Что мы узнали о глаголе

Проверь себя, с. 85

Мар 17

Что мы узнали о глаголе

Проверь себя, с. 85

1. Расскажите, что вы узнали о глаголе. Для чего в нашей речи мы используем глаголы?

Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать?, называются глаголами. Глаголы изменяются по числам. Частица не с глаголами пишется раздельно.

2. Прочитайте слова. Объясните, по каким признакам можно узнать среди этих слов глаголы.

Сон, спать, бежать, дорога, петь, песня.

Глаголы обозначают действия предметов и отвечают на вопрос что делать?
Спать, бежать, петь.

3. В какие группы можно объединить данные глаголы? Объясните свой ответ.

Стои́т, лечат, дарил, бежит, писал, играют, читали, строили, пишут.

Данные глаголы можно объединить в группы по числам:

единственное число: стоит, дарил, бежит, писал.
множественное число: лечат, играют, читали, строили, пишут.

4. Прочитайте. Составьте с каждым глаголом предложение. Запишите предложения и подчеркните в них сказуемые.

Мальчик надел пальто.
Мама одевала дочь на прогулку.

5. Найдите в словаре антонимы к данным глаголам. Запишите пары слов.

7. Прочитайте предложения. В каком из них глагол употреблён в переносном значении?

Сияют звёзды. Глаза сияют.

В переносном значении глагол употреблён в предложении

8. Прочитайте пословицу. Запишите её по памяти.

Источник

Глагол

Что мы узнали о глаголе

Глаголы в русском языке не сравнимы ни с какой другой частью речи. Они сообщают читателю или слушателю о действии в отношении предмета. Давно замечено, что глаголы придают языку живость, емкость, вызывают интерес со стороны читателя. Недаром слово «глаголить» в русском языке означает также «разговаривать».

Но глаголы не так просты, как кажутся на первый взгляд. Ими надо уметь пользоваться. Сравните два отрывка:

«Алексей делал ремонт на даче. Ремонт был сложный. Для него нужны хорошие материалы» и «Алексей ремонтировал дачу. Ремонт сложный, поэтому Алексей заказал хорошие материалы».

Во втором случае глагол как будто оживляет текст. Перед глазами сразу возникает картинка действий Алексея. Если же использовать оборот «делал ремонт», такой картинки не будет. Слово не затрагивает ничего в воображении.

Начальная форма глагола

Знакомство с любой частью речи начинается с представления его начальной формой. В начальной форме глаголы называются инфинитивом. Если в части речи есть суффикс «ть», перед нами инфинитив.

Правда, иногда глаголы маскируются и вместо «ть» у них появляется «ти». Такое случается, если корень глагола оканчиваются на согласную букву. К таким словам относят, например, лексему «нести».

Что касается обыкновенного инфинитива, их можно вспомнить очень много:

Совершенный и несовершенный вид глагола

Наверняка, вы уже слышали о том, что бывает совершенный и несовершенный вид глагола. Сложное название, которое может немного запутать. Некоторые ученики полагают, что наименования совершенный и несовершенный вид глагола происходят от слова «совершенство» и стараются найти какие-то нюансы, указывающие на то, что данный конкретный глагол можно чем-нибудь дополнить, а до той поры он несовершенен.

Это не так. На самом деле, слова совершенный и несовершенный вид происходят от прилагательного «совершённый» и сообщают о типе действия. В первом случае имеется ввиду такое действие, которое может привести к конкретному результату. Во втором случае, действие происходит, но конкретный результат отсутствует. Более того: его и невозможно добиться.

Если запомнить эту особенность, не составит труда разобраться с тем, какие бывают виды глаголов:

Впрочем, виды глаголов можно запомнить и с помощью еще одной хитрости. Совершенный вид глагола отвечает на вопрос «что сделать?». Обратите внимание на букву «с». Она присутствует и в слове «сделать» и в слове «совершенный» вид глагола.

Если учитывать особенность русского языка, виды глаголов перестанут быть проблемой.

Дополнительные особенности

Иногда глаголы совершенного и несовершенного вида не имеют своей зеркальной пары. Обратим внимание на слово «принадлежать». Лексема отвечает на вопрос «что делать?», но невозможно себе представить пару, о которой можно было бы сказать, что это совершенный вид глагола. Нельзя кому-то принадлежать и завершить это действие конкретным результатом.

Случается и противоположная ситуация. Например, слово «очутиться» это, без сомнения, совершенный вид глагола. Но нельзя представить его пару в несовершенной форме.

Учимся отличать глаголы

Что такое глаголы совершенного и несовершенного вида немножечко разобрались. Рассмотрим признаки конкретной части речи вне зависимости от того, совершенный вид глагола перед нами или несовершенный вид глагола.

Признаки глагола:

Наклонение

Читателю уже известно, что такое совершенный и несовершенный вид глагола как определить — тоже. Рассмотрим не менее интересную вещь — наклонение. Для этого обратимся к таблице, которая подскажет некоторые секреты русского языка.

Изъявительное

УсловноеПовелительноеБегатьБегаюБегал быБегайКопатьКопаюКопал быКопайВозмущатьсяВозмущаюсьВозмущался быВозмущайся

Не стоит путать изъявительное наклонение с настоящим временем. Данные глагольные формы описывают действие, которое будет происходить на самом деле.

Рассмотрим, например, такую форму глагола как «видел». Это слово сообщает читателю о том, что действие было на самом деле. Человек действительно что-то видел и об этом сообщает. Но если добавить к этому слову частичку «бы», слово сразу приобретает иное лексическое значение.

Возьмем теперь слово «увидел бы», это будет совершенный глагол, сослагательного наклонения. Такое наклонение сообщают о действиях, которые могут быть только при определенных условиях. В устной или письменной речи, обычно такие условия сразу же перечисляются. Например, «если бы я был орлом, увидел бы каждую песчинку пляжа с огромной высоты». Сослагательное наклонение без перечисления условий вряд ли имеет смысл.

Мы уже выяснили какие бывают виды глаголов в русском языке. Познакомимся теперь с повелительным наклонением. Как изменяется глагол в этом случае? В самом слове «повелительное» уже содержится ответ на этот вопрос. Глагол предстает перед нами в форме приказа, просьбы, повеления в иной форме.

Повелительные глаголы примеры которых читатель может увидеть в таблице могут звучать грубовато, но это не обязательно так. Ведь, просьба это тоже повеление. Сравним два предложения.

Сравните «нарисуй быстро или будешь наказан» с «нарисуй, пожалуйста, и тогда получишь награду».

Одно и то же слово приобретает совершенно разное, даже прямо противоположный смысл в зависимости от контекста.

Спряжения

Хотя, мы уже знаем как определить вид глагола совершенный или несовершенный, но для настоящего мастера русской словесности этого явно недостаточно. Надо еще научиться правильно различать глагольные спряжения в русском языке.

Если не знать спряжения и говорить неграмотно, окружающие могут не понять вашу мысль или понять неправильно. Именно по этой причине чаще всего возникают недопонимания между людьми.

Чтобы такого не было, научимся спрягать. Всего существует два спряжения:

Вместо заключения

Мы узнали определение глагола, выяснили, что такое совершенный и несовершенный вид глагола, узнали о существовании глагольных спряжений и узнали признаки этой очень интересной части речи.

Дальнейшее изучение русского языка обязательно откроет многие интересные особенности глаголов. Невозможно один раз прочитать материал и узнать все о столь необычной и сложной части речи. Над познанием нашего общего языка работают целые коллективы ученых и исследователей. Глагол — это интересная часть речи, не случайно классик придавал этой части большое значение: «Глаголом жечь сердца людей…».

Средний рейтинг 4.5 / 5. Количество оценок: 27

Пока оценок нет. Ваша оценка может стать первой!

Сожалеем, что эта информация вам не пригодилась!

Хотите улучшить информацию?

Расскажите, как мы можем улучшить эту статью?

Источник

Глагол — интересные факты

У каждого окружающего нас предмета или явления есть своё имя. Благодаря языку мы способны описать всё видимое, слышимое, ощущаемое, мыслимое и превратить в слово любое действие и состояние. Наши главные помощники в этом – части речи. Однако мы даже не представляем, какой удивительной может оказаться каждая из них. Например, как появился глагол? Какие его секреты можно обнаружить в русской речи? Давайте узнаем. Представляем интересные факты о глаголе.

Что мы узнали о глаголе

Глаголом жечь сердца людей

В стихотворении «Пророк» Александр Сергеевич Пушкин призывал: «Глаголом жги сердца людей». Почему поэт избрал для такой важной миссии определённую часть речи? На самом деле цитата несёт в себе иной смысл.

Если открыть толковый словарь русского языка, то у лексемы «глагол» будет указано два значения. Первое уже известно нам – это часть речи, обозначающая действие или состояние. Но есть и второе, устаревшее для нашего языка значение – слово, речь. Именно о таком глаголе – слове – говорил Александр Сергеевич в бессмертных строках.

Что мы узнали о глаголе

Тайна неопределённой формы

Со школы каждый из нас помнит, что начальной (или неопределённой) формой глагола является инфинитив, который отвечает на вопросы что делать или что сделать. Однако учителя редко рассказывают, что скорее всего изначально инфинитив был не глагольной, а именной формой.

В праславянском (предке всех славянских языков) инфинитив был застывшей формой дательного и винительного падежей. Следы такого необычного происхождения сохранились в некоторых современных омонимах. Например, топить печь – печь блины или течь в долину – закрывать течь в потолке, где два одинаковых слова выступают то в роли существительного, то в роли глагола. Однако стоит помнить, что это лишь одна из научных версий происхождения неопределённой формы.

Времена меняются

Те, кто изучает английский язык, сталкиваются с проблемой большого количества времён у глаголов. Почему бы не обходиться всего тремя – настоящим, прошлым и будущем, как в русском?

Ещё во времена церковнославянского языка наш глагол был не менее сложным в использовании, нежели его английский собрат. Тогда система состояла из семи времён: настоящее, будущее простое и сложное, а также прошедшее в четырёх видах. Если нужно было сказать об однократном действии – на помощь приходил аорист, о многократном – имперфект. Так называемое очевидное прошедшее время обозначалось перфектом, а предпрошедшее, то есть которое было до него – плюсквамперфектом. Сегодня сложно будет запомнить хотя бы названия этих форм, а ещё несколько веков назад они активно функционировали в речи восточных славян.

Избыточные глаголы

Язык – живая система. Он постоянно меняется, совершенствуясь и подстраиваясь под современного человека. Сегодня мы можем наблюдать переходный момент, когда одна форма глагола постепенно вытесняет другую под воздействием более универсальных моделей – так система становится избыточной.

Вспомните некоторые пары глаголов: машет – махает, каплет – капает, движет – двигает. Оба варианта функционируют в речи, имея лишь стилистические и смысловые различия. Например, в литературном языке мы не скажем «махает», так как эта форма является разговорной, тогда как слово «движет» в сравнении с нейтральным «двигает» наоборот относится к книжному стилю. Иногда лексемы равны в стилистическом употреблении, но имеют отличия в смысловом наполнении: щука икру мечет, а легкоатлет копьё метает.

Что мы узнали о глаголе

Недостаточные словоформы

Наравне с избыточными глаголами в русском языке существуют недостаточные, которые имеют пробелы в системе формообразования. Иногда мы напрямую сталкиваемся с ними и негодуем: я победю, побежу или побежду? Нам поможет только словосочетание «одержать победу», так как формы первого лица единственного числа глагола «победить» не существует. В такую ситуацию глагол попал из-за неблагозвучности варианта.

Но не всегда форма отсутствует по фонетическим причинам. У некоторых глаголов нет первого и второго лица из-за особенностей их семантики. Человек не может сказать «я сквозю», «ты слипся» или «мы кустимся». Всего в русском языке существует более полутора тысяч слов с подобной семантикой.

Лидером по недостаточности стал глагол «неймётся», у которого нет ни времени, ни даже инфинитива – только одна указанная форма.

Быть или не быть?

По-своему в языке живёт глагол «быть». Проявляется в речи он в основном в прошедшем времени (я был на улице, мы были свободны), а форма настоящего – пропускается (я – молодец, ты – отличник). Однако последняя популярна у учёных и философов как в единственном числе (треугольник есть фигура с тремя углами), так и во множественном (люди суть разумные существа). Ещё мы говорим «у нас есть кошка», «у мамы есть цветы».

В будущем времени у глагола «быть» также есть свои преимущества: это единственная лексема несовершенного вида, форма которой состоит из одного слова, тогда как другие требуют вспомогательного глагола. Сравните: «я буду кататься» и «я буду».

Что мы узнали о глаголе

Потерянный корень

Отличилась эта часть речи и наличием удивительного слова без корня – вынуть. В нём можно выделить окончание (-ть), приставку (вы-) и суффикс (-ну-). При этом слово не потеряло своего лексического значения и нормально функционирует в нашей речи. Куда же пропал его корень?

Что мы узнали о глаголе

Много букв

Словарь современного русского языка фиксирует три самых длинных глагола: переосвидетельствоваться, субстанционализироваться и интернационализироваться. Каждый из них в своём составе имеет 24 буквы.

Современные технологии дают учёным возможность изучать язык намного глубже. Так, исследователям удалось подсчитать, какая часть речи наиболее, а какая наименее популярна в употреблении. Авторы «Частотного словаря русского языка» показали следующие результаты:

Таким образом, глагол стоит на втором месте по популярности в нашей речи после существительного. Это неспроста: именно благодаря ему мы можем рассказать о состоянии, чувствах, окружающих переменах, процессах – обо всём, что составляет движение нашей жизни.

Источник

Волжский класс

Что мы узнали о глаголе

Боковая колонка

Что мы узнали о глаголе

Рубрики

Видео

Книжная полка

Что мы узнали о глаголе

Малина для Админа

Боковая колонка

Опросы

Календарь

Декабрь 2021

ПнВтСрЧтПтСбВс
« Ноя
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Канакина. 3 класс. Учебник №2. Проверь себя с. 130

1. Составьте сообщение на одну из тем.
1. Какую роль выполняют глаголы в нашей речи?
2. Что я узнал(а) о глаголе как части речи?

Глагол – очень важная часть речи, по частоте употребления занимающая второе место после существительного.
Глагол обозначает действие и поэтому обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека в трудовой, социальной, экономической, научной, общественной деятельности, различные явления природы.
Кроме содержательной насыщенности, глагол обладает высокой эстетической ценностью. Выразительность языка достигается подбором как различных глаголов, так и однокоренных (досказать – высказать – пересказать).
Сила русского глагола в способности не только называть действие, но и показывать, как оно протекает во времени. Оно может длиться долго, может произойти в один момент, может обозначать начало, а может и конец действия.
Таким образом, глаголы обозначают различные действия и задают нашей речи определённый ритм, т. е. делают её выразительной).

2. Прочитайте. Докажите, что только одно слово является глаголом.

(Что?) сон — сущ.
(Что делать?) спать — глагол.
(Какой?) сонный — прил.

3. Прочитайте и запишите глаголы.

прош. вр. наст. вр. буд. вр.
Кричал, кричит, будет кричать.
прош. вр. наст. вр. буд. вр.
Говорил, говорит, будет говорить.

4. Составьте и запишите предложение, употребив в нём глагол жить в настоящем времени. Подчеркните в предложении грамматическую основу.

Я живу с мамой и папой.

5. Прочитайте. Выпишите из предложения словосочетания. Над глаголом укажите время.
буд. вр.
Скоро прилетят на родину скворцы.

прилетят (когда?) скоро, прилетят (куда?) на родину.

6. В чём сходство данных форм глаголов и в чём различие?

наст. вр., мн.ч. прош. вр., ед.ч. наст. вр. ед.ч.
Блестят — блестел — блестит.

7. Прочитайте. В каких предложениях глаголы употреблены в переносном значении?

8. Рассмотрите схемы слов. Словам какой части речи будет соответствовать каждая схема? Подберите и запишите слова к каждой схеме. Укажите над ними части речи.

Что мы узнали о глаголе

сущ. гл. прил.
мыш/к/а вяж/ет жен/ск/ий
книж/к/а ляж/ет апрель/ск/ий
кош/к/а пляш/ет москов/ск/ий

Источник

Времена глаголов

Что мы узнали о глаголе

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Определение глагола

Сначала вспомним, что такое глагол.

Глагол — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета.

Глаголы отвечают на вопросы: «что делать?», «что сделать?», «что делал?», «что сделал?», «что делают?», «что будет делать?».

что будет делать? сидеть.

У глагола есть набор грамматических признаков, характерный только для этой части речи:

Постоянные признаки глагола:

Непостоянные признаки глагола:

В этой статье мы поговорим об одном из непостоянных грамматических признаков глагола — времени. А если хотите повторить материал о других признаках глаголов, то загляните в другие наши статьи.

Что такое времена глаголов

На самом деле глагол не только обозначает действие предмета, но еще несет информацию, к какому времени относится это действие.

В русском языке у глаголов три времени:

Глагол в настоящем времени сообщает, что действие происходит в момент речи.

Глагол в будущем времени — признак того, что действие будет происходить после момента речи.

Прошедшее время глагола указывает на то, что действие уже произошло раньше, до момента речи.

От вида глагола напрямую зависит то, в каком времени можно представить глагол:

глаголы несовершенного вида имеют формы всех трех времен (танцует — танцевала — будет танцевать, готовит — готовил — будет готовить),

глаголы совершенного вида имеют только формы прошедшего и будущего времени (станцевала — станцует, приготовил — приготовит).

В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по числам и лицам, а в прошедшем — по числам и родам.

Чтобы разобраться, как отличать друг от друга времена глаголов, рассмотрим каждое из них на примерах.

Настоящее время

Если глагол обозначает действие, которое происходит в этот момент и отвечает на вопрос «что делает?» — это глагол в форме настоящего времени.

Примеры глаголов в настоящем времени:

девушка (что делает?) танцует;

Глаголы совершенного вида (то есть те, которые отвечают на вопрос «что сделать?») в настоящем времени не употребляются. Например, у глагола станцевать есть только прошедшее (станцевала) и будущее (станцует) время.

Глаголы в форме настоящего времени изменяются по лицам и числам и имеют разный набор окончаний в зависимости от спряжения.

Окончания глаголов I спряжения в настоящем времени

я купаю

я пишу

ты купаешь

ты пишешь

он купает

она пишет

мы купаем

мы пишем

вы купаете

вы пишете

они купают

они пишут

Окончания глаголов II спряжения в настоящем времени

я сижу

я леплю

ты сидишь

ты лепишь

он сидит

она лепит

мы сидим

мы лепим

вы сидите

вы лепите

они сидят

они лепят

Будущее время

Глагол будущего времени обозначает действие, которое будет происходить, и отвечает на вопросы «что сделает?», «что будет делать?». Эти действия будут реализованы после того момента, когда мы говорим о них, то есть в будущем.

Примеры глаголов в будущем времени:

девушка (что будет делать?) будет танцевать;

девушка (что сделает?) станцует;

Петя (что сделает?) сделает открытку;

мы (что будем делать?) будем готовить ужин.

Глаголы в форме будущего времени изменяются по лицам и числам.

Будущее время глагола в русском языке бывает простое и сложное. И тут нам опять нужно вспомнить понятие вида глаголов.

Простое будущее время образуют глаголы совершенного вида — те, что отвечают на вопрос «что сделать?». Примеры простого будущего времени:

отнести — ты отнесешь;

приделать — она приделает;

улететь — мы улетим;

отойти — вы отойдете;

ответить — они ответят.

Сложное будущее время на самом деле не такое уж сложное, а называется оно так потому, что сложено из двух слов: глагола быть в личной форме и инфинитива смыслового глагола. Примеры сложного будущего времени:

варить — я буду варить;

носить — ты будешь носить;

делать — она будет делать;

летать — мы будем летать;

ходить — вы будете ходить;

отвечать — они будут отвечать.

Прошедшее время

Глагол в форме прошедшего времени обозначает действие, которое произошло в прошлом и отвечает на вопросы «что сделал?», «что делал?». Эти действия уже свершились до того момента, когда мы говорим о них.

Примеры глаголов в прошедшем времени:

девушка (что сделала?) станцевала;

девушка (что делала?) танцевала;

папа (что сделал?) приготовил ужин;

папа (что делал?) готовил ужин;

яблоня (что сделала?) выросла в саду;

Полина (что делала?) сделала какао;

птенец (что делал?) скакал по веткам.

В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам.

Грамматический показатель прошедшего времени глагола в русском языке — суффикс -л-. Он встречается в большинстве глаголов, хотя есть и исключения. Например, глаголы с основами на -ереть- образуют форму прошедшего времени в мужском роде без этого суффикса: умереть — умер, запереть —запер. Но в формах женского и среднего рода суффикс на месте: умерла, заперла.

Некоторые глаголы образуют форму прошедшего времени не от той основы, от которой образован инфинитив. Например, прошедшее время глагола идти — шел, шла, шли. Это явление лингвисты называют супплетивизмом.

Таблица «Времена глаголов в русском языке»

Чтобы быстрее запомнить новый материал — используйте специальные таблички. Их можно распечатать и подглядывать, когда делаете домашку по русскому.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *