — писала Патриция Лин Даффи, писатель и синестетик.
У некоторых людей раздражение одних органов чувств вызывает как специфические для него ощущения, так и ощущения, соответствующие другому органу чувств. Это явление называется синестезией, что с греческого переводится как совместное чувство. То есть человек может смотреть на движущиеся картинки и при этом слышать звук. Или для него каждая цифра или буква может иметь собственный цвет, как на рисунке ниже. Цветные цифры это самый распространенный вид синестезии. Кстати интересно, что увидит Патриция, если оранжевая для неё Р будет написана салатовыми чернилами?
То есть совсем не обязательно чтобы цвет был связан с определенной длиной электромагнитной волны. Цвет может порождаться звуковыми колебаниями, а звук, например, определенной анимацией.
Нобелевский лауреат по физике, Ричард Фейнман говорил, —»Когда я вижу уравнения, я вижу буквы в цвете — я не знаю, почему.» Да, он тоже был синестетиком.
Джеймс Ваннертон чувствует слова на вкус. Нью—Йорк для него по вкусу как вареное яйцо, а Лондон — как картофельное пюре. А другой человек, Макаллистер, видит музыку. У него на звук реагируют участки отвечающие за слух и зрение. Поразительно, что он слеп с 12 лет: «Когда я слышу музыку, у меня перед глазами появляются разноцветные вспышки, мне кажется, что вижу даже больше прекрасных цветов, чем зрячие люди.»
И вот, чтобы проверить, не врут ли люди и не сумасшедшие ли они, разработаны вот такие тесты, как на рисунке ниже. На листке напечатано много пятерок и двоек. Обычный человек сравнительно долго ищет двойки, для него все цифры на одно лицо. Синестетику же не нужно время на рассматривание каждой цифры. Он сразу видит образуемую двойками красную пирамиду.
Феномен цвета
Учеными проводились эксперименты на восприятие искусственными нейронными сетями (ИНС) иллюзий. Восприятие освещенности выбранной точки зависело от окружающей структуры, от контекста, в которой она находилась. Так же на формирование иллюзии влиял предыдущий опыт, стереотипность восприятия. Например, люди видят лицо выпуклым не только когда оно реально выпуклое, но и в случае, если это оборотная часть маски, то есть вогнутая внутрь фигура.
Мы живем в своей информационной реальности. Цвет лишь иллюзия созданная мозгом, в физической реальности не существующая. В зависимости от ожиданий, контекста, ментальных моделей, мозг может произвольно изменять цвета объектов. Что трудно было бы себе представить, если бы цвет был бы реальным физическим феноменом.
Цвета это определенная форма языка. Когда мы видим один цвет, мы видим нечто неопределенное, несамостоятельное, что—то вроде одного слова в языке. Интерпретация же этого «слова» происходит, если мы его помещаем в «предложение» и его контекст. А электромагнитные волны, это по видимому сущности, представленные для нас в двух ипостасях, экзистенциональной, как часть физической реальности, и денотативной как и чернильные пятна на бумаге, сформированные в осмысленные для нас конфигурации, слова имеющие смыслы, как часть реальности информационной.
Кстати, даже если будет раскрыта природа цвета в нашем сознании, возникает вопрос, а почему цвета именно такие, какими мы их видим? Это обусловлено нашим строением или это может быть было как-то случайно выбрано в ходе эволюции, как случайно были выбраны именно такие, а не иные буквы для алфавита? Каково это видеть мир в ультрафиолете или в гамма?
Так же из этого следует, что наш мир, видимо, не только не красочен, но еще и беззвучен. И на вопрос, слышен ли звук падающего дерева в лесу, если рядом никого нет, можно дать ответ. Нет, не слышен. Физика сохраняется. Дерево падает, распространяются колебания воздуха. Но звук рождается в мозге наблюдателя.