Что мы умеем развитие речи в старшей группе
Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада
Зуева Екатерина
Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада
Тема: Чтение художественных произведений. «Доброе слово лечит, а худое калечит» (по произведениям Э. Мошковской «Я маму свою обидел»; А. Кузнецовой «Поссорились»; Н. Дуровой «Две подружки»).
Цель: учить детей эмоционально воспринимать идею, содержание художественных произведений; формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими; воспитывать у детей доброе отношение к близким, уметь исправлять свои ошибки, прося прощения; развивать у детей диалогическую речь, активизировать словарь.
Ход занятия
Воспитатель читает детям стихотворение А. Шибаева.
Как много разных слов на свете.
Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей кругом полным-полно,
И все, что только видит глаз
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас,
— С помощью слов человек общается с другими людьми, сообщает о чем-либо кому-нибудь, выражает свои чувства и настроения.
Дидактическая игра «Настроение»
Каждому ребенку дается конверт с изображением того или иного настроения, чувства. Ребенку предлагается изобразить на своем лице сходное настроение,обозначить словом: грусть, печаль, радость, смех, удивление, страх и т. д.
— Ребята, с помощью слова можно творить чудеса. Ведь словом можно рассмешить грустного, подбодрить трусливого, обрадовать печального, похвалить трудолюбивого, а можно огорчить, обидеть, нагрубить и т. д.
— Давайте с вами потренируемся.
Игра «Подбери нужные слова»
— Каким словом можно поприветствовать? (Здравствуй, привет, доброе утро.)
— Поблагодарить? (Спасибо, очень вам благодарен.)
— Похвалить? (Молодец, умница, ты хороший, умный.)
— Успокоить? (Не волнуйся, все будет хорошо, не расстраивайся.)
— А какими словами можно обидеть человека? Это очень неприятный вопрос. Давайте мы не будем на него отвечать, иначе нам придется говорить неприятные, грубые, обидные слова вслух.
— Ребята, бывали у вас в жизни случаи, когда вы ссорились со своими друзьями или родными? (Ответы детей).
— Послушайте стихотворение А. Кузнецовой «Поссорились».
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга,
Помириться нужно нам.
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
— Случалась ли у вас такая ссора? (Ответы детей).
— Как вы поступаете в таком случае? (Ответы детей).
— Как вы думаете, чем закончилась эта история? (Ответы детей).
— Хотите узнать, что было дальше?
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
— Как вы думаете,после слов: «Играть давай» изменилось настроение у подружек? (Ответы детей).
— А вот послушайте еще рассказ Н. Дуровой «Две подружки».
Варя дала Лене поиграть в свою куклу. Когда она уходила домой,то подошла к Лене и попросила вернуть куклу:
— Я иду домой, дай мне, пожалуйста, куклу.Лена ответила грубо:
— На, возьми, пожалуйста, свою куклу.
Варя отвернулась и грустно пошла домой.
— Почему Варе стало грустно?
— Можно назвать Варю жадной девочкой?
— Какую ошибку допустила Лена и как ее можно исправить?
— Подходит ли Лене пословица: «Те же слова, да не так молвить»?
— Оказывается, важно не только знать вежливые слова, но и уметь их говорить вежливо, чтобы не обидеть словом человека.
— Ребята, а случалось ли вам когда-нибудь обидеть словами своих самых близких людей, особенно маму? (Ответы детей).
— Из-за чего возникла ссора? (Ответы детей).
— Послушайте стихотворение Э. Мошковской «Обида».
Из дома мы вместе не выйдем,
Не сходим с ней никуда.
Она в окно не помашет,
Она ничего не расскажет,
Я тоже не расскажу.
Возьму я мешок за плечи,
Я хлеба кусок найду,
Возьму я палку покрепче,
Уйду я, уйду в тайгу.
Я буду ходить по следу
В страшный-страшный мороз.
И через бурную реку
Буду я строить мост.
И буду я главный начальник,
И буду я с бородой,
И буду всегда печальный
И молчаливый такой.
И вот будет вечер зимний,
И вот пройдет много лет,
И вот в самолет реактивный
Мама возьмет билет.
И в день моего рожденья
Тот самолет прилетит!
И выйдет оттуда мама,
И мама меня простит.
— В стихотворении нет конца, в нем не говорится о том, простила ли мама мальчика или нет.
— Как вы думаете, ребята, простила его мама? (Ответы детей).
— Автор стихотворения не рассказывает нам, чем мальчик обидел свою маму, что он сделал, что сказал. Но ситуация очень понятная и знакомая.
— Вы, ребята, обижали когда-нибудь свою маму? Как? (Ответы детей).
— Ребята, какие долгие мучения испытывает каждый человек из-за ссоры. И мальчик долго мучился, он даже из дома хотел уйти и много лет маму не видеть.
— Что надо было сразу сделать мальчику, чтобы этот конфликт не затянулся надолго? (Попросить прощения.)
— Какие слова можно сказать маме, когда просишь прощения? (Мамочка, любимая, родная, прости, извини, не обижайся, не расстраивайся. И, конечно же, пообещать исправиться.)
— Помните, ребята, когда общаетесь со своими друзьями, знакомыми, родными,что:
Доброе слово лечит, а худое калечит.
Ласковое слово, что солнышко.
От худого слова навек ссора.
Конспект занятия в старшей группе детского сада «Как мы делали снег» «Путешествие в Лабораторию. Изготовление искусственного снега» (НОД проведена в игровой форме со всеми детьми в количестве 24 чел; 2 девочки.
Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.
Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе детского сада Цель занятия. Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление,.
Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе детского сада Автор:Хасанзянова Зиля Ильясовна, воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №28 «Умырзая».
Конспект НОД по развитию речи «Мы — воспитанники старшей группы»
Ирина Лещенко
Конспект НОД по развитию речи «Мы — воспитанники старшей группы»
Конспект НОД по развитию речи
Тема: «Мы – воспитанники старшей группы»
Цель. Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по развитию речи.
Ход занятия
Воспитатель интересуется, не забыли ли дети, как называется их группа (старшая) и почему они зачислены в эту группу.
«Вам всем уже давно или недавно исполнилось пять лет, и вы действительно достойны носить звание старших детей в детском саду.
Старшие дети – помощники нам, взрослым, и пример для малышей. Вы много знаете и многое умеете делать – рисовать, лепить, конструировать, петь, танцевать. Но многому вы должны еще научиться, чтобы стать интересными собеседниками и воспитанными детьми, настоящими старшими дошкольниками.
Собеседник – это кто? (Беседа – собеседник.)
А интересный собеседник?
Многие из вас уже были на море, летали на самолете, были в парке с разными аттракционами. Поделитесь с нами своими впечатлениями.
Ребята кто желает поделиться своими впечатлениями? (выслушию всех желающих и оцениваю ответы).
Поясняю, что важно уметь рассказывать так, чтобы слушатель в обычном «увидел» необычное.
Ребята у нас с вами сейчас занятие по развитию речи. Чему мы учимся на этих занятиях? (рассказывать, правильно и красиво говорить на родном языке).
«Люди, встречаясь, приветствуют друг друга, интересно, какие слова они произносят? (Здравствуйте, привет, добрый день, доброе утро, добрый вечер.)
Если вы обратитесь к приятелю или приятельнице: „Доброе утро. Я рад тебя видеть” или „Добрый день. Как хорошо, что мы встретились”,а бабушке по телефону скажете: „Здравствуй, бабуленька. Я звоню, потому что соскучился по тебе”», то друзья и родные будут считать вас милыми, воспитанными детьми. Быть воспитанным необходимо и этому нужно учиться. А еще вам придется учиться ладить друг с другом и обходиться без ссор и обид».
Ребята скажите пожалуйста а знает ли кто из вас загадки или считалки?
(выслушиваю всех желающих).
Ребята я вам хочу рассказать новую считалку :
Шел котик по лавочке —
Кому девять, кому пять,
Выходи, тебе искать!
А еще хочу загадать загадку?
Там черту подведет.
Молодцы ребята! Вот наше занятие подошло к концу, давайте же мы с вами вспомним что у нас было на занятии, что вам понравилось больше всего?
Фотоотчет «Как воспитанники старшей специальной группы готовились к 23 февраля» Подготовка к празднику началась с понедельника, мы начали знакомиться с новой лексической темой «День защитников Отечества». За неделю воспитанники.
Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи» для детей подготовительной группы Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №3»г. Саратова Конспект НОД по образовательной области.
Конспект НОД по развитию речи детей старшей группы «В каждом из нас живет сказочник» Конспект НОД по развитию речи детей старшей группы «В каждом из нас живет сказочник» (на основе изучения сказки «Теремок») Цель: Научить.
Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы «Весна. Перелетные птицы» Цель: Закрепить полученные знания по теме: «Весна. Перелетные птицы» Задачи: 1. Продолжать расширять знания детей о весне, о перелётных.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Космос» Цель: развитие монологической формы речи с опорой на предложенный воспитателем коллаж. Задачи: 1. развивать умение составлять рассказы,.
Конспект НОД по развитию связной речи с детьми старшей группы «Домашние животные» Конспект занятия по теме: «Домашние животные» (старшая группа) Задачи: Расширять и закреплять знания детей о домашних животных и их детёнышах.
Конспект открытого показа НОД по развитию речи «Как мы к Морозу Ивановичу за снегом ходили» для детей старшей группы Цель: развитие и совершенствование всех сторон устной речи каждого ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь,.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Умеем мы общаться со взрослыми»
Тема: Умеем мы общаться со взрослыми?
Цель: Воспитывать уважительное отношение к взрослым.
— Развивать коммуникативные качества детей, образную речь.
— Воспитывать в детях отзывчивость, культуру общения, умение понимать другого.
Ход занятия
I. Организационный момент
Цель: создание благоприятной рабочей обстановки в группе.
Воспитанники поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа,начиная с больших пальцев и говорят:
• желаю (соприкасаются большими пальцами);
• во всём (безымянными);
• Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
II. Основная часть занятия
1. Постановка проблемной ситуации
Воспитатель. Ребята, на прошлом занятии мы разобрали первое правило общения со взрослыми. Назовите мне, пожалуйста, это правило.
Дети: не надо ругаться, кричать, плакать, лучше договариваться.
Воспитатель. Подумаешь, мелюзга, запомнили одно правило и хвастаетесь.
Ребята, вам понравилось, как я вам ответила? Почему?
Дети: ответы детей примерные (не понравилось, вы не были вежливы, вы нас обозвали мелюзгой, вы нас не похвалили).
Воспитатель. Нашу ситуацию хорошо описал поэт в стихотворении. Послушайте.
В жизни немало страниц
Мрачных, тяжелых, суровых.
Хочется дружеских лиц,
Хочется доброго слова.
Хмурый, неласковый день,
Тучи нависли свинцово.
Как не хватает нам всем
Теплого, доброго слова!
Вывод отсюда простой,
Это любому понятно:
Маленькой кошке и той
Доброе слово приятно.
Пусть тишина и покой
В сердце поселятся снова!
Пусть на планете земной
Царствует доброе слово.
Воспитатель. Как надо общаться, чтобы не обидеть другого человека – взрослого? Об этом мы будем говорить на сегодняшнем занятии.
3. Игра «Вежливые слова».
Воспитатель. Предлагаю поиграть! Я читаю Вам загадку, а Вы мне отгадку!
Если встретился знакомый, хоть на улице, хоть дома –
Не стесняйся, не лукавствуй, а скажи погромче ….(здравствуй)
Если просишь что-нибудь, то сначала не забудь
Разомкнуть свои уста и сказать (пожалуйста)
Вежливым словом просьбу начните: Будьте ….(любезны, будьте ….(добры)
Порвал Воробей паутинные нити.
Чирикнул смущенно: Ну ….(извините)
Если встретилась компания, не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания всем скажите:. (до свидания)
Когда я что-то подарю,мне говорят:. (благодарю)
Если словом или делом Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко,смело говорить:. (Спасибо)
Играл Медвежонок на кухне в футбол и перебил ненароком посуду.
К Медведице- маме понурый пришёл: (Прости) меня, мама, я больше не буду!
Воспитатель. А сейчас немного разомнемся, отдохнем. Проведем разминку.
Руки в стороны – в полет
Правое крыло – вперед,
Левое крыло – вперед.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолет.
IV. Заключительная часть занятия
Воспитатель. Ребята, а теперь давайте посмотрим, так ли вы чутки к настроению другого человека.
Воспитатель. Наше занятие окончено, надеюсь, оно было для вас интересным, а вот насколько полезным,я попрошу вас высказаться с помощью цветочков соответствующего цвета:
Посмотрите, какой замечательный букет у нас получился. А это значит, что у вас настроение было отличным, а наше занятие полезным.
Я вам говорю большое спасибо. До свидания!
Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.
Конспект НОД «Птица» по развитию речи в старшей группе Цель:[/b] формирование экологических знаний о перелетных птицах и ответственного бережного отношения к ним. Задачи:1. Образовательные• Учить.
Конспект НОД по развитию речи «Наш Гагарин» в старшей группе Цели: Познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики; расширить представления детей о космических полетах; закрепить.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Насекомые» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с характерными внешними признаками насекомых; расширять словарь детей за счёт слов, обозначающих.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Осень» Цель: Обобщить знания детей по теме: “Осень”.Задачи:1. Образовательные: Активизировать и обогащать лексический словарь по теме: «Осень».
Конспект НОД по развитию речи «Звук [У]» в старшей группе Цель: изучение звука [У]. Задачи: 1. Формировать навыки звукового анализа; 2. Формировать понятия «звук», «гласный звук», «буква». 3. Учить.
Конспект НОД по развитию речи «Звуки [И] — [Ы]» в старшей группе Цель: закрепление звуков [И] – [Ы]. Задачи: 1. Формировать навыки звукового анализа; 2. Формировать понятия «звук», «гласный звук», «буква».
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.
Конспект тренинга по профессиональному выгоранию педагогов в ДОУ «Мы умеем общаться» Форма организации: групповая (15 педагогов, круглый стол. Цель: оптимизация общеколлективной деятельности педагогов по решению конфликтных.
Речевое развитие детей в старшей группе детского сада
Статью «Речевое развитие детей в старшей группе детского сада»
подготовила Елисова Е. В., воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ д/с №10 «Белочка» г. Кулебаки.
«Речевое развитие детей в старшей группе детского сада».
Словарь и грамматический строй отражают зрелость познавательных процессов и степень сформированности различных видов деятельности: игровой, изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.
На шестом году жизни совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа, связной речи, интонационной выразительности. Уровень развития речи отражает особенности наглядно-образного мышления дошкольника. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был.
Особое значение для развития ребенка имеет сюжетно-ролевая игра, требующая от детей умения договариваться о ролях, подготавливать условия для игры, общаться соответствующим образом, соблюдать правила, согласовывать свои действия с действиями других участников. Расширение кругозора ребенка способствует обогащению его словаря.
В старшем дошкольном возрасте ребенок продолжает знакомиться с разнообразными свойствами предметов, пространственными, временными и другими отношениями. Сравнение предметов по цвету, форме, величине, материалу, количеству, пространственному расположению деталей и значению требует в словарном запасе достаточного количества существительных, прилагательных, глаголов.
Кроме предметного окружения,ребенок осваивает социальный мир: расширяются его представления о семье, родственных отношениях, о детском саде, воспитанниках и работниках, о родном городе, стране, государственных праздниках, труде взрослых, людях разных профессий.
Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на его ошибки, исправляют их, показывают правильный образец. В разговорной речи дошкольник в соответствии с темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы. Дети активно используют существительные с обобщающим, а также с конкретным значением, обозначающие предметы, отдельные их части и детали, качества и свойства;
Взрослым необходимо обращать внимание на выразительность речи ребенка, его умение пользоваться различными интонациями, дыханием, голосом. Распространенным недостатком является очень быстрая, эмоциональная речь. Специальные упражнения помогут нормализовать речевой ритм и темп, улучшить дикцию. Произношение шестилетних детей мало отличается от речи взрослых.
Чем полнее усваиваются богатства языка, тем свободнее ребенок пользуется ими, тем лучше он познает сложные связи в природе и обществе. Для детей хорошая речь – залог успешного обучения и развития.
Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления.
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе с использованием ИКТ «Ранняя весна» Тема «Ранняя весна» Цель: Обогащать активный словарный запас детей. Задачи: 1. Образовательные: Вырабатывать умение составлять описательный.
Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» в средней группе детского сада «Заюшкина избушка» Цель: Уточнить и закрепить путем игры-драматизации знание детей о русской народной сказке «Заюшкина избушка». Воспитывать интерес и любовь.
«Речевое развитие детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей детей дошкольного возраста. Гуляя с собакой, часто слышу как мама говорит своему.
Охрана безопасности жизнедеятельности «Зимняя прогулка» в старшей группе детского сада для детей с ОВЗ Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию небольшой материал по ОБЖ. Зимние прогулки хоть и приносят огромную радость детям, но иногда.
Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь) Сентябрь 1 неделя Занятие 2. Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь.
Перспективный план по образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС в старшей группе Сентябрь 3 неделя Занятие 1. Мы – воспитанники старшей группы. Цель. Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие.
Родительское собрание-практикум «Речевое развитие ребенка 6 лет» в старшей группе Цель: повышение компетентности родителей в области речевого развития детей старшего дошкольного возраста Задачи: • познакомить родителей.
Всеобуч для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Всеобуч для родителей на тему «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада». Подготовила Красикова Д. И., МДОАУ №107 г. Оренбурга.
Занятие для детей (2–3 года): Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие «Петушок и его семья» Цель: приобщать детей к устному народному творчеству с раннего возраста Задачи: Закреплять умение детей слушать знакомые фольклорные произведения.