Что мы узнаем о брате ивана ивановича
«Крыжовник» главные герои
В основе рассказа Чехова «Крыжовник», лежит сюжет истории, поведанной юристом Кони Льву Николаевичу Толстому. В той истории говорилось о чиновнике, мечтавшем о парадном мундире с золотыми галунами, и так и не попользовавшимся им при жизни. Цель произведения Чехова – заострить внимание читателя на правильном понимании смысла жизни, пробудить в нем отзывчивость и заботу о своем ближнем. Чехов призывает к постоянному движению вперед, обусловленное проявлениями лучших человеческих качеств. «Крыжовник» входит в цикл маленьких рассказов, созданных писателем в 1898 году.
Характеристика героев «Крыжовник»
Главные герои
Иван Иванович Чимша-Гималайский
Дворянин, ветеринар, мужчина средних лет, выступает рассказчиком.
Выходец из дворянской семьи, в данный момент служит ветеринаром. Является в рассказе «Крыжовник» героем, устами которого выражаются мысли автора. Также он – рассказчик, познакомивший своих друзей с историей своего брата. Сожалеет, что он уже не слишком молод, чтобы участвовать в борьбе против пороков общества, ведущих к моральному разложению. Самокритично относится к себе, так как тоже подвержен различным порокам. Призывает Алехина спешить делать добро.
Николай Иванович Чимша-Гималайский
Младший брат Ивана Ивановича, дворянин, помещик.
Служил в городе чиновником, был кротким и добрым человеком. Очень тосковал по деревенской жизни, и у него появилась мечта — купить небольшую усадьбу где-нибудь ближе к природе. Непременным атрибутом усадьбы должен был стать крыжовник. Ради достижения цели он превратился в скрягу — недоедал, недопивал, ходил в рванье. Достигнув цели, превратился в обрюзгшего мещанина.
Второстепенные персонажи
Алехин
Помещик, мужчина средних лет.
Высокий, полный мужчина сорока лет, длинные волосы придают сходство с художником. Помещик, погряз в своих хозяйственных делах. Кроме сена, дегтя да крупы, его ничего не интересует. Сам занимается хозяйством настолько, что забыл, когда последний раз мылся. Рад гостям, гостеприимный и хлебосольный, имеет большой двухэтажный дом.
Буркин
Учитель гимназии, друг Ивана Ивановича.
Буркин, как и Алехин, — представитель «футлярности». Он не понимает смысла истории, рассказанной Иваном Ивановичем, для него это обыденная ситуация, не представляющая интереса. Его интересуют совершенно другие темы — женщины, изящные люди. Равнодушный и молчаливый.
Пелагея
Горничная Алехина, молодая красивая женщина.
Деликатная и бесшумная служанка у Алехина, поразившая своей красотой Буркина и Ивана Ивановича. Мягко и ненавязчиво подает гостям хозяина полотенца, чистую одежду, прислуживает за столом.
Главные герои «Крыжовника», Иван Иванович и Николай Иванович, совершенно разные люди, по-разному понимающие смысл жизни. Единственное, что их роднит – это их имена. Таким образом, Чехов продолжает развивать тему «футлярности» в своем цикле историй, в список которых входит три рассказа. Главной темой этой трилогии, писатель старается пробудить людей от бессмысленного существования, от их низменных и мелочных целей. Устами Ивана Ивановича, Чехов старается пробудить в человеке стремление к высоким моральным и нравственным ценностям, к осознанию их ничтожных желаний. Характеристика героев в произведении Чехова дает представление о том времени, которое было названо периодом застоя. Трилогия писателя отобразила ход событий, происходящих в сфере общественно-политических отношений. Своими произведениями Чехов пытался заронить искру в умы прогрессивных и думающих людей, способных коренным образом повлиять на происходящие в стране события. Осмысление рассказа «Крыжовник» заставляет задуматься о жизненных приоритетах.
Образ Николая Ивановича в рассказе Крыжовник Чехова сочинение
Одним из основных персонажей произведения является Николай Иванович Чимша-Гималайский, представленный писателем в образе потомственного дворянина, служащего с ранних лет государственным чиновником.
Николай Иванович описывается в качестве младшего брата главного героя рассказа Иван Ивановича, служащего ветеринаром.
Характерной чертой героя является его заветная мечта о покупке имения в деревне, в котором он планирует посадить многочисленные кусты ароматного крыжовника. Ради своей мечты Николай Иванович, экономя на собственном существовании, недоедая, одеваясь как нищий человек, судорожно собирает необходимую для покупки имения денежную сумму, откладывая даже присланные на праздники братом деньги.
Служа в государственной конторе, Николай Иванович слывет среди окружающих как добродушный, кроткий человек, не имеющий собственного мнения в сочетании с робостью.
Достигнув сорока лет, Николай Иванович из-за денежного расчета вступает в брак со старой вдовой, забрав у жены все ее состояние. Постепенно герой становится настоящим чудаком и домашним тираном, в результате поведения которого жена через три года умирает, а сам Николай Иванович не испытывает при этом никакого чувства вины.
После смерти супруги мечта Николая Ивановича исполняется, и он приобретает долгожданное имение, для которого закупает несколько десятков крыжовенных кустов.
Получив помещичий статус, из робкого и кроткого человека Николай Иванович становится высокомерным и капризным барином и в отношении своих крестьян, и в отношении соседей.
Спустя год кусты крыжовника впервые приносят урожай плодов, но ягоды вырастают жесткими, невкусными с кислым привкусом. Однако Николай Иванович чувствует себя одним из счастливейших людей, поняв, что мечта всей его жизни осуществилась.
С точки зрения старшего брата героя Иван Ивановича, Николай Иванович в своем счастье не способен слышать и видеть других людей, окружающих его, в том числе и несчастных по той или иной причине, будто он находится под действием гипноза.
Раскрывая образ Николая Ивановича в рассказе, писатель демонстрирует смысл ложного счастья своего героя, заключающегося в праздном покое, ведущим к личностному застою. По мнению автора, человеческое счастье представляет собой постоянные действия, направленные на совершение человеком доброго, справедливого, светлого.
История создания
Вошедший в «маленькую трилогию» рассказ А.П. Чехова «Крыжовник» напечатали издатели «Русской мысли» в 1898 году. Он был создан писателем в селе Мелихово, Московской области. Данная история является продолжением произведения «Человек в футляре», которое тоже повествует об омертвевшей человеческой душе с искаженным понятием о счастье.
Считается, что за основу своего сюжета Чехов взял рассказ, который известный юрист Анатолий Кони поведал писателю Л.Н. Толстому. Эта история повествует об одном чиновнике, который подобно Н.И. Чимше—Гималайскому, всю жизнь откладывал сбережения ради осуществления своей мечты. Чиновник верил, что парадный мундир с золотыми вышивками принесет ему почет и уважение, сделает его счастливым. Вот только при жизни «счастливая» вещь ему не пригодилась. Более того, потускневший от нафталина мундир надели на беднягу лишь на его собственных похоронах.
Чему учит?
Этот рассказ заставляет читателя быть благоразумным, думать своей головой и не зацикливаться на призрачных образах прошлого. Автор ставит под сомнение важность материального благополучия, заявляет о необходимости сострадания и взаимопомощи в обществе, осуждая обывательское равнодушие. Такой вывод можно сделать после прочтения рассказа «Крыжовник».
Идеалы личного счастья и тихой жизни вдали от суеты глубоко омерзительны автору, ведь в них нет того величия, на которое способен один лишь человек. Получается, в тихом омуте благополучия он губит свой природный потенциал и способствует деградации общества. Такова мораль А.П. Чехова и его рассказа «Крыжовник».
Жанр и направление
Произведение «Крыжовник» написано в жанре рассказа и относится к такому направлению в литературном творчестве, как реализм. Лаконичная прозаическая форма позволяет автору изложить свои мысли наиболее кратко, и как следствие, привлечь внимание читателя, достучаться до его сердца.
Как известно, рассказ от других жанров отличает наличие всего лишь одной сюжетной линии, присутствие одного или двух главных героев, небольшое количество второстепенных действующих лиц и небольшой объем. Все эти признаки мы наблюдаем в «Крыжовнике».
О чем?
Ветеринар Иван Иваныч Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин застигнуты в поле дождем. Герои пережидают непогоду в усадьбе Алехина — приятеля Ивана Иваныча. Тогда врач делится с сотрапезниками историей своего брата, судьба которого сложилась печально.
Братья с детства познали одну простую истину — за удовольствие надо платить. Они происходили из небогатой семьи, старались сами себя обеспечить.
Особенно стремился к обогащению младший из братьев — Николай Иваныч. Пределом всех его мечтаний были усадьба и сад, в котором рос бы спелый и ароматный крыжовник. Ради достижения своей цели Чимша—Гималйский даже сгубил жену, пусть и не нарочно. Он экономил на всем, казалось, ничего не замечал вокруг, кроме объявлений о продаже «десятин пашни и луга с усадьбой». В конечном итоге ему все-таки удалось приобрести желанный участок. С одной стороны, главный герой счастлив, он с удовольствием уплетает свой крыжовник, строит из себя сурового, но справедливого барина… Но с другой стороны, нынешнее положение Николая Иваныча не радует его брата, который приехал погостить. Иван Иваныч понимает, что есть вещи, ценность которых намного значительнее удовольствия есть собственный крыжовник. Именно в этот момент конфликт материального и духовного достигает апогея.
Анализ рассказа А.П.Чехова «Крыжовник»
Композиция
Сюжет «Крыжовника» строится по принципу «рассказ в рассказе». Нелинейное повествование помогает автору углубить смысл произведения.
Помимо истории главного героя рассказа, Николая Иваныча Чимши—Гималайского, существует и другая реальность, в которой живут Иван Иванович, Алехин и Буркин. Последние два дают свою оценку произошедшему с Николаем Иванычем. Их представления о жизни — наиболее распространенный вариант существования людей. Важно обратить внимание на экспозицию рассказа, которая содержит подробное описание природы. Пейзаж в имении Николая Ивановича подтверждает духовную нищету новоиспеченного барина.
Второстепенные персонажи
Алехин, помещик
Буркин
Пелагея
Главные герои «Крыжовника», Иван Иванович и Николай Иванович, совершенно разные люди, по-разному понимающие смысл жизни. Единственное, что их роднит – это их имена. Таким образом, Чехов продолжает развивать тему «футлярности» в своем цикле историй, в список которых входит три рассказа. Главной темой этой трилогии, писатель старается пробудить людей от бессмысленного существования, от их низменных и мелочных целей. Устами Ивана Ивановича, Чехов старается пробудить в человеке стремление к высоким моральным и нравственным ценностям, к осознанию их ничтожных желаний. Характеристика героев в произведении Чехова дает представление о том времени, которое было названо периодом застоя. Трилогия писателя отобразила ход событий, происходящих в сфере общественно-политических отношений. Своими произведениями Чехов пытался заронить искру в умы прогрессивных и думающих людей, способных коренным образом повлиять на происходящие в стране события. Осмысление рассказа «Крыжовник» заставляет задуматься о жизненных приоритетах.
Главные герои и их характеристика
В данном произведении затронуты темы счастья, мечты, поиска смысла жизни. Все три темы тесно связаны друг с другом. Мечта о собственной усадьбе с крыжовником привела Николая Иваныча к его счастью. Он не только с наслаждением ел крыжовник, но и с умным видом рассуждал о народном образовании, искренне верил, что благодаря ему каждый простой мужик сможет стать полноценным членом общества. Только вот счастье главного героя является ложным: это всего лишь покой, праздность, что ведут его к застою. Время вокруг него буквально остановилось: ему не нужно утруждать себя, стараться и отказывать себе в чем-либо, поскольку теперь он — барин. Раньше Николай Иваныч был твердо уверен в том, что счастье нужно завоевывать, заслуживать. Теперь же, по его мнению, счастье — это дар божий, и только избранному вроде него под силу жить в раю на земле. То есть, его сомнительное достижение стало лишь плодородной почвой для эгоизма. Мужчина живет только для себя. Став богатым, он обеднел духовно.
Можно выделить и такую тему, как равнодушие и отзывчивость. Рассказчик, рассуждая на эту тему, отмечает, что ни Алехин, ни Буркин до конца не поняли его идей, проявили пассивность к весьма поучительной истории о смысле жизни. Сам Иван Иваныч Чимша—Гималайский призывает каждого искать счастье на протяжении всей жизни, помнить о людях, а не только о себе.
И таким образом, герой признает, смысл жизни заключается не в удовлетворении плотских желаний, а в более возвышенных вещах, например, помощи ближним.
Основная идея
Чехов деконструировал традиционный не только для русской, но и для мировой литературы штамп о маленьком человеке, который хочет построить свой собственный дом. Если у прочих писателей это стремление вызывает только одобрение, то Чехов показывает, что в этой мечте не ничего романтичного, что путь к этой мечте не всегда правилен и честен, а его итог зачастую сомнителен. Но главная мысль рассказа «Крыжовник» в том, что даже идеалы маленького человека безнравственны, даже его тихое счастье, рай в шалаше — всего лишь мелочный эгоизм ничтожества. Да, он не хочет золотых гор, но ему так же, как и богачу, наплевать на других, он такой же безнравственный и жадный, столь же бесполезен и даже вреден для общества. Вот, что хотел сказать Чехов в рассказе «Крыжовник»: не только пути достижения, но и цели маленького человека аморальны по своей сути. Они лишь унижают его человеческое достоинство.
Смысл рассказа «Крыжовник» главный герой, Иван Иваныч выразил во фразе:
Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!
Проблемы
Анализ 3
В центре сюжета простая история, которую рассказывает Иван Иванович о собственном брате Николае. У Николая была мечта, купить имение, рядом с которым будут кусты с крыжовником. Он готов прибегнуть к любым средствам и методам, чтобы достигнуть желаемого и воплотить в жизнь мечту, которая давно не может осуществиться. На протяжении всей жизни он тяжело работал и на протяжении долгого времени откладывал деньги, чтобы скопить нужную на покупку сумму. При этом он даже морит себя голодом, чтобы не тратить лишних денег на еду.
Чтобы осуществить желаемое он даже заключает фиктивный брак со старой вдовой, которая скоро должна была умереть. Кроме этого он специально морит ее голодом, пока она не уходит в мир иной. Приобретенные нечестным способом деньги, он вкладывает в банк под проценты под собственное имя, а через некоторое время покупает дом, который хотел. И вот имение находится в его собственности, но какой ценой? Счастлив ли он от нового приобретения, которое получил в жизни?
Николай Иванович обладает такими качествами, как алчность и больше всего он любит себя. Ему не нужно не семейной счастье, не важно благополучие и состоятельность близких людей, у него нет друзей, он не успел их приобрести за долгую жизнь.
Иван Иванович делится сокровенной историей с приятелем-помещиком, у которого потом становится частым гостем в небольшом имении. Он рассказывает ее в назидание богатым людям, которые часто обменивают семьи и любимых людей на деньги и материальное богатство, которое не приводит к удовлетворению в жизни.
Основным направление повествования является реализм, данное направление являлось ключевым в данное время. Автор использует достаточно реалистичных компонентов, сам сюжет основан на реальных событиях, собственно, как и используемые детали.
Чехов использует минимализм в стиле повествования, он не отдается подробностям, но в тоже время сюжет нельзя назвать несодержательным. Он с точностью описывает трудности и проблемы, возникающие в обществе того времени. Также он подчеркивает недостатки человеческого характера, такие как жадность и алчность, присущие людям всех времен и народов.
Смысл
Главная мысль А.П. Чехова выражается во фразе Ивана Иваныча о том, что нельзя радоваться тогда, когда другим плохо. Нельзя закрывать глаза на чужие проблемы, важно помнить, что беда может постучаться в любой дом. Важно уметь вовремя откликаться на просьбы о помощи, чтобы и вам помогли в трудную минуту. Таким образом, автор выражает свое презрение к постоянному покою и стагнации в жизни человека. Счастье, по Чехову — это движение, действие, при этом направленное на совершение добрых и справедливых поступков.
Эта же идея прослеживается во всех частях трилогии.
Николай Иванович в рассказе «Крыжовник» Чехова: образ, характеристика
Николай Иванович. Художник П. Пинкисевич |
Николай Ивановича является одним из центральных персонажей рассказа «Крыжовник» Чехова.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Николая Ивановича в рассказе «Крыжовник» Чехова: описание героя в цитатах.
Смотрите:
Краткое содержание рассказа
Все материалы по рассказу «Крыжовник»
Образ и характеристика Николая Ивановича в рассказе «Крыжовник» Чехова
«Нас два брата, — начал он, — я, Иван Иваныч, и другой — Николай Иваныч, года на два помоложе.»
«Наш отец Чимша-Гималайский был из кантонистов, но, выслужив офицерский чин, оставил нам потомственное дворянство и именьишко. После его смерти именьишко у нас оттягали за долги. «
«. а Николай уже с девятнадцати лет сидел в казенной палате.»
«Мой брат тосковал в казенной палате. Годы проходили, а он всё сидел на одном месте, писал всё те же бумаги и думал всё об одном и том же, как бы в деревню. И эта тоска у него мало-помалу вылилась в определенное желание, в мечту купить себе маленькую усадебку где-нибудь на берегу реки или озера.»
«Ни одной усадьбы, ни одного поэтического угла он не мог себе представить без того, чтобы там не было крыжовника.»
«Он чертил план своего имения, и всякий раз у него на плане выходило одно и то же: a) барский дом, b) людская, с) огород, d) крыжовник.»
«Жил он скупо: недоедал, недопивал, одевался бог знает как, словно нищий, и всё копил и клал в банк. Страшно жадничал. Мне было больно глядеть на него, и я кое-что давал ему и посылал на праздниках, но он и это прятал. Уж коли задался человек идеей, то ничего не поделаешь.»
«Это уж был не прежний робкий бедняга-чиновник. «
«Он был добрый, кроткий человек, я любил его. «
«Николай Иваныч, который когда-то в казенной палате боялся даже для себя лично иметь собственные взгляды. «
«Годы шли, перевели его в другую губернию, минуло ему уже сорок лет, а он всё читал объявления в газетах и копил. Потом, слышу, женился. Всё с той же целью, чтобы купить себе усадьбу с крыжовником, он женился на старой, некрасивой вдове, без всякого чувства, а только потому, что у нее водились деньжонки. Он и с ней тоже жил скупо, держал ее впроголодь, а деньги ее положил в банк на свое имя. Раньше она была за почтмейстером и привыкла у него к пирогам и к наливкам, а у второго мужа и хлеба черного не видала вдоволь; стала чахнуть от такой жизни да года через три взяла и отдала богу душу. И конечно брат мой ни одной минуты не подумал, что он виноват в ее смерти. Деньги, как водка, делают человека чудаком.»
«После смерти жены, — продолжал Иван Иваныч, подумав полминуты, — брат мой стал высматривать себе имение.»
«. купил сто двенадцать десятин с барским домом, с людской, с парком, но ни фруктового сада, ни крыжовника, ни прудов с уточками. «
«. он выписал себе двадцать кустов крыжовника, посадил и зажил помещиком.»
Став хозяином имения, робкий и кроткий Николай Иванович превращается в настоящего «барина». Он ведет себя высокомерно и капризно по отношению к своим крестьянам и соседям:
«Вхожу к брату, он сидит в постели, колени покрыты одеялом; постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянутся вперед, — того и гляди, хрюкнет в одеяло.»
«Это уж был не прежний робкий бедняга-чиновник, а настоящий помещик, барин. Он уж обжился тут, привык и вошел во вкус; кушал много, в бане мылся, полнел, уже судился с обществом и с обоими заводами и очень обижался, когда мужики не называли его «ваше высокоблагородие». И о душе своей заботился солидно, по-барски, и добрые дела творил не просто, а с важностью.»
«Николай Иваныч, который когда-то в казенной палате боялся даже для себя лично иметь собственные взгляды, теперь говорил одни только истины, и таким тоном, точно министр. «
«И всё это, заметьте, говорилось с умной, доброю улыбкой.»
«Было жестко и кисло, но, как сказал Пушкин, «тьмы истин нам дороже нас возвышающий обман». Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась так очевидно, который достиг цели в жизни, получил то, что хотел, который был доволен своею судьбой, самим собой.»
«Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других. Но человека с молоточком нет, счастливый живет себе, и мелкие житейские заботы волнуют его слегка, как ветер осину, — и все обстоит благополучно.»
Это была цитатный образ и характеристика Николая Ивановича в рассказе «Крыжовник» А. П. Чехова.
Рассказ Чехова «Крыжовник»: краткое содержание и анализ
«Крыжовник» Чехова. Краткое содержание. Читать рассказ полностью. Кратчайшее содержание, подробный пересказ и анализ произведения. Литература.
«Крыжовник» — рассказ Антона Павловича Чехова, написанный в 1898 году. Входит в так называемую «Маленькую трилогию» вместе с рассказами «Человек в футляре» и «О любви».
«Крыжовник». Кратчайшее содержание
Ветеринар Иван Иваныч рассказывает приятелям про своего брата, Николая Иваныча Чимшу-Гималайского. Тот служил чиновником и всю жизнь мечтал о дворянском поместье, обязательно с кустами крыжовника. Николай Иваныч копил деньги, женился по расчету и к старости смог исполнить свою мечту. Теперь у него есть имение и желанный крыжовник.
Однажды брат, приехав к Николаю Иванычу в гости, задумывается: неужели тарелка с крыжовником — это счастье, к которому стоило идти всю жизнь? Иван Иваныч решает, что в жизни важно творить добро. Но сам он уже слишком стар, чтобы бороться с несправедливостью мира.
Подробное изложение с цитатами
Ветеринар Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин идут через поле. Оба устали от долгой прогулки, в небе собираются тучи. Буркин напоминает, что спутник хотел рассказать ему какую-то историю. Иван Иваныч подтверждает, что хотел поведать о своем брате.
Однако начинается дождь, и оба спешат укрыться в доме у знакомого помещика Алехина, живущего неподалеку. Тот принимает гостей радушно. Они моются, Иван Иваныч с наслаждением купается в пруду. Затем все переодеваются в халаты и за чаем с вареньем Иван Иваныч все-таки начинает обещанный рассказ о брате.
Николай Иваныч младше на пару лет. Детство братьев прошло «на воле», в имении отца, который в свое время дослужился до офицера и стал потомственным дворянином.
После смерти отца поместье забрали за долги, и с тех пор у Николая Иваныча родилась мечта — однажды «купить себе маленькую усадебку где-нибудь на берегу реки или озера». Так он и служил долгие годы чиновником в казенной палате, тоскуя о природе и мечтая о переезде в деревню.
Сам Иван Иваныч этой мечты не понимал: «Этому желанию запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу я никогда не сочувствовал. Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа».
А Николай у себя в канцелярии воображал, как однажды будет есть домашние щи на зеленой травке, «спать на солнышке, сидеть по целым часам за воротами на лавочке и глядеть на поле и лес». Он любил книги по сельскому хозяйству, читал в газетах объявления о продаже усадеб. И почему-то всегда в его фантазиях присутствовал крыжовник.
Жил чиновник скупо: «недоедал, недопивал, одевался бог знает как, словно нищий», каждую копейку откладывая в банк. Старшему брату было «больно глядеть на него». После 40 лет Николай Иваныч женился на старой и некрасивой вдове, исключительно ради денег. Жену он держал в черном теле, «впроголодь», а деньги положил в банк на свое имя. Супруга стала чахнуть и спустя три года умерла.
Овдовев, Николай Иваныч наконец купил имение. В усадьбе не было ни желанного пруда, ни фруктового сада. Зато рядом были два завода, из-за чего вода в ближайшей речке была «цветом как кофе». Николай Иваныч, впрочем, был доволен: выписал двадцать кустов крыжовника и зажил помещиком, добавив свою фамилию к названию имения — Чумбароклова Пустошь, Гималайское тож.
В прошлом году Иван Иваныч заезжал проведать брата. Имение показалось ему неуютным: везде канавы, заборы, ряды елок. Толстая собака и толстая кухарка, похожие на свиней. Сам Николай Иваныч встретил гостя, сидя в постели. Он набрал вес, постарел и обрюзг — «того и гляди, хрюкнет в одеяло».
Из робкого чиновника Николай Иваныч превратился в настоящего барина. Полюбил говорить «мы, дворяне», хотя дед его был простым крестьянским мужиком, а отец — солдатом. Обижался, если мужики не называли его «ваше благородие». Обо всем судил с важным видом: «Образование необходимо, но для народа оно преждевременно».
Ивана Иваныча потряс момент, когда вечером к чаю кухарка подала полную тарелку крыжовника — первого урожая, выращенного на своей земле.
Николай Иваныч засмеялся и минуту глядел на крыжовник, молча, со слезами, — он не мог говорить от волнения, потом положил в рот одну ягоду, поглядел на меня с торжеством ребёнка, который наконец получил свою любимую игрушку, и сказал:
И он с жадностью ел и всё повторял:
— Ах, как вкусно! Ты попробуй!
Брату крыжовник не понравился, «было жестко и кисло». Но он не стал портить хозяину удовольствие.
Николай Гриценко в роли Николая Иваныча в фильме «Крыжовник» 1967 года
Ночью Иван Иваныч слышал, что брат в соседней комнате не спит, а то и дело подходит к тарелке с крыжовником и берет по ягодке.
Иван Иваныч был поражен. Он видел перед собой счастливого человека, чья заветная мечта осуществилась, но им самим овладело «тяжелое чувство, близкое к отчаянию». Он стал думать, как много в мире довольных и счастливых людей, которые не замечают чужих страданий. Такие люди не видят бедности, голода, пьянства и лицемерия: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные».
Рассказчик понял, что дело тут не в брате, а в нем самом. Он сам такой же «довольный и счастливый человек». Он тоже с важным видом любил говаривать, что нельзя торопиться со свободой для всех. А тут вдруг задумался: зачем ждать?
С тех пор ветеринару Ивану Иванычу стал невыносим город. Он погрузился в грустные раздумья: «Я уже стар и не гожусь для борьбы, я неспособен даже ненавидеть. Я только скорблю душевно, раздражаюсь, досадую, по ночам у меня горит голова от наплыва мыслей, и я не могу спать. Ах, если б я был молод!»
Затем он обращается к помещику Алехину и просит: «Пока вы молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чём-то более разумном и великом. Делайте добро!» Все это он говорил с какой-то «жалкой, просящею улыбкой».
После трое мужчин сидели в разных углах в креслах и молчали. Рассказ показался Буркину и Алехину скучным: подумаешь, помещик ест крыжовник! Затем разошлись спать. «Господи, прости нас грешных!» — сказал Иван Иваныч и укрылся с головой. Дождь стучал в окна всю ночь.
Фильм «Крыжовник»
В 1967 году по мотивам чеховского рассказа был снят фильм с Александром Борисовым, Николаем Гриценко, Юрием Яковлевым и Всеволодом Платовым.
Изначальная идея рассказа и спор Чехова с Толстым
Название рассказа и основу сюжета Чехов записал еще в 1895 году, за три года до публикации. По первоначальной задумке, произведение должно было выглядеть так:
Позднее Чехов записал еще одну деталь: «Крыжовник был кисел: «Как глупо», сказал чиновник и умер». Однако в итоговой версии рассказа нет ни смерти, ни сожалений главного героя. Финал стал менее однозначным, открытым.
Судя по записным книжкам 1898 года, от лица Ивана Иваныча Чехов стремился поспорить с рассказом Льва Толстого «Много ли человеку земли нужно». Именно поэтому он добавил слова о том, что три аршина земли достаточно «не человеку, а трупу», что «человеку нужен весь земной шар».
Анализ: тема, проблематика, герои и вывод
Рассказы Чехова принято называть юмористическими, хотя многие из них вовсе не смешны. Так и «Крыжовник» проникнут грустным, философским настроением. Заметное место отведено описаниям дождливой природы, деталям деревенской жизни. Все это создает особое элегическое настроение.
Тема произведения — человеческое счастье. Устами рассказчика, Ивана Иваныча, автор ставит проблему: может ли быть целью жизни кислый крыжовник в собственной усадьбе? Достижимо ли вообще счастье в мире, где столько страданий?
В рассказе противопоставляются два брата, об одном из которых читатель знаешь лишь с чужих слов. Для Николая Иваныча мечта — вырваться в деревню, наслаждаться простыми помещичьими радостями в собственном имении. Ради этого он готов большую часть жизни провести в канцелярии, жениться по расчету, экономить на всем.
А вот у Ивана Иваныча нет столь простого желания, ему нужны весь мир и природа, «где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа». Цель жизни — творить добро. Вот только понимает это он слишком поздно, в пожилом возрасте. Не зря встреча родственников описана словами: «Мы обнялись и всплакнули от радости и от грустной мысли, что когда-то были молоды, а теперь оба седы и умирать пора».
Иван Иваныч, вроде бы разгадавший для себя секрет человеческого счастья, пытается донести это открытие до молодого еще помещика Алехина, но тот не понимает смысла истории и откровенно скучает. Финал остается открытым, давая читателю продолжить размышления самому.